Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В БЕЛОРУССКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (С 23 ИЮНЯ ПО 29 АВГУСТА 1944 Г.)'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В БЕЛОРУССКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (С 23 ИЮНЯ ПО 29 АВГУСТА 1944 Г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
336
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ. / КРАСНАЯ АРМИЯ / СОЕДИНЕНИЯ / ЧАСТИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ФРОНТОВОГО И АРМЕЙСКОГО ТЫЛА / ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / СКЛАДЫ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / RED ARMY / FORMATIONS / UNITS AND INSTITUTIONS OF THE FRONT AND ARMY REAR / LOGISTICAL SUPPORT / TRANSPORT / DEPOTS / MOBILIZATION RESERVES / STOCKS OF MATERIAL MEANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

Статья раскрывает вопросы организации тылового обеспечения советских войск в Белорусской стратегической наступательной операции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZING LOGISTICAL SUPPORT OF TROOPS IN THE BELORUSSIAN STRATEGIC OFFENSIVE OPERATION (FROM 23 JUNE TO 29 AUGUST 1944)

The paper looks at issues of organizing the logistical support of Soviet troops in the Belorussian strategic offensive operation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В БЕЛОРУССКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (С 23 ИЮНЯ ПО 29 АВГУСТА 1944 Г.)»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945

2 stZ

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИИ

V.F. VORSIN, V.l. ZHUMATÎY

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЙСК В БЕЛОРУССКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ

НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ (с 23 ИЮНЯ по 29 АВГУСТА 1944 г.)

ORGANIZING LOGISTICAL SUPPORT OF TROOPS IN THE BELORUSSIAN STRATEGIC OFFENSIVE OPERATION (FROM 23 JUNE TO 29 AUGUST 1944)

Сведения об авторах. Ворсин Владимир Федотович - научный сотрудник научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор (Москва. E-rnaii: ¡umatiy_vi@mail.ru).

Аннотация. Статья раскрывает" вопросы организации тылового обеспечения советских войск в Белорусской стратегической наступательной операции.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг. ; Красная армия; соединения, части и учреждения фронтового и армейского тыла; тыловое обеспечение; транспорт; склады; мобилизационные резервы; запасы материальных средств.

Information about authors. Vladimir Vorsin — Researcher at Research Section of the Research institute of Military History, RF AF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Mil), Senior Researcher (Moscow. E-mail: vorsin vf@mail.ru).

Vladimir Zhumatiy — Senior Researcher at Research Section, the Research Institute of Military History, RF AF General Staff Military Academy, D. Sc. (Hist.), Professor (Moscow. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

Summary. The paper looks at issues of organizing the logistical support of Soviet troops in the Belorussian strategic offensive operation.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Red Army; formations, units and institutions of the front and army rear; logistical support; transport; depots; mobilization reserves; stocks of material means.

Белорусская стратегическая наступательная операция под кодовым наименованием «Багратион» была одной из крупнейших стратегических наступательных операций Красной армии в Великой Отечественной войне и отличалась большими потребностями в материальных средствах. Она проводилась войсками 1-го Прибалтийского (командующий — генерал армии И.Х. Баграмян), 3-го Белорусского (командующий — генерал-полковник И.Д. Черняховский), 2-го Белорусского (командующий — генерал-полковник Г.Ф. Захаров) и 1-го Белорусского (командующий — генерал армии К.К. Рокоссовский) фронтов1.

АПРЯЖЁННЫЕ сражения, большая глубина и высокие темпы операции, разрушенные противником дороги, лесисто-болотистая местность — всё это потребовало большого напряжения сил и средств всех служб тыла при обеспечении боевых действий войск. Работу тыла усложняло и неблагополучное санитарно-эпидемическое состояние района предстоявших боевых действий.

Общая глубина тыловых районов 1-го Прибалтийского (начальник тыла — генерал-лейтенант Д,И. Андреев), 2-го Белорусского (начальник тыла — генерал-лейтенант интендантской службы H.A. Найдёнов) и 3-го Белорус-

ского (начальник тыла — генерал-лейтенант интендантской службы В.П. Виноградов) фронтов в исходном положении в конце мая 1944 года была установлена директивой Генерального штаба и начальником Тыла Красной армии генералом армии A.B. Хрулёвым до 250 км, а 1-му Белорусскому фронту (начальник тыла — генерал-лейтенант интендантской службы H.A. Антипенко) — 300—600 км, что было связано с конфигурацией линии фронта2.

В основу организации тылового обеспечения фронтов в этой операции был положен принцип сосредоточения основных усилий тыла на главных направлениях и максимального удовлетворения

потребностей войск. Поэтому 60—70 проц. фронтовых складов, железнодорожных, автотранспортных, дорожных, медицинских, ремонтных и других частей и учреждений тыла были развёрнуты на направлениях действий ударных группировок3.

Для их бесперебойного обеспечения на всю глубину операции фронтовые соединения, части и учреждения тыла развёртывались в 2—3 эшелона. При этом первый эшелон фронтового тыла (отделения полевых складов с запасами боеприпасов и горючего, часть подвижных госпиталей)развёртывался в 20—30 км; второй эшелон (основная часть сил и средств фронтового тыла) находился в 50—80 км, а

НЯ ЕЯ H D- ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖЧРЛПЛ * Hi 3 • 2020

Полевая хлебопекарня

Выдана пищи с полевой кухни в термос

третий (отдельные склады, медицинские, ремонтные и некоторые другие учреждения) — в 150—200 км и более от линии фронта4.

Построение армейского тыла также осуществлялось с учётом предстоявших наступательных действий. Удаление основных армейских складов от линии фронта в среднем составляло 20—40 км. Кроме того, налинию дивизионных обменных пунктов выдвигались головные отделения складов на грунте. Дивизионные обменные пункты в зависимости от местности располагались в 8—12 км, а подразделения полкового тыла — в 5—8 км от войск5. Благодаря рациональному эшелонированию запасов материальных средств по фронту и в глубину были созданы благоприятные условия для их подвоза в ходе наступления.

1-й Прибалтийский,2-й и 3-й Белорусские фронты имели по

одному железнодорожному направлению, а 1-й Белорусский — три. Особенностью этой операции было то, что фронтовые распорядительные станции находились на удалении 100—120 км от линии фронта, а не вблизи тыловой границы, как было в предыдущих операциях. Армиям выделялись станции снабжения, обычно подве на одну армию. Выгрузочные станции находились в непосредственной близости от линии фронта, нередко в 10— 15 км6. Некоторые из них одновременно являлись головными отделениями полевых армейских баз на железной дороге. Всё это ускоряло доставку материальных средств войскам.

Генеральный штаб и центральные органы Тыла Красной армии уделяли постоянное внимание созданию необходимых запасов материальных средств для прове-

дения операции. Однако из-за того, что железнодорожный транспорт не смог осуществить перевозки в намеченные сроки, Ставка ВГК перенесла начало Белорусской операции с 19 на 23 июня 1944 года. Это позволило создать запасы материальных средств в войсках. Их размеры к 23 июня составляли: по автобензину 3—4 заправки, по дизтопливу 6—8 заправок, по авиабензину4—Юзаправок, по боеприпасам 2—4,5 боекомплекта, по продовольствию 15—20 суточных дач'. В общей сложности четырём фронтам при подготовке Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион», по предварительным расчётам Генерального штаба, требовалось доставить 400 тыс. т боеприпасов, 300 тыс. т горюче-смазочных материалов, свыше 500 тыс, т продовольствия и фуража0. Только для доставки частям одного боекомплекта снарядов и мин требовалось 1300 железнодорожных вагонов. Ежедневно фронтам подавалось в среднем до 100 поездов9.

Расход боеприпасов при прорыве обороны противника и развитии успеха в глубину фактически оказался ниже запланированного. Так, например, в 65-й армии в первый день операции он составлял около 45 проц., а с 24 июня по 2 июля 1944 года всего 25—30 проц. от запланированного10. То, что большое количество боеприпасов находилось на грунте11, а также ограниченное число автотранспорта, имевшегося в войсках, заболоченная местность и песчаная почва не позволили при смене огневых позиций артиллерии поднять все боеприпасы. Однако артиллерийские подразделения и части, перейдя на новые огневые позиции, стремились получать боеприпасы с армейских артилле-

гг

№ 3 - 2020 • ВОЕННО-НГГОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИЙ. Организация тылового обеспечения войск.

Переливание крови перед операцией в полевом

военном госпитале

1944 г.

Сандружинница С.Г. Окотинкина перевязывает

раненого бойца

Фото из фондов Российского государственного архива

кинофотодокумен тов

рийских складов, а не перевозить их самим со старых огневых позиций. Оставление боеприпасов на исходных рубежах, огневых позициях артиллерии и в пути продвижения частей и соединений привело к тому, что войска начали испытывать недостаток в них, хотя на учёте во фронтах и армиях имелось достаточное количество боеприпасов.

Общий расход боеприпасов всех калибров в Белорусской стратегической наступательной операции был значительным: 270 млн (460 вагонов) боеприпасов к стрелковому оружию, 2 832 ООО (1700 вагонов) мин, 478 тыс. (115 вагонов) выстрелов зенитной артиллерии, около 3 434 600 (3656 вагонов) выстрелов наземной артиллерии1*.

Для обеспечения горючим войск фронтов, принимавших участие в Белорусской операции, Государ-

ственный комитет обороны (ГКО) принял специальное постановление, в соответствии с которым для Народного комиссариата обороны (НКО) передавались из мобилизационного резерва 71 тыс. т и из государственного резерва — 19,5 тыс. т горючего. Кроме того, за счёт сокращения майских фондов горючего для народного хозяйства НКО были переданы 11,5 тыс. т. Одновременно с этим уменьшили лимиты расхода горючего для прибалтийских фронтов примерно на 3300 т. Остальные 57,2 тыс. т горючего подавались 1, 2, 3-му Белорусским и 1-му Прибалтийскому фронтам непосредственно с предприятий промышленности в счёт фондов НКО13.

В ходе Белорусской операции с увеличением плеча подвоза потребность в горючем постоянно росла, и подача его фронтам

железнодорожным транспортом уже не покрывала расхода. Поэтому штаб Тыла Красной армии и Управление службы горючего (УСГ) приняли ряд срочных мер по отправке горючего фронтам автотранспортом Центра. В конце июня 3-му Белорусскому фронту были отправлены четыре автомобильных батальона с горючим1". На складе УСГ в середине июля были залиты в бочки и подготовлены к отправке фронтам автотранспортом 1075 т горючего15. И всё же расход горючего в ходе операции превышал его поступление. В войсках остро ощущался недостаток в горючем, что влияло не только на темпы наступления, но и на подвоз материальных средств автомобильным транспортом. Наличие и расход горючего войсками четырёх фронтов приведены в таблице 1. Изэтихданныхвидно, что

Таблица 1

Наличие горючего и его расход в войсках 1 -го Прибалтийского, 1, 2 и 3-го Белорусских фронтов

Наименование горючего Наличие на 23 июня 1944 г. Поступило 23 июня — 29 августа 1944 г. Расход 23 июня — 29 августа 1944 г. Наличие на 29 августа 1944 г.

т запр. т запр. т запр.

Высокооктановые бензины 24 550 8,5 51 228 63 402 20,5 12 376 4,2

Бензины Б-70, КБ-70 8753 9,7 7096 11 999 14,0 3850 4,5

Автомобильный бензин 24 981 3,1 163032 154 456 16,4 33 557 3,0

Дизельное топливо 16 072 5,8 22 209 18 646 6,3 19 635 6,4

Тракторное горючее (керосин и лигроин) 3545 4,3 13 409 И 697 13,6 5257 5,8

Итого 77 901 256 974 260 200 74 675

Составлена по: Центральный архив Министерства обороны РФ {ЦАМО РФ). Ф. 89. Оп. 12241. Д. 181. Л. 123, 130, 143, 151, 174, 181, 187; Д. 183. Л. 14, 15,20,26, 125, 132, 133, 136, 137.

ВОГППС ИСТОРИЧЕСКИЙ журнал • № 3 - 2020

Ж Т

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 -1945 гт.

Немецкий путеразрушитель «крюк»

Применение гужевого транспорта для подвоза боеприпасов и других материальных средств

за Белорусскую операцию, продолжавшуюся более двух месяцев, фронтам было отгружено около 257 тыс. т горючего (в среднем 3800 т в сутки), а израсходовано более 260 тыс. т. С учётом перегруппировки войск и подготовительного периода расход горючего составил около 420 тыс. т1е. Это значительно больше, чем общий расход в операциях 1944 года подЛенин-градом и Новгородом, а также при освобождении Правобережной Украины и Крыма.

Снабжение войск продовольствием в Белорусской операции имело большое значение. Пришлось по-новому решать вопросы организации и осуществления заготовок сельскохозяйственных продуктов из местных ресурсов, использования для нужд армии частных и государственных предприятий, прибегать к помощи

местного населения. Учтя серьёзные недостатки в обеспечении войск Калининского фронта продовольствием весной 1943 года, белорусские и 1-й Прибалтийский фронты заблаговременно провели большую подготовительную работу к началу лета 1944 года, К началу операции они располагали в среднем 15—20-суточными запасами продовольствия по всем основным видам продуктов, в том числе в войсках было 7—10 и на армейских складах 5—7 суточных дач17.

Обеспечение войск горячей пищей при подготовке к операции и во время наступления производилось в основном бесперебойно, солдаты питались два—три раза в сутки. От кухонь пища подавалась в термосах и вёдрах. Этому постоянно уделялось особое внимание со стороны военных советов

фронтов'0. Остальные вопросы продовольственного обеспечения войск в этой операции решались без каких-либо трудностей. Расход основных видов продовольствия фронтами в Белорусской операции показан в таблице 2. Из неё видно, что выдача продовольствия войсками обеспечивалась за счёт его наличия к началу операции и в ходе поставок из местных ресурсов, что помогало продовольственной службе бесперебойно снабжать личный состав продовольствием и фуражом.

К началу операции войска фронтов аещеаым имуществом были обеспечены полностью. Его расход в ходе операции обусловливался в основном естественным износом, а также боевыми потерями. Поступление вещевого имущества в войска фронтов и расход его в Белорусской опе-

Таблица 2

Расход основных видов продовольствия войсками 1, 2 и 3-го Белорусских и 1 -го Прибалтийского фронтов в Белорусской операции (23 июня — 31 августа 1944 г.)

Наименование продуктов Состояло в наличии к началу операции,т Завезено транспортами и заготовлено из местных средств, т Всего израсходовано за операцию, т

Хлебопродукты 27 400 46 580 51 680

Крупа, макароны 10 000 12 160 15 110

Мясопродукты 10 840 17 395 19610

Жиры 2500 3815 4500

Сахар 1880 2960 3100

Чай 50 80 95

Табак, махорка 1730 1660 1590

Соль 1800 2550 2700

Картофель, овощи 26 670 74 300 73 300

Итого 82 870 161 500 171 685

Составлена по: Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941 — 1945. М. : Воениздат, 1970. С. 143.

Z4

Nu 3 - 2020 • ИОГТШОИСТОРНЧССКНН ЖУРНАЛ

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИЙ. Организация тылового обеспечения войск...

рации приведены в таблице 3. Из неё видно, что поступление вещевого имущества от довольствующих органов и из местных источников в основном покрывало его убыль.

Важную роль в операции уделяли ремонту вещевого имущества. Благодаря этому достигалось увеличение ресурсов вещевого имущества в дополнение к новому, что повышало обеспеченность войск, в т.ч. тыловых частей. Основной объём среднего и капитального ремонта обмундирования и обуви выполняли полковые и дивизионные мастерские'9.

По мере продвижениинаших войск на запад в апреле 1944 года было принято решение укрупнять партии направлявшегося фронтам имущества, что в 2,5 раза сократило сроки его доставки*0. В результате фронты стали получать положенное им имущество в комплекте в

соответствии с месячным планом снабжения.

К началу операции железные дороги на всех фронтах были восстановлены, каждая общевойсковая армия имела свои станции снабжения и выгрузочные станции. Однако противник готовился к массовому разрушению железных дорог, что по его планам в сочетании с обороной должно было остановить любое наступление Красной армии. С этой целью в Белоруссии и Прибалтике немецко-фашистское командование держало в готовности более 10 лутеразрушителей «крюк»51. Командование фронтов, в свою очередь, начало широко проводить контрзаградительные мероприятия: выделение авиации для перехвата и уничтожения пу-теразрушителей, борьба с подрывными командами, постановка задач подвижным группам войск и партизанам на захват больших

мостов и отдельных участков неразрушенных железных дорог идр.

Несмотря на принятые меры по воспрещению массового разрушения, противнику всё же удалось на ряде направлений в значительных размерах разрушить железные дороги, и особенно там, где командование не уделяло внимания вопросам их сохранения. Всё это влияло на темпы восстановления участков железных дорог. Так, например, на 3-м Белорусском фронте участок Шуховцы — Орша, где проходила линия обороны противника, восстанавливался по 7 км в сутки, а мало разрушенный участок Орша — Минск — по 21,2 км22.

Железнодорожные войска и спецформирования Управления военно-восстановительных работ-1 (УВВР-1) (начальник — генерал-майор технических войск Ф.Н. Доронин) за время восстановления проделали огромную работу. С 28 июня по

Таблица 3

Поступление вещевого имущества а войска 1-го Прибалтийского, 1, 2 и 3-го Белорусских фронтов и расход его в операции по освобождению Белоруссии

Наименование имущества Поступило Убыло

От довольствующих органов Из местных средств Пришло в негодность Боевые потери

Шинели, тыс. шт. 398,4 91,2 124,4 154,5

Куртки, тыс. шт. 76,2 14,2 22,6 16,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гимнастёрки суконные, тыс. шт. 12,0 5,2 14,2 12,3

Шаровары суконные, тыс. шт. 12,0 3,7 22,7 14,1

Гимнастёрки хлопчатобумажные, тыс. шт. 542,9 80,4 502,2 170,9

Шаровары хлопчатобумажные, тыс. шт. 951,3 63,0 298,8 183,4

Пилотки, тыс, шт. 407,3 52,4 83,9 162,9

Рубахи нательные, тыс. шт. 1777,9 224,5 869,4 310,2

Кальсоны нательные, тыс, шт. 1499,6 224,7 719,4 315,6

Сапоги, тыс. пар 257,6 69,9 156,9 38,3

Ботинки,тыс.пар 675,9 131,2 475,1 134,8

Плащ-накидки, тыс, шт. 90,7 2,0 3,5 11,7

Плащ-палатки, тыс. шт. 252,5 10,9 58,2 151,7

Шлемы стальные, тыс. шт. 240,8 57,9 35,6 147,3

Вещевые мешки, тыс. шт. 262,2 63,7 90,3 172,0

Котелки, тыс. шт. 254,6 40,8 32,1 99,3

Фляги, тыс. шт. 527,0 127,6 177,2 215,6

Составлена по: ЦАМО РФ. Ф. 233. Оп. 2332. Д. 131. Л. 163-166, 182-185, 203-207. 226-230, 223-225, 263-267, 275-279; Ф. 84. Оп 21258. Д. 51. Л. 126-130, 130-134; Д. 50. Л. 140-144;Д. 61. Л. 119- 123; Д. 49 Л. 79-83, 222-226, 251-254.

В О СИ И О ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖЧРППЛ * Н» 3 - 2020 25

Перевязка раненого в вагоне военно-санитарного поезда

1944 г.

Разгрузка эшелона с боеприпасами

1944 г.

1 сентября 1944 года ими были восстановлены и перешиты 1709 км главного пути, 367 км станционных путей и веток, 165 раздельных пунктов и узлов,восстановлены 4336 погонных метров искусственных сооружений23.

Общий объём воинских железнодорожных перевозок, выполненных по планам Центра и фронтов в Белорусской операции с мая по сентябрь 1944 года, составил 373 191 вагон, вт.ч. снабженческих 150 041 вагон34.

В Белорусской операции для обеспечения большей живучести транспортных коммуникаций фронтовыми дорожными частями оборудовались и содержались по две военно-автомобильные дороги, которые связывали фронтовые распорядительные станции со станциями снабжения армий. Каждая армия имела по 2—3 военно-автомобильные дороги. Эти дороги начинались от станций снабжения, имели ответвления до каждого корпуса (дивизии) и были доведены до огневых позиций артиллерии, находившихся в 1—1,5 км от линии фронта25. Дорожными войсками фронтов в Белорусской операции было подготовлено и Обслужено 37 083 км военно-автомобильных дорог, построено 400 км дорог с деревянным покрытием, выполнено 888 221 куб. м земляных работ, построено и восстановлено 3598 мостов протяжённостью 62 743 погонных метра,отремонтировано и усилено 320 мостов протяжённостью 29 079 погонных метров. Темп подготовки автомобильных дорог соответствовал темпу наступления в о й ск и соста в л я л 8—15 к м в су тки56.

Обеспеченность фронтов автотранспортом в отличие от предше-

ствовавших операций была высокой, а распределение его происходило с учётом роли и задач фронта в операции. В автомобильных частях фронтов и армий имелось около 12 тыс. транспортных машин общей грузоподъёмностью более 25 тыс. т. Этот автотранспорт мог одним рейсом поднять 0,2 боекомплекта боеприпасов, 0,25 заправки горючего и одну суточную дачу продовольствия, что не только обеспечивало ежесуточный расход, но и позволяло планомерно накапливать материальные средства для войск при подготовке и в ходе предстоявшей наступательной операции27. Благодаря высоким темпам наступления, особенно в полосе 1-го Белорусского фронта, войска оторвались от баз снабжения до 400—500 км. В этих условиях успех операции во многом зависел от чёткой работы автотранспорта, т.к. темпы восстановления железных дорог существенно отставали от темпов наступления войск. Для сокращения задержек автомашин под погрузкой широко применялся поточный метод движения группами по 3—5 автомобилей по обслуживаемым автомобильным дорогам26.

Всё Это обеспечило высокую эффективность работы автотранспорта. Среднесуточный пробег автомашин достигал 300—350 км. За период операции автотранспорт 1 -го Белорусского фронта подвёз 560 тыс. т материальных средств, перевёз 63,3 тыс. человек. Всего в ходе Белорусской операции автотранспортом фронтов и армий подвезено войскам более 1,2 млн т боеприпасов, горючего, продовольствия и других материальных средств39. Однако, несмотря на героизм и самоотверженность

военных водителей, автомобильный транспорт не мог полностью заменить железнодорожный. В помощь ему привлекался гужевой транспорт.

В ходе операции ещё раз показал свою перспективность воздушный транспорт, который использовался для подвоза материальных средств, особенно горючего, войскам, действовавшим на направлении главного удара. Так, для доставки горючего конно-механизиро ванной группе генерал-лейтенанта И.А. Плиева, действовавшей а тылу противника, ежесуточно подавалось по воздуху по 15 т горючего. Всего за несколько дней ударным группировкам,преследовавшим врага в Белоруссии, по воздуху было подано 600 т различных видов горючего30.

Во время операции речной транспорт использовался для подвоза материальных средств и людского пополнения для 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Прибалтийского фронтов, а также для эвакуации больных и раненых. С мая по сентябрь 1944 года водным транспортом а Белорусской операции было перевезено 35 767 т снабженческих грузов,вт.ч. !934тбоеприпаС0в, 13 867 т продовольствия, прочих грузов 19 966 т, а также 1560 человек пополнения и 4903 больных и раненых3'.

Существенную помощь войскам оказала Днепровская военная флотилия (командующий — капитан 1 ранга В В. Григорьев), корабли которой поддерживали наступление наших войск артиллерийским огнём, высаживали десанты, нарушали переправы противника. Только при форсировании Березины в районе Бобруйска флотилия

№3- 2020 • ИОСПНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЖУРНАЛ

Jl

I

ЙМШШЪЬ

перевезла с левого берега на правый 66 тыс. человек, 1550 орудий и миномётов, 500 автомашин и около 7000 лошадей 48-й армии32. При наступлении 61-й армии вдоль северного берега р. Припяти корабли флотилии высадили на восточную окраину Пинска десант в составе двух стрелковых полков. Кораблями флотилии через р. Припять были переправлены 13 468 человек, 220 орудий, 115 миномётов, 178 пулемётов, 347 автомашин, 975 повозок, 1485 лошадей, 9200 ящиков боеприпасов, 38 т продовольствия33.

Несмотря на большую работу, проведённую медицинской службой фронтов в подготовительный период, её состояние к началу операции характеризовалось рядом черт, предопределявших значительные трудности в медицинском обеспечении войск в ходе предстоявших боевых действий. В числе наиболее существенных из них необходимо отметить значительную неукомплектованность войск, медицинских частей и учреждений санитарным транспортом; существенный некомплект врачей-специалистов, и прежде всего хирургов; недостаточную численность больничных коек в медучреждениях некоторых армий, а также в составе резерва фронтовых лечебных учреждений на 1-м Прибалтийском фронте; глубокое эшелонирование и отставание от войск госпитальных баз фронтов (1-й Прибалтийский, 2-й и 3-й Белорусские фронты)5".

Санитарные потери в боях Белорусской операции в целом и среднесуточные потери по фронтам колебались в незначительных пределах. Максимальными они были на 1-м Белорусском — 37,1 проц., минимальными — на 3-м Белорусском фронте — 27,5 проц.36

Весьма убедительным показателем успешной в целом работы личного состава медицинской службы всех четырёх фронтов является возвращение в строй 230 тыс. раненых и больных36, а также обеспечение эпидемического благополучия войск в ходе операции.

Организация ветеринарного обеспечения войск в операции определялась её большой глубиной и высокими темпами наступления, а также наличием в составе фронтов нескольких кавалерийских корпусов, которые насчитывали сотни тысяч лошадей, что требовало

особого внимания к подготовке конского состава. Вместе с этим весьма важными были паспортизация лошадей, способствовавшая ликвидации обезлички в использовании боевых и транспортных коней и повышению ответственности за их сбережение; проведение профилактических и оздоровительных мероприятий; усиление ветеринарно-санитарного надзора за довольствием личного состава продуктами животного происхождения37.

При подготовке и в ходе Белорусской операции всего было израсходовано более 1,5 млн т грузов, которые доставил и около 2500 поездов, фронтам было подано грузов на 25—30 проц. больше, чем их было израсходовано. Общий объём железнодорожных перевозок для обеспечения операции превысил 440 тыс. вагонов38.

Таким образом, Белорусская стратегическая наступательная операция 1944 года значительно превзошла по своему размаху, темпам и количеству участвовавших в ней материальных ресурсов предшествовавшие ей операции Первой мировой, Гражданской и первых лет Великой Отечественной войн. Тыл Красной армии во многом способствовал разгрому немецко-фашистской группы армий «Центр», Вместе с тем опыт белорусской операции показал необходимость повышения подвижности оперативного тыла, деятельность которого напрямую зависела от состояния железных и автомобильных дорог, работы всех видов транспорта.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Великая Отечественная война. 1941 — 1945: военно-исторические очерки. Кн, 3. Освобождение- М.: Наука, 1999. С. 57.

2 Тыл Советской Армии я Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Ч. IV. Тыл Советской Армии в третий период войны, Л.: Военная академия тыла транспорта (ВАТТ),1963. С. 18.

! История Тыла Российских Вооруженных Сил (XVUI XX вв.). Кн. 3. Тыл Красной Армии в годы Великой Отечественной войны ¡941-1945 гг. СПб.- ВАТТ, 2000. С. 445.

1 Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил <1918-1988). М.: Воениздат, 1989. С, 180.

5 Там же.

6 Там же.

1 Там же. С. 181.

* Вещиков П.И. Военное хозяйство —Тыл Вооружённых Сил России (XVI И—XX вв.). М., 2003. С. 343.

'' Великая Отечественная война 1941 — 1945... Кн. 3. С. 60.

ш Антипенко H.A. Организация и работз тыла 1-го Белорусе кого фронта в операциях по разгрому немецко-фашистских войск в Белоруссии. М.: Воениздат, 1955. С. 46.

11 При недостатке автотранспорта и для быстрейшего его освобождения от боеприпасов разрешается временно выкладывать артиллерийские выстрелы на грунт.

12 Центральный архив Министерства обороны РФ(!1АМО РФ). Ф, 81.0п, 12079. Д. 288, Л. 22-25.

1)1 Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1977. С. 183.

14 IÎAMO РФ. Ф. 89. Он. 33743. Д. 5. Л. 45,220.

1J Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. С. 56.

№ Никитин В.В. 30 лет по главе службы горючего. М.: Воентехлит, 1999. С. 258

" Вещиков П.И. Указ. соч. С. 344.

18 Антипенко H.A. Указ. соч. С. 56.

"Тыл Советских Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 224.

10 Вешеаое обеспечение Красной Армии в годы Великой Отечественной Войны. М.: Воениздат,!999. С. 121.

21 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. М.; Воениздат. 1963. С, 224.

"Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941 —1945 гг. С. 237.

23 Железнодорожные войска в Великой Отечественной войне Советского Союза. С. 235,

24 ЦАМО РФ. Ф. 16. On. 11393. Д. 1016. Л. 8, 13-15; Оп. 11406. Д. 23. Л. 122-130, 289—297; Д. 25. Л. 182-189; Д. 26. Л. 6-13, 14-21.26-40,43—56; Д. 27, Л. 218,224-230. 256-262,269; On. 11395. Д, 392. Л, 25-28, 36-37; Оп. 132061. Д. 133. Л. 177, 179, 185, 188.

25 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVlil-XX вв.). Кн. 3. С. 446.

Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941 — 1945. М.: Воениздат, ¡970. С, 158,159.

27 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIИ-ХХ вв.). Кн. 3. С.446.

3* ЦАМО РФ. Ф. 41. Оп, 34796. Д. 1,Л.5,6.

я Там же.

" В интересах Вооруженных Сил. Служба военных сообщений, М.; Воснизлат. 1989. С. 229.

31 Основные показатели работы тыла Советских Вооруженных Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941 — 1945. С. 156.

" Ковалёв И.В. Транспорте Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М.: Наука, 1981. С. 317.

Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945. С. 351.

" Медицинское обеспечение Советской Армии в операциях Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Т. 2. М.: Воениздат, 1993. С. 85,

55 Там же. С, 86.

34 Там же. С. 100.

"Тыл Советских Вооружённых Сил и Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. С. 332,333.

3» Ковалёв И.В. Указ. соч. С. 317. ■

ИП ЕЯ НО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРППЛ * N» Я ■ 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.