Научная статья на тему 'Место и роль довузовской подготовки в современном образовании'

Место и роль довузовской подготовки в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / довузовская подготовка / довузовское образование / допрофессиональная подготовка / continuing education / pre-training / pre-University education / pre-vocational training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Г. Т. Полежаева, А. Б. Меркулов

Рассматривается актуальная для сферы образования проблема роли и места довузовской подготовки в современной системе непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г. Т. Полежаева, А. Б. Меркулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE AND ROLE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN MODERN EDUCATION

Considered relevant to the education problem of the role and place of pre-University training in the modern system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Место и роль довузовской подготовки в современном образовании»

ностей и возможностей деятельности в профессиональной сфере, факторов, препятствующих профессиональному самоопределению личности учащихся);

2) организационно-отчетная работа - мониторинг динамики процесса становления выбора каждого учащегося.

Работа тьютора построена таким образом, что каждый учащийся:

- выбирает образовательную траекторию из возможных вариантов образовательных компонентов учебного плана (набора возможных профессиональных проб) в соответствии с осознаваемыми притязаниями и склонностями;

- получает персональное тьюторское сопровождение в профессиональном самоопределении.

Сочетание профессиональных проб и рефлексивного обсуждения с тьютором опыта этих проб ученик имеет возможность уточнить, конкретизировать знание о себе, более точно определиться с кругом своих жизненных и профессиональных интересов.

Данная деятельность является совместной с общеобразовательными учреждениями района (сетевая организация, в которой участвуют восемь школ), с привлечением профессиональных учебных заведений города.

Кроме групповых занятий для учащихся организуются выездные «продуктивные и ознакомительные практики» на 38 площадках (НПО, СПО, ВПО, предприятия города и организации, занимающиеся профориентацией различного уровня: Краевой центр профориентации, центр занятости города Красноярска).

Для повышение информационной культуры старшеклассников для выбора будущей профессиональной сферы деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и потребностям экономического развития проводятся событийные проф-ориентационные мероприятия - это Дни профессий, Ярмарка профессий, Ярмарка профессиональных проб, Летняя профильная школа, Фестиваль мастерства, Детский фестиваль профессий, профориентаци-онные конкурсы, деятельностные игры.

В течение года тьютор проводит индивидуальные консультации и профдиагностику для проектирования и корректировки сценария профессионального пути и построения индивидуального образовательного маршрута. Результат этого - заполнение учащимся индивидуальной карты профессионального будущего. Данная карта является некоторой стартовой площадкой в мониторинге профессионального самоопределения подростка и основой портфолио старшеклассника, а также основой для выбора профессиональных проб в 9 классе. Индивидуальная карта заполняется с 8 класса по 11 класс и является страничкой портфо-лио ученика.

Результаты данной деятельности показывают, что учащиеся старших классов обращаются по вопросу выбора профессии в первую очередь к родителю, на втором месте к тьютору-профориентатору. Больше половины опрощенных учащихся считает, что такой специалист, как тьютор-профориентатор необходим при профессиональном самоопределении (52 %).

Для успешного вхождения старшеклассника в новый для него мир профессий и продвижения в нем к желаемой цели тьютор-профориентатор предоставляет ему ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

Библиографические ссылки

1. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие. М. : Просвещение, 2007.

2. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. : Воронеж, 1996.

References

1. Gurova E. V. Career guidance in schools: a methodological guide. M. : Education, 2007.

2. Pryazhnikov N. S. Career guidance and personal self-determination. M. : Voronezh, 1996.

© Кипель Д. Н., 2014

УДК 378.7

МЕСТО И РОЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Г. Т. Полежаева, А. Б. Меркулов

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 89

Рассматривается актуальная для сферы образования проблема роли и места довузовской подготовки в современной системе непрерывного образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, довузовская подготовка, довузовское образование, допрофес-сиональная подготовка.

THE PLACE AND ROLE OF PRE-UNIVERSITY TRAINING IN MODERN EDUCATION

G. T. Polezhaeva, A. B. Merkulov

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev 89, Ada Lebedeva str., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation

Considered relevant to the education problem of the role and place ofpre-University training in the modern system of continuous education.

Keywords: continuing education, pre-training, pre-University education, pre-vocational training.

Развитие науки, прогрессирующий уровень технологий, инновационные подходы в различных сферах деятельности потребовали от высшей школы не только существенного переосмысления содержания профессионального образования, но и постоянного обучения и непрерывного совершенствования профессиональных навыков.

Непрерывное образование становится потребностью и условием постоянного творческого развития и совершенствования каждой личности на протяжении всей жизни, обоснованного перехода с уровня на уровень. Одним из важных условий осуществления непрерывного образования является соблюдение принципа систематичности, преемственности на этапе школа-вуз, обучения и перспективности.

Реалии современного производства и бизнеса диктуют определенные требования в подготовке выпускника к поступлению в вуз. Отсюда видна роль довузовской подготовки в системе образования - подготовка к постоянному осуществлению непрерывного образования. Особенно нелегко дается переход из системы среднего образования в систему высшего образования.

Изменения в системе высшего профессионального образования в контексте реформ Болонского процесса должны учитывать тот факт, что профессиональная подготовка специалиста в рыночных условиях имеет иной характер: абитуриент должен четко ориентироваться в изменениях на рынке труда и занятости, быть профессионально-мотивированным на конкретную область деятельности.

Болонский процесс создает определенные предпосылки прогрессивного развития профессионального образования. Современному рынку, на котором особо остро проявляется конкуренция, требуются высокопрофессиональные кадры, способные адаптироваться к быстроменяющимся условиям [6].

Решение этих проблемы может быть осуществлено на основе четко налаженного взаимодействия школьного и вузовского образования - создания единого образовательного пространства. Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей на стыках различных этапов и форм обучения. Довузовская подготовка, в различных её видах и формах призвана помочь школьникам преодолеть эти трудности, решить задачи в рамках системы довузовской подготовки. Она становится важной составной частью непрерывной подготовки не только школьников, но и всей системы

непрерывной профессиональной подготовки кадров, внимание к которой должно заметно усилиться. Сегодня довузовская подготовка приобретает еще большую значимость.

Для университета важнейшей задачей является подготовка таких специалистов, которые были бы конкурентоспособными в условиях рыночных отношений: обладали широким мировоззрением и фундаментальными знаниями, умели творчески использовать эти знания в практической деятельности, находить нестандартные варианты решения той или иной проблемы. Поэтому любой вуз хочет иметь на этапе приема в качестве абитуриентов людей с определенным уровнем профессиональной мотивации, знаний, индивидуально-личностных качеств, способных и желающих учиться по профилю избранной деятельности.

Практика подготовки студентов показывает, что в высшие учебные заведения необходимо принимать студентов, предварительно профессионально ориентированных, проводить качественный отбор в вуз на основе изучения личности кандидата с помощью различных психологических методик. Подготовка именно таких абитуриентов лежит на университетских структурах довузовской подготовки, основной целью которых является мотивация школьников к осознанному выбору будущей профессии и ликвидация разрыва в уровне знаний и способностей молодых людей при их переходе с общеобразовательного уровня на уровень профессионального образования.

Вместе с тем приходится констатировать, что процент абитуриентов, имеющих четкую профессиональную направленность, весьма невысок. Нередко при выборе будущей профессии первостепенную роль играют внешние факторы, такие как востребованность в обществе, условия труда, материальное обеспечение и т. п. В то время как возможности личности, необходимые для выполнения определенного вида деятельности, ни в коей мере не учитываются. Это означает, что необходимо совершенствовать систему довузовской подготовки учащихся, вести постоянный поиск ее эффективных форм и методов, поскольку именно допрофессиональная подготовка, с одной стороны, позволяет углубить знания в той или иной области, а с другой является важнейшим этапом в жизни молодого человека на пути к самоопределению и обретению профессии.

В настоящее время вузы среди ключевых направлений своей деятельности видят развитие системы довузовской подготовки на базе вуза и создание про-

фильных классов в общеобразовательных школах. Профильное обучение является одним из важнейших направлений модернизации системы отечественного образования и предполагает реализацию обновленной модели российской школы старшей ступени, которая бы наиболее полно учитывала интересы, склонности, способности каждого ученика, создавала условия для самоопределения личности, тем самым, обеспечивая ее социализацию и конкурентоспособность. Обеспечение доступности профессионального образования через реализацию образовательных программ в системе довузовской подготовки, профильное обучение являются действенным способом расширения контингента абитуриентов в вузах [2].

Обращаясь к месту и роли довузовской подготовки в системе непрерывного образования, следует отметить, несмотря на то, что довузовская подготовка заняла определенное место в современной системе образования, в педагогической теории она не выделяется как самостоятельная категория исследования, а в системе педагогических знаний как отдельная отрасль.

Понятие «довузовское образование» отсутствует и в законодательстве Российской Федерации. Это связано с тем, что довузовская подготовка ориентирована на решение утилитарной задачи - поступление потенциального абитуриента в вуз. Кроме того, отсутствуют специализированные образовательные учреждения: довузовскую подготовку слушатели проходят либо непосредственно в вузах, либо в общеобразовательных учреждениях, однако, рассматриваемый нами вид образовательной деятельности не является ведущим ни в одном из них.

Исследователи по-разному определяют сущность и содержание понятия «довузовская подготовка», однако, большинство авторов сходятся во мнении, что довузовская подготовка имеет важное, самостоятельное значение в современной системе непрерывного образования.

В неё входит: профориетационная работа, подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), адаптация к обучению в вузе и студенческой среде.

Серьёзным недостатком в подготовке и проведении ЕГЭ является то, что технология проведения ЕГЭ несёт только проверочную функцию, а обучающая функция не предусмотрена. Безусловно, ЕГЭ необходимо для контроля и проверки знаний. Для обучения в вузе нужна и творческая составляющая, а для этого необходима структура, позволяющая скорректировать и проверочную функцию и обучающую.

В настоящее время происходит расширение толкования понятия «довузовская подготовка», она понимается уже не как узконаправленная деятельность по подготовке абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов в вуз, а как комплекс мероприятий, направленных на достижение готовности абитуриентов к сознательному выбору своей будущей профессии и продолжению образования на следующей ступени.

Довузовская подготовка на современном этапе развития образования должна выполнять задачи не только подготовки к поступлению в вуз, профессио-

нальной ориентации, но и психологической адаптации, диагностики и коррекции знаний абитуриентов.

Довузовскую подготовку можно рассматривать как компонент технологической модели непрерывно -го образования опережающего типа, как вид самостоятельного, самоценного, личностно ориентированного, способного к удовлетворению индивидуальных потребностей личности образования, ориентированного на получение профессионального высшего образования, на подготовку к творческой деятельности, предоставляющего возможности самореализации и саморазвития личности учащегося, формирование готовности к обучению в высшей школе, как допро-фессиональную, предшествующую высшему профессиональному образованию. Она включает наряду с профориентационной работой, предпрофильным и профильным обучением работу объединений довузовской подготовки, обеспечивающих практико-ориентированную и профессиональную направленность взаимодействия учреждения дополнительного образования с высшими учебными заведениями.

Специфика современной системы довузовской подготовки состоит в её способности вооружать обучающихся первичными знаниями и умениями в избранной профессии, формировать у них потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями; создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования, предоставляя возможность осуществить профессиональную пробу; готовить к выбору направления дальнейшего образования, будущей профессиональной деятельности с учетом реальных потребностей рынка труда.

Являясь видом образования, довузовская подготовка имеет собственные цели и функции, содержание, методы и формы взаимодействия педагогов и обучаемых, условия осуществления педагогического процесса, достигаемые при этом результаты. Рассуждая с общепедагогических позиций, можно с уверенностью заявить, что довузовская подготовка как подсистема непрерывного предпрофессионального образования должна реализовывать триединую цель образования: обучение - воспитание - развитие, выходя на результирующий компонент - деятельность [1].

Необходимость довузовской подготовки понимают все вузы, так как она обеспечивает реализацию непрерывной образовательной траектории. Однако в каждом вузе эта задача решается по-разному.

Таким образом, довузовская подготовка является важной составной частью системы высшего образования. Ее роль состоит в создании условий для осуществления довузовской адаптации и подготовки к поступлению в вуз и дальнейшему интегрированному обучению.

Довузовская подготовка является востребованной среди будущих абитуриентов формой деятельности и позволяет вузу сформировать контингент абитуриентов, привлечь в вуз учащихся не только близлежащих, но отдаленных регионов и сельской местности, обеспечивает необходимый приток абитуриентов с хорошим уровнем подготовки к профессиональному обучению в вузе по профилю избранной деятельности,

что подтверждается анализом результатов довузовской подготовки будущих студентов.

Библиографические ссылки

1. Актуальные проблемы управления образованием в регионе : сб. науч.-метод. материалов / под ред. В. В. Садырина. Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2002. Вып. 1(21). 248 с.

2. Полежаева Г. Т., Меркулов А. Б. Довузовская подготовка: проблемы, опыт и перспективы. Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : науч.-метод. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012, июнь.

3. Полежаева Г. Т. Пути оптимизации учебного процесса довузовской подготовки технического вуза в условиях инновационной экономики : монография / Сиб. гос. аэрокосм. ун-т. Красноярск, 2010. 122 с.

References

1. Actual problems of management of education in регионе : anthology method. materials / Under the ed. of V. V. Sadyrin. Chelyabinsk : Publishing house of IIUMTs "Education", 2002. Vyp. 1(21). 248 p.

2. Polezhayeva G. T., Merkulov A. B. Dovuzovskaya preparation: problems, experience and prospects. The innovative integrated system of Professional education: problems and ways of development : anthology method. / Sib. State Aerospace Un-t. Krasnoyarsk, June, 2012.

3. Polezhayeva G. T. Ways of optimization of educational process of pre-university preparation of technical college in the conditions of innovative economy : monograph / Sib. State Aerospace Un-t. Krasnoyarsk, 2010. 122 p.

© Полежаева Г. Т., Меркулов А. Б., 2014

УДК 338.246

ПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Сытникова, А. Д. Абакумов

Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики» Российская Федерация, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Красноярская, 36

E-mail: sekretar@shk.k26.ru

Рассматриваются актуальность, новизна, цели и задачи проектов, разработанных в Школе космонавтики в 2014 году, направленных на повышение качества естественно-научного и математического образования в Красноярском крае. Технологическим основанием для реализации данных проектов выступает действующая модель профессионально-ориентированной довузовской подготовки интеллектуально одаренных учащихся.

Ключевые слова: одаренные дети, инженерное образование, довузовская подготовка.

THE EDUCATIONAL PROJECTS FOR GIFTEDSTUDENTS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING A STRATEGY TO IMPROVE PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

S. V. Sytnikova, A. D. Abakumov

Regional State Institution for Work With Gifted Children "School of Cosmonautics" 36, Krasnoyarskaya str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, Russian Federation E-mail: sekretar@shk.k26.ru

The article discusses the relevance, novelty, goals and objectives of the projects developed by the School of Cosmonautics in 2014, aimed at improving the quality of science and mathematics education in the Krasnoyarsk Territory. Technological basis for the implementation of these projects stands a working model of professionally-oriented prevocational training intellectually gifted students.

Keywords: gifted children, engineering education, pre-university training.

В течение 2014 года в Краевом государственном общеобразовательном автономном учреждении «Краевая общеобразовательная школа-интернат сред-

него (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики» разработан ряд проектов, направленных на повышение качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.