Научная статья на тему 'ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗДОРОВЬЕ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ'

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗДОРОВЬЕ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HEALTH-ORIENTED ACTIVITY / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / HEALTH CONSERVATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / UNIVERSAL COMPETENCIES / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / GENERAL PROFESSIONAL COMPETENCIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артеменко Борис Александрович, Тюмасева Зоя Ивановна, Пермякова Надежда Евгеньевна, Орехова Ирина Леонидовна, Антонова Эльвира Рафиковна

Введение - актуальность настоящего исследования определяется запросом государства и общества, который сегодня предъявляется к системе общего образования и педагогам. На основе изучения нормативно-правовых документов, авторы констатируют, что сегодня возникла необходимость подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования, готовых к здоровью ориентированной деятельности. Цель исследования - внедрение и апробация в образовательном процессе педагогического вуза, в рамках перехода на стандарты ФГОС ВО (3++), модуля, способствующего формированию у обучающихся компетенций в области безопасного, здорового образа жизни, физической культуры личности, а также приобретению способностей применять здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности с учетом возрастных аспектов субъектов образования. Методика и организация исследования - для определения содержания модуля проведено исследование базовых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, факторах здоровьесбережения, а также для определения состояния здоровья обучающихся были привлечены 51 человек из числа первокурсников, поступивших в 2019 году на образовательные программы, разработанные по ФГОС ВО (3++). В качестве инструментария использованы анкета «Потребностное напряжение» (З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И. Л. Орехова) и экспресс-оценка уровня физического здоровья (Г. Л. Апанасенко). Результаты исследования и их обсуждение. При разработке учебных планов по ФГОС ВО (3++), направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) предложен модуль «Здоровьесберегающий», который предусматривает изучение обучающимися ряда дисциплин, направленных на их подготовку к здоровью ориентированной деятельности в общеобразовательных организациях. Выводы. Результаты исследования позволяют предположить, что изучение дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» позволит сформировать у студентов педагогического университета на 1-3 курсах, целостное представление о роли педагога в формировании у обучающихся общеобразовательных организаций здоровье ориентированного мировосприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артеменко Борис Александрович, Тюмасева Зоя Ивановна, Пермякова Надежда Евгеньевна, Орехова Ирина Леонидовна, Антонова Эльвира Рафиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BACKGROUND OF PREPARATION OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR HEALTH-ORIENTED ACTIVITY IN EDUCATION

The relevance of this study is determined by the request of the state and society, which today is presented to the general education system and teachers. Based on the study of the regulatory documents, the authors state that today there is need for training specialists in the system of higher pedagogical education, ready for health-oriented activities. The purpose of the study is the introduction and testing in the educational process of the pedagogical university, as part of the transition to the standards of the Federal State Educational Standard of Higher Education (3 ++), the module that promotes the formation of competences in students in the field of safe, healthy lifestyle, physical culture of the person, as well as the acquisition of abilities to apply health-saving technology in the professional activities, taking into account the age aspects of the subjects of education. Methodology and organization of the study - to determine the content of the module, the study was carried out covering the basic ideas about health, healthy lifestyles, health conservation factors, and 51 people from the first-year students, who enrolled in the educational programs, developed in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education in 2019 were involved in determining the health status of students (3 ++). As a toolbox, the questionnaire "Need voltage" (Z.I. Tyumaseva, A.A. Tsygankov, I.L. Orekhova) and express assessment of the level of physical health (G. L. Apanasenko) were used. Research results and discussion. When developing curricula for the Federal State Educational Standards of Higher Education (3 ++), direction 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), the module “Health-saving” is proposed, which involves students, studying a number of disciplines aimed at preparing them for the health-oriented activities in educational institutions. Conclusions. The results of the study suggest that the study of the disciplines of the Health-saving module will allow the students of the pedagogical university of the 1-3 years to form the holistic view of the role of the teacher in the formation of health-oriented world perception among the students of the educational institutions.

Текст научной работы на тему «ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗДОРОВЬЕ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 378.14

ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ЗДОРОВЬЕ ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Борис Александрович Артеменко, кандидат биологических наук, доцент, Зоя Ивановна Тюмасева, доктор педагогических наук, профессор, Надежда Евгеньевна Пермякова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Леонидовна Орехова, кандидат педагогических наук, доцент, Эльвира Рафиковна Антонова, старший преподаватель, ЮжноУральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск

Аннотация

Введение - актуальность настоящего исследования определяется запросом государства и общества, который сегодня предъявляется к системе общего образования и педагогам. На основе изучения нормативно-правовых документов, авторы констатируют, что сегодня возникла необходимость подготовки специалистов в системе высшего педагогического образования, готовых к здоровью ориентированной деятельности. Цель исследования - внедрение и апробация в образовательном процессе педагогического вуза, в рамках перехода на стандарты ФГОС ВО (3++), модуля, способствующего формированию у обучающихся компетенций в области безопасного, здорового образа жизни, физической культуры личности, а также приобретению способностей применять здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности с учетом возрастных аспектов субъектов образования. Методика и организация исследования - для определения содержания модуля проведено исследование базовых представлений о здоровье, здоровом образе жизни, факторах здоровьесбережения, а также для определения состояния здоровья обучающихся были привлечены 51 человек из числа первокурсников, поступивших в 2019 году на образовательные программы, разработанные по ФГОС ВО (3++). В качестве инструментария использованы анкета «Потребност-ное напряжение» (З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И. Л. Орехова) и экспресс-оценка уровня физического здоровья (Г. Л. Апанасенко). Результаты исследования и их обсуждение. При разработке учебных планов по ФГОС ВО (3++), направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) предложен модуль «Здоровьесберегающий», который предусматривает изучение обучающимися ряда дисциплин, направленных на их подготовку к здоровью ориентированной деятельности в общеобразовательных организациях. Выводы. Результаты исследования позволяют предположить, что изучение дисциплин модуля «Здоровьесберегающий» позволит сформировать у студентов педагогического университета на 1-3 курсах, целостное представление о роли педагога в формировании у обучающихся общеобразовательных организаций здоровье ориентированного мировосприятия.

Ключевые слова: здоровье ориентированная деятельность, здоровьесбережение, педагогическая деятельность, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции, профессиональные компетенции.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p15-22

BACKGROUND OF PREPARATION OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY FOR HEALTH-ORIENTED ACTIVITY IN EDUCATION

Boris Alexandrovich Artemenko, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Zoya Ivanovna Tyumaseva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Nadezhda Evgenievna Permyakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Leonidovna Ore-khova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elvira Rafikovna Antonova, the senior teacher, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The relevance of this study is determined by the request of the state and society, which today is presented to the general education system and teachers. Based on the study of the regulatory documents, the authors state that today there is need for training specialists in the system of higher pedagogical education, ready for health-oriented activities. The purpose of the study is the introduction and testing in the ed-

ucational process of the pedagogical university, as part of the transition to the standards of the Federal State Educational Standard of Higher Education (3 ++), the module that promotes the formation of competences in students in the field of safe, healthy lifestyle, physical culture of the person, as well as the acquisition of abilities to apply health-saving technology in the professional activities, taking into account the age aspects of the subjects of education. Methodology and organization of the study - to determine the content of the module, the study was carried out covering the basic ideas about health, healthy lifestyles, health conservation factors, and 51 people from the first-year students, who enrolled in the educational programs, developed in accordance with the Federal State Educational Standard of Higher Education in 2019 were involved in determining the health status of students (3 ++). As a toolbox, the questionnaire "Need voltage" (Z.I. Tyumaseva, A.A. Tsygankov, I.L. Orekhova) and express assessment of the level of physical health (G. L. Apanasenko) were used. Research results and discussion. When developing curricula for the Federal State Educational Standards of Higher Education (3 ++), direction 44.03.05 Pedagogical education (with two training profiles), the module "Health-saving" is proposed, which involves students, studying a number of disciplines aimed at preparing them for the health-oriented activities in educational institutions. Conclusions. The results of the study suggest that the study of the disciplines of the Health-saving module will allow the students of the pedagogical university of the 1-3 years to form the holistic view of the role of the teacher in the formation of health-oriented world perception among the students of the educational institutions.

Keywords: health-oriented activity, health conservation, pedagogical activity, universal competencies, general professional competencies, professional competencies.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время стратегическим ориентиром модернизации Российского образования остается сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса. Данная проблема имеет общенациональное и государственное значение, так как от уровня здоровья подрастающего поколения зависят перспективы развития страны, благополучие общества, социально-психологическая защищенность ее граждан [17].

Основной целью современного образования становится формирование духовно и физически здорового человека, а также целеустремленной, ответственной, активной личности, способной компетентно выполнять профессиональные функции в быстро меняющемся мире. Поэтому система образования должна предусматривать подготовку обучающихся педагогических вузов к здоровьеориентированной деятельности, чтобы эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья детей. Современный педагог, к сожалению, недостаточно осведомлен о возможных негативных влияниях образовательной среды на здоровье обучающихся.

Многочисленные исследования отечественных (Р.И. Айзман [2], Н.А. Голиков [6], В.Н. Ирхин [5], Н.Н. Малярчук [9], И.Л. Орехова [10], Т.Ф. Орехова [8], Н.В. Третьякова [16], З. И. Тюмасева [17], Е.А. Югова [20] и др.) и зарубежных (R.E. Day et al. [21], L.M Hegarty. et al. [22], V. Llorent-Bedmar [23], R. Love et al. [24], P.-J. Naylora et al. [25]) исследователей показали, что не только в нашей стране, но и в мире сложилась сложная ситуация со здоровьем обучающихся.

За последние двадцать - двадцать пять лет появились работы, в которых представлены здоровьесберегающие технологии, системы и средства оздоровления, пути и способы сохранения, укрепления здоровья детей, педагогов в условиях образовательного процесса (Н.П. Абаскалова [1], В.Ф. Базарный [4], В.В. Колбанов [7], Н.Н. Малярчук [9], Т.Ф. Орехова [8], Н.К. Смирнов [15], З.И. Тюмасева [18] и др.).

Анализ данных исследований показывает, что необходима серьезная законодательная база для повышения эффективности подготовки обучающихся к здоровьеориентиро-ванной деятельности в педагогических вузах.

Под деятельностью будем понимать специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целенаправленное изменение и преобразование. Если мы говорим о подготовке обучающихся педагогического вуза, то имеем в виду профессиональную деятельность, направленную на обеспе-

чение и эффективное функционирование и развитие образовательного процесса.

Здоровьеориентированная деятельность в образовательных организациях - это заинтересованная деятельность педагогов, направленная на сохранение, укрепление здоровья субъектов образования; создание здоровьесберегающей образовательной среды, кото -рая развивается коадаптивно с развитием самого обучающегося; на выстраивание субъект-субъектных отношений.

Укрепление здоровья и личностного потенциала подрастающего поколения рассматривается как фактор национальной безопасности России и является приоритетным в развитии государства. В современном законодательстве Российской Федерации определяются императивы охраны здоровья детей, формирования у них культуры здорового образа жизни. Так, в Законе № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в статье 28 определено, что: «В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях... должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.» [12]; в Законе № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в статье 7 говорится, что: «Государ -ство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей» [14].

В 2009 году была разработана Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, где обозначены основные цели, задачи и направления в обеспечении условий для физического развития населения и охраны его здоровья. В разделе VI «Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных учреждениях» одним из направлений политики является «модернизация физического воспитания в образовательных учреждениях». В данном документе обозначена необходимость внедрения в систему общего образования мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности, а также установление требований по обеспечению безопасности для жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий физической культурой [11].

Поскольку срок действия данной Стратегии истекает в 2020 году, то в марте 2019 года Президент России Владимир Путин дал поручение Министерству спорта Российской Федерации разработать проект Стратегии до 2030 года и принять ее не позднее октября 2020 года.

Таким образом, мы видим, что немаловажная роль в формировании и укреплении здоровья обучающихся отводится системе общего образования, первым уровнем которой является дошкольное образование [13]. В 2013 году для дошкольного образования вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одной из задач которого является «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их . физических качеств...», а также «обеспечение ... охраны и укрепления здоровья детей» [19].

Анализ нормативно-правовых документов, позволяет нам констатировать, что в целом, политика государства направлена на заботу о здоровье населения, его физическом развитии, а также формирование культуры здорового образа жизни у подрастающего поколения.

Логично предположить, что актуальной проблемой современной системы вузовского педагогического образования по праву является подготовка обучающихся к здоро-вьеориентированной деятельности. Следовательно, возникает необходимость включения в учебные планы профессиональной подготовки и переподготовки работников образования специального модуля, раскрывающего вопросы организации здоровьеориентирован-ного образования, создания здоровьсберегающей образовательной среды, формирования навыков здоровьесберегающей деятельности, воспитания потребности ведения здорового

образа жизни у обучающихся.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для проведения исследования использовались анкетирование (методика «Потреб-ностное напряжение» (З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И.Л. Орехова) и экспресс-оценка уровня физического здоровья Г.Л. Апанасенко) и экспертная оценка. В исследовании по определению стартового уровня представлений о здоровье, здоровом образе жизни, факторах здоровьесбережения, а также состояния здоровья обучающихся приняли участие студенты 1 курса в количестве 51 человека, обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность (профиль): «Дошкольное образование. Управление дошкольным образованием», «Дошкольное образование. Иностранный язык», «Начальное образование. Дошкольное образование» (ФГОС 3++).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование, проведенное на основе анкеты «Потребностное напряжение» (З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков, И.Л. Орехова) [18] продемонстрировало следующие результаты (таблица 1):

Таблица 1. - Результаты анкетирования обучающихся первого курса на предмет готовно -сти к здоровьеориентированной деятельности_

Показатели готовности к оздоровительной деятельности Уровень

№ п/п высокий средний низкий

чел. % чел. % чел. %

1 Знания о здоровье человека как жизненной ценности 16 31,4 21 41,2 14 27,4

2 Потребность в здоровом и безопасном образе жизни 9 17,6 19 37,3 23 45,1

3 Использование здоровьесберегающих технологий 12 23,5 11 21,6 28 54,9

Данные таблицы демонстрируют, что у 68,6% респондентов сформированы недостаточные знания о здоровье, как человеческой ценности (27,4% продемонстрировали низкий и 41,2% средний уровень знаний); у 82,4% обучающихся первого курса отсутствует устойчивая потребность в здоровом и безопасном образе жизни (45,1% низкий уровень и 37,3% средний уровень потребности); 76,5% проанкетированных имеют слабое представление о здоровьесберегающих технологиях и возможностях их применения, как для укрепления собственного здоровья, так и здоровья обучающихся в системе общего образования (низкий уровень знаний о здоровьесберегающих технологиях у 54,9% и средний уровень у 21,6%).

Также, с целью выявления представлений об уровне здоровья обучающихся первого курса, нами была проведено исследование на основе экспресс-оценки уровня физического здоровья Г.Л. Апанасенко [3].

Результаты диагностики в целом корреспондируются с данными, полученными при анкетировании, а именно: только 39,7% обучающихся имеют безопасный уровень здоровья; 91% респондентов имею низкий и ниже среднего уровень здоровья (11,5% -низкий уровень здоровья; 24,4 % - ниже среднего; 55,1 % - средний уровень здоровья). Что касается респондентов, чей уровень здоровья не вызывает обеспокоенности, то число таковых составило 9% (7,7% - уровень здоровья выше среднего; 1,3% - высокий уровень здоровья).

Таким образом, результаты исследования стартового уровня представлений о здоровье, здоровом образе жизни, факторах здоровьесбережения, а также состояния здоровья обучающихся первого курса демонстрируют необходимость целенаправленной работы (в рамках реализуемых образовательных программ) по формированию у респондентов компетенций в области безопасного и здорового образа жизни, способностей применять полученные знания в профессиональной деятельности.

С этой целью при разработке в 2019 году в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете учебных планов по ФГОС ВО (3++) направление 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) был включен модуль «Здоровьесберегающий». Цель освоения данного модуля - формирование у обучающихся компетенций в области безопасного, здорового образа жизни, физической культуры личности, а также приобретение способностей применять здоровьесберегаю-щие технологии в профессиональной деятельности с учетом возрастных аспектов субъектов образования. Рассмотрим его структуру на примере приведенных выше образовательных программ.

Данный модуль обучающиеся осваивают на 1-3 курсах, он включает в себя следующие дисциплины: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»; «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» (2 семестр); «Физическая культура» (1-3 семестры); «Элективные курсы по физической культуре» (16 семестры). Модуль предполагает промежуточную аттестацию в виде зачетов в каждом семестре, а также в виде комплексного экзамена во 2 семестре.

В ходе изучения модуля обучающиеся осваивают универсальные, общепрофессиональные компетенции:

УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

УК-7. Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

УК-8. Способен создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

ОПК-7. Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ.

ОПК-8. Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.

Помимо описанного модуля в данных учебных планах реализуются дисциплины «Оздоровительные технологии в дошкольной образовательной организации» и «Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста». Распределение данных дисциплин по семестрам зависит от специфики образовательной программы. При их изучении у обучающихся формируются следующие компетенции:

ОПК-5. Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.

ПК-1. Способен осваивать и использовать базовые научно-теоретические знания и практические умения по преподаваемому предмету в профессиональной деятельности.

ПК-2 Способен анализировать и оценивать потенциальные возможности обучающихся, их потребности и результаты обучения.

Что касается индикаторов достижения перечисленных компетенций, то при их декомпозиции учитывались требования, предъявляемые профессиональным стандартом педагога, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование позволяет предположить, что включенный в учебные планы модуль «Здоровьесберегающий» позволит сформировать у обучающихся педагогического университета, в процессе освоения образовательных программ на 1-3 курсах, целостное представление о роли педагога в формировании у обучающихся общеобразовательных организаций здоровьеориентированного мировосприятия.

Мы считаем, что педагог, обладающий вышеприведенными компетенциями, способен выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы в ходе своей профессиональной деятельности воспитать здоровьеориентированного члена общества, с потребностью у него к ведению здорового образа жизни и мотивацией к занятию собственным физическим развитием.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» по договору на выполнение научно-исследовательских работ №МК-20-04-05/1 от 05.04.2020 г. «Инновационная подготовка будущих педагогов к здоровьеориентированной деятельности в системе общего образования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абаскалова, Н.П. Формирование компетенций в области здоровьесбережения в профессиональном образовании / Н.П. Абаскалова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия : Гуманитарные науки. - 2018. - Т. 37, № 3. - С. 489-495.

2. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании: учебное пособие / Р.И. Айзман, М.М. Мельникова, Л.В. Косованова. - Москва : Юрайт, 2019. - 282 с.

3. Апанасенко, Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровье человека / Г.Л. Апанасенко. -Санкт-Петербург : Петрополис, 1992. - 123 с.

4. Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф. Базарный. - Москва : АРКТИ, 2005. - 176 с.

5. Ирхин, В.Н. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. - Белгород : ИД «Белгород», 2017. - 136 с.

6. Качество жизни детей: инновации в образовании - от замысла к воплощению / Н.А. Го -ликов, А.Н. Лобанов, А.Ю. Мясников, И.В. Ярманова. - Тюмень : [б. и.], 2013. - 184 с.

7. Колбанов, В.В. Компоненты профессиограммы будущего учителя здоровья / В. В. Кол-банов // Образование и наука. - 2016. -№ 6. - С. 152-167.

8. Кружилина, Т.В. Здоровье, творящее образование: валеологический подход к организации педагогического процесса / Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова // ОБЖ: основы безопасности жизнедеятельности. - 2017. - № 11. - С. 10-14.

9. Малярчук, Н.Н. Здоровьесбережение в работе учителя / Н.Н. Малярчук, Л.Б. Дыхан. -Тюмень : [б. и.], 2018. - 280 с.

10. Орехова, И.Л. Педагогическая система здоровьесберегающей деятельности коррекци-онной образовательной организации: управленческий аспект: монография / И.Л. Орехова, М.В. Шурупова. - Челябинск : [б. и.], 2018. - 190 с.

11. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-р. - URL : https://www.minsport.gov.rU/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения 17.05.2020).

12. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : Федеральный закон № 52-ФЗ. - Москва : Омега-Л, 2020. - 36 с.

13. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ. - Москва : Эксмо, 2019. - 144 с.

14. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон № 323-ФЗ. - Москва : Проспект, 2020. - 128 с.

15. Смирнов, Н. К. Задачи образовательных учреждений по охране здоровья подрастающего поколения / Н.К. Смирнов // Непрерывное педагогическое образованием. - 2012. - № 1. - С. 160. -URL : http://www.apkpro.ru/doc/_jun2013-2.zip (дата обращения: 01.01.2020).

16. Третьякова, Н.В. Процессный подход к управлению качеством здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения : монография / Н.В. Третьякова. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - 166 с.

17. Детерминанты процесса формирования здорового образа жизни у обучающихся / З. И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Б. Быстрай, Б.А. Артеменко, Е.А. Челнокова // Самарский научный вестник. - 2019. - Т. 8, № 1. - С. 307-313.

18. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов: монография / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Г.В. Валеева, Е.С. Гладкая. - Челябинск : [б. и.], 2015. - 288 с.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказы и письма министерства образования и науки Российской Федерации. - Москва : Сфера, 2020. - 80 с.

20. Югова, Е.А. Технологии формирования здоровьесберегающей компетентности у студентов / Е.А. Югова. - Екатеринбург : [б. и.], 2012. - 116 с.

21. Day, R.E. Effective implementation of primary school based healthy lifestyle programs: a qualitative study of views of school staff / R.E. Day, P. Sahota, M.S. Christian - DOI. 10.1186/s12889-019-7550-2 // BMC Public Health. - 2019. - No. 19. - P. 1239.

22. School-based Interventions to Reduce Sedentary Behavior in Children: A Systematic Review / L.M. Hegarty, J.L. Mair, K. Kirby, E. Murtagh, M.H. Murphy - DOI: 10.3934/publichealth.2016.3.520 // AIMS Public Health. - 2016. - No. 3. - P. 520-541.

23. Llorent-Bedmar, V. Health education training of university students of the early childhood education degree in Spain / V. Llorent-Bedmar, V. Cobano-Delgado - DOI. 10.1590/141381232018248.28642017 // Cienc. saudecoletiva. - 2019. - Vol. 24, No. 8. - P. 3067-3078.

24. Love, R. Are school-based physical activity interventions effective and equitable? A metaanalysis of cluster randomized controlled trials with accelerometer-assessed activity / R. Love, J. Adams, E.M.F. van Sluijs - DOI. 10.1111/obr.12823 // Obesity Reviews. - 2019. - No. 20. - P. 859-870.

25. Implementation of school based physical activity interventions: A systematic review / P.-J. Naylora, L.A. Nettlefold, D. Race, C.L. Hoy, M.C. Ashe, J. Wharf-Higginsa, H.A. McKay - DOI. 10.1016/j.ypmed.2014.12.034 // Preventive Medicine. - 2015. - Vol. 72. - P. 95-115.

REFERENCES

1. Abaskalova, N.P. (2018), "Forming of competence in the field health saving of the professional education", Belgorod State University Scientific bulletin: Humanitarian sciences, Vol. 37, No 3, pp. 489-495.

2. Izeman, R.I., Melnicova M.M., Kolosova, L.V (2019), Health-saving technologies in educational system, Urite, Moscow.

3. Apanasenko, G.L. (1992), Evolution of the bioenergetics and health of a man (person, mankind), Petropolis, St. Petersburg.

4. Bazarniy, V.F. (2005), Health and development of a child: express control at school and home, ARKTI, Moscow.

5. Irchin, V.N. and Irchina, I.V. (2017), Health oriented activity of a teacher at the lesson, Bel-SU, Belgorod.

6. Golikov, N.A. et al. (2013), The quality of children's life: innovations in education - from ideas to embodiment, TSOGU, Tumen.

7. Kolbanov, V.V. (2016), "The components of the professiogram of a future health teacher education and science", Education and Science Journal, No 6, pp. 152-167.

8. Kruzhihina, T.V., Orekhova, T.F. (2017), "Health, creating education: valueological system in organization of pedagogical process", BHS: Basic health and safety, No. 11, pp. 10-14.

9. Malyarchuk, N.N. and Dykhan, L.B. (2018), Health saving system in teachers work, TumSU,

Tumen.

10. Orekhova, I.L., Shurpova, M.V. (2018), Pedagogical system of health-preserving activity of the corrective educational organization: managerial aspect, SUrSHPU, Chelyabinsk.

11. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2009), Order of the dated August 7, 2009 No. 1101-p "About the authorization of the strategy of the development physical culture and sport in the R.F. for the period till 2020", available at: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (Date of access: 17.05.2020).

12. Federal Law dated 12.03.1999 No. 52-FZ (1999), "About sanitary and epidemiological welfare of the population", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (Date of access: 17.05.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Federal Law dated 26.12.2012 No. 273-FZ (2012), "About Educational System in the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Date of access: 17.05.2020).

14. Federal Law dated 09.11.2011 No. 323-FZ (2011), "About protection of health of citizens of the Russian Federation", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (Date of access: 17.05.2020).

15. Smirnov, N.K. (2012), "Purposes of educational institutions on profencting health of a future generation", Continuous education pedagogical education.ru, No 1, pp. 160, available at: http://www.apkpro.ru/doc/_jun2013-2.zip.

16. Tretyakova, N.V. (2018), Process approach to regulation of the quality of health saving activity of an educational institution, RSPPU, Ekaterinburg.

17. Tyumaseva, Z.I., Orekhova, I.L., Bistray, E.B. and Artemenko, B.A. and Chelnokova, E.A. (2019), "Determinants of the process of formation of a healthy lifestyle in students", Samara Journal of Science. Vol. 8, No. 1, pp. 307-313.

18. Tyumaseva, Z.I., Orechova, I.L., Valeyeva, G.V. and Gladkaya, E.S. (2015), Projection of a safe and health saving system "University-school" as a condition for a professional formation of students, CSPU, Chelyabinsk.

19. Federal State Standard of the preschool education (2020), Orders and letters of the ministry of education and science of the Russian Federation, Sphera, Moscow.

20. Yugova, I.A. (2012), Technologies of forming health saving competence of students, RSPPU, Ekaterinburg.

21. Day, R.E., Sahota, P. and Christian, M.S. (2019), "Effective implementation of primary school based healthy lifestyle programs: a qualitative study of views of school staff", BMC Public Health, No 19, pp. 1239, DOI. 10.1186/s12889-019-7550-2.

22. Hegarty, L.M., Mair, J.L., Kirby, K. and Murtagh, E., Murphy, M.H. (2016), "School-based Interventions to Reduce Sedentary Behaviour in Children: A Systematic Review", AIMS Public Health, No. 3, pp. 520-541, DOI: 10.3934/publichealth.2016.3.520.

23. Llorent-Bedmar, V. and Cobano-Delgado, V. (2019), "Health education training of university students of the early childhood education degree in Spain", Cienc. Saudecoletiva, Vol. 24, No 8, pp. 30673078, DOI: 10.1590/1413-81232018248.28642017.

24. Love, R., Adams, J. and van Sluijs, E.M.F. (2019), "Are school-based physical activity interventions effective and equitable? A meta-analysis of cluster randomized controlled trials with accelerome-ter-assessed activity", Obesity Reviews, No 20, pp. 859-870, DOI. 10.1111/obr.12823.

25. Naylora, P.-J., Nettlefold, L.A., Race, D., Hoy, C.L. and Ashe, M.C., Wharf-Higginsa, J., McKay, H.A. (2015), "Implementation of school based physical activity interventions: A systematic review", Preventive Medicine, Vol. 72, pp. 95-115, DOI. 10.1016/j.ypmed.2014.12.034.

Контактная информация: artemenkoba@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 07.07.2020

УДК 37.012

НАПРАВЛЯЮЩЕЕ НАЧАЛО В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО

ПРОЦЕССА: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ

Анна Александровна Бабина, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Андреевич Тоболов, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет

Аннотация

Целью данной работы является изучение восприятия студентами особенностей организации занятий физической культурой и определение направляющего начала основ теоретико-методологического поиска педагогической действительности в организации учебно-тренировочного процесса. Динамика научно-исследовательской и творческой деятельности педагогического поиска в области физического воспитания и образования обусловлена, в первую очередь, определением направляющего начала ценностно-смысловых основ организации теоретико-методологической базы спортивной науки.

Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, методология физической культуры и спорта, физическое воспитание, аксиологический подход, инновационно-исследовательская деятельность, психотелесно-двигательная подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.