Л. И. Еремина. Соотношение креативности и социальной активности студентов
References
1. Kozlova N. S. Sotsial'no-psikhologicheskie determinanty vospriyatiya realizovannosti lichnostnogo potentsiala: dis. ... kand. psikhol. nauk(Socio-psychological determinants of realizing personal potential perception: diss. ... doct. of psychology). Ivanovo, 2009. 240 p. (in Russian).
2. Kharlamenkova N. E. Samoutverzhdenie podrostka (Teenager's assertiveness). Moscow, 2007. 384 p. (in Russian).
3. Korostyleva L. A. Psikhologiya samorealizatsii lichnosti: zatrudneniya v professional'noy sfere (Psychology of
self-realization : difficulties in professional field). St.-Petersburg, 2005. 222 p. (in Russian).
4. Sushkov I. R. Psikhologicheskie otnosheniya cheloveka v sotsial'noy sisteme (Man's psychological relationship in social system). Moscow, 2008. 412 p. (in Russian).
5. Shamionov R. M. Sootnoshenie adaptatsionnoy gotovnosti i sotsial'noy aktivnosti lichnosti (Ratio of person's adaptation readiness and social activity). Teoreticheskaya i eksperimental'naya psikhologiya (Theoretical and experimental psychology), 2012, vol. 5, no. 2, pp. 72-81 (in Russian).
УДК 316
СООТНОШЕНИЕ КРЕАТИВНОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. И. Еремина
Еремина Лариса Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, Россия E-mail: lariv73@mail.ru
Изложены теоретические проблемы изучения развития социальной активности и креативности студентов в аспекте социального творчества, показано и аргументировано взаимовлияние исследуемых понятий. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на базе Ульяновского государственного педагогического университета, выборку составили 90 студентов, с применением диагностического «инструментария: теста «Творческое мышление» Е. П. Торренса; теста отдаленных ассоциаций С. Медника «Вербальная креативность» (RAT), адаптированного Т. В. Галкиной, Л. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой; методики «Социализированное" личности» М. И. Рожкова; метода экспертных оценок и пр. Количественный и качественный анализ результатов проводился с использованием методов математической статистики (кластерного анализа, коэффициента ранговой корреляции Спирмена). Установлена взаимосвязь креативности и социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Определены и описаны уровни сформированности креативности и уровни развития социальной активности студентов, выделены и обоснованы соответствующие критерии, скомбинированы и аргументированы качественные показатели для их идентификации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в подготовке студентов к социально-преобразующей деятельности, в разработке и внедрении в образовательный процесс технологии развития групповой креативности студентов.
Ключевые слова: креативность, социальная активность, социальное творчество.
Введение
Определение уровня развития социальной активности является одной из актуальных проблем изучения формирования креативности сту-
дента в социально-преобразующей деятельности. Социальное творчество предполагает развитие творческой направленности, самостоятельности и инициативы студентов, формирование активной жизенной позиции, что в дальнейшем способствует выработке собственного понимания значимости социального действия, организации и реализации социально-образовательных проектов для позитивного преобразования окружающей социальной действительности. Цель исследования: выявление взаимосвязи креативности и социальной активности студентов в социальнопреобразующей деятельности.
Теоретический анализ проблемы
На основе анализа психолого-педагогических исследований по проблеме формирования креативности установлено, что существует многообразие подходов к определению данного феномена: в работах отечественных исследователей - Т. А. Барышевой, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Н. С. Лейтеса, А. Н. Лука, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева и др., в трудах зарубежных исследователей - М. Воллаха, Дж. Гилфорда, С. Медника, Р. Муни, Р. Стернберга, К. В. Тейлора, А. Термена, Е. П. Торренса и др. Многие исследователи рассматривают креативность в аспекте процесса творчества (свойств и характеристик протекания креативного процесса, его фиксации и описания); результата творчества (продукта творческого процесса, его качественных сторон, характеристик); характеристик (свойств) личности как принадлежности креативного типа личности, а также как креативную среду (сферу, социальный контекст, структуру), в которой осуществляется творчество.
© Еремина Л. И, 2015
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
Понятие «креативность» характеризуется нами как общая универсальная способность к творчеству, в той или иной степени свойственная каждому человеку. Креативность формируется и проявляется в деятельности, в рамках нашего исследования - в социально-преобразующей деятельности, которая также является пространством развития социальной активности студентов. Основа социального творчества - это активная деятельность всех членов группы, при этом деятельность имеет общественную значимость, характер и цели.
Раскрывая особенности социального творчества как добровольного посильного участия студентов в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме [1], необходимо выделить две плоскости изучаемого процесса: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная плоскость как готовность студента к социально-преобразующей деятельности раскрывается в трех аспектах: 1) когнитивном - приобретение знаний социального действия, развитие навыков социального взаимодействия («знаю, что такое социальное действие», «имею навыки социального взаимодействия»);
2) мотивационном - формирование позитивного отношения к социально-преобразующей творческой деятельности и социальной реальности в целом («знаю и хочу в этом участвовать»);
3) деятельностном - получение студентами самостоятельного социального опыта как результата собственного общественного действия, формирование опыта активного социального взаимодействия с миром («знаю, хочу, умею и имею опыт организации»).
Вертикальная плоскость представляется развитием внутренних, личностных возможностей студента, а именно - креативности как общей универсальной способности к творчеству, в аспекте нашего исследования, характерной в той или иной степени каждому участнику группы в процессе совместной творческой деятельности.
Социально-преобразующая деятельность находит свое выражение в социальной активности студентов, направленной на преобразование социальной действительности в соответствии с возможностями, потребностями личности. Социальная активность определяется нами как определенная степень взаимодействия человека с окружающей действительностью.
Значение социальной активности определяется содержанием и направленностью деятельности, важно, в какой сфере общественной жизни студент ее проявляет. По мнению Р. М. Шамионова [2], социальная активность личности понимается как частный случай инициативного воздействия субъекта на окружающую среду. Социальная активность личности предполагает не только ее участие в общественной жизни, но, прежде всего, инициативно-творческое отношение к сферам
своей социальной жизнедеятельности, а также к самой себе как субъекту социального бытия. Автор отмечает, что основной функцией активности является преобразование действительности посредством интеграции и привнесения в нее новых элементов. Через призму субъектно-бытийного подхода Р. М. Шамионов связывает социальную активность с разными условиями социального бытия (со-бытия), субъектностью личности, субъективностью отношений, со способностью личности конструктивно «со-бытийствовать» с другими, подчеркивает необходимость изучения социальной активности личности в соотнесении с эффектами ее социализации.
Выборка, методики и методы исследования
Эмпирической базой исследования является факультет педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И. Н. Ульянова. В исследовании приняли участие 90 человек, студенты 1-3-го курсов по направлениям подготовки: педагогическое образование и психолого-педагогическое образование.
С целью выявления уровня сформированно-сти креативности студентов использовались L-, Q-, T-данные (по классификации Р. Б. Кэттелла). В качестве L-данных использовался, в частности, метод экспертных оценок, разработанный нами на основе методических идей А. И. Савенкова. В качестве Q-данных применялась анкета «Самооценка креативности», разработанная нами с учетом выделенных критериев сформированности креативности. В качестве T-данных использовались результаты теста «Творческое мышление» Е. П. Торренса (задания «Отгадай причины», «Необычные способы употребления», «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Линии»); теста отдаленных ассоциаций С. Медника «Вербальная креативность» (RAT), адаптированный Т. В. Галкиной, Л. Г. Алексеевой, Л. Г. Хуснутдиновой; теста «Эскизы», 1-й вариант (модифицированный Е. Е. Туник вариант невербального теста Е. П. Торренса).
Для диагностики социальной активности использовались следующие методики: 1) тест Ю. П. Платонова «Измерение социально-трудовой активности», показатели - целенаправленность, мотивированность, эмоциональность, стрессоустойчивость, коллективность, интегративность и организованность; 2) методика М. И. Рожкова «Социализированность личности», показатели - социальная адаптированность, социальная активность, автономность и отношение к нормам жизнедеятельности; 3) тест «Мотиваторы социально-психологической активности личности» (методологическая основа теста - теория мотивации Д. МакКлелланда), показатели - достижение успеха, стремление к власти, тенденция к аффилиации.
156
Научный отдел
Л. И. Еремина. Соотношение креативности и социальной активности студентов
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе исследования выбраны и аргументированы критерии сформированности креативности студентов, скомбинированы и обоснованы качественные показатели для их идентификации. В качестве критериев определения уровня сфор-мированности креативности студентов выступили продуктивность (способность к генерированию большого количества идей, быстро преобразовывать образец в творческий продукт, чувствительность к творческой деятельности, успешность выполнения творческих заданий); гибкость (способность быстро находить новые стратегии решения, устанавливать широкий диапазон ассоциативных связей, преобразовывать функции объекта, преодолевать стереотипы); оригинальность (способности: продуцировать новые идеи, выдвигать уникальные идеи, своеобразно и конструктивно решать проблемы, разграничивать продуктивные и непродуктивные проявления творческой активности); разработанность (способности: усовершенствовать объект путем добавления проработанных деталей, к исследовательской деятельности, выбору адекватного решения проблемы, анализу и синтезу идеи).
Уровни сформированности креативности и развития социальной активности студентов определялись на основе кластерного анализа. Были введены индексы размерности для каждого критерия, которые рассчитывались по формулам в зависимости от типа данных по интересующим нас характеристикам: L-, Q-, T-данных, применяемых в эмпирическом исследовании (диапазон значений от 0 до 1). Уровни сформированности креативности и развития социальной активности студентов определялись по следующим диапазонам значений: 0,1 < I < 0,4 - низкий; 0,4 < I < 0,6 - средний; 0,6 < I < 0,8 - выше среднего; 0,8 < I < 1 - высокий. Исходя из характеристик, данных по кластерам и диапазона значений, были выделены следующие уровни сформированности креативности студентов: репродуктивный, реконструктивный, вариативный, продуктивный и уровни развития социальной активности - низкий, ниже среднего, средний, высокий.
Репродуктивный уровень сформированности креативности характеризуется низкими показателями проявления креативности. Студент пассивен, не стремится к самостоятельному и активному выполнению работ творческого характера, склонен к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности. Реконструктивный уровень характеризуется неустойчивостью проявления креативности. Интерес и активность к социально-преобразующей деятельности проявляется в зависимости от ситуации в процессе организации жизнедеятельности студента. Вариативный уровень характеризуется средними показателями сформированности креативности. Студент проявляет самостоятельность, интерес в выборе и решении творческих заданий,
стремится видоизменить характер социальнопреобразующей деятельности, предлагает свои варианты решения. Продуктивный уровень характеризуется высокими и устойчивыми показателями по всем критериям сформированности креативности студента в социально-преобразующей деятельности. Студент проявляет высокую активность в решении задач творческого характера, демонстрирует ярко выраженную способность к выдвижению уникальных идей.
Социальная активность может иметь различную степень проявления, тот или иной уровень социальной активности зависит от соотношения между социальными обязанностями личности в социально-преобразующей деятельности и установками, мотивами студента, касающимися данного вида деятельности.
Низкий уровень социальной активности: у студента есть знания социального действия и навыки социального взаимодействия. Уровень ниже среднего : студент готов к социальным действиям на основании полученных знаний, владеет навыками социального взаимодействия, для него характерно позитивное отношение к социальнопреобразующей деятельности и социальной реальности в целом. Средний уровень: студент имеет опыт социального действия и навыки социального взаимодействия, у него положительная мотивация самостоятельной социально-преобразующей деятельности. Высокий уровень: студент имеет опыт самостоятельного общественно полезного действия, умеет предвидеть позитивные результаты социальной деятельности, ярко выражены креативность, самостоятельность и инициатива в социально-преобразующей деятельности, ее рефлексия.
На констатирующем этапе исследования уровня сформированности креативности студентов были получены следующие данные: 52,5% респондентов находятся на репродуктивном уровне, 34,5% - на реконструктивном уровне, 13% - на вариативном уровне. Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в начале опытно-экспериментальной работы для студентов характерен низкий (50%) и ниже среднего (39%) уровень развития социальной активности, всего 11% студентов от общего числа респондентов находятся на среднем уровнем развития социальной активности, о чем также свидетельствует и проведенное анкетирование с целью выявления отношения студентов к социальному творчеству. Больше половины опрошенных студентов негативно относятся к социальному творчеству, не понимая значения и содержания социально-преобразующей деятельности.
С целью изучения зависимости и определения тесноты (силы) и направления корреляционной связи между уровнем сформированности креативности и уровнем развития социальной активности студентов в начале опытно-экспериментальной работы мы использовали метод ранговой корреляции Спирмена. Полученное среднее значение
Психология социального развития
157
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
коэффициента ранговой корреляции Спирмена по трем выборкам (rs = 0,65) свидетельствует о том, что связь заметная, средней силы. Корреляция между уровнем сформированности креативности и уровнем развития социальной активности студентов в начале опытно-экспериментальной работы статистически значима и отличается от нуля.
Заключение
Проведенное исследование показало отсутствие респондентов на продуктивном уровне сформированности креативности и на высоком уровне развития социальной активности, что говорит о недостаточности использования потенциала совместной деятельности в социальном творчестве студентов. На примере выделенных уровней сформированности креативности студентов (репродуктивный, реконструктивный, вариативный, продуктивный) и уровней развития социальной активности студентов (низкий, ниже среднего, средний, высокий) можно видеть, что чем ниже уровень сформированности креативности студентов в группе, тем ниже и уровень развития социальной активности студентов в социально-преобразующей деятельности. Очевидно, что значимо исследование понимания природы совместного творчества во взаимовлиянии межличностных, групповых и межгрупповых процессов, отвечающих за креативность и инновационность, внедрение в практику работы образовательных организаций г. Ульяновска технологии развития групповой креативности студентов, а также проведение целенаправленной работы по подготовке студентов к социально-преобразующей деятельности с целью развития их социальной активности.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Социализирующее влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжскомрегионе» (№ 13-16-73004 а (р)).
Библиографический список
1. ГригорьевД. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. М., 2010. 223 с.
2. Шамионов Р. М. Психологические характеристики социальной активности личности // Мир психологии. 2012.№ 3. С. 145-154.
The Value of Creativity and Social Activity of Students in Socially Transformative Activity
Larisa I. Eremina
Ulyanovsk State Pedagogical University 4, Stolyetiya Lenina str., Ulyanovsk, 432700, Russia E-mail: lariv73@mail.ru
Theoretical problems of studying of development of social activity and creativity of students in aspect of social creativity are stated, interference of studied concepts is shown and reasoned. Results of the empirical research executed on the basis of ULGPU are presented, selection was made by 90 students, with use of diagnostic tools: test of creative thinking E. P. Torrensa; test of the remote associations of S. Mednik; technique for studying of a sotsializirovan-nost of the identity of M. I. Rozhkov; method of expert evaluations and so forth. The quantitative and qualitative analysis of results was carried out with use of methods of mathematical statistics (the cluster analysis, coefficient of rangovy correlation of Spirmen). The interrelation of creativity and social activity of students in social and reformative activity is established. Levels of formation of creativity and levels of development of social activity of students are defined and described, the corresponding criteria are allocated and proved, quality indicators for their identification are combined and reasoned. The applied aspect of a studied problem can be realized in training of students for social and reformative activity, in development and deployment in educational process of technology of development of group creativity of students.
Key words: creativity, social activism, social creativity.
References
1. Grigor'ev D. V., Stepanov P. V Vneurochnayadeyatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskiy konstruktor: posobie dlya uchitelya (Extracurricular activities of school students. Methodical designer: the grant for teacher). Moscow, 2010. 223 p. (in Russian).
2. Shamionov R. M. Psikhologicheskie kharakteristiki sotsial'noy aktivnosti lichnosti (Psychological characteristics of personality's social activity). Mirpsikhologii (The World of Psychology), 2012, no. 3, pp. 145-154 (in Russian).
158
Научный отдел