Научная статья на тему 'ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ В БЕРЛИНСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ'

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ В БЕРЛИНСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
526
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941-1945 ГГ / БЕРЛИНСКАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ТЫЛ 1-ГО И 2-ГО БЕЛОРУССКИХ И 1-ГО УКРАИНСКОГО ФРОНТОВ / МАТЕРИАЛЬНОЕ / ТРАНСПОРТНОЕ И МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПЕРАЦИИ / ЗАПАСЫ МАТЕРИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / BERLIN STRATEGIC OFFENSIVE / REAR OF THE 1ST AND 2ND BELORUSSIAN AND OF THE 1ST UKRAINIAN FRONTS / MATERIAL / TRANSPORT AND MEDICAL SUPPORT OF OPERATION / MATERIAL RESERVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов в Берлинской стратегической наступательной операции в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOGISTICAL SUPPORT OF THE RED ARMY IN THE BERLIN STRATEGIC OFFENSIVE OPERATION

The paper covers issues of material-technical support of the 1st and 2nd Belorussian and of the 1st Ukrainian Fronts in the Berlin Offensive in the course of the Great Patriotic War of 1941-1945.

Текст научной работы на тему «ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ В БЕРЛИНСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ»

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИИ

V.F. VORSIN, V.I. ZHUMATIY

ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРАСНОЙ АРМИИ В БЕРЛИНСКОЙ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ НАСТУПАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

LOGISTICAL SUPPORT OF THE RED ARMY IN THE BERLIN STRATEGIC OFFENSIVE OPERATION

Сведения об авторах. Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор (Москва. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

Аннотация. Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов в Берлинской стратегической наступательной операции в ходе Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; Берлинская стратегическая наступательная операция; тыл 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов; материальное, транспортное и медицинское обеспечение операции; запасы материальных средств.

Information about authors. Vladimir Vorsin — researcher at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Mil.), Senior Researcher (Moscow. E-mail: vorsin_vf@mail.ru).

Vladimir Zhumatiy — Senior Researcher at the Military History Research Institute of the RF AF General Staff Military Academy, D. Sc. (Hist.), Professor (Moscow. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

Summary. The paper covers issues of material-technical support of the 1st and 2nd Belorussian and of the 1st Ukrainian Fronts in the Berlin Offensive in the course of the Great Patriotic War of 1941—1945.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; Berlin Strategic Offensive; rear of the 1st and 2nd Belorussian and of the 1st Ukrainian Fronts; material, transport and medical support of operation; material reserves.

Берлинская стратегическая наступательная операция по своему размаху, количеству участвовавших в ней сил, масштабам расхода всех видов материальных средств является одной из крупнейших операций Великой Отечественной войны и занимает особое место среди наступательных операций Красной армии, проведённых ею в ходе Великой Отечественной войны. Она была осуществлена в период с 16 апреля по 9 мая 1945 года войсками 1-го Белорусского (командующий Маршал Советского Союза Г.К. Жуков), 2-го Белорусского (командующий Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский) и 1 -го Украинского (командующий Маршал Советского Союза И.С. Конев) фронтов.

СЛОВИЯ работы тыла по обеспечению войск по-прежнему оставались сложными. Значительное продвижение Красной армии на запад от государственных границ удлиняло её коммуникации, серьёзно затрудняло подвоз из глубины страны. В этой обстановке тыл фронтов должен был решать одновременно несколько задач: обеспечивать войска, совершавшие перегруппировки и ведшие боевые действия, накапливать запасы материальных средств, осуществлять перегруппировку своих сил и средств и подготавливать пути сообщения в соответствии с

замыслом операции, задачами и оперативным построением войск. Одновременно органы тыла фронтов и армий во исполнение постановлений ГКО и решений военных советов переключали часть сил на помощь освобождённым от фашистов странам в восстановлении и налаживании их экономики.

Густая сеть шоссейных и железных дорог позволяла провести необходимые перегруппировки войск и тыла и создать запасы материальных средств на операцию. К началу Берлинской операции фронты в среднем имели: боеприпасов основных видов — 2,2—4,5 боекомплекта; высо-

кооктановых бензинов — 9,5 заправки, автомобильного бензина — 4,1, дизельного топлива — 5 заправок; продовольствия — на двухмесячную потребность1. Глубина тыловых районов фронтов составляла: во 2-м Белорусском (начальник тыла генерал-майор интендантской службы И.В. Саф-ронов) — до 300 км, в 1-м Белорусском (начальниктыла генерал-лейтенант интендантской службы Н.А. Антипенко) — 550 км и в 1-м Украинском (начальник тыла генерал-лейтенант интендантской службы Н.П. Анисимов) — до 500 км. Глубина армейских тыловых районов 1-го и 2-го Белорусских фронтов составляла

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИИ. Тыловое обеспечение Красной армии...

100—120 км, а 1-го Украинского — до 350 км, но к началу операции армейские тыловые части и учреждения были приближены к войскам до 70 км. Полевые базы армий всех фронтов в период подготовки операции находились в 15—60 км от линии фронта, а дивизионные склады — в 6—10 км2. При этом основная часть тыловых частей и учреждений фронтов размещалась в армейском тыловом районе, армейских — в войсковом. Это способствовало приближению запасов к войскам и уменьшало глубину подвоза в ходе операции.

Приближение к войскам тыловых частей и учреждений сыграло положительную роль в бесперебойном их обеспечении материальными средствами. При ведении операции не возникало острой необходимости вносить существенные изменения в организацию тыла фронтов. Тыловые границы всех трёх фронтов в ходе операции не переносились, и к её окончанию глубина фронтовых тыловых районов значительно возросла.

Материальное обеспечение армий фронтов осуществлялось по планам,разработанным в период подготовки операции. Обеспечение же соединений и частей шло по фактическому расходу продовольствия, горючего, боеприпасов и других материальных средств.

По степени оснащённости войск 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов вооружением и боевой техникой Берлинская наступательная операция превосходит все наступательные операции

Великой Отечественной войны. При подготовке операции 1-му Белорусскому и 1-му Украинскому фронтам было отправлено свыше 2000 орудий и миномётов, почти 11 млн снарядов и мин, свыше 292,3 млн патронов и около 1,5 млн ручных гранат. К началу операции они имели свыше 2 млн винтовок и автоматов, более 76 тыс. пулемётов и 48 тыс. орудий и миномётов3. Во фронтах были созданы запасы в размерах: винтовочных патронов — от 1,5 до 2,4 б/к; мин — от 1,2 до 2,9 б/к; артиллерийских выстрелов — от 1,4 до 3,9 б/к4.

В ходе операции было израсходовано свыше 10 млн снарядов и мин, 392 млн патронов и почти 3 млн ручных гранат — всего 9715 вагонов боеприпасов. Кроме того, было израсходовано 241,7 тыс. (1920 вагонов) реактивных снарядов5. Максимальный расход в размере 0,5 б/к был произведён войсками в первый день операции, в последующие дни расход боеприпасов в среднем не превышал 0,1 боекомплекта6.

Несмотря на сравнительно небольшую глубину Берлинской операции и сжатые сроки её проведения, в ходе наступления войска трёх фронтов израсходовали около 150 тыс. т всех видов горючего — столько же, сколько за всю Сталинградскую битву (с 12 июля 1942 по 2 февраля 1943 г.)7. Если фронтам, участвовавшим в Сталинградской битве, подавалось в среднем за сутки 820 т горючего, то среднесуточный объём подвоза фронтам, участвовавшим в Берлинской наступательной операции, со-

ставил 4140 т при значительном увеличении расстояния подвоза8. Отечественная нефтяная промышленность к концу войны полностью удовлетворяла потребность войск Красной армии в авиационном и автомобильном бензине, дизельном топливе и маслах. Железнодорожный и автомобильный транспорт более организованно подвозил горючее войскам. Управление снабжения горючим (начальник — генерал-лейтенант технических войск М.И. Кормилицын9) оперативно решало все вопросы обеспечения войск действующей армии при подготовке и в ходе проводимой наступательной операции (см. табл. 1).

Наибольший расход горючего приходился на автомобильный бензин, что объясняется напряжённой работой автомобильного транспорта по подвозу войскам материальных средств, и прежде всего боеприпасов.

К началу операции войска 2-го и 1-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов имели высокую обеспеченность продовольствием: от 30—40 суточных дач по мясопродуктам и жирам до 60—70 по хлебопродуктам и до 180 по сахару10. В связи с захватом значительного количества трофейных продуктов и благодаря успешному проведению заготовок из местных средств обеспеченность войск продовольствием к концу операции не снизилась, а находилась в основном на том же уровне, что и к её началу. Завоз продовольствия из Советского Союза составил незначительный процент (1,5—2 проц.) от общей потребности

Таблица 1

Наличие горючего в войсках 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов и его расход в Берлинской операции

Наименование горючего Наличие на 16 апреля 1945 г. Расход 16 апреля — 8 мая 1945 г. Наличие на 8 мая 1945 г.

т заправок т заправок т заправок

Высокооктановые бензины 28 899 9,5 32 781 10,0 23 015 6,5

Бензины Б-70, КБ-70 7891 6,7 4734 3,7 6752 4,9

Автомобильный бензин 56 114 4,1 71 573 5,2 43 077 3,1

Дизельное топливо 18 726 5,0 11 057 2,8 17 228 4,0

Керосин тракторный и лигроин 6752 9,8 2289 3,3 5292 7,8

Итого 118 382 122 434 95 364

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

Бойцы Красной армии раздают пищу голодным Участок № 1 района Митте центрального

жителям Берлина из полевой кухни

Май 1945 г.

продовольственного склада военной комендатуры Берлина. Немецкая женщина показывает свои покупки

войск в продовольствии. Фронты имели в своём распоряжении по 5—6 продовольственных складов, по 6—8 зерновых складов, по 4 полевых автохлебозавода и по 3 хлебопекарни (см. табл. 2)11.

Решающее значение в улучшении поставок вещевого имущества для фронтов в Берлинской операции имели мероприятия ГКО по обеспечению предприятий-поставщиков сырьём, топливом, электроэнергией и рабочей силой. Заготовки на территории иностранных государств и трофеи ощутимо увеличивали его общие ресурсы. Только на территории Румынии и Венгрии до 9 мая 1945 года было заготовлено: обуви кожаной около 270 тыс. пар, ткани хлопчатобумажной 455 тыс. м, много кожевенных и других материалов12. Благо-

Таблица 2

даря этому удалось значительно смягчить остроту в обеспечении войск фронтов.

Важную роль в накоплении ресурсов играло снижение боевых потерь вещевого и обозного имущества. Если их потери в 1942 году принять за 100 проц., то в 1945 году они составили лишь 30 проц.13 Обеспеченность фронтов основными предметами вещевого имущества в операции в количественном отношении была удовлетворительной. Однако качественное состояние его у личного состава было весьма невысоким14.

Большое значение имел ремонт имущества, благодаря которому в конце войны были созданы неснижаемые обменные фонды отремонтированной обуви в частях, соединениях, на

армейских и фронтовых складах (см. табл. 3)15.

Каждый фронт имел по два железнодорожных направления западноевропейской колеи с общей пропускной способностью от 22 до 28 пар поездов в сутки. Развитая железнодорожная сеть в тыловых районах фронта позволяла выделять почти всем армиям самостоятельные участки.

Организация движения поездов по западноевропейской колее в столь сложной обстановке была делом нелёгким. И только благодаря грамотным действиям начальников военных сообщений 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов генералов А.Г. Чернякова, А.В. Склярова и Б.Н.Горяинова удалось организовать бесперебойную доставку всего необходимого

Обеспеченность продовольствием войск 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов и его расход в Берлинской наступательной операции

Наименование продукта Наличие к началу операции Завезено транспортами и заготовлено из местных средств, т Всего израсходовано за операцию

т сутодач т сутодач

Хлебопродукты 95 700 66 32 900 3340 23

Крупа разная 21 700 51 8100 9800 23

Мясопродукты 19 800 36 11 000 12 650 23

Жиры 4260 34 2740 2870 23

Сахар 16 000 182 11 620 2020 23

Картофель и овощи 121 600 59 22 700 47 300 23

Чай 110 44 18 57,5 23

Табачные изделия 1800 36 600 1150 23

Соль 7700 103 2275 1725 23

Итого 288 670 91 953 80 912,5 23

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИЙ. Тыловое обеспечение Красной армии... •

Раненные в Германии красноармейцы, эвакуированные

автомобилем «Виллис»

для проведения операции16. «Снабжение, — отмечал впоследствии Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, — было организовано так, что, когда мы начинали штурм самого Берлина, боеприпасов оказалось столько же, сколько их было при выходе с плацдарма на Одере. За время наступления от Одера до Берлина они всё время равномерно пополнялись»17. Это была лучшая оценка работы тыла и транспорта командующим фронтом, действовавшим на главном направлении в Берлинской операции.

Всего за время подготовки и проведения операции фронтам было подано: 1-му Белорусскому — 82 тыс. вагонов (1630 поездов), 1-му Украинскому — 76 тыс. вагонов (1483 поезда), 2-му Белорусскому — 27 тыс. вагонов (629 поездов), не считая крупных вну-трифронтовых перевозок18.

Наравне с железнодорожным транспортом при подготовке и в ходе Берлинской операции напряжённо работал и автомобильный транспорт по бесперебойному подвозу материальных средств войскам. При этом автомобильным транспортом внутри фронтов было подвезено значи-

тельно больше снабженческих грузов, чем железнодорожным транспортом. Для осуществления бесперебойного подвоза материальных средств по грунту фронты и армии имели достаточное количество автотранспорта19.

Войсковой автотранспорт в ходе операции использовался главным образом для организации подвижных запасов, сле-

довавших за войсками. Среднесуточный пробег автомобилей составил 140—150 км, что превышает пробег в предыдущих операциях. Качественный ремонт и улучшение технического обслуживания автомобилей обеспечили высокий коэффициент их технической готовности. Так, в 1-м Белорусском фронте этот коэффициент составлял 0,9420.

Таблица 3

Поступление вещевого имущества в войска 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов

и его расход в Берлинской операции

Поступило Убыло

Наименование имущества От довольствующих органов Из местных средств и других источников Пришло в негодность Боевые потери

Шинели, тыс. шт. 202,8 175,1 71,1 78

Куртки, тыс. шт. 26 20,8 29,7 10,4

Гимнастёрки суконные, тыс. шт. 16,4 7,3 21,1 14

Шаровары суконные, тыс. шт. 28 14,5 11,3 9,9

Гимнастёрки хлопчатобумажные, тыс. шт. 722,9 276,4 508,4 117,9

Шаровары хлопчатобумажные, тыс. шт. 935,7 415,6 105,7 94,9

Рубахи нательные, тыс. шт. 568,4 1111,9 355,9 292,3

Кальсоны нательные, тыс. шт. 568,6 1254,6 369,3 107,1

Сапоги, тыс. пар 266,1 826,6 55,6 22,8

Ботинки, тыс. пар 351,8 373,2 272 109,7

Телогрейки, тыс. шт. — 57,9 42,1 34,6

Валенки, тыс. пар — 63,2 5,5 2,7

Шаровары ватные, тыс. шт. — 132,9 47,7 22,1

Шапки, тыс. шт. — 141 81 31,1

Рубахи тёплые, тыс. шт. 1 66,2 400,6 98,2

Кальсоны тёплые, тыс. шт. 0,6 79 379 97,1

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

Наведение понтонной переправы через р. Одер

В этой операции был достигнут максимальный объём автомобильных перевозок. Так, на 1-м Белорусском фронте они за всю операцию составили 469,9 тыс. т, на 1-м Украинском — 391 тыс., на 2-м Белорусском — 372,3 тыс. т. Общий объём подвоза материальных средств фронтовым и армейским автотранспортом составил более 1,2 млн т. Среднесуточный пробег автомобилей достигал 350 км21. Широко практиковалась подача грузов фронтовым и армейским транспортом непосредственно частям и даже на огневые позиции. Часть фронтового транспорта передавалась на усиление армий.

Автотранспортные части фронтов и армий наряду с подвозом материальных средств широко использовались для обеспечения манёвра войск. Так, автотранспортом 1-го Украинского фронта в ходе Берлинской

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

операции были перевезены 13 стрелковых дивизий и 2 стрелковых полка на расстояние 200— 300 км22. Полученный в Берлинской операции опыт позволяет сделать вывод об огромной роли автомобильного транспорта в материально-техническом обеспечении боевыхдействий войск при подготовке и проведении армейских и фронтовых операций.

В дорожном обеспечении трёх фронтов в Берлинской операции приняли участие 121 батальон дорожных войск, 12 управлений военно-автомобильных дорог (УВАД) с комендатурами, 4 военно-дорожных управления (ВДУ) и другие части. Общая их численность составила 59 490 человек23. В ходе операции основное усилие дорожных частей было направлено на обеспечение подвоза материальных средств. Ими была проделана большая работа по эксплуатационному

Санитарные потери 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов в Берлинской операции

Фронты Санитарные потери

Раненые и контуженные Обожжённые Больные Всего

1-й Белорусский 113 881 474 15 104 129 459

1-й Украинский 69 312 297 15 410 85 019

2-й Белорусский 21 029 42 10 136 31 207

Составлена по: Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 268.

обслуживанию и организации движения на военно-автомобильных дорогах (ВАД). Были построены и восстановлены около 80 крупных мостов, 180 км дорог с твёрдым покрытием, оборудованы и функционировали 312 пунктов обслуживания, 87 контрольно-пропускных пунктов и 1250 постов регулирования, перевезены попутным транспортом более 450 тыс. человек и более 4000 т грузов, обеспечены питанием около 200 тыс. человек, выдано продуктов более 350 тыс. сутодач, обслужены на пунктах технической помощи более 18 тыс. машин, выдано более 81 т горючего, установлено около 47 тыс. дорожных знаков24, разобрано много завалов на дорогах и городских улицах. Эти работы обеспечили наиболее высокую за всё время войны интенсивность движения войск и автотранспорта на ВАД. Так, на военно-автомобильной дороге Кю-стрин — Берлин интенсивность движения превышала 20 тыс. автомобилей в сутки25.

К началу Берлинской операции медицинская служба создала достаточно мощную группировку лечебных учреждений в составе госпитальных баз фронтов и армий. Только в лечебных учреждениях 1-го Украинского фронта насчитывалось 141,6 тыс. коек, в т.ч. свыше 60 тыс. в армиях26. В период подготовки операции фронтовые и армейские госпитали были максимально приближены к войскам.

Для оказания квалифицированной медицинской помощи личному составу с началом боевых действий войсковые медицинские части и подразделения были усилены специалистами-хирургами из состава армейских госпиталей. В результате усиления войсковых медицинских учреждений специалистами-хирургами стало возможным оперировать в них до 73,6 проц. раненых27. Такого объёма хирургической помощи в войсковом тылу ни в одной операции в ходе Великой Отечественной войны не достигалось.

В Берлинской операции санитарные потери были значительными. В 1-м Белорусском фронте они составили 16,1 проц. численности личного состава, а в остальных фронтах — не-

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИЙ. Тыловое обеспечение Красной армии... •

ы

сколько меньше. Как показали подсчёты, санитарные потери в наступательных операциях Великой Отечественной войны в среднем составляли 11—12 проц. (см. табл. 4)28.

Наибольшие санитарные потери были в войсках 1-го Белорусского фронта, которые вели ожесточённые бои за взятие Берлина, преодолевая мощный узел сопротивления на Зееловских высотах и других оборонительных полосах.

Помимо лечения и эвакуации раненых на медицинскую службу были возложены задачи по проведению санитарно-эпидемиче-ских мероприятий.

Ни в одной операции Великой Отечественной войны, кроме Берлинской, не был так велик объём лечебной работы в госпитальных базах фронтов, что объясняется прежде всего резким ограничением эвакуации раненых и больных в госпитальные базы тыла страны. При этом доля возвращённых в строй дивизионными медицинскими пунктами и армейскими лечебными учреждениями раненых и больных увеличилась29.

Вспоминая события, предшествовавшие Берлинской операции, Маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский писал: «...Армии и отдельные соединения пополнялись в основном солдатами и офицерами, вернувшимися после излечения из фронтовых, армейских госпиталей и из медсанбатов. Поистине наши медики были тружениками-героями. Они делали всё, чтобы скорее поставить раненых на ноги, дать им возможность снова вернуться в строй. Нижайший поклон им за их заботу и доброту»30.

Несмотря на определённую перегрузку ранеными и больными, лечебная работа во

Регулировщица на посту регулирования в Берлине

фронтовых госпиталях была организована на должном уровне, чему способствовали благоприятные условия их размещения, хорошие оснащённость и обеспеченность медицинским и са-нитарно-хозяйственным имуществом, высокая квалификация медицинского состава. При организации медицинского обеспечения войск был успешно, творчески использован огромный опыт, накопленный медицинской службой, и в первую очередь её руководящим составом, на протяжении всей войны.

Ветеринарное обеспечение фронтов в Берлинской операции имело ряд особенностей и характерных черт. Много трофейных лошадей, крупного рогатого скота и других животных, захваченных у противника, были больны мытом, ящуром, чесоткой и другими заразными болезнями и требовали лечения в армейских и фронтовых ветеринарных учреждениях. Поэтому объём работы ветеринарной службы в Берлинской операции был зна-

чительно большим, чем в предыдущих. В этой операции ветеринарные потери во фронтах были значительными (см. табл. 5).

Анализ подтверждает, что самые большие потери лошадей были в 1-м Белорусском фронте. В предыдущих операциях они составляли в среднем 5,1 проц.31

Одновременно с лечебно-эвакуационным обеспечением ветеринарная служба фронтов проделала большую противоэпидемическую работу, благодаря этому было достигнуто полное благополучие в эпизоотическом отношении (широкое распространение какого-либо инфекционного заболевания среди животных. — Прим. авт.) как в войсках, так и во всех тыловых районах фронтов и армий.

Успешному ветеринарному обеспечению в ходе операции способствовали наличие достаточного количества квалифицированного ветеринарного персонала, медикаментов, концентрированных и грубых кормов и хороший уход за лошадьми.

Таблица 5

Потери лошадей в 1-м и 2-м Белорусских и 1-м Украинском фронтах в Берлинской операции

Фронты Заболевшие лошади Убитые лошади Раненые лошади Потери лошадей в проц. к общей численности

1-й Белорусский 5152 7854 5259 10,4

1-й Украинский Нет свед. 3760 3198 5,21

2-й Белорусский 1919 1327 1448 5,8

• ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОИНА 1941-1945 гг.

В обеспечении материальными средствами и обслуживании войск в Берлинской операции, как и в других операциях, многое сделали партийные и комсомольские организации, политические органы войск и тыла. Благодаря их напряжённой и целеустремлённой работе был обеспечен высокий моральный подъём всего личного состава тыла на выполнение поставленных задач.

Особое внимание в ходе операции обращалось на организацию охраны и обороны тыловых частей, учреждений и коммуникаций.

Управление тылом фронтов и армий в сравнении с предыдущими периодами войны отличалось большей устойчивостью, конкретностью и улучшением связи органов тыла с общевойсковыми штабами, установившейся системой регулярной оперативной информации.

Крупнейшей политической и технической задачей являлась нормализация обстановки в Берлине и улучшение условий жизни населения. Личный состав тыла действующей армии наряду с обеспечением войск организовывал размещение, питание и медицинское обслуживание репатриированных граждан СССР и других стран, а также большого количества военнопленных. В городах были налажены снабжение продовольствием,торговля и медицинское обеспечение населения. Прибывшие 9 мая в Берлин заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР А.И. Микоян, начальник Тыла Красной армии генерал А.В. Хрулёв и представитель Главного военно-санитарного управления (ГВСУ) Л.А. Ходор-ков32 по поручению советского правительства организовали помощь населению Берлина, численность которого вскоре увеличилась до 4,5 млн человек. Стояла задача в короткий срок завезти в город трёхмесячный запас продовольствия. Из трофейного крупного рогатого скота в распоряжение берлинских властей были выделены 5000 дойных коров, что позволило ежедневно выдавать всем детям в возрасте до 13 лет по 200 г молока. В числе многих задач, которые решала комиссия, одной из самых неот-

ложных являлась организация медицинского обеспечения населения. Тысячи пострадавших и больных жителей города приняли советские военные госпитали, где им оказывалась необходимая медицинская помощь и проводилось соответствующее лечение. Военный совет 1-го Белорусского фронта направил в распоряжение органов самоуправления Берлина 1000 грузовых и 100 легковых автомобилей, 1000тгорюче-смазочных материалов33. В это же время транспорт обеспечил доставку на родину более 1 млн репатриантов и свыше 500 тыс. демобилизованных воинов34.

Решению основных задач, стоявших перед тылом фронтов и армий в Берлинской операции, способствовала не только возросшая военно-экономическая база Советского государства, но и правильная организация тыла фронтов и армий, был учтён и творчески использован весь богатейший опыт организации тыла предыдущих операций, что явилось одним из важнейших условий его успешной работы.

Маршал Советского Союза И.С. Конев, касаясь разнообразной работы тыловиков, в своих мемуарах отметил, что успешное решение всех задач материально-технического и медицинского обеспечения наших войск органами фронтового и армейского тыла во многом объяснялось чётким руководством начальника Тыла Красной армии генерала армии А.В. Хрулёва и начальника Главного военно-санитарного управления генерал-полковника медицинской службы Е.И. Смирнова35.

Берлинская стратегическая наступательная операция,став-шая завершающей операцией Великой Отечественной войны, несмотря на размах, участие большого количества личного состава, артиллерии, танков, авиации и другой техники, была своевременно и достаточно полно обеспечена всеми необходимыми материальными средствами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История Тыла Российских Вооружённых отл (XVШ-XX вв.). Кн. 3. СПб., 2000. С. 479.

2 Там же.

3 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 81. Оп. 12079. Д. 401. Л. 39—48.

4 Операции Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Т. 4. М., 1959. С. 333.

5 ЦАМО РФ. Ф. 81. Оп. 12079. Д. 401. Л. 114—117, 139.

6 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. IV. Л., 1963. С. 49.

7 Тыл Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М.: Воениздат, 1977. С. 185, 186.

8 Там же. С. 186.

9 Никитин В.В. 30 лет во главе Службы горючего: сборник трудов. М., 1999. С. 74.

10 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. М.: Воениздат, 1970. С. 254.

11 Там же.

12 Тыл Советской армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. IV. С. 69.

13 ЦАМО РФ. Ф. 87. Оп. 120370. Д. 470. Л. 81.

14 Там же.

15 Приказ начальника Тыла Красной армии № 6 от 24 января 1945 г.

16 Ковалёв И.В. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.). М.: Наука, 1981. С. 378.

17 Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969. С. 633.

18 Военные сообщения в Берлинской операции. М., 1951. С. 44—47.

19 Сафронов Н.М. Организация и работа тыла 1 и 2 Белорусских и 1 Украинского фронтов в Берлинской наступательной операции. М.: Воениздат, 1961. С. 352.

20 Автомобильный транспорт в Великой Отечественной войне, перспективы его развития и использования в современной войне. Л., 1960. С. 175.

21 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVШ—XX вв.). Кн. 3. С. 484.

22 Там же. С. 485.

23 Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С. 262.

24 История дорожных войск. М.: Во-ениздат, 1995. С. 242.

25 История Тыла Российских Вооружённых сил (XVШ—XX вв.). Кн. 3. С. 485.

26 Там же. С. 482.

27 Там же. С. 486.

28 Сафронов Н.М. Указ. соч. С. 354.

29 Медицинское обеспечение Советской Армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М.: Во-ениздат, 1993. С. 326.

30 Рокоссовский К.К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1968. С. 303, 304.

31 Сафронов Н.М. Указ. соч. С. 358.

32 Медицинское обеспечение Советской Армии в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. С. 328.

33 9 мая 1945 года. М., 1970. С. 735, 744.

34 Освободительная миссия Советских Вооружённых сил во Второй мировой войне. 2-е изд. М., 1974, С. 397.

35 Конев И.С. Записки Командующего фронтом. М.: Воениздат, 1991. С. 501. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.