УДК 371 DOI: 10.14526/2070-4798-2019-14-2-76-82
Готовность студентов педагогического вуза к социально-преобразующей добровольческой деятельности
Шубович М.М.*, Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Плохова И.А.
Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
г. Ульяновск, Россия ORCID: 0000-0002-8325-8626, [email protected]* ORCID: 0000-0001-6189-8529, [email protected] ORCID: 0000-0001-8227-2285, [email protected] ORCID: 0000-0002-5769-5638, [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному творчеству. Социальное творчество предполагает развитие у студентов социальной активности, формирование готовности к разработке и реализации социально значимых проектов. Материалы. В статье раскрывается понятие «социально-преобразующей добровольческой деятельности» как добровольного посильного участия студентов в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Методы исследования. Тест на измерение социально-трудовой активности Ю.П. Платонова, методика для изучения социализированное™ личности М.И. Рожкова, тест для диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (методологическая основа теста - теория мотивации Д. МакКлелланда), методы математической статистики. Результаты. Выделены когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Описан опыт практической реализации каждого из выделенных компонентов формирования готовности студентов к социальному творчеству посредством современных педагогических технологий (игровых технологий, технологии коллективной творческой деятельности, технологии проектирования). В ходе проведенного эмпирического исследования показана динамика формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Заключение. Исследование проблемы социального творчества связано со становлением активной жизненной позиции и участием студентов в преобразовании окружающей действительности. Активное использование современных педагогических технологий способствует успешному формированию готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности.
Ключевые слова: социальное творчество, готовность к социально-преобразующей добровольческой деятельности, педагогические технологии, социально-образовательный проект.
Для цитирования: Шубович М.М., Еремина Л.И., Бибикова Н.В., Плохова И.А. Готовность студентов педагогического вуза к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(2): 76-82. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-76-82.
Readiness of future teachers of physical culture to social transforming voluntary activity
Marina M. Shubovich*, Larisa I. Eremina, Nadezhda V. Bibikova, Irina A. Plohova
Ulyanov State Pedagogical University, Ulyanovsk, Russia ORCID: 0000-0002-8325-8626, [email protected]* ORCID: 0000-0001-6189-8529, [email protected] ORCID: 0000-0001-8227-2285, [email protected] ORCID: 0000-0002-5769-5638, [email protected]
Abstract: The article deals with the problem of the future physical education teachers readiness formation for social creativity. Social creativity involves development of students' social activity,
formation of readiness for the development and implementation of socially significant projects. Materials. The article reveals the concept of "socially transformative volunteering" as voluntary, feasible participation of students in improving relationships, transforming the surrounding reality. The cognitive, emotional and activity components of the students' readiness formation for socially transforming volunteering are highlighted. Research methods. A test for measuring social and labor activity of Yu.P. Platonov, a technique for studying the socialization of M.I. Rozhkova personality, a test for diagnosing motivators of a person's socio-psychological activity (the methodological basis of the test is D. McClelland's theory of motivation). Results. The experience of practical implementation of students' selected components readiness formation for social creativity through modern educational technologies (gaming technology, technology of collective creative activity, design technology) is described. In the course of the empirical research, the dynamics of students' readiness formation for socially transformative volunteering was shown. Conclusion. The study of the social creativity problem is associated with the formation of an active life position and the participation of physical culture future teachers in the transformation of the surrounding reality. The active use of modern pedagogical technologies contributes to the successful formation of future physical education teachers readiness for socially transformative volunteering.
Keywords: social creativity, readiness for socially transformative volunteering, pedagogical technologies, social educational project.
For citation: Marina M. Shubovich, Larisa I. Eremina, Nadezhda V. Bibikova, Irina A. Plohova. Readiness
of future teachers of physical culture to social transforming voluntary activity. The Russian Journal of
Physical Education and Sport. 2019; 14(2): 76-82. DOI 10.14526/2070-4798-2019-14-2-76-82.
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия образовательной политики в системе высшего образования актуализирует проблему готовности студентов педагогического вуза к социально-преобразующей добровольческой деятельности (2018 год объявлен в Российской Федерации годом добровольца и волонтера). Социальное творчество предполагает формирование у студентов активной жизненной позиции, развитие социальной активности, творческой направленности, способствующих выработке собственного понимания значимости социальной деятельности; разработки и реализации социально-образовательных проектов для позитивного преобразования окружающей социальной действительности [1]. Социально-преобразующая добровольческая деятельность студентов актуальна, так как затрагивает их интересы; свободна, поскольку даёт возможность реализации своих способностей; в то же время требует серьёзных усилий и предполагает возможность самостоятельно достигать поставленных целей.
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) - это добровольное посильное участие студентов в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, скла-
дывающейся в окружающем их социуме [2]. Теоретические характеристики социального творчества как процесса преобразования окружающей среды отразили в своих исследованиях С.А. Букш, Р. Оуэн, Т.В. Козырева, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и др. Практические аспекты социально-преобразующей добровольческой деятельности как активного отношения к окружающей действительности раскрыты в исследованиях И.П. Иванова, Н.В. Белобородова, Б.В. Куприянова, Н.П. Царёвой, Г.В. Олениной и др. [1].
Готовность понимается как условие выполнения любой деятельности, как подготовленность к решению задач в рамках той или иной деятельности, в данном случае - социально-преобразующей добровольческой деятельности [3].
Теоретические учения о взаимосвязи результатов и форм социального творчества Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова позволили нам характеризовать готовность студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном, деятельностном.
Когнитивный компонент готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности включает в себя приобрете-
ние знаний социального действия. Ожидаемые результаты данного компонента: студенты приобретают социальные знания, знания социальных норм и рисков при их нарушении, понимание реалий социальной и повседневной жизни; студенты знают основы добровольческой деятельности и правила групповой творческой работы; знают способы самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; повышается включенность в общественную жизнь. Основной педагогической технологией выступает игровая технология (технология организа-ционно-деятельностной игры), инициативное участие студентов в социально значимых делах и акциях (социальная проба).
Эмоциональный компонент готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности заключается в формировании позитивного отношения к социальному творчеству и социальной реальности в целом. Ожидаемые результаты данного компонента: позитивное отношение к социальному творчеству, к социальной реальности в целом; осознание своих возможностей и повышение стремления к участию в волонтерской деятельности; повышение уровня развития социальной активности и креативности студентов. Основным средством оптимизации социального творчества студентов выступает технология коллективной творческой деятельности.
Деятельностный компонент готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности представляет собой получение студентами самостоятельного социального опыта, опыта активного социального взаимодействия с миром (самостоятельное, добровольное социальное действие на благо и заботу о себе и других людях). Ожидаемые результаты данного компонента: сформирован опыт самостоятельного социально значимого, полезного действия; приобретение опыта самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей; овладение навыками, умениями и способами взаимодействия в волонтерской деятельности; повышение инициативы, самостоятельности в решении социально значимых проблем. Педагогической технологией дости-
жения результатов деятельностного компонента готовности студентов к социальному творчеству выступает социально-образовательный проект.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
С целью выявления уровня сформирован-ности готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности использовались следующие методики: тест на измерение социально-трудовой активности Ю.П. Платонова, методика для изучения соци-ализированности личности М.И. Рожкова, тест для диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (методологическая основа теста - теория мотивации Д. МакКлелланда). В качестве основных критериев диагностики выступили выделенные компоненты готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный.
Исследование проводилось на базе факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. В исследовании приняли участие 90 студентов-бакалавров по направлению подготовки «Физическая культура. Безопасность жизнедеятельности».
В ходе исследования были выделены уровни сформированности готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности (в обобщенном виде в категории «уровень»: высокий, средний, ниже среднего, низкий).
Низкий уровень готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности характеризуется низкими показателями по выделенным критериям социального творчества. Ниже среднего уровень: студенты имеют знания социально-общественного действия, отмечено ситуативно-позитивное отношение к социальному творчеству, имеют навыки социального взаимодействия. Средний уровень характеризуется средними показателями по выделенным критериям социального творчества, студенты имеют опыт самостоятельного социально значимого, полезного действия, отмечено устойчиво-позитивное отношение к социально-
му творчеству. Высокий уровень: студенты знают, умеют, хотят и имеют опыт самостоятельного социального действия, характерна устойчивая положительная мотивация на самостоятельную социально-преобразующую добровольческую деятельность, ярко выражены социальная активность, креативность и самостоятельность.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
По полученным в ходе исследования данным, по результатам входной (ВД) и итоговой диагностики (ИД) можно проследить динамику формирования готовности студентов к социальному творчеству.
Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в начале эмпирического исследования для студентов характерен низкий (48,9%) и ниже среднего (38,9%) уровень готовности к социальному творчеству, всего 11,1% респондентов показали средний уровень и 1,1% -высокий уровень сформированности готовности к социально-преобразующей добровольческой деятельности, о чем также свидетельствует и проведенное анкетирование с целью выявления отношения студентов к социальному творчеству. Больше половины опрошенных студентов нейтрально относятся к социально-преобразующей добровольческой деятельности, не понимая значения, содержания социального творчества.
Проведенный сравнительный анализ показал, что в конце эмпирического исследования количество респондентов, находящихся на низком уровне сформированности готовности студентов к социальному творчеству, уменьшилось в 1,6 раза (ВД - 48,9%; ИД - 31,1%), в 1,5 раза (ВД
- 38,9%; ИД - 25,5%) - на уровне ниже среднего. Результаты итоговой диагностики свидетельствуют, что численность респондентов среднего уровня увеличилась в 2,5 раза (ВД - 11,1%; ИД
- 27,8%). При этом отметим, что на высоком уровне сформированности готовности к социально-преобразующей добровольческой деятельности оказалось 15,6% студентов от общего числа респондентов (ВД - 1,1%; ИД - 15,6%).
Для доказательства эффективности эмпирического исследования использовали критерий ф*- угловое преобразование Фишера. Получен-
ные результаты ф*эмп = 2,455 (низкий уровень), ф*эмп = 2,898 (средний уровень), ф*эмп = 2,670 (высокий уровень), при ф*кр = 2,31 (р < 0,01), ф*эмп = 1,932 (уровень ниже среднего), при ф*кр.= 1,64 (р < 0,05) свидетельствуют о сдвиге значений показателей сформированности готовности студентов к социальному творчеству.
Подчеркивая положительные моменты исследования, следует отметить, что результативному формированию готовности студентов факультета физической культуры и спорта к социальному творчеству способствовало использование современных педагогических технологий.
Практическая реализация когнитивного компонента готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности включала в себя активное участие студентов в организационно-деятельностных играх, социально ориентированных акциях и общественно полезных делах, таких как участие в благотворительных мероприятиях, митингах, шествиях, распространение наглядной агитации социальной направленности, благоустройство социальных и природных объектов, оказание добровольческой помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, детям-сиротам; помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам и т.п. [4].
Эмоциональный компонент в практико-ори-ентированной деятельности нашел свое отражение в проведенных на факультете коллективных творческих делах, таких как конкурс первокурсников, КВН, «Творческий день», олимпиада «Здоровый образ жизни», турнир педагогического мастерства и пр.
Большинство социально-образовательных проектов, отражающих деятельностный компонент готовности, было разработано и реализовано студентами. Данные проекты были направлены на пропаганду здорового образа жизни в молодежной среде, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры [5].
Социально-образовательный проект «Мы выбираем здоровье!» был направлен на профилактику вредных привычек подростков посредством здоровьсберегающих технологий. На начальном этапе была проведена диагностика с
целью определения уровня отношения подростков к здоровому образу жизни, наличия вредных привычек. С целью формирования мотивации подростков к занятиям физической культурой и спортом и ведению здорового образа жизни был реализован комплекс проектных мероприятий: арт-упражнение «Ромашка здорового образа жизни», тренинг «Здоровье и здоровый образ жизни», игра-викторина «Пути здорового образа жизни», конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни!», подбор и организация просмотра фильмов по тематике здорового образа жизни, конкурса роликов социальной рекламы. По итогам реализации программы ее участники научились использовать приемы для улучшения и сохранения здоровья, активно вести здоровый образ жизни, овладели основными знаниями и понятиями о здоровом образе жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина [6].
Студенческий проект «Быть здоровым -здорово!» был посвящен актуальной проблеме профилактики аддиктивного поведения в подростковой среде и направлен на снижение склонности к зависимому поведению (склонности к употреблению психоактивных веществ, алкогольно-наркотической зависимости, интернет-зависимости). Комплекс проектных мероприятий, проходивших в виде тренинговых упражнений, игр, лекционного цикла, позволил достигнуть положительного результата. Профилактика аддиктивного поведения наиболее эффективна через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетенции студентов, выработку навыков здорового образа жизни, умения сказать «нет», нести ответственность за себя и за свои действия.
Социально-образовательный проект «Сердце отдаю детям» направлен на решение проблем социализации детей с ОВЗ и детей-сирот через формирование их социальной активности посредством комплекса следующих социально-культурных мероприятий: «Подарок маме» (мероприятие, посвященное 8 марта); «Поем вместе» (мероприятие, посвященное 9 мая); мероприятие, посвященное Дню защиты детей; новогоднее шоу «Путешествие в Новый год»;
шоу-программа «Общение в радость» для детей-сирот и лиц с ограниченными возможностями; выставка-продажа поделок, выполненных детьми-сиротами и детьми с ОВЗ. Одним из главных проектных мероприятий в педагогическом вузе стал благотворительный концерт «Сердце отдаю детям», который полностью организовали и провели студенты. Важно отметить, что реализация данного проекта способствовала формированию социально активной позиции детей-сирот и детей с ОВЗ, а также развитию социально-проектных умений и навыков студентов в процессе социально-преобразующей добровольческой деятельности [7].
Социальный проект «Дороги добрых дел» в рамках конкурса социальной рекламы «Новый взгляд», социально-образовательный проект «Дари добро детям» в рамках организации благотворительной помощи детям-сиротам, социально-творческий проект «Твори. Люби. Дружи. Заботься» для расширения доступной образовательной среды, волонтерский проект «Кто, если не мы» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и прочие проекты являются технологической составляющей деятельностно-го компонента готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, результатами включения студентов в социально-преобразующую добровольческую деятельность являются формирование социального опыта студентов, развитие их социальной активности, обучение бакалавров организации и реализации социально значимых проектов. Исследование проблемы социального творчества тесным образом связано со становлением активной жизненной позиции и участием студентов в преобразовании окружающей действительности. Основные результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать вывод, что использование современных педагогических технологий способствует успешному формированию готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности.
Видится значимым исследование эффективности внедрения в практику работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выделенных технологий как средства оптимизации социально-преобразующей добровольческой деятельности, разработки программы психолого-педагогического сопровождения социального творчества детей, подростков и молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иванова Н.Л., Попова Е.П. Профессионалы и проблемы внедрения инноваций в школе. Вопросы образования. 2017;1: 184-206.
2. Еремина Л.И. Социальный дизайн в профессиональной подготовке студентов. Общество: социология, психология, педагогика. 2015; 3: 23-28.
3. Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе: неиспользованные возможности. Вопросы образования. 2015; 3: 292-307.
4. Шубович М.М., Ильина Н.А., Белоногова Л.Н., Белузина Н.Н. Формирование готовности студентов факультета физической культуры и спорта к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Теория и практика физической культуры. 2016; 2: 51-53.
5. Оберемко О.А. Волонтер: элементарные объяснения самоопределения. Социологические исследования. 2016; 6: 94-101.
6. Панюков А.И., Панюкова Ю.Г., Маме-дова Т.Ш., Понизовкина И.Ф. Психологическое благополучие студентов в образовательной среде университета. Теория и практика физической культуры. 2018; 9: 36-38.
7. Гильмутдинова Р.И. Формирование профессиональных компетенций студентов в реализации грантовых проектов. Теория и практика физической культуры. 2018; 2: 26.
8. Плохова И.А. Социальное проектирование: духовно-нравственный аспект. Казанский педагогический журнал. 2014; 5: 178-183.
9. Певная М.В. Управление российским во-лонтерством: сущность и противоречия. Социологические исследования. 2016; 12: 69-77.
10. Тимошина И.Н., Богатова С.В. Изучение динамики физической подготовленности
студентов педагогических и непедагогических специальностей. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014; 1: 146-153.
11. Повзун В.Д., Апокин В. В. Образовательные технологии в ценностном самоопределении будущих специалистов профиля физического воспитания. Теория и практика физической культуры. 2018; 5: 97-99.
12. Едышев Д.В., Назаренко А.В. Условия повышения эффективности культурно-досуго-вой деятельности студентов. Педагогико-психо-логические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015; 10(3): 3845. DOI: 10.14526/01_1111_27
13. Романенко К.Р. Университетские объединения: какие изменения для студентов. Вопросы образования. 2018; 1: 154-173.
14. Armstrong T., Bull F. Development of the World Health Organization global physical activity questionnaire (GPAQ). Journal of Public Health. 2006; 14(2): 66-70. DOI: 10.1007/s10389-006-0024-x.
15. Bauman A., Bull F., Chey T., Craig C.L., Ainsworth B.E., Sallis J.F., ... The IPS Group. The international prevalence study on physical activity: Results from 20 countries. International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 2009; 6(1): 21. DOI: 10.1186/1479-5868-6-21.
16. Biddle S.J.H., Brehm W., Verheijden M., Hopman-Rock M. Population physical activity behavior change: A review for the European Collge of Sport Science. European Journal of sport Science. 2012; 12(4): 367-383. DOI: 10.1080/17461391.2011.635700.
17. Craig C.L., Marshall A.L., Sjostrom M., Bauman A.E., Booth M.L., Ainsworth B.E., ..., Oja P. International physical activity questionnaire: 12-country reliability and validity. Medicine and Science in Sport and Exercise. 2003; 35(8): 13811395. DOI: 10.1249/01.MSS.0000078924.61453. FB.
18. Dumith S.C., Hallal P.C., Reis R.S., Kohl H.W. Worldwide prevalence of physical inactivity and its association with human development index in 76 countries. Preventive Medicine. 2011; 53(1-2): 24-28. DOI: 10.1016/j.ypmed.2011.02.017.
19. Sigmundova D., El Ansari W., Sigmund E. Neighborhoods environment correlates of physical activity: A study of eight Czech regional towns. International Journal of Environmental Research
and Public Health. 2011; 8(2): 341-357. DOI: i0.3990/ijerph802034i.
Статья поступила в редакцию: 15.04.2019
Шубович Марина Михайловна - доктор педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]
Еремина Лариса Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]
Бибикова Надежда Вячеславовна - кандидат педагогических наук, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]
Плохова Ирина Анатольевна - кандидат социологических наук, доцент, Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 432071, Россия, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, дом 4, e-mail: [email protected]