© Вестник Военного университета. 2012. № 1 (29). С. 159 - 163.
Моисеев С.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЫЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КРАСНОЙ АРМИИ В ОПЕРАЦИЯХ НА СТАЛИНГРАДСКОМ НАПРАВЛЕНИИ
Характерной чертой Сталинградской битвы, оказавшей существенное влияние на развитие тыла Красной Армии, была ее масштабность, обусловившая резкое возрастание материальных и других потребностей войск. Основными задачами тылового обеспечения Красной Армии в рассматриваемый период1 были: создание необходимых запасов материальных средств для проведения операций и обеспечение ими частей и подразделений; подвоз материальных средств всеми видами транспорта; эвакуация неисправного и ненужного для боя отечественного и трофейного вооружения, техники, имущества; заправка военной техники горючим; обеспечение личного состава пищей. Задачами по медицинскому обеспечению были: розыск, сбор, вынос раненых с поля боя; эвакуация раненых и больных; оказание им доврачебной, первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Органами военного управления Красной Армии принимались меры по максимальному приближению запасов материальных средств к войскам, повышению подвижности и маневренности тыла; увеличению количества сил и средств тылового обеспечения и их возможностей. В целях рационального размещения фронтового тыла, лучшего использования коммуникаций и местных средств, фронтам были определены тыловые районы: Юго-Западному (заместитель командующего войсками фронта по тылу - начальник тыла фронта генерал-майор Н.А. Кузнецов) - глубиной 220 - 250 км, Донскому (заместитель командующего войсками фронта по тылу - начальник тыла фронта генерал-майор И.Г. Советников) - 210 - 250 км и Сталинградскому (заместитель командующего войсками фронта по тылу - начальник тыла фронта генерал-майор Н.П. Анисимов) - до 400 км. Распорядительные станции были назначены на железных дорогах: Юго-
1 Оборонительная операция Сталинградской битвы проводилась с 17 июля по 18 ноября 1942 г, наступательная операция - с 19 ноября 1942 до 2 февраля 1943 г. - С.М.
Западному фронту - в Балашове, Донскому - в Камышине, Сталинградскому - в Урбахе и Верхнем Баскунчаке. Необходимо отметить, что решения, принятые командующими фронтов и их заместителями по тылу, исходя из итогов стратегической наступательной операции под Сталинградом, по выбору тыловых районов, размещению тыловых частей и учреждений вполне себя оправдали.
Структура органов управления тылом основывалась на таких принципах, как единоначалие (персональная ответственность и право принимать окончательное решение начальника тыла), идентичность структуры управления в оперативных и тактических инстанциях, специализация органов и соответствие квалификаций должностных лиц руководства характеру задач управления в конкретных условиях ведения оборонительной и наступательной операций.
Государственный комитет обороны провел ряд мероприятий по совершенствованию структуры центрального аппарата тыла. Был усилен штаб начальника тыла Красной Армии, в первую очередь, звенья, организующие подвоз; созданы Главное управление продовольственного снабжения и трофейная служба. Как показал опыт войны, система двойного руководства дорожными работами (по линии народных комиссариатов обороны и внутренних дел) не отвечала требованиям успешного решения дорожного обеспечения.
В связи с этим еще накануне битвы органы государственной власти приняли срочные меры по совершенствованию системы тылового обеспечения Красной Армии. Одной из них стало назначение Постановлением Государственного комитета обороны СССР (ГКО) от 25 марта 1942 г. заместителя наркома обороны - начальника тыла Красной Армии генерала А.В. Хрулева народным комиссаром путей сообщения по совместительству (до мая 1943 г.). Верховный Главнокомандующий И.В. Сталин так объяснил это решение: «Я отдаю себе отчет в том, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника тыла Красной Армии. Но снабжение фронтов - это, прежде всего, подвоз. Поэтому соединение в одном лице двух должностей - наркома путей сообщения и начальника тыла позволит наиболее надежно решить вопрос о подаче в действующую армию всего, что необходимо для разгрома врага. На посту наркома путей сообщения Вы станете ближе ко всему народному хозяйству, которое тесно соприкасается с железнодорожным транспортом и во многом от него зависит...» [1, с. 81].
В мае 1942 г. ГКО принял решение о подчинении дорожных частей Главного управления шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД автомобильно-
дорожной службе Красной Армии. Управление уполномоченного ГУШОСДОРа НКВД при фронтах и головные дорожные отделы при армиях были расформированы. Ввиду увеличения количества дорожных войск и возросшей роли автотранспорта органы автодорожной службы в мае 1942 г. были реорганизованы и усилены [5, с. 154]. Вместо громоздких дорожно-эксплуатационных полков организовывались отдельные дорожно-эксплуатационные батальоны, более маневренные и в большей степени отвечающие характеру боевых действий.
Большое значение в совершенствовании системы тылового обеспечения войск имела централизация системы планирования и ответственности. Постановлением ГКО от 19 мая 1942 г. службы снабжения во фронтах и армиях (артиллерийского вооружения, автобронетанкового, инженерного, связи, химического имущества) по вопросам общей организации тыла, планирование снабжения, подвоза и эвакуации были подчинены начальникам тыла. Но при этом ответственность за снабжение войск всеми видами материальных средств по-прежнему оставалась за соответствующими начальниками родов войск и служб фронта (армии).
Государственный Комитет Обороны провел ряд мероприятий по изменению организационной структуры медицинской службы. Основные из них заключались в создании единого типа полевого подвижного госпиталя (ППГ) вместо имевшихся ранее трех (войсковых, корпусных и армейских), во введении в штат медицинской службы очень важных для ее работы новых средств - сортировоч-но-эвакуационного госпиталя (СЭГ) и госпиталя для легкораненых, в значительном уменьшении табельного медицинского имущества.
Важнейшим условием правильного функционирования образованных при непосредственном участии всех структур государственной власти и военного управления органов стратегического, оперативного и войскового тыла Государственный Комитет Обороны считал создание и укрепление системы кадрового обеспечения тыла Красной Армии. В ходе Великой Отечественной войны возникали большие трудности в обеспечении тыловых структур Красной Армии специалистами. Только формирование соединений и частей тыла в начальный период войны потребовало более 100 тыс. офицеров тыловых специальностей, подготовленных в соответствии с условиями начавшейся войны [4, с. 150]. Необходимо было перестроить всю систему подготовки кадров. В связи с этим в ведении Главного управления кадров НКО было оставлено лишь общее планирование подготовки кадров тыла с учетом потребности в них по родам войск. Непосред-
ственное решение проблемы подготовки, подбора, расстановки и учета офицеров-специалистов было возложено на начальников центральных управлений тыла.
Изменения, принятые накануне операций на Сталинградском направлении, способствовали целенаправленному и своевременному решению вопросов тылового обеспечения войск. Значительно повысилась согласованность в работе служб тыла общевойсковых, воздушных армий, Волжской флотилии и других частей, учреждений, принимавших участие в кровопролитных боях за Сталинград. Деятельность органов государственной власти и военного управления по совершенствованию структуры органов управления тыла Красной Армии упорядочила обеспечение войск боеприпасами, горючим, продовольствием, другими материально-техническими средствами, позволила наиболее рационально использовать все виды транспорта, обеспечивать тем самым бесперебойную работу тыла.
К началу Сталинградской битвы в основном были отработаны организация тыла и система подвоза материальных средств. Успешной организации подвоза способствовала некоторая стабилизация обстановки на фронтах, завершение восстановления железных дорог, освобожденных от противника в ходе общего зимнего наступления Красной Армии, более широкое использование внутренних водных путей, увеличение количества и улучшение состояния фронтовых и армейских автотранспортных частей. С упорядочением организации тыла автомобильный транспорт использовался, как правило, для подачи материальных средств, в продолжение подвоза железнодорожным и водным транспортом от станций и пристаней снабжения или выгрузочных станций на отделения армейских складов, развертываемых (при необходимости) на грунте, или из них - на дивизионные склады. В целях экономии горючего принимались все меры для максимального использования железнодорожного и водного транспорта для подачи материальных средств вплоть до дивизии и даже полка.
Не исключалось использование автомобильного транспорта, когда этого требовала обстановка, для выполнения особо срочных перевозок параллельно железнодорожным и водным путям в звеньях «центр - фронт» и «фронт - армия».
Порядок организации подвоза материальных средств, зародившийся в ходе Сталинградской битвы, в июне 1943 г. был утвержден Государственным Комитетом Обороны для всей Красной Армии. Ответственность за подвоз всех видов
материальных средств в нижестоящие объединения, соединения и части возлагалась на старшего начальника тыла. Изменение системы подвоза имело исключительно большое значение. Это способствовало более эффективной работе штабов тыла как органов управления, координирующих использование всех видов транспорта. В штабах тыла сосредоточивались данные о потребностях войск в материальных средствах, о состоянии и возможностях транспорта и быстро принимались меры по подаче грузов в войска.
Проведенные органами государственной власти и военного управления мероприятия позволили преодолеть возникшие трудности и обеспечить выполнение объема воинских перевозок в район Сталинграда. Если среднесуточный объем снабженческих перевозок в битве под Москвой составлял 46 вагонов, то в Сталинградской битве он вырос в 6 раз [2, с. 39].Только с июля по ноябрь 1942 г. для Сталинградского, Донского и Юго-Западного фронтов было подано свыше 156 тыс. вагонов с войсками и грузами [3, с. 13, 16].
Необходимо отметить, что на выполнение задач по тыловому обеспечению фронтов, армий влияли неблагоприятные условия, отрицательно сказывавшиеся на организации и работе тыла фронтов и армий. К ним относились:
- недостаточная сеть шоссейных и железных дорог не позволяла в установленные сроки провести необходимые перегруппировки войск и тыла, а запасы материальных средств максимально приблизить к войскам;
- господство авиации противника в воздухе не позволяло осуществить в относительно спокойных условиях перемещение тыловых частей и учреждений, подвоз и эвакуацию, а также производить восстановительные работы на дорогах и переправах через Волгу;
- сильное воздействие противника по всем коммуникациям;
- ограниченные сроки до начала наступления.
Вышеуказанные неблагоприятные условия не позволили до начала стратегической наступательной операции под Сталинградом полностью подать фронтам запланированные снабженческие грузы. Накопление запасов материальных средств во фронтах шло медленнее, чем прибывали войска.
В связи с этим начало стратегической наступательной операции под Сталинградом Ставкой Верховного Главнокомандующего было перенесено на несколько дней и назначено на 19 - 20 ноября 1942 г.
Следует отметить, что основными чертами системы тылового обеспечения Красной Армии являлись: централизованное руководство государственными ор-
ганами; обоснованное планирование в соответствии с масштабами проводимых операций; внимание и забота о военнослужащих, прежде всего, о находившихся на передовой; экономное расходование средств; ведение точного учета всех видов материальных средств.
В период стратегических операций на Сталинградском направлении получили свое развитие такие способы обеспечения войск, как территориальный, ведомственный и децентрализованный. Тогда же зародились, а затем далее совершенствовались принципы построения системы тылового обеспечения, к которым можно отнести организацию обеспечения по видам материальных средств, централизацию обеспечения и обеспечение по некоторым материальным средствам за счет местных ресурсов, а также подчинение служб единому командованию.
Зародились новые тенденции тылового обеспечения. Среди них: передача тыловых частей и учреждений в непосредственное распоряжение Ставки Верховного Главнокомандующего и командующих фронтов; концентрация запасов материальных средств по направлениям действий войск; возрастание роли железнодорожного, водного и воздушного транспорта в армейском и фронтовом звеньях тыла; приближение фронтовых госпитальных баз к армиям, а армейских - к дивизиям и частям. Эти тенденции стали доминирующими и в других операциях Второй мировой войны.
Проведенные органами государственной власти и военного управления организационные мероприятия позволили армейскому и войсковому тылу стать более маневренным, мобильным и глубокоэшелонированным, чего требовали боевые действия на Сталинградском направлении.
К началу Сталинградской битвы в органах управления тылом выработались основные документы по управлению, но унификация этих документов отсутствовала. Однако сведение под одно начало снабженческих, медицинских и транспортных структур позволило в период стратегических операций на Сталинградском направлении управлять сложным процессом тылового обеспечения войск.
Исследование организационной структуры тыла Красной Армии в Сталинградской битве позволило выявить ряд закономерностей. Они заключаются в следующем: во-первых, решение задач своевременного и бесперебойного тылового обеспечения войск требовало от органов государственной власти и военного управления постоянного совершенствования и оптимизации организационной структуры тыла частей и учреждений; во-вторых, изменение характера ведения боевых действий и постепенный рост экономических возможностей страны пре-
допределили дальнейшую перестройку организационной структуры тыла Красной Армии; в-третьих, увеличение объема работы тыла потребовало дополнительного формирования новых тыловых частей и учреждений.
Таким образом, Сталинградская битва стала одним из важных этапов деятельности органов государственной власти и военного управления по дальнейшему развитию и совершенствованию системы тылового обеспечения тыла Красной Армии.
* * *
1. Военно-исторический журнал. 1961. № 6.
2. Военно-исторический журнал. 1984. № 6.
3. Военные сообщения в Сталинградской операции. М.: Воениздат, 1948.
4. Развитие тыла Советских Вооруженных Сил 1918 - 1988. М.: Воениздат, 1989.
5. Тыл Советской Армии. М.: Воениздат, 1968.