ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
ляется наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребёнка в неполной семье, которая целиком падает на плечи женщины, — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и далее повышение для ребёнка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берётся за более трудную работу, на хо дя до пол ни тельный при ра бо ток и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценност-
ные ориентации матереи-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, ведение домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребёнку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребёнку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без при смот ра, то есть матери альные и вре мен-ные про бле мы её жиз не дея тельно сти не ред ко оборачи вают ся про бле мой безнад зорности детей с вытекающими отсюда последствиями.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : учебник. Москва, 2012. 136 с.
2. Ласкин А. А., Подвойский В. П. Психотехнологии профессиональной деформации : монография. Москва : Высшая школа социально-управленческого консалтинга, 2009. 83 с.
$ Ф
К УЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА
УДК 379.8.09
Н. В. Шарковская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье представлена краткая характеристика культурной ситуации в современном обществе. Обосновывается значимость рассмотрения сущностных основ культуротворческих форм организации молодежного досуга. Утверждается, что их выбор основан на витальном и культурном опыте молодежи, а также на личностных установках конструктивного проведения досуга. Культуротворческие формы организации молодежного досуга рассматриваются не только в традиционных сферах-направлениях любительской и профессиональной социально-культурной деятельности, но и в виртуальном пространстве Интернета. Выделяются такие распространенные и популярные среди молодежи формы, как виртуальные экскурсии — составная часть самообразовательного процесса через всемирную сеть Интернет, благотворительная деятельность, осуществляемая через добровольческие инициативы, молодежный культурно-познавательный туризм, тематические выставки самодеятельного творчества, интернет-конкурсы, досуговое общение в сети Интернет, коллекционирование и ряд других.
Ключевые слова: личность, методология и теория социально-культурной деятельности, творчество, молодежный досуг, Интернет, самообразование.
ШАРКОВСКАЯ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА — доктор педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств
124
SHARKOVSKAIA NATALIIA VLADIMIROVNA — Full Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Department of socio-cultural activities, Moscow State University of Culture and Arts
e-mail: [email protected] © Шарковская Н. В., 2014
#
^ Социально-культурная деятельность
N. V. Sharkovskaia
Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406
CULTURAL FORMS OF ORGANIZATION YOUTH LEISURE
The article presents a brief description of the cultural situation in modern society. Substantiates the importance ofthe consideration of the essential foundations of cultural and creative forms oforganization of youth leisure. It is alleged that their choice is based on the vital cultural experience and youth, as well as personal settings constructive leisure activities. Kulturotvorcheskoj forms of organization of youth leisure considered not only in the traditional areas, amateur and professional areas ofsocial and cultural activities, but also in the virtual space of the Internet. Includes such common and popular among the young form as: virtual tour — part of the process of self-education through the World Wide Web, charitable activities carried out through voluntary initiatives, youth cultural tourism, thematic exhibitions of amateur creativity, online contests, Leisure communication on the Internet , collecting and several others. Keywords: personality, methodology and theory of socio-cultural activities, creativity, youth leisure, Internet, self.
Современная социально-культурная ситуация, характеризуясь множественностью стилей культурной жизнедеятельности и моделей межличностного взаимодействия, призвана отвечать «значимым ценностно-смысловым параметрам, заложенным в основу культурной политики» [2, с. 11]. Одним из них является творческая составляющая форм молодежного досуга как духовная потребность личности к преобразовательным процессам в осуществлении любительской и профессиональной социально-культурной дея тельности.
Придерживаясь определенных стандартов в потреблении культурных благ и, обладая собственной иерархией культурных ценностей, мо лодежь стре мит ся к рас кры тию сво их творческих способностей, в том числе к само-ак туа ли за ции в кон тек сте ре альных ус ло вий развития социальной сферы. Базируясь на основе жизненного и культурного опыта молодых лю дей, дан ная ду хов ная по треб ность обусловлена личностными установками на целевое предназначение видов досуга: образовательного, рекреационного, развлекательного и пр.
Анализ специальной литературы, посвященной исследованиям досугового поведения молодежи [1; 3; 5] позволил выделить ряд культуротворческих форм, функционирующих как в тра ди ци он ных сферах ве ду щей педагогической парадигмы социально-культурной деятельности [4], так и в новых повседнев-
ных прак ти ках, в свою оче редь реа ли зуе мых в виртуальном пространстве Интернета.
На уровне оперирования ведущими понятиями методологии и теории социально-куль-тур ной дея тель но сти вы де лим суть наи бо лее распространенных творческих форм организации молодежного досуга.
Самообразование через всемирную сеть Интернет. Осмысление значительного объема информационных потоков способствует формированию информационного сознания — формы духовного освоения социальной действительности, связанного с получением, осмыслением и переработкой информации, выявлением ее значимости как личностной культурной ценности. Значительно расширяя пространственно-временные границы образования, Интернет способствует развитию культурной коммуникации молодежи. Востребованность дистанционного обучения, в частности таких технологий, как кейсовая и сетевая (видеосвязь типа Бкуре), позволяет приобретать необходимые базовые знания и уме ния для со вер шен ст во ва ния про фес сио-нального и культурного уровня, открывать новые возможности для улучшения своих «стартовых позиций» в обществе.
Виртуальные экскурсии. Являясь активно-творческой формой медиаобразования, виртуальные экскурсии представляют собой программ но-информационный продукт в виде аудио-, видеофайлов (репродукций картин, фотографий, портретов и т.д.), необходимый
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
для интегративного представления информации в разных областях научного знания. Преимущества виртуальных экскурсий — наглядность, доступность, возможность самостоятельных многократных просмотров в свободное от ос нов ных за ня тий вре мя.
Благотворительная деятельность. Сферы реализации добровольческих инициатив в форме социальных акций:
• работа с людьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации (раздача продуктов питания, одежды); с детьми с ограниченными физическими возможностями, сиротами (игровые тех нологии, тренин ги, направ лен ные на социальную адаптацию);
• защита окружающей среды (благоустройство парков, очистка водохранилищ и водоемов, лесных насаждений и т.д.);
• культурная сфера (реконструкция памятников истории,архитектуры,распростране-ние ин фор ма ции о зна чи мо сти сохра не ния культурного наследия через СМИ).
Молодежный туризм (событийный, эко- и этнотуризм). Культурно-познавательная составляющая данных видов туризма базируется на реализации принципов сохранения исторической и социальной памяти; межпо-колен ной пре емст вен но сти ду ховного опы та, социально-культурной и национальной идентификации. Использование новых средств размещения: хостелов, экоотелей и др., проведение на их базах развлекательных и по-зна вательных социально-культурных мероприятий, в том числе походов, экскурсий, тренингов, деловых игр, нацелено на создание креативной атмосферы сотрудничества и социального взаимодействия.
Молодежные волонтерские обмены. Целевое предназначение — развитие и популяризация добровольческого труда, направленного на решение локальных социальных проблем, фор ми ро ва ние культур ной ак тив но сти и инициативности молодежи. Молодежные обмен ные про грам мы в рам ках рос сий ской волонтерской ассоциации — одна из популярных культуротворческих форм организации современного досуга.
Летние молодежные лагеря (образовательные, в том числе лингвистические, экологиче-
ские, спортивные). Основные педагогические характеристики — развивающее обучение и социальное воспитание в условиях природной сре ды. Са мо стоя тель ный ини циа тив ный выбор молодыми людьми программ молодежных лагерей, насыщенность их разнообразными видами и формами занятий, имеющих деятельностную основу (творческие мастерские, волон тер ские ак ции, групповые тренинги по основам межличностного взаимодействия и т.д.), — все это позволяет рассматривать их как школу формирования социально-куль-тур ной ак тивно сти лич но сти.
Популяризация нематериального культурного насле дия. Пропа ган да, распростра не-ние и изучение педагогического потенциала народной художественной культуры с приме-не ни ем та ких мас со вых форм, как празд ни ки народных музыкальных инструментов; фестивали народного танца, любительских театров; ярмарки-салоны, благотворительные ярмарки; пик ни ки; фольк лор ное пе сен ное твор-че ст во.
Тематические выставки самодеятельного творчества. Способствуя ознакомлению молодежи с художественными традициями, произведениями разных жанров народного творчества, тематические выставки являются продуктивным средством воспитательного воз дей ст вия на лич ность моло дых лю дей, формирования социальной желательности непосредственного участия в них. Экспозиционный материал выставки, посвященный зна-чи мым об ще ст вен ным и культур ным со бы ти-ям, на це лен на образ ное рас кры тие ее ве ду-щей идеи — соз да ние празд нич ной ат мо сферы как для участников, организаторов, так и для посетителей.
Формирование здорового образа жизни. Организация работы по формированию здорового образа жизни как личной, так и социальной цен но сти с це лью по вы ше ния ум ст вен ной и физической работоспособности, охраны здоровья; развитию физических и духовных качеств личности молодых людей, двигательных действий, имеющих развивающее значение; воспитанию устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Экстремальный спорт. Связанный как со
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
зрелищностью, так и с рискологией (повышенная скорость, высота, глубина) данный вид спорта (дайвинг, горнолыжный, парусный, парашютный спорт, мотокросс, роллерб-лей динг и т.д.) яв ля ет ся од ним из спо со бов са мо вы ра же ния молодых людей в сре де сверстников, умения и стремления работать в команде.
Досуговое общение в сети Интерне т. Разнообразие способов общения:электронная почта, форумы, социальные сети и пр., предполагает наличие определенных личностных качеств и ком му ни катив ных уме ний, а так же овладение основами информационной культуры. Использование ресурсов сети Интернет для организации досугового общения ориентировано на удовлетворение духовной потребности в межличностном общении; развитие зна чи мых соци альных и культур ных компетенций; поиск друзей для обмена мнениями по ин тере сую щим вопро сам и т.д.
Дизайнерский досуг. Данный вид досуга ориентирован на увлеченность «творческим рукоделием»:
• декорирование предметов (классический и творческий квиллинг, нейл-дизайн, деку-паж, оформ ление откры ток, лич ных страниц и сайтов; разных объектов, в том числе интерьера квар тир);
• создание авторского оригинального имиджа как способа самопрезентации, личной и со ци аль ной иден тич но сти;
• цифровое ретуширование фотоизображений, в том числе авторских фотопортретов с целью репрезентации внешности в Интернете (РЬоШзЬор-технологии);
• моделирование и художественное оформ-ле ние оде ж ды.
Дизай нерская дея тельность, как ин тегра-тив ный спо соб по зна ния совре мен ного ми ра, ориентирована на формирование культурного опыта, эстетизацию жизненного мини-про стран ст ва, ок ру жаю ще го лич ность, а в целом на мо ти ва цию к ов ла де нию дос туп ны ми видами художественного творчества.
Клубы исторической реконструкции по месту жительства, учебы. Цель клубов — сохранение культурно-исторического наследия, формирование традиций активного отдыха
при проведении массовых мероприятий. Направленность клубов на активизацию социального поведения молодежи, вовлечение ее в ре ше ние кон крет ных за дач, свя зан ных с гражданским и физическим видами воспитания как со став ных час тей ба зо вой культу ры личности, достигается в процессе воссоздания реа лий того или иного исторического периода с макси маль ной точ но стью.
Кульминационная составляющая процесса ре кон ст рук ции — пол ное по сти же ние ос нов материальной и духовной культуры избранной эпохи, когда исторические события от периода Античной Эллады до конца прошлого века начинают «оживать» в режиме реального времени.
Онлайн-клубы по интересам. «Визитные карточки» клубов в виде информации о деятельности способствуют самоорганизации мо ло дых лю дей в мо биль ные он лайн-груп пы по сходству любительских интересов и общности ценностей вокруг значимой проблемы (образовательно-просве ти тельской, спортивной, туристической, краеведческой и пр.).
С целью создания того или иного культурного продукта (проекта) коллективными способами используется разнообразный диапазон информационных средств: веб-страницы и веб-журналы, аудио и видеофайлы, блоги, что, в це лом, пред по ла гает ин терак тив ное сотрудничество.
Интернет-конкурсы. Разнообразие тематической сферы конкурсов (авторская песня, до ку мен тальное ви део, кон курс ги тари-стов и т.д.), соче таю щих как тра ди ци он ные, так и новационные методы проведения (ком-пь ю тер ная гра фи ка, ани ма ция), от кры ва ет возможность не только участия, но и многократного наблюдения за ходом проведения конкретного конкурса. Результатом выступает самооценивание личностью не только своих специальных спо собностей (музыкальных, литературных, сценических, художественных), но и места среди других участников кон кур са.
Ин тел лектуальные иг ры. Иг ры в шах маты, нарды, покер, этнокультурные виды игр, напри мер рус ские шаш ки, а так же реф лек сив-ные игры, прежде всего организационно-дея-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 6 (62) ноябрь-декабрь ^
Ф
тельностные, как феномены интеллектуальной культуры, развивают личность молодого человека в аспекте соблюдения двух типов норм: норм предметных действий в принятии личных решений и норм социальных взаимодействий в культурной среде.
Командный характер студенческих интеллектуальных игр «Гаудеамесс», «Что? Где? Когда?», «Парламентские дебаты» и др., основанных на принципах диалогического общения и установления партнерских отношений, стимулирует творческую активность участ-ни ков, стрем ление к дос ти жению возмож но более гармонич ного развития своих лич ных воз мож ностей.
Аюбительское театральное искусство. Цель — культуротворческое развитие лично сти, в том чис ле са мореа ли за ция в ак терском искусстве, формирование способности к эмоциональной эмпатии — вчувствованию в переживания других при организации конкретного концерта, представления, а главное — достижение сходства поведенческих и эмо-цио наль ных ре ак ций на дей ст вия уча ст ни ков самодеятельного театрального коллектива, студии.
Реа лизация дан ной цели возмож на при осуществлении совместной созидательной художественной деятельности, ориентированной на культивирование атмосферы внутренней сво боды участ ников кол лек тивного театрального проекта и формирование опыта демонстрации результатов творческого процесса в нем.
Коллекционирование. Увлеченность молодых людей систематическим собиранием предметов одного жанра, представляющих художественный, научный, исторический интерес, обычно наполнена общественным и культурным смысловым содержанием. Как культурная деятельность, осу щест в ляемая в
свободное время, коллекционирование обладает способностью переходить в постоянное, привычное занятие (хобби), а главное, способствует освоению и научному познанию кар ти ны ми ра, культур ных его цен но стей.
Фестивальные туры, ландшафтные спектакли. Как но вые твор че ские моде ли со ци-ально-культурных мероприятий, они осуществляются с целью повышения духовного уровня развития молодежи, формирования художественной и экологической активности, а также расширения мировоззренческого потенциала. Как явления художественной жизни, они отличаются особой атмосферой создания праздничного настроения, единого культурного пространст ва, а так же оригинальностью репертуарного предложения. Раз но обра зие жан ров фес ти вальных ту ров и ландшафтных спектаклей открывает возможность дос туп ного по зна ния кон крет ной формы этого зрелищного вида искусства, отвечающего стилю жизни современного молодого человека.
Осо бенность представ лен ных культу ро-творческих форм организации молодежного досуга состоит в том, что основным результатом их применения выступает личностное самосовершенствование молодых людей, значимое для достижения конкретного культурного продукта, расширения спектра духовных по треб но стей в раз лич ных сферах социально-культурной деятельности: познавательной, художественной, просветительской и др., а также в виртуальном пространстве Интернета. Именно творческая составляющая рассмотренных форм молодежного досуга позволяет регулировать процессы высвобо-ж дения созидательного по тен циала лич ности через мо биль ность в ос вое нии пер спек тив ных на прав ле ний культур ной дея тель но сти и ста-би ли за цию при ня тых ре ше ний уча стия в них.
Ф
Примечания
1. Акунина Ю. А. Досуговые предпочтения современной молодежи: социологический анализ // Стрельцовские чтения — 2013: Труды межвузовской научно-практической конференции. Москва : МГУКИ, 2014. С. 153—158.
2. Астафьева О. Н. Динамика культурных потребностей молодежи: коммуникативные и дискурсивные стратегии как инструменты культурной политики // Connect — Universum — 2012: сборник материалов 1V межд. научно-практической Интернет-конференции. Томск : Томский госуниверситет, 2012. С. 11—19.
3. Суртаев В. Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. Санкт-Петербург : СПбГУКИ, 2006. 271 с.
#
^ Социально-культурная деятельность
4. Ярошенко Н. Н. История и методология теории социально-культурной деятельности : учебник. Москва : МГУКИ. 2013. 446 с.
5. Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 С. 130—134.
К'Культура корпоративного досуга
УДК 364.446
М. Э. Вильчинская-Бутенко
Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна
В статье представлены результаты осмысления онтологического статуса культуры корпоративного досуга отечественной теорией социально-культурной деятельности. На материале научных, учебных и учебно-методических исследований отечественных авторов, опубликованных с 1965 года по декабрь 2012 года, рассматриваются закономерности и анализируются причины снижения интереса к проблеме формирования культуры досуга членов корпоративных сообществ на постсоветском этапе истории России; среди главных причин автор называет отсутствие заинтересованности российских работодателей (в том числе и государства как крупнейшего работодателя) в развитии человеческого капитала. Помимо этого, автор отмечает также отсутствие единообразия трактовок родового понятия «культура досуга», что естественным образом вносит путаницу и в видовые понятия, среди которых находится категория «культура корпоративного досуга». Ключевые слова: культура досуга, культура корпоративного досуга, социально-культурная деятельность.
M. E. Vil'chinskaia-Butenko
Saint Petersburg State University of Technology and Design, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Bol'shaya Morskaya str., 18, Saint Petersburg, Russian Federation, 191186
THE CULTURE OF CORPORATE ACTIVITIES
The article presents the results of understanding of the ontological status of a culture of corporate activities in the theory of socio-cultural activities. On the material of scientific, educational and methodical researches of domestic authors who published since 1965 by December 2012, are determined and analyzed the reasons for the decline of interest in the problem of formation of cultural leisure of the members of the corporate community in the post-Soviet stage in the history of Russia; among the main reasons the author calls the lack of interest of Russian employers (including the state as the largest employer) in the development ofhuman capital. In addition, the author also notes the lack ofuniformity of interpretation of the generic concept of «culture of leisure», which naturally led to confusion, and in the notion of species, among which is the category «culture of corporate leisure». Keywords: culture of leisure, culture of corporate leisure, socio-cultural activities.
В условиях линейного возрастания социаль- творчество, наконец, в условиях «искривле-
ной значимости областей жизнедеятельно- ния времени» (по определению Р.Флориды),
сти вне сферы труда, существования «новой когда писатели, журналисты, художники, му-
трудовой этики», ориентирующей человека на зыканты, программисты, ученые, изобретате-
ВИЛЬЧИНСКАЯ-БУТЕНКО МАРИНА ЭДУАРДОВНА — кандидат педагогических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна
VIL'CHINSKAIA-BUTENKO MARINA EDUARDOVNA — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate 129
Professor of Department of Advertising and Public Relations, Saint Petersburg State University of Technology and Design
e-mail: [email protected] © Вильчинская-Бутенко М. Э., 2014