Научная статья на тему 'Генезис историографии тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в трудах историков военных лет'

Генезис историографии тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в трудах историков военных лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1324
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КРАСНАЯ АРМИЯ / ТЫЛ / ТЫЛОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЙСК / ТРАНСПОРТ / ИСТОРИОГРАФИЯ / GREAT PATRIOTIC WAR / RED ARMY / REAR / LOGISTICS TROOPS / TRANSPORT HISTORIOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Степанова Елена Евгеньевна

В статье рассмотрен процесс становления и развития научного знания о тыле Красной Армии в Великой Отечественной войне. Автор произвела анализ отечественной научной литературы 1941-1945 гг., посвященной этой проблеме. Показаны основные тенденции, характерные черты развития и особенности историографии военных лет. Приводится авторская оценка научных работ, рассматривающих вопросы теории и практики тылового обеспечения войск, преобразования материальной базы и организационной структуры тыла, подготовки кадров руководства тыловыми структурами различных уровней и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Genesis historiography rear of the Red Army in the Great Patriotic War in the works of historians of military years

The article describes the process of formation and development of scientific knowledge on the rear of the Red Army in World War II. The author made an analysis of national scientific literature 1941-1945, dedicated to this issue. Shows the main trends, characteristics and peculiarities of the historiography of the war years. Given the author's evaluation of scientific papers addressing issues of theory and practice of logistics forces, transformation of material resources and organizational structure of logistics, training manual rear structures at various levels and etc.

Текст научной работы на тему «Генезис историографии тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны в трудах историков военных лет»

Степанова Е.Е.

ГЕНЕЗИС ИСТОРИОГРАФИИ ТЫЛА КРАСНОЙ АРМИИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТРУДАХ ИСТОРИКОВ

ВОЕННЫХ ЛЕТ

Историография тыла Красной Армии в годы Великой Отечественной войны является важным направлением не только военной исторической науки, но и истории России. Она имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности. Основными задачами историографии данного направления военноисторической науки можно считать: исследование процесса зарождения и развития научной мысли по истории тыла в годы войны; изучение ее состояния на современном этапе; выяснение, какими научными силами, на какой базе, в каком объеме и на каком теоретическом уровне решались основные задачи; оценку историко-познавательного материала, накопленного исследователями; раскрытие значимости их теоретических выводов, обобщений и вклада, внесенного как в разработку историографии тыла Советских Вооруженных Сил, так и в историческую науку в целом и, наконец, определение дальнейших перспектив изучения проблемы.

Зарождение историографии исследуемой темы началось в 1941 г. с появления первых работ по истории тыла, которые базировались в основном на опубликованных источниках, донесениях с фронта, личных наблюдениях и беседах. Процесс формирования источниковой базы в условиях военного времени протекал чрезвычайно трудно. Доступ к текущим архивам различных учреждений был крайне ограничен. Многие документы не могли быть преданы гласности. Узость источниковедческой базы, безусловно, сказывалась на тематике и содержании работ в первые месяцы военных действий.

В указанное время на страницах военно-научных журналов появились публикации, связанные с вопросами деятельности военного тыла, его организации и службы [21; 31; 32]. Генерал-майор интендантской службы А. Лобов в своих статьях, опубликованных на страницах «Интендантского журнала», ставил вопрос об изменении службы тыла и снабжения в условиях ведения боевых действий против германских агрессоров. Он внес предложение о введении «снабжен-

ческих летучек»1, раскрыл основные требования к организации тыла в новых военных условиях, показал оптимальную, по его мнению, систему базирования складского хозяйства в армейском и фронтовом тылу.

С 1942 г. в статьях и брошюрах, остававшихся в рамках оперативнопублицистических публикаций, началось обобщение фактического материала. Авторы работ стали выделять не только главные вопросы, но и другие аспекты тылового обеспечения в различных условиях военной обстановки. На страницах военно-научного журнала «Тыл и снабжение Красной Армии» с августа 1942 г. по март 1943 г. появились статьи, в которых освещались вопросы снабжения армии в отступлении, наступательных операциях, в условиях окружения и обороне [9; 12; 14; 58].

Великая Отечественная война убедительно продемонстрировала возросшее значение транспорта как связующего звена между фронтом и тылом. Первые попытки осветить работу важнейших видов транспорта военных лет относятся к периоду войны. Вполне понятно, что публикации тех лет не носили характера широких исторических исследований. Это были преимущественно небольшие по объему статьи и брошюры. Большая часть из них касалась техникопроизводственных вопросов, представлявших интерес для определенного круга специалистов. Наряду с этим в 1941-1945 гг. появился целый ряд брошюр и статей в общественно-политических, экономических и ведомственных журналах2, имевших целью популяризацию трудовых достижений транспортников, опыта новаторов, вопросов социалистического соревнования, партийно-политической работы на транспорте, подготовки новых кадров и др.

По мере некоторого накопления материалов наблюдалось стремление авторов ряда публикаций к научному осмыслению и обобщению фактов. Таковы, например, изданные в 1943 г. и ставшие библиографической редкостью брошю-

1 А. Лобов считал, что настало время видоизменить порядок снабжения и отказаться от станций снабжения с большим количеством складов. Это было связано с тем, что такая станция занимает большую территорию и становится пунктом, легко уязвимым со стороны авиации противника. Автор внес предложение перейти к новому методу снабжения действующих частей - «железнодорожным летучкам». Для этого необходимо было сформировать небольшие поезда (по 8-10 вагонов) с горючим, боеприпасами, продовольствием, фуражом. Формирование «летучек» следовало осуществлять в строгом соответствии с оперативной обстановкой на фронте армии и с учетом обеспеченности отдельных соединений армии. - Е. С.

«Большевик», «Агитатор», «Плановое хозяйство», «Партийное строительство»,

«Железнодорожный транспорт», «Автомобиль», «Строительство дорог» и др. - Е.С.

ры известных советских экономистов: академика В.Н. Образцова и профессора Т.С. Хачатурова [40; 69], которые знакомили читателей с новыми условиями работы железнодорожной сети в начальный период войны, популяризировали передовые методы труда, показывали хозяйственное значение этих методов. В брошюрах выдвигались практические предложения по усилению эксплуатационной деятельности железных дорог. Однако, в обстановке военного времени авторы, конечно, не могли представить достаточно полную картину работы железнодорожного транспорта.

Потребности оперативного развития железнодорожных перевозок, расширение возможностей их применения при проведении войсковых операций, рационализация ремонтно-восстановительных работ на территориях, освобожденных от оккупации, и многие другие вопросы настоятельно требовали всестороннего аналитического изучения проблемы. Публикациями в военно-научной печати на тему, затрагивающую развитие роли железнодорожных перевозок в полноценном тыловом обеспечении войск, в первые годы войны откликнулись С.Н. Новиков и Н.В. Опацкий.

С.Н. Новиков свое понимание проблемы изложил в работах «Железнодорожный транспорт - родной брат Красной Армии» и «Железнодорожники -фронту» [38; 39]. В соответствии с марксистско-ленинской идеологией, с классовых позиций автор рассмотрел трудовой подвиг советских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны.

Н.В. Опацкий в годы войны продолжил исследовательскую работу, направленную на изучение военно-полевых дорог, начатую им в начале 1940-х гг. [42; 43]. Он изложил возможность применения данного вида подвоза тылового обеспечения, рассмотрел его особенности, возможность применения в условиях боевых действий.

Несколько статей, вкратце освещавших роль железных дорог в обеспечении боевых действий Красной Армии, было помещено в те же годы в органе НКПС - журнале «Железнодорожный транспорт» [26; 28; 33].

Во всех отмеченных публикациях работа транспорта для полноценного и бесперебойного тылового обеспечения Красной Армии всеми видами довольствия показана лишь в самых общих чертах. Как правило, в них не сообщались названия железнодорожных участков и пунктов, где происходили события; в большинстве случаев отсутствовали необходимые цифровые данные. Все это

объяснялось узостью источниковедческой базы, отсутствием в достаточном количестве точного и обобщенного материала, который тогда еще не «отложился», а также условиями военного времени, когда многие сведения составляли государственную тайну и не могли быть использованы в открытой печати. Вместе с тем эти популярные брошюры и статьи военных лет, написанные непосредственными свидетелями и участниками событий, бесспорно, представляют определенную научно-познавательную ценность. Они сыграли в свое время и агитационнопропагандистскую роль. С научной точки зрения это были лишь первые шаги на пути освоения интересующей нас сложной темы: накопление фактов, их частичное обобщение, выявление основных задач и направлений работы в военные годы.

В целях изучения и своевременного доведения до войск опыта работы тыла в годы войны по инициативе А.В. Хрулева в штабах тыла были введены специальные должности и штатные подразделения. В 1943 г., после назначения А.В. Хрулева начальником тыла Красной Армии - заместителем Народного комиссара обороны по тылу, в его подчинении находилась редакция журнала «Тыл Красной Армии в Отечественной войне». В 1944 г. вышел первый номер журнала. На взгляд автора данной статьи, это издание стало важным шагом на пути к обобщению опыта деятельности тыла Красной Армии в Великой Отечественной войне. В исследовательскую работу по созданию журнала включились работники кафедр военных академий, научно-исследовательских учреждений, военные специалисты: Д.П. Борисов, К.П. Лавров, А. А. Назаров, Н.Н. Нестеров,

А.К. Смирнов и др.

За два года - с 1944 по 1945 г. - было издано семь выпусков1. Материалы сборника содержали богатейшую оперативную информацию из практики работы тыла на фронтах Великой Отечественной войны; оценку опыта в наступательных и оборонительных операциях периода 1943-1945 гг., обобщение по организации материально-технического обеспечения войск [4; 5; 6; 8; 16; 17; 18; 19; 20; 30; 35; 44; 45; 48; 54; 61; 62; 65; 66]. Рисунки, схемы, карты, цифровые данные, включенные в номера сборника, значительно обогащали фактический материал публикаций. Безусловно, эти работы сыграли определенную роль в становлении историографии тыла в годы Отечественной войны. Однако закрытость источников исключала возможность их использования в исторических трудах, предназна-

1 В 1944 г. - № 1-3; в 1945 г - № 4-7. - Е.С.

ченных для массового читателя, что отрицательно сказалось на объеме прироста исторических знаний и состоянии историографии темы в целом.

С 1944 г. в работах исследователей темы отдельные направления историографии получили свое дальнейшее развитие. К таким направлениям автор данной статьи относит освещение общих вопросов тыла и деятельности органов его управления [46; 47; 56; 59; 60]; действий тыла в основных видах боя [2; 27; 55; 64; 67]; роли транспорта в обеспечении бесперебойной работы органов тыла [15; 29; 68]; материального обеспечения армии и организации снабжения [1]; медицинского обеспечения [11]; продовольственного [7; 10] и вещевого [34] снабжения.

Совершенствование организации войскового, армейского и фронтового тыла в соответствии с развитием оперативного искусства Красной Армии в годы войны поставило вопрос о необходимости внесения изменений в устройство войскового тыла. Проблема нашла свое отражение в научно-популярных публикациях военных лет. Максимальное приближение тыловых учреждений к боевым порядкам было отмечено как особенность войскового и армейского тыла в 19441945 гг. в передовой статье журнала «Тыл и снабжение Красной Армии» [60, с. 2].

Данное направление историографии темы получило продолжение в статье А. Семашкина «Организация и устройство войскового тыла» [56]. Автор отмечал, что в годы войны произошло уменьшение территории войскового тылового района. Он связал это с изменением условий боевых действий, темпов продвижения войск и транспортными возможностями войсковых частей и соединений1. Небольшую растяжку тыла А.М. Семашкин объяснял сложностью обеспечения войск материальными средствами и большой загрузкой войскового транспорта во время подготовки к наступлению и в ходе боевых действий. В статье он определил также понятие «войсковой тыл», как «... совокупность материальных и

1 По уставу тыла РККА 1934 г. территория войскового тылового района включала в себя грунтовой участок военной дороги, которой пользовались стрелковый корпус, тыловые районы дивизий и тыловые районы стрелковых полков. Глубина грунтового участка военной дороги, выделяемой корпусу, составляла 75-100 км, дивизионного тылового района - 25-35 км и тылового района стрелкового полка - 12-15 км. В 1945 г. глубина тылового района стрелкового полка в среднем составляла 8-12 км от переднего края, дивизионного - 10-12 км от тыловой границы тылового района полка. Тыловой район войскового звена простирался не далее 20 км от боевой линии войск. - Е. С.

транспортных средств, тыловых частей и учреждений, путей подвоза и эвакуации средств связи» [56, с. 5].

Изменения структуры войскового тыла в ходе Великой Отечественной войны рассмотрел С. Скрябин в статье «Основные изменения в организации войскового тыла» [59]. Автор произвел сравнительный анализ служб снабжения стрелковой дивизии в 1940-1941 гг. и в 1942-1945 гг. Он отмечал, что до 1942 г. начальники служб снабжения напрямую подчинялись командиру дивизии, а в оперативном отношении - начальнику штаба. Начальник штаба дивизии нес полную ответственность за организацию работы тыла в целом. С 1942 г. была введена должность заместителя командира дивизии по тылу, который получил в подчинение все тыловые службы (за исключением артиллерийской) и транспорт. Сосредоточение управления тылом дивизии в «одних руках» позволило, по мнению автора, освободить командира и начальника штаба от непосредственного руководства тыловыми частями и учреждениями для более качественного выполнения боевых задач. С. Скрябин считал, что введение в 1942 г. в корпусах и дивизиях должностей заместителя командира по тылу внесло коренные изменения в структуру войскового тыла, упростило аппарат управления тылом, позволило сократить его численность на 45 %.

Исследование и обобщение опыта работы органов тылового обеспечения в годы войны стало одним из главных направлений в деятельности военноучебных заведений тыла. Научно-исследовательская работа была необходима для выполнения военными вузами главной задачи - подготовки высококвалифицированных кадров, решения сложных задач материального, технического и медицинского обеспечения войск. В эти годы условия для научноисследовательской работы существенно ухудшились. Сложилось тяжелое положение с материально-технической базой высших учебных заведений, большой процент квалифицированных научно-педагогических кадров был откомандирован в действующую армию. Несмотря на это, в тыловых академиях продолжалось исследование вопросов устройства и работы фронтового, армейского, войскового тыла [50; 51; 52; 71]; интендантского снабжения [41; 53; 57]; работы транспорта по обеспечению войск всеми видами тылового довольствия [3; 52].

В сентябре 1944 г. в Военной академии тыла и снабжения Красной Армии состоялась военно-научная конференция, посвященная изучению опыта работы службы тыла в Отечественной войне. В работе конференции приняли участие

научные работники академии, профессорско-преподавательский состав, представители фронтов и армий, центрального аппарата НКО. Материалы конференции обобщали опыт организации тыла и планирования материально-технического обеспечения войск фронта, армии, дивизии за 1941-1944 г. [13].

Важные выводы о деятельности советского тыла в целях обеспечения фронта содержались в документах КПСС и правительства, приказах и докладах председателя Государственного Комитета Обороны И.В. Сталина, докладах и статьях М.И. Калинина, А.С. Щербакова, Н.М. Шверника, Е.М. Ярославского и других государственных и партийных деятелей [22; 23; 24; 25; 63; 70; 72; 73].

Подводя итог, отметим, что в 1941 - 1945 гг. ХХ в. изучение научных знаний о тыле Красной Армии в период Отечественной войны являлось объектом постоянного внимания исследователей. Развитие научной мысли в области исследуемой темы происходило в годы, когда условия военного времени настоятельно потребовали коренных преобразований всех сторон строительства и деятельности тыла. Основное внимание ученых было сосредоточено на вопросах преобразования: материально-технической базы, состава, организационной

структуры тыла; обучения личного состава; подготовки кадров; руководства тылом; теории и практики тылового обеспечения войск и т.д.

В годы Великой Отечественной войны были сделаны первые шаги в области организации научной работы по проблемам истории тыла: выявлялись имена первых исследователей, производились сбор и накопление материалов. Изучение событий, происходивших в области тылового обеспечения Вооруженных Сил, велось по «горячим следам», при отсутствии всей совокупности необходимых документальных источников. Это и определило особенности и своеобразие как организации исследовательской работы, так и результатов исследований.

Анализ процесса развития научной мысли по историографии тыла в 19411945 гг., предпринятый в данной статье, может способствовать творческому использованию опыта строительства Красной Армии в ходе современных преобразований Вооруженных Сил Российской Федерации.

* * *

1. Агинский Е. Новые предметы интендантского снабжения // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 11-12. С. 24-29.

2. Александров Г. Тыл армии в Белгородско-Харьковской операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 2-3. С. 5-12.

3. Арсеньев А.М. Транспорт в Великой Отечественной войне // IV военная научнотехническая конференция академии. Л.: ВТА, 1944. С. 6-12.

4. Безуглый А.И. Материально-техническое обеспечение Урдомской наступательной операции 39-й армии // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 59-67.

5. Борисов Д.П. Материально-техническое обеспечение 7-й армии в Свирской операции 1944 г. // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 70-79.

6. Борисов Д.П., Новиков К.Ф. Снабжение армии в условиях полуокружения // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. С. 3-24.

7. Бохановский И.Н. Снабжение хлебом войск в полевых условиях: дис. ... канд. воен. наук. Калинин: ВАТС, 1945. Машинопись.

8. Бровичек И.И. Организация материального обеспечения 19-го танкового корпуса в наступательной операции Мелитополь-Перекоп // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.; Воениздат, 1944. № 3. С. 77-80.

9. Быстров А. Войсковой тыл в обороне // Тыл и снабжение Красной Армии. 1942. № 9. С. 7-14.

10. Ворожко А. Продовольственное снабжение десантных войск // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 9. С. 27-30.

11. Георгиевский А. Медицинские распределительные посты и пункты // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 13-16.

12. Горский В. Тыл стрелкового полка в наступлении зимой // Тыл и снабжение Красной Армии. 1943. № 2-3. С. 12-20.

13. Давыдов П. VII военно-научная конференция Военной академии тыла и снабжения

Красной Армии имени В.М. Молотова // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 11-12.

С. 21-23.

14. Данков Г., Мелехонов В. Снабжение Н-ской армии: обзор // Тыл и снабжение Красной Армии. 1942. № 8. С. 17-23.

15. Донец Г., Фильштейн Л. Дорожная служба фронта при наступлении // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 4. С. 43-45.

16. Ибатулин И.Б. Тыл 11-й гвардейской армии в период Восточно-Прусской наступательной операции (18-24 октября 1944 г.) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 6. С. 51-73.

17. Из практики работы тыла действующих войск (3-го Украинского и Ленинградского фронтов) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. С. 113-120.

18. Из практики работы тыла действующих войск // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 4. С. 85-112.

19. Из практики работы тыла действующих войск // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 6. С. 108-121.

20. Интендантская служба за три года Отечественной войны на Карельском фронте // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 34-43.

21. Как была организована эвакуация продовольствия и фуража // Интендантский журнал. 1941. № 9. С. 11-13.

22. Калинин М.И. Война Отечественная и война тотальная. Фрунзе, 1943.

23. Калинин М.И. Все для фронта! Все для победы!: статьи и речи. М., 1942.

24. Калинин М.И. О моральном облике нашего народа. Л., 1945.

25. Калинин М.И. Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. М., 1942.

26. Кашников В. Роль железных дорог в разгроме немцев под Москвой // Железнодорожный транспорт. 1942.№ 12.

27. Кобзарь Т. Тыл армии при наступлении на харьковском направлении // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 4. С. 7-11.

28. Колдомасов Ю. Маневренность железных дорог в ходе Отечественной войны // Железнодорожный транспорт. 1945. № 2-3.

29. Колобанов А. Организация дорожной службы на ледовой трассе // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 34-39.

30. Лавров К.П. Тыл Воронежского фронта в июльской оборонительной операции 1943 г. // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 3-32.

31. Лобов А. Некоторые вопросы службы тыла // Тыл и снабжение Красной Армии. 1941. № 11-12. С. 12-15.

32. Лобов А. Некоторые замечания об организации и службе тыла // Интендантский журнал. 1941. № 8. С. 4

33. Морозов И. Роль железных дорог в Берлинской операции // Железнодорожный транспорт. 1945. № 10-11.

34. Надежин В.А. Система снабжения и планирования обеспечения интендантским имуществом в армии, фронте, округе по опыту Отечественной войны. Калинин: В АТС, 1945.

35. Назаров А. А. Из опыта работы полевой армейской базы 10-й гвардейской армии // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 85-88.

36. Нестеров Н.Н. Работа тыла 13-й армии при наступлении в условиях весенней распутицы // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 3-17.

37. Нестеров Н.Н., Васильев В.В. Тыл Воронежского фронта в наступательных операциях 1943 г. // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 2. С. 3-14.

38. Новиков С.Н. Железнодорожники - фронту. М.: Трансжелдориздат, 1942.

39. Новиков С.Н. Железнодорожный транспорт - родной брат Красной Армии. М.: Гос. трансп. ж.-д. изд., 1941.

40. Образцов В.Н. Железнодорожный транспорт в дни Великой Отечественной войны. М., 1943.

41. Озира Ю. Г. Сбор, использование, учет и эвакуация трофейного имущества по опыту Великой Отечественной войны: дис. ... канд. воен. наук. Калинин: ВАТС, 1944. Машинопись.

42. Опацкий Н.В. Военно-полевые железные дороги // Тыл и снабжение Красной Армии.

1942. № 8. С. 3-12.

43. Опацкий Н.В. Военно-полевые железные дороги: (техническое описание и история развития). 2-е изд. перераб. и доп. М.: Трансжелдориздат, 1943.

44. Организация и служба тыла танковой армии в наступательной операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 1. С. 40-59.

45. Панов А.В. Тыл 46-й армии в Будапештской операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 92-94.

46. Перетерский С. Некоторые вопросы организации и работы тыла стрелкового корпуса // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 5-6. С. 5-10.

47. Петренко Е. Материальное обеспечение армейской наступательной операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 4. С. 1-6.

48. Подвоз материальных средств войскам 2-го Белорусского фронта в ВосточноПомеранской операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 7. С. 92-94.

49. Попов В.И. Войсковой тыл. Вып. 1: Основы организации войскового тыла / под ред. генерал-майора интендантской службы В.В. Цирковича. Калинин: ВАТС, 1943.

50. Попов В.И. Войсковой тыл. Вып. 2: Тыл стрелкового полка / под ред. доцента генерал-майора интендантской службы В.В. Цирковича. Калинин: ВАТС, 1943.

51. Попов В. И. Тыл стрелкового полка Красной Армии / под ред. доцента генерал-майора Н.П. Ермакова. Калинин: ВАТС, 1944.

52. Пошивайло И.Н. Работа железнодорожных станций по опыту Отечественной войны // IV военная научно-техническая конференция академии. Л.: ВТА, 1944. С. 37-39.

53. Рыбаков М. Особенности интендантского обеспечения парашютно-десантной части. Калинин: ВАТС, 1942.

54. Сакович А.Н., Феферов С.А. Опыт подготовки тыла 11-й армии к наступательной операции (Северо-Западный фронт) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 67-76.

55. Саушкин В. Тыл отдельной танковой бригады в наступательной операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 9-13.

56. Семашкин А. М. Организация и устройство войскового тыла // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 1. С. 5-11.

57. Сидоров А. Ф. Сбор и использование интендантского имущества на полях сражения и в тылу по опыту Великой Отечественной войны (1941-1942 гг.). Ташкент: ВАТС. 1942.

58. Скворцов И. Тыл стрелковой дивизии в условиях окружения // Тыл и снабжение Красной Армии. 1942. № 10. С. 6-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59. Скрябин С. Основные изменения в организации войскового тыла // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 8. С. 5-10.

60. Служба тыла в Великой Отечественной войне // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. № 10. С. 1-4.

61. Смирнов А.К. Из опыта работы тыла 3-го Украинского фронта в наступательной операции // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 2. С. 15-20.

62. Смирнов А.К. Тыл 3-го Украинского фронта при взятии городов Днепропетровск и Днепродзержинск // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 3. С. 32-47.

63. Сталин И.В. Великая Отечественная война Советского Союза. М., 1944.

64. Сурков К. Тыл армии в Днепровско-Киевской операции // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 1. С. 11-16.

65. Тыл 27-й армии в наступательной Ахтырской операции и в проведении марш-маневра // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1944. № 1. С. 19-40.

66. Тыл 3-го Белорусского фронта в операции по освобождению Белоруссии (июнь-июль 1944 г.) // Тыл Красной Армии в Отечественной войне. М.: Воениздат, 1945. № 5. С. 3-158.

67. Тыл фронта при прорыве блокады Ленинграда // Тыл и снабжение Красной Армии. 1944. С. 12-17.

68. Тягунов И. Автомобильные войска в Отечественной войне // Тыл и снабжение Красной Армии. 1945. № 7. С. 35-40.

69. Хачатуров Т.С. Железнодорожный транспорт в Великой Отечественной войне. М.,

1943.

70. ШверникН.М. Год всесоюзного социалистического соревнования. М., 1943.

71. Шифман М.С. Основные положения марксистско-ленинского учения о тыле армии: (введение к учебнику по тылу). Калинин: ВАТС. 1943.

72. ЩербаковА.С. Под знаменем Ленина. М., 1942.

73. Ярославский Е.М. Великая Отечественная война советского народа против гитлеровской Германии. М., 1942.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.