о подавляемом чувстве агрессивности. Хотя по наблюдениям Е.М. Коип [0] при абстинентных проявлениях, связанных с прекращением приема анаши, замечено усиление агрессивности на 3 - 7 день воздержания.
Также была проанализирована связь общего уровня депрессивных самооценок с наличием или отсутствием суицидальных мыслей. Условно оценки по депрессии ранжированы на две группы - первая с низким значением 9,3 ± 5,3 и высоким 24,2 ± 2,6 балла, где риск был высоким OR = 13,66 (ДИ 8,95-20,80; Р = 0,0001). Особого внимания требуют пациенты, которые одновременно в самооценочных тестах отмечают появление отвращения к себе - OR = 13,12 (ДИ 3,34 - 51,55; Р = 0,0001). Эндогенные заболевания (МДП) надо исключать при оценках по тесту Бека более 30 баллов.
Обсуждение результатов. Выяснилось, что проекция агрессивного реагирования «на себя» или на окружающих, меняется в зависимости от того, сочетается ли употребление, например, героина с алкоголем, анашой, а также приемом без медицинского назначения седативных и снотворных препаратов. Обращает внимание, что подавление абстинентных симптомов самостоятельным приемом опийными аддиктами снотворных препаратов оказывает негативное влияние. Одна из причин приема снотворных может быть связана с попыткой ухода от реальности. Может быть, поэтому таких людей привлекают всякого рода общины с жестким регламентом пребывания и наказаниями по всякому поводу? Можно согласиться с утверждением Ф. Александера [9],
Библиографический список
что враждебные, агрессивные, отчужденные импульсы вызывают чувство вины; что в свою очередь подавляет возможность человека утвердится в соревновании с другими. Невозможность самоутвердиться тормозит успешное соревнование с другими, парализует агрессивность и враждебность, которыми впоследствии будут также подавлены чувством вины. Таким путем создается замкнутый круг и это способствует поддержанию аддик-ции. В общем контексте у наркотических аддиктов предикторами аутоагрессивного поведения будут: длительность заболевания, снижение самооценки, сочетанный прием героина, каннабиои-дов, алкоголя, снотворных и седативных средств. Имеет значение и наследственная предрасположенность - алкогольная история их родителей.
В заключении необходимо еще раз подчеркнуть, что у наркотических аддиктов теряется временная чувствительность ответственности за свое здоровье и связанная с этим актуальность акцента (проявление инстинкта самосохранения) на опасные последствия приема любых психоактивных веществ. Выделяются три временных отрезка, где самый высокий риск летальных передозировок и аутоагресивного поведения, которое особенно заметно проявляется на первом - втором году развития наркотической зависимости. В последующем на формирование аутоагрессивности в большей степени будут влиять не только персонологические, личностные особенности, но и психосоматические последствия вызванные приемом психоактивных веществ.
1. Медведев А.С., Чухрова М.Г. Психолого-педагогические принципы профилактики и коррекции наркозависимого поведения. Минск: Ковчег, 2012.
2. Дресвянников В.Л., Пронин С.В., Чухрова М.Г. Выявление склонности к рисковому поведению с помощью анализа вариабельности сердечного ритма. Мир науки, культуры, образования. 2015; 6 [55]: 273 - 276.
3. Чирко В.В. Закономерности течения и исходов наркоманий и токсикоманий, начавшихся в молодом возрасте (в свете отдаленного катамнеза). Автореферат диссертации ... доктора медицинских наук. Москва, 2001.
4. Бохан Н.А. Научные основы первичной профилактики наркоманий. Актуальные вопросы пограничных и аффективных состояний. Томск - Барнаул, 1998: 33 - 35.
5. Опенко Т.Г. Системный анализ феномена самоубийства. Новосибирск: Издательство СО РАМН, 2008.
6. Berman M.E. The effects of diazepam on human self-aggressive behavior / M.E. Berman, G.D. Jones, M.S. McCloskey. Psychopharmacology (Berl). 2005 Feb; 178(1):100 - 106. Epub 2004 Aug 17.
7. Ben-Porath DD, Taylor Sp. The effects of diazepam (valium) and aggressive disposition on human aggression: an experimental investigation. Addict Behav. 2002 Mar-Apr;27(2):167 - 177.
8. Kouri E.M., Pope HG. Jr., Lukas S.E. Changes in aggressive behavior during withdrawal from long-term marijuana use. Psychopharmacology (Berl). 1999 Apr; 143 (3):302 - 308.
9. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и применение. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 2004.
References
1. Medvedev A.S., Chuhrova M.G. Psihologo-pedagogicheskie principy profilaktiki i korrekcii narkozavisimogo povedeniya. Minsk: Kovcheg, 2012.
2. Dresvyannikov V.L., Pronin S.V., Chuhrova M.G. Vyyavlenie sklonnosti k riskovomu povedeniyu s pomosch'yu analiza variabel'nosti serdechnogo ritma. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 [55]: 273 - 276.
3. Chirko V.V. Zakonomernosti techeniya i ishodov narkomanij i toksikomanij, nachavshihsya v molodom vozraste (v svete otdalennogo katamneza). Avtoreferat dissertacii ... doktora medicinskih nauk. Moskva, 2001.
4. Bohan N.A. Nauchnye osnovy pervichnoj profilaktiki narkomanij. Aktual'nye voprosy pogranichnyh i affektivnyh sostoyanij. Tomsk - Barnaul, 1998: 33 - 35.
5. Openko T.G. Sistemnyj analiz fenomena samoubijstva. Novosibirsk: Izdatel'stvo SO RAMN, 2008.
6. Berman M.E. The effects of diazepam on human self-aggressive behavior / M.E. Berman, G.D. Jones, M.S. McCloskey. Psychopharmacology (Berl). 2005 Feb; 178(1):100 - 106. Epub 2004 Aug 17.
7. Ben-Porath DD, Taylor Sp. The effects of diazepam (valium) and aggressive disposition on human aggression: an experimental investigation. Addict Behav. 2002 Mar-Apr;27(2):167 - 177.
8. Kouri E.M., Pope HG. Jr., Lukas S.E. Changes in aggressive behavior during withdrawal from long-term marijuana use. Psychopharmacology (Berl). 1999 Apr; 143 (3):302 - 308.
9. Aleksander F. Psihosomaticheskaya medicina. Principy iprimenenie. Moskva: Institut obschegumanitarnyh issledovanij, 2004.
Статья поступила в редакцию 07.06.16
УДК 316.61
Dunayeva N.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Nizhny Novgorod State Technical University (Nizhny Novgorod,
Russia), E-mail: [email protected]
ICDP PROGRAM AS A MEANS TO INCREASE PSYCHOLOGICAL COMPETENCE OF PARENTS. The article raises a problem of identification and introduction in practice of the productive programs, promoting an increase of psychological competence of parents, and as a result optimization of child-parent relations. The author conducts an analysis of views of researchers about the influence of nature of the child-parent interaction on a child's development. The work describes consequences of destructive influence of upbringing on various spheres of development of the identity of the child. The analysis of components of parental competence of questions of education of children reveals a difficult, multidimensional construct. Thus, on the basis of the analysis of research of productivity of application of the ICDP program the author shows that now it is the most effective program allowing to increase competence of parents in questions of development and education. The diagnostic complex presented by the author will allow to obtain reliable data at further research of influence of the program on parents and to estimate its efficiency on the Russian selection.
Key words: psychological competence of parents, competence components, quality of child-parent relationship, child development, International development program of the child (ICDP).
Н.И. Дунаева, канд. психол. наук, доц., каф. менеджмента, Нижегородский государственный технический университет, г. Нижний Новгород, Е-mail: [email protected]
ПРОГРАММА ^ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
В статье раскрывается проблема выявления и внедрения в практику результативных программ, способствующих повышению психологической компетентности родителей и как следствие, оптимизации детско-родительских отношений. В статье приведён анализ взглядов исследователей о влиянии характера детско-родительского взаимодействия на развитие ребёнка, а также рассмотрены последствия деструктивного воспитания на различные сферы развития личности ребёнка. Даётся анализ компонентов родительской компетентности в вопросах воспитания детей, которая рассматривается как сложный, многоаспектный конструкт. Таким образом, на основании анализа исследований результативности применения программы ICDP устанавливается, что в настоящее время она является наиболее эффективной программой, позволяющей повысить компетентность родителей в вопросах развития и воспитания. Представленный автором диагностический комплекс, позволит получить достоверные данные при дальнейшем исследовании влияния программы на родителей и оценить её эффективность на российской выборке.
Ключевые слова: психологическая компетентность родителей, компоненты компетентности, детско-родительские отношения, качество взаимоотношений родителей и ребёнка, развитие ребёнка, Международная программа развития ребёнка (ICDP)
В настоящее время возрос интерес к проблеме качества взаимодействия взрослого с детьми и его влияние на дальнейшее развитие ребёнка. Безусловно, что в формировании и развитии личности ребёнка, его индивидуальных качеств и социальных свойств незаменимую роль играет семья.
Наибольшую значимость приобретает работа, направленная на формирование компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста. От того, насколько рано и качественно родители освоят навыки взаимодействия, зависит полноценное развитие ребёнка.
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребёнка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, и в первую очередь, с родителем. Семья удовлетворяет потребности ребёнка в эмоциональной поддержке, принятии, защите, в ней же ребёнок приобретает первый опыт эмоционального и социального взаимодействия. Роль взрослого в становлении личности ребёнка рассматривается в традициях культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. В общении ребёнка со взрослым создается «зона ближайшего развития», где данное взаимодействие позволяет ребёнку развивать потенциальные возможности.
Качество взаимоотношений родителей и ребёнка складывается из разных аспектов. Психологами-исследователями было выявлено много причин, влияющих на взаимоотношения родителей и ребёнка. Эти причины условно можно разделить на две группы. Первые касаются в основном ребёнка, его психологических особенностей и поведения в семье, вторые относятся непосредственно к родителям, к их поведению, манере общения и воспитания ребёнка.
Известно, что качество взаимодействия ребёнка и взрослого имеет прямое воздействие на психосоциальное и нейрофизиологическое развитие ребёнка, особенно в первые годы жизни. Естественно, чем хуже условия, в которых растет ребёнок, тем больше отклоняется от нормы его развитие. К сожалению, долгое время последствия деструктивного воспитания недооценивались, хотя оно затрагивает все сферы развития ребёнка. Так, Х. Херт, американский неонатолог в восьмидесятых годах прошлого века, провела исследование, изучая родительское поведение и его влияние на развитие интеллекта ребёнка. Она пришла к выводу, что мозг ребёнка изначально обладает поразительными способностями, и особенно быстро он формируется в первый год жизни ребёнка, но его развитие зависит от внешних факторов. Положительные эмоции и приобретенный опыт в этот период жизни ребёнка способствуют созданию развитой структуры мозга. Х. Херт изучала наличие в семьях маленьких детей развивающей среды. Она спрашивала у родителей, если у них, хотя бы десяток детских книг, проигрыватель с пластинками детских песен, игрушки, помогающие ребёнку освоить счёт. Также её интересовало, говорят ли родители ласково с детьми, отвечают ли на вопросы детей, целуют ли, обнимают ли, хвалят детей. Оказалось, что у малышей, которым уделялось больше внимания, любви, заботы, коэффициент интеллекта был выше. Дети, которые росли в атмосфере любви, где поощрялось их любопытство, лучше справлялись с языковыми упражнениями, лучше
запоминали материал. Полученные результаты свидетельствуют о том, насколько большое значение для становления человека имеют благоприятные условия в раннем детстве.
Изучению проблемы детско-родительских отношений посвящены работы А.Я. Варги, Л.С. Выготского, А.В. Гумницкой, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.С. Колмогоровой, Н.А. Рыбаковой, Е.Г. Силяевой. Данная проблема представлена в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных авторов, в которых выявлена зависимость от неблагоприятных социальных условий, обусловленность нарушениями процесса социализации и насильственной воспитательной практикой.
В работах отечественных психологов А.А. Бодалева, А.Я. Варги, Е.Т. Соколовой, А.С. Спиваковской, В.В. Столина и других рассматриваются проблемы диагностики нарушений семейных отношений и развития личности ребёнка в семье, взаимодействию и общению родителей и детей.
Характер детско-родительского взаимодействия и его виды определяются соотношением позиций обоих партнеров по совместной деятельности - как родителя, так и ребёнка. Тип взаимодействия в диаде ребёнок-родитель обусловлен особенностями родительской позиции: характером эмоционального принятия ребёнка, содержанием родительской дисциплины, определяющий тип воспитания (санкции, требования, запреты), характером контроля и мониторинга.
В процессе воспитания ребёнка в семье особое значение приобретает родительская позиция в отношении требований, контроля, запретов, наказаний. На практике часто родители применяют неконструктивные формы взаимодействия с детьми, что приводит к неблагоприятному развитию ребёнка. Воспитание ребёнка в условиях эмоционального и психологического насилия приводит к деформации личности. Злобная, недоброжелательная обстановка формирует низкую самооценку, которая основывается на отношении к нему родителей и значимых взрослых. Маленький ребёнок, в отношении которого применяют отвержение, наказания, угрозы, начинает чувствовать себя нежеланным и нелюбимым, относиться к себе враждебно и с презрением. Ощущение себя нежеланным, вызывает в ребёнке глубокое чувство вины и стыда за своё существование.
В дальнейшем он воспроизводит уже усвоенные им паттерны поведения в собственной жизни, в том числе и в общении со своими детьми.
Яркой иллюстрацией эмоциональных нарушений могут послужить данные, полученные психотерапевтами Поллоком и Штилем [1]. Они описывают курс лечения в клинике как родителей, которые жестоко обращались со своими детьми, так и самих жертв. Авторы отмечают, что у всех этих детей наблюдались похожие проявления, такие как неспособность расслабиться, радоваться жизни, крайне редкое выражение своих симпатий и антипатий. Некоторые дети за всё время пребывания в клинике ни разу не улыбнулись, словно это были «сумрачные взрослые в детском обличье», находящиеся в состоянии тяжелой депрессии.
У всех детей было негативное самовосприятие, а когда их просили описать себя в сочинениях, то они назвали себя «дурачками», «скверными» «ни к чему не способными», писали, что их
«никто не любит». А на вопрос, что им нравится в себе, многие так и не смогли ничего сказать, хотя признавали, что в них есть что-то хорошее.
Многие дети не имели понятия об играх и игрушках, были крайне удивлены, когда психотерапевты с увлечением и с радостью предложили детям поиграть. Дети любили рассказывать страшные истории и отдавали предпочтение жестоким играм, некоторые из них обращались с игрушками жестоко, куклы или другие игрушки постоянно становились в играх объектами унижений, побоев, издевательств. По отношению к взрослым вели себя покорно, раболепно. Дети просто не могли себе позволить недовольства по отношению к взрослым. Самосознание многих детей было совершенно не развито. Как отмечают исследователи, в целом, на их манеру поведения наложили отпечаток откровенное пренебрежение взрослыми интересов, потребностей ребёнка.
В результате вышеперечисленных воздействий возникают разнообразные эмоциональные и поведенческие нарушения развития ребёнка. Как правило, такие дети социально неуверенны. В психологической литературе возникновение социальной неуверенности часто объясняют двумя причинами: отсутствием или недостаточностью навыков социального поведения и социальными страхами. Недостаточность навыков социального поведения проявляется в отсутствии эффективных умений и навыков межличностного взаимодействия, адекватных коммуникативных средств, навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, социально-приемлемых средств выражения негативных эмоций и т.д.
Важно понимать, что в основе социальной неуверенности лежит инстинкт самосохранения, глубинное, не всегда осознаваемое чувство страха, которое при неблагоприятном социальном развитии является причиной вторичных эмоциональных состояний - тревожности, чувства вины, гнева, страха перед общением и деятельностью и результатами этой деятельности. Именно социальная неуверенность в процессе становления ребёнка наносит серьезный вред целостности его развития.
Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что необходимо повышать родительскую культуру, родительскую компетентность, что позволит грамотно выстраивать взаимоотношения с ребёнком. В литературе существуют различные определения осведомлённости родителей в вопросах воспитания детей, к ним относятся педагогическая компетентность, психологическая культура.
На сегодняшний день исследователями активно изучается педагогическая, психологическая компетентность родителей. Согласно словарю С.И. Ожегова, понятие компетентность связано с определённым видом деятельности, и означает «осведомлённость, авторитетность в какой-либо области. Родительская компетентность в вопросах воспитания детей сложный, многоаспектный конструкт. Так, А.Т. Кокоева, Т.В. Лодкина, Е.А. Овсянникова, Л.С. Колмогорова понятие педагогическая культура связывают с психологическим аспектом. К психологической культуре Л.С. Колмогорова относит представление о себе как реальном и идеальном родителе, отношение к собственному ребёнку как к безусловной ценности, знание и владение различными продуктивными стратегиями взаимодействия с ребёнком. И развитие данных представлений будет способствовать более гармоничному выстраиванию отношений между родителями и детьми [2].
В исследовании Ю.А. Гладковой отмечается, что одним из аспектов психологической культуры родителей является способность к эмпатии, рефлексии и самоконтролю. В психологической литературе также активно изучается педагогическая компетентность родителей. В своих исследованиях А.В. Минина определила компоненты педагогической компетентности родителей: мотивационно-личностный, гностический, коммуникатив-но-деятельностный. Так, мотивационно-личностный компонент позволяет стимулировать развитие у родителей способности к эмпатии, рефлексии, самоконтролю; гностический связан со знаниевой сферой родителя и включает психолого-педагогические знания; в коммуникативно-деятельностный входят организаторские умения, практические и коммуникативные навыки, которые способствуют формированию умений родителей строить эффективные взаимоотношения с ребёнком [3].
В процессе воспитания ребёнка в семье особое значение приобретает родительская позиция, включающая такие компоненты, как особенности эмоционального отношения к ребёнку, мотивы, ценности и цели родительства, стиль взаимодействия
с ребёнком, способы разрешения проблемных ситуаций, социальный контроль.
В своем исследовании А.В. Гумницкая (2006) изучая особенности психологической культуры родителей, выявила её взаимосвязь с детско-родительскими отношениями и личностными особенностями ребёнка. Было установлено, что чем выше уровень психологической культуры родителей, тем в большей степени родители заинтересованы в общении со своим ребёнком, в его делах, планах и интересах. При этом они более ответственно подходят к воспитанию своего ребёнка, формируя и развивая жизненно важные социально-значимые черты и качества, способны создавать оптимальные отношении с ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности [2].
В настоящее время всё яснее становится необходимость в формировании родительской компетентности за счёт применения результативных технологий, позволяющих родителям обладать суммой знаний об основных положениях и подходах в решении проблем, возникающих при взаимодействии с ребёнком. Родителей можно научить лучше чувствовать и понимать своего ребёнка, открыто и честно строить взаимодействие.
В последнее время стали активно применяться групповые формы психологической работы в обучение родителей. Именно эти формы, как отмечает Л.А. Петровская, «стали подлинным знамением времени как в силу экономичности, так и в силу своей эффективности, в ряде случаев более высокой по сравнению с индивидуальной работой» [4].
Практика групповых встреч родителей, была применена много лет назад Р. Дрейкусом, он положил начало организации дискуссионных групп их живущих по соседству родителей. Дрей-кус исходил из того, что родители будут обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение группы. Он способствовал разработке идеи «семейного совета» как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме [5].
На сегодняшний день в отечественной и зарубежной практике накоплен богатый опыт в вопросах воспитания ребёнка и создано и внедрено множество разнообразных программ, ориентированных на поддержку родителей как воспитателей. В качестве примера можно привести программу для родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста «Head Start». Были получены данные, подтверждающие эффективность ее применения (Бронфенбреннер, 1975). Ряд других подобных программ, применяемых в родительских группах, также показали положительные эффекты на развитие детей (Bereiter,1972; Berman, 1983; Габер1988; Rye, 1993).
Следует отметить, что в этих программах подробно рассказывались важные сведения о закономерностях психического, социального развития ребёнка, давалась информация о том, какими должны быть занятия и игры детей в соответствии с их возрастом. Хотя содержание этих программ различается, но в них есть один серьёзный недостаток. Все программы создают зависимость родителей от профессиональной помощи, советов специалистов.
Программа «Направляемый диалог» (ICDP,1992) отличается от других программ тем, что она опирается на имеющиеся положительные ресурсы взрослых, относительно воспитания детей, не описывает конкретно как надо себя вести. Не случайно эпиграфом к программе стало высказывание: «Начинайте с того, что знают, отталкиваетесь от того, что имеют». Родители - знатоки собственных детей, их универсальные знания необходимо взять на вооружения, поддерживать и развивать дальше.
На наш взгляд, именно эта программа не только повысит психологическую компетентность родителей, но и позволит выработать свой индивидуальный стиль взаимодействия с ребёнком в повседневных жизненных ситуациях.
Международная программа развития ребёнка (ICDP) представляет собой международную практику оптимизации дет-ско-родительских отношений. В основе данной программы лежит фасилитативный подход, который считается наиболее конструктивным, поскольку, он нацелен на создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым родителем собственной, самостоятельной позиции в воспитании ребёнка. Данный подход позволяет увидеть родителям позитивные стороны и возможности ребёнка и предоставляет более глубокое понимание тех навыков воспитания, которыми они обладают как родители.
В 1992 г. программа ICDP получила положительную оценку и впоследствии была адаптирована Мировой организации здраво-
охранения (WHO) с названием «Программа ранней психо-соци-альной интервенции WHO/ICDP».
Подход программы ICDP основан на идее, что наилучшим образом оказать помощь детям возможно через помощь взрослым, воспитывающим этих детей, посредством повышения их компетентности в вопросах развития и воспитания детей. В программе сделан акцент на основных и критических аспектах хорошего взаимодействия, таких как внимание и способность распознать эмоциональные сигналы ребёнка; рефлексия и расширение опыта ребёнка на базе опыта, уже имеющегося у него; похвала ребёнку; поддержка способности ребёнка регулировать, планировать и контролировать свое поведение.
Программа ICDP строится на 8 принципах хорошего взаимодействия, объединённых в 3 диалога: первые 4 принципа имеют отношение к эмоциональной системе коммуникации, описанной выше, в то время как вторые 4 принципа связаны с посреднической системой. Программа разработана для передачи смысла этих принципов родителям в доступной форме, с применением практических примеров из их собственного взаимодействия и последующего обсуждения этого опыта в группах. Эффект, который будет иметь программа, не зависит только от ее содержания, но в большей степени от того, как идеи, заложенные в ней, будут переданы родителям [6].
Следует отметить, что данная программа активно внедрялась в различных странах, где был накоплен достаточно богатый материал по оценки эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений. Так, в Норвегии (Шерр и др., 2014) родители, которые посещали занятия по программе и первоначально имели низкие оценки эффективности взаимодействия и принятия ребёнка, после её прохождения показали положительную динамику.
Библиографический список
В программе ICDP представлен диагностический комплекс, включающий в себя такие методики как: Опросник «Восприятие родителем себя как воспитателя», Опросник «Восприятие родителем своего ребёнка», Лист наблюдений за взаимодействием «родитель - ребёнок», Интерактивный профиль взаимодействия. Данные методики позволяют выявить изменение показателей в восприятии себя как родителя и восприятие собственного ребёнка до участия родителей в программе и после завершения её.
На наш взгляд, для более детального и объективного изучения взаимодействия родитель - ребёнок к данному диагностическому комплексу следует добавить «Опросник родительского отношения» (А.Я. Варга и В.В. Столин), и Опросник «Мера заботы». Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребёнка, его поступков. Опросник «Мера заботы», позволит выявить недостаточное или чрезмерное внимание к ребёнку родителей и определить воспитательную позицию и уровень родительской заботы о ребёнке. Представленный диагностический комплекс позволит получить более достоверные данные при дальнейшем исследовании влияние программы на родителей. На сегодняшний день оценка эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родитель-ских отношений в условиях российской действительности только началась и требует дальнейших исследований.
Таким образом, реализация данной программы позволит сформировать навыки анализа процесса взаимодействия родителей с ребёнком, изменить нежелательное привычное поведение родителя, найти собственные ресурсы дальнейшей оптимизации взаимоотношений с ребёнком и в целом, повысит родительскую компетентность.
1. Миллер Алис. Вначале было воспитание. Перевод с немецкого И.В.Силаевой. Москва: Академический проект, Фонд «Мир», 2013.
2. Гумницкая А.В. Психологическая культура в детско-родительских отношениях. Автореферат ... диссертации кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2006.
3. Минина А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.
4. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. Москва: Издательство МГУ, 1989.
5. Дрейкус Р. Счастье вашего ребёнка. Перевод с английского. Москва: Прогресс, 1986.
6. Исаева О.М, Дунаева Н.И. Возможности международной программы детского развития (ICDP) в профилактике насилия и жестокого обращения. Начало всех начал: университет педагогической культуры: теория и практика. 2013; Выпуск 6: 18 - 24.
References
1. Miller Alis. Vnachale bylo vospitanie. Perevod s nemeckogo I.V.Silaevoj. Moskva: Akademicheskij proekt, Fond «Mir», 2013.
2. Gumnickaya A.V. Psihologicheskaya kul'tura v detsko-roditel'skih otnosheniyah. Avtoreferat ... dissertacii kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.
3. Minina A.V. Formirovanie pedagogicheskojkompetentnostiroditelej v vospitaniisamostoyatel'nostidetejdoshkol'nogo vozrasta. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.
4. Petrovskaya L.A. Kompetentnost' v obschenii: Social'no-psihologicheskij trening. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1989.
5. Drejkus R. Schast'e vashego rebenka. Perevod s anglijskogo. Moskva: Progress, 1986.
6. Isaeva O.M, Dunaeva N.I. Vozmozhnosti mezhdunarodnoj programmy detskogo razvitiya (ICDP) v profilaktike nasiliya i zhestokogo obrascheniya. Nachalo vseh nachal: universitet pedagogicheskoj kul'tury: teoriya ipraktika. 2013; Vypusk 6: 18 - 24.
Статья поступила в редакцию 22.07.16
УДК 316.6
Eliseeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia),
E-mail: [email protected]
Platonova M.S., senior teacher, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
Kornienko A.V., senior teacher, Khakas State University n.a. N.F. Katanov (Abakan, Russia), E-mail: [email protected]
EXTREMISM AMONG YOUNG PEOPLE: REGIONAL ASPECTS. The paper deals with a problem of extremism among young people with regards to regions in Russia. The work provides the most representative definitions of a concept of "extremism", describes the main manifestations of an extremism activity. The objective of the research is to examine the degree of psychological stability and the spread of extremism tendencies among the youth of the Republic of Khakasia, and justify the need for preventive work in this aspect. The work is based on an empirical study; the problem is described according to levels of development of the main predictors of extremist behavior: the low level of ethnic tolerance, tendency to xenophobia, conflict and an increased level of risk appetite. As a result of a qualitative analysis of personal data the author identifies quantitative characteristics of respondents' awareness of what extremism is as a social phenomenon and their other ideas of on this subject.
Key words: extremism, tolerance, tolerant mind, conflict, willingness to take risks, predictors of extremism.
А.П. Елисеева, канд. пед. наук, доц., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан,
E-mail: [email protected]
М.С. Платонова, ст. преп., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан,
E-mail: [email protected]
А.В. Корниенко, ст. преп., Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова», г. Абакан,
E-mail: [email protected]