Научная статья на тему 'Инновационная деятельность оао «ИСС» в области совершенствования системы непрерывного профессионального образования (на примере довузовской подготовки)'

Инновационная деятельность оао «ИСС» в области совершенствования системы непрерывного профессионального образования (на примере довузовской подготовки) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА / CONTINUOUS PRE-UNIVERSITY TRAINING MODEL OF CAREER GUIDANCE / МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / ИНЖЕНЕРНАЯ ШКОЛА / ENGINEERING SCHOOL / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFECTIVENESS CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Е.А., Дятлов Д.В., Кукушкин С.Г.

Прослеживается потребность в квалифицированных инженерных кадрах. ОАО «ИСС» решает актуальную задачу путем реализации концепции непрерывного образования. На предприятии создана модель профориентационной работы «детский сад школа вуз». Происходит апробация нового проекта «Инженерная школа». Выявлены критерии эффективности проводимой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Е.А., Дятлов Д.В., Кукушкин С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JSC “ISS” INNOVATIVE ACTIVITIES TO IMPROVE CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING (IN TERMS OF PREVOCATIONAL TRAINING)

There is a need in qualified engineering personnel. JSC ”ISS” solve the acute problem by implementing the concept of lifelong learning. The enterprise has established a career guidance model: kindergarten school high school. Testing of the new project ”The School of Engineering” is carried out. The criteria of the work effectiveness are outlined.

Текст научной работы на тему «Инновационная деятельность оао «ИСС» в области совершенствования системы непрерывного профессионального образования (на примере довузовской подготовки)»

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

кают при организации учебного процесса, и оперативно реагировать на выявленные слабые места.

Таким образом, успех образовательного учреждения зависит от эффективности функционирования системы менеджмента качества и системы управления вуза в целом.

Библиографические ссылки

1. Вроейнстийн А. И. Оценка качества высшего образования. Рекомендации по внешней оценки качества в вузах. М. : Изд-во МНЭПУ, 2000. 180 с.

2. Свиязова И. Ю., Айзенштадт А. М., Коптелов А. Е. Особенности применения моделей систем обеспечения качества в вузах // Повышение качества высшего профессионального образования : материалы Всерос. науч.-метод. конф. : в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред. В. И. Кол-

маков ; отв. за вып. С. А. Подлесный. Красноярск : СФУ, 2008. С. 124-128.

References

1. Vroeynstiyn A. I. Assessment of the quality of higher education Recommendations for external quality assessment in vuzah. M. : Publishing House MNEPU, 2000. 180 pp.

2. Sviyazova I. Y., Eisenstadt A. M., Koptelov A. E. Features of the application of models of quality assurance systems in higher education // Improving the quality of higher education: Proceedings of the All-Russian scientific-method. Conf. : Part 1 of 2 hours, and teach. / Ed. VI Kolmakov, Br. for MY. SA Podlesniy. Atlanta : SFU, 2008. S. 124-128.

© Окунева Т. Г., 2013

УДК 658.386:629.78

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОАО «ИСС» В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ)

Е. А. Парфенова, Д. В. Дятлов, С. Г. Кукушкин

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52 E-mail: office@iss-reshetnev.ru

Прослеживается потребность в квалифицированных инженерных кадрах. ОАО «ИСС» решает актуальную задачу путем реализации концепции непрерывного образования. На предприятии создана модель профори-ентационной работы «детский сад - школа - вуз». Происходит апробация нового проекта «Инженерная школа». Выявлены критерии эффективности проводимой работы.

Ключевые слова: непрерывная довузовская подготовка, модель профессиональной ориентации, инженерная школа, критерии эффективности.

JSC "ISS" INNOVATIVE ACTIVITIES TO IMPROVE CONTINUOUS VOCATIONAL TRAINING (IN TERMS OF PREVOCATIONAL TRAINING)

E. A. Parfenova, D. V. Dyatlov, S. G. Kukushkin.

JSC "Academician M. F. Reshetnev "Information Satellite Systems" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia E-mail: office@iss-reshetnev.ru

There is a need in qualified engineering personnel. JSC "ISS" solve the acute problem by implementing the concept of lifelong learning. The enterprise has established a career guidance model: kindergarten - school - high school. Testing of the new project "The School of Engineering" is carried out. The criteria of the work effectiveness are outlined.

Keywords: continuous pre-university training model of career guidance, engineering school, effectiveness criteria.

В условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем наблюдается настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способного принимать инновационные процессы и участвовать

в них. Особенно остро ощутим дефицит квалифицированных кадров в области технологий и инженерии.

ОАО «ИСС» как современное высокотехнологичное предприятие, адаптируясь к современным тенденциям, на протяжении нескольких лет принимает активное участие в развитии концепции единого об-

Решетневскуе чтения. 2013

разовательного пространства, которая реализуется в деятельности единого функционального центра -Управления по развитию персоналом.

Одно из действующих направлений - непрерывная довузовская подготовка, основанная на ряде интеграционных мероприятий.

Совместно с сотрудниками Красноярского государственного педагогического университета осуществляются инновационные процессы в содержании воспитательно-образовательных практик учреждений дошкольного образования г. Железногорска. Основная цель - обеспечение развития базовых (стартовых) потенциальных компетенций и личностных качеств детей дошкольного возраста, способствующих формированию творческих способностей, продуктивного, креативного мышления детей.

На предприятии разработана и создана своя модель профессиональной ориентации молодежи, призванная влиять на выбор профессии, стимулировать талантливых и одаренных в технических областях знаний школьников к поступлению по целевому набору или государственному заказу для последующего трудоустройства на предприятие.

В школах и других учебных заведениях города предприятием поддерживается физико-математическое профилирование учебных курсов. Учебным заведениям оказывается техническая поддержка и помощь в оборудовании учебно-материальной базы, проводятся регулярные встречи специалистов ОАО «ИСС» с учениками, родителями, педагогами и администрацией, организуются лекции, олимпиады, конкурсы и т. д.

Координационными центрами профориентацион-ной работы являются:

- краевое государственное общеобразовательное автономное учреждение «Краевая государственная общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики»;

- муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 102 имени академика М. Ф. Ре-шетнёва»;

- физико-математическая школа при Сибирском федеральном университете.

В рамках сотрудничества ОАО «ИСС» с учреждениями дополнительного образования среди учащихся проводится отбор для занятий в кружках технического творчества, организованы курсы углубленного изучения физики, математики, информатики.

Для выявления одаренных учащихся, развития творческих способностей и познавательных интересов у школьников, создания условий для формирования осознанного выбора дальнейшего профиля обучения, ежегодно на базе краевого учреждения дополнительного образования «станция юных техников» организу-

ется муниципальная научно-практическая конференции учащихся «Космическая отрасль и прикладная космонавтика».

В целях окончательного самоопределения проводится выездное профориентационное мероприятие «Космическое погружение» для учащихся, записавшихся на целевую подготовку в одно из 14 высших учебных заведений страны.

С целью дальнейшего совершенствования системы непрерывного профессионального образования на базе двух подшефных ОАО «ИСС» учреждений -МБОУ «Лицей 102» и МКДОУ «Детский сад № 70» с участием коллектива Красноярского педагогического университета в настоящее время происходит апробация нового проекта непрерывного образования «Инженерная школа». Основная ее цель - разработать и реализовать модель непрерывной системы образования: «детский сад - школа - вуз», стыковать содержание школьных учебных дисциплин технической направленности с естественно-научными дисциплинами в сузах, старшей школе и технических вузах на основе принципа «необходимого и достаточного», тем самым обеспечить высокое качество подготовки школьников к получению инженерного образования в техническом вузе.

Основными критериями эффективности проводимой работы являются:

- увеличение количества учащихся, которые выбирают физику в форме ЕГЭ (в 2013 г. из 472 выпускников образовательных учреждений г. Железногорска 141 выбрал физику);

- вырос средний балл по физике в образовательных учреждениях Железногорска в целом и подшефных ОАО «ИСС» учреждениях в частности (см. таблицу);

- улучшились показатели успеваемости студентов первых курсов технических вузов, поступивших по целевому набору (в 2011 году отчислено 25 первокурсников, в 2012 - 6).

- наблюдается рост желающих поступать в вузы по целевому набору (конкурс на целевые места составил в 2011 г. 1,2; в 2012 г. - 2,0; в 2013 г. - 2,2).

За 10 лет профориентационная деятельность ОАО «ИСС» значительно расширила свои границы, распространившись не только за пределы города Желез-ногорска, но и Красноярского края. Из 496 студентов, обучающихся по целевому набору для ОАО «ИСС» в высших учебных заведениях России, 161 человек не являются жителями Железногорска.

Таким образом, инновационная деятельность ОАО «ИСС» в области совершенствования системы непрерывного образования, являясь одним из важнейших направлений кадровой политики предприятия, доказывает свою эффективность как на краевом, так и на российском уровне.

Средний балл по физике в образовательных учреждениях Красноярского края

Средний балл ЕГЭ по физике

Год ОУ Красноярского края ОУ Железногорска МБОУ «Лицей № 102»

2012 47,5 50,7 54,3

2013 56,5 63,8 72,3

© Парфенова Е. А., Дятлов Д. В., Кукушкин С. Г., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.