Научная статья на тему 'ТЫЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА В ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ (СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1941 Г.)'

ТЫЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА В ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ (СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1941 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКОВСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1941 Г / ТЫЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАПАСЫ / НАЧАЛЬНИК ТЫЛА КРАСНОЙ АРМИИ ГЕНЕРАЛ А.В. ХРУЛЁВ / MOSCOW DEFENSIVE OPERATION OF 1941 / LOGISTICS OF THE WESTERN FRONT / LOGISTICAL SUPPORT OF OPERATIONS / MOBILISATION STOCKS / CHIEF OF THE RED ARMY LOGISTICS GENERAL A.V. KHRULYOV

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Снегова Юлия Викторовна

Статья раскрывает вопросы организации материально-технического обеспечения оборонительных действий войск Западного фронта в Битве под Москвой.The article reveals some items of logistical support of the defensive operations of the Western Front forces in the Battle of Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Снегова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЫЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА В ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ (СЕНТЯБРЬ-ДЕКАБРЬ 1941 Г.)»

ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЁННЫХ сил •

В.Ф. ВОРСИН, V.F. VORSIN,

Ю.В. СНЕГОВА Yu.V. SNEGOVA

ТЫЛ ЗАПАДНОГО ФРОНТА В ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ БИТВЫ ПОД МОСКВОЙ (СЕНТЯБРЬ—ДЕКАБРЬ 1941 г.)

WESTERN FRONT REAR IN DEFENSIVE OPERATION OF MOSCOW BATTLE (SEPTEMBER—DECEMBER 1941)

r \

Сведения об авторах. Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Снегова Юлия Викторовна — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ (Москва. E-mail: Snegova_Ulia@mail.ru).

Аннотация. Статья раскрывает вопросы организации материально-технического обеспечения оборонительных действий войск Западного фронта в Битве под Москвой.

Ключевые слова: Московская оборонительная операция 1941 г.; тыл Западного фронта; материально-техническое обеспечение операций; мобилизационные запасы; начальник Тыла Красной армии генерал А. В. Хрулёв.

Information about authors. Vladimir Vorsin - Researcher of the Research Institute (military history), Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff, Cand. Sc. (Mil.), Senior Researcher (Moscow, E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Yuliya Snegova - Researcher of the Research Institute (military history), Military Academy of the RF Armed Forces' General Staff (Moscow. E-mail: Snegova_Ulia@mail.ru).

Summary. The article reveals some items of logistical support of the defensive operations of the Western Front forces in the Battle of Moscow.

Keywords: Moscow defensive operation of 1941; Logistics of the Western Front; logistical support of operations; mobilisation stocks; Chief of the Red Army Logistics General A. V. Khrulyov.

V_J

ОСКОВСКАЯ оборонительная операция, сыгравшая огромную роль в срыве гитлеровского плана «блицкрига», проходила с 30 сентября по 5 декабря 1941 года1. В те дни многое зависело от действий войск Западного фронта, непосредственно прикрывавших Москву. Войсковой и оперативный тыл должен был обеспечивать отходившие, упорно сражавшиеся войска Западного фронта (командующий фронтом генерал-полковник И.С. Конев, с 10 октября — генерал армии Г.К. Жуков), а также переформирование армий и ввод в оборонительное сражение новых объединений непрерывным и своевременным подвозом всех видов материальных средств, вместе с тем заботясь о создании необходимых резервов в снабжении войск.

К концу сентября 1941 года в основном были уже сформированы и доукомплектованы органы управления тылом, подразделения, части и учреждения тыла всех звеньев2. Организация тыла к началу Битвы под Москвой была определена директивами по тылу фронта № 015 от 13 августа и № 016 от 10 сентября 1941 года (начальник тыла генерал-майор В.П. Виноградов)3. Глубина фронтового и армейского тыловых районов по сравнению с довоенными взглядами была значительно сокращена и составляла во фронте — 100 км, ширина — 200 км, а глубина армейских тыловых районов (вместе с войсковыми) составляла 140—150 км. Это обуслов-

ливалось не только близостью столицы к линии фронта, но и стремлением обеспечить готовность войск к переходу в контрнаступление4.

Тыловые части и учреждения армий развёртывались на одной—двух железнодорожных станциях ближе к войскам, куда по железной дороге через Москву запасы поступали с фронтовых складов. Большая часть фронтовых складов была размещена на направлении главного удара противника, т.е. на железнодорожном направлении Москва — Гжатск — Вязьма, часть из них находилась в районах, где были размещены центральные склады ещё в мирное время. Общая протяжённость железных дорог в границах фронтового и армейских тыловых районов составляла около 1000 км5.

Дорожная сеть в тыловой полосе Западного фронта (начальник автодорожного отдела фронта полковник А.И. Сычёв) состояла в основном из грунтовых дорог. Сеть фронтовых автомобильных дорог в оборонительной операции, организованная главным образом в армейском тылу, связывала районы размещения основных групп фронтовых складов и госпиталей с полевыми армейскими базами. Общая протяжённость военно-автомобильных дорог, использовавшихся армиями и фронтом, составляла около 1100 км6.

Для организации подвоза по грунту фронт использовал также военно-автомобильные дороги Ставки ВГК: Калинин — Торжок — Вышний Во-

У

Таблица 1

Наличие боеприпасов в армиях Западного фронта на 5 ноября 1941 г. (количество боекомплектов)

Боеприпасы Армии

16-я 5-я 33-я 43-я 49-я

50-мм мины 2,2 1 2,2 2,1 2,6

82-мм мины 2,1 0,7 1,4 2,8 3,9

120-мм мины 2,1 0,8 0,8 1,4 2,5

37-мм зенитные выстрелы 2 0,6 0,9 2 4

76-мм зенитные выстрелы 1,6 3,1 — 3,5 1,8

85-мм зенитные выстрелы 1,3 2 3 3,5 1,7

45-мм пушечные выстрелы 4 2,7 4,1 3,8 3,2

76-мм полковые выстрелы 1,6 2,2 2,5 4,5 3,6

76-мм дивизионные выстрелы 2,9 Данных нет 1,5 1,8 3,1

122-мм гаубичные выстрелы 5 1,2 2,8 4 2,3

122-мм пушечные выстрелы 0,9 2,5 1,8 2,5 —

152-мм гаубичные выстрелы 2 2,8 8 2,2 3,1

152-мм гаубично-пушечные выстрелы 2,5 0,3 1,7 0,9 3,1

Составлена по: Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. М., 1977. С. 464.

лочёк; Волоколамск — Зубцов — Ржев; Москва

— Вязьма, которые проходили во фронтовом тыловом районе7. Однако из-за того, что все железнодорожные пути и автомобильные дороги, шедшие с востока, сходились в Московском узле, возникали затруднения в организации подвоза и эвакуации. Никаких путей в обход Москвы в распоряжении фронта первоначально не было, а какое-либо движение гужевого и автомобильного транспорта через Москву категорически запрещалось. В этих условиях важную роль в Битве под Москвой сыграло строительство Московской окружной автомобильной магистрали

— так называемого Московского кольца — общим протяжением 125 км, из которых 28,6 км было построено дорожными частями заново. Эта дорога соединила все сходившиеся к Москве 10 радиальных автомобильных и 11 железных дорог, что обеспечивало быструю манёвренность транспортов при переброске их с одних магистралей, питавших фронт, на другие и разгружало движение в пределах города8.

Большие трудности в Битве под Москвой складывались в обеспечении войск вооружением и боеприпасами. Промышленность в это время ещё не могла полностью удовлетворить возросшие потребности войск. Некоторых видов оружия и боеприпасов на складах имелось очень мало. Так, на 1 октября 1941 года войска Западного фронта (начальник артиллерийского снабжения фронта генерал-майор интендантской службы A.C. Волков)9 были укомплектованы миномётами и зенитными орудиями примерно на Уз штатной потребности, а орудиями наземной артиллерии — на 2/з. Средняя же обеспеченность частей и соединений орудиями и миномётами составляла 49 проц., а пулемётами

— 61 проц.10

На время оборонительных боёв под Москвой количество боеприпасов на полевых складах армейских баз не превышало 0,75 боекомплекта, а на фронтовых — 1,0. Уменьшение норм запасов объяснялось прежде всего экономическими условиями, а также трудностями своевременного подвоза боеприпасов с фронтовых и центральных складов на выгрузочные станции армий и далее в войска11. Устанавливался жёсткий лимит отпуска боеприпасов для армий исходя из конкретных задач, которые необходимо было решить в предстоявшей операции. Поэтому обеспечение боеприпасами армий, входивших в состав фронта, было неравномерным (см. табл. 1).

В условиях острого недостатка вооружения существенным подспорьем являлось возвращение в строй после ремонта повреждённых вооружения и боевой техники, а также многообразная помощь трудящихся столицы войскам Западного фронта в деле производства вооружения, боеприпасов и других материальных средств. За период обороны Москвы предприятия местной и кооперативной промышленности дали фронту 3896 тыс. гранат всех видов, 328,8 тыс. противотанковых мин, 6215,9 тыс. трассирующих снарядов, 2000 грузовых автомобилей и другой военной продукции. Уже к декабрю 1941 года из 670 предприятий местной промышленности 654 были заняты производством боеприпасов, вооружения и снаряжения12.

В ходе оборонительного сражения важное значение имела обеспеченность войск Западного фронта горючим и смазочными материалами (начальник отдела службы горючего генерал-майор интендантской службы П.В. Томилин)13. Фактически она превышала нормы запасов, установленные директивой фронта по тылу от 19 октября 1941 года (во фронте две заправки и в армиях — одна заправка). Высокая обеспеченность фронта и армий горючим объяс-

Таблица 2

Запасы продовольствия и фуража на фронтовых складах с 5 ноября по 5 декабря 1941 г.

(в сутодачах)

Наименование продуктов На 5 ноября 1941 г. На 10 ноября 1941 г. На 20 ноября 1941 г. На 5 декабря 1941 г.

Мука хлебная 8,5 5,5 16 5

Сухари 1,5 1,5 3 2

Крупа разная 23 14 18 14,5

Мясо 2,5 11,5 8 7

Рыба 1 0,5 5 2

Жиры 8 14,5 20 6

Сахар 16 30 13,5 3,5

Чай 22 28 23 10

Соль 12 12,5 21 8,5

Махорка 15 5 3 0,5

Овёс 12 12 21,5 10

Составлена по: Организация и работа тыла Западного фронта в битве под Москвой. М., 1958. С. 72.

нялась в первую очередь тем, что в распоряжение фронта поступали большие мобилизационные запасы горючего Комитета резервов и местных складов Главнефтесбыта. Кроме того, в полосе отхода войск фронта находились центральные склады, а в районе Москвы сосредоточивались эвакуированные из западных областей страны мобилизационные резервы горючего Наркомата обороны14.

Вес заправки горючего фронта по основным сортам на 14 ноября 1941 года составлял: КБ-70

— 100 т, автомобильного бензина — 1068 т, дизельного топлива — 240 т, керосина — 60 т, лигроина

— 45 т, всего — 1513 т15.

Обеспеченность фронта горючим гарантировала работу наземных машин в течение 35—40 суток при неизменном составе техники и весе заправки. Запасы горючего в войсках составляли две—три заправки. В период боёв с 15 ноября по 5 декабря 1941 года фронт расходовал ежедневно (в заправках): высокооктановых бензинов — 0,23, авиационных бензинов — 0,08, автомобильного бензина — 0,48, дизельного топлива — 0,1016. В целом расход горючего был невысоким, так как во фронте не было ещё достаточного количества танков, самоходных артиллерийских установок и самолётов.

Благодаря мобилизации всех ресурсов в Москве и на подмосковных складах и нефтебазах к началу декабря войска Западного фронта имели уже 5—6 заправок горючего, которые размещались с учётом предстоявшего наступления. Около 70 проц. горючего было подвезено непосредственно в войска и на армейские склады. Важную роль в подвозе горючего сыграли автомобильные наливные батальоны Центра, которые были созданы по указанию начальника Тыла Красной армии — заместителя наркома обороны генерал-лейтенанта A.B. Хрулёва. С помощью этих батальонов осуществлялась срочная подача горючего при резком изменении и усложнении обстановки на фронтах17. В ходе оборонительной операции Битвы под Москвой службе снабжения горючим удалось обеспечить не только текущие потребности войск,

но и создать к концу операции запасы, позволившие успешно решать последующие задачи.

В оборонительный период войска фронта, несмотря на сложную оперативную и тыловую обстановку, не испытывали серьёзных трудностей в снабжении их основными продуктами питания. Значительную часть нужд в продовольствии войска покрывали за счёт заготовок из местных средств. При организации заготовок большую помощь оказывали местные партийные и советские органы. Для связи с местными органами при военных советах армий и фронта были созданы оперативные группы, которые наряду с оказанием помощи войскам в организации заготовок занимались эвакуацией народно-хозяйственного имущества, организовывали уборку и обмолот урожая.

В связи с незначительным удалением фронтовых складов от армейских было принято решение о размещении основных запасов продовольствия на фронтовых складах. Для обеспечения войск Западного фронта на период с 5 ноября по 5 декабря 1941 года предусматривались следующие запасы продовольствия и фуража и их эшелонирование: в войсках — 3, на армейских складах — 2 и на фронтовых складах — 15 суточных дач18. Однако по многим видам продуктов такие запасы создать не удалось (см. табл. 2).

Со стороны командования и работников продовольственной службы первостепенное внимание уделялось вопросам организации питания и доставки на передний край горячей пищи в походных кухнях и термосах19. Главным было, чтобы личный состав, находившийся на переднем крае, обеспечивался горячей пищей и кипятком не менее двух раз в сутки. В промежутках между приёмами пищи выдавались отварной картофель, сало-шпиг и варёное мясо, а там, где это сделать было невозможно, выдавались 25—30 проц. суточной нормы продуктов сухим пайком20. Основные трудности в приготовлении и доставке горячей пищи состояли в том, что в войсках фронта не

хватало 677 походных кухонь, 100 тыс. котелков, много кипятильников и термосов21. Из доклада военного совета фронта от 17 ноября 1941 года на имя А.И. Микояна и A.B. Хрулёва следует, что боевые соединения фронта были обеспечены кухнями только на 30—40 проц. К тому же походные кухни, как правило, термосами были не укомплектованы22.

Принятые меры по изысканию на месте пи-щеварочных котлов, вёдер, бидонов, а также по изготовлению очажных кухонь на предприятиях Серпухова, Малоярославца, Подольска и других городов в значительной мере облегчили положение. При недостаче термосов пища подносилась на линию фронта в бидонах и вёдрах, обшитых тёплыми чехлами23. Несмотря на имевшиеся трудности, личный состав войск регулярно получал горячую пищу, на складах были созданы необходимые запасы продовольствия.

Тяжёлые оборонительные бои в осенне-зимний период под Москвой совпали с подготовкой и проведением тылом фронта сезонной смены обмундирования и обуви. Служба обозно-вещевого снабжения с этой задачей справилась. Обеспечению войск Западного фронта зимним обмундированием способствовала деятельность предприятий Москвы и Московской области, которыми были изготовлены и поставлены для Западного фронта 162 тыс. шинелей, 198 тыс. хлопчатобумажных гимнастёрок, 487 тыс. ватных шаровар и много дру-

Приём снарядных корпусов на заводе имени Ильича

Москва, 1941 г.

Боеприпасы доставлены к танкам

гих вещей, а также помощь, оказанная со стороны местного населения и всего советского народа24. Только за три осенних месяца 1941 года были собраны более 15 млн штук различных тёплых вещей, около 3 млн кг шерсти для изготовления валенок, миллионы пар варежек25. За счёт полученных от населения в 1941 году тёплых вещей и белья можно было одеть и обуть более 2 млн воинов26.

В столице были созданы общественные мастерские по ремонту военного обмундирования. В этих мастерских в период Битвы под Москвой работали свыше 35 тыс. общественниц, усилиями которых было отремонтировано 300 тыс. различных вещей. В прачечных и мастерских Москвы было вычищено и выстирано 2,8 млн единиц различного военного обмундирования и отремонтировано свыше 7,6 млн полушубков, телогреек, шаровар, головных уборов, обуви и т.д.27

Обеспеченность войск Западного фронта основными предметами вещевого имущества приведена в табл. 3.

Следует отметить хорошую обеспеченность войск шапками-ушанками, телогрейками и валенками. Это позволило воинам Западного и других фронтов в отличие от немецких солдат хорошо переносить суровые условия зимы и успешно вести боевые действия. Газета «Правда» от 4 декабря 1941 года в статье «Потери фашистов растут» писала: «Сегодня мороз. Дует резкий северный ветер. Но наши бойцы тепло одеты, активно ведут горячий бой, выбивая немцев из блиндажей. На улицах только что отбитой у врага деревни Н. — десятки трупов немцев. Солдаты одеты в летнее обмундирование, в тонкие куртки и пилотки; почти у всех головы для тепла обмотаны женскими платками и шалями, отнятыми у колхозников; у некоторых ноги обмотаны обрывками одеял»28.

Оборона Москвы потребовала огромного напряжения транспорта, прежде всего железнодорожного, перебрасывавшего войска и грузы из глубины тыла, невзирая на систематические налёты гитлеровской авиации.

В ходе оборонительной операции Битвы под Москвой важным мероприятием для задержки наступления противника было устройство заграждений на железных дорогах. Железнодорожные войска, отступая последними, эвакуировали подвижной состав, разбирали верхнее строение пути. Под

Таблица 3

Обеспеченность войск Западного фронта основными предметами вещевого имущества по состоянию на 1 декабря 1941 г.

Наименование имущества/ тыс. штук Положено Наличие Обеспеченность в %

Шинели суконные 621,9 669,7 107

Гимнастёрки суконные 82,9 63,4 76

Шаровары суконные 82,9 62,7 75

Гимнастёрки х/б 657,2 683 103

Шаровары х/б - 749,4 —

Обувь кожаная, тыс. пар 746,2 707,9 94

Рубахи нательные 1480,5 1618,5 109

Кальсоны нательные 1480 1662,5 112

Шапки-ушанки 88,9 64,8 72

Шапки-ушанки солдатские 657,2 759,5 115

Телогрейки ватные 593,2 607,9 102

Шаровары ватные 740,2 661,2 89

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полушубки 118,3 36,7 31

Валенки, тыс. пар 746,2 524,4 70

Рукавицы меховые, тыс. пар 746,2 150,5 20

Перчатки зимние, тыс. пар 746,2 757,6 101

Рубахи тёплые 657,2 662,4 100

Кальсоны тёплые 657,2 672,5 102

Составлена по: Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых сил в операциях

Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1970. С. 31.

огнём врага, не думая об опасности, они подрывали железнодорожные объекты. Примером этого является бессмертный подвиг сержанта 76-го путевого батальона 1-й железнодорожной бригады В.П. Мирошниченко, ценой своей жизни (4 октября 1941 г.) подорвавшего железнодорожный мост через р. Снопоть вместе с фашистскими танками и автоматчиками, вступившими на мост. За этот выдающийся подвиг Мирошниченко был удостоен звания Героя Советского Союза29.

Всего за время оборонительного сражения под Москвой железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения были разрушены и эвакуированы 2900 км верхнего строения пути, 3743 комплекта стрелочных переводов, 572 искусственных сооружения и другие объекты30.

Впоследствии гитлеровский генерал Г. Гудериан в статье «Опыт войны в России» признал, что немецкие войска не смогли справиться с восстановлением железных дорог в России и что им не удавалось захватывать советский подвижной состав. Поэтому в критические для немцев дни сражений под Москвой группа армий «Центр» могла подвозить вместо требовавшихся 70 эшелонов в сутки только 2331.

Железнодорожные магистрали, по которым производились подвоз и эвакуация, находились под непрерывным воздействием авиации противника, пытавшегося сорвать сосредоточение резервов, снабжение советских войск и эвакуационные перевозки32. Общий объём воинских

перевозок за период оборонительных сражений составил 110 371 вагон, из них снабженческих— 25 461 вагон33.

В период оборонительных сражений под Москвой существенную помощь действующей армии в подвозе войск и материальных средств оказали и другие виды транспорта. Хотя по объёму грузооборота они не могли сравниться с железнодорожным, но всё же сыграли свою роль. Особенно это относится к автомобильному транспорту, который выполнил основную часть работы по подвозу войск и воинских грузов от железнодорожных станций к передовым позициям. Работа военных автомобилистов и дорожников проходила в исключительно труд-

Полевой склад горючего

Повар ефрейтор П.Е. Фёдоров доставляет обед бойцам

ных условиях. Грунтовые дороги, по которым можно было доставлять снабжение фронту и его армиям, в осеннюю распутицу часто становились совершенно непроезжими. Так, в своём докладе в штаб фронта командующий 16-й армией генерал К.К. Рокоссовский отмечал: «Состояние дорог настолько плохое, что создаётся угроза невозможности вывести материальную часть артиллерии и всех типов машин»34.

Автомобильный транспорт использовался и для срочной переброски крупных воинских соединений35. В этот период в автотранспортных частях Западного фронта имелось 8000 автомобилей (не считая машин, обслуживавших авиацию), в т.ч. около 2000 в составе фронтового звена подвоза и свыше 6000 в армейском и войсковом звеньях36.

Речной транспорт вплоть до окончания навигации активно привлекался к воинским перевозкам и эвакуации раненых воинов. Речники организовали переправы для войск и эвакуировавшегося населения в Рязани, Калинине, Калуге и в других пунктах. К заслугам речников следует отнести и умелое использование водных путей в качестве оборонительных рубежей. В середине ноября 1941 года возникла угроза прохода вражеских танков у Конаково по льду Завидовского залива. Тогда из Московского моря была сброшена вода в таком количестве, что его уровень понизился сразу почти на 2 м. В этих условиях проход танков по льду залива исключался37.

Выдача валенок бойцам Западного фронта на передовой

Гражданская авиация принимала участие в обеспечении войск, в вывозе раненых, в доставке вооружения, боеприпасов, газет и листовок партизанским соединениям в тылу врага. В конце ноября Московская авиагруппа особого назначения доставила на Западный фронт 144 противотанковых орудия и 866 миномётов, изготовленных на заводах осаждённого Ленинграда38.

Сложное положение складывалось в медицинской службе Западного фронта (начальник военно-санитарного управления фронта бригадный врач М.М. Гурвич)39, которая потеряла много сил и средств и к началу оборонительной операции под Москвой была укомплектована медицинскими частями и учреждениями далеко не полностью. В армиях Западного фронта имелось 50 полевых подвижных госпиталей (ППГ) и 10 эвакоприёмников общей ёмкостью 15 тыс. штатных коек, т.е. в среднем по 2,5 тыс. на каждую армию, 11 головных отделений полевого эвакуационного пункта (ГОПЭП) и только одно управление полевого эвакуационного пункта (ПЭП) в 22-й армии. Санитарным транспортом армии были обеспечены неравномерно: в 16-й и 20-й армиях автосанитарные роты (АСР) отсутствовали, в 22-й и 30-й их было по две, в остальных армиях по одной АСР. Отдельную роту медицинского усиления имели только две армии40.

В целом Западный фронт с учётом армейских медицинских учреждений имел 44 900 штатных

Ешь, родимый! Старшая сестра А. Козлова кормит раненого майора В. Ногина

Эвакогоспиталь Западного фронта

Слева направо: батальонный сапожник Н. Боков, портной К. Стулов и сапожник К. Бусыгин за работой

коек, что составляло 8 проц. к численности личного состава фронта. Этих медицинских учреждений было явно недостаточно для организации медицинского обеспечения войск41.

В целях улучшения медицинского обслуживания решением Государственного комитета обороны большая часть госпиталей Народного комиссариата здравоохранения, расположенных в Москве, была передана в ведение Наркомата обороны. Из этих медицинских учреждений была создана госпитальная сеть Московской зоны обороны, представлявшая собой резерв Западного фронта42. Уже к началу декабря 1941 года заметно улучшилась обеспеченность армий и фронтов госпиталями и другими медицинскими учреждениями. В армиях Западного фронта имелось в среднем по 12 тыс. госпитальных коек, а во фронте — около 71 тыс.43

Большую помощь медицинской службе фронта оказали московские власти, советские и общественные организации, силами которых в Москве для Западного фронта и Московской зоны обороны были развёрнуты 57 госпиталей. Шефство над госпиталями осуществляли 750 предприятий и учреждений города. Более 200 тыс. москвичей, движимые чувством патриотизма, работали в госпиталях, считая заботу о раненых воинах своим близким и кровным делом, оказывали помощь инвалидам и семьям погибших воинов44.

По решению Московского городского комитета ВКП(б) в районах Москвы были созданы 27 донорских пунктов. Москвичи отдавали свою кровь для отправки её на фронт и спасения жизни раненых воинов. В общей сложности более 340 тыс. москвичей дали 500 тыс. л своей крови, что позволило полностью удовлетворить все заявки Главного санитарного управления Красной армии и санитарного управления Западного фронта45.

Ветеринарная служба Западного фронта в оборонительной операции под Москвой проделала большую лечебную работу. В результате умелого проведения комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в течение всей операции не было отмечено ни одной эпизоотической вспышки, что способствовало сохранению значительного количества конского состава. Безвозвратные потери конского состава войск фронта в среднем за операцию составляли 0,3 проц. к списочному составу лошадей, количество заболевших различными заразными болезнями лошадей составляло не более 3 проц. за месяц ко всему конскому составу фронта46.

Ветеринарный надзор за убоем скота во всех звеньях тыла обеспечивал снабжение качественным мясом и мясопродуктами и эффективную профилактику токсикоинфекций личного состава войск Западного фронта.

В целом личный состав тыла Западного фронта, получавший поддержку и помощь со стороны трудящихся области и всего советского народа в оборонительной операции Битвы под Москвой, сделал всё от него зависевшее, чтобы бесперебойно обеспечивать войска всеми видами довольствия и накопить материальные средства, необходимые для перехода в контрнаступление.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Итоги дискуссии о стратегических операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. // Воен.-истор. журнал. 1987. № 10. С. 16.

2 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1977. С. 76, 77.

3 Организация и работа тыла Западного фронта в битве под Москвой. М., 1958. С. 30.

4 Там же. С. 31.

5 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.) в 4 кн. Кн. 3. Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. СПб., 2000. С. 171.

6 История дорожных войск. М., 1995. С. 62.

7 Там же.

8 Там же. С. 65.

9 Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне. М., 1977. С. 454.

10 Там же. С. 448.

11 Организация и работа тыла Западного фронта... С. 61.

12 Там же. С. 110.

13 Никитин В.В. 30 лет во главе службы горючего: сборник трудов. М., 1999. С. 202.

14 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 173.

15 Организация и работа тыла Западного фронта... С. 66.

16 Там же.

17 Никитин В.В. Указ. соч. С. 197.

18 Развитие Тыла Советских Вооружённых Сил (1918—1988). М., 1989. С. 128.

19 Бурмистров Т.Н., Чесноков ПИ. Исторический очерк о продовольственной службе. СПб., 2000. С. 255.

20 Организация и работа тыла Западного фронта... С. 74.

21 Там же. С. 73.

22 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. Ч. II, III. Л., 1963. С. 89.

23 Вещиков H.H., Огуречников A.A., Шанин A.B. Продовольственная служба Вооружённых Сил России: краткая история. М., 1999. С.200.

24 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 173.

25 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 ГЕ т. 2. М., 1961. С. 560.

26 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С. 86.

27 Организация и работа тыла Западного фронта... С. 110,111.

28 Там же. С. 80.

29 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. М., 1963. С. 64.

30 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 16. Оп. 29416. Д. 57. Л. 186-190.

31 Итоги Второй мировой войны: сборник статей. М., 1957. С. 124.

32 Тыл Советской армии. М., 1968. С. 135.

33 Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 34.

34 ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 216. Л. 129.

35 Ковалёв И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). М., 1981. С. 133.

36 Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых сил... С. 37.

37 Ковалёв КВ. Указ. соч. С. 133.

38 Гражданская авиация СССР. 1917-1967. М.,1967. С. 133.

39 Медицинское обеспечение Советской армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Т. 1. М., 1991. С. 70.

40 Там же. С. 64.

41 Организация и работа тыла Западного фронта... С. 85.

42 Там же. С. 86.

43 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. С. 309.

44 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVIII—XX вв.). Кн. 3. С. 175.

45 Организация и работа тыла Западного фронта... С. 112.

46 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. С. 198. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.