^ Социально-культурная деятельность
ф
ненных отношении личности по той роли, которую она играет в обеспечении связи между старшими или младшими поколениями, то есть «отцами» или «детьми».
Творчество в социально-культурной деятельности оказывается тем более успешной, чем выше потребность в нем у конкретной личности. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения. Потребность в но вом есть сущ но ст ная характеристика «социального человека».
Внесистемная детерминация и творческий импульс, редуцируемый системным подходом, пред пола гает на ли чие свое образных протоинституций (нормативных ниш), обес-печи вающих жизнен ное внутрисис тем ное пространство для инновативного меньшинства, а именно для личности.
Вместе с тем всякая подлинно творческая деятельность довольно часто сопровождается определенными сомнениями и даже риском. Реальность такова, что можно всю жизнь быть хорошим ученым, актером
или инженером и не сделать ни одного значимого открытия, не сыграть ни одной выдающейся роли, не создать интересного технического изобретения, но при этом испы-ты вать не ме нее ре аль ное ис крен нее морально-психологическое удовлетворение от своей дея тельности.
Творческая готовность сознания личности во мно гом за висит от того, ка кие эмо циональ-ные и моти ва цион ные со стоя ния та или иная про блем ная си туа ция вы зы вает у нее со стояния (активизма, индифферентности, страха), как источники выстраивания системы жизнен ных от ношений лич ности, а повы ше-ние мотивации (как и ситуация избыточного психологического комфорта) приводит к повышению инновационной активности (креативности) лишь до какого-то предела. Это наблюдение используют для обоснования недетерминистского характера креативности в социально-культурной деятельности как источника выстраивания системы жизненных от ношений лич ности.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва : МГУКИ, 2012.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Москва, 1977.
3. Рубинштейн С. Л. Эмоции // Психология эмоций. Тексты : в 2-х томах. Москва, 1998. Т. II.
#
ричины детской агрессии и особенности семейного воспитания
УДК 159.92:371.21 А. А. Ласкин
Высшая школа Социально-Управленческого Консалтинга (Институт)
В статье рассматриваются педагогические, социальные, психологические и практические формы взаимодействия в семейном и школьном воспитании детей и подростков, профилактика и преодоление детской агрессии в окружающем социуме, преодоление инертности в воспитании детей из полных и неполных семей, эффективность взаимодействия семьи и образовательных учреждений и учреждений культуры. Показаны отличия в организации и проведении воспитательного взаимодействия педагогов и родителей, их взаимодействие, психологическая поддержка и влияние по предупреждению детской агрессии.
Ключевые слова: семейное воспитание, оценка поведения ребёнка, развитие личности ребёнка, неблагополучная семья, социальный и личностный подход, эффективность детского развития, семейный и социальный аспект, педагогическое взаимодействие, социальная поддержка семьи, детская агрессивность, проявление агрессии в семьях.
ЛАСКИН АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ — доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Высшей Школы Социально-Управленческого Консалтинга (Институт)
LASKIN ALEKSANDR ANATOL'EVICH — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of Department of Pedagogy and Psychology, Higher School of Social and Managerial Consulting (Institute)
e-mail: al.laskin @yandex.ru © Ласкин А. А., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
A. A. Laskin
Higher School of Social and Managerial Consulting (Institute), Pavla Korchagina str., 7A/21, Moscow, Russian Federation
CAUSES OF CHILDHOOD AGGRESSION AND FEATURES OF FAMILY EDUCATION
The article discusses the pedagogical, social, psychological and practical forms of interaction in the family and school education of children and adolescents, prevention and combating children's aggression in the surrounding society, overcoming inertia in the education of children from complete and incomplete families, the effectiveness of relationships between families and educational institutions and cultural institutions. Shows the differences in organization and conducting of educational interaction between teachers and parents, their interaction, psychological support and influence the prevention of child aggression .
Keywords: family education, assessment of the child's behavior, development of the child's personality, dysfunctional family, social and personal approach, the effectiveness ofthe childhood development, family and social aspects, pedagogical interaction, social support for families, children aggression, aggression in families.
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость её влияния на личность ребёнка, её сложность, многогранность и проблем-ность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной лите-рату ре.
Семья — ячейка социальной структуры общества, выступающая регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к детям, дочь и сын по отношению к своим родителям.
По составу семьи, количеству родителей выделяют полные и неполные семьи. Полная семья — это семья, в состав которой входят два родителя. Полная семья считается наиболее благоприятной для развития ребёнка, так как в ней он получает представления о поло-ролевом поведении, имеет возможность видеть особенности супружеских отношений, подвержен рациональному влиянию отца и эмоциональному влиянию матери. Однако стоит отметить, что для полной семьи характер ны две ве ду щие ли нии от но ше ний — супружеские и дет ско-роди тель ские.
Высокий уровень агрессии у детей является на стора жи ваю щим фак тором, так как негативно влияет на взаимоотношения с роди-
телями и сверстниками, на индивидуальное раз ви тие, ус пеш ность его буду щей се мей ной и общественной жизни. Большая часть жизни человека, как социального существа, проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задаёт вопрос о положительном или от ри цательном пове де нии сво их членов. Анализ детской агрессии в России показывает общий рост агрессивных проявлений, как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.
Агрессивность, являясь индивидуально-личностной характеристикой,воздействует на качество социальной жизни и жизнь каждого человека. Этим обусловлены внимание и интерес педагогов и психологов к проблемам агрессивности в последние десятилетия. Ак ту альность изу че ния аг рес сив но сти продол жает возрас тать. В научно-ме тоди ческой зарубежной и отечественной литературе нет чёткого определения понятия «детская агрессивность». Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребёнка, при ко тором он си лой стре мит ся полу чить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Иногда агрессивное поведение ре бён ка может вы ра жать ся в стрем ле нии намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль посредством слов.
Детские агрессивные действия можно наблюдать с самого ран него возрас та. Вспышки злости могут проявляться уже на первом
^ Социально-культурная деятельность
ф
году жизни, когда ребёнок находится в ситуации фрустрации из-за каких-либо неудач: например, ребёнок не может дотянуться до иг руш ки. В дан ном воз рас те, как ут вер жда-ют учёные, злость ещё не настоящая, так как в ней отсутствует её важнейший компонент — намерение причинить ущерб. Как таковые агрессивные действия ребёнка носят импульсивный бесцельный характер. Основные формы, ко торые про яв ля ют ся в этот период, — это вспышки гнева (крик, кусание, брыкание). Особенности агрессивного поведения ребёнка та ковы, что, затра ги вая эмо циональную сферу лич ности, они способст вуют усугублению морального диссонанса и дискомфорта в общении со сверстниками, формированию стрессового и депрессивного состояний.
Существует мнение, согласно которому одной из при чин аг рес сив ного пове де ния яв ля-ются недостатки воспитания в семье. Родительская семья, как первичная ячейка общества, в первую очередь влияет на ребёнка, на его восприятие окружающего мира. Поэтому можно предположить существенное влияние семьи, особенностей отношений в ней, характера воспи тательного воздейст вия на развитие личности ребёнка, особенности его поведения. Деструктивные установки и мотивы обуславливают стили родительского отношения и по ве дения, ко торые могут ока зать не гатив ное влия ние на раз ви тие лич но сти ре бён ка Наибольшее число проявлений агрессивности и нарушений процесса социализации происходит у детей из неблагополучных (дезадаптированных, дисфункциональных) семей, в том чис ле непол ных, где дети ли шены од ного из роди те лей или обде ле ны забо той и вни манием со стороны родителей. Вышеуказанные обстоятельства в сочетании с ошибками, которые допускают матери в воспитании детей в неполной семье, могут привести не только к нарушениям психического развития ребёнка, но и к личностной деформации в целом. Исследования, проведённые в семьях, свидетельствуют, что в силу названных причин для де тей из непол ных се мей, по срав не нию со сверстниками из полных семей, характерны более низ кая школьная ус пе вае мость, склонность к невротическим нарушениям, противо-
правному поведению и поступкам, проявления инфантильности, негативное отношение к родителям, нарушение поло-ролевого поведения, тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивая, заниженная самооценка с актуальной потребностью в её повышении, неадекватная требовательность к матери и вы со кое же ла ние из ме нить её жиз нен ное поведение, активный поиск «значимого и авторитетного взрослого».
Оп ре де лив и подтвердив экс пери мен таль-но, ка кие ти пы се мей ного вос пи та ния вы зы-ва ют те или иные аг рес сив ные тен ден ции у де тей, мож но пре дот вратить раз лич ные конфликтные ситуации в школьных и родитель-ско-детских отношениях и скорректировать пове де ние с обеих сторон.
Выявляя причины возникновения детской агрессивности в зависимости от состава семьи и методов воспитания, мы предполагаем, что:
1) агрессивность выше у дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях;
2) отвержение ребёнка, стремление избегать взаи модейст вия с ре бён ком, ги поопека, жестокость обуславливают более высокую тревожность и агрессивность поведения у дошкольников.
Проблема агрессии и агрессивности у детей и подростков — одна из важнейших в педагогической и психологической науках. В современных научных исследованиях вводится различие понятий «агрессия» и «агрессивность». Нами агрессия понимается как «любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения», а агрессивность рассматривается как си но ним про яв ле ния аг рес сии, то есть — как склонность личности действовать враждебно и агрессивно. Особое внимание к агрессии вы зва но её соци аль ной зна чи мо стью.
Прежде всего, детскую и подростковую агрессию следует рассматривать как явление социальное, а именно — как форму поведения, усвоенного в процессе научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть дос тиг нуто только при обращении присталь-
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
ного внимания:
1) на пути усвоения агрессивной модели поведения сверстников в школе и дома;
2) на факторы, которые спроецировали её проявление;
3) на условия, которые способствовали закреплению агрессивного поведения подростков.
Агрессивные реакции среди детей усваиваются и поддерживаются путём непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Теории этого направления гораздо более оптимистично от-но сят ся к воз мож но сти пре дот вра ще ния агрессии или взятия её под контроль Развитие аг рес сив но сти про ис хо дит в дет ском и под ростковом возрасте, как результат недостаточного вос пи та ния или как сим птом пси хи че-ского заболевания. Нарушения эмоциональных взаимоотношений в родительской семье или учеб ном за ве де нии могут при вес ти к формированию агрессивной индивидуальности ребёнка, так как они деформируют личность, препятствуют формированию одних её сторон, подчиняют себе другие. Появляется тревожность, как непреходящее свойство лично сти, и от сю да ожи да ние аг рес сии и го тов-ность сопротивляться ей, нанося упреждающие удары.
Аг рес сивность, как лич но ст ная осо бен-ность ре бён ка, влияет на его пове де ние, оп ре-де ляя при этом си туа тив ные или ус той чи вые личностные качества проявления агрессивного пове де ния сре ди де тей.
Под детской агрессивностью подразумевает ся та кое со стоя ние ре бён ка, при ко тором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на неприятности. Агрессивное поведение ребёнка выражается в стремлении намеренно причинить вред другому, обидеть, ударить, причинить боль по сред ст вом слов или дру гих аг рес сив-ных дей ст вий.
С возрастом характер разрушительных дейст вий ме няет ся и может приобре сти це ле-направленный характер. До пятилетия лет ребенок еще не осознает, что окружающие чувствуют боль, так же как и он. При этом очень
важным моментом является проявление агрессивности в игровых формах. Дети изображают в своих играх «плохих» героев, милиционеров, преследующих грабителей, великанов. По мне нию пе да гогов и пси хо логов, такие игры позволяют ребенку выпустить свой гнев наружу, контролировать свои чувства, согласовывать их с правилами окружающего мира.
С возрастом постепенно расширяется количество социальных контактов ребёнка. Одновременно ребёнок начинает сталкиваться с увеличением количества запретов, требо-ва ний со сторо ны взрос лых, что при водит к формированию у детей депривации — ребёнок начинает испытывать ограничение возможности удовлетворения своих потребностей и вос при ни ма ет это как от вер же ние со стороны родителей. Если возникающий конфликт не разрешается, то у ребёнка появляются агрессивные действия.
Половые различия степени агрессивности начина ют проявляться на втором году жизни. Установлено, что мальчикам свойственны прямые формы физической агрессивности. У девочек агрессивность чаще проявляется в форме демонстративности, эгоцентричности и носит отсроченный, опосредованный характер. Функция пола в проявлении агрессивности име ет ди на ми че ский харак тер и до кон ца не изучена. Известно, что мальчики чаще прибегают к открытой агрессии, защищая себя, а де воч ки бо лее склон ны к при ня тию ви ны и самообвинениям
Проявлению агрессивности у детей способствуют негативные свойства личности ребёнка: сни жение са мо оцен ки и чув ст ви тельно сти к давлению со стороны взрослых. Только, более активные дети используют агрессивность для са мо за щи ты, а у бо лее сла бых де тей — наблюдается проявление тревожности.
В детском и подростковом возрасте наиболее распространёнными формами проявления агрессии являются:
• упрямство;
• драч ли вость;
• присту пы гнева, яро сти, не годова ния;
• желание обидеть, унизить, оскорбить; власт ность;
Ф
ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
• не уме ние по нять ин те ре сы дру гого;
• разрушительные действия.
Моделями агрессивного поведения могут
стать дру гие взрос лые: роди те ли, дру гие люди и свер ст ни ки.
Некоторые учёные рассматривают агрессию как один из механизмов защиты Я. В со-от вет ст вии с этим счи та ет ся, что аг рес сия есть про яв ле ние тре воги и стра ха, ко торые ис пы ты вает Я в от но ше нии как про шлых, так и предполагаемых событий. Агрессия является следствием реальной или минимальной уг-ро зы для Я ре бён ка. При бе гая к аг рес сии, ребёнок пытается совладать с испытываемой им тре вогой в под ро ст ко вом воз рас те.
Приобрете ние зна ний и чув ст ва дове рия под го тав ли вает поч ву для дос ти же ния определённой автономии и самоконтроля подростка, избегания чувств стыда, сомнение и унижения. Поэтому агрессия в детском возрасте является приобретённым, социально обусловленным поведением, предсказуемо и контролируется окружением. Формирование аг рессии под ро ст ков про ис хо дит вследст вие:
1) подкрепления агрессивного поведения со стороны других людей;
2) научения посредством наблюдения за сверстниками;
3) самоподкрепления.
Ис сле до ва ние влия ния вос пи та ния и се мей-ных отношений на становление агрессивного поведения детей показало, что существует прямая взаимосвязь между наказаниями, выговорами, отсутствием поощрений, с одной стороны, и родительскими установками на неприятие ребёнка в целом — с другой. Строгие и физические наказания оказывают негатив ные по следст вия на раз ви тие лич но сти ребёнка и его успеваемости в школе. Во-первых, наказывая, родители показывают пример агрессивного поведения, который может усваивать ся деть ми как спо соб воз дей ст вия на других, как про яв ле ние си лы и вла сти, осо бен но по отношению к тем, кто слабее. Во-вторых, наказание создаёт предпосылки для формирования отчуждения, негативного к ним отношение. Ребёнок замыкается в себе, становится невосприимчивым, занимает позицию внутреннего, молчаливого сопротивления.
В-третьих, слишком суровое наказание может приводить к тому, что ребёнок может забыть, за что его на ка за ли, тя жё лые пе ре жи-вания заслонят причины, оставив лишь тяжёлый осадок по поводу самого переживания. Наказание может быть эффективным лишь тогда, когда будут понятны причины его негативных поступков.
Агрессия ребёнка может являться реакцией на развод родителей. При этом способы реа ги рова ния на си туа цию раз лич ны, в зависимости от пола и возраста ребёнка. У дошкольников агрессия незрелая и носит иногда беспричинный характер. В школьном возрасте мальчики отличаются повышенной агрессией по отношению к сверстникам. Распад се мьи в школь ном воз рас те при водит к рос ту враждебности, мальчики, воспитывающиеся без отцов, отличаются асоциальным поведением, неподчинением взрослым. Отмечается, что кон флик ты роди те лей до и по сле раз вода, их раздельное проживание, повторный брак супругов, плохие взаимоотношения одного родителя с ребёнком так же вызывают негативные переживания, усугубляя трудности в поведении ребёнка. Агрессивные проявления ре бён ка могут вы сту пать, как рев ность по от-но ше нию к дру гим чле нам се мьи, ча ще всего к братьям и сёстрами. В основе такой агрессии ле жит стрем ле ние полу чить вни ма ние родителей, соперничество за любовь взрослых. Среди особенностей семейного воспитания выделяются следующие: недостаток тепла и ласки со стороны родителей, снисходительное от но ше ние к аг рес сии, без раз лич ное от-но ше ние к учё бе де тей. В пол ной се мье ме ж ду линиями взаимоотношений: супружескими и детско-родительскими, существуют связи, которые оказывают влияние друг на друга. От характера и состояния супружеских отношений за ви сят вос пи тательные воз мож но сти семьи. Поэтому полная семья будет иметь высокий воспитательный потенциал, если существует гар мония в от ноше ни ях как суп ру гов между собой, так и супругов с детьми.
Полная семья не гарантирует успеха воспи-та ния ре бён ка, а лишь соз даёт пред по сыл ки для ус пеш ного фор ми ро ва ния его лич но сти. Не пол ная се мья, по срав не нию с пол ной, яв-
Ф
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ляется наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ограниченные вос-пи тательные воз мож но сти не полной се мьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребёнка в неполной семье, которая целиком падает на пле чи жен щи ны, — это, пре ж де все го забо та о создании необходимых материально-бытовых ус ло вий жиз ни. При этом за ме че но, что в случае распада брачной связи сохранение и далее повышение для ребёнка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берётся за более трудную работу, на хо дя до пол ни тельный при ра бо ток и т.д. Поэтому вполне естест вен но, что цен ност-
ные ориентации матереи-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, ведение домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребёнку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребёнку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без при смот ра, то есть матери альные и вре мен-ные про бле мы её жиз не дея тельно сти не ред ко оборачи вают ся про бле мой безнад зорности детей с вытекающими отсюда последствиями.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва, 2012. 136 с.
2. Ласкин А. А., Подвойский В. П. Психотехнологии профессиональной деформации : монография. Москва : Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2009. 83 с.
$ Ф
к ультуротворческие формы организации молодежного досуга
УДК 379.8.09
Н. В. Шарковская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье представлена краткая характеристика культурной ситуации в современном обществе. Обосновывается значимость рассмотрения сущностных основ культуротворческих форм организации молодежного досуга. Утверждается, что их выбор основан на витальном и культурном опыте молодежи, а также на личностных установках конструктивного проведения досуга. Культуротворческие формы организации молодежного досуга рассматриваются не только в традиционных сферах-направлениях любительской и профессиональной социально-культурной деятельности, но и в виртуальном пространстве Интернета. Выделяются такие распространенные и популярные среди молодежи формы, как виртуальные экскурсии — составная часть самообразовательного процесса через всемирную сеть Интернет, благотворительная деятельность, осуществляемая через добровольческие инициативы, молодежный культурно-познавательный туризм, тематические выставки самодеятельного творчества, интернет-конкурсы, досуговое общение в сети Интернет, коллекционирование и ряд других.
Ключевые слова: личность, методология и теория социально-культурной деятельности, творчество, молодежный досуг, Интернет, самообразование.
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
124
SHARKOVSKAIA NATALIIA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Шарковская Н. В., 2014
#