ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
DOI 10.255887CSPU.2020.74.27.001
УДК 373.82:61
ББК 74.47:51
Э. Р. Антонова
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Аннотация
£
ORCID № 0000-0003-0601-8263 Ц
§
о
г
ТО
О §
ТО
а
Е-таИ: antonovaer@cspu.ru д
х о
д
У
о
В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ |
о о
з д
а §
Введение. В статье рассматриваются методологические под- 3
д
о о
в
ТО О
ходы создания здоровьесберегающей среды: аксиологический, дея-тельностный, средовый. Определены условия создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже. Цель статьи — ТО
а
обосновать авторскую целесообразность использования данных |
-ТО
подходов в решении проблемы по созданию здоровьесберегающей »
ТО
ТО
д
среды в педагогическом колледже.
Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической и философской литературы, посвященной проблеме создания здоровьесберегающей к
О
среды в педагогическом колледже. О
Результаты. Определено понятие «формирование готовности будущих педагогов педагогического колледжа к созданию здоровье-сберегающей среды».
РЧ о
а
«о
о ж о £ ж
о
Обсуждение. Автором выявлены и описаны аксиологический, деятельностный, средовый подходы создания здоровьесбере-гающей среды в педагогическом колледже, подчеркивается, что данные подходы являются оптимальными и эффективными.
Заключение. Делается вывод о том, что формирование технологии готовности к созданию здоровьесберегающей среды у будущего учителя педагогического колледжа — сложный и длительный процесс, выявлены методологические подходы и условия создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже.
Ключевые слова: здоровье; среда; здоровьесберегающая среда; аксиологический; деятельностный; средовый подходы.
Основные положения:
- определено понятие «формирование готовности будущих педагогов педагогического колледжа к созданию здоровьесберега-ющей среды».
- выявлены методологические подходы и условия создания здоровьесберегающей среды.
1 Введение (Introduction)
Необходимость упорядочения терминологического пространства исследования по проблеме создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже, определения особенностей и свойств изучаемого объекта, выявления условий побудила нас обратиться к выбору методологических подходов. Б. С. Гершунский обоснованно указывает на то, что «именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он допускает, и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях».
Создание модели здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже является необходимым требованием профессиональ-
ного становления обучающихся и обуодвливается следующими задачами:
- оздоровлением субъектов образования;
- специальной подготовкой будущих педагогов к здоровому образу жизни;
- соотнесения системы профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровительной работе в образовательных организациях с моделью создания здоровьесберегающей среды; ^
- применения существующих исследований формирования g здоровьесберегающих образовательных систем. 1
г
г;
Проектирование модели здоровьесберегающей среды бази- |
руется на методологических подходах, выбор которых обусловли- |
1
вается последующими факторами: д
1
- типологическими, биологическими и психосоматическими ^
„ s
отличительными чертами растущих людей и поколений, которые с
существенно вызывают адекватные типы взаимоотношений с S
§
окружающим пространством;
- удовлетворением настоящих актуальных и общественных нужд личности, поколения и сообщества в их формировании;
- необходимостью и актуальностью знания, исследования и осуществления оптимальных условий, отвечающих адаптивным
о
а
я §
о о
а
то о то
взаимоотношениям, лиц и общественных компаний, иными обще- то
а
ственными группами, окружением, лично с собой; 5
- созданием, переустройством, модификацией, совершенст- »
ТО
то
вованием и модернизацией искусственного происхождения, общественных и естественно-общественных моделей, в образовательных
п
то
системах и их подсистем с применением идей моделирования. аг
ог
2 Материалы и методы (Materials and methods) Ч
е
с ко
Термин «среда» является сегодня широко употребляемым в науках. Этим понятием оперируют ученые и в естественных (физика, химия, география и экология), и в гуманитарных (педагогика, философия, социология, политология) науках.
РЧ 1
Категория среды в педагогическом отношении имеет достаточно предпосылок в истории развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, которые еще недостаточно изучены исследователями.
Понятие «среда» рассматривалось многими учеными. В античные времена (Платон, Аристотель, Эпикур) — попытки теоретически обосновать значение среды в гармоничном развитии личности. В эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, В. да Фельтре) — образовательная среда должна способствовать эстетическому воспитанию, среда несет положительную воспитательную и обучающую функции. В эпоху Просвещения (Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) среде отводится решающее значение в развитии личности, которая преобразует среду. В начале ХХ в. (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С.Макаренко, И. Я. Арямов, Ю. Ф. Фролов) — утверждение термина «среда», определение основных стратегических путей формирования современного понятия «образовательная среда» (Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, А. С. За-лужный).
С позиции ряда исследователей понятий: «среда», «образовательная среда», «здоровьесберегающая среда» (Н. М. Борытко, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, E. К Степанов, З. И. Тюмасева, И. Д. Фрумин и др.), средовой подход в воспитании можно представить как пространство опосредованного управления развитием и формированием личности. Средовой подход, по мнению Ю. С. Мануйлова, образует систему принципов восприятия педагогических действий и стратегию опосредованного управления процессами развития и формирования человеческой личности.
а Необходимым условием формирования гармонично развитой
во
§ личности является здоровьесберегающая образовательная среда. Соз-
ё
^ дание данной среды позволяет получить возможность полностью
,т) сохранить и укрепить здоровье, обучать сохранению здоровья, форми-
ровать культуру здоровья, постичь ее духовно-нравственные, эстетические, физические компоненты. Мы придерживаемся определения здоровьесберегающей среды по З. И. Тюмасевой: рассматриваем среду как совокупность педагогических, социальных, индивидуально-личностных условий, некое пространство, создающее благоприятную атмосферу для укрепления, сохранения и развития здоровья и жизнедеятельности человека [ 1].
Здоровьесберегающая среда в учебных заведениях гаранти- ^
рует высокий уровень реального здоровья студентов, снаряжая их о
л
о а и
то о
то
них культуру здоровья. Если забота о потребностях учащихся в об- а
о
о
д
необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни личности, и формирует у
ласти здравоохранения является одной из приоритетных задач работы всего педагогического коллектива и реализуется на высоком уровне, то только тогда можно говорить о реализующейся здоро-
о
вьесберегающей среде в колледже. Сутью данного внедрения явля- §
о о
ется защита здоровья молодого поколения от воздействия негатив- &
§
§ о &
о о
то о
дентов педагогического колледжа к созданию здоровьесберегающей р
то
г а 5
щ то »
то
то
д
ных факторов.
3 Результаты (Results)
Нами определено понятие «формирование готовности сту-
среды» как целенаправленная мотивированность потребностей, желаний приобретения знаний, умений и действий с целью выявления комплекса педагогических, физкультурно-оздоровительных, индивидуально-личностных условий создания здоровьесберегаю-щей среды, которая нацелена на обеспечение сохранения, укрепления, развития здоровья; интереса к физическому, психическому, и психологическому, нравственному здоровью, способности ценить здоровье, умения переживать и сопереживать, ощущения потребности в самосохранении здоровья, в способности и готовности к дальнейшему самообразованию и саморазвитию [2].
4 Обсуждение (Discussion)
Разработка модели формирования готовности студентов к созданию здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже предполагает определение наиболее эффективного сочетания теоретико-методологических подходов и основывается, во-первых, на запросе государства в компетентных, здоровых в данном виде деятельности профессионалах; во-вторых — на потребности самих обучающихся в поддержании и улучшении состояния здоровья.
Модель основана на следующих методологических подходах: аксиологическом, деятельностном и средовом.
Аксиологический подход предполагает ориентацию модели на формирование у будущих педагогов педагогического колледжа реальных представлений об иллюзиях и подлинных ценностях деятельности и жизни, на возможность выбрать положительную стратегию взаимодействия с обществом.
Аксиологический подход — это набор теоретических идей, основанных на социальных ценностях и системе ценностей образования. Их основа складывается из понимания и признания ценности человеческой жизни, свободы творческой деятельности и гуманного общения.
Термин «аксиология» можно встретить в философских словарях, которые утверждают, что это наука о ценностях. Более полное определение дает «Педагогический словарь» Г. М. Каджаспировой (2000 г.): аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.
§ Основой такого подхода является философская теория ценнос-
о
| тей, которая была сформирована в качестве самостоятельной научав
^ ной дисциплины во второй половине XIX в. В XX в. был широкий
(7) призыв к теории ценностей в различных областях научной мысли и
в том числе педагогике, в частности, в теории воспитания (В. А. Ка-раковский, И. Б. Котова, В. В. Краевский и др.).
Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, которые включают в себя:
- равенство философских взглядов в рамках единой гума-нис-тической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурного и этнического разнообразия;
- взаимность традиций и нововведений, признание возмож- ^ ности изучения и применения прежних методов обучения и духов- 1
Л
ности, используя открытый диалог между традиционалистами и §
г и
новаторами; С
к
- экзистенциальное равенство людей, социокультурный |
§
прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; 1
§
диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Ы
Деятельностный по1хо1 определяет деятельность как ос- с
л
новной источник формирования и развития личности. Студенче- а
я
с
0
1
а н
я 1
§ о
а
е
с
е
Деятельностный подход, применяемый в контексте здоровье- е
ская деятельность приобретает опыт, реализуется, приводит к развертыванию внутренней структуры и дает ощущение личной профессиональной деятельности. Что касается методов работы, то суть воспитания заключается в том, что учащиеся и взрослые совместно достигают поставленные цели и задачи.
а
сбережения конкретного будущего педагога, принимает во внима- 5
е
ние его планы на жизнь, объективную ориентацию на здоровый об- »
е е
1
раз жизни и другие параметры субъективного мира.
Деятельностный подход основан на концепции единства личности с ее деятельностью. Единообразие проявляется во всех формах деятельности, предполагающих косвенные изменения в Ч структуре личности. Люди прямо или косвенно выбирают соответствующие виды и формы деятельности, а также виды деятельности, которые могут быть преобразованы, для удовлетворения потребностей в развитии человека.
Суть деятельностного подхода заключается в совместной деятельности студентов со взрослыми и педагогами в процессе достижения совместных целей и задач. Педагог не выступает в качестве морального и нравственного примера, он подает готовые образцы нравственной и духовной культуры. В процессе обучения он лишь помогает студентам создать нравственные нормы и законы жизни в процессе деятельности.
В деятельность должны входить: социальные факторы, которые вызывают появление различных духовных потребностей и формирование мотивов общественно полезной и лично значимой творческой деятельности, которая требует непрерывного размышления; появляется возможность и необходимость в различных видах такой деятельности, которая требует творчества, постоянного поиска новых задач, ресурсов, действий, волевых актов субъектов деятельности, коммуникации, активной жизненной позиции, важности, познания в отстаивании своих взглядов, принятии возможностей, гиперреактивности, целеустремлённости в процессе реализации деятельности.
В конечном счете деятельностный подход ориентирован на развитие индивидуального творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося путем включения в мероприятия, в которых есть возможность самореализовать себя и достичь результаты [3 ].
Средовый подход в здоровьесбережении может рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, он выступает системой, которая включает в себя множество релевантных влияний окружающей среды на определенную группу людей. Во-вторых, он является иной системой, в рамках которой могут быть созданы условия укрепления здоровья. Окружающая среда является основой органи-§ зации работ по здоровьесбережению. Средовый подход влияет на
о
| существующие модели общения и поведения человека в обществе.
а;
^ Этот подход является межсекторальным и междисциплинарным, а (7) также динамичным и системным. Мероприятия в рамках реализации
средового подхода позволяют всем активно участвовать в совместном планировании, осуществлении и принятии решений. Базой средового подхода может стать здоровье, в качестве организационного принципа социального подхода. Как следствие, средовой подход отличается от традиционного воспитания здорового образа жизни, где доминирующим являлся отдельный индивид. Данный подход содержит в себе последовательность действий, направленных на формирование поведенческих образцов моделей. С позиции ^
то
создания здоровьесберегающей среды данный подход имеет дело с методами организационного развития. Отсюда следует, что здоро-вьесберегающая образовательная среда педагогического колледжа позволяет студентам принимать активное участие в различных мероприятиях, которые связаны с учебной, профессиональной, социальной, творческой, физкультурно-оздоровительной и спортивно-
и
массовой деятельностью. ус
о
в § с о д а н § д
оро о
в то с
то
альным условиям, которые будут обеспечивать их готовность к рто
га
здоровьесбережению. Ими могут стать: 5
то
- экологический, информационный и социально- »
срто
то
д
Здоровьесберегающая среда в колледже мотивирует на внедрение новшеств в учебно-воспитательный процесс, способствует формированию рефлексивных, изобретательных, нравственных отношений личности к здоровому образу жизни в сопоставлении с жизнью других людей [4].
Будущим педагогам колледжа необходимо следовать специ-
психологический компоненты среды;
- ценностное отношение к здоровью;
готовки в здоровьесбережении в рамках теоретической, практичес-
- наличие учебно-методического обеспечения процесса подготовки студентов к осуществлению здоровьесберегающей деятельнос-
п
то
активное непосредственное участие студентов педагогичес- аг
кого колледжа в течение всего периода их профессиональной под- гич
то
с ском
кой, научной и социокультурной деятельности в колледже; ко
ти (учебно-методические комплексы учебных дисциплин и практик).
В процессе подготовки к переходу на новую систему используется комплекс средств (проектная и волонтерская деятельность, деловые и учебные игры, обсуждения, кейс-метод, проблемное обучение, мозговой штурм, фокус-группа) и учебно-методическое обеспечение (учебно-методический комплекс, методические рекомендации, словарь-справочник, сборники мероприятий и др.).
Нельзя не отметить то, что студентам также необходимо сформировать: владение комплексом статических и динамических упражнений; умение рационально организовывать режимные моменты, а также умеренный труд, умение использовать методы снятия психоэмоционального напряжения [5]; потребность в правильном питании; владение способами закаливания организма; умение оказать быструю помощь в экстремальной ситуации; потребность в проверке своего здоровья.
Здоровьесберегающая среда создается как совокупность факторов, как генетическая обусловленность, включающая неблагоприятные социальные, экологические условия развития, интенсификацию и нерациональную организацию учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям студентов, т. е. внутриколледжную группу факторов, оказывающую отрицательное и достаточно существенное воздействие на здоровье студентов.
5 Заключение (Conclusion)
Благодаря осознанию сложности и продолжительности процесса формирования технологии готовности будущих педагогов к созданию здоровьесберегающей среды возникает понимание, что он должен реализовываться в течение всего периода обучения в колледже. При этом необходимо отметить уже существующий потенциал § образовательного процесса колледжа. Он достигается путем непре-
о ж
| рывности, системности, последовательности, практикоориентирован-^ ности. К тому же необходимо отметить и возрастные особенности с) обучающихся. Нельзя забывать, что юношеский возраст является наи-
более сензитивным периодом для развития профессионально значимых качеств, определяющих успешность методов здоровьесбере-гающей деятельности будущих педагогов педагогического колледжа.
Библиографический список
1. Орехова И. Л., Валеева Г. В., Гладкая Е. С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов : коллективная моно- ^ графия / под науч. ред. З. И. Тюмасевой. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ^ пед. ун-та, 2015. - 290 с. ^
2. Антонова Э. Р. Педагогические условия формирования готовнос- § ти студентов педагогического колледжа к созданию здоровьесберегаю- ^ щей среды // Вестник ВЭГУ : научный журнал по социально-экономичес- 3 ким, общественным и гуманитарным наукам. 2018. № 6 (98). С. 126-132. ^
3. Яковлева А. С. Методологические подходы к здоровьесберега- ^ ющей деятельности // Европа и современная Россия. Интегративная
а
функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы VI международной научной конференции, 19-20 августа 2009 г., Римини. М. : МАНПО, 2014. С. 385-387.
4. Макеева Т. В., Тихомирова Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика : учебник для среднего профессионального образования. Москва : g
а
Издательство «Юрайт», 2019. - 251 с. (Профессиональное образование). ^ - ISBN 978-5-534-08357-6. J
5. Никитина Н. Н. Роль здоровьесберегающего пространства вуза а
в формировании ценностного отношения студентов к своему здоровью // g
&
Теоретические и практические аспекты деятельности специалистов соци- g
О'
альной сферы : материалы Всероссийской научно-практической конфе- &
s
ренции, 18 апреля 2015 г., Екатеринбург. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ^
ун-т, 2015. С. 139-142. а
P то
E. R. Antonova g
ORCID No. 0000-0003-0601-8263 С
а
Senior Lecturer at the Department of Physical Education, South-Ural State ~
Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. TO
g
E-mail: antonovaer@cspu.ru
METHODOLOGICAL APPROACHES AND CONDITIONS FOR CREATING A HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN A PEDAGOGICAL COLLEGE
Abstract
Introduction. The article discusses the methodological approaches to creating a health-saving environment: axiological, activity-based, environmental. The conditions for creating a health-saving environment in a teacher training college are determined. The purpose of the article is to justify the authors' appropriateness of using these approaches in solving the problem of creating a health-saving environment in a teacher training college.
Materials and methods. The main research methods are the analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature on the problem of creating a health-saving environment in a teacher training college.
Results. The concept of forming the readiness of future teachers of a pedagogical college to create a health-saving environment is defined.
Discussion. The author has identified and described the axio-logical, activity, environmental approaches to creating a health-saving environment in a teacher training college, it is emphasized that these approaches are optimal and effective.
Conclusion. It is concluded that the formation of technology of readiness to create a health-saving development of the environment in the future means of a teacher's teacher's college is a complex educational and lengthy process, the environment identified methodological approaches and conditions for creating a health-saving environment in a teacher's college.
a >
o s
Keywords: Health; environment; health-saving environment; axiological; activity; environmental approaches. Highlights:
s
faq
TO
0
1
f c a
The concept of forming the readiness of future teachers of a pedagogical college to create a health-saving environment is defined.
Methodological approaches and conditions for creating a health-saving environment were identified.
References
1. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Valeyeva G.V., Gladkaya Ye.S. (2015), Proyektirovaniye bezopasnogo i zdorov'yesberegayushchego pros- M transtva "vuz — shkola" kak usloviye professional'nogo stanovleniya stu-dentov [Designing a safe and health-saving space "university — school" as a condition for the professional development of students: a collective monograph]. Kollektivnaya monografiya. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudar- pp stvennogopedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 290 p. (In Russian). o
2. Antonova E.R. (2018), Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya h
TO
gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k sozdaniyu zdorov'yes- a
n
beregayushchey sredy [Pedagogical conditions for the formation of readiness C
o
of students of a teacher training college to create a health-saving environ- di ment]. Vestnik Vostochnoy ekonomiko-yuridicheskoy gumanitarnoy akade- § mii, 6 (98), 126-132. (In Russian). r
3. Yakovleva A.S. (2014), Metodologicheskiye podkhody k zdo- P
rov'yesberegayushchey deyatel'nosti [Methodological approaches to health-
g
saving activities]. Materialy VI mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii a "Yevropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funktsiya pedagog- a icheskoy nauki v yedinom obrazovatel'nom prostranstve", 19-20 avgusta
2009 g, Rimini [Materials of the VI International Scientific Conference "Eu-
g
rope and modern Russia. The integrative function of pedagogical science in a ^
n
i o
n
m
TO
n
v
v
single educational space", August 19-20, 2009, Rimini]. Izdatel'skiy tsentr
Mezhdunarodnoy akademii nauk pedagogicheskogo obrazovaniy, Moscow,
385-387. (In Russian).
4. Makeeva T.V., Tikhomirova L.F. (2019), Zdorov'yesberegayush-
chaya pedagogika: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya a
eg
(Uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya) [Health-saving g pedagogy: a textbook for secondary vocational education (A textbook for secondary vocational education)]. Izdatel'stvo "Yurayt", Moscow, 251 p. ISBN 978-5-534-08357-6. (In Russian).
a P
5. Nikitina N.N. (2015), Rol' zdorov'yesberegayushchego pros-transtva vuza v formirovanii tsennostnogo otnosheniya studentov k svoyemu zdorov'yu [The role of the university's health-saving space in the formation of students' value attitude to their health]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty deyatel'nosti spetsialistov sotsial'noy sfery", 18 aprelya 2015 g., Yekaterinburg [Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 18, 2015, Ekaterinburg "Theoretical and practical aspects of the activities of social specialists", April 18, 2015, Ekaterinburg]. Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Yekaterinburg. 139-142. (In Russian).
a >
o
R R