Научная статья на тему 'Творчество в социально-культурной деятельности - источник выстраивания системы жизненных отношений личности'

Творчество в социально-культурной деятельности - источник выстраивания системы жизненных отношений личности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
906
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / CREATIVITY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / ИСТОЧНИК ВЫСТРАИВАНИЯ / THE SOURCE OF ALIGNMENT / СИСТЕМА ЖИЗНЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / THE SYSTEM LIFE RELATIONSHIPS / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жаркова Алена Анатольевна

В статье рассматривается творчество в социально-культурной деятельности как источник выстраивания системы жизненных отншений личности. Автор считает, что творчество в социально-культурной деятельности это целостная система целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в человеческой практике при сохранении динамического единства старого, современного и нового. Творчество в социально-культурной деятельности призвано функционировать на основе строгого соблюдения принципов, важнейшим из которых является целостность. Автор приходит к выводу, что особенностью социально-культурной деятельности является и то, что ее функционирование определяется не только состоянием и воздействием внешней среды, но и собственными целями, что предполагает преобразование последней, подчинение внешней среды требованиям эффективного воздействия субъекта, в том числе через реструктуризацию социально-культурного пространственно-временного континуума и модификацию подсистем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVITY IN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES - SOURCE BUILD SYSTEM LIFE RELATIONSHIPS PERSONALITY

The article discusses creativity in socio-cultural activities as a source of building a system of individual life relationships. The author believes that creativity in social and cultural activities is a holistic system of focused training, the introduction of integrated and comprehensive development of innovations in human practice, while maintaining the dynamic unity of old, modern and new. Creativity in social and cultural activities designed to operate on the basis of strict observance of the principles, the most important of which is integrity. The author concludes that the social and cultural activities is the fact that its operation is determined not only by the state, and the influence of the external environment, but, and own goals, which involves the conversion of the latter, the subordination of the external environment demands effective impact of the subject, including through restructuring of the socio-cultural space-time continuum and modification of management subsystems.

Текст научной работы на тему «Творчество в социально-культурной деятельности - источник выстраивания системы жизненных отношений личности»

^ Социально-культурная деятельность

ворчество в социально-культурном деятельности — источник выстраивания системы жизненных отношений личности

УДК 379.8 А. А.Жаркова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается творчество в социально-культурной деятельности как источник выстраивания системы жизненных отншений личности. Автор считает, что творчество в социально-культурной деятельности — это целостная система целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в человеческой практике при сохранении динамического единства старого, современного и нового. Творчество в социально-культурной деятельности призвано функционировать на основе строгого соблюдения принципов, важнейшим из которых является целостность. Автор приходит к выводу, что особенностью социально-культурной деятельности является и то, что ее функционирование определяется не только состоянием и воздействием внешней среды, но и собственными целями, что предполагает преобразование последней, подчинение внешней среды требованиям эффективного воздействия субъекта, в том числе через реструктуризацию социально-культурного пространственно-временного континуума и модификацию подсистем управления.

Ключевые слова: творчество, социально-культурная деятельность, источник выстраивания, система жизненных отношений, личность.

А. A. Zharkova

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

CREATIVITY IN SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES — SOURCE BUILD SYSTEM LIFE RELATIONSHIPS PERSONALITY

The article discusses creativity in socio-cultural activities as a source of building a system of individual life relationships. The author believes that creativity in social and cultural activities — is a holistic system of focused training, the introduction of integrated and comprehensive development of innovations in human practice, while maintaining the dynamic unity of old, modern and new. Creativity in social and cultural activities designed to operate on the basis of strict observance of the principles, the most important of which is integrity. The author concludes that the social and cultural activities is the fact that its operation is determined not only by the state, and the influence of the external environment, but, and own goals, which involves the conversion of the latter, the subordination of the external environment demands effective impact of the subject, including through restructuring of the socio-cultural space-time continuum and modification of management subsystems.

Keywords: creativity, social and cultural activities, the source of alignment, the system life relationships, personality.

ЖАРКОВА АЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА — доктор педагогических наук, доцент кафедры культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

ZHARKOVA ALENA ANATOL'EVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of cultural and leisure activities, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail:kdd007@bk.ru © Жаркова А. А.,2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

ф

Творчество как составляющая любого вида деятельности является продуктом своего времени, в определенных социально-исторических условиях. Анализ развития социально-культурной деятельности показывает, что история не растворяется в «самосознании», а оказывается включенной в более широкую систему отношений и взаимоотношений с миром. При этом Л. С. Рубинштейн подчеркивал, что целостное отношение человека к окружающему миру представлено в эмоции «Чувство человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания» [3].

Поэтому процесс формирования общественного сознания — сложный, базирующийся на освоении исторического опыта, который на до твор че ски ос мыс лить и реа ли зовать в практику, на основе соответствующей словесной конструкции, художественной формы. Творчество в социально-культурной деятельности составляет внутренний фокус сознания, его доминанту, выступает как своего рода прожектор, освещающий дорогу соз-на нию, как точ ка от сче та, от ко торой бе рет свое начало движение творческой фантазии. Главное, чего необходимо добиться в художественном мышлении: «смещения потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [2]. К достоинствам социально-культурной дея тельно сти от но сит ся то, что твор че-ская мысль вы сту пает в единст ве с чув ст вом, выражает себя посредством чувства и может быть выражена в какой-либо иной форме. Творческое мышление специалиста социально-культурной деятельности способно внешние фор мы жиз ни, об на жив пе ред чи тате лем, слушателем, зрителем то, что скрыто за этими формами, творчески выразить свою гражданскую позицию.

В выборе материала, направленности на-блюде ния, уме нии вер но опре де лить ори ен-тиры своего поиска определенным является объективность, которая зависит от глубины проникновения в жизнь самого творческого ак та, его об ще ст вен ной зна чи мо сти.

В современном техногенном мире главным движителем обновления производства становится личность как подлинный субъект

ин но ва цион ной дея тель но сти, а имен но его творческий потенциал. Развитие деятельной личности, подготовка высококвалифицированных специалистов с использованием новейших форм и методов профессионального образования становятся эффективным направлением инвестиций, а само профессиональное зна ние пре вра ща ет ся в под лин ное богатство. По некоторым данным, общая сумма информации на планете, начиная с 1990 года, удвоилась за 50 лет, к 1950 году она удваивалась каждые 15 лет, к 1970 году — каждые 7 лет, а с 2000 году и по настоящее время — еже год но.

Первоначально в эпоху индустриализации (в массовом потребительском обществе) предложение превышает спрос и формируется пассивный человек-потребитель. Актуализируется социальная задача формирования и развития культуры инновационной деятельности общест ва и лич ности.

Профессор А. Д. Жарков считает, что «творчество в рамках сложившейся системы социально-культурной деятельности создается на основе специальных систем ценностных ориентаций; формирование идеалов нравственных начал политической, эстетической ценностной ориентации начинается еще в семье на ранних стадиях становления личности. Семья формирует общественного человека, гражданина, определяет (в нем самом "изнутри") все его отношения к природе, обществу, к другим людям.

Эти общие ценностные ориентиры выполняют функцию непосредственных "двигателей" деятельности личности в творчестве, где объектом является сама общественная жизнь, которая ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятель но сти, на раз ви тие по зна ватель ных сил и творческого потенциала личности» [1].

Творчество в социально-культурной деятельности — это целостная система знаний, уме ний и опы та це ле на прав лен ной под го тов-ки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в человеческой практики при сохранении динамического единства старого, современного и нового. Иными словами,

ф

ив

^ Социально-культурная деятельность

ф

это свободное творение нового при соблюдении одного из базовых системных принципов — принципа преемственности.

Личность как субъект подлинной социально-культурной деятельности преобразует окружающие его миры и самого себя таким образом, что эти миры и сама личность все более полно пронизываются собственно человеческим смыслом, гуманизируются, то есть обретают черты универсального феномена, способного сформировать отношения личности к миру, окружающей среде, друзьям, товарищам, самому себе. Эта мировоззренческая установка в понимании творчества социально-культурной деятельности является, на наш взгляд, ис точ ни ком вы страи ва ния сис темы жизненных отношений личности. Психологические представления в понимании сущности инновационной деятельности (прежде всего, в ее прикладных аспектах) позволяют раскрыть социально-культурную деятельность целостно и логически последовательно.

Теория социально-культурной деятельности — это наука о том, какими должны быть технологии создания новшеств (новых идей, отношений) и каковы те социально-культурные, организационные, психологические и иные предпосылки, которые обеспечивают повышение эффективности технологий.

В социально-культурной деятельности в качестве системного объекта рассматривается источник выстраивания системы жизненных отношений, она включает в себя материальные и ин тел лек ту аль ные ре сур сы лич но сти. Внешней средой для жизнеобеспечения личности является рынок, определяющий саму по требность и пара мет ры соз да вае мой сис-те мы жиз нен ных от но ше ний, то есть то, что принято обозначать как контур «обратной связи».

При этом следует иметь в виду, что речь идет имен но о со ци аль ных (в смыс ле ис кус-ственных) системах, то есть системах с более или менее жесткой детерминацией. Тем более что, согласно принципам синергетики, «лишь искусственное может быть детерминированным и обратимым», но ведь может и не быть таковым. Синергетика — это наука о самопроизвольных, самоорганизующихся, само-

управляющихся системах и процессах, которая рассматривает субъективное и случайное не как второстепенные, незначительные и побочные процессы, а как устойчивые в движении различных систем, в том числе системы жизнен ных от ношений лич ности.

Системообразующей категорией, интегрирую щей некое мно же ст во в це ло ст ную систему, является «новое», понимаемое как отношение (вещь, свойство), которое знаменует переход меры, определявшей качественную специфику («гештальт-качество») прежней системы. Поэтому взаимосвязанными элементами системы жизненных отношений могут быть лишь те, которые несут в себе это свойство (обеспечение перехода меры) как сущ но ст ное, а все иные эле мен ты могут лишь сосуществовать в ней.

Согласно базовому системному принципу, в систему жизненных отношений личности входят прежде всего те элементы, связи между которыми являются существенными для сис те мы, а так же бо лее ус той чи вы ми и взаимозависимыми, чем связи между этими элементами и внесистемными объектами. Такие элементы и обеспечивают целостность системы.

Систему жизненных отношений личности можно определить как открытую (получающую ре сур сы из вне) и дис крет ную (ее час ти не всегда жестко связаны между собой).

Творчество в социально-культурной деятельности призвано функционировать на основе строгого соблюдения принципов, в а яснейшим из которых является целостность. Для социально-культурной деятельности целостность — сущностная характеристика. Ее составными частями являются старое, современное и новое. Именно единство старого, современного и нового является первичным по от но ше нию к ка ж дому из этих эле мен тов и обеспечивает наиболее оптимальное развитие системы жизненных отношений.

Прин цип не сво ди мо сти свойств сис те мы к сумме составляющих ее элементов, применительно к инноватике, проявляется в нетожде-ст вен ности характеристик старого, современного и нового его доминантным характери-сти кам как це лого.

ф

ф

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^

Ф

Актуален в условиях рыночных отношений принцип синергичности, согласно которому однонаправленность действий элементов системы усиливает эффективность функционирования всей системы. Эффект синергии компонентов возникает при отлаженном взаимодействии системы с внешней средой и компонентов внутри системы социально-культурной деятельности. Этот принцип обусловливает необходимость поиска баланса це лей старого, совре мен ного и но вого в едином комплексе социально-культурной деятельности.

Принцип множественности, означающий, что позитивные и негативные эффекты функ-цио ни ро ва ния ком понен тов в сис те ме социально-культурной деятельности обладают свойством умножения, а не сложения.

Соблюдение вышеуказанных принципов социально-культурной деятельности предполагает, что ее оптимальная структура проявляет свои свойства только в процессе взаимодействия с внешней средой, ибо реагирует на воздействия внешней среды (в том числе, дис-функ цио наль ные для нее), раз ви вает ся под эти ми воздействия ми, но при этом сохраняет качественную определенность, обеспечивающую от но си тельную ус той чи вость и адап тив-ность всей системы.

Особенностью социально-культурной деятельно сти яв ляет ся и то, что ее функ цио ни-рование определяется не только состоянием и воздействием внешней среды, но и собственными целями, что предполагает преобразование последней, подчинение внешней среды требованиям эффективного воздействия субъекта, в том числе через реструктуризацию социально-культурного пространственно-временного континуума и модификацию под сис тем управ ле ния.

В широком историческом ракурсе творчество в социально-культурной деятельности следует рассматривать как источник выстраи-ва ния сис темы от ношений лич ности. Одним из главных источников выстраивания системы жизнен ных от ношений лич ности является историческая память, которая деградирует, поскольку прерывается связь между поколениями, возникает и расширяется маргина-

лизация, постепенно развертываются и иные де ст рук тив ные про цессы в об ще ст ве. С другой стороны, общество не может существовать, если его члены потеряли историческую па мять.

Следовательно, историческая память фиксируется в общесистемном принципе преемственности, является важнейшей предпосылкой развития социально-культурной деятельно сти. Свя зую щим зве ном в та ком ди на-мически изменяющемся мире, источником выстраивания системы жизненных отношений личности является творчество.

В социально-культурной деятельности творчество выступает как механизм, которой провоцирует процессы, ко торые мож но обо-зна чить как от тор же ние старого, мо би ли за-цию современного и экспансию нового.

Однако в каждом конкретном случае творчество в социально-культурной деятельности, связанное с необходимым отрицанием прежних норм и правил, начинается с проявления оригинальности, отхода от общепринятых традиций.

Здесь основным является вопрос о принятой в дан ном общест ве сис теме кри терий творчества, которые не дают распространяться од ним ин но ва ци ям, а дру гим по зволя ют прорываться. «Важнейшим критерием отбора являются объективные потребности общественного развития и, соответственно, объективно выраженные интересы большинства членов общества через интердепендецию».

Творчество в социально-культурной деятельности определяется состоянием климата общества, то есть творческой атмосферой, при ко торой ба зовые соци альные ин сти ту ты (экономические, политические, культурно-духовные) и общественное сознание характеризуются высокой позитивной восприимчивостью к инновационным изменениям.

Инновационный климат общества зависит и от характера отношения к нововведениям со стороны социальных групп и поколений, а также от самой культуры взаимоотношений ме ж ду ни ми.

Поэтому творческую социально-культурную дея тельность общества мож но оцени вать как источ ник выстраи ва ния сис темы жиз-

Ф

ф

ф

^ Социально-культурная деятельность

Ф

ненных отношений личности по той роли, которую она играет в обеспечении связи между старшими или младшими поколениями, то есть «отцами» или «детьми».

Творчество в социально-культурной деятельно сти ока зы вает ся тем бо лее ус пеш ной, чем выше потребность в нем у конкретной лич но сти. По по воду сущ но сти этой по треб-ности имеются различные точки зрения. Потребность в но вом есть сущ но ст ная характеристика «социального человека».

Внесистемная детерминация и творческий импульс, редуцируемый системным подходом, пред пола гает на ли чие свое образных про то ин сти ту ций (нор ма тив ных ниш), обес-печи вающих жизнен ное внутрисис тем ное пространство для инновативного меньшинства, а именно для личности.

Вместе с тем всякая подлинно творческая деятельность довольно часто сопровождается определенными сомнениями и даже риском. Реальность такова, что можно всю жизнь быть хорошим ученым, актером

или инженером и не сделать ни одного значимого открытия, не сыграть ни одной выдающейся роли, не создать интересного технического изобретения, но при этом испы-ты вать не ме нее ре аль ное ис крен нее морально-психологическое удовлетворение от своей дея тельности.

Творческая го товность сознания лич ности во мно гом за висит от того, ка кие эмо циональ-ные и моти ва цион ные со стоя ния та или иная про блем ная си туа ция вы зы вает у нее со стояния (активизма, индифферентности, страха), как источники выстраивания системы жизнен ных от ношений лич ности, а повы ше-ние мотивации (как и ситуация избыточного психологического комфорта) приводит к повышению инновационной активности (креативности) лишь до какого-то предела. Это наблюдение используют для обоснования недетерминистского характера креативности в социально-культурной деятельности как источника выстраивания системы жизненных от ношений лич ности.

Примечания

1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, 1977.

3. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты : в 2-х томах. Москва, 1998. Т. II.

#

ричины детской агрессии и особенности семейного воспитания

УДК 159.92:371.21 А. А. Ласкин

Высшая школа Социально-Управленческого Консалтинга (Институт)

В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном и школьном воспитании детей и подростков, профилактика и преодоление детской агрессии в окружающем социуме, преодоление инертности в воспитании детей из полных и неполных семей, эффективность взаимодействия семьи и образовательных учреждений и учреждений культуры. Показаны отличия в организации и проведении воспитательного взаимодействия педагогов и родителей, их взаимодействие, психологическая поддержка и влияние по предупреждению детской агрессии.

Ключевые слова: семейное воспитание, оценка поведения ребёнка, развитие личности ребёнка, неблагополучная семья, социальный и личностный подход, эффективность детского развития, семейный и социальный аспект, педагогическое взаимодействие, социальная поддержка семьи, детская агрессивность, проявление агрессии в семьях.

ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Высшей Школы Социально-Управленческого Консалтинга (Институт)

LASKIN ALEKSANDR ANATOL'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Higher School of Social and Managerial Consulting (Institute)

e-mail: al.laskin @yandex.ru © Ласкин А. А., 2014

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.