Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 / 1945 ГГ. / ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПОД СТАЛИНГРАДОМ / ТЫЛ ФРОНТОВ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАПАСЫ / GREAT PATRIOTIC WAR OF 1941-1945 / DEFENSIVE OPERATIONS AT STALINGRAD / REAR OF FRONTS / LOGISTIC SUPPORT / TRANSPORT / MOBILIZATION RESERVES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения Красной армии в оборонительных операциях в битве под Сталинградом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ворсин Владимир Федотович, Жуматий Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASIC TRENDS IN RED ARMY LOGISTICS DURING OFFENSIVE OPERATIONS OF THE BATTLE OF STALINGRAD

The paper covers matters of logistic support of the Red Army in defensive operations during the Battle of Stalingrad in the course of the Great Patriotic War of 1941-1945.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»

в

M

ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ сил • Ж

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИИ

V.F. VORSIN, V.I. JUMATIY

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ

BASIC TRENDS IN RED ARMY LOGISTICS DURING OFFENSIVE OPERATIONS OF THE BATTLE OF STALINGRAD

Сведения об авторах. Ворсин Владимир Федотович — научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, кандидат военных наук, старший научный сотрудник (Москва. E-mail: vorsin_vf@mail.ru);

Жуматий Владимир Иванович — старший научный сотрудник Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил РФ, доктор исторических наук, профессор (Москва. E-mail: jumatiy_vi@mail. ru).

Аннотация. Статья раскрывает вопросы материально-технического обеспечения Красной армии в оборонительных операциях в битве под Сталинградом в ходе Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941—1945 гг.; оборонительные операции под Сталинградом; тыл фронтов; материально-техническое обеспечение; транспорт; мобилизационные запасы.

Information about authors. Vladimir Vorsin - Researcher at the Research Institute of Military History, RFAF General Staff Military Academy, Cand. Sc. (Mil.), Senior Researcher (Moscow. E-mail: vorsin_vf@mail.ru).

Vladimir Jumatiy - Senior Researcher at the Research Institute of Military History, RFAF General Staff Military Academy, D. Sc. (Hist.), Professor(Moscow. E-mail: jumatiy_vi@mail.ru).

Summary. The paper covers matters of logistic support of the Red Army in defensive operations during the Battle of Stalingrad in the course of the Great Patriotic War of 1941—1945.

Keywords: Great Patriotic War of 1941—1945; defensive operations at Stalingrad; rear of fronts; logistic support; transport; mobilization reserves.

ч_J

Условия, в которых работал тыл Сталинградского фронта (начальник тыла фронта генерал-майор Н.П. Анисимов) в период оборонительных операций (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.), были исключительно сложными. Формирование тыловых частей и учреждений к началу первой оборонительной операции завершено не было. Фронт стал формироваться 12 июля, а 17 июля уже начались оборонительные бои на дальних подступах к Сталинграду1.

с

ОЗДАННЫЕ тыловые части были слабо укомплектованы личным составом, табельным имуществом, транспортными средствами и подвижными ёмкостями для хранения горючего и смазочных материалов (ГСМ). Так, укомплектованность фронтового автотранспорта не превышала 70 проц., а армейского и особенно дивизионного составляла в среднем не более 40 проц. Фронт имел только три склада ГСМ, два отдельных автомобильных батальона, один автотранспортный батальон наливных машин. Армии имели от 4 до 9 госпиталей, что не обеспечивало их потребности2.

Тыл Сталинградского фронта выполнял свои задачи в условиях господства авиации противника в воздухе. В его тыловой полосе находились крупные водные рубе-

жи — Дон и Волга с ограниченным количеством мостов и переправ. В ходе оборонительных операций командование фронта и армий, учитывая степной характер местности и отсутствие лесных массивов, особое внимание уделяло укрытию и маскировке объектов тыла, его охране и обороне. Для этого выделялись зенитная артиллерия, бронепоезда, истребительная авиация. Ширина полосы обороны фронта достигала 800 км3.

В подготовительный период и с началом оборонительных операций на сталинградском направлении армейские и часть фронтовых частей и учреждений тыла с запасами материальных средств развёртывались последовательно, по рубежам. При массированных ударах авиации противника по путям сообщения

такой порядок развёртывания повышал устойчивость управления материально-техническим обеспечением,способствовал успешному выполнению войсками боевых задач4.

С разделением 5 августа Сталинградского фронта на Сталинградский и Юго-Восточный начальником тыла Сталинградского фронта стал генерал-лейтенант И.Г. Советников, а Юго-Восточного — генерал-майор Н.П. Анисимов. В октябре 1942 года из выдвинутых Ставкой Верховного Главнокомандования дополнительных сил были созданы Донской, а затем и Юго-Западный фронты5.

Фронтам были определены тыловые районы. Их глубина составляла от 350 до 600 км. Однако ввиду отсутствия крупных населённых пунктов, складских

помещений и из-за слаборазвитой транспортной сети фронты не могли полностью, а порой и частично использовать свои тыловые районы6.

Глубина армейских тыловых районов вместе с войсковыми районами у большинства армий составляла 150—250 км. Тыловые районы дивизий первого эшелона имели глубину от 10 до 35 км7. В 62-й армии в связи с тем, что на западном берегу расстояние от берега Волги до линии фронта равнялось от 0,2 до 2,5 км, тыловые районы полкам и дивизиям не выделялись8.

В ходе оборонительных операций под Сталинградом положение с материально-техническим обеспечением фронтов, особенно боеприпасами, сложилось более трудное, чем это было в Битве под Москвой, т.к. значительно сократился объём под-

воза боеприпасов в армии и не было возможности использовать промышленные предприятия города. Одновременно осуществлялось накопление вооружения и боеприпасов для обеспечения войск в контрнаступлении. В войсках планировалось иметь до 1,5 боекомплекта (бк) боеприпасов, а на армейских и фронтовых складах — до 1,0 бк (см. табл. 1)9.

К началу контрнаступления войска были в основном обеспечены боеприпасами. Расход боеприпасов в оборонительном сражении под Сталинградом был очень велик. Так, с 12 июля по 18 ноября 1942 года войсками Донского, Сталинградского и Юго-Западного фронтов было израсходовано 7,610 млн снарядов и мин, в т.ч. около 5 млн снарядов и мин войсками Сталинградского фронта. За этот период под Ста-

линградом всем трём фронтам было подано 5388 вагонов боеприпасов, 123 тыс. винтовок и автоматов, 53 тыс. пулемётов и 8 000 орудий10.

Большую работу по обеспечению войск боеприпасами в этот период проделали начальники служб артиллерийского снабжения фронтов: Сталинградского — полковник А.И. Марков, Донского — полковник Н.М. Бочаров, Юго-Западного — полковник С.Г. Алга-сов, а также специальная группа офицеров Главного артиллерийского управления (ГАУ)11.

Обеспечение горючим войск в оборонительных операциях под Сталинградом осуществлялось в основном за счёт мобилизационных запасов, оставшихся в этом районе на базах Главнефтеснаба и прилегающих к нему районах. Однако подача его непосредственно в части и подразделения

Таблица 1

Обеспеченность войск трёх фронтов боеприпасами (в боекомплектах) по состоянию на 19 ноября 1942 г.

Боеприпасы Наименование фронтов

Сталинградский Донской Юго-Западный

Винтовочные патроны 3,0 1,8 3,2

Патроны для пистолетов 2,4 2,5 1,3

Патроны для противотанковых ружей 1,2 1,5 1,6

Ручные и противотанковые гранаты 1,0 1,5 2,9

50-мм мины 1,3 1,4 2,4

82-мм мины 1,5 0,7 2,4

120-мм мины 1,2 1,3 2,7

Выстрелы:

45-мм пушечные 2,9 2,9 4,9

76-мм пушечные полковой артиллерии 2,1 1,4 3,3

76-мм пушечные дивизионной артиллерии 1,8 2,8 4,0

122-мм гаубичные 1,7 0,9 3,3

122-мм пушечные 0,4 2,2 -

152-мм гаубичные 1,2 7,2 5,7

152-мм гаубично-пушечные 1,1 3,5 3,6

203-мм гаубичные

37-мм зенитные 2,4 3,2 5,1

76-мм зенитные - 5,1 4,5

85-мм зенитные - 3,0 4,2

Примечание. Данных об обеспеченности фронтов боеприпасами 203-мм гаубиц нет.

Составлена по: Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. 11—111. Л., 1963. С. 162.

M

Б.Ф. ВОРСИН, В. И. ЖУМАТИИ. Основные направления тылового обеспечения... • -Ж

Разгрузка катеров под огнём противника

Сталинград, ноябрь 1942 г.

осуществлялась с большими трудностями. Под артиллерийским огнём и авиационными ударами противника горючее в бочках и бидонах из отделения армейского склада, расположенного на левом берегу Волги, переправлялось баркасами и на вёсельных лодках на заправочные пункты, где поддерживались 3—5-суточные запасы горючего. Это позволяло, обычно в ночное время, обеспечить своевременную заправку машин.

Кроме того, на основании решения ЦК ВКП(б) и СНК СССР для Сталинградского (начальник отдела службы горючего (ОСГ) полковник C.B. Лукьянов) и Донского (начальник ОСГ инженер-полковник Д.Я. Андреев) фронтов в районе Астрахани до конца навигации 1942 года были созданы необходимые запасы горючего. Ресурсы горючего, накопленные в районе Сталинграда, с учётом запасов на фронтовых и армейских складах к 1 декабря 1942 года составляли 55 тыс. т12. На подмосковных нефтебазах и на аэродромах имелись значительные мобилизационные запасы авиационного и автомобильного бензина, подготовленные к переброске самолётами по заявкам фронтов.

Положительную роль в накоплении запасов горючего сыграли и мобилизационные резервы, перемещённые с низовьев Волги на склады Министерства обороны, и

перевалочные базы Волжско-Кам-ского бассейна. К1 мая 1942 года эти запасы составили 80,8 тыс. т (14,1 проц.), к 1 ноября 1942 года — 333,6 тыс. т (45,8 проц.) (см. табл. 2)13.

В оборонительный период в Сталинградской битве расход горючего составил около 94 тыс. т. Больше половины расхода составил автобензин. Расход авиационного бензина был относительно невелик, т.к. в связи с плохими метеорологическими условиями авиация использовалась ограниченно14.

В период напряжённых оборонительных боёв за Сталинград в результате уничтожения противником значительной части фрон-

товых запасов продовольствия и из-за трудностей подвоза из глубинных районов страны использование местных ресурсов имело огромное значение. В этих условиях военные советы Сталинградского и Юго-Восточного фронтов приняли ряд мер по укреплению службы продовольственного снабжения и улучшению питания войск за счёт местных ресурсов.

В результате принятых мер в период оборонительных операций подвижные запасы продовольствия в войсках поддерживались в размере 4—5 суточных дач, на армейских складах — 2—3 суточных дач, на фронтовых складах — 6—8 суточных дач, что обеспечивало

Таблица 2

Обеспеченность войск Сталинградского (Донского) и Юго-Восточного (Сталинградского) фронтов горючим и его расход в оборонительный период (в тоннах и заправках)

Наименование горючего Наличие на 12 июля 1942 г. Расход с 12 июня по 18 ноября 1942 г. Наличие на 18 ноября 1942 г.

т запр. т запр. т запр.

Высокооктановые бензины 855 2,7 20 721 51,0 4281 10,0

Бензины Б-70, КБ-70 171 0,8 7301 19,0 2757 11,6

Автомобильный бензин 1892 1,3 51 150 31,0 5012 2,5

Дизельное топливо 911 2,2 5047 10,0 3801 9,4

Керосин и лигроин 712 9312 4741

Примечание. Данных о расходе керосина и лигроина фронтов в заправках нет.

Составлена по: Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1970. С. 52.

• ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ сил

Красноармеец с пищевым термосом на спине в Сталинграде

1942 г.

бесперебойное снабжение войск (см. табл. 3).

Приготовление пищи, как правило, производилось побатальонно и поротно в пищевых котлах, которые устанавливались в откосах оврагов и крутом правом берегу Волги. Для устройства кухонь в городе использовались всевозможные укрытия (цоколи заводских труб, смотровые колодцы водопровода, фундаменты сталеварных печей, подвальные помещения домов). Питание в основном было двухразовое. Пищу доставляли, как правило, повара, т.к. каждый боец был на учёте. За бесперебойную доставку пищи многие повара были награждены правительственными наградами. Например, старший повар Горшков был награждён орденом

Красной Звезды и медалью «За отвагу». Не было дня, чтобы он не доставил бойцам горячей пищи, действуя подогнём противника15.

Переход на зимнюю форму одежды в период обороны Сталинграда проходил более организованно и планомерно, чем это было в 1941 году под Москвой. Используя опыт снабжения войск зимним обмундированием в Битве под Москвой, управления вещевого и обозно-хозяйственного снабжения лучше подготовились к сезонной смене имущества в 1942 году16. Войска фронтов прикреплялись на довольствие к складам по соответствующим направлениям. Отправка тёплых вещей фронтам в 1942 году началась заблаговременно.

Военный совет Сталинградского фронта уже 18 сентября рассмотрел и утвердил план подготовки к зиме. В нём, в частности, предусматривалось активизировать сбор тёплых вещей среди населения в тыловом районе фронта, выявить местные сырьевые ресурсы и разместить заказы на тёплые вещи на предприятиях местной промышленности и промкооперации. Своевременное поступление тёплых вещей по нарядам центра, как и использование местных ресурсов, во многом способствовало организованному переходу войск на зимнюю форму одежды. По состоянию на 10 ноября 1942 года войска передовой линии были полностью обеспечены шапками-ушанками, перчатками, тёплым бельём, портянками и на

80 проц. — ватными телогрейками и шароварами17.

Работники тыла даже в самой тяжёлой обстановке старались организовать помывку личного состава, для чего под обрывистыми берегами Волги, в землянках и подвалах разрушенных зданий старались оборудовать бани. Так, например, в дивизии генерал-майора А.И. Родимцева бывший ташкентский банщик Сурков оборудовал один из подвалов полуразрушенного здания под баню. На других участках фронта бани делали в землянках18.

Транспортная сеть в тыловых районах фронтов была развита недостаточно. В этих условиях дальнейшее развитие получил и приобретённый ещё в первые месяцы войны опыт комплексного использования всех видов транспорта. При постоянном воздействии авиации противника целесообразными оказались воинские перевозки в ночное время, использование вместо крупных железнодорожных транспортов небольших летучек до 10—12 вагонов, менее уязвимых для авиации противника. Железные дороги могли подавать к тыловым границам фронтов до 100 поездов в сутки, а к станциям снабжения армий — всего 50—58 поездов. Почти все железные дороги имели рокадные направления, проходившие в 200—250 км от линии фронта. Фронтам выделялось по 2—3 железнодорожных направления, армиям — по одному железнодорожному участку. Отдельные

Таблица 3

Обеспеченность войск Сталинградского фронта продовольствием и его расход в период 8 августа — 10 октября 1942 г.

Наименование продуктов Состояло в наличии к началу операции, т Завезено транспортами и заготовлено из местных средств, т Израсходовано продовольствия за операцию

т сутодач

Крупа, макароны 1705 7460 7600 64

Мясо,консервы 659 7600 6350 64

Жиры 472 1400 1760 64

Сахар 793 960 1210 64

Чай 27 25 28 64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соль 519 2312 1470 64

Табак, махорка 285 1165 1050 64

Составлена по: Основные показатели работы тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1970. С. 53.

м

Б.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИИ. Основные направления тылового обеспечения... • -Ж

Таблица 4

Объём воинских железнодорожных перевозок, выполненных в битве на Волге в оборонительный период (12 июня — 18 ноября 1942 г.) (в вагонах)

Виды перевозок Фронты Всего

Сталинградский Юго-Западный Юго-Восточный Донской

Централизованные оперативные 63 251 30 428 14 273 7716 115 668

Централизованные снабженческие 13 749 4193 1311 7013 26 266

Составлена по: Основные показатели работы Тыла Советских Вооружённых Сил в операциях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. М., 1970. С. 57.

железнодорожные направления использовались одновременно двумя фронтами. Донскому и Сталинградскому фронтам, кроме того, выделялись водные участки на Волге (см. табл. 4)19.

Основной объём воинских перевозок адресовался Сталинградскому фронту, при этом около 22 проц. приходилось на снабженческие перевозки.

Железнодорожный транспорт в битве под Сталинградом, несмотря на исключительно большие трудности, выполнил возложенные на него задачи. Полученный опыт организации воинских перевозок и эвакуации, а также строительства и восстановления железных дорог был использован в последующие периоды войны20.

Ставка Верховного Главнокомандования для организации подвоза войскам фронтов материально-технических средств и эвакуации раненых поставила задачу использовать р. Волгу. С этой целью на крупных пристанях были развёрнуты базы снабжения.

Важную роль в этом сыграла Волжская военная флотилия (командующий — контр-адмирал Д.Д. Рогачёв). Её корабли своим огнём поддерживали 62-ю и 64-ю армии, на правый берег было доставлено около 90 тыс. бойцов и командиров, 4 ООО т воинских грузов, большое количество техники, вооружения и боеприпасов. Из фронтового города было эвакуировано около 52 тыс. человек, в т.ч. около 45 тыс. раненых. За навигацию 1942 года по Волге было перевезено более 5 млн т нефти и нефтепродуктов, до 800 тыс. бойцов и командиров, около 100 тыс. различных грузов, большое количество боевой техники21. Всего же за оборонительный период кораблями Волжской военной флотилии и Нижневолжского пароходства было перевезено 250 тыс. т материальных средств22.

В транспортном обеспечении войск Красной армии, защищавших Сталинград, принял участие и гражданский воздушный флот (ГВФ). Воинские перевозки выпол-

няла 1-я авиатранспортная дивизия ГВФ, сформированная на базе Московской авиагруппы особого назначения и впоследствии переименованная в 10-ю гвардейскую авиатранспортную дивизию ГВФ23. Широкое применение получила доставка боеприпасов в Сталинград самолётами По-2. Иногда за одну ночь вылетали по 10—15 самолётов, они делали по 3—4 рейса. Ежесуточно сбрасывалось парашютами 100—200 мешков общим весом от 10 до 20 т24.

Маршал Советского Союза В.И. Чуйков, командующий 62-й армией в ходе Сталинградской оборонительной операции, в своей книге «Начало пути» подчеркнул: «Наши сердца наполнялись гордостью, когда мы наблюдали за пароходами и катерами Волжской флотилии, которые сквозь льды пробивались к армейским причалам, или за самолётами По-2, которые, снижаясь до 10—15 метров над узкой полоской ледяного берега, сбрасывали грузы, рискуя врезаться в крутые берега реки»25.

Подвоз боеприпасов на передовую линию автомобильным транспортом

Сталинград, 1942 г.

Грузовики ГАЗ-ММ, использовавшиеся в качестве бензовозов, во время заправки на одной из станций под Сталинградом

1942 г.

И11 2ч*

• ИЗ ИСТОРИИ ТЫЛА ВООРУЖЕННЫХ сил

В связи с потерей ряда важных железнодорожных коммуникаций резко возросла роль морского транспорта, который также оказывал фронту большую помощь. Моряки в тесном взаимодействии с железнодорожниками и речниками доставляли в район Сталинграда войска, горючее, боеприпасы, продовольствие и другие грузы26.

Транспортный флот Черноморского бассейна, насчитывавший около 40 судов, совместно с военными кораблями перевёз во втором полугодии 1942 года по линиям между кавказскими портами 218 тыс. человек и 233,5 тыс. т воинских и эвакуационных грузов, а суда Каспийского бассейна за тот же период доставили фронтам 468 тыс. бойцов и командиров (за весь 1942 г. на Каспии было перевезено 739,5 тыс. человек)27.

В условиях превосходства в воздухе авиации противника наиболее целесообразными оказались перевозки в ночное время автомобильным транспортом небольшими колоннами машин (по 10—15 единиц). При осуществлении крупных перевозок (войсковых соединений и

больших запасов материальных средств) использовались колонны в 200—250 автомобилей, но подавались они под погрузку и выходили в рейс эшелонами по 20—25 машин с интервалами в 10—15 минут. Если позволяла сеть грунтовых дорог, то колонны двигались по нескольким маршрутам28. Машинам приходилось осенью двигаться по непролазной грязи, зимой дороги заносило снегом. И всё-таки автомобильные войска успешно справились со своими задачами29.

Основная нагрузка при выполнении подвоза материальных средств легла на армейский и фронтовой автотранспорт. Значительный объём перевозок выполнил автотранспорт Резерва ВГК30. Новый порядок подвоза материальных средств по принципу «от себя»31 и возложение ответственности на старшего начальника за обеспеченность нижестоящего звена поставили на повестку дня вопрос о внедрении их в повсеместную практику32.

Шоссейные и грунтовые дороги, а также мостовые переправы через Дон, Волгу и другие реки в тыловых районах фронтов почти

полностью отсутствовали. Потребность же войск в них была значительной, поэтому каждый фронт, используя опыт Московской битвы, подготавливал, как правило, по две военно-автомобильные дороги (ВАД) и по одной в каждой армии. Однако армейские ВАД до дивизионных складов ещё не доходили, а в основном заканчивались в 50—60 км от линии фронта. Протяжённость фронтовой ВАД в среднем составляла 350—400 км, армейской ВАД — 120—150 км. Кроме того, в полосах Сталинградского и Юго-Восточного фронтов были подготовлены три ВАД Ставки ВГК: Урбах — Астрахань, Астрахань

— Гурьев, Саратов — Камышин

— Рахинка33.

За короткий срок дорожники создали под Сталинградом сеть дорог и под огнём противника строили эстакадно-наплавные мосты и паромные переправы. Через Волгу между Саратовом и Астраханью с августа по октябрь были наведены 49 паромных переправ, на которых работали 134 парома, построены два наплавных и один эстакадно-наплавной мост34.

Медицинское обеспечение войск осуществлялось ограниченным количеством учреждений (например, Юго-Западный фронт имел всего 15 госпиталей). Поэтому они развёртывались в один эшелон, резерв госпиталей не создавался. В целях приближения фронтовых госпиталей к войскам часть их развёртывалась в армейских тыловых районах, а Сталинградский фронт имел госпитали на правом берегу Волги35.

Используя опыт медицинского обеспечения в Битве под Москвой, 63-я и 21-я армии развернули свои госпитальные базы в районах полевых армейских баз, что позволило при эвакуации раненых и больных использовать обратные рейсы автотранспорта36.

Эвакуация раненых и больных в ходе всего оборонительного сражения осуществлялась по принципу «на себя»37. Проводилась она санитарными железнодорожными летучками, автомобильным транспортом, санитарно-транспортны-ми судами. Так, только водители 98-й автосанитарной роты Сталинградского фронта в течение лета и осени 1942 года перевезли более

Перевозка грузов по Волге

Сталинградская битва, 1942 г.

м

В.Ф. ВОРСИН, В.И. ЖУМАТИИ. Основные направления тылового обеспечения... • -Ж

Вытаскивание застрявшего автомобиля

100 тыс. раненых. Командир этой роты капитан М.Х. Иванов и политрук Д.Ф. Сериков были награждены орденами Красной Звезды38.

Во время оборонительных операций продолжало совершенствоваться медицинское обеспечение войск. Был получен первый опыт усиления полковых и батальонных медицинских пунктов силами и средствами дивизионных медико-санитарных батальонов и армейских медицинских частей39. Для розыска раненых в развалинах города использовались собаки, этот опыт позднее широко применялся в период уличных боёв в Будапеште, Берлине и других городах40.

Деятельность военно-ветеринарной службы в битве под Сталинградом заключалась прежде всего в сохранении боеспособности лошадей и охране личного состава войск от болезней, общих для человека и животных, в ветеринарном надзоре за обеспечением войск доброкачественными продуктами животного происхождения. Несмотря на высокую степень моторизации войск, конский состав в битве под Сталинградом не потерял своего значения. Основная масса лошадей была занята в гужевом транспорте. В каждой стрелковой дивизии насчитывалось свыше 2 ООО лошадей, значительная часть артиллерии была на конной тяге, в которой использовалось до 12 проц. списочного конского состава41.

Большую роль в восстановлении здоровья лошадей и возвращении их в строй играли ветеринарные хирурги и терапевты. У руководства терапевтической службы фронтов и армий стояли опытные специалисты, возглавляемые главным ветеринарным терапевтом Красной армии П.С. Ионовым.

В целом тыл успешно справился с задачей тылового обеспечения войск в оборонительных операциях Сталинградской битвы. Полученный опыт работы тыла способствовал его дальнейшему развитию в последующие периоды войны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 История тыла. Л., 1974. С. 88.

2 Там же.

3 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.) в 4 кн. Кн. 3.

Тыл Красной армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. СПб., 2000. С. 207.

4 История тыла. С. 88.

5 Там же.

6 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII-XX вв.). С. 207.

7 Там же. С. 208.

8 История тыла. С. 89.

9 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. II-III. Л., 1963. С. 64.

10 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 81. Он. 12079. Д. 104. Л. 87.

11 Тыл Советских Вооружённых Сил в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. М., 1977. С. 161.

12 Там же. С. 179.

13 Кормилицын М.И. Служба снабжения горючим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1960. С. 26, 27.

14 Тыл Советских Вооружённых сил в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. С. 180.

15 Вещиков П.И. Продовольственная служба Вооружённых Сил России: краткая история. М., 1999. С. 218.

16 Начальником Управления вещевого снабжения ГИУ был генерал-майор, впоследствии генерал-лейтенант интендантской службы H.H. Карпинский, а начальником Управления обозно-хозяйственного снабжения ГИУ — генерал-майор интендантской службы М.И. Субботин.

17 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. II—III. С.103.

18 Тыл Советской Армии. М., 1968. С. 162.

19 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII-XX вв.). С. 208.

20 Тыл Советской Армии в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Ч. II-III. С. 139.

21 Боевая летопись Военно-Морского Флота 1941-1942. М., 1983. С. 371.

22 История тыла. С. 91.

23 Властелины воздушных трасс. М., 1974. С. 9.

24 История тыла. С. 91.

25 Там же.

26 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). С. 209.

27 Ковалёв ИВ. Транспорт в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.) М., 1981. С. 181.

28 История Тыла Российских Вооружённых Сил (ХУШ-ХХ вв.). С. 214.

29 Ковалёв ИВ. Указ. соч. С. 183; Степанов Н.Н. Военные автомобилисты. М., 1968. С. 20.

30 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). С. 213.

31 Подвоз материальных средств войскам организуется по принципу «сверху вниз» («от себя»). Это значит, что перевозка материальных средств автомобильным транспортом обычно производится от фронтовых до армейских баз — фронтовым, от армейских баз до дивизионных складов — армейским, от дивизионного до полковых складов — дивизионным, от полковых складов до батальонов и огневых позиций артиллерии — полковым автотранспортом, от батальонов в подразделения — транспортом взводов снабжения батальонов.

32 История Тыла Российских Вооружённых Сил (XVIII—XX вв.). С. 215.

33 Там же. С. 208,209.

34 ЦАМО РФ. Ф. 67. Оп. 264796. Д. 359. Л. 8; Тыл Советской Армии. С. 162, 163.

35 История тыла. С. 93.

36 Там же.

37 Принцип эвакуации, при котором вышестоящий медицинский начальник высылает свой транспорт к этапам нижестоящего звена медицинской службы, называется эвакуацией «на себя»; он не исключает ответственности и нижестоящих медицинских начальников за вывоз поражённых и больных «от себя».

38 История Тыла Российских Вооружённых Сил (ХУШ-ХХ вв.). С. 217.

39 Там же. С. 215,225.

40 Там же.

41 Там же. С. 138. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.