Научная статья на тему 'Сочинения красноярских композиторов для детей в учебном репертуаре по фортепиано'

Сочинения красноярских композиторов для детей в учебном репертуаре по фортепиано Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
354
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССИКИ И.С. БАХ / Р.ШУМАН / П.ЧАЙКОВСКИЙ ДЕТЯМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ / ПЬЕСЫ КОМПОЗИТОРОВ-КРАСНОЯРЦЕВ Ф. ВЕСЕЛКОВА / В. СЕНЕГИНА / В. ПОНОМАРЁВА / И. ЮДИНА В НАРОДНЫХ И АКАДЕМИЧЕСКИХ ЖАНРАХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильева Т.А.

В кратком историческом экскурсе очерчивается значительный круг западных и русских композиторов, писавших музыку для детей, анализируются фортепианные сочинения для детей красноярских композиторов разных поколений, продолжающих классические традиции, ставится актуальная проблема повышения роли регионального компонента в педагогическом репертуаре в курсе фортепиано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сочинения красноярских композиторов для детей в учебном репертуаре по фортепиано»

СОЧИНЕНИЯ КРАСНОЯРСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ В УЧЕБНОМ РЕПЕРТУАРЕ ПО ФОРТЕПИАНО

© Васильева Т.А.*

Красноярская государственная академия музыки и театра, г. Красноярск

В кратком историческом экскурсе очерчивается значительный круг западных и русских композиторов, писавших музыку для детей, анализируются фортепианные сочинения для детей красноярских композиторов разных поколений, продолжающих классические традиции, ставится актуальная проблема повышения роли регионального компонента в педагогическом репертуаре в курсе фортепиано.

Ключевые слова: классики И.С. Бах, Р.Шуман, П.Чайковский - детям, региональный компонент в учебном репертуаре, пьесы композито-ров-красноярцев Ф. Веселкова, В. Сенегина, В. Пономарёва, И. Юдина в народных и академических жанрах.

«Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Эта известная формула писателя С.Я. Маршака всегда актуальна и применима ко всем видам искусства, в том числе и к музыке. Традиции музыки для детей, как отечественной, так и зарубежной, уходят корнями в прошлые столетия. При этом отметим, что так называемая «детская» музыка делится на два вида. Первый - это музыка, созданная для исполнения детьми, входящая в учебный педагогический репертуар.

Ещё великий немецкий композитор и органист ХУ11-ХУШ века И.С. Бах, замечательный педагог, обучая своих сыновей, ставших впоследствии превосходными музыкантами, а также свою жену Анну Магдалену, создавал для них специальные пьесы, учитывая индивидуальные особенности каждого. Так возникли «Органная и клавирная книжечки Вильгельма Фридемана», «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах», «Маленькие прелюдии и фуги» и другие пьесы, которые до сих пор используются в педагогическом репертуаре ДМШ.

Австрийские композиторы XVIII века Й. Гайдн, В. Моцарт, немецкий композитор Л. Бетховен также писали несложные для исполнения клавирные пьесы, адресованные маленьким музыкантам: различные танцы - менуэты, бурре, сарабанды, дивертисменты (небольшие сюиты), сонатины. Любимы и с удовольствием исполняются учениками ДМШ «Венгерское рондо» Й. Гайдна, «Турецкий марш» («Рондо в турецком стиле» из Сонаты ля мажор) В. Моцарта, лёгкие сонаты (№ 19, 20) и сонатины, «К Элизе» Л. Бетховена.

В XIX веке ярчайший немецкий композитор Роберт Шуман создал целый ряд фортепианных пьес для детей, среди которых «Альбом для юноше-

* Доцент кафедры Общего фортепиано, доцент.

ства» с его щедрой разноликостью образов до сих пор является непревзойдённым образцом высокохудожественного искусства и в то же время прекрасным репертуаром для детей. В этом же ряду находятся многие «Лирические пьесы» Э. Грига.

Другой тип музыки для детей - это сочинения о детях. В них раскрывается светлый мир ребёнка - его переживания, увлечения, игры, радости и огорчения, восприятие природы и окружающей среды. Назовём фортепианные циклы Р. Шумана «Детские сцены», о которых сам композитор говорил, что это «мир детей глазами взрослого», и К. Дебюсси «Кукольный уголок».

В творчестве П.И. Чайковского уникальный «Детский альбом» объединяет оба типа - пьесы для детей и о детях; близкие и понятные ребёнку и взрослому, они неизменно входят в репертуар юных и концертирующих музыкантов. К таким высоким образцам относится альбом фортепианных пьес С.С. Прокофьева «Детская музыка».

Впоследствии российские композиторы, сочиняя музыку для детей, называли циклы фортепианных пьес «Альбомами» - Р. Глиэр, А. Хачатурян, О. Агафонов, Г. Комраков и др. Список имён отечественных композиторов, сочинявших для детей, огромен: С. Майкапар, А. Гедике, И. Беркович, Д. Кабалевский, Н. Раков, Г. Галынин, Н. Сидельников, Г. Свиридов и др. Несколько поколений маленьких музыкантов выросло на этих пьесах. Продолжая традиции классиков, современные композиторы много пишут для детей, мир которых всегда привлекает своей чистотой, непосредственностью, искренностью восприятия жизни и выражения своих чувств.

Сочинения композиторов Красноярского края постоянно звучат в концертах всех крупных исполнительских коллективов - оркестров, хоров, фольклорных ансамблей, в сольных выступлениях, музыкально--сценических постановках. Пьесы красноярских композиторов Ф. Веселкова, О. Проститова, В. Пономарёва, Э. Маркаича, В. Бешевли, норильчанина В. Примака входят в педагогический репертуар учащихся музыкальных школ, средних и высших учебных музыкальных учреждений.

Напомним, что Красноярский край включает множество районов, населённых малыми северными народами; примыкающие на юге к Красноярью Хакасия, Тува органично вплетаются в многогранную палитру звуков, красок многонационального сибирского региона. Повышение роли регионального компонента в педагогическом и концертном репертуаре становится в настоящее время всё более важным, и включение в педагогический и концертный репертуар сочинений, основанных на местном фольклоре, произведений композиторов своего края, республики выполняет не только методическую, но и нравственно-воспитательную, этическую функцию.

Педагоги красноярских музыкальных школ (ДМШ), колледжей, училищ, Академии музыки и театра ведут в этом направлении целенаправленную работу. Так опубликованные в Хакасии фортепианные пьесы Т. Шалги-

новой «Солнечный чатхан», в Якутии - «Фортепианные произведения композиторов Якутии», в Бурятии - «Детские пьесы композиторов Бурятии» используются в учебном репертуаре в классах фортепиано в гимназии, музыкальном колледже и вузе.

Красноярская региональная организация «Союз композиторов России» ежегодно проводит конкурс «На лучшее исполнение сочинений красноярских композиторов» для учащихся ДМШ. Аналогичные конкурсы проводятся среди студентов колледжа искусств и Академии музыки. Весьма востребованной в крае и за его пределами оказалась серия из трёх выпусков «Музыка композиторов Сибири для детей», изданных в Красноярске [4].

Красноярская государственная академия музыки и театра (КГАМиТ) выпустила «Фортепианные пьесы красноярских композиторов для детей и юношества» (ред.-сост. Т.В. Прасолова) в качестве учебного пособия для детских музыкальных школ и школ искусств (рекомендованы Государственным институтом искусствознания) [5]. Пьесы всех трёх выпусков постоянно входят в педагогический репертуар ДМШ, училищ, колледжей Красноярья, в программы специального и общего фортепиано музыкальных вузов, в том числе и академии.

Сборники составляют пьесы представителей разных поколений - от старейшины композиторской организации Красноярска Фёдора Петровича Ве-селкова (1919-2009 гг.) до молодых авторов - К. Туева, И. Беловой, Т. Пестря-ковой. Среднее поколение репрезентируют композиторы И. Юдин, Э. Марка-ич, В. Сенегин, Е. Чихачёв, В. Пономарёв. Все они много и активно работают в различных жанрах, являясь авторами многочисленных крупных оркестровых, хоровых сочинений, а также камерно-инструментальных, вокальных произведений, музыки к спектаклям.

Особую сферу их деятельности представляют пьесы для детей. Так, Ф.П. Веселков - автор пяти детских мюзиклов, фортепианной сюиты, прелюдий, экспромтов и множества других детских пьес. В основном это миниатюры - лаконичные, яркие, отличающиеся портретностью, характеристичностью образов. Непосредственность и искренность высказывания необычайно близки детскому восприятию. Неслучайно юные музыканты с удовольствием играют его пьесы. В сборник вошли три прелюдии для фортепиано - «Весёлая прогулка», «Экспромт» и «Прелюд», предназначенные для младших и средних классов ДМШ (2-5-е классы). Народные истоки проступают в мелодии, её интонационном и ритмическом рисунке, как например, в «Весёлой прогулке», напоминающей русский хоровод своей «плавной поступью, неспешностью движения» [4, с. 4]. Композитор постоянно «повторял слова Д.Д. Шостаковича о том, какую важную роль в творчестве композитора должна играть народная песня. Веселков Ф.П. записывал и изучал песни Красноярского края (уроженцем которого являлся); их интонациями и образами пронизаны многие страницы его музыки» [1, с. 21-22].

Если миниатюры Ф.П. Веселкова могут исполняться во 2-3-м классе («Весёлая прогулка»), в 4-5-м («Экспромт», «Прелюд»), то тринадцать пьес Владимира Сенегина (р. 1952) специально расположены автором по степени возрастания трудности для учащихся музыкальной школы от 1-го до 7-го классов. В них сочетается распевное мелодическое дыхание, идущее от широких по диапазону лирических народных песен («Красивый цвет»), с терпкими гармониями и метроритмическими сложностями (№ 3 «Этюд на полиритм», № 7 «Песенки», № 8 «Мольба», № 11 «Прелюдия»).

Красноярец Владимир Пономарёв (р. 1960) - широко известный композитор, произведения которого звучат в России и за рубежом, особенно его духовные и хоровые сочинения. Также активно композитор работает и в области академической музыки в самых различных жанрах хоровой, оркестровой, камерно-инструментальной, вокальной музыки. Для детей и юношества им создана оригинальная фортепианная сюита «Музыкальные интервалы». В сборник (вып. 1) вошли две прелюдии из цикла «Прелюдии» (двадцать пять пьес) и девять пьес сюиты «Музыкальные интервалы». Каждая из них имеет заголовок, определяющий образный строй и подзаголовок, указывающий на конкретный «технологический» приём, лежащий в основе пьесы:

I - «Токката» (большие терции);

II - «Вальс» (большая секунда и кварта);

III - «Раздумье» (квинты);

IV - «Шутка» (малые секунды);

V - «Разрушенный монастырь» (малые терции);

VI - «Романс» (сексты);

VII - «Причудливые птицы» (тритон и целотонный ряд);

VIII - «Фанфары» (кварты);

IX - «Прибой» (септимы и ноны).

«Цикл «Музыкальные интервалы», - пишет редактор-составитель Т. Прасолова, - уникален. В этом сочинении композитор поставил задачу показать учащемуся выразительность одного или двух интервалов в самом широком содержательном спектре... Пьесы привлекательны по характеру и разнообразны по приёмам исполнительской техники» [3, с. 4]. Они могут входить в репертуар учащихся старших классов ДМШ, а также исполняться студентами колледжей и вузов в классе специального и общего фортепиано. Если цикл «Музыкальные интервалы» отличается изобретательностью, контрастом образов, то Прелюдии подкупают искренним выражением лирических чувств, элегичной грустью, напевностью мелодии.

Среди красноярских композиторов Игорь Юдин - один из тех, кто более всех пишет для детей и юношества, много и увлечённо занимается с детьми и студентами композицией. Его воспитанники неоднократно становились лауреатами и дипломантами престижных международных, всероссийских и региональных конкурсов юных композиторов, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске и других городах России.

Естественным продолжением работы с учащимися стали написанные Юдиным для детей многочисленные произведения, прочно вошедшие в педагогический и концертный репертуар школьников и студентов. Он хорошо знает и понимает детей, и музыкальный язык его пьес близок детскому восприятию. При этом сочинения И. Юдина высокопрофессиональны, в них он пользуется широким арсеналом средств композиторской техники как классической, так и современной музыки. Он считает, что «музыка должна быть понятна, доступна, но не примитивна» [2, с. 94]. В его сочинениях запечатлены образы суровой природы Сибири, мощь Енисея, самобытность и богатство народного творчества.

Композиторский почерк И. Юдина отличает прочная опора, прежде всего, на народную песню, такие жанровые истоки, как наигрыш, протяжная и плач, причитания, казацкая песня и плясовая, лирическая крестьянская песня и колокольный звон. Показателен в этом плане «Распев» (пьеса № 5) из цикла ансамблей, входящий в сборник. Исполняемый на двух роялях, он отличается особой колористичностью звучания, построенного на мотиве-причете и колокольных перезвонах, словно растворяющихся в объёмном пространстве.

Каждый из композиторов, представленных в сборниках, обладает индивидуальным стилем, но всех объединяет стремление к созданию ярких, зримых, узнаваемых образов, связанных с миром детства, фантазией и воображением ребёнка. Обозначим разнообразие содержания и настроений этих пьес:

- детские игры - «Беготня» Э. Маркаича, «Лихой разбойник» В. Се-негина;

- грустные переживания - «Пропала игрушка», «Грустный дождь», «Мольба» В. Сенегина; «Раздумье» В. Пономарёва, «Элегия» И. Юдина, «Идиллия» Э. Маркаича;

- радостные события и восторг - «Праздник», «Чудо» В. Сенегина, «Весёлое настроение» Э. Маркаича, «Весёлая прогулка» Ф. Ве-селкова;

- картины природы в восприятии ребёнка - «Листопад», «Манящая звезда» Э. Маркаича, «Ночной пейзаж» С. Мицуковой, «Причудливые птицы», «Прибой» В. Пономарёва;

- забавные сценки - «Пёс и кошка», «Танец клоуна», «Скоморохи» Э. Маркаича;

- сказочные образы и фантазии - «Ведьма» Э. Маркаича, «Разрушенный монастырь» В. Пономарёва, «Так наступает пустота» И. Беловой.

В сочинениях композиторов прослеживается обращение к народным жанрам - танцу, песне, а также маршу Многочисленны танцы: «Вальс» В. Пономарёва, Э. Маркаича, И. Юдина, «Менуэт-шутка» И. Юдина, «Танец» С. Мицуковой, И. Юдина, «Весёлый галоп» Т. Пестряковой и др.

Вместе с тем в сборниках присутствуют и академические жанры - этюд, ноктюрн, токката, прелюдия, экспромт, хорал.

Вся фортепианная музыка красноярских композиторов в целом создаёт многоликую панораму образов детства и юношества, выраженных авторами ярко, увлечённо, в присущей каждому индивидуальной манере.

Пьесы красноярских композиторов активно задействованы в педагогическом и концертном репертуаре, знакомят учащихся и студентов с современным музыкальным языком, весьма трудным как для восприятия, так и для исполнения. Создание музыки происходит постоянно, и обучение в классах фортепиано детей и молодёжи на произведениях своих земляков-современников ликвидирует разрыв между юными исполнителями и композиторами, воспитывая у молодых людей чувство причастности к искусству родного края.

Список литературы:

1. Гаврилова Л.В. Фёдор Петрович Веселков // Красноярская организация Союза композиторов России 1983-2008. - Красноярск, 2008. - С. 18-23.

2. Колпецкая О.Ю. Юдин Игорь Владимирович // Красноярская организация Союза композиторов России 1983-2008. - Красноярск, 2008. - С. 90-97.

3. Прасолова Т.В. От составителя // Ноты: фортепианные пьесы для детей и юношества: учебное пособие для детских музыкальных школ, средних и высших музыкальных заведений искусств. - Красноярск, 2010. - Вып. I, II, III.

4. Музыка композиторов Сибири для детей. Ноты / ред.-сост. Л. Гаврилова, В. Третьяченко. - Красноярск, 2009. - Вып I, II, III.

5. Фортепианные пьесы для детей и юношества: учебное пособие для детских музыкальных школ, средних и высших музыкальных заведений искусств. Ноты / ред.-сост. Т. Прасолова. - Красноярск, 2010. - Вып. I, II, III.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.