Научная статья на тему 'ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В МАНЬЧЖУРСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (9 АВГУСТА - 2 СЕНТЯБРЯ 1945 Г.)'

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В МАНЬЧЖУРСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (9 АВГУСТА - 2 СЕНТЯБРЯ 1945 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНЬЧЖУРСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ТЫЛ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО ФРОНТА / ТЫЛ 1-ГО И 2-ГО ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ФРОНТОВ / МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРАНСПОРТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / MANCHURIAN STRATEGIC OFFENSIVE OPERATION / REAR OF THE TRANS-BAIKAL FRONT / REAR OF THE 1ST AND 2ND FAR EASTERN FRONTS / MATERIAL SUPPORT / TRANSPORT SUPPORT / MEDICAL SUPPORT / RESERVES OF MATERIEL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в Маньчжурской стратегической наступательной операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICAL SUPPORT OF TROOPS IN THE MANCHURIA STRATEGIC OFFENSIVE (9 AUGUST - 2 SEPTEMBER 1945)

The paper covers the issues of materiel support at the 1st and 2nd Trans-Baikal, and the 1st and 2nd Far Eastern Fronts in the strategic offensive operation in Manchuria.

Текст научной работы на тему «ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК В МАНЬЧЖУРСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (9 АВГУСТА - 2 СЕНТЯБРЯ 1945 Г.)»

В.Ф. ВОРСИН, V.F. VORSIN,

В.И. ЖУМАТИИ V.I. ZHUMATIY

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК

В МАНЬЧЖУРСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ

НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (9 августа — 2 сентября 1945 г.)

LOGISTICAL SUPPORT OF TROOPS IN THE MANCHURIA STRATEGIC OFFENSIVE OPERATION (9 AUGUST — 2 SEPTEMBER 1945}

Сведения об авторах. Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор (Москва. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

Аннотация. Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов в Маньчжурской стратегической наступательной операции.

Ключевые слова: Маньчжурская стратегическая наступательная операция; тыл Забайкальского фронта; тыл 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов; материальное обеспечение; транспортное обеспечение; медицинское обеспечение; запасы материальных средств.

Information about authors. Vladimir Vorsin — Researcher at the Research Institute of Military History of the RFAF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Mil.), Senior Researcher (Moscow. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Vladimir Zhumatiy— Senior Researcher at the Research Institute of Military History of the RFAFGeneral Staff Military Academy, D.Sc. (Hist.), Professor (Moscow. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

Summary. The paper covers the issues of materiel support at the 1st and 2nd Trans-Baikal, and the 1st and 2nd Far Eastern Fronts in the strategic offensive operation in Manchuria.

Keywords: Manchurian strategic offensive operation; rear of the Trans-Baikal Front; rear of the 1st and 2nd Far Eastern Fronts; material support; transport support; medical support; reserves of materiel.

V__x

МАНЬЧЖУРСКАЯ стратегическая наступательная операция на Дальнем Востоке по масштабам и военно-политиче-ским результатам была одной из крупнейших во Второй мировой войне. Она осуществлялась войсками трёх фронтов: Забайкальского (командующий — Маршал Советского Союза РЯ. Малиновский), 1-го Дальневосточного (командующий — Маршал Советского Союза К.А. Мерецков) и 2-го Дальневосточного (коман-

Движение советских войск по размытым дождями дорогам Маньчжурии

дующий — генерал армии М.А. Пуркаев)1. В операции также принимали участие Тихоокеанский флот (командующий — адмирал И.С. Юмашев) и Краснознамённая Амурская военная флотилия (командующий — контр-адмирал Н.В. Антонов).

Работа Тыла Красной армии в Маньчжурской операции протекала в трудных физико-геогра-фических условиях. Горно-лесистая, болотистая, полупустынная и пустынная местность, большое количество горных рек и ручьёв, обилие осадков, слаборазвитая дорожная сеть, значительная удалённость театра военных действий (ТВД) от центральных районов страны, а также стремительные темпы наступления войск — всё это затрудняло работу служб тыла.

Особенностью тылового обеспечения войск являлось то обстоятельство, что в ходе операции организация тыла и тыловые границы фронтов почти не изменились вплоть до её окончания. К началу операции 1-й и 2-й Дальневосточные фронты (начальники тыла — генерал-майор И.К. Николаев и генерал-лейтенант Д.И. Андреев) не имели тыловых фронтовых районов (тыловые районы фронтов и армий были общими). Их глубина была от 50 до 150 км. Однако армии использовали тыловые районы фактически только до железнодорожной ма-

гистрали. Такое назначение тыловых районов соответствовало сложившейся обстановке. Исключение составлял Забайкальский фронт (начальник тыла — генерал-полковник В.И. Востру-хов), где был выделен фронтовой тыловой район. Его глубина на левом крыле была до 100 км, на правом крыле — от 600 до 650 км, а вместе с армейским и войсковым доходила до 1000 км2. Такая большая глубина тыловых районов в Забайкальском фронте объясняется сосредоточением войск к началу операции в пустынной и полупустынной местности Внешней Монголии и даурских степей Забайкалья, где почти отсутствовали железные дороги, было очень мало водных источников и населённых пунктов.

Фронтовые склады в основном оставались в прежних местах дислокации, что в последующем привело к значительному удалению фронтового тыла от войск. Так, основные фронтовые склады Забайкальского фронта к концу операции находились на удалении от войск 39-й армии на 760 км, 6-й гвардейской танковой армии — на 980 км. Поэтому фронты выдвигали отделения основных фронтовых складов с выгрузкой материальных средств на грунт3.

На 2-м Дальневосточном фронте в районе пристаней Ленинское и Благовещенск-на-Амуре были организованы фронтовые перевалочные базы, где проходила перегрузка материальных средств с железной дороги на речные суда. В районе ст. Ленинск, где находилась армейская база 15-й армии, фронт выдвинул склады по основным видам снабжения, а для снабжения войск армии, действовавших на сунгарийском направлении, фронтовой склад с запасами до 1 б/к боеприпасов был погружен на плавсредства и двигался за наступавшими войсками по р. Сунгари4. Такое выдвижение фронтовых складов по отдельным направлениям действий войск создавало благоприятные условия для их обеспечения и полностью себя оправдало.

Армии входе операции выдвигали отделения армейских складов по основным видам снабжения на грунт, а также на станции восстанавливавшихся направлений и участков железных дорог Маньчжурии с расчётом на последующее использование. Так, 39-я армия Забайкальского фронта головные отделения армейских складов с 13 августа 1945 года выдвинула в район Бэйань, а с 20 августа — в район ст. Ванемяо; 2-я Краснознамённая армия 2-го Дальневосточного фронта выдвинула отделение армейской базы на ст. Сун изолированного железнодорожного участка Сахалян — Харбин5.

15-я армия 2-го Дальневосточного фронта погрузила отделения армейских складов по основным видам материальных средств на баржи в Ленинском. Они следовали за войсками по р. Сунгари и обеспечивали их с пунктов Фугдин, Цзямусы, Саньсин6.

Большая удалённость фронтов от центральных складов, наличие лишь одной Трансси-

Воинские эшелоны идут на восток

1945 г.

бирской железнодорожной магистрали для подвоза материальных средств из глубокого тыла вызвали необходимость сосредоточения во фронтах и армиях больших запасов всех материальных средств, особенно боеприпасов, горючего и продовольствия. Для этого потребовалось заблаговременно организовать большое количество складов.

В обеспечении войск Дальнего Востока боеприпасами большое значение имело не только накопление запасов за счёт подвоза с центральных складов, но и создание собственной базы. К началу боевых действий фронты имели достаточно боеприпасов для решения предстоявших задач. Так, на 1 августа их объёмы равнялись: по боеприпасам к зенитной артиллерии, 45—76-мм выстрелам — от 3 до 10 б/к, 122—152-мм выстрелам — от 4,5 до 30 б/к, минам — от 4 до 17 б/к, боеприпасам стрелкового оружия — от 3 до 5 б/к7.

Обеспечение войск фронтов боеприпасами в ходе операции не представляло трудностей в связи с тем, что расход их был небольшой. О размерах расхода боеприпасов фронтами можно судить по данным 2-го Дальневосточного фронта, который за всю операцию израсходовал выстрелов наземной артиллерии 0,1—0,3 б/к, танковых выстрелов — 0,3 б/к, боеприпасов стрелкового оружия — 0,1—0,2 б/к8.

Советские войска в Харбине

1945 г.

В связи с незначительным расходом боеприпасов и близким окончанием войны часть транспорта с боеприпасами для Дальнего Востока была переадресована обратно на центральные базы. По состоянию на 22 августа из 1900 вагонов, занаряженных фронтом и находившихся в пути, лишь 600 вагонов следовали к месту назначения9.

До начала Маньчжурской операции производство горючего на Дальнем Востоке было развито слабо. Нефтеперегонные заводы в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске по своей производительности не могли обеспечить потребностей войск, к тому же подача горючего с заводов проходила с большими затруднениями. Поэтому основными источниками снабжения фронтов горючим являлись подвоз с запада и запасы, созданные до начала боевых действий. Наличие горючего в войсках трёх фронтов и его расход в операции показаны в таблице 1.

Таблица 1

вывести во второй эшелон11. С выходом войск на территорию Маньчжурии основным источником снабжения войск стало трофейное горючее, значительные запасы которого были захвачены в городах Хайлар, Цицикар, Мукден и др.12

Штабы тыла и службы при планировании обеспечения войск в операции недостаточно учли географические и климатические условия театра военных действий, темпы наступления войск, и поэтому уже в первые дни операции был исключительно большой перерасход горючего. Так, в 6 гв. ТА уже на третий день в частях почти не было горючего, а ведь предстояло форсировать хребет Большого Хингана13. Решением командующего фронтом подача горючего для этой армии была организована авиатранспортом, однако служба горючего фронта не была готова к организации подачи горючего в большом количестве по воздуху, что значительно затрудняло его своевременную доставку.

Наличие горючего в войсках 1 -го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов и его расход в кампании на Дальнем Востоке

Наименование горючего Наличие на 9 августа 1945 г. Расход 9 августа — 2 сентября 1945 г. Наличие на 2 сентября 1945 г.

т запр. т запр. т запр.

Высокооктановый бензин 26 352 6,2 12 556 2,9 19 586 4,5

Бензины Б-70, КБ-70 5110 4,2 4459 3,8 5912 5,2

Автомобильный бензин 21 894 3,2 34 377 4,7 20119 2,6

Дизельное топливо 6198 2,7 7452 3,1 4581 1,8

Керосин тракторный и лигроин 7694 7,0 4454 4,2 6968 6,9

Составлена по: Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 275.

Перед началом и в ходе операций армии были усилены фронтовым транспортом и ёмкостями под горючее. В самих армиях были организованы подвижные отделения армейских складов. При подаче горючего широко использовалась транспортная авиация. Так, с 9 августа по 3 сентября для 6 гв. ТА Забайкальского фронта из поданных 2100 т горючего 940 т приходилось на авиацию10.

В отдельные периоды операции армии испытывали острую недостачу в горючем. Из-за этого командующие войсками фронтов вынуждены были вести боевые действия отдельными отрядами в составе нескольких танков и подразделений на машинах. Так, например, было на Забайкальском фронте, где в середине августа в 6 гв. ТА 46 гв. тбр из-за недостатка горючего наступала всего 18-ю танками, а 30 гв. мбр — семью танками и двумя ротами. Горючее для этой техники сливалось со всех остальных машин. В 7-м механизированном корпусе 36-ю мотострелковую дивизию из-за отсутствия горючего пришлось

Как показывает опыт операции, необходимо заранее предусматривать подачу горючего транспортной авиацией для ударной группировки фронта. Большой расход горючего и трудности в его подаче вынудили израсходовать много горючего из госрезерва.

К началу операции обеспеченность фронтов продовольствием и фуражом составляла от 16 до 68, а по некоторым видам — до 370 суточных дач14.

Действия Забайкальского фронта в пустынной и полупустынной малонаселённой местности привели к необходимости срочно решать вопросы снабжения войск водой и топливом. Отсутствие местных хлебопекарен и топлива заставило перейти на применение жидкого топлива для выпечки хлеба и приготовления пищи. Частично войска использовали в качестве топлива местные ресурсы (саксаул, аргал, сухую траву). Печи ПАХ и походные кухни стали приспосабливать для работы на жидком топливе. Это имело большое значение, т.к. подвоз топлива был чрезвычайно затруднён. Дрова

Санинструктор перевязывает раненого солдата Бойцы вытаскивают застрявшую

в болоте машину

приходилось подвозить за 500—600 км из лесных районов, для чего требовалось ежесуточно использовать до 50 вагонов и большое количество автотранспорта15.

Не меньшие трудности возникли и в обеспечении некоторых армий Забайкальского фронта водой. Перегруппировка и боевые действия проходили на местности с почти полным отсутствием естественных водоисточников. Попадавшиеся на пути небольшие озёра имели горько-солёную воду, не пригодную для питья и хозяйственных нужд, отдельные сохранившиеся колодцы из-за небольшого дебита не обеспечивали потребность армий. Трудность с обеспечением водой обусловливалась также отсутствием опыта в изыскании воды и соблюдении водного режима на марше. На каждую часть выделялось не менее двух—трёх источников с дебитом воды в каждом из них около 400 л в час. В ходе операции устанавливалось твёрдое нормирование расхода воды, запасы которой хранились в бочках ёмкостью 150—200 л, установленных на специальных машинах, а также танках, САУ, различных видах транспорта. Весь личный состав имел фляги на 1,5 л. За соблюдением питьевого режима осуществлялся строгий контроль. Запасы воды использовались только во время передвижения. Минимальный суточный расход составлял около 5 л на человека, до 100 — на танк, 25 л — на другие машины16.

Почти полное отсутствие средств механизации для оборудования колодцев и острый недостаток тары для хранения и транспортировки воды свидетельствовали о слабой подготовке инженерной службы фронтов и армий к обеспечению войск водой в специфических условиях боевых действий на территории Маньчжурии и Монгольской Народной Республики (МНР).

Опыт продовольственного обеспечения войск Забайкальского фронта даёт возможность установить наиболее выгодный ассортимент продуктов для питания личного состава в условиях жаркого климата и безводной пустынной местности. Не оправдали себя неустойчивые в хранении плохо транспортабельные и требующие значительного времени для приготовления продукты:

картофель, овощи свежие, мясо, рыба. Более рациональным оказалось использование быстро-разваривающихся концентратов, мясных и мясо-растительных консервов, макаронных изделий, твёрдых жиров, сахара и чая. Такой ассортимент продуктов почти полностью исключал расход воды на их кулинарную обработку, что было особенно важно в безводных районах.

Подвоз продовольствия в ходе операции вследствие удлинения и разрушения дорог был затруднён. Войска в первую очередь использовали трофейное продовольствие и фураж. Всего за время боевых действий войсками Красной армии было захвачено у противника: 32,6 тыс. т сена, свыше 406,6 тыс. т зернопродуктов, около 6500 т мясопродуктов, 94 тыс. т соевых бобов и другое продовольствие17. Наибольшие трудности были в обеспечении хлебом. Дивизионные хлебопекарни либо отставали, либо находились в движении, а местные были только в крупных городах. Поэтому хлеб заменяли галетами, крупой, а иногда мясом и овощами. Заготовки из местных средств почти не производились, т.к. не был разработан порядок оплаты и не было местных денежных знаков.

Наличие основных видов продовольствия в войсках трёх фронтов и их расход в операции показаны в таблице 2.

Тяжёлая артиллерия 1-го Дальневосточного

фронта ведёт огонь

Сентябрь 1945 г.

Таблица 2

Наличие основных видов продовольствия в войсках 1 -го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского

фронтов и расход их в операции (8 августа — 2 сентября 1945 г.)

Наименование продовольствия Состояло в наличии к началу операции, т Завезено транспортами и заготовлено из местных средств, т Всего израсходовано за операцию, т

Хлебопродукты 30 550 11 580 23 000

Крупа 6490 18 770 6630

Мясопродукты 21 000 10 440 8890

Жиры 11 160 206 2055

Сахар 5840 220 1446

Чай 342 96 42

Табак 301 1730 821

Соль 4490 4730 1230

Картофель, овощи 9270 33 600 33 700

Итого 89 443 81 372 77 814

Составлена по: Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 278.

Служба вещевого снабжения провела большую работу по обеспечению войск обмундированием, обувью и снаряжением. Все фронты были полностью обеспечены вещевым имуществом по летнему плану. На складах имелись достаточные запасы обмундирования и обуви18. В ходе операции замена пришедшего в негодность вещевого имущества проводилась за счёт имевшегося обменного фонда и запасов. Текущий ремонт осуществлялся мастерскими частей и соединений.

Большая протяжённость коммуникаций при слаборазвитой сети железных дорог резко повышала роль военно-автомобильных дорог и предъявляла к ним особые требования. Протяжённость фронтовых автомобильных дорог к началу операции составляла 2279 км, армейских — 949 км, всего 3228 км. В ходе операции сеть дорог значительно увеличилась и на 20 августа 1945 года включала: фронтовых дорог — 3280 км, армейских — 1660 км, всего 4940 км.

Бойцы 2 ДВФ на улицах г. Цзямусы в полевой форме одежды

Август 1945 г.

Средняя протяжённость автомобильных дорог одной армии составляла 400—700 км. К концу операции протяжённость дорог составила: фронтовых — 3030 км, армейских — 1590 км, всего 4620 км19.

Для обслуживания грунтовых дорог во фронтах и армиях имелось значительное количество дорожных частей, однако в этих частях, прибывших в основном с запада, был большой некомплект дорожных механизмов. Их оснащение и обеспеченность имуществом не соответствовали условиям ТВД, в особенности на Забайкальском фронте. Стремительный разгром основных сил противника в первые дни операции на решающих направлениях и высокие темпы преследования отходившего противника не позволяли ему устраивать массированные заграждения на путях сообщения. Это обстоятельство, а также господство советской авиации в воздухе, лишившее противника возможности наносить удары по переправам, коммуникациям и транспортным средствам наших войск, благоприятствовали быстрейшему восстановлению путей сообщения и использованию их для продвижения войск, организации подвоза и эвакуации в ходе операции.

Дорожными войсками за период операции было выполнено 150 341 м3 земляных работ, построено 43,5 км грунтовых дорог, отремонтировано и улучшено 703 км дорог, отремонтировано 4466 погонных метров мостов, построено 939 пог. м мостов, восстановлено 709 пог. м мостов20.

Характерной чертой организации воинских перевозок, выполнявшихся в ходе кампании в условиях крайне ограниченного и неравномерного развития сети путей сообщения, было широкое использование различных видов транспорта и средств подвоза (от носилок до транспортных самолётов). Объём подвоза входе кампании в связи с непродолжительно-

ГЦ

*i ы

стью боевых действий и захватом значительных трофеев был относительно небольшим, что облегчало работу тыла. Основное внимание уделялось доставке горючего и обеспечению быстрейшего продвижения вслед за наступавшими войсками необходимых для их обслуживания тыловых частей, складов и учреждений. В решении этих задач основную роль играл автомобильный транспорт, а на некоторых направлениях — водный. В обеспечении подвоза горючего подвижным группам Забайкальского фронта решающее значение приобрёл воздушный транспорт.

Темпы восстановления железных дорог были относительно высокими, но они всё же значительно отставали от темпов продвижения войск. Кроме того, Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) не совпадала с направлением действий основных группировок войск. В начале операции для подачи материальных средств использовался узкоколейный участок Баин-Тумен — Тамцаг-Булак, но после выхода войск Забайкальского фронта в Центральную Маньчжурию он утратил своё значение.

В целом железные дороги стали широко использоваться для воинских перевозок лишь по окончании боевых действий, когда были закончены восстановление и перешивка КВЖД, а также возрождена местными средствами работа ряда участков железных дорог Маньчжурии по западноевропейской колее.

За период операции автомобильным транспортом 1-го Дальневосточного фронта и армий перевезено 207 425 т различных грузов. Объём снабженческих перевозок, выполненных фронтовым и армейским автомобильным транспортом Забайкальского фронта в период с 9 по 20 августа, составил 94 620 т (из них 10 450 т горючего и смазочных материалов)21. На 2-м Дальневосточном фронте, где подвоз осуществлялся главным образом водным транспортом по р. Амур и Сунгари, основные средства фронтового автотранспорта, общая грузоподъёмность которого не превышала 4000 т22, использовались для обеспечения фронтовых перевалочных баз (Благовещенск, Ленинское) и передислокации тыловых частей и учреждений. Общий объём выполненных автотранспортом снабженческих перевозок не превысил 5000 т23.

Регулировщик дорожной службы регулирует движение автомобилей

Речной транспорт выполнил в ходе операции значительную работу по переправке войск, тыловых частей и учреждений, запасов материальных средств 2 ДВФ через Амур, осуществлявшейся в четырёх пунктах. Река Сунгари служила основным путём подвоза для 15-й армии, головное отделение полевой армейской базы (ГОПАБ) которой передвигалось за наступавшими войсками на баржах. Всего в ходе операции по р. Сунгари помимо войск в сторону фронта были перевезены 46 тыс. т различных грузов24.

Воздушным транспортом в ходе кампании были перевезены 16,5 тыс. человек и 4800 т грузов. Значительная часть этих перевозок (7200 человек и 3300 т грузов) была выполнена на Забайкальском фронте. Господствующее место в воздушных снабженческих перевозках принадлежало горючему, которого было перевезено 2777 т, в т.ч. 2456 т для Забайкальского фронта25.

Большую работу в период подготовки и в ходе Маньчжурской операции проделала медицинская служба. Фронты доукомплектовывались медицинскими частями и учреждениями, госпитальные базы фронтов (ГБФ) были приближены к войскам и развёрнуты по направлениям их действий. К началу операции в Забайкалье и на Дальнем Востоке имелось 166 200 госпитальных коек. Распределение их по фронтам показано в таблице 3.

Таблица 3

Наличие госпитальных коек в войсках 1 -го и 2-го Дальневосточных и Забайкальского фронтов к началу операции

Фронты Планировалось иметь к началу операции Фактически имелось Находилось в пути

1 -й Дальневосточный 88 700 68 900 6600

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2-й Дальневосточный 50 850 24 600 20 800

Забайкальский 72 700 72 700 —

Итого 212 250 166 200 27 400

Составлена по: Тыл СоветскихВооружённыхсил в Великой Отечественной войне 1941-1977. С. 401.

1945гг. М.: Воениздат,

Каждая армия в зависимости от её состава и боевой задачи имела от 5 до 12 полевых подвижных госпиталей, по одной автосанитарной и конно-санитарной роте26. При размещении медицинских учреждений органы тыла испытывали большие трудности, вызванные крайне ограниченным местным жилым фондом, отсутствием должного количества палаток. Так, например, в Забайкальском фронте около 70 проц. госпиталей смогли развернуть лишь половину своей штатной коечной ёмкости27.

Во фронтах большое внимание уделялось санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим мероприятиям. На территории Внутренней Монголии и Маньчжурии среди населения имелись очаги опасных заболеваний (тиф, дизентерия, натуральная оспа, энцефалит), а в некоторых районах Маньчжурии и Кореи отмечались вспышки чумы и холеры. В связи с этим медицинская служба провела вакцинацию всего личного состава, организовала регулярную санитарно-эпидемиологическую разведку, а на опасные направления выдвигала противоэпидемиологические подразделения и учреждения.

Для ускорения эвакуации раненых и больных, передислокации к войскам полевых хирургических и инфекционных госпиталей в Забайкальском и 1-м Дальневосточном фронтах широко применялась санитарная и военно-транспортная авиация, а во 2-м Дальневосточном фронте и речной транспорт. Использование различных видов транспорта при незначительных санитарных потерях в ходе операции (25 373 человека) позволило своевременно эвакуировать раненых и больных, организовать их квалифицированное лечение28. Благодаря самоотверженному труду личного состава медицинской службы примерно 79 проц. раненых воинов были возвращены в строй29.

Эпизоотическая обстановка в войсках противника и на занятой им территории в период, предшествовавший Маньчжурской операции, была чрезвычайно сложной и требовала от ветеринарной службы больших усилий по поддержанию ветеринарного благополучия конского состава; защите войск от таких опасных инфекций, как сап, сибирская язва, ящур и другие; тщательной организации ветобслуживания заготовок мяса для войск, чтобы не допустить среди личного состава токсикоинфекций, а также заноса эпизоотий в войска и на территорию Советского Союза, в частности, таких особо опасных, как чума крупного рогатого скота, сап, сибирская язва, инфекционная анемия лошадей и др. Большую и сложную работу проделал ветеринарный состав войсковых, армейских и фронтовых ветлазаретов по обследованию трофейных лошадей на сап (всего на трёх фронтах были захвачены 34 910 лошадей)30.

Несмотря на своеобразие театра военных действий, огромное пространство, трудные физико-географические условия, органы тыла успешно справились с задачей по всестороннему и бес-

перебойному обеспечению войск всем необходимым при подготовке и в ходе операции.

Полученный опыт тылового обеспечения войск в Маньчжурской операции не утратил своего значения и в современных условиях. Особого внимания заслуживают вопросы заблаговременного накопления вооружения, военной техники и запасов всех видов материальных средств; развития сети путей сообщения, аэродромов, узлов и линий связи; организации выдвижения в район предстоящих действий войск, частей и учреждений тыла, определения их состава, оснащения высокопроизводительной и мобильной специальной техникой.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. Т. 5. Победный финал. Завершающие операции Великой Отечественной войны в Европе. Война с Японией. М.: Кучково поле, 2013. С. 495.

2 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1977. С. 393.

3 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945. Ч. V. Тыл Советской Армии в период разгрома империалистической Японии. Л.: ВАТТ, 1963. С. 157.

4 Там же. С. 158.

5 Там же.

6 Там же.

7 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 81. On. 173813. Д. 84. Л. 5, 30.

8 Там же.

9 Там же. Д. 85. Л. 30.

10 Операции Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне в 4 т. Т. 4. М.: Воениздат, 1959. С. 708.

11 Там же. С. 707,708.

12 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII— XX вв.) в 4 кн. Кн. 3. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб.: ВАТТ, 2000. С. 507.

13 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ч. V. С. 168.

14 Там же. С. 169.

15 Там же.

16 Великая Отечественная война 1941—1945 годов в 12 т. С. 528.

17 ЦАМО РФ. Ф. 86. Оп. 34009. Д. 114. Л. 2-25.

18 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ч. V. С. 171.

19 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С. 282,283.

20 Там же. С. 282.

21 Чабан И.Н. Тыловое обеспечение боевых действий Советских Вооружённых сил в Дальневосточной кампании // Победа СССР в войне с милитаристской Японией и послевоенное развитие Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1977. С. 84.

22 ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 20087. Д. 43. Л. 28-63.

23 Гришин М.И. Военные сообщения в кампании Советских Вооружённых Сил на Дальнем Востоке. М.: Воениздат, 1960. С. 90.

24 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ч. V. С. 176.

25 Гришин М.И. Указ. соч. С. 92, 93.

26 Операции Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне. Т. 4. С. 688.

27 ЦАМО РФ. Ф. 210. Оп. 3152. Д. 49. Л. 561.

28 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ч. V. С. 181.

29 Абрамов КМ. Тыловое обеспечение войск и сил флота в Маньчжурской наступательной операции // Разгром японского милитаризма во Второй мировой войне. М.: Воениздат, 1986. С. 105.

30 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. Ч. V. С. 191. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.