Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРАСНОЯРСКЕ: НАЧАЛО ИСТОРИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРАСНОЯРСКЕ: НАЧАЛО ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное композиторское образование в Красноярске / О.Л. Проститов / В.В. Пономарев / В.Н. Сенегин / И.В. Юдин / professional music education in Krasnoyarsk / O.L. Prostitov / V.V. Ponomarev / V.N. Senegin / I.V. Yudin

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Найко Наталья Михайловна

При написании данной статьи использовались архивные документы Красноярского государственного института искусств (КГИИ) – приказы, буклеты государственных экзаменов и творческих конкурсов, а также ответы на вопросы анкеты, предложенной выпускникам и студентам, обучающимся по специальности «композиция». Указанные материалы позволили достаточно подробно рассмотреть обстоятельства, связанные c открытием в КГИИ специальности «композиция» и учреждением кафедры теории музыки и композиции. Дается краткая характеристика личности и разносторонней одаренности каждого преподавателя, ведущего класс сочинения. Представлены сведения о тенденциях при составлении программ выпускников на государственных экзаменах, как закономерность отмечено создание крупных инструментальных и вокально-инструментальных форм, перечислены председатели квалификационных комиссий по специальности «композиция» за двадцатилетний период. Прослеживаются история конкурсов для юных композиторов, организованных по инициативе кафедры теории музыки и композиции, их положительный вклад в развитие профессионального композиторского образования. Отмечено значение творческих встреч и мастер-классов, проводимых в Красноярске крупнейшими композиторами и педагогами Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы. Для создания композиторской среды важное значение имеет возможность студентов-исполнителей заниматься композицией факультативно. Часть из них ориентирована профессионально, практически все выпускники приняты в Союз композиторов РФ, продолжают сочинять. Как специфический региональный момент, положительно влияющий на создание творческой атмосферы, прослеживается тесная взаимосвязь деятельности композиторской организации, вуза, краевого Дома искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN KRASNOYARSK: THE BEGINNING OF HISTORY

This article uses such KSIA archival documents and materials as orders, state exam / creativity competition brochures and answers to the questionnaire for graduates and students specialising in music composition. These materials allowed us to consider in sufficient detail the circumstances associated with the opening of music composition courses and the establishment of the Department of Music Theory and Composition at the Krasnoyarsk State Institute of Arts. The article gives a brief description of teachers leading music composition courses, including their personalities and diverse talents. It also presents trends in graduate programmes at state exams, specifies the creation of large instrumental and vocal-instrumental forms as a regularity and lists the chairmen of qualification committees in the field of music composition for a twenty-year period. The history of young composers competitions organised at the initiative of the Department of Music Theory and Composition and their positive contribution to the development of professional music education are observed. Leading composers and teachers from Novosibirsk, Yekaterinburg and Moscow attach special importance to meet-the-artist events and masterclasses held in Krasnoyarsk. In order to make a creative environment, it is important to provide performing students with an opportunity to practise music composition on an optional basis. Some of them are professionally-oriented. Almost all graduates are admitted to the Russian Union of Composers and continue their composition practices. As a specific regional moment that positively affects the creation of a creative atmosphere, there is a close relationship between the institute, the Regional Centre of Arts and music composition organisation.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРАСНОЯРСКЕ: НАЧАЛО ИСТОРИИ»

© Найко, Н.М., 2021 УДК 78

DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-173-185

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ КОМПОЗИТОРСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КРАСНОЯРСКЕ: НАЧАЛО ИСТОРИИ

Н.М. Найко1

1 Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, 660049, Красноярск, Российская Федерация

Аннотация. При написании данной статьи использовались архивные документы Красноярского государственного института искусств (КГИИ) - приказы, буклеты государственных экзаменов и творческих конкурсов, а также ответы на вопросы анкеты, предложенной выпускникам и студентам, обучающимся по специальности «композиция». Указанные материалы позволили достаточно подробно рассмотреть обстоятельства, связанные c открытием в КГИИ специальности «композиция» и учреждением кафедры теории музыки и композиции. Дается краткая характеристика личности и разносторонней одаренности каждого преподавателя, ведущего класс сочинения. Представлены сведения о тенденциях при составлении программ выпускников на государственных экзаменах, как закономерность отмечено создание крупных инструментальных и вокально-инструментальных форм, перечислены председатели квалификационных комиссий по специальности «композиция» за двадцатилетний период. Прослеживаются история конкурсов для юных композиторов, организованных по инициативе кафедры теории музыки и композиции, их положительный вклад в развитие профессионального композиторского образования. Отмечено значение творческих встреч и мастер-классов, проводимых в Красноярске крупнейшими композиторами и педагогами Новосибирска, Екатеринбурга, Москвы. Для создания композиторской среды важное значение имеет возможность студентов-исполнителей заниматься композицией факультативно. Часть из них ориентирована профессионально, практически все выпускники приняты в Союз композиторов РФ, продолжают сочинять. Как специфический региональный момент, положительно влияющий на создание творческой атмосферы, прослеживается тесная взаимосвязь деятельности композиторской организации, вуза, краевого Дома искусств.

Ключевые слова: профессиональное композиторское образование в Красноярске, О.Л. Про-ститов, В.В. Пономарев, В.Н. Сенегин, И.В. Юдин.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Найко, Н.М. Профессиональное композиторское образование в Красноярске: начало истории // Вестник музыкальной науки. 2021. Т. 9, № 1. С. 173-185. DOI: 10.24412/2308-1031-2021-1-173-185.

PROFESSIONAL MUSIC EDUCATION IN KRASNOYARSK: THE BEGINNING OF HISTORY

N.M. Naiko1

1 Dmitry Hvorostovsky Sibirian State Academy of Arts, 660049, Krasnoyarsk, Russian Federation

Abstract. This article uses such KSIA archival documents and materials as orders, state exam / creativity competition brochures and answers to the questionnaire for graduates and students specialising in music composition. These materials allowed us to consider in sufficient detail the circumstances associated with the opening of music composition courses and the establishment of the Department of Music Theory and Composition at the Krasnoyarsk State Institute of Arts. The article gives a brief description of teachers leading music composition courses, including

their personalities and diverse talents. It also presents trends in graduate programmes at state exams, specifies the creation of large instrumental and vocal-instrumental forms as a regularity and lists the chairmen of qualification committees in the field of music composition for a twenty-year period. The history of young composers competitions organised at the initiative of the Department of Music Theory and Composition and their positive contribution to the development of professional music education are observed. Leading composers and teachers from Novosibirsk, Yekaterinburg and Moscow attach special importance to meet-the-artist events and masterclasses held in Krasnoyarsk. In order to make a creative environment, it is important to provide performing students with an opportunity to practise music composition on an optional basis. Some of them are professionally-oriented. Almost all graduates are admitted to the Russian Union of Composers and continue their composition practices. As a specific regional moment that positively affects the creation of a creative atmosphere, there is a close relationship between the institute, the Regional Centre of Arts and music composition organisation.

Keywords: professional music education in Krasnoyarsk, O.L. Prostitov, V.V. Ponomarev, V.N. Senegin, I.V. Yudin.

Conflict of interests. The author declares that there is no conflict of interest. For citation: Naiko, N.M. (2021), "Professional music education in Krasnoyarsk: the beginning of history", Journal of Musical Science, vol. 9, no. 1, pp. 173-185. DOI: 10.24412/2308-10312021-1-173-185.

Для появления композиторского профессионального образования в Красноярске, как отмечает Л.В. Гаврилова, был необходим «определенный музыкально-художественный уровень социокультурной среды», «наличие развитой системы концертно-филармонической деятельности с соответствующей инфраструктурой», «функционирование профессионального музыкально-образовательного учреждения», собственно композиторская среда -деятельность ряда личностей, обладающих творческим потенциалом и композиторским образованием, социальный заказ - востребованность композиторского творчества региональных авторов. Этот комплекс условий, по мнению автора, сложился к 1996 г. (Гаврилова Л., 2020, с. 110).

Однако есть основания полагать, что в Красноярском государственном институте искусств (КГИИ)1 ситуация для открытия специальности «композиция» созрела уже ко второй половине 1980-х гг. В этом 174

отношении отметим, во-первых, достаточно высокую концентрацию первоклассных артистических сил (в связи с открытием Театра оперы и балета, симфонического оркестра, Института искусств), проявляющих готовность исполнять музыку красноярских композиторов, инициирующих возникновение новых сочинений; во-вторых, наличие группы творчески активных композиторов -воспитанников ведущих консерваторий страны, усвоивших лучшие традиции отечественной музыкальной культуры, вошедших в Красноярскую организацию Союза композиторов, приступивших в разные годы к преподавательской деятельности в Институте искусств. Это выпускники Ленинградской консерватории В.А. Бешевли (с 1979 по 1999) и О.Л. Проститов (с перерывами, с 1979 по 2009), Горьковской консерватории О.О. Меремкулов2 (с 1980 по 1989), Московской консерватории В.Н. Сенегин (с перерывами, с 1981 по 2007), Б.Р. Иофис (с 1985 по 1992), Новосибирской

консерватории В.В. Пономарев (с 1984 г.).

Нужны были еще два фактора: появление потенциальных абитуриентов - одаренных выпускников ссузов, проявляющих склонность к сочинению музыки и стремящихся к освоению композиторской профессии, а также официальное решение Министерства культуры об открытии в КГИИ набора студентов на специальность «композиция».

В.А. Бешевли и О.Л. Проститов, помимо вуза, работали в Красноярском краевом училище искусств, занимаясь факультативно композицией со студентами разных отделений. Здесь среди учеников О.Л. Прости-това был студент отделения теории музыки В. Миниотас, поступивший потом как композитор в Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории и окончивший его в 1990 г. Факт «потери» талантливого выпускника ссуза, потенциального студента-композитора КГИИ обострил проблему расширения перечня музыкальных специальностей института и включения в него специальности «композиция».

В конце 1980-х гг. в училище факультатив по композиции у О.Л. Проститова также посещал С. Пучинин - студент класса В.А. Аверина (балалайка). Сдав выпускные экзамены в училище искусств в 1990 г., он сразу же поступил в КГИИ на кафедру народных инструментов в класс В.А. Аверина, продолжая факультативные занятия под руководством В.А. Бешевли3. Будучи студентом II курса института (1991), С. Пучинин показал свои сочинения Б.Р. Иофису. Итогом этой встречи стала углубленная подготовка по теоретическим дис-

циплинам и поступление на специальность «музыковедение», куда С. Пучинин был зачислен в 1992 г.4 С этого же времени он регулярно посещал факультатив по композиции у О.Л. Проститова, а с 1994 г. началось его системное обучение по программе специальности «композиция». В тот период в классе сочинения у О.Л. Проститова числился также А. Авакян, и факультативно под руководством В.Н. Сенегина занималась И. Белова.

В июне 1995 г. в камерном зале КГИИ состоялся отчетный концерт класса композиции, в котором прозвучали сочинения трех упомянутых выше начинающих авторов. И в этом же 1995 г. впервые осуществилось официальное зачисление студентов на специальность «композиция».

Первые годы профильные дисциплины студентов-композиторов (сочинение, чтение партитур, инструментовка) были сосредоточены в учебной нагрузке О.Л. Проститова. В 1997 г. он был выбран председателем Красноярской организации Союза композиторов России. Поэтому вполне естественно, что после вручения первого диплома с указанием квалификации «композитор», по специальности «композиция», который получил С. Пучинин летом 1999 г.5, уже осенью в приказе ректора №195-04 от 29.10.99 на основании решения Ученого совета от этой же даты в § 1 было зафиксировано разделение кафедры истории и теории музыки на два структурных подразделения - кафедру истории музыки6 и кафедру теории музыки и композиции7. Согласно § 2 упомянутого приказа, с 01.11.1999 г. обязанности заведующего кафедрой

выполнял доцент О.Л. Проститов. С 01.10.2000 г. исполняющей обязанности заведующего кафедрой теории музыки и композиции была назначена Н.М. Найко, избранная через год - 30.10.2001 г. - на эту должность по конкурсу.

Как справедливо указывают В.В. Березин и А.М. Лесовиченко, спектр целей художественных вузов весьма разнообразен. «Наряду с основной задачей - обучением музыке, они выступают и как концертные (иногда театральные), и как исследовательские, и как просветительские центры»8. Все эти аспекты при занятиях в классе композиции нередко фокусируются на преподавателе. Его ключевая роль сопряжена с полифункциональностью: он и носитель системы специальных знаний, и музыкант-практик, и психолог, и методист, и организатор-проектировщик.

По словам В. В. Задерацкого, «процесс воспитания подключает (кроме методических) иные аспекты опыта: характер артистической жизни, опыт социального ориентирования в избранной среде общения и пр. Многое из целостного потока сообщений усваивается интуитивно, но главное все же - через обучение» (Задерацкий В., 2016, с. 14). Кроме того, при реализации разнообразных задач в вузе весьма существенна доля внеучебного взаимодействия учителей и учеников. Нередко даже на занятиях по специальности общение выходит за рамки формальных отношений, поскольку здесь предполагается и прослушивание музыки, и обмен мнениями, и обсуждение вопросов самого разного рода: музыкально-технологических, творческих, общехудожественных,

мировоззренческих. Нужно сказать, что все преподаватели, кому довелось вести класс сочинения в красноярском вузе, соответствовали этой специфической многозадачности.

В тот период занятия со студентами-композиторами в основном проходили в Доме композитора, располагающем уютным залом с роялем, кабинетом с фортепиано, необходимой звуковоспроизводящей аппаратурой. По учебным планам еще с советских времен на сочинение на каждого студента отводилось по три часа в неделю. О.Л. Прости-тов был чрезвычайно притягательной фигурой для своих учеников. Великолепные слух и музыкальная память, широкий профессиональный кругозор, пианистическая и вокальная подготовка позволяли ему исполнять довольно сложные тексты, свободно прибегать к показу за инструментом. Артистическая гибкость определяла возможность проникнуться особенностями одаренности каждого, понять его достоинства, проблемы и потребности. Кроме того, вызывала уважение студентов и творческая активность О.Л. Проститова, сочинявшего новые произведения, выступавшего в концертах с их исполнением. До сих пор выпускники вспоминают его с большой теплотой, отмечая творческую обстановку в классе, живую манеру преподавания, обилие звучащей музыки.

В 2003 г. О.Л. Проститов был удостоен почетного звания заслуженный деятель искусств, в 2008 получил ученое звание профессора, а в 2009 г. переехал в Краснодар, где приступил к преподавательской деятельности на кафедре музыковедения, композиции и методики му-

зыкального образования Краснодарского государственного института культуры. Два студента класса композиции - К. Пашков и К. Зарицкая -перевелись в это учебное заведение вслед за своим преподавателем.

К тому времени в красноярском вузе завершили обучение шесть композиторов: С. Пучинин (1999), К. Туев и Ч. Комбу (2000), А. Огнёва (2002), У. Хомушку (2004), А. Михалёв (2006). В 1999 г. выпустилась также музыковед И. Белова9, которая несколько лет посещала факультатив по композиции.

С годами круг мастеров, руководящих студентами-композиторами, расширялся. В 2002 г. в классе сочинения начала учиться А. Оюн10. Ее преподаватель В.Н. Сенегин11, разносторонне одаренный музыкант с большим опытом работы в филармоническом лектории и в красноярских театрах, техничный композитор и высоко оснащенный пианист, великолепный знаток оркестра. Он придерживался другого стиля в общении со студентами, отличаясь большей сдержанностью и строгостью. Однако при этом В.Н. Сене-гин всегда был открыт для общения и готов поделиться своими знаниями и опытом. К сожалению, позднее он сосредоточил все свои силы на работе в Театре оперы и балета и оставил преподавательскую деятельность.

В 2003 г. появилась первая студентка-композитор в классе В.В. Пономарёва - Т. Кузьмина, окончившая вуз в 2008 г. Позднее к ней добавилась О. Кургек12 (начинавшая обучение у О.Л. Простито-ва), чей выпуск пришелся на 2010 г. Вместе со студентами-композиторами в период 2009-2013 гг. под

руководством В.В. Пономарёва факультативно занимался сочинением А. Михель, получивший звание лауреата II открытого Всероссийского конкурса композиторов «Русская музыка XXI века для детей и юношества. Хоровая лаборатория» (Санкт-Петербург, 2009 г.) в категории «Духовная хоровая музыка (произведения, написанные в традиции православного богослужения)».

В 2017 г. институт закончила пианистка Е. Филатова, также посещавшая факультатив по композиции у В.В. Пономарёва, она во время учебы и после окончания вуза успешно выступила со своими сочинениями на нескольких конкур-сах13.

Одаренность В.В. Пономарёва многогранна - далеко за пределами Красноярска известна его деятельность в качестве собирателя и знатока сибирской духовной музыки; регента красноярского Свято-Троицкого храма; автора большого количества научных статей и нескольких поэтических сборников. В.В. Пономарёв также более 10 лет был руководителем и участником вокального квартета, который выступал как филармонический коллектив14. Он - один из первых вузовских преподавателей в России - стал читать курсы «История джазовой музыки» и «Массовая музыкальная культу-ра»15, что весьма важно «в культурной ситуации "постмодерна" с ее радикальными изменениями в соотношении художественных видов, многообразными мутациями, нарушающими сложившиеся иерархические связи и традиционные представления» (Цукер, А., 2016, с. 24). Подобная разносторонняя направленность личности, открытость

к новым проектам, неординарность и широта мышления, яркость в общении - все это чрезвычайно привлекает студентов.

В недолгой истории кафедры теории музыки и композиции был также удачный опыт преподавания в классе сочинения у А.Г. Михалёва, выпускника КГАМиТ 2006 г. А.Г. Михалёв - талантливый композитор и певец, очень хорошо владеющий фортепиано, быстро осваивающий вокальные партии - уже в год окончания академии был принят в Союз композиторов России и стал солистом Красноярского театра оперы и балеты. Сочетание хорошей профессиональной выучки и музыкальности, педагогической чуткости, личного обаяния и артистизма обусловило успех в его занятиях с первым студентом А. Лукьян-цом, поступившим в вуз в 2010 г.16

Коллеги и студенты - композиторы, музыковеды, инструменталисты - очень высоко ценят преподавателя кафедры теории музыки и композиции И.В. Юдина как замечательного знатока музыкальных инструментов, истории симфонического оркестра, специалиста в области инструментовки, эрудированного музыканта-практика. Целый ряд студентов института исполнительских специальностей факультативно осваивал под его руководством основы композиторского ремесла. Среди наиболее ярких его воспитанников стоит упомянуть В. Кошеле-ва - самобытного музыканта, окончившего КГАМиТ по классу домры, занимавшегося сочинением параллельно с основной специальностью в 2003-2008 гг., удостоенного звания дипломанта на I Московском открытом конкурсе молодых компо-

зиторов имени Ю.Н. Шишакова за сочинение произведений для народных инструментов (2005-2006 г.)17, а также М. Гохфельд18, пианисток Т. Пестрякову (сейчас Малышева) и С. Терещенко (сейчас Михалёва), баяниста А. Карякина, ставшего дипломантом всероссийского конкурса вокальных сочинений на стихи поэтов-сибиряков «Мелос сибирской поэзии», проходившего в Красноярске в 2016 г.

В 2015 г. состоялся выпуск С. Мицуковой, начинавшей свое обучение в классе В.В. Пономарёва, подготовившейся к государственным экзаменам под руководством И.В. Юдина. В последние годы институт с дипломом композитора закончили А. Шиховцов (2018) и С. Шестаков (2020), обучавшиеся у профессора кафедры В.В. Пономарёва.

В настоящее время класс композиции СГИИ заполнен и представлен студентами от I до V курса. В ближайшем будущем предполагается увеличение количества мест на специальность «композиция», что откроет новые перспективы: позволит привлечь к преподаванию свежие кадры, усилит студенческий коллектив, положительно повлияет на процесс формирования профессионально-творческой среды и создания соответствующей атмосферы на кафедре.

Преподаватели композиции подводят своих воспитанников к государственному экзамену с весьма серьезными программами, воплощая в жизнь индивидуальный подход, учитывая особенности дарования и интересы каждого студента, однако не снижая требований, которые с самого начала и на протяжении

всего существования периода класса композиции остаются неизменно высокими.

На государственные экзамены выносились симфонии (А. Огнёва, А. Лукьянец), симфониетта (С. Ми-цукова), концерт и фантазия для солирующего инструмента с оркестром (К. Туев, С. Шестаков), поэмы (Ч. Комбу, А. Михалёв, О. Кургек), симфоническая картина (А. Лукьянец), «Музыка для оркестра» (А. Шиховцов). Жанр, достаточно часто встречающийся у выпускников, - кантата (С. Пу-чинин, Т. Кузьмина, А. Михалёв, А. Оюн) или поэма (Ч. Комбу) для хора с оркестром с использованием солирующего голоса или инструмента. Тягу к сочинению музыки для театральных постановок обнаруживали студенты из Тывы, обращавшиеся к сюжетам национального фольклора (У. Хомушку, О. Кургек). У них были наиболее реальные перспективы осуществления своих замыслов на сцене.

Овладение техникой хорового письма демонстрируют хоровые циклы на стихи отечественных поэтов (К. Туев, О. Кургек, А. Шиховцов). Интерес и вкус к поэзии, воспитываемый преподавателями по специальности, контакт с современными авторами, а также наличие достойных солистов обусловливают обращение практически всех студентов к форме вокального цикла.

Камерные инструментальные сочинения в программах выпускников представлены циклическими формами разных типов для классических ансамблевых составов: струнный квартет, квинтет для двух скрипок, альта, виолончели и фортепиано, трио для скрипки, вио-

лончели и фортепиано, квинтет для деревянных духовых и валторны, либо отдельных инструментов, как, например, соната для фортепиано, соната для скрипки и фортепиано или сонатина для флейты и фортепиано, вариации и фуга для фортепиано, сюиты для гитары соло, для фортепиано, для саксофона-тенора и фортепиано.

Для развития музыкальной культуры Республики Тыва важное значение имеет обращение выпускников, получивших диплом композитора в красноярском вузе и вернувшихся на работу в Кызыл19, к национальной тематике, к творческим проектам, учитывающим задачи обновления репертуара для Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва им. Виктора Кок-оола, Тувинского государственного симфонического оркестра, Тувинского национального оркестра, певцов и исполнителей-инструменталистов.

В разные годы государственную комиссию по специальности «композиция» возглавляли авторитетные музыканты. Из Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки приезжали музыковед, кандидат искусствоведения, профессор Т.С. Сорокина (1999); композитор, член Союза композиторов России и Вьетнама, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор кафедры композиции Ланту-ат Нгуен (2000, 2006); музыковед, член Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор С.С. Гончаренко (2002, 2004, 2007, 2008); музыковед, доктор искусствоведения, профессор Б.А. Шин-

дин (2010); композитор, член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Ю.П. Юкечев (2015). В 2018 г. государственный экзамен по композиции принимал композитор, член Союза композиторов России и Союза польских композиторов, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор А.Б. Бызов из Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского; в 2020 г. -доктор искусствоведения, профессор Н.И. Ефимова из Академии хорового искусства им. В.С. Попова (Москва).

Трое выпускников были рекомендованы к поступлению в ассистентуру-стажировку: А. Михалёв, А. Шиховцов, С. Шестаков20. Почти все выпускники-композиторы красноярского вуза искусств стали членами Союза композиторов России, выступают с новыми сочинениями на фестивалях и пленумах.

Студентами класса композиции красноярского вуза становятся выходцы из Красноярска, Кемерово, Братска, Новосибирска, небольших городов и поселков Красноярского края, Республики Тыва, Алтайского края, Иркутской и Читинской области. Это выпускники разных отделений ссузов (как исполнительских, так и теоретического). Каждый из них пришел к выбору профессии по-своему - кто-то самостоятельно, кто-то под влиянием преподавателя композиции. В частности, такой яркий и авторитетный педагог -Е.К. Карелина - был в Кызыле. Для некоторых потенциальных абитуриентов имело решающее значение мнение или совет преподавателя по специальности, чутко уловившего

склонности своего ученика и перспективу его творческого развития.

Во время обучения особое значение приобретает личность преподавателя, ведущего класс сочинения, открывающего путь в профессию. Чрезвычайно важен пример и других педагогов-композиторов, поглощенных творчеством, увлеченных практическим сочинением, преданных своему делу. В нескольких анкетах, составленных специально для студентов и выпускников композиторского класса, респонденты отмечают благотворное воздействие преподавателей кафедры теории музыки и композиции, кафедры истории музыки, общего фортепиано, гуманитарных дисциплин, вспоминая, в частности, Н.А. Винк, много лет читавшую курс философии, Н.П. Шутову - преподавателя английского языка, педагогов-пианистов В.В. Васютинского, Е.А. Васю-тинскую, А.М. Войтина.

Помимо высокой оценки и теплых слов в адрес преподавателей по специальности выпускники и студенты подчеркивают вклад в их профессиональное становление В.В. Басс, под чьим руководством студенты осваивают классическую и современную гармонию, углубленно знакомятся с теорией и практикой композиции XX в., с современными композиторскими техниками и нотацией, а также Н.М. Найко, стремящейся привить понимание логики становления интонационной формы в рамках курса «анализ музыкальных произведений».

В классе сочинения студентов привлекает индивидуальный подход, свобода реализации идей, общение с преподавателями, перспектива приобретения большого объема зна-

ний, умений и навыков по специальности. Вдохновляет и служит стимулом возможность участия в мастер-классах, творческих встречах, конкурсах, конференциях и прочих мероприятиях, которые проводятся в институте и за его пределами.

Острый вопрос, с которым сталкиваются студенты-композиторы разных поколений, - ограниченные

возможности исполнения крупных

21

сочинений для оркестра21, входящих в программу государственного экзамена - концертов, симфоний и т.д. Однако эта проблема актуальна и для профессиональных композиторов, живущих в Красноярске и обращающихся в своем творчестве к жанрам, требующим серьезных исполнительских сил. Как полагают многие респонденты, для дальнейшего развития композиторского образования, стимулирования творческой активности и поддержки высокого профессионального уровня необходимо наличие коллективов, специализирующихся на исполнении современной и новейшей музыки. Вместе с тем следует отметить, что с сочинениями молодых авторов с готовностью выступают пианисты С. Чайкин, Д. Приходь-ко, А. Войтин, В. Кусакина, певцы А. Михалёв, Е. Никутина, Е. Стро-мило, дирижеры хора С. Одереева и Ж. Макеева, руководитель студенческого оркестра П. Казимир, студенты и ассистенты-стажеры СГИИ.

С целью привлечения одаренной молодежи и в рамках профориента-ционной работы коллектив кафедры теории музыки и композиции регулярно проводит два конкурса для юных композиторов, учрежденных по инициативе Н.М. Найко. Первый

из них - Symphoniacus integer -вначале состоялся как региональный (2002, 2005), затем он вырос до Открытого сибирского конкурса (2008, 2012), а после приобрел статус всероссийского (2018).

Второй конкурс - это конкурс вокальных сочинений на стихи поэтов-сибиряков «Мелос сибирской поэзии». В первый раз он проходил на уровне открытого регионального (2014), а в 2016 и 2019 гг. состоялся уже как Всероссийский конкурс.

Жюри творческого практикума (композиция, импровизация) на трех первых конкурсах Symphoniacus integer возглавлял О.Л. Проститов. Для руководства жюри конкурса в 2012 г. была приглашена Т.А. Чудова, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. В 2018 г., когда конкурс приобрел статус Всероссийского, жюри номинации «творческий практикум» работало под предводительством А.Н. Нименского - композитора, заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора, заведующего кафедрой композиции Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского.

Жюри конкурса «Мелос сибирской поэзии» первоначально возглавляли сопредседатели: заведующая кафедрой теории музыки и композиции, кандидат искусствоведения, доцент Н.М. Найко и В.В. Пономарёв - доцент кафедры теории музыки и композиции и председатель региональной организации общественной организации «Союз композиторов России». В 2016 и 2019 гг. оргкомитет конкурса приглашал в качестве пред-

седателя жюри композитора из Новосибирска Ю.П. Юкечева - заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, профессора, члена Сибирской организации Союза композиторов России.

География обоих конкурсов охватывает учебные заведения Читы, Улан-Удэ, Братска, Ангарска, Иркутска, Кызыла, Красноярска, Див-ногорска, Минусинска, Новосибирска, Новокузнецка, Прокопьевска (Кемеровской обл.), Томска, Омска, Орска (Оренбургской обл.), Костромы, Москвы. Некоторые конкурсанты, удостоенные звания лауреатов и дипломантов в старшей группе, впоследствии стали студентами КГАМиТ.

По итогам конкурса «Мелос сибирской поэзии» в 2014 г. в вузовской категории из числа студентов института звание дипломанта было присуждено С. Мицуковой (класс И.В. Юдина), а званием лауреата были отмечены А. Лукьянец (класс А.Г. Михалёва) и А. Ши-ховцов (класс В.В. Пономарёва). В 2016 г. лауреатами названы С. Шестаков и А. Шиховцов (класс В.В. Пономарёва), дипломантами стали И. Жихарева (класс В.В. Пономарёва) и А. Карякин (студент кафедры народных инструментов, консультант И.В. Юдин).

Всероссийский конкурс «Мелос сибирской поэзии» в 2019 г. отмечен большим успехом конкурсантов из Красноярского колледжа искусств им. П.И. Иванова-Радкеви-ча, подготовленных преподавателем О.В. Сафроновой (выпускницей КГИИ). В вузовской категории лауреатами стали три студента класса профессора В.В. Пономарёва - С. Шеста-ков, М. Тарбагаев, С. Майоров.

В рамках конкурса Symphoniacus integer возможность у студентов творческих вузов представить свои сочинения появилась только в 2018 г. Среди лауреатов и дипломантов конкурса из числа студентов СГИИ А. Лукьянец, А. Шиховцов, С. Шестаков, С. Майоров, М. Тарбагаев, С. Мицукова, И. Жихарева, А. Карякин.

Заслугой авторов обоих проектов и представителей исполнительских кафедр института можно считать организацию профессионального исполнения конкурсных сочинений. Пребывание в нашем городе таких авторитетных музыкантов-творцов и опытнейших педагогов, как Т.А. Чудова, Ю.П. Юкечев,

A.Н. Нименский, всегда сопровождается проведением мастер-классов, творческих встреч, консультаций, что служит ярким импульсом для следующего этапа профессионального развития, вдохновляет всех участников конкурсных мероприятий на дальнейшую работу.

Таким образом, заложены хорошие основы для успешного обучения композиторов в СГИИ имени Д. Хворостовского. Помимо учебного плана, включающего все необходимые дисциплины, в том числе предполагающие углубленное изучение и освоение современных техник композиции, наличия квалифицированных преподавателей, регулярно проводятся конкурсы для молодых композиторов, имеющие статус всероссийских. Налажено тесное сотрудничество Института искусств, региональной композиторской организации и Дома искусств, дважды в год проходят концерты молодых композиторов, которые организует

B.В. Пономарёв, где звучат сочинения

не только студентов, но и учащихся и ДШИ. Кафедра теории музыки Красноярского колледжа искусств и композиции готова к следующему им. П.И. Иванова-Радкевича, ДМШ этапу профессионального развития.

Благодарность. Статья подготовлена в рамках проекта «Композиторы Енисейской Сибири: история, культурное наследие и кадровый потенциал региона». Проект проведен при поддержке Красноярского краевого фонда науки.

Acknowledgement. The article was prepared as part of the project «Composers of Yenisei Siberia: history, cultural heritage and human perspectives of the region». This project was funded by Krasnoyarsk Regional Fund of Science.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Образованный в 1977 г. как Красноярский государственный институт искусств (КГИИ), вуз был переименован в 2000 г. в Красноярскую государственную академию музыки и театра (КГАМиТ). В 2015 г. ему вернули исходное наименование, а в 2018 г. он стал называться «Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского» (СГИИ имени Д. Хво-ростовского).

2 И.В. Белоносова указывает, что «в 1980 году в КГИИ была создана кафедра истории и теории музыки» (2014, с. 97). Однако первоначально при организации кафедры и назначении О.О. Меремкулова на должность заведующего в 1980 г. новое структурное подразделение было обозначено как «кафедра теории и истории музыки», именно эта формулировка фигурировала в приказе № 253-04 от 29.10.1980 об утверждении учебной нагрузки.

3 В период обучения в музыкальной школе В.А. Бешевли частным образом курировал его детские сочинительские опыты.

4 В 1997 г. С. Пучинин получил диплом с соответствующей квалификацией.

5 Диплом БВС 0554206. Квалификация присвоена решением Государственной квалификационной комиссии от 11 мая 1999 г., председателем которой была Т.С. Сорокина -кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки НГК им. М.И. Глинки.

6 Заведующей кафедрой истории музыки осталась Л.В. Гаврилова, возглавлявшая прежнюю кафедру.

7 В ее состав тогда вошли преподаватели О.Л. Проститов, Н.М. Найко, Б.Т. Плотников, В.В. Пономарёв, В.Н. Сенегин, В.В. Басс, Ю.Е. Комогорце-ва (впоследствии Полежаева), С.В. Бакуто, М.А. Смирнова (совместитель), О.В. Сафро-нова (совместитель), С.Ю. Шершов (почасовик).

8 Музыкальное образование: Методология, методики, композиторские ресурсы / отв. ред. А.М. Лесовиченко. Новосибирск, 2011. С. 28.

9 И. Белова - член Союза композиторов РФ с 2004 г., автор, чья музыка звучала не только в Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах, но и в Стокгольме, и Ганновере.

10 А. Оюн окончила вуз в 2007 г.

11 В 1989-1994 гг. В.Н. Сенегин был председателем Красноярской организации Союза композиторов.

12 О. Кургек трагически погибла в год окончания академии.

13 Е. Филатова стала лауреатом трех конкурсов молодых композиторов: II Международного Рахманиновского конкурса композиторов (Дармштадт, 2016 г.); Международного конкурса на создание произведений для кантеле в рамках Международного фестиваля народной музыки «Кантеле» (Петрозаводск, 2018 г.); Всероссийского конкурса композиторов «Нам нужна одна Победа», который проводился к 75-летию Победы в Томске (2020 г.). Кроме того, Е. Филатова является дипломанткой Международного конкурса им. Б. Тищенко в Санкт-Петербурге (2019 г.).

14 Репертуар коллектива включал и духовные сочинения, и джазовые аранжировки, и оригинальные сочинения В. Пономарёва.

15 Программа дисциплины «Массовая музыкальная культура», составленная В.В. Пономарёвым и изданная в Красноярске в 2009 г., была рекомендована Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства для специальностей «композиция» и «музыковедение». В настоящее время этот курс называется «История джазовой музыки и массовая музыкальная культура».

16 А. Лукьянец учился в колледже при КГАМиТ по классу специального фортепиано. Занимаясь в тот период факультативно композицией под руководством А.Г. Михалёва, он проявил незаурядные способности к сочинению музыки и заинтересованность в овладении профессии композитора, что и определило его дальнейший выбор.

17 Более полная информация: Н. Грязнова «Сказки оживают...» О I конкурсе молодых композиторов им. Ю.Н. Шишакова (2006, с. 3).

18 В тот период М. Гохфельд училась по классу домры в колледже при КГАМиТ, а затем на младших курсах академии, осваивая профессию музыковеда (окончила вуз в 2007 г.).

19 Музыка Ч. Комбу, У. Хомушку, А. Оюн исполняется, а ученики выступают

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на творческих конкурсах с оригинальными сочинениями.

20 В настоящее время С. Шестаков учится в ассистентуре-стажировке Российской академии музыки имени Гнесиных.

21 В этом отношении благоприятная ситуация сложилась у С. Шестакова. Его Фантазия для фортепиано с оркестром, которой было присуждено 4-е место в Конкурсе композиторских сочинений для симфонического оркестра, проходившем в рамках проекта «Симфония Сибири», была исполнена 1 декабря 2018 г. в Малом зале Красноярской филармонии (художественный руководитель и главный дирижер Красноярского академического симфонического оркестра В. Ланде, солист - лауреат всероссийских и международных конкурсов Д. Приходько).

ЛИТЕРАТУРА

Белоносова И.В. Музыкально-просветительская деятельность педагогов КГАМиТ -выпускников Ленинградской консерватории (1978-2013 годы) // Вестник музыкальной науки. 2014. № 3. С. 94-100.

Гаврилова Л.В. Региональные особенности становления профессионального композиторского творчества и образования в Красноярске // Вестник музыкальной науки. 2020. Т. 8, № 1. С. 107-115. БО! 10.24411/2308-1031-2020-10012.

Грязнова Н. «Сказки оживают. » О I конкурсе молодых композиторов им. Ю.Н. Шишакова // Народник. 2006. № 4. С. 2-3.

Задерацкий В.В. Образование: Мобильная стабильность // Музыкальное образование. Проблемы и вызовы XXI века: Сб. материалов Всерос. форума (Москва, 25-27 нояб. 2015 г.) / Российский музыкальный союз. М.: [б.и.], 2016. С. 9-20.

Цукер А.М. Дихотомия культуры и современное музыкальное образование // Музыкальное образование. Проблемы и вызовы XXI века: Сб. материалов Всерос. форума (Москва, 25-27 нояб. 2015 г.) / Российский музыкальный союз. М.: [б.и.], 2016. С. 21-36.

REFERENCES

Belonosova, I.V. (2014), "Musical and educational activities of teachers of the Krasnoyarsk State Academy of Music and Theatre - graduates of the Leningrad Conservatory (1978 - 2013)", Journal of Musical Science, no. 3, pp. 94-100. (in Russ.)

Gavrilova, L.V. (2020), "Regional aspects of the formation of professional music composition activities and education in Krasnoyarsk", Journal of Musical Science, vol. 8, no. 1, pp. 107-115. DOI: 10.24411/23081031-2020-10012. (in Russ.)

Gryaznova, N. (2006), "«The tales come to life...» On the 1st young composers competition named after Yu. N. Shishakov, Narodnik, no. 4, pp. 2-3. (in Russ.)

Tsuker, A.M. (2016), "Cultural dichotomy and modern music education", Muzykal'noe obrazovanie. Problemy i vyzovy XXI veka [Music education. The problems and challenges of the 21st century], Moscow, pp. 21-36. (in Russ.)

Zaderackii, V.V. (2016), "Education: mobile stability", Muzykal'noe obrazovanie. Problemy i vyzovy XXI veka [Music education. The problems and challenges of the 21st century], Moscow, pp. 9-20. (in Russ.)

Сведения об авторе

Найко Наталья Михайловна, кандидат искусствоведения, доцент, профессор кафедры теории музыки и композиции, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского (Красноярск) E-mail: [email protected]

Author information

Natalia M. Naiko, Cand. Sc. (Art Criticism), Docent, Professor of the Department of Music Theory and Composition, Head of the Department of Music Theory and Composition at the Dmitry Hvorostovsky Siberian State Academy of Arts (Krasnoyarsk) E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 20.11.2020 После доработки 01.03.2021 Принята к публикации 02.03.2021

Received 20.11.2020 Revised 01.03.2021 Accepted for publication 02.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.