Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / СРЕДОВЫЙ ПОДХОДЫ / HEALTH / ENVIRONMENT / HEALTH-SAVING ENVIRONMENT / AXIOLOGICAL / ACTIVITY / ENVIRONMENTAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Э. Р.

Введение. В статье рассматриваются методологические подходы создания здоровьесберегающей среды: аксиологический, деятельностный, средовый. Определены условия создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже. Цель статьи - обосновать авторскую целесообразность использования данных подходов в решении проблемы по созданию здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической и философской литературы, посвященной проблеме создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже. Результаты. Определено понятие «формирование готовности будущих педагогов педагогического колледжа к созданию здоровьесберегающей среды». Обсуждение. Автором выявлены и описаны аксиологический, деятельностный, средовый подходы создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже, подчеркивается, что данные подходы являются оптимальными и эффективными. Заключение. Делается вывод о том, что формирование технологии готовности к созданию здоровьесберегающей среды у будущего учителя педагогического колледжа - сложный и длительный процесс, выявлены методологические подходы и условия создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже. Основные положения: - определено понятие «формирование готовности будущих педагогов педагогического колледжа к созданию здоровьесберегающей среды». - выявлены методологические подходы и условия создания здоровьесберегающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACHES AND CONDITIONS FOR CREATING A HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

Introduction. The article discusses the methodological approaches to creating a health-saving environment: axiological, activity-based, environmental. The conditions for creating a health-saving environment in a teacher training college are determined. The purpose of the article is to justify the authors' appropriateness of using these approaches in solving the problem of creating a health-saving environment in a teacher training college. Materials and methods. The main research methods are the analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature on the problem of creating a health-saving environment in a teacher training college. Results. The concept of forming the readiness of future teachers of a pedagogical college to create a health-saving environment is defined. Discussion. The author has identified and described the axiological, activity, environmental approaches to creating a health-saving environment in a teacher training college, it is emphasized that these approaches are optimal and effective. Conclusion. It is concluded that the formation of technology of readiness to create a health-saving development of the environment in the future means of a teacher's teacher's college is a complex educational and lengthy process, the environment identified methodological approaches and conditions for creating a health-saving environment in a teacher's college. Highlights: The concept of forming the readiness of future teachers of a pedagogical college to create a health-saving environment is defined. Methodological approaches and conditions for creating a health-saving environment were identified.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

DOI 10.255887CSPU.2020.74.27.001

УДК 373.82:61

ББК 74.47:51

Э. Р. Антонова

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, аспирант кафедры педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И УСЛОВИЯ СОЗДАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация

£

ORCID № 0000-0003-0601-8263 Ц

§

о

г

ТО

О §

ТО

а

Е-таИ: [email protected] д

х о

д

У

о

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ |

о о

з д

а §

Введение. В статье рассматриваются методологические под- 3

д

о о

в

ТО О

ходы создания здоровьесберегающей среды: аксиологический, дея-тельностный, средовый. Определены условия создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже. Цель статьи — ТО

а

обосновать авторскую целесообразность использования данных |

-ТО

подходов в решении проблемы по созданию здоровьесберегающей »

ТО

ТО

д

среды в педагогическом колледже.

Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ психолого-педагогической и философской литературы, посвященной проблеме создания здоровьесберегающей к

О

среды в педагогическом колледже. О

Результаты. Определено понятие «формирование готовности будущих педагогов педагогического колледжа к созданию здоровье-сберегающей среды».

РЧ о

а

«о

о ж о £ ж

о

Обсуждение. Автором выявлены и описаны аксиологический, деятельностный, средовый подходы создания здоровьесбере-гающей среды в педагогическом колледже, подчеркивается, что данные подходы являются оптимальными и эффективными.

Заключение. Делается вывод о том, что формирование технологии готовности к созданию здоровьесберегающей среды у будущего учителя педагогического колледжа — сложный и длительный процесс, выявлены методологические подходы и условия создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже.

Ключевые слова: здоровье; среда; здоровьесберегающая среда; аксиологический; деятельностный; средовый подходы.

Основные положения:

- определено понятие «формирование готовности будущих педагогов педагогического колледжа к созданию здоровьесберега-ющей среды».

- выявлены методологические подходы и условия создания здоровьесберегающей среды.

1 Введение (Introduction)

Необходимость упорядочения терминологического пространства исследования по проблеме создания здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже, определения особенностей и свойств изучаемого объекта, выявления условий побудила нас обратиться к выбору методологических подходов. Б. С. Гершунский обоснованно указывает на то, что «именно подход к обоснованию всех компонентов учебно-воспитательных систем воплощает в себе методологические ориентиры реализации соответствующих стратегических доктрин образования. Разумеется, и сам подход может быть не единственным, он допускает, и даже предполагает альтернативность в используемых образовательных стратегиях».

Создание модели здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже является необходимым требованием профессиональ-

ного становления обучающихся и обуодвливается следующими задачами:

- оздоровлением субъектов образования;

- специальной подготовкой будущих педагогов к здоровому образу жизни;

- соотнесения системы профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровительной работе в образовательных организациях с моделью создания здоровьесберегающей среды; ^

- применения существующих исследований формирования g здоровьесберегающих образовательных систем. 1

г

г;

Проектирование модели здоровьесберегающей среды бази- |

руется на методологических подходах, выбор которых обусловли- |

1

вается последующими факторами: д

1

- типологическими, биологическими и психосоматическими ^

„ s

отличительными чертами растущих людей и поколений, которые с

существенно вызывают адекватные типы взаимоотношений с S

§

окружающим пространством;

- удовлетворением настоящих актуальных и общественных нужд личности, поколения и сообщества в их формировании;

- необходимостью и актуальностью знания, исследования и осуществления оптимальных условий, отвечающих адаптивным

о

а

я §

о о

а

то о то

взаимоотношениям, лиц и общественных компаний, иными обще- то

а

ственными группами, окружением, лично с собой; 5

- созданием, переустройством, модификацией, совершенст- »

ТО

то

вованием и модернизацией искусственного происхождения, общественных и естественно-общественных моделей, в образовательных

п

то

системах и их подсистем с применением идей моделирования. аг

ог

2 Материалы и методы (Materials and methods) Ч

е

с ко

Термин «среда» является сегодня широко употребляемым в науках. Этим понятием оперируют ученые и в естественных (физика, химия, география и экология), и в гуманитарных (педагогика, философия, социология, политология) науках.

РЧ 1

Категория среды в педагогическом отношении имеет достаточно предпосылок в истории развития зарубежной и отечественной педагогической мысли, которые еще недостаточно изучены исследователями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие «среда» рассматривалось многими учеными. В античные времена (Платон, Аристотель, Эпикур) — попытки теоретически обосновать значение среды в гармоничном развитии личности. В эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, В. да Фельтре) — образовательная среда должна способствовать эстетическому воспитанию, среда несет положительную воспитательную и обучающую функции. В эпоху Просвещения (Дж. Локк, К. А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) среде отводится решающее значение в развитии личности, которая преобразует среду. В начале ХХ в. (С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, А. С.Макаренко, И. Я. Арямов, Ю. Ф. Фролов) — утверждение термина «среда», определение основных стратегических путей формирования современного понятия «образовательная среда» (Л. С. Выготский, А. Б. Залкинд, С. С. Моложавый, А. С. За-лужный).

С позиции ряда исследователей понятий: «среда», «образовательная среда», «здоровьесберегающая среда» (Н. М. Борытко, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, E. К Степанов, З. И. Тюмасева, И. Д. Фрумин и др.), средовой подход в воспитании можно представить как пространство опосредованного управления развитием и формированием личности. Средовой подход, по мнению Ю. С. Мануйлова, образует систему принципов восприятия педагогических действий и стратегию опосредованного управления процессами развития и формирования человеческой личности.

а Необходимым условием формирования гармонично развитой

во

§ личности является здоровьесберегающая образовательная среда. Соз-

ё

^ дание данной среды позволяет получить возможность полностью

,т) сохранить и укрепить здоровье, обучать сохранению здоровья, форми-

ровать культуру здоровья, постичь ее духовно-нравственные, эстетические, физические компоненты. Мы придерживаемся определения здоровьесберегающей среды по З. И. Тюмасевой: рассматриваем среду как совокупность педагогических, социальных, индивидуально-личностных условий, некое пространство, создающее благоприятную атмосферу для укрепления, сохранения и развития здоровья и жизнедеятельности человека [ 1].

Здоровьесберегающая среда в учебных заведениях гаранти- ^

рует высокий уровень реального здоровья студентов, снаряжая их о

л

о а и

то о

то

них культуру здоровья. Если забота о потребностях учащихся в об- а

о

о

д

необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания здорового образа жизни личности, и формирует у

ласти здравоохранения является одной из приоритетных задач работы всего педагогического коллектива и реализуется на высоком уровне, то только тогда можно говорить о реализующейся здоро-

о

вьесберегающей среде в колледже. Сутью данного внедрения явля- §

о о

ется защита здоровья молодого поколения от воздействия негатив- &

§

§ о &

о о

то о

дентов педагогического колледжа к созданию здоровьесберегающей р

то

г а 5

щ то »

то

то

д

ных факторов.

3 Результаты (Results)

Нами определено понятие «формирование готовности сту-

среды» как целенаправленная мотивированность потребностей, желаний приобретения знаний, умений и действий с целью выявления комплекса педагогических, физкультурно-оздоровительных, индивидуально-личностных условий создания здоровьесберегаю-щей среды, которая нацелена на обеспечение сохранения, укрепления, развития здоровья; интереса к физическому, психическому, и психологическому, нравственному здоровью, способности ценить здоровье, умения переживать и сопереживать, ощущения потребности в самосохранении здоровья, в способности и готовности к дальнейшему самообразованию и саморазвитию [2].

4 Обсуждение (Discussion)

Разработка модели формирования готовности студентов к созданию здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже предполагает определение наиболее эффективного сочетания теоретико-методологических подходов и основывается, во-первых, на запросе государства в компетентных, здоровых в данном виде деятельности профессионалах; во-вторых — на потребности самих обучающихся в поддержании и улучшении состояния здоровья.

Модель основана на следующих методологических подходах: аксиологическом, деятельностном и средовом.

Аксиологический подход предполагает ориентацию модели на формирование у будущих педагогов педагогического колледжа реальных представлений об иллюзиях и подлинных ценностях деятельности и жизни, на возможность выбрать положительную стратегию взаимодействия с обществом.

Аксиологический подход — это набор теоретических идей, основанных на социальных ценностях и системе ценностей образования. Их основа складывается из понимания и признания ценности человеческой жизни, свободы творческой деятельности и гуманного общения.

Термин «аксиология» можно встретить в философских словарях, которые утверждают, что это наука о ценностях. Более полное определение дает «Педагогический словарь» Г. М. Каджаспировой (2000 г.): аксиология — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, о их соотношении с миром реальностей, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

§ Основой такого подхода является философская теория ценнос-

о

| тей, которая была сформирована в качестве самостоятельной научав

^ ной дисциплины во второй половине XIX в. В XX в. был широкий

(7) призыв к теории ценностей в различных областях научной мысли и

в том числе педагогике, в частности, в теории воспитания (В. А. Ка-раковский, И. Б. Котова, В. В. Краевский и др.).

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, которые включают в себя:

- равенство философских взглядов в рамках единой гума-нис-тической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурного и этнического разнообразия;

- взаимность традиций и нововведений, признание возмож- ^ ности изучения и применения прежних методов обучения и духов- 1

Л

ности, используя открытый диалог между традиционалистами и §

г и

новаторами; С

к

- экзистенциальное равенство людей, социокультурный |

§

прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; 1

§

диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности. Ы

Деятельностный по1хо1 определяет деятельность как ос- с

л

новной источник формирования и развития личности. Студенче- а

я

с

0

1

а н

я 1

§ о

а

е

с

е

Деятельностный подход, применяемый в контексте здоровье- е

ская деятельность приобретает опыт, реализуется, приводит к развертыванию внутренней структуры и дает ощущение личной профессиональной деятельности. Что касается методов работы, то суть воспитания заключается в том, что учащиеся и взрослые совместно достигают поставленные цели и задачи.

а

сбережения конкретного будущего педагога, принимает во внима- 5

е

ние его планы на жизнь, объективную ориентацию на здоровый об- »

е е

1

раз жизни и другие параметры субъективного мира.

Деятельностный подход основан на концепции единства личности с ее деятельностью. Единообразие проявляется во всех формах деятельности, предполагающих косвенные изменения в Ч структуре личности. Люди прямо или косвенно выбирают соответствующие виды и формы деятельности, а также виды деятельности, которые могут быть преобразованы, для удовлетворения потребностей в развитии человека.

Суть деятельностного подхода заключается в совместной деятельности студентов со взрослыми и педагогами в процессе достижения совместных целей и задач. Педагог не выступает в качестве морального и нравственного примера, он подает готовые образцы нравственной и духовной культуры. В процессе обучения он лишь помогает студентам создать нравственные нормы и законы жизни в процессе деятельности.

В деятельность должны входить: социальные факторы, которые вызывают появление различных духовных потребностей и формирование мотивов общественно полезной и лично значимой творческой деятельности, которая требует непрерывного размышления; появляется возможность и необходимость в различных видах такой деятельности, которая требует творчества, постоянного поиска новых задач, ресурсов, действий, волевых актов субъектов деятельности, коммуникации, активной жизненной позиции, важности, познания в отстаивании своих взглядов, принятии возможностей, гиперреактивности, целеустремлённости в процессе реализации деятельности.

В конечном счете деятельностный подход ориентирован на развитие индивидуального творчества с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого обучающегося путем включения в мероприятия, в которых есть возможность самореализовать себя и достичь результаты [3 ].

Средовый подход в здоровьесбережении может рассматриваться с нескольких позиций. Во-первых, он выступает системой, которая включает в себя множество релевантных влияний окружающей среды на определенную группу людей. Во-вторых, он является иной системой, в рамках которой могут быть созданы условия укрепления здоровья. Окружающая среда является основой органи-§ зации работ по здоровьесбережению. Средовый подход влияет на

о

| существующие модели общения и поведения человека в обществе.

а;

^ Этот подход является межсекторальным и междисциплинарным, а (7) также динамичным и системным. Мероприятия в рамках реализации

средового подхода позволяют всем активно участвовать в совместном планировании, осуществлении и принятии решений. Базой средового подхода может стать здоровье, в качестве организационного принципа социального подхода. Как следствие, средовой подход отличается от традиционного воспитания здорового образа жизни, где доминирующим являлся отдельный индивид. Данный подход содержит в себе последовательность действий, направленных на формирование поведенческих образцов моделей. С позиции ^

то

создания здоровьесберегающей среды данный подход имеет дело с методами организационного развития. Отсюда следует, что здоро-вьесберегающая образовательная среда педагогического колледжа позволяет студентам принимать активное участие в различных мероприятиях, которые связаны с учебной, профессиональной, социальной, творческой, физкультурно-оздоровительной и спортивно-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

массовой деятельностью. ус

о

в § с о д а н § д

оро о

в то с

то

альным условиям, которые будут обеспечивать их готовность к рто

га

здоровьесбережению. Ими могут стать: 5

то

- экологический, информационный и социально- »

срто

то

д

Здоровьесберегающая среда в колледже мотивирует на внедрение новшеств в учебно-воспитательный процесс, способствует формированию рефлексивных, изобретательных, нравственных отношений личности к здоровому образу жизни в сопоставлении с жизнью других людей [4].

Будущим педагогам колледжа необходимо следовать специ-

психологический компоненты среды;

- ценностное отношение к здоровью;

готовки в здоровьесбережении в рамках теоретической, практичес-

- наличие учебно-методического обеспечения процесса подготовки студентов к осуществлению здоровьесберегающей деятельнос-

п

то

активное непосредственное участие студентов педагогичес- аг

кого колледжа в течение всего периода их профессиональной под- гич

то

с ском

кой, научной и социокультурной деятельности в колледже; ко

ти (учебно-методические комплексы учебных дисциплин и практик).

В процессе подготовки к переходу на новую систему используется комплекс средств (проектная и волонтерская деятельность, деловые и учебные игры, обсуждения, кейс-метод, проблемное обучение, мозговой штурм, фокус-группа) и учебно-методическое обеспечение (учебно-методический комплекс, методические рекомендации, словарь-справочник, сборники мероприятий и др.).

Нельзя не отметить то, что студентам также необходимо сформировать: владение комплексом статических и динамических упражнений; умение рационально организовывать режимные моменты, а также умеренный труд, умение использовать методы снятия психоэмоционального напряжения [5]; потребность в правильном питании; владение способами закаливания организма; умение оказать быструю помощь в экстремальной ситуации; потребность в проверке своего здоровья.

Здоровьесберегающая среда создается как совокупность факторов, как генетическая обусловленность, включающая неблагоприятные социальные, экологические условия развития, интенсификацию и нерациональную организацию учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям студентов, т. е. внутриколледжную группу факторов, оказывающую отрицательное и достаточно существенное воздействие на здоровье студентов.

5 Заключение (Conclusion)

Благодаря осознанию сложности и продолжительности процесса формирования технологии готовности будущих педагогов к созданию здоровьесберегающей среды возникает понимание, что он должен реализовываться в течение всего периода обучения в колледже. При этом необходимо отметить уже существующий потенциал § образовательного процесса колледжа. Он достигается путем непре-

о ж

| рывности, системности, последовательности, практикоориентирован-^ ности. К тому же необходимо отметить и возрастные особенности с) обучающихся. Нельзя забывать, что юношеский возраст является наи-

более сензитивным периодом для развития профессионально значимых качеств, определяющих успешность методов здоровьесбере-гающей деятельности будущих педагогов педагогического колледжа.

Библиографический список

1. Орехова И. Л., Валеева Г. В., Гладкая Е. С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз - школа» как условие профессионального становления студентов : коллективная моно- ^ графия / под науч. ред. З. И. Тюмасевой. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ^ пед. ун-та, 2015. - 290 с. ^

2. Антонова Э. Р. Педагогические условия формирования готовнос- § ти студентов педагогического колледжа к созданию здоровьесберегаю- ^ щей среды // Вестник ВЭГУ : научный журнал по социально-экономичес- 3 ким, общественным и гуманитарным наукам. 2018. № 6 (98). С. 126-132. ^

3. Яковлева А. С. Методологические подходы к здоровьесберега- ^ ющей деятельности // Европа и современная Россия. Интегративная

а

функция педагогической науки в едином образовательном пространстве : материалы VI международной научной конференции, 19-20 августа 2009 г., Римини. М. : МАНПО, 2014. С. 385-387.

4. Макеева Т. В., Тихомирова Л. Ф. Здоровьесберегающая педагогика : учебник для среднего профессионального образования. Москва : g

а

Издательство «Юрайт», 2019. - 251 с. (Профессиональное образование). ^ - ISBN 978-5-534-08357-6. J

5. Никитина Н. Н. Роль здоровьесберегающего пространства вуза а

в формировании ценностного отношения студентов к своему здоровью // g

&

Теоретические и практические аспекты деятельности специалистов соци- g

О'

альной сферы : материалы Всероссийской научно-практической конфе- &

s

ренции, 18 апреля 2015 г., Екатеринбург. Екатеринбург : Урал. гос. пед. ^

ун-т, 2015. С. 139-142. а

P то

E. R. Antonova g

ORCID No. 0000-0003-0601-8263 С

а

Senior Lecturer at the Department of Physical Education, South-Ural State ~

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. TO

g

E-mail: [email protected]

METHODOLOGICAL APPROACHES AND CONDITIONS FOR CREATING A HEALTH-SAVING ENVIRONMENT IN A PEDAGOGICAL COLLEGE

Abstract

Introduction. The article discusses the methodological approaches to creating a health-saving environment: axiological, activity-based, environmental. The conditions for creating a health-saving environment in a teacher training college are determined. The purpose of the article is to justify the authors' appropriateness of using these approaches in solving the problem of creating a health-saving environment in a teacher training college.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of psychological, pedagogical and philosophical literature on the problem of creating a health-saving environment in a teacher training college.

Results. The concept of forming the readiness of future teachers of a pedagogical college to create a health-saving environment is defined.

Discussion. The author has identified and described the axio-logical, activity, environmental approaches to creating a health-saving environment in a teacher training college, it is emphasized that these approaches are optimal and effective.

Conclusion. It is concluded that the formation of technology of readiness to create a health-saving development of the environment in the future means of a teacher's teacher's college is a complex educational and lengthy process, the environment identified methodological approaches and conditions for creating a health-saving environment in a teacher's college.

a >

o s

Keywords: Health; environment; health-saving environment; axiological; activity; environmental approaches. Highlights:

s

faq

TO

0

1

f c a

The concept of forming the readiness of future teachers of a pedagogical college to create a health-saving environment is defined.

Methodological approaches and conditions for creating a health-saving environment were identified.

References

1. Tyumaseva Z.I., Orekhova I.L., Valeyeva G.V., Gladkaya Ye.S. (2015), Proyektirovaniye bezopasnogo i zdorov'yesberegayushchego pros- M transtva "vuz — shkola" kak usloviye professional'nogo stanovleniya stu-dentov [Designing a safe and health-saving space "university — school" as a condition for the professional development of students: a collective monograph]. Kollektivnaya monografiya. Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosudar- pp stvennogopedagogicheskogo universiteta, Chelyabinsk, 290 p. (In Russian). o

2. Antonova E.R. (2018), Pedagogicheskiye usloviya formirovaniya h

TO

gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k sozdaniyu zdorov'yes- a

n

beregayushchey sredy [Pedagogical conditions for the formation of readiness C

o

of students of a teacher training college to create a health-saving environ- di ment]. Vestnik Vostochnoy ekonomiko-yuridicheskoy gumanitarnoy akade- § mii, 6 (98), 126-132. (In Russian). r

3. Yakovleva A.S. (2014), Metodologicheskiye podkhody k zdo- P

rov'yesberegayushchey deyatel'nosti [Methodological approaches to health-

g

saving activities]. Materialy VI mezhdu-narodnoy nauchnoy konferentsii a "Yevropa i sovremennaya Rossiya. Integrativnaya funktsiya pedagog- a icheskoy nauki v yedinom obrazovatel'nom prostranstve", 19-20 avgusta

2009 g, Rimini [Materials of the VI International Scientific Conference "Eu-

g

rope and modern Russia. The integrative function of pedagogical science in a ^

n

i o

n

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m

TO

n

v

v

single educational space", August 19-20, 2009, Rimini]. Izdatel'skiy tsentr

Mezhdunarodnoy akademii nauk pedagogicheskogo obrazovaniy, Moscow,

385-387. (In Russian).

4. Makeeva T.V., Tikhomirova L.F. (2019), Zdorov'yesberegayush-

chaya pedagogika: uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya a

eg

(Uchebnik dlya srednego professional'nogo obrazovaniya) [Health-saving g pedagogy: a textbook for secondary vocational education (A textbook for secondary vocational education)]. Izdatel'stvo "Yurayt", Moscow, 251 p. ISBN 978-5-534-08357-6. (In Russian).

a P

5. Nikitina N.N. (2015), Rol' zdorov'yesberegayushchego pros-transtva vuza v formirovanii tsennostnogo otnosheniya studentov k svoyemu zdorov'yu [The role of the university's health-saving space in the formation of students' value attitude to their health]. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Teoreticheskiye i prakticheskiye aspekty deyatel'nosti spetsialistov sotsial'noy sfery", 18 aprelya 2015 g., Yekaterinburg [Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, April 18, 2015, Ekaterinburg "Theoretical and practical aspects of the activities of social specialists", April 18, 2015, Ekaterinburg]. Izdatel'stvo Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, Yekaterinburg. 139-142. (In Russian).

a >

o

R R

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.