© Гончаренко, С.С., 2023 УДК 781.6
DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-57-66
ТВОРЧЕСТВО СИБИРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ЗА РУБЕЖОМ
С.С. Гончаренко1
1 Новосибирская государственная консерватория им. М.И. Глинки, Новосибирск, 630099, Российская Федерация
Аннотация. В последние годы новый поворот приобретают проблемы, связанные с исследованиями литературы и искусства русского зарубежья. Одна из частных задач в этом направлении - изучение музыки композиторов, получивших профессиональное образование в столице Западной Сибири, но живущих и работающих за границей. Анализ их творчества предполагает сочетание методов истории и теории музыки, а также учет социокультурных условий, отличных от тех, в которых проходило формирование их творческих личностей. В настоящей статье впервые систематизированы факты, свидетельствующие о двух тенденциях в распространении композиторского творчества выпускников Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки за пределами Западносибирского региона. Автор представляет их в хронологических таблицах. Основной раздел статьи посвящен общей характеристике произведений, написанных в 2000-х - начале 2020-х гг. в Соединенных Штатах Америки Борисом Лисицыным и Григорием Смирновым, которые являются членами Сибирской организации Союза композиторов России. В приложении даются списки зарубежных произведений того и другого композитора. В заключении автор делает вывод
0 продолжении в их музыке традиций, заложенных в классах профессоров Новосибирской консерватории А.Ф. Мурова и Ю.П. Юкечева, о сохранении национальной природы дарований, яркой творческой индивидуальности каждого, а также намечает перспективы дальнейшего изучения заявленной темы. Ключевые слова: творчество композиторов Сибири, русское зарубежье, Борис Лисицын, Григорий Смирнов
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Гончаренко С.С. Творчество сибирских композиторов за рубежом // Вестник музыкальной науки. 2023. Т. 11, № 4. С. 57-66. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-57-66.
CREATIVITY OF SIBERIAN COMPOSERS ABROAD
S.S. Goncharenko1
1 M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
Abstract. In recent years, problems related to the research of Russian fiction and art abroad have taken a new turn. One of the particular tasks in this direction is to study the music of composers who have received professional education in the capital of Western Siberia, but live and work abroad. The analysis of their creativity involves a combination of methods of music history and theory, as well as taking into account socio-cultural conditions different from those in which their creative personalities were formed. The article is the first to systematize the facts testifying to two trends in the dissemination of the composer's creativity of graduates of the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory outside the West Siberian region. The author presents them in chronological tables. The main section of the article is devoted to the general characteristics of the works written in the 2000s - early 2020s in the United States by Boris Lisitsyn and Grigory Smirnov, who are members of the Siberian Organization of the Russia Composers Union. The Appendix contains lists of foreign works by both composers. In conclusion, the author makes an inference about the continuation in their music of the traditions laid down in the classes of professors A.F. Murov and Yu.P. Yukechev of the Novosibirsk Conservatory, about the preservation of the national nature of each composer talent, their bright creative individuality, and outlines the prospects for further study of the stated topic.
Keywords: Siberian composer's creativity, Russian abroad, Boris Lisitsyn, Grigory Smirnov Conflict of interest. The author declares the absence of conflict of interests.
For citation: Goncharenko, S.S. (2023), "Creativity of Siberian composers abroad", Journal of Musical Science, vol. 11, no. 4, pp. 57-66. DOI: 10.24412/2308-1031-2023-4-57-66.
Вопросы изучения музыки композиторов, профессиональное становление которых проходило в Западной Сибири, а творческий путь продолжен за пределами России, вписываются в обширную и актуальную проблему культуры и искусства русского зарубежья. В XX столетии во многом под влиянием социокультурных факторов она оборачивается разными гранями и в первые десятилетия XXI в. приобретает новый поворот1.
На подступах к изучению темы о музыке сибирских авторов, возникающей вне региональной среды, необходимо сформулировать первоочередные задачи:
1) установление фактов и их систематизация;
2) определение путей распространения произведений композиторов -выпускников Новосибирской консерватории вне Западной Сибири;
3) выделение наиболее значимых в современном контексте творческих фигур и показательных сочинений, созданных в первые десятилетия XXI в. сибирскими композиторами за рубежом.
Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы обосновать необходимость исследования разных аспектов данного явления, в сибирском музыковедении почти не затронутого.
Уже с первых лет существования Сибирской организации Союза композиторов Российской Федерации, т.е. с 1940-х гг., произведения, созданные местными авторами, регулярно исполнялись в рамках фестивалей, творческих отчетов и пленумов в Москве, Санкт-Петербурге, в городах Европейской России. С 1980-х гг. внешние связи СО СК расширяются благодаря зарубежным гастролям новосибирских исполнительских коллективов -
оркестровых, камерных, а также исполнителей-солистов. В это же время общая эмиграционная волна - отъезд русских композиторов в другие страны - коснулась и воспитанников сибирской композиторской школы.
Основным поставщиком композиторских кадров в Сибири с 1960-х гг. была кафедра теории музыки и композиции Новосибирской консерватории им. М.И. Глинки, а затем - организованная в 1984 г. - специализированная кафедра композиции2. В подготовке музыкантов, так или иначе оказавшихся вне русских городов Западной Сибири, в консерватории сложилось два направления, возглавляемых ведущими специалистами - профессорами Г.Н. Ивановым и А.Ф. Муровым. Вместе с другими педагогами они воспитали более 100 выпускников, успешно работающих в регионе и за его пределами.
Одно направление связано с подготовкой кадров для национальных республик. В табл. 1 приведены сведения о композиторах, получивших образование в НГК и работавших / работающих в Бурятии, Тыве, Саха (Якутия). Подавляющее их большинство являются воспитанниками класса Г.Н. Иванова.
Факты свидетельствуют о том, что большая часть музыкантов, направленных на обучение в Новосибирск из республик Сибири, успешно пройдя подготовку в консерватории, возвращались на родину, где входили в состав местных композиторских организаций, а впоследствии их возглавляли. Так, председателями СК Республики Саха (Якутия) стали Захар Степанов, затем Кирилл Герасимов; Лариса Санджиева и сейчас является председателем СК Бурятии.
Таблица 1. Внутрисибирские межнациональные связи: Новосибирская консерватория - Бурятия, Саха (Якутия), Тыва Intra-Siberian international relations: Novosibirsk Conservatory - Buryatia, Sakha (Yakutia), Tyva
Композитор Окончание НГК, г. Педагог по специальности Республика
Дамба Хуреш-оол 1972 Г.Н. Иванов Тыва
Степанов Захар Константинович 1972 Ю.П. Юкечев Якутия
Ирдынеев Юрий Ирдынеевич 1973 Г.Н. Иванов Бурятия
Белоголов Сергей Владиленович 1979 А.Ф. Муров Якутия (1979-1996)
Неустроев Егор Ильич 1989 Г.Н. Иванов Якутия
Самойлов Аркадий Васильевич 1990 Г.Н. Иванов Якутия
Герасимов Кирилл Афанасьевич 1991 Г.Н. Иванов Якутия
Санджиева Лариса Николаевна 1994 Г.Н. Иванов Бурятия
По разным странам разбросала судьба представителей класса А.Ф. Мурова, а затем Ю.П. Юкечева. В Израиль выехали З. Бляхер, Л. Богуславский, И. Хейфец. Во Франции работает В. Копац, в Норвегии - И. Салтыкова-Гирунян. Для А. Де-риева, Б. Лисицына и Г. Смирнова второй страной после России стали Соединенные Штаты Америки. А. Дериев уехал в Сан-Франциско в 1991 г., будучи успешным театральным композитором и продолжил ставить сказочные мюзиклы в Вашингтоне. В начале 2000-х гг. он вернулся в Новосибирск, выступал с концертами, писал музыку к драматическим спектаклям. Около 30 лет живет в Америке Б. Лисицын, 15 лет - Г. Смирнов. Отдельно следует отметить творчество вьетнамского композитора Нгуена Лантуата -выпускника Ленинградской консерватории, музыка которого, созданная в Сибири, звучала в российских городах и на его Родине.
В табл. 2 приведены сведения о композиторах - членах СО СК РФ, работавших / работающих в других странах.
Остановим внимание на зарубежном периоде творчества двух композиторов: Бориса Лисицына и Григория Смирнова, которые входят в состав Сибирской организации СК России, принимают уча-
стие в ее творческих проектах и акциях. Они принадлежат разным поколениям и окончили Новосибирскую консерваторию с разницей около 20 лет: Б. Лисицын -выпускник 1988 г. по классу профессора А.Ф. Мурова, Г. Смирнов окончил консерваторию в 2006 и аспирантуру в 2008 г. по классу профессора Ю.П. Юкечева.
Яркое дарование каждого было отмечено уже в консерваторские годы: учебные работы заслужили награды на студенческих и аспирантских всероссийских конкурсах; выпускные сочинения вышли за пределы консерваторских концертных залов, звучали в филармонии, на телестудии, в оперном театре Новосибирска3. Почти сразу после завершения профессионального образования оба композитора были приняты в состав Сибирского творческого содружества композиторов: Б. Лисицын в 1989 г.4, Г. Смирнов - в 2009 (рис. 1-3).
«Американская биография» складывалась у них по-разному. Б. Лисицын обосновался в Сан-Франциско в 1995 г., попав туда по семейным обстоятельствам. Прочное материальное положение не дало ему непосредственного выхода в музыкальные круги Соединенных Штатов Америки. Целью приезда Г. Смирнова в Нью-Йорк было профессиональное
Таблица 2. Международные связи Новосибирской консерватории International relations of the Novosibirsk Conservatory
Композитор Окончание вуза, г. Педагог по специальности Дата вступления в СО СК РФ Отъезд из России, г. Страна, город
Бляхер Захар Львович (1923-2018) 1966 А.Ф. Муров Конец 1960-х 1979 Израиль, Иерусалим
Богуславский Лев Шулимо-вич (р. 1943) 1971 А.Ф. Муров Нет сведений 1980 Израиль, Иерусалим
Хейфец Илья Маркович (р. 1949) 1972 А.Ф. Муров 1970-е. Создал Омскую организацию в 1988 г. 1991 Израиль, Яффа
Дериев Анатолий Яковлевич (1951-2012) 1980 Ю.П. Юкечев 1984 1991-2004 США, Сан-Франциско, Вашингтон
Салтыкова-Ги-рунян Ирина Александровна (р. 1960) 1984 А.Ф. Муров 1998 2006 Санкт-Петербург, Германия, Норвегия
Лисицын Борис Павлович, (р. 1957) 1988 А.Ф. Муров 1989 1995 США, Сан-Франциско
Копац Владимир 1992 1993 Франция, Париж
Смирнов Григорий Георгиевич (р. 1982) 2006 Ю.П. Юкечев 2006 2009 США, Нью-Йорк
Красилова Мария Викторовна (р. 1989) 2013 Ю.П. Юкечев 2017 2017 Израиль
Нгуен Лантуат (1935-2014) 1970, Ленинград А. Мнацаканян, Б. Арапов 1988 Вьетнам
совершенствование в знаменитой и к тому времени самой престижной за рубежом Джульярдской школе. Два года занятий (2008-2010) под руководством известных американских композиторов, профессоров Кристофера Роуза и Джона Корильяно завершились дипломом магистра. Общение с музыкантами-исполнителями высокого класса, коллегами по школе укрепили «музыкальный статус» Г. Смирнова. В 2011 г. он был стипендиатом музыкального центра Тэнглвуда;
в настоящее время преподает в Академии СМЕ (Центре музыкального мастерства).
Сравнивая произведения, написанные ими в XXI столетии и получившие общественное признание, обратим внимание на следующие общие аспекты: продолжение традиций сибирской композиторской школы, проявление авторской индивидуальности, круг предпочитаемых жанров и музыкально-выразительных средств, ареал функционирования произведений.
Рис. 3. Б. Лисицын и Т. Сохиев на VI Транссибирском арт-фестивале. 2019 г.
Б. Лисицын - представитель класса А.Ф. Мурова, как и его учитель, от природы одарен масштабностью, концепцион-ностью мышления и «чувством оркестра». Эти качества успешно воплощаются в крупных жанрах - произведениях для хора («Русский концерт», цикл «Россия»), программных симфонических поэмах («Золотые ворота», «Музыка моря», «Тройка»), сюитах для симфонического оркестра и оркестра русских инструмен-
тов. Обращаясь к камерным жанрам, композитор в последние годы предпочитает однотембровые составы, либо пишет для струнного инструмента соло: скрипки, альта, виолончели (см. приложение).
Намеренное ограничение, возможно, связано с задачей «технологического перевооружения». От традиционных норм музыкальной классики XX в., отличавших его «новосибирские» опусы, он переходит к освоению приемов американского
авангарда 1920-х гг. - Э. Вареза, минимализма, сонорной композиции, в какой-то мере поставангарда. В то же время музыкальный язык сочинений 2010-2020-х гг. сохраняет «характерное проявление индивидуальной авторской стилистики Лисицына с его высокой смысловой наполненностью интонационного содержания» (Молчанов А., 2022, с. 129), Существенное изменение музыкальной стилистики убедительно выражено в двух оркестровых партитурах последних лет.
Одночастная симфоническая фантазия «Музыка моря» посвящена памяти Арнольда Каца5. Композитор говорит, что импульсом для ее создания послужило огромное впечатление от посещения северной части Тихого океана в районе Владивостока. «Увидев величественную, подчас дикую мощь природы, переходящую во вполне тихое состояние, вскоре сменяемое очередным буйством, как в жизни, я перенес это ощущение в ноты» (Савин А., 2019).
По словам автора, композиция делится на два раздела, которые он условно обозначает: «До шторма» и «После шторма». Необозримые просторы холодного океана, величественного в своем мрачном спокойствии... тревожное ожидание бури сменяются нарастанием энергии движения. После эпизода разгулявшейся стихии возвращаются суровые краски, картины вечно изменчивые: то устрашающие, то настороженно спокойные. Объемная стереофония партитуры создается темброво-регистровыми контрастами, полифонией пластов.
Как обращение к константам российской культуры воспринимается вторая оркестровая пьеса Б. Лисицына «Тройка»6. Краткой цитатой «Эх, тройка! птица-тройка. » автор намеренно подчеркивает ассоциативный ряд, навеянный хрестоматийно известным фрагментом из поэмы «Мертвые души» Н. Гоголя.
Многозначный символический образ гоголевской тройки, стремительно и неостановимо несущейся в неизвестном направлении, воспринимается как драматическое размышление о судьбе России. В полиостинатной сонорной композиции амбивалентный гоголевский образ приобретает дополнительное коннотативное значение.
В сочинениях Г. Смирнова в «американский» период, как и в новосибирских, господствует светлый мир гармонии и красоты. Его лирический талант получил благоприятное развитие в камерных жанрах. Это традиционные классические инструментальные составы: струнный квартет, фортепианный квинтет, ансамбли солирующих инструментов с фортепиано, фортепианная музыка, вокальный цикл. Из крупных работ отметим Струнный квартет в двух частях: I. Lento. II. Moderato non troppo (2010), а также трехчастный цикл Фортепианной сонаты (2013): 1. Grave. 2. Lento. 3. Presto con fuoco7.
Преобладает в его творчестве жанр миниатюры с характерным лаконизмом высказывания, экономией фактурных средств, отточенностью деталей при изысканности и даже изощренности мелодических линий. Мелодия выступает главным выразительным средством. Мелодический ток «обнимает» всю композицию, организуя ее дыхание в Романс для английского рожка и оркестра (Исп. Оркестр Джульярдской школы. Дир. Дж. Миларский. Апрель 2011), в фортепианных сочинениях (Элегии, Кредо, Ауре, Сонате), в Квартете. Мелодии льются бесконечно, «словно исповедь души, как будто не было ни авангарда, ни поставангарда, ни изобретения в XX в. все новых композиторских техник8.
Мастерство дления эмоционального созерцания, сосредоточенного погружения в состояние интроспекции, которое
отличает многие сочинения Г. Смирнова, восходит, вероятно, к традиции русской протяжной песни. Не случайно композитор в интервью ссылается на завет своего педагога Ю. Юкечева изучать фольклорные источники как важный этап освоения композиторской профессии9.
Понимание техники композиции, в первую очередь как техники плетения мелодической линии, перекликается с установками последних лет одного из признанных сибирских композиторов Юрия Ащепкова, также ограничившего себя созданием камерной музыки и сосредоточенного на поисках нового воплощения в мелодике тональной системы. Стиль «новой простоты» выдержан у Г. Смирнова и в недавних фортепианных пьесах, и в присланном в 2022 г. в Новосибирск на композиторский конкурс «Экспромте» для скрипки и камерного оркестра - лирической миниатюре с развитой мелодией и элементами минимализма в партии оркестра (многократно повторяющейся формуле на параллельном движении терций).
Стив Райх, техника минимализма и постминимализма которого приобрела всемирное влияние, пожалуй, единственный среди деятелей американской музыки, оказался близким Г. Смирнову, Отголоски этой техники можно услышать в сочинении для маримбы «Зеркало пустоты» (2008), которое неоднократно исполнялось в Америке, а также в 2021 г. в Москве и в Санкт-Петербурге.
Подобно Ю. Юкечеву Г. Смирнов продолжает выступать в концертах как пианист, солируя, и в ансамблях, в основном демонстрирует свои новые произведения, исполняет также классическую, современную, импровизационную музыку.
Композиторские индивидуальности Б. Лисицына и Г. Смирнова по-разному вписываются в музыкально-творческий диалог «Сибирь-Россия - США». Произведения Б. Лисицына являются прежде
всего частью музыкальной культуры Новосибирска, но становятся известными в России и за ее пределами. Новосибирские музыканты охотно исполняют его опусы, творчество его освещается в музыковедческих работах (Демешко Г., 2016, Молчанов А., 2022, Гончаренко С., 2002, 2013).
Произведения Г. Смирнова регулярно звучат на известных сценах Нью-Йорка (Линкольн-Центр, Мерлин Холл), Тэнглвудском музыкальном фестивале, а также в других странах: Оперном театре Копенгагена, в Московской и Санкт-Петербургской филармониях, на радио и на различных международных фестивалях. Важным событием для Смирнова был авторский концерт 2014 г. в Мерлин Холле. Исполнителями стали коллеги по Джульярдской школе, Струнный квартет, а также хоровой ансамбль Николая Качанова10. Концерту предшествовало рекламное интервью с Майей Притцкер, сопровождавшееся звучанием музыки «Романса» и Струнного квартета. К сожалению, новосибирские исполнители и музыковеды знакомятся с музыкой Смирнова в основном по аудио- и видеозаписям, выложенным на его сайте в Электронных ресурсах. Она еще ждет своего исследователя.
Отвечая на вопрос составителя Альманаха, изданного к 80-летию СО СК, композитор пишет следующее: Сибирская организация - «это, прежде всего, высокая и уникальная культура, которая значительно повлияла на меня и дала толчок для моего дальнейшего развития как композитора. К сожалению, в настоящее время... из-за невозможности приехать на Родину, я не могу участвовать во многих интересных проектах, но я хотел бы принять участие в будущем»11.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. композиторы родом из Новосибирска, создающие новую музыку в дальнем зарубежье, сохраняют
национальную идентичность, традиции воспитавшей их школы, остаются «отечественными художниками и по своей мен-тальности, и по "духу" музыкального высказывания» (Демешко Г., 2016, с. 59).
Изложенные в статье факты позволяют поставить проблему о феномене «сибирское композиторское зарубежье», рассматривать вопросы о его специфике, складывающейся в конце XX - начале XXI в.
в условиях современного информационного пространства культуры. Историографический обзор подводит к целенаправленному углубленному изучению музыки сибирских композиторов, создаваемой в других странах12, что даст возможность получить представление о динамике эволюционных процессов в международных связях Сибирской композиторской организации.
Благодарность: Автор благодарит Б. Лисицына за предоставленные партитуру и аудиозапись симфонической поэмы «Тройка».
Acknowledgment: The author thanks B. Lisitsyn for providing the score and audio recording of the symphonic poem "Troika".
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследованию общих аспектов данного явления посвящены монографии Е.И. Пивовара (2019), О.В. Воробьевой (2010) и др.
2 В 2023 г. кафедра композиции была вновь объединена с кафедрой теории музыки. Заведует кафедрой композитор, кандидат искусствоведения, доцент А.С. Молчанов.
3 Заметным событием музыкальной жизни города стала дипломная работа Б. Лисицына - опера «Пир во время чумы» по трагедии А.С. Пушкина. Под впечатлением премьеры, состоявшейся в Большом зале Новосибирской консерватории (в постановке Оперной студии), режиссер Ким Долгих снял телефильм. Его опера-балет «Снежная королева» (1992) в течение нескольких лет с успехом шла на сцене Новосибирского академического театра оперы и балета (режиссер-постановщик и балетмейстер В. Владимиров). Сюита из оперы неоднократно исполнялась Симфоническим оркестром Новосибирской филармонии под управлением маэстро А.М. Каца.
Григорий Смирнов в студенческие годы был удостоен диплома на IV Международном конкурсе им. С.С. Прокофьева (Санкт-Петербург, 2003). Его выпускная работа - «Пастораль» - была исполнена Симфоническим оркестром Новосибирской филармонии в 2007 г.
4 Б. Лисицын в 1990-е гг. избирался в Правление Сибирской организации, входил в состав композиторского содружества «Агон». Широкой аудитории была известна его музыка к спектаклям театра «Старый дом».
5 Мировая премьера фантазии состоялась 21 апреля 2019 г. в рамках VI Транссибирского арт-фестиваля под управлением главного дирижера и музыкального руководителя Большого театра России Тугана Сохиева.
6 Она впервые прозвучала 23 января 2022 г. в юбилейном концерте к 80-летию Сибирской организации СК России (дирижер Рустам Дильмуха-медов).
7 Grigory Smirnov composer & pianist. URL: http: // grigorysmirnov.com (дата обращения: 10.02.2022).
8 Казиник М. Исповедь души: музыка композитора Смирнова // YouTube. URL: http: // youtube. com> watch?v=UKyAVqV5Dkw (дата обращения 5.02. 2022).
9 Grigory Smirnov interview by Maya Pritsker on RTN WMNB (in Russian). April 2, 2014. Интервью с Григорием Смирновым (50:19) // www. grigorysmirnov.com (дата обращения: 10.02.2020).
10 Качанов Н.П. (р. 1946) - хормейстер, окончил Новосибирскую консерваторию в 1972 г. и аспирантуру в 1979 г. Руководил Православным хором в Нью-Йорке, активно пропагандировал сибирскую музыку в Америке. Хор Н. Качанова исполнял произведения З. Бляхера, неоднократно - Ю. Юкечева.
11 Сибирская организация Союза композиторов России. 80 лет. 1942-1982: альм. Новосибирск, 2021. С. 71.
12 Важно и интересно проследить творческие судьбы других композиторов, работающих в странах Европы и Израиля (см. табл. 2).
ЛИТЕРАТУРА
Воробьева О.В. Русская Америка в XX веке: историко-культурный аспект. М.: ИНФРА-М, 2010. 203 с.
Гончаренко С.С. Сибирская композиторская организация. 1942-2002. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2002. 124 с.
Гончаренко С.С. Сибирская композиторская организация: нам - 70 лет! Каталог творческих работ (2008-2012). Новосибирск: Изд. НГОНБ, 2013. 76 с.
Демешко Г.А. «Lamento» Б. Лисицына для скрипки, альта и виолончели (к вопросу о стиле авторского высказывания) // Композиторы Новосибирска. Вып. 2 / под общ. ред. А.М. Лесовиченко. Новосибирск: Новосиб. гос. консерватория (акад.) им. М.И. Глинки, 2016. С. 58-72.
Молчанов А.С. «Шаман» Бориса Лисицына. На стыке культурных традиций и техник композиций в период поставангарда // Вестник музыкальной науки. 2022. Т. 10. № 4. С. 129-139. DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-129-139.
Пивовар Е.И. Мир российского зарубежья в конце XX - начале XXI века. М.: РГГУ, 2019. 439 с.
Савин А. «Музыка моря» как отражение человеческой жизни // Classicalmusicnews. 2019. 02 апр. URL: https://classicalmusicnews.ru/interview/boris-lisitsin-2019/ (дата обращения 8.02.2022).
REFERENCES
Demeshko, G.A. (2016), "«Lamento» by B. Lisitsyn for violin, viola and cello (on the question of the style of the author's statement)", Kompozitory Novosibirska [Composers of Novosibirsk], Issue 2, in A.M. Leso-vichenko (ed.), Novosibirskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) im. M.I. Glinki, Novosibirsk, pp. 58-72. (in Russ.)
Goncharenko, S.S. (2002), Sibirskaya kompozitorskaya organizatsiya. 1942-2002 [Siberian composer organization. 1942-2002], Novosibirskaya gosudarstvennaya konservatoriya (akademiya) im. M.I. Glinki, Novosibirsk, 124 p. (in Russ.)
Goncharenko, S.S. (2013), Sibirskaya kompozitorskaya organizatsiya: nam - 70 let! Katalog tvorcheskikh rabot (2008-2012) [Siberian composer organization: we are 70 years old! Catalog of creative works (2008-2012)], Izdatel'stvo NGONB, Novosibirsk, 76 p. (in Russ.)
Molchanov, A.S. (2022), "«Shaman» by Boris Lisitsyn. At the junction of cultural traditions and techniques of compositions in the post-avantgarde period", Journal of Musical Science, Vol. 10, no. 4, pp. 129-139, DOI: 10.24412/2308-1031-2022-4-129-139. (in Russ.)
Pivovar, E. I. (2019), Mir rossiiskogo zarubezh'ya v kontse XX - nachale XXI veka [The world of the Russian abroad at the end of the XX - beginning of the XXI century], RGGU, Moscow, 439 p. (in Russ.)
Savin, A. (2019), "«Music of the sea» as a reflection of human life", Classicalmusicnews, April 2, Available at: https://classicalmusicnews.ru/interview/boris-lisitsin-2019/ (Accessed 8 February 2022). (in Russ.)
Vorob'eva, O.V. (2010), Russkaya Amerika v XX veke: istoriko-kul'turnyi aspect [Russian America in the XX century: historical and cultural aspect], INFRA-M, Moscow, 203 p. (in Russ.)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные сочинения последних лет Б. Лисицын
Music for Russian Folk Orchestra, 2003. Dance for two pianos from opera «A Feast in a Time of Pestilence» (« Пир во время чумы»), 2004. Music for violin solo, 2005. «Russia Concert» for Soloist and Chorus on Russian Poetry, 2007. «Memoria musica» для альта соло, 2009. «Golden Gate» («Золотые Ворота») - music for Symphony Orchestra, 2006-2010. «Шаман», музыка для виолончели соло, 2010. «Россия», хоровой цикл для смешанного хора, 2007 -2010. Редакция Музыки для квартета тромбонов,
2010. Адажио для струнного трио «Памяти отца»,
2011. «Music of the Sea» («Музыка моря»). Memory of Arnold Katz, 2019. «Troika». Music for symphony orchestra, 2021. «Именины» сюита для оркестра
русских народных инструментов. Вокальный цикл «Марина» для сопрано и камерного оркестра на стихи Марины Цветаевой.
Г. Смирнов
«Зеркало пустоты», для маримбы и digital delay, 2008 (Версия для арфы, 2010). Романс для английского рожка и оркестра, 2009. Триптих для органа, 2010. Квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, 2010. Струнный квартет в двух частях: I. Lento. II. Moderato non troppo (исп. в феврале 2011). «Syzygy» («Сизигия») для кларнета, виолончели, вибрафона и арфы (музыка использовалась для хореографической постановки «Это случается»). Импровизация для фортепиано и виолончели, 2011. «Tears Fall within Mine Heart», для голоса и форепиано (по
стихам П. Верлена). Ария для скрипки и фортепиано, 2011. «Музыка радуги» для скрипки и вибрафона, 2011. Соната для фортепиано № 1: 1. Grave. 2. Lento. 3. Presto con fuoco, 2013. (26.48). Чакона для виолончели и фортепиано, 2013. «Dowson Songs» (Песни Доусона) для тенора и фортепиано на стихи Эрнеста Доусона (1867-1900), 2013. Элегия для фортепиано, 2014. Credo для фортепиано, 2015.
«Почему осина белая» для рассказчика и оркестра на сказку Роберта Шермана, 2018 (arrangement for chamber ensemble and narrator, 2021). «Voices from the Beyond» («Голос с того света») for mixed chorus a cappella, 2019. «Aura» for piano, 2021. Экспромт для скрипки и фортепиано, 2022. «Посвящение» для фортепиано, 2022. «Светлое и темное» для фортепиано. Импровизационная музыка.
Сведения об авторе
Гончаренко Светлана Сергеевна, доктор искусствоведения, профессор Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки E-mail: [email protected]
Author Information
Svetlana S. Goncharenko, D. Sc. (Art Criticism), Professor at the M.I. Glinka Novosibirsk State Conservatory
E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 15.09.2023 После доработки 30.10.2023 Принята к публикации 14.11.2023
Received 15.09.2023 Revised 30.10.2023 Accepted for publication 14.11.2023