Научная статья на тему 'Проблемы и пути осознанной профориентации молодежи и формирования траектории профессионального роста'

Проблемы и пути осознанной профориентации молодежи и формирования траектории профессионального роста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная ориентация / выбор профессии / практико-ориентированное обучение / учебные фирмы / vocational guidance / profession choice / practice-oriented education / practice firms

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. В. Завгородняя, В. Б. Рыбина

Формирование устойчивой мотивации у школьников при выборе будущей профессии возможно за счет применения комплекса профориентирующих мероприятий. Институт довузовской подготовки и профориентации СПбГЭУ реализует системный подход к реализации мероприятий довузовской подготовки, ведущих к осознанной профориентации абитуриента: помощь в выборе будущей профессии, реализация программ подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в вузе и развитие творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PATHS OF CONSCIOUS VOCATIONAL GUIDANCE AND TRAJECTORY FORMING OF PROFESSIONAL GROWTH

Formation of stable motivation among students during future profession choice is possible due to a complex of vocational guidance events. Institute of prevocational training and vocational guidance at SPbSUE realizes a systematic approach to the implementation of preparatory training activities that do lead to entrant’s conscious vocational guidance: assistance in future profession choice, implementation of training programs to enter universities and further education and the development of creativity.

Текст научной работы на тему «Проблемы и пути осознанной профориентации молодежи и формирования траектории профессионального роста»

ждения» бизнес идеи, ее презентации; знания об экономическом, психологическом и юридическом аспекте предпринимательской деятельности; знания о возможностях развития малого предпринимательства на территории Красноярского края.

Школьники получают навыки:

- умения составления бизнес-плана;

- умения анализировать и прогнозировать;

- роста личностных и деловых компетенций;

- умения быстро адаптироваться к изменяющимся условиям;

- иметь собственный взгляд на стратегию предпринимательской деятельности.

В рамках реализации долгосрочной целевой программы «Одаренные дети Красноярья» достижений интеллектуально одаренных детей Красноярского края, реализуемой Министерством образования и науки Красноярского края, институт принял активное участие в реализации данной программы. На протяжении 4-х лет с 2011 года преподавательский состав института работал с одаренными школьниками города и края в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя». Наработав «богатый» опыт институт готов предложить школьникам старших классов пройти обучение в «Школе юного предпринимателя».

В качестве основных результатов работы в летней профильной смене «Школа юного предпринимателя» можно отметить:

1. Повышение интереса подростков к предпринимательской деятельности и возможностям самостоятельного заработка.

2. Разработанные проекты по созданию собственного бизнеса, которые прошли экспертную оценку действующих предпринимателей. Среди таких проектов можно отметить: в 2013 году - проекты: «Свитер

для наушников»; «Сельский туризм» и «Аквапарк». В 2014 году - проекты: «Мобильное кафе (передвижное)»; «Экскурсионное бюро по Емельяновскому району»; «Изготовление украшения ручной работы» (в данный момент реализуется детьми самостоятельно, через интернет-магазин); «Студийная запись музыки в исполнении заказчика».

3. Разработан тренинг по решению олимпиадных задач по экономике.

4. Разработана и апробирована система дистанционного отбора и сопровождения подростков, заинтересованных в получении дополнительных знаний по экономике.

Программа обеспечивает возможность разработки дальнейшего сопровождения образования детей одаренных способностями в области предпринимательства, через систему круглогодичных школ интеллектуального роста, систему образовательных площадок, дистанционных циклов, школы «воскресного дня».

Приобретая знания в предпринимательской деятельности, подростки становятся способными видеть и оценивать те проблемы и задачи, которые стоят перед семьей, школой, регионом не только с точки зрения потребителя, но и с точки зрения новатора, предлагая решение проблем, до которых у взрослых «не доходят руки». Начав этот процесс (воспитания предпринимательской грамотности) в подростковом возрасте, в будущем мы получаем инновационно мыслящего специалиста, готового анализировать, прогнозировать и адаптироваться в окружающей сфере, и не только с точки зрения личной выгоды, но и с точки зрения полезности для общества.

© Еремина Е. С., Забуга Е. В., 2014

УДК 37

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОСОЗНАННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ И ФОРМИРОВАНИЯ ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

А. В. Завгородняя1, В. Б. Рыбина2

1,2Санкт-Петербургский государственный экономический университет Российская Федерация, 191023, г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, 21 Е-шаЛ: 1azavgor@yandex.ru; 21гега@ипесоп.ги

Формирование устойчивой мотивации у школьников при выборе будущей профессии возможно за счет применения комплекса профориентирующих мероприятий. Институт довузовской подготовки и профориентации СПбГЭУ реализует системный подход к реализации мероприятий довузовской подготовки, ведущих к осознанной профориентации абитуриента: помощь в выборе будущей профессии, реализация программ подготовки к поступлению и дальнейшему обучению в вузе и развитие творческого потенциала.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, выбор профессии, практико-ориентированное обучение, учебные фирмы.

PROBLEMS AND PATHS OF CONSCIOUS VOCATIONAL GUIDANCE AND TRAJECTORY FORMING OF PROFESSIONAL GROWTH

A. V. Zavgorodnyaya1, V. B. Rybina2

^Saint-Petersburg State University of Economics 21, Sadovaya str., St.-Petersburg, 191023, Russian Federation Е-mail: 1azavgor@yandex.ru; 2rvera@unecon.ru

Formation of stable motivation among students during future profession choice is possible due to a complex of vocational guidance events. Institute of prevocational training and vocational guidance at SPbSUE realizes a systematic approach to the implementation of preparatory training activities that do lead to entrant's conscious vocational guidance: assistance in future profession choice, implementation of training programs to enter universities and further education and the development of creativity.

Keywords: vocational guidance, profession choice, practice-oriented education, practice firms.

Проблемы профессиональной ориентации молодежи:

1. Проблема выбора будущей профессии абитуриентом напрямую связана с самомотивацией школьника и его личностным представлением о своем будущем. Решение, как правило, принимается под давлением следующих заинтересованных групп внешней среды:

• Родители - чаще всего, внедряют в сознание ребенка свое представление о будущем ребенка, основанное на личном опыте, нереализованных надеждах, сформировавшихся стереотипах поведения. Зачастую мнению ребенка и его склонностям не придается значения. Проблема - необходимо создать алгоритм, в соответствии с которым абитуриент сможет осознанно и самостоятельно сделать выбор будущей профессии.

• Школа - в средних общеобразовательных учреждениях реализуются профили на основе имеющихся ресурсов, как материальных, так и человеческих, и зачастую школьники проходят специализацию по тем предметам, какие школа может обеспечить, а не тем, к каким имеется склонность. Редкая школа может похвастаться полностью укомплектованной материальной базой и кадровым потенциалом соответствующей квалификации. Проблема - необходимо создать условия, при которых школа могла бы обеспечивать обучение школьников в соответствии с их склонностями, сделанным выбором будущей профессии. Поэтому необходима ранняя профессиональная ориентация школьников, начиная с шестого класса. Это позволит школе более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и повысить мотивацию школьников к обучению в связи с ранним осознанным выбором своего будущего.

• Государство - в настоящее время идет реализация государственных программ поддержки технических направлений с мощной информационной поддержкой на всех уровнях. Пример реализации подобной информационной поддержки - миф о перенасыщенности народного хозяйства экономистами и юристами. Подобное информационное давление ведет к тому, что наблюдается рост интереса со стороны абитуриентов к модным ныне инженерным специальностям и приток в технические вузы. Проблема - нет

увязки стратегического плана развития народного хозяйства в разрезе прогноза потребностей по профессиям со сложившимися предпочтениями и базой знаний у абитуриентов. Необходимо исследовать: насколько студенты по уровню подготовки готовы к учебе в техническом вузе и не происходит ли большой отсев студентов с первых курсов, связанный с неправильным выбором профессии. Также важно оценить процент выпускников, трудоустроенных в год окончания вуза по специальности.

• Рынок труда - происходит запаздывание информации о потребностях рынка труда в специалистах определенной квалификации. Абитуриент делает выбор, основываясь на текущем состоянии рынка труда, а как специалист он попадёт на рынок труда как минимум через четыре года. С учетом ускорения научно-технического прогресса и развития новых технологий любой неверно сделанный выбор ведет к росту структурной безработицы сразу после окончания вуза. Встает проблема создания в глазах абитуриента более четкой картины потребности рынка труда в будущих профессиях и уровне конкуренции в рамках уже существующих специальностей.

Таким образом, профориентационная работа, является сегодня важной стратегической составляющей деятельности как образовательных учреждений общего среднего и высшего образования, так и институтов государства. От ее результатов: обеспечение осознанного выбора молодежью своей будущей профессии, построение школьниками траектории своего профессионального роста, зависит эффективность результатов работы не только школ, колледжей, вузов, но и экономики страны в целом.

Концепция Института довузовской подготовки и профориентации (ИДПиП)

Санкт-Петербургский государственный экономический университет один из крупнейших экономических университетов России, возник в результате объединения Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, и последовательного присоединения Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики. В результате объединения трех вузов было необходимо обеспечить

набор абитуриентов по широкому перечню направлений подготовки (технического, гуманитарного и экономического профилей) - 36 направлений бакалавриата, 4 направления специалитета. Для реализации поставленной задачи в 2013 году был создан на базе факультета довузовской подготовки и профориентации Институт довузовской подготовки и профориентации Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Основная цель Института довузовской подготовки и профориентации - комплексное предоставление школьникам и выпускникам школ и колледжей информационных возможностей:

• ДЛЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ - очные и дистанционные профориентационные и образовательные программы и проекты помогают сделать выбор будущей профессии;

• ПОДГОТОВКИ К ПОСТУПЛЕНИЮ - очные и дистанционные подготовительные курсы знакомят абитуриентов и их родителей с основными требованиями к уровню подготовки;

• РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА -олимпиады и конкурсы развивают личность и расширяют возможности поступления на бюджетную и контрактную формы обучения.

Все мероприятия и проекты, реализуемые институтом довузовской подготовки и профориентации, можно представить в виде матрицы в зависимости от их доступности для соответствующих целевых групп:

По таблице видно, что категория базовые школы университета имеет наибольшие преференции при работе с институтом довузовской подготовки и профориентации, поскольку грамотно поставленная проф-ориентационная работа в школе позволяет формировать контингент, ориентированный на последующее обучение в университете. Ограничение доступности участия в интересных долгосрочных профориентаци-онных проектах побуждает школы, не являющиеся базовыми стремиться к статусу базовой школы. В настоящее время университет имеет договоры и активно взаимодействует с 65 базовыми школами Санкт-Петербурга и России.

Для формирования устойчивой мотивации при выборе будущей профессии институт довузовской подготовки и профориентации поддерживает следующие ключевые направления профоринтационной работы в базовых школах университета:

1. Развитие творческих и интеллектуальных способностей. Организация различных развивающих программ, конкурсов и олимпиад для школьников начиная с 6 класса. Выгоды для вуза:

• Проведение в консорциуме вузов олимпиад включенных в Перечень олимпиад школьников, утверждаемый ежегодно Министерством образования, в виду наличия льгот, способствует увеличению конкурса при поступлении в вуз и отбору наиболее талантливых студентов, что в свою очередь ведет к росту качества выпускников вуза.

• Раннее, начиная с 7 класса, привлечение школьников к участию в олимпиадах, с одной стороны, формирует привыкание школьника к вузу, на базе которого олимпиада проводится, что способствует формированию предпочтения конкретного вуза перед другими высшими учебными заведениями, с другой стороны, позволяет развивать творческие способности школьника в ранней стадии его профессиональной ориентации, и отслеживать его достижения вплоть до поступления в вуз.

• Возможность завязывать долгосрочные взаимоотношения со школами региона и получить прямой доступ к целевой аудитории через школы.

2. Углубленное изучение профильных предметов. Предложение программ углубленной подготовки по профильным предметам. Выгоды для вуза:

• Адаптация школьников к обучению в университете по уровню подготовки.

• Профессиональная ориентация школьников, выбор будущей профессии через изучаемый предмет.

• Формирование лояльной к вузу целевой аудитории, что дает возможность влиять на дальнейший выбор вуза.

3. Знакомство с вузом. Организация профориен-тационных мероприятий силами студентов университета. Выгоды для вуза:

• Усиление мотивации школьников на поступление в университет - коммуникация со студентами снимает психологический барьер у абитуриента: вуз воспринимается как более знакомый, «родной». Возможность задать каверзные вопросы студенту, которые сложно задать взрослому, зачастую является той невидимой крупинкой, которая на чаше весов перевесит все сомнения относительно остальных вузов и у абитуриента останется одна задача - подготовиться так, чтобы поступить именно в этот вуз, а не в какой-то другой, пускай и по такой же специальности.

Индивидуальные участники Групповые участники

Абитуриенты и их родители Базовые школы университета Третьи заинтересованные лица (школы, туристические фирмы и т.п.)

Разовые мероприятия Как на безвозмездной, так и возмездной основе На безвозмездной основе Как на безвозмездной, так и возмездной основе

Цикл долгосрочных взаимосвязанных мероприятий На возмездной основе Как на безвозмездной, так и возмездной основе На возмездной основе

• Информирование будущих абитуриентов о направлениях подготовки - школьники очень приблизительно представляют себе содержание тех или иных профессий.

4. Работа с лидерами мнения в рамках школы -воздействие через каналы, пользующиеся авторитетом у школьников для доведения информации о возможностях обучения в университете

5. Обучение через деятельность:

- производственная практика на базе предприятий и организаций;

- организация профориентационных экскурсий на предприятия и организации (знакомство с будущей профессией);

- обучение по различным программам дополнительного образования в межрайонных учебных комбинатах.

Профориентационные мероприятия данного блока позволяют наглядно познакомиться с будущей профессией путем максимального приближения к ней благодаря участию предприятий реального бизнеса. Но приближение происходит для абитуриентов в пассивной форме: они получают представление о профессии исключительно со слов непосредственных участников процесса. Недостаток состоит в том, что, даже увидев и услышав о возможной будущей профессии, школьникам сложно соотнести увиденное и услышанное со своими склонностями и психологическими предпочтениями. Они не могут адекватно оценить - смогут ли они работать на выбранном профессиональном поле или нет;

- образовательная программа «Учебная фирма».

Данная образовательная программа основана на

инновационной образовательной технологии «Учебная фирма», ключевой принцип которой «Делая - познаю». В процессе обучения школьники приобретают

начальные профессиональные и социальные навыки через практическую деятельность на рабочем месте в офисе учебной фирмы. Группа единомышленников, объединенная общей идеей, создает учебную фирму. Учебная фирма является моделью реальной фирмы и в процессе деятельности имитирует основные бизнес-процессы. Участники нарабатывают практические навыки ведения бизнеса: заключают сделки, разрабатывают фирменный стиль и рекламные кампании, организуют бухгалтерский учет, отрабатывают систему документооборота в организации, получают опыт принятия решений. Каждая учебная фирма входит в единую сеть, имитирующую рыночное пространство. Работу рынка учебных фирм поддерживает Центральный офис учебных фирм, выполняя функции основных рыночных контрагентов и государства. И в процессе выполнения определенных, соответствующей должностью, функциональных обязанностей у абитуриента приходит понимание правильности сделанного выбора.

Для развития образовательной технологии и поддержания работы всех учебных фирм, начиная с 1998 года, реализуется проект «Учебные фирмы России». В настоящее время создана сеть учебных фирм, открываемых на базе школ, колледжей, вузов. В проекте представлены образовательные учреждения из Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Алтайского края, Ямало-Ненецкого автономного округа и т. д. Проект является международным и интегрирован в международную сеть учебных фирм, а Центральный офис учебных фирм является ассоциированным членом международной организации PEN INTERNATIONAL.

© Завгородняя А. В., Рыбина В. Б., 2014

УДК 37.048.45

ТЬЮТОРСКОЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Д. Н. Кипель

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89 E-mail: Dasha18Kipel@mail.ru

Наиболее ярко профессиональное самоопределение личности актуализируется в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте, а школа является одним из звеньев в цепочке непрерывного образования «Школа - ССУЗ - вуз», представляется актуальным исследовать особенности процесса профессионального самоопределения учащихся в условиях довузовского образования.

Ключевые слова: сопровождение, тьютор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.