• Информирование будущих абитуриентов о направлениях подготовки - школьники очень приблизительно представляют себе содержание тех или иных профессий.
4. Работа с лидерами мнения в рамках школы -воздействие через каналы, пользующиеся авторитетом у школьников для доведения информации о возможностях обучения в университете
5. Обучение через деятельность:
- производственная практика на базе предприятий и организаций;
- организация профориентационных экскурсий на предприятия и организации (знакомство с будущей профессией);
- обучение по различным программам дополнительного образования в межрайонных учебных комбинатах.
Профориентационные мероприятия данного блока позволяют наглядно познакомиться с будущей профессией путем максимального приближения к ней благодаря участию предприятий реального бизнеса. Но приближение происходит для абитуриентов в пассивной форме: они получают представление о профессии исключительно со слов непосредственных участников процесса. Недостаток состоит в том, что, даже увидев и услышав о возможной будущей профессии, школьникам сложно соотнести увиденное и услышанное со своими склонностями и психологическими предпочтениями. Они не могут адекватно оценить - смогут ли они работать на выбранном профессиональном поле или нет;
- образовательная программа «Учебная фирма».
Данная образовательная программа основана на
инновационной образовательной технологии «Учебная фирма», ключевой принцип которой «Делая - познаю». В процессе обучения школьники приобретают
начальные профессиональные и социальные навыки через практическую деятельность на рабочем месте в офисе учебной фирмы. Группа единомышленников, объединенная общей идеей, создает учебную фирму. Учебная фирма является моделью реальной фирмы и в процессе деятельности имитирует основные бизнес-процессы. Участники нарабатывают практические навыки ведения бизнеса: заключают сделки, разрабатывают фирменный стиль и рекламные кампании, организуют бухгалтерский учет, отрабатывают систему документооборота в организации, получают опыт принятия решений. Каждая учебная фирма входит в единую сеть, имитирующую рыночное пространство. Работу рынка учебных фирм поддерживает Центральный офис учебных фирм, выполняя функции основных рыночных контрагентов и государства. И в процессе выполнения определенных, соответствующей должностью, функциональных обязанностей у абитуриента приходит понимание правильности сделанного выбора.
Для развития образовательной технологии и поддержания работы всех учебных фирм, начиная с 1998 года, реализуется проект «Учебные фирмы России». В настоящее время создана сеть учебных фирм, открываемых на базе школ, колледжей, вузов. В проекте представлены образовательные учреждения из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Алтайского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и т. д. Проект является международным и интегрирован в международную сеть учебных фирм, а Центральный офис учебных фирм является ассоциированным членом международной организации PEN INTERNATIONAL.
© Завгородняя А. В., Рыбина В. Б., 2014
УДК 37.048.45
ТЬЮТОРСКОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д. Н. Кипель
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89 E-mail: [email protected]
Наиболее ярко профессиональное самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа является одним из звеньев в цепочке непрерывного образования «Школа - ССУЗ - вуз», представляется актуальным исследовать особенности процесса профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования.
Ключевые слова: сопровождение, тьютор.
Проблемы и пути развития довузовской подготовки молодежи
TUTOR VOCATIONAL SUPPORT HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
D. N. Kipel
Krasnoyarsk State Pedagogical University name after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation E-mail: [email protected]
Most vividly of professional self-determination of personality actualized in their late teen and early adolescence, and the school is one of the links in the chain of continuous education "School - College - University", seems relevant to study the peculiarities of the process ofprofessional self-determination of students in the conditions ofpre-University education.
Keywords: support, tutor.
Важнейшим аспектом личностного развития и полноценной жизнедеятельности человека выступает его профессиональное самоопределение в современном изменяющемся мире. Только работа в соответствии со своими способностями приносит человеку удовлетворение от вложенного труда, а обществу -профессионала высокого класса. В этом контексте стержнем всего образовательного процесса, естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле ее логическим завершением должна являться профориентационная работа. Выбор профессии для каждого подростка -это серьезная проблема и ответственный шаг [2].
Под самоопределением личности понимается процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы.
Под профессиональным самоопределением понимается осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.
Современная ситуация профориентационной работы в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятия качественного уровня содействия в профессиональном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в стране, ситуацией неопределенности и нестабильности не только в социально-экономической, но и духовной сферах общественной жизни. Именно в таких условиях подросткам, выстраивая при этом перспективы своего собственного профессионального развития.
В связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования остро встал вопрос о педагогическом сопровождении профессионального самоопределения учащихся. Решение этой задачи обеспечивается введением в образовательное пространство средней школы позиции тьютора. Она отличается от традиционной позиции учителя, психолога, классного руководителя тем, что
представляет собой специально организованную педагогическую деятельность по индивидуализации образования, направленную на прояснение учебных мотивов и познавательных интересов ученика, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы школьника, развитие учебной и образовательной рефлексии учащегося, что в конечном итоге способствует формированию готовности старшеклассника к выбору будущей профессии.
Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым исследованиям учреждением дополнительного образования Кировского района города Красноярска, лишь 15-20 % обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70 % не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе, их одолевают противоречивые чувства: «Выбор делать надо, но не знаю, что мне надо».
Решение данной проблемы, т. е. подготовка старшеклассников к осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем и выбор сферы деятельности, может быть реализовано через профориентационную работу, осмысливания версий своего профессионального будущего и простраивания возможных на данном этапе шагов по достижению профессионального успеха [1].
В своей деятельности тьютор-профориентатор осуществляет персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве по формированию желаемого образа будущего.
Основными направлениями деятельности тьютора-профориентатора являются:
1) консультативная профориентационная работа (групповая и индивидуальная) с учащимися и родителями - создание условий для формирования готовности профессионального выбора учащихся с учетом образовательных и профессиональных интересов и планов на будущее. Консультативная работа носит как просветительско-информационный характер (работу по расширению первичных представлений учащихся о собственных профессиональных интересах и склонностях, информационных представлений о профессиях и рынке труда в целом; так и диагностический (выявление и коррекция потребностей, способ-
ностей и возможностей деятельности в профессиональной сфере, факторов, препятствующих профессиональному самоопределению личности учащихся);
2) организационно-отчетная работа - мониторинг динамики процесса становления выбора каждого учащегося.
Работа тьютора построена таким образом, что каждый учащийся:
- выбирает образовательную траекторию из возможных вариантов образовательных компонентов учебного плана (набора возможных профессиональных проб) в соответствии с осознаваемыми притязаниями и склонностями;
- получает персональное тьюторское сопровождение в профессиональном самоопределении.
Сочетание профессиональных проб и рефлексивного обсуждения с тьютором опыта этих проб ученик имеет возможность уточнить, конкретизировать знание о себе, более точно определиться с кругом своих жизненных и профессиональных интересов.
Данная деятельность является совместной с общеобразовательными учреждениями района (сетевая организация, в которой участвуют восемь школ), с привлечением профессиональных учебных заведений города.
Кроме групповых занятий для учащихся организуются выездные «продуктивные и ознакомительные практики» на 38 площадках (НПО, СПО, ВПО, предприятия города и организации, занимающиеся профориентацией различного уровня: Краевой центр профориентации, центр занятости города Красноярска).
Для повышение информационной культуры старшеклассников для выбора будущей профессиональной сферы деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и потребностям экономического развития проводятся событийные проф-ориентационные мероприятия - это Дни профессий, Ярмарка профессий, Ярмарка профессиональных проб, Летняя профильная школа, Фестиваль мастерства, Детский фестиваль профессий, профориентаци-онные конкурсы, деятельностные игры.
В течение года тьютор проводит индивидуальные консультации и профдиагностику для проектирования и корректировки сценария профессионального пути и построения индивидуального образовательного маршрута. Результат этого - заполнение учащимся индивидуальной карты профессионального будущего. Данная карта является некоторой стартовой площадкой в мониторинге профессионального самоопределения подростка и основой портфолио старшеклассника, а также основой для выбора профессиональных проб в 9 классе. Индивидуальная карта заполняется с 8 класса по 11 класс и является страничкой портфо-лио ученика.
Результаты данной деятельности показывают, что учащиеся старших классов обращаются по вопросу выбора профессии в первую очередь к родителю, на втором месте к тьютору-профориентатору. Больше половины опрощенных учащихся считает, что такой специалист, как тьютор-профориентатор необходим при профессиональном самоопределении (52 %).
Для успешного вхождения старшеклассника в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели тьютор-профориентатор предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.
Библиографические ссылки
1. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие. М. : Просвещение, 2007.
2. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. : Воронеж, 1996.
References
1. Gurova E. V. Career guidance in schools: a methodological guide. M. : Education, 2007.
2. Pryazhnikov N. S. Career guidance and personal self-determination. M. : Voronezh, 1996.
© Кипель Д. Н., 2014
УДК 378.7
МЕСТО И РОЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Г. Т. Полежаева, А. Б. Меркулов
Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89
Рассматривается актуальная для сферы образования проблема роли и места довузовской подготовки в современной системе непрерывного образования.
Ключевые слова: непрерывное образование, довузовская подготовка, довузовское образование, допрофес-сиональная подготовка.