2 014' 12
ВЛАСТЬ
79
УДК 37.01
ЕРЕМИНА Лариса Ивановна — к.пед.н., доцент кафедры педагогики Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (432700, Россия, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4; [email protected])
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЕЖИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития креативности студентов в контексте социально-культурного взаимодействия между Россией и Китаем. Автор выделяет и обосновывает два вектора социального творчества студентов: вертикальный (развитие внутренних, личностных возможностей студента, а именно креативности) и горизонтальный (готовность студента к социальному творчеству), структурированный в виде трех взаимосвязанных компонентов: когнитивного, мотивационного, деятельностного. Показывается влияние социального проектирования и коллективной творческой деятельности на развитие социальной активности и творческих возможностей студентов России и Китая. В результате исследования определены подходы, принципы, специфика, особенности организации и ресурсы социального творчества студентов России и Китая.
Ключевые слова: креативность, социально-преобразующая деятельность, социальное проектирование
Современное общество выдвигает усложняющиеся требования к образованию и воспитанию молодых людей. Высшая школа призвана готовить своих выпускников к жизни и профессиональной деятельности в конкурентной среде. Приоритетной целью системы высшего образования является формирование готовности студента к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру. Успешность данного процесса во многом зависит от степени развития креативности и самостоятельности человека.
Выделяя особенности творчества молодежи России и Китая, мы рассматриваем креативность в следующих аспектах:
— как процесс творчества (свойства и характеристики протекания креативного процесса, его фиксация и описание);
— результат творчества (продукт творческого процесса, его качественные стороны);
— характеристики (свойства) личности как принадлежность креативного типа личности;
— креативная среда (сфера, социальный контекст, структура), в которой осуществляется творчество [Ильин 2009: 175].
Креативность как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку, формируется и проявляется в деятельности [Еремина 2013]. Следовательно, целенаправленно организуя деятельность студентов России и Китая, мы можем формировать способность к творчеству. Креативная среда выступает в этом случае условием реализации творческого потенциала студентов.
Раскрывая особенности совместного творчества молодежи России и Китая, мы рассматриваем специфику социально-преобразующей деятельности студентов (социального творчества) как добровольного посильного участия студентов в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме, и выделяем два вектора изучаемого процесса: вертикальный (развитие внутренних, личностных возможностей студента, а именно креативности как общей универсальной способности к творчеству, в процессе совместной творческой деятельности) и горизонтальный (готовность студента к социальному творчеству), раскрывающийся в трех аспектах — когнитивном, мотивационном, деятельностном.
1. Когнитивный компонент — приобретение знаний социального действия, разви-
тие навыков социального взаимодействия («знаю, что такое социальное действие», «имею навыки социального взаимодействия»). На данном уровне у студентов формируется понимание социальной реальности и повседневной жизни и социальные знания — знание социальных норм, рисков и угроз при их нарушении; правил конструктивной групповой работы и взаимодействия людей; способов самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Достижение результатов данного уровня в социально-преобразующей деятельности обеспечивается формой социальной пробы (инициативное участие студента в социально значимых делах и акциях, организованных преподавателями).
2. Мотивационный компонент — формирование позитивного отношения к социально-преобразующей деятельности и социальной реальности в целом («знаю и хочу в этом участвовать»). На данном уровне у студентов формируется позитивное отношение к базовым ценностям общества (отношение к миру, окружающим людям, к себе); развивается стремление к участию в коллективной творческой деятельности.
Именно коллективная творческая деятельность выступает основной формой достижения результатов данного уровня [Еремина 2013]. В качестве примеров коллективных творческих дел факультета педагогики и психологии УлГПУ можно привести: праздники (Масленица, День смеха, «Последний звонок», Творческий день); обряды (студенческая свадьба», «Зазеркалье» и др.); конкурсы (первокурсников, педагогического мастерства, психологов и др.); викторины («Счастливый случай», «Турнир знатоков» и др.); аукционы (творческих идей, творческих заданий, оригинальных предметов и др.); дискуссии («Открытая кафедра», «Дискуссионные качели», «Творческий стол», «Свободный разговор» и др.); презентации («Калейдоскоп уроков», «Творческий взгляд», «Интересные моменты моей практики» и др.); защиту творческих проектов («Мое коллективное творческое дело», «Маски», «Творческая игра», «Урок творчества»).
3. Деятельностный компонент — получение студентами самостоятельного социального опыта как результат собственного общественного действия, формирование опыта активного социального взаимодействия с миром («знаю, хочу, умею и имею опыт организации»). Студенты получают положительный опыт волонтерской деятельности, опыт самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей. На данном уровне происходит развитие инициативы и самостоятельности в решении социально значимых проблем, формируется проектная компетентность (умение предвидеть позитивные результаты социальной деятельности).
Социальный проект выступает как социальная технология достижения результатов данного уровня. Так, в рамках конкурса социальной рекламы «Новый взгляд» был реализован социальный проект «Дорогой добрых дел»; в рамках организации благотворительной помощи детям-сиротам Ульяновского специального (коррек-ционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Гнездышко» — социальный проект «Дари добро детям»; в рамках изучения социального пространства — творческий проект «Твори. Люби. Дружи. Заботься» и пр. Социально-преобразующая деятельность находит свое выражение в активности студентов, направленной на преобразование социальной действительности в соответствии с возможностями, потребностями личности. Социальная активность определяется нами как соответствующая степень взаимодействия человека с окружающей действительностью.
На факультете педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета разработана и реализуется программа социального творчества студентов «Мы вместе — значит, мы сила», включающая в себя три модуля: «Я и моя семья», «Я и товарищи», «Я и общество». Целью данной программы является не только развитие социальной активности студента в социально-преобразующей деятельности, но и стимулирование личной инициативы студента, поиска им нестандартных решений, персональной ответственности перед учебной группой и преподавателями, окружающими людьми.
Принципами организации социального творчества студентов России и Китая выступают:
2014'12
ВЛАСТЬ
81
— принцип гуманистической направленности (признание индивидуальности и уникальности каждого студента, его творческого потенциала; поддержка личности в стремлении к самоопределению и помощь в самореализации; создание психологического комфорта, ситуаций успеха, доверия; гуманное отношение к личности студента, уважение его прав и свобод);
— принцип вариативности (учет индивидуальных особенностей каждого студента; признание наличия и правомерности индивидуальных целей студента наряду с целями учебной группы; дифференциация содержания, форм, методов, приемов, средств развития креативности студентов);
принцип коллективности (способствует обогащению опыта взаимодействия с ок— ружающими и адаптации к обществу; создает условия для формирования способности к творчеству);
— принцип диалогичности (сотрудничество педагога-наставника со студентами должно быть основано на их безопасном конструктивном диалоге с опорой на субъект-субъектный подход);
— принцип центрации социального творчества на развитии личности (стратегия и тактика социального творчества студентов должна быть направлена на становление, обогащение и совершенствование их творческого потенциала, заключаться в создании условий для формирования креативности, исходя из приоритета личности студента по отношению к учебной группе и коллективу).
Таким образом, творчество молодежи России и Китая ориентировано на системно-деятельностный подход; субъект-субъектные отношения; социальное партнерство как взаимодействие с носителями других социальных позиций — специалистами-профессионалами, бизнесменами, представителями органов власти и пр.
Следует отметить также следующие направления.
1. Культурологический подход, рассматривающий культуру как универсальную характеристику деятельности, социальной среды и направленности ее ценностных типологических особенностей.
2. Интеракционистское направление, рассматривающее непосредственную межличностную коммуникацию студентов России и Китая как важнейшую особенность признавать способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия.
3. Синергетический подход как совместное действие, сотрудничество, которому свойственны открытость, диалогичность, коммуникативность, групповой характер совместного творчества.
4. Использование технологий креативного развития личности:
— технология развития групповой креативности;
— активного обучения (групповая дискуссия, мозговой штурм и его виды, метод синектики, морфологического анализа и пр.);
— исследовательской деятельности (исследовательские задания социальной направленности);
— творческого проектирования (социальный проект);
— решения творческих заданий;
— коллективной творческой деятельности;
— интерактивные технологии (тренинги и пр.);
— игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
5. Создание креативной среды через расширение сферы трансграничного образования, предполагающее разумное сочетание групповых и индивидуальных форм работы, информационно-коммуникационных технологий, обучение через сеть Интернет и пр.
6. Использование самоценных форм активности студентов.
В заключение хотелось бы выделить ресурсы социального творчества студентов России и Китая:
— приобретение знаний социального действия, развитие навыков социального взаимодействия;
— формирование позитивного отношения к социально-преобразующей деятельности и социальной реальности в целом;
— получение студентами самостоятельного опыта общественного действия, формирование опыта социального взаимодействия;
— создание возможностей для развития творческого потенциала студентов и мобилизации личностных ресурсов в проблемных, нестандартных ситуациях;
— порождение действенно-преобразующего поведения личности или группы по отношению к самим себе;
— обогащение приемами работы за счет возможности каждого студента пробовать разные способы деятельности в процессе совместного творчества;
— подготовка к инновационной деятельности в современных организациях через различные формы совместного творчества;
— создание новых возможностей для самореализации студентов и развития креативного капитала (в рамках города, региона, страны, мира).
Таким образом, социальное творчество как добровольное посильное участие студентов России и Китая в улучшении окружающей действительности будет способствовать совершенствованию общественных отношений, преобразованию ситуации, складывающейся в социуме; позволит пробудить в студентах чувство заботы об окружающем социуме и гуманное отношение к миру, сформировать общественное и личное самосознание, развить их креативность и социальную активность; поможет и российским, и китайским студентам найти свое место в окружающем мире, почувствовать собственную значимость и получить самостоятельный опыт активного социального взаимодействия с миром.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект №13-16-73004 а(р).
Список литературы
Ильин Е.П. 2009. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер, 448 с.
Еремина Л.И. 2013. Формирование креативности студентов в совместной творческой деятельности. — Современные проблемы науки и образования. № 2. Доступ: http://www.science-education.ru/108-8895 (проверено 19.04.2013).
EREMINA Larisa Ivanovna, Cand.Sci.(Ped.), Associate Professor of the Chair of Pedagogics, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov (Stolyetiya Lenina sq., 4, Ulyanovsk, Russia, 432700; [email protected])
YOUTH CREATIVITY AS A BASIS OF THE SOCIAL AND CULTURAL INTERACTION BETWEEN RUSSIA AND CHINA
Abstract. In the article the problem of the creative development of students in the context of the social and cultural interaction between Russia and China is analyzed. Two vectors of the social creativity of students were analyzed: a vertical one, which appears in the development of internal, personal opportunities of a student; and a horizontal one, which means a readiness of student for the social creativity and is structured in the form of cognitive, motivational, activity components, interconnected with each other. Influence of the social design and collective creative activity on the development of the social activity and creative opportunities of students of Russia and China has been shown. As a result of research approaches principles, specifics, features of organization and resources of social creativity of students of Russia and China were defined. Thus, the social creativity as a voluntary feasible participation of students of Russia and China in improvement of social reality would improve the public relations, promote creation of new opportunities for self-realization of students and development of the creative capital (within a city, region, country, the world).
Keywords: creativity, social and reformative activity, social design