УДК 159.9.072 Б01 10.17238/188п1998-5320.2017.30.108
Л. А. Соломина, Омская гуманитарная академия
ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются особенности и структура родительских отношений, анализируются эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты и их влияние на формирование личностных качеств ребенка. Уточняется представление о стиле семейного воспитания, различиях в воспитательных стратегиях отцов и матерей, классификации типов неправильного воспитания и взаимосвязь их с формированием индивидуальных характерологических особенностей ребёнка в рамках нормального или отклоняющего поведения.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, стиль семейного воспитания, отклоняющееся поведение, агрессия, семья.
Введение. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии ребёнка обусловлено, с одной стороны, тем, что они являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. С другой стороны, в них как бы фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение всё богатство общественных отношений, а стало быть, создаётся возможность раннего включения ребёнка в их систему.
Именно в лоне семьи ребёнок проходит первичную социализацию, на примере взаимоотношений между членами семьи он учится взаимодействовать с другими людьми, обучается поведению и формам отношений, которые сохранятся у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями или сёстрами - вот факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребёнка в семье и вне её, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы. Итак, семья имеет центральное значение для психологического развития ребёнка.
Анализ развития теории. Обсуждая вопрос о детерминации развития личности ребёнка се-мейно-обусловленными факторами, необходимо развести понятия дисфункциональной («неблагополучной») и функциональной («здоровой») семьи. Понятно, что качество влияния на развивающегося индивида в этих семейных структурах будет различно. В первом случае очевиден риск психическому здоровью и эмоциональному благополучию ребёнка, во втором случае с определённой степенью вероятности можно будет говорить о гармоническом развитии личности.
Общепризнанных критериев различения этих двух типов семейных структур нет. А. С. Спива-ковская отмечает, что в здоровой семейной структуре устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «мы», способности членами семьи самостоятельно решать противоречия и конфликты [11].
«Неблагополучная» семья - это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи (исключая крайние случаи девиантного поведения членов семьи). М. И. Буянов в качестве основного, хотя и не единственного, критерия выделения неблагополучной семьи предлагает считать дефекты воспитания. Он констатирует тот факт, что неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведёт к неблагополучию психического развития ребёнка [2].
В. Сатир считала, что все успехи и неудачи в воспитании нового человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями: это чувства и мысли человека по отношению к самому себе (самооценка); это способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями (способы коммуникации); это правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни (некоторая совокупность - семейная система); это методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами (социальные связи) [7].
Здесь мы подходим к понятию родительского отношения (родительской позиции) как детерминанте развития ребёнка. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Е. О. Смирнова, раскрывая специфику детско-родительских отношений,
считает, что они характеризуются: сильной эмоциональной зависимостью как для родителей, так и для ребёнка; имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребёнка (например, родитель должен, с одной стороны, уберечь ребёнка от опасности, а с другой стороны, дать ребёнку опыт самостоятельности во взаимодействиях с внешним миром); отношения меняются в зависимости от возраста ребёнка - отношения родителей и детей нужно рассматривать в контексте возраста [9].
Существует понятийный разнобой в определении феноменов семейных отношений. Семейное воспитание рассматривается в литературе как целенаправленная система воздействий родителей на ребёнка. Различные системы воздействий и способов обращения родителей с ребёнком обозначаются как «тип воспитания» (А. И. Захаров, Э. Г. Эйдемилллер), «тактика воспитания», «стиль воспитания». Непосредственно под родительским отношением обычно понимается система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка,его поступков [5].
Родительское отношение - это особый опыт общения, интегрирующий образы родителей и ребёнка и сочетающий в себе следующие черты: непрерывность по времени, возрастная изменяемость, баланс полярных позиций, потребность в заботе, ответственность и эмоциональная значимость.
Стиль семейного воспитания - это сочетание различных вариантов поведения родителей, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Под стилем семейного воспитания подразумевается отношение родителей к ребёнку, характер и контроль за его действиями, способ предъявления требований,формы поощрения и наказания.
Представление о ребёнке и отношение к нему являются внутренней основой типа воспитания, реализуемого через воспитательные воздействия и способы обращения с ребёнком. В связи с этим в литературе термины «родительское отношение» и «стиль семейного воспитания» часто используются как синонимы. Также близкими по значению являются понятия «родительской установки» и «родительской позиции».
На формирование родительского отношения оказывают влияние комплекс факторов. А. Я. Варга в качестве детерминант [родительских установок (стилей воспитания) выделяет следующие группы факторов: биологически обусловленные; репродуктивные; характерологические особенности родителей; социокультурные традиции [3].
Выделяют несколько линий исследования стилей семейного воспитания: изучается их структура, выделяются и описываются типы родительских отношений, рассматриваются взаимосвязи отдельных способов воздействия и стилей семейного воспитания в целом на психическое развитие ребёнка.
Отечественные авторы выделяют в структуре родительских отношений три составляющих: эмоциональную; когнитивную; поведенческую.
Эмоциональный компонент представляет собой совокупность переживаний, связанных с ребёнком. А. И. Захаров выделяет в этой составляющей три содержательных блока.
Первый блок - характеристики, отражающие особенности восприятия - распознавания эмоционального состояния партнёра, взаимодействие («чувствительность»). Как правило, любящие родители чутко подмечают изменения состояния ребёнка. Однако для полного понимания необходимо ещё и правильно оценивать причины, вызвавшие это эмоциональное состояние. Ещё одной характеристикой, отражающей общую родительскую чувствительность, является эмпатия.
Второй блок - характер реагирования родителей на то или иное состояние ребёнка (эмоциональное принятие). Эта характеристика обозначает целостное отношение к индивидуальным особенностям ребёнка. Степень эмоционального принятия матерью ребёнка проявляется в чувствах, возникающих у неё при взаимодействии. Безусловное принятие вызывает гамму положительных чувств: любовь, нежность, симпатия, гордость. Система взаимоотношений включает в себя и отношение к себе. Негативное отношение родителя к себе, так же как и негативное отношений к ребёнку, оказывает губительное воздействие.
Третий блок - поведенческие проявления, являющиеся интегративными характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия. Показателем целостного отношения к ребёнку является то, насколько родитель ориентируется на состояние ребёнка. Свидетельством эмоционального принятия является особенность контакта с ним: любовному отношению присуще стремление родителей к телесному контакту. Также уровень эмоционального принятия во многом определяет характер реагирования на ошибки и неудачи ребёнка. В качестве интегративной характеристики
особенностей эмоционального взаимодействия родителей с ребёнком выступает их способность воздействовать на его эмоциональное состояние [6].
Как оговаривалось, эмоциональный компонент при детско-родительском взаимодействии является чрезвычайно значимым и, вследствие этого, существенно влияет на ход психического развития ребёнка.
Когнитивный компонент родительского отношения понимается как представление родителя о характере, потребностях, интересах, ценностях своего ребёнка. Такое представление может быть адекватным и неадекватным. Адекватное представление о ребёнке - это наиболее полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребёнка, его увлечений, склонностей, учёт индивидуального своеобразия ребёнка.
Неадекватное представление о ребенке неоднородно. Ребёнку могут приписывать болезненность, недооценивать его психофизические данные (инвалидизация), навязывать ребёнку роль «маленького», представление об его беспомощности, зависимости, невозможности существования без родителей (инфантилизация); приписывать ребёнку социальную малоуспешность, занижать статус ребёнка среди сверстников, представлять как социально опасного, с порочными влечениями,с дурными наклонностями (социальная инвалидизация).
Поведенческий компонент родительского отношения - это манера обращения с ребёнком, формы и методы контроля. Поведенческие воздействия на ребёнка могут быть разной степени выраженности: от доминирования родителя до отсутствия воздействия - автономия ребёнка. Между крайними полюсами (доминирование - автономия) расположены кооперация родителя с ребёнком и потакание ребёнку.
А. И. Захаров выделяет следующие характеристики семейного воспитан™: интенсивность эмоциональных контактов; параметры контроля; последовательность - непоследовательность; аффективная устойчивость - аффективная неустойчивость; тревожность - не тревожность [6].
Зарубежными и отечественными психологами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий - формирования индивидуальных характерологических особенностей ребёнка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Убедительны и демонстративны наблюдения и исследования, посвящённые влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений. Крайним вариантом нарушенного родительского поведения является депривация.
Отсутствие родительской заботы возникает как естественный результат при разделённом проживании с ребёнком, но, кроме того, оно часто существует в виде скрытой депривации, когда ребёнок живет в семье, но мать (или отец) не ухаживает за ним, грубо обращается, эмоционально отвергает. Всё это сказывается на ребёнке в виде общих нарушении психического развития. Нередко эти нарушения необратимы.
Большинство исследователей семейного воспитания указывают на различия в особенностях воспитательных стратегий отцов и матерей. Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребёнка, провёл качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребёнку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: условность - безусловность, контролируемость - неконтролируемость. Материнская любовь безусловна - мать любит своего ребёнка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка, её нельзя заслужить (либо она есть, либо её нет). Отцовская любовь обусловлена - отец любит за то, что ребёнок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, её можно заслужить, но её можно и лишиться. При этом Э. Фромм отмечает, что «речь здесь идёт не о конкретном родителе, а о материнском и отцовском началах, которые в определённой степени представлены в личности матери или отца». Таким образом, Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость[12].
Разные стили обращения с ребёнком с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения. Ещё в 30-х гг. XX века были выделены четыре родительские установки и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Между поведением родителей и поведением детей прослеживается определённая зависимость: «принятие и любовь» порождают в ребёнке чувство безопасности и способствуют нормальному развитию личности, «явное отвержение» ведёт к агрессивности и эмоциональному недоразвитию (А. С. Спиваковская). Изучение детей с
аномалиями развития и делинквентным поведением также подтверждает решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребёнка, в том числе и аномальных. Достаточно продолжительное пагубное влияние среды в виде семейной дисгармонии и неправильного воспитания способствует развитию личности ребёнка по психопатическому или невротическому типу [11].
В отечественной клинической практике широко распространена классификация типов неправильного воспитания В. И. Гарбузова с соавторами. Здесь учёные выделяют три типа:
- воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) - неприятие индивидуальных особенностей ребёнка, попытки «улучшения», «коррекции» врождённого типа реагирования ребёнка, сочетающиеся с жёстким контролем, регламентацией всей жизни ребёнка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. Наряду с жёстким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребёнка, полны попустительством;
- воспитание по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребёнка, его социальном статусе среди товарищей и особенно в школе, ожидании успехов в учёбе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребёнка, однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные особенности и ограничения ребёнка;
- воспитание по типу В (эгоцентрическое) - «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» - культивирование внимания всех членов семьи на ребёнке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи [4].
Ю. Г. Демьянов дополняет эту классификацию добавлением стиля «непоследовательного и противоречивого воспитания». Это ситуация, когда каждый член семьи убеждён, что только он способен «правильно» воспитывать ребёнка. Дети вынуждены приспосабливаться к требованиям каждого [5].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что каждый исследователь строит типологию исходя из своих научных пристрастий: в качестве оснований для создания классификаций берутся эмоциональные компоненты воспитания, способы воздействия на ребёнка, формы контроля, родительские позиции и т. д. Употребление разной терминологии и отсутствие единого принципа построения классификаций затрудняют их сравнение. Вместе с тем, различные типологии имеют между собой много сходного (часто за разными названиями скрывается описание одной и той же психической реальности), в основном не противоречат, а дополняют друг друга (каждый исследователь делает акцент на одной из сторон взаимодействия родителя и ребёнка), что даёт возможность сопоставления определённого числа классификаций.
Рассмотрим влияние стиля воспитания на такую черту личности ребёнка как агрессивность. Агрессивность - склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и в последствии перерасти в устойчивую черту. В психологии различают инструментальную и враждебную агрессию. Инструментальная агрессия встречается довольно часто у детей и, если она не выходит за разумные пределы,играет даже положительную роль. Она выступает неотъемлемым элементом борьбы за свои права, за достижение желаемого результата.
Однако если ребёнок избирает исключительно агрессивную стратегию поведения, он в итоге оказывается в проигрыше, поскольку для успешно существования в мире людей важно не столько умение подавить другого человека, сколько наладить с ним конструктивное сотрудничество.
Изучение зависимости между стилем семейного воспитания и агрессивным поведением у детей сосредоточилось на характере и строгости наказаний и на контроле родителей поведения детей.
Учёными было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением.
Особо стоит остановиться на наказаниях: исследователи отмечают, что попытки свести агрессию на нет, или хотя бы контролировать её проявление с помощью суровых наказаний, фактически являются подкреплением и могут потворствовать агрессивному поведению. Проблема наказания и его роли в снижении уровня агрессивности является одной из самых противоречивых в области исследования агрессивного поведения человека. Использование физических наказаний как средства воспитания детей скрывает в себе ряд специфических опасностей.
Во-первых, родители, наказывающие детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. В-третьих, если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. И потому дети, изменившие своё поведение в результате столь сильного внешнего воздействия, скорее всего не будут придерживаться норм, которые им пытаются привить. То есть они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Наказание заставляет скрывать внешние проявления нежелательного поведения, но не устраняет его.
Хотя наказание и даёт порой нежелательные эффекты, тем не менее, порой оно может оказаться действенным средством модификации поведения. Исследователи-бихевиористы утверждают, что наказание может вызвать устойчивые изменения в поведении, если применяется в соответствии с определёнными принципами. Наказание должно быть напрямую связано с поведением ребёнка, с тем, чтобы акт наказания регулярно и с высокой вероятностью осуществлялся после совершения проступка. Временной разрыв между неприемлемым действием и наказанием должен быть минимален, так как наказание непосредственно после проступка предполагает большую важность запрета определённой модели поведения.
В связи со стилями семейного воспитания, А. Бандура отмечает, что у ребёнка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат ребёнка игнорировать их самих. Наказание окажется наиболее эффективным, если его будут применять последовательно, то есть за одно и то же нарушение всегда будет назначаться одна и та же санкция; нельзя один раз наказать за проступок, а в другой раз - проигнорировать подобное поведение. И, наконец, любое наказание требует разъяснения, оно должно занимать определённую нишу в системе эмоциональных отношений между родителями и ребёнком [1].
В исследованиях взаимосвязи семейного воспитания и асоциальной агрессии детей А. Бандурой и Р. Уолтерсом отмечается, что существенным условием развития агрессии является фрустрация, возникшая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания со стороны одного или обоих родителей. Также они выделяют несогласованность родительских требований как условие развития агрессии.
Однако стоит учитывать тот факт, что ребёнок не является пассивным объектом родительского воздействия. Можно говорить об обоюдном вкладе и родителя, и ребёнка в инициацию и поддержания стиля взаимодействия, результирующего в формировании поведения, характерологических особенностей и самосознания ребёнка (это утверждение не девальвирует положение о ведущей роли родителей в построении семейных отношений, а показывает «субъектность» позиции ребёнка).
В сложной системе детско-родительского взаимодействия закладывается не только основа отношений с другими людьми, но интегральные личностные структуры, такие как самооценка и самосознание. В исследованиях Е. Т. Соколовой и И. Г. Чесновой подтверждён вывод о том, что формирование самосознания и самооценки есть результат усвоения ребёнком определённых параметров отношения к нему родителей [10].
По способу, то есть по тому, как происходит «интериоризация» самосознания ребёнка, можно выделить несколько типов общения: прямое или косвенное (через поведение) внушение родителями образа или самоотношения; опосредованную детерминацию самоотношения ребёнка путём формирования у него стандартов выполнения тех или иных действий, формирования уровня притязаний; контроль за поведением ребёнка, в котором ребёнок усваивает параметры и способы самоконтроля; косвенное управление формированием самосознания путём вовлечения ребёнка в такое поведение, которое может повысить или понизить его самооценку, изменить его образ самого себя.
Образ «Я» и самооценка, внушаемые ребёнку, могут быть как положительными (ребенку внушается, что он ответственен, добр, умён, способен), так и отрицательными (груб, неумён, неспособен). Родительские мнения и оценки определяют самосознание ребёнка изнутри. Ребёнок либо соглашается с этим мнением (сознательно или неосознанно), либо начинает борьбу против него.
Вывод. Заключая, можно обобщить, что для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы ли они для родителей или нет, как они относятся к родителям. Детей учат любить прежде всего родители. Если ребёнок окружён постоянной любовью вне зависимости от того, какой он в данный момент, то такие проявления родительской любви вызывают ощущения ценности собственного «Я».
Учитывая факт сильного влияния социальной ситуации на характер взаимоотношений в семье и, соответственно, на стиль воспитания и развития ребёнка, можно предположить возрастание напряженности детско-родительского взаимодействия в современном мире. Не могут не оказывать влияния на характер детско-родительского взаимодействия такие социальные особенности современной семьи, как высокая степень профессиональной занятости женщин, в связи с чем число взрослых, которые могли бы взять на себя обязанности по воспитанию ребёнка падает; рост количества разводов, а следовательно, детей, воспитывающихся без отца; низкий материальный уровень семьи, хотя проблемы возникают и в обеспеченных семьях; высокая поглощённость родителей работой, приводящая к дефициту общения, а также насыщенность достижениями цивилизации, что тоже усугубляет изоляцию между поколениями.
Библиографический список
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
2. Буянов М. И. Ребёнок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.
3. Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2004. - № 1. - С. 25-36.
4. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. - СПб., 1994. -160 с.
5. Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилатики и психотерапии: Пособие для студентов психологических факультетов университетов. - СПб.: «Паритет», 1999. - 224 с.
6. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000 г. - 448 с.
7. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. - М.: ЭКСМО, 2002. - 320 с.
8. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. - 2-е изд. перераб. и доп. - Минск: Харвест, 2001. - 976 с.
9. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду. - 2003. № 4. - С. 102-108.
10. Соколова Е. Т., Чеснова И. Г. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Психологический журнал. - 1986. - № 2. - С. 110-117.
11. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья : в 2 т. - М.: ООО Апрель-Пресс; ЗАО Экс-мо-Пресс, 1999.
12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: Республика, 1994. - 447 с.
L. A. Solomina,
Сandidate of Pedagogical Sciences, Omsk humanitarian Аcademy, 2а, 4th Cheluskintsev st., Omsk, 644105, Russian Federation
OF THE FAMILY EDUCATION STYLE INFLUENCE ON THE CHILDREN'S AGGRESSIVE
BEHAVIOR
The article considers the features and structure of parental relations, analyzes emotional, cognitive, behavioral components and their influence on the formation of the child's personal characteristics. The notion of the family education style, the differences in the educational strategies of fathers and mothers, the classification of types of inappropriate education and their relationship to the formation of individual characteristics of the child within the framework of normal or deviant behavior are specified.
Keywords: child-parent relations, family education style, deviant behavior, aggression, family.
References
1. Bandura A., Walters R. Podrostkovaya agressiya. [Teenage aggression]. Moscow, April-Press: EKSMO-Press, 2000. 512 p.
2. Buyanov M. I. Rebenok iz neblagopoluchnoy sem'i. [A child from an unhappy family]. Moscow, Prosveshcheniye, 1988. 207 p.
3. Varga A. Ya., Khamitova I. Yu. The theory of family systems of Murray Bowen. Zhurnal prakticheskoy psikhologii i psikhoanaliza. 2004. no. 1. pp. 25-36.
4. Garbuzov V. I. Prakticheskaya psikhoterapiya, ili kak vernut' rebonku i podrostku uverennost' v sebe, istinnoye dostoinstvo i zdorov'ye [Practical psychotherapy, or how to return to the child and adolescent self-confidence, true dignity and health]. St. Petersburg, 1994. 160 p.
5. Dem'yanov YU. G. Osnovy psikhoprofilatiki i psikhoterapii: Posobiye dlya studentov psikhologicheskikh fakul'tetov universitetov [Fundamentals of psycho-profilactics and psychotherapy: A manual for students of psychological faculties of universities]. St. Petersburg, "Parity" Publ., 1999. 224 p.
6. Zakharov A. I. Nevrozy u detey i podrostkov. [Neuroses in children and adolescents]. Moscow, Izdatel'stvo EKSMO-Press, 2000. 448 p.
7. Satir V. Vy i vasha sem'ya. Rukovodstvo po lichnostnomu rostu. [You and your family. Guidelines for personal growth]. Moscow, EKSMO, 2002. 320 p.
8. Golovin S. Yu. Slovar' psikhologa-praktika [Practical Psychologist Dictionary ]. 2-ye izd. pererab. i dop. Minsk, Kharvest Publ., 2001. 976 p.
9. Smirnova E. O., Sokolova M. V. Dynamics of the parental relation in the ontogenesis of the child. Psikholog v detskom sadu. 2003. no. 4. P. 102-108.
10. Sokolova E. T., Chesnova I. G. Dependence of a teenager's self-esteem on his parents' attitude to him. Psikhologicheskiy zhurnal. 1986. no 2. pp. 110-117.
11. Spivakovskaya A.S. Psikhoterapiya: igra, detstvo, sem'ya [Psychotherapy: play, childhood, family]. in 2 vol. Moscow, OOO Aprel'-Press; ZAO Eksmo-Press, 1999.
12. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoy destruktivnosti. [Anatomy of human destructiveness] Moscow, Respublika, 1994. 447 p.
Поступила в редакцию 4.09.2017 © Л. А. Соломина, 2017
Автор статьи: Лина Александровна Соломина, кандидат педагогических наук, Омская гуманитарная академия, 644105, 4-я Челюскинцев, 2а.
Рецензенты:
Л. А. Демидова, доктор педагогических наук, профессор, Московский гуманитарно-экономический университет. Е. В. Лопанова, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики, психологии и социальной работы, Омская гуманитарная академия.