Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности'

Формирование готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ГОТОВНОСТЬ К СОЦИАЛЬНО-ПРЕОБРАЗУЮЩЕЙ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL CREATIVITY / READINESS FOR SOCIALLY TRANSFORMATIVE VOLUNTEERING / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / SOCIAL EDUCATIONAL PROJECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна, Шубович Марина Михайловна, Бибикова Надежда Вячеславовна, Плохова Ирина Анатольевна

Рассматривается проблема формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному творчеству. Выделены когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Описан опыт практической реализации каждого из выделенных компонентов посредством современных педагогических технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Еремина Лариса Ивановна, Шубович Марина Михайловна, Бибикова Надежда Вячеславовна, Плохова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of formation of readiness for social creativityprocessin high school students ofpedagogy/ The author highlights cognitive, emotional and activity components ofthe process under study. The experience of practical implementation of each of the selected components through modern educational technologies is described.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности»

Л.И. ЕРЕМИНА, М.М. ШУБОВИЧ, Н.В. БИБИКОВА, И.А. ПЛОХОВА (Ульяновск)

формирование готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности*

Рассматривается проблема формирования готовности студентов педагогического вуза к социальному творчеству. Выделены когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Описан опыт практической реализации каждого из выделенных компонентов посредством современных педагогических технологий.

Ключевые слова: социальное творчество, готовность к социально-преобразующей добровольческой деятельности, педагогические технологии, социально-образовательный проект.

Проблема готовности студентов педагогического вуза к социально-преобразующей добровольческой деятельности актуализируется стратегией образовательной политики в системе высшего образования (2018 год объявлен Годом добровольца и волонтера в Российской Федерации). Социальное творчество предполагает формирование у студентов активной жизненной позиции, развитие их творческой направленности, креативности, социальной активности, самостоятельности и инициативности, что в дальнейшем способствует выработке собственного понимания значимости социальной деятельности; организации социально-образовательных проектов для позитивного преобразования окружающей социальной действительности [3].

Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) -это добровольное посильное участие студентов в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме [1]. Теоретические характеристики со-

* Статья подготовлена в рамках внутривузовско-го конкурса грантов для поддержки научных коллективов ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

циального творчества как процесса преобразования окружающей среды отразили в своих исследованиях С.А. Букш, Р. Оуэн, Т.В. Козырева, Д.В. Григорьев, П.В. Степанов и др. Практические аспекты социально-преобразующей добровольческой деятельности как активного отношения к окружающей действительности раскрыты в исследованиях И.П. Иванова, Н.В. Белобородова, Б.В. Куприянова, Н.П. Царёвой, Г.В. Олениной и др. [5].

Готовность рассматривается как условие выполнения любой деятельности, как подготовленность к решению задач в рамках той или иной деятельности, в данном случае социально-преобразующей добровольческой.

Взяв за основу идею Д.В. Григорьева, Б.В. Куприянова [2] о взаимосвязи результатов и форм социального творчества, готовность студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности мы характеризуем в трех аспектах: когнитивном, эмоциональном, деятельностном.

Когнитивный компонент готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности включает в себя приобретение знаний социального действия. Ожидаемые результаты данного компонента: студенты приобретают социальные знания, знания социальных норм и рисков при их нарушении, понимание реалий социальной и повседневной жизни; студенты знают основы волонтерской деятельности и правила групповой творческой работы; знают способы самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; повышается включенность студентов в общественную жизнь. Педагогической технологией выступает игровая технология (технология организационно-деятельностной игры), инициативное участие студентов в социально значимых делах и акциях (социальная проба).

Эмоциональный компонент готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности - это формирование позитивного отношения к социальному творчеству и социальной реальности в целом. Ожидаемые результаты данного компонента: позитивное отношение к социальному творчеству, социальной реальности в целом; осознание своих возможностей и повышение стремления к участию в волонтерской деятельности; повышение уровня развития социальной активности и креативности студентов. Технология коллективной творческой деятельности

О Еремина Л.И., Шубович М.М., Бибикова Н.В., Плохова И.А., 2019

выступает основным средством оптимизации социального творчества студентов.

Деятельностный компонент готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности представляет собой получение студентами самостоятельного социального опыта, опыта активного социального взаимодействия с миром (самостоятельное, добровольное социальное действие на благо и заботу о себе и других людях). Ожидаемые результаты данного компонента: сформирован опыт самостоятельного социально значимого, полезного действия; приобретение опыта самоорганизации и принятия на себя ответственности за других людей; овладение навыками, умениями и способами взаимодействия в волонтерской деятельности; повышение инициативности, самостоятельности в решении социально значимых проблем. Социально-образовательный проект выступает педагогической технологией достижения результатов де-ятельностного компонента готовности студентов к социальному творчеству.

Опишем опыт эмпирического исследования формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Исследование проводилось на базе факультета педагогики и психологии Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова. В исследовании приняло участие 90 студентов-бакалавров по направлениям подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа».

Практическая реализация когнитивного компонента готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности включала в себя активное участие студентов в организационно-деятельностных играх, социально ориентированных акциях и общественно полезных делах (участие в благотворительных концертах, митингах, шествиях, распространение наглядной агитации социальной направленности, благоустройство социальных и природных объектов и пр.), оказание шефской помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, детям-сиротам; помощь ветеранам, пожилым людям, инвалидам и т. п. [4].

Эмоциональный компонент в практико-ориентированной деятельности нашел свое отражение в проведенных на факультете коллективных творческих делах (конкурс первокурсников, КВН, «Масленица», «Последний звонок», «Творческий день», олимпиада по соци-

КИЕ НАУКИ -

альной работе «Спешите делать добро», турнир педагогического мастерства и пр.).

Социальный проект «Дорогой добрых дел» в рамках конкурса социальной рекламы «новый взгляд», социально-образовательный проект «Дари добро детям» в рамках организации благотворительной помощи детям-сиротам, социально-творческий проект «Твори. Люби. Дружи. Заботься» для расширения доступной образовательной среды, волонтерский проект «кто, если не мы» для лиц с ограниченными возможностями здоровья и прочие проекты являются технологической составляющей деятельностного компонента готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности.

на факультете разработана и реализуется программа социального творчества студентов «Мы вместе - значит мы сила», включающая в себя три модуля: «Я и моя семья», «Я и товарищи», «Я и общество» [2]. Целью программы является формирование готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Механизмами реализации программы выступают социально-педагогическая поддержка, совместная творческая деятельность, разновозрастные общественные объединения детей и молодежи, интегрированная развивающая творческая среда. Социально-преобразующая добровольческая деятельность студентов актуальна, т. к. затрагивает их интересы; свободна, поскольку дает возможность реализации своих способностей; в то же время требует серьезных усилий и предполагает возможность самостоятельно достигать поставленные цели.

Одним из наиболее социально значимых являлся проект «Сердце отдаю детям», который был направлен на решение проблем социализации детей с ОВЗ и детей-сирот через формирование их социальной активности посредством комплекса следующих социально-культурных мероприятий: посвященное 8 Марта мероприятие «Подарок маме»; посвященное 9 Мая мероприятие «Поем вместе»; мероприятие, посвященное Дню защиты детей 1 июня; новогоднее шоу «Путешествие в новый год»; шоу-программа «Общение в радость» для детей-сирот и лиц с ограниченными возможностями; выставка-продажа поделок, выполненных детьми-сиротами и детьми с ОВЗ. Одним из главных мероприятий в педагогическом вузе стал благотворительный концерт «Сердце отдаю детям», который полностью организовали и провели студенты фа-

культета педагогики и психологии. Важно отметить, что реализация данного проекта способствовала формированию социально активной позиции детей-сирот и детей с ОВЗ, а также развитию социально-проектных умений и навыков студентов в процессе социально-преобразующей добровольческой деятельности.

в социально-образовательном проекте «Мы - семья» по профилактике безнадзорности как фактора преодоления социального сиротства приняли участие не только дети, но и их родители (законные представители), члены семьи (родственники). Социально-реабилитационный центр по профилактике семейного неблагополучия «Причал надежды» города Ульяновска стал базовой площадкой для реализации данного проекта. проект был направлен на выявление и предупреждение детской безнадзорности, социально-

го сиротства, на укрепление института семьи, формирование семейных ценностей и детско-родительских отношений, улучшение социально-психологического климата семьи. Спортивное мероприятие «Семейные веселые старты», семейный праздник «моя семья - моя радость!», выставка совместных рисунков «Тепло семьи», семейная ролевая игра «Остров согласия», квест-игра «Семья - это маленькая вселенная», семейная генограмма, арт-терапевтическая методика «Семья - дом счастья», ролевая игра «Семейная фотография» выступили основными формами реализации данного проекта, в ходе которого участники научились адекватно воспринимать возникающие социальные проблемы внутри семьи и решать их самостоятельно в соответствии с нормами, сложившимися в социуме, быть устойчивыми к неблагоприятным социальным воздействиям.

Уровни сформированности готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности

Уровни сформированности готовности студентов Входная диагностика Итоговая диагностика Критерий Фишера ф эмп

чел. % чел. %

Низкий 44 48,9 28 31,1 2,455

Ниже среднего 35 38,9 23 25,5 1,932

Средний 10 11,1 25 27,8 2,898

Высокий 1 1,1 14 15,6 2,670

динамика формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности

С целью выявления уровня сформиро-ванности готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности использовались следующие методики: тест на измерение социально-трудовой активности Ю.П. Платонова, методика для изучения со-циализированности личности М.И. Рожкова, тест для диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности (методологическая основа теста - теория мотивации Д. Макклелланда). В качестве основных критериев диагностики выступили выделенные компоненты готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности: когнитивный, эмоциональный и деятельностный.

По полученным в ходе исследования данным можно проследить динамику сформиро-ванности готовности студентов к социальному творчеству. В обобщенном виде (в категории «уровень»: высокий, средний, ниже среднего, низкий) полученные результаты входной (ВД) и итоговой диагностики (ИД) приведены в таблице на с. 40. Динамика формирования готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности показана на рисунке на с. 40 в виде столбчатой диаграммы.

Низкий уровень готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности характеризуется низкими показателями по выделенным критериям социального творчества. Уровень ниже среднего: студенты имеют знания социально-общественного действия, навыки социального взаимодействия, отмечено ситуативно-позитивное отношение к социальному творчеству. Средний уровень характеризуется средними показателями по выделенным критериям социального творчества, студенты имеют опыт самостоятельного социально значимого, полезного действия, отмечено устойчиво-позитивное отношение к социальному творчеству. Высокий уровень: студенты обладают соответствующими знаниями, умениями, желанием и имеют опыт самостоятельного социального действия, характерна устойчивая положительная мотивация на самостоятельную социально-преобразующую добровольческую деятельность, ярко выражены социальная активность, креативность и самостоятельность.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что в начале эмпирического исследования для студентов характерен низкий (48,9%) и ниже среднего (38,9%) уро-

КИЕ нАУКИ -

вень готовности к социальному творчеству, всего 11,1% респондентов относятся к среднему уровню и 1,1% - к высокому уровню сформированности готовности к социально-преобразующей добровольческой деятельности, о чем также свидетельствует и проведенное анкетирование с целью выявления отношения студентов к социальному творчеству. Больше половины опрошенных студентов нейтрально относятся к социально-преобразующей добровольческой деятельности, не понимая значения, содержания социального творчества.

Проведенный сравнительный анализ показал, что в конце эмпирического исследования количество респондентов, находящихся на низком уровне сформированности готовности студентов к социальному творчеству, уменьшилось в 1,6 раза (ВД - 48,9%, ИД - 31,1%), в 1,5 раза (ВД - 38,9%, ИД - 25,5%) - на уровне ниже среднего. Результаты итоговой диагностики свидетельствуют о том, что численность респондентов среднего уровня увеличилась в 2,5 раза (ВД - 11,1%, ИД - 27,8%). При этом отметим, что на высоком уровне сформированности готовности к социально-преобразующей добровольческой деятельности оказалось 15,6% студентов от общего числа респондентов (ВД - 1,1%, ИД - 15,6%).

Для доказательства эффективности эмпирического исследования использовали критерий ф*- угловое преобразование Фишера. Полученные результаты ф*эмп = 2,455 (низкий уровень), ф*эмп = 2,898 (средний уровень), ф*эмп = 2,670 (высокий уровень), при ф*кр = 2,31 (р < 0,01), ф*эмп = 1,932 (уровень ниже среднего), при ф*кр= 1,64 (р < 0,05) свидетельствуют о сдвиге значений показателей сформиро-ванности готовности студентов к социальному творчеству.

Основные результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать вывод о том, что использование современных педагогических технологий способствует успешному формированию готовности студентов к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Видится значимым исследование внедрения в практику работы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, выделенных технологий как средства оптимизации социально-преобразующей добровольческой деятельности, разработки программы психолого-педагогического сопровождения социального творчества детей, подростков и молодежи.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Список литературы

1. Бибикова Н.В., Гринева Е.А., Давлетши-на Л.Х., Шубович М.М. Педагогическое проектирование: социально-экологический аспект: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2016.

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. М.: Просвещение, 2011.

3. Еремина Л.И. Влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжском регионе: моногр. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014.

4. Еремина Л.И. Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 3. С. 23-28.

5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

* * *

1. Bibikova N.V., Grineva E.A., Davletshina L.H., Shubovich M.M. Pedagogicheskoe proektirovanie: social'no-jekologicheskij aspekt: ucheb.-metod. posobie. Ul'janovsk: UlGPU imeni I.N. Ul'janova, 2016.

2. Grigor'ev D.V., Kuprijanov B.V. Programmy vneurochnoj dejatel'nosti. Hudozhestvennoe tvorchest-vo. Social'noe tvorchestvo. M.: Prosveshhenie, 2011.

3. Eremina L.I. Vlijanie gruppovoj kreativnos-ti na social'noe tvorchestvo studentov v Povolzhskom regione: monogr. Ul'janovsk: FGBOU VPO «UlGPU im. I.N. Ul'janova», 2014.

4. Eremina L.I. Social'noe proektirovanie v pro-fessional'noj podgotovke studentov // Obshhestvo: socio-logija, psihologija, pedagogika. 2015. № 3. S. 23-28.

5. Kurbatov V.I., Kurbatova O.V. Social'noe pro-ektirovanie: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Feniks, 2001.

Formation of students' readiness for socially transformative volunteering

The article deals with the problem of formation of readiness for social creativity process in high school students of pedagogy. The author highlights cognitive, emotional and activity components of the process under study. The experience of practical implementation of each of the selected components through modern educational technologies is described.

Key words: social creativity, readiness for socially transformative volunteering, pedagogical technologies, social educational project.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2018)

е.с. Федосеева, е.п. хвастунова

(Волгоград)

научные подходы к проблеме повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Описываются особенности процесса повышения познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, определены компоненты и критериальные показатели уровней проявления познавательной активности младших школьников данной категории в учебном процессе. Обосновывается необходимость разработки дидактических основ применения мультимедийных презентаций при организации процесса повышения уровня познавательной активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Ключевые слова: познавательная активность, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушение интеллекта, мультимедийные презентации, учебная деятельность, ограниченные возможности здоровья, дифференцированный подход.

В современных условиях активного развития специального образования на первый план перед педагогами выдвигается задача обеспечения качества знаний за счет повышения познавательной активности каждого учащегося, который в процессе обучения не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни.

В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что дети с нарушением интеллекта составляют наиболее многочисленную группу среди численного состава населения людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным исследований, в 2016 г. по Волгоградской области было зафиксировано 24,5% детей, имеющих нарушение интеллекта.

Особая структура дефекта при интеллектуальной недостаточности, своеобразие психического развития детей, компенсаторные возможности детской психики должны учи© Федосеева Е.С., Хвастунова Е.П., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.