Научная статья на тему 'Проекты образовательного сопровождения интеллектуально одаренных детей Красноярского края в контексте реализации стратегии повышения качества физико-математического образования'

Проекты образовательного сопровождения интеллектуально одаренных детей Красноярского края в контексте реализации стратегии повышения качества физико-математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
одаренные дети / инженерное образование / довузовская подготовка / gifted children / engineering education / pre-university training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С В. Сытникова, А Д. Абакумов

Рассматриваются актуальность, новизна, цели и задачи проектов, разработанных в Школе космонавтики в 2014 году, направленных на повышение качества естественно-научного и математического образования в Красноярском крае. Технологическим основанием для реализации данных проектов выступает действующая модель профессионально-ориентированной довузовской подготовки интеллектуально одаренных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С В. Сытникова, А Д. Абакумов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL PROJECTS FOR GIFTEDSTUDENTS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING A STRATEGY TO IMPROVE PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

The article discusses the relevance, novelty, goals and objectives of the projects developed by the School of Cosmonautics in 2014, aimed at improving the quality of science and mathematics education in the Krasnoyarsk Territory. Technological basis for the implementation of these projects stands a working model of professionallyoriented prevocational training intellectually gifted students.

Текст научной работы на тему «Проекты образовательного сопровождения интеллектуально одаренных детей Красноярского края в контексте реализации стратегии повышения качества физико-математического образования»

что подтверждается анализом результатов довузовской подготовки будущих студентов.

Библиографические ссылки

1. Актуальные проблемы управления образованием в регионе : сб. науч.-метод. материалов / под ред. В. В. Садырина. Челябинск : Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2002. Вып. 1(21). 248 с.

2. Полежаева Г. Т., Меркулов А. Б. Довузовская подготовка: проблемы, опыт и перспективы. Инновационная интегрированная система профессионального образования: проблемы и пути развития : науч.-метод. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2012, июнь.

3. Полежаева Г. Т. Пути оптимизации учебного процесса довузовской подготовки технического вуза в условиях инновационной экономики : монография / Сиб. гос. аэрокосм. ун-т. Красноярск, 2010. 122 с.

References

1. Actual problems of management of education in регионе : anthology method. materials / Under the ed. of V. V. Sadyrin. Chelyabinsk : Publishing house of IIUMTs "Education", 2002. Vyp. 1(21). 248 p.

2. Polezhayeva G. T., Merkulov A. B. Dovuzovskaya preparation: problems, experience and prospects. The innovative integrated system of Professional education: problems and ways of development : anthology method. / Sib. State Aerospace Un-t. Krasnoyarsk, June, 2012.

3. Polezhayeva G. T. Ways of optimization of educational process of pre-university preparation of technical college in the conditions of innovative economy : monograph / Sib. State Aerospace Un-t. Krasnoyarsk, 2010. 122 p.

© Полежаева Г. Т., Меркулов А. Б., 2014

УДК 338.246

ПРОЕКТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С. В. Сытникова, А. Д. Абакумов

Краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики» Российская Федерация, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Красноярская, 36

E-mail: [email protected]

Рассматриваются актуальность, новизна, цели и задачи проектов, разработанных в Школе космонавтики в 2014 году, направленных на повышение качества естественно-научного и математического образования в Красноярском крае. Технологическим основанием для реализации данных проектов выступает действующая модель профессионально-ориентированной довузовской подготовки интеллектуально одаренных учащихся.

Ключевые слова: одаренные дети, инженерное образование, довузовская подготовка.

THE EDUCATIONAL PROJECTS FOR GIFTEDSTUDENTS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTING A STRATEGY TO IMPROVE PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

S. V. Sytnikova, A. D. Abakumov

Regional State Institution for Work With Gifted Children "School of Cosmonautics" 36, Krasnoyarskaya str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article discusses the relevance, novelty, goals and objectives of the projects developed by the School of Cosmonautics in 2014, aimed at improving the quality of science and mathematics education in the Krasnoyarsk Territory. Technological basis for the implementation of these projects stands a working model of professionally-oriented prevocational training intellectually gifted students.

Keywords: gifted children, engineering education, pre-university training.

В течение 2014 года в Краевом государственном общеобразовательном автономном учреждении «Краевая общеобразовательная школа-интернат сред-

него (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики» разработан ряд проектов, направленных на повышение качества

Решетневскуе чтения. 2014

физико-математического образования в Красноярском крае:

1) проект становления Школы космонавтики как элитной инженерной школы;

2) проект организации и проведения Краевого турнира юных физиков;

3) проект организации и проведения краевой математической олимпиады по устному счету «Юный математик»;

4) проект организации и проведения краевой профильной смены для одаренных детей «Школа инженерной культуры».

Актуальность этих проектов определяется необходимостью разрешения сложившегося в настоящее время противоречия между существующей потребностью инновационного сектора экономики края в квалифицированных кадрах, инженерах, способных к генерации идей и воплощению их на практике и слабой предметной подготовкой абитуриентов к поступлению на инженерные специальности вузов, не-сформированностью компетенций, необходимых для получения инженерного образования.

Реализация проектов предполагает образовательное сопровождение учащихся Красноярского края, проявляющих особые способности к научно-техническому и инженерному творчеству, формирование у них ценностных установок о перспективности творческой работы в научно-технической сфере и формирование компетенций для их дальнейшего обучения на инженерных направлениях и специальностях высшего профессионального образования.

Партнеры проектов: ведущие вузы Красноярского края (СФУ, СибГАУ), ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнё-ва», ФГУП ГХК.

Стратегическим ориентиром изменений деятельности Школы космонавтики по сопровождению интеллектуально одаренных детей является разработка новой образовательной программы школы, выстроенной на принципах СБЮ, повышение кадрового потенциала Красноярского края за счет качественного изменения состава абитуриентов инженерных вузов и формирования цепочки непрерывного инженерного обучения «школа - университет - инновационное предприятие края».

Сообщество СБЮ (Conceive-Design-Implement-Орега!е / Придумывай - Разрабатывай - Внедряй -Управляй) создано в 2000 году благодаря сотрудничеству Массачусетского технологического университета со шведскими университетами. Цель CDIO - устранить разрыв между теорией и практикой в области инженерного образования. Выпускник университета должен уметь придумать новый продукт или новую техническую идею, осуществлять все конструкторские работы по ее воплощению или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься, внедрять в производство то, что получилось.

На сегодняшний день внедрению международной инициативы CDIO по организации преподавания образовательных инженерных программ охвачены более 100 вузов из 30 стран.

Эффективность внедрения в практику инженерного образования новых принципов инженерной подготовки зависит в том числе от готовности выпускников школы - абитуриентов - содержательно включиться в деятельность по получению новых профессиональных компетенций. Придя в университет на инженерные специальности, будущие студенты должны быть готовы работать в парадигме проблемного и проектного обучения, направленного на прикладные аспекты проектирования и создания новых продуктов и систем.

Школа космонавтики, в соответствии с логикой разворачивающихся проектов, позиционирует себя как элитная инженерная физико-математическая и естественнонаучная школа-пансион для интеллектуально одаренных детей, ориентированная на применение международных принципов организации инженерного образования CDIO и норм инженерной педагогики к организации учебной деятельности, включающей в себя высокий стандарт качества предметных, метапредметных и личностных результатов обучения, а также довузовскую инженерную подготовку.

Заделом и технологическим основанием для реализации проектов, направленных на повышение качества естественнонаучного и математического образования в крае, выступает сложившаяся в настоящее время модель профессионально-ориентированной довузовской подготовки интеллектуально одаренных учащихся. Основными институтами модели являются: КГОАУ «Школа космонавтики», ведущие вузы Красноярского края, ОАО «ИСС» и ФГУП «ГХК».

Взаимодействие Школы космонавтики с крупнейшими вузами Красноярского края (СФУ, СибГАУ имени академика М. Ф. Решетнева, КрасГМУ имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, КГПУ имени В. П. Астафьева) осуществляется на договорной основе в следующих формах:

1. Подготовка учащихся Школы космонавтики к поступлению в указанные вузы профессорско-преподавательским составом и с использованием технологической базы вузов. Преподаватели вузов ведут занятия в исследовательских лабораториях Школы космонавтики, курсы по решению олимпиадных задач.

2. Участие профессорско-преподавательского состава вузов в краткосрочных образовательных программах Школы космонавтики - интенсивных школах «Олимп», «Техношкола» и «Талант», профильной смене «Летняя академия».

3. Участие профессорско-преподавательского состава вузов в работе жюри научно-практической конференции школьников Краевые Курчатовские чтения учащихся.

Взаимодействие Школы космонавтики с предприятиями инновационного сектора экономики осуществляется на договорной основе в следующих формах:

1. Организация деятельности исследовательских лабораторий Школы космонавтики - «Радиационные технологии», «Нанотехнологии», «Радиоэлектроника» и др. (оснащение высокотехнологичным оборудованием, руководители лабораторий - специалисты предприятий).

2. Участие специалистов предприятий в краткосрочных образовательных программах Школы космонавтики (в программы интенсивных школ включены профориентационные модули).

3. Организация и проведение корпоративной научно-практической конференции «Краевые Курчатовские чтения учащихся».

4. Целевая подготовка выпускников Школы космонавтики в технических вузах страны с последующим трудоустройством на ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Ре-шетнева» и ФГУП «Горно-химический комбинат».

Деятельность Школы космонавтики в направлении довузовской инженерной подготовки одаренных школьников поддерживается системой краевых мероприятий. Запланирована организация и проведение Краевого турнира юных физиков, в котором примут участие 300 обучающихся 8-11 классов школ Красноярского края, проявляющих особые способности к изучению физики. Турнир юных физиков - это лично-командное состязание школьников старших классов в умении решать сложные исследовательские и научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях - физических боях.

Новизна проекта организации и проведения краевой математической олимпиады по устному счету «Юный математик» определяется содержанием (олимпиада по устному счету), формой (с применением программной оболочки) и аудиторией проекта (5-классники кадетских учебных учреждений Красноярского края). Партнерами проекта на начальном этапе его реализации являются ОУ системы кадетского и женского гимназического образования Красноярского края. В будущем планируется распространение дан-

ного мероприятия на другие ОУ края с обеспечением методической поддержки со стороны Школы космонавтики. Аудитория проекта: 200 обучающихся 5 классов кадетских корпусов и Мариинских гимназий Красноярского края.

В ходе проекта организации и проведения краевой профильной смены для одаренных детей «Школа инженерной культуры» предполагается реализовать на практике новую форму образовательного сопровождения учащихся Красноярского края, проявляющих особые способности к научно-техническому и инженерному творчеству: обучение в формате краткосрочных интенсивных очных модулей и дистанционное сопровождение. Новизна проекта определяется также краевым масштабом и сетевым форматом реализации проекта в сотрудничестве с Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Открытое образование» (г. Москва).

Реализация проектов будет способствовать построению краевого инновационного образовательного кластера «Школа космонавтики - профессиональное образование (ведущие вузы края) - работодатели (ОАО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева», ФГУП «ГХК»), представляющего собой их объединение на основе интеграции образовательных программ и сквозных требований к качеству образовательных результатов.

Реализация данных проектов внесет вклад в повышение качества физико-математического образования, в формирование новой инженерной элиты Красноярского края.

© Сытникова С. В., Абакумов А. Д., 2014

УДК 371.015

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ, ОСНОВАННЫЕ НА ПРОЕКТНОМ ПОДХОДЕ (На примере деятельности команды ENACTUS Сибирского государственного аэрокосмического университета)

А. В. Цветцых, В. В. Иваницкая

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-шаП: [email protected]; [email protected]

Раскрывается сущность функционирования команды ENACTUS Сибирского государственного аэрокосмического университета, рассматривается практика ее сотрудничества со школами и гимназиями Красноярского края по реализации совместных социальных и научных проектов.

Ключевые слова: команда ENACTUS СибГАУ, проектный подход, социально-экономические, научно-исследовательские проекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.