Научная статья на тему 'Научные подходы к проблемe повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья'

Научные подходы к проблемe повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / COGNITIVE ACTIVITY / CHILDREN WITH DISABILITIES / IMPAIRED INTELLIGENCE / MULTIMEDIA PRESENTATIONS / EDUCATIONAL ACTIVITIES / LIMITED HEALTH / A DIFFERENTIATED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосеева Елена Сергеевна, Хвастунова Елена Петровна

Описываются особенности процесса повышения познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, определены компоненты и критериальные показатели уровней проявления познавательной активности младших школьников данной категории в учебном процессе. Обосновывается необходимость разработки дидактических основ применения мультимедийных презентаций при организации процесса повышения уровня познавательной активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосеева Елена Сергеевна, Хвастунова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the specific features of the process of increasing the cognitive activity in younger students with intellectual disability. The authors descrbe the components and markers of the levels of manifestation of the cognitive activity in younger students in the educational process. The necessity of developing didactic foundations for the use of multimedia presentations when organizing the process of raising the level of cognitive activity of primary school students with intellectual inadequacy is substantiated.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к проблемe повышения познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Список литературы

1. Бибикова Н.В., Гринева Е.А., Давлетши-на Л.Х., Шубович М.М. Педагогическое проектирование: социально-экологический аспект: учеб.-метод. пособие. Ульяновск: УлГПУ имени И.Н. Ульянова, 2016.

2. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. М.: Просвещение, 2011.

3. Еремина Л.И. Влияние групповой креативности на социальное творчество студентов в Поволжском регионе: моногр. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2014.

4. Еремина Л.И. Социальное проектирование в профессиональной подготовке студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 3. С. 23-28.

5. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

* * *

1. Bibikova N.V., Grineva E.A., Davletshina L.H., Shubovich M.M. Pedagogicheskoe proektirovanie: social'no-jekologicheskij aspekt: ucheb.-metod. posobie. Ul'janovsk: UlGPU imeni I.N. Ul'janova, 2016.

2. Grigor'ev D.V., Kuprijanov B.V. Programmy vneurochnoj dejatel'nosti. Hudozhestvennoe tvorchest-vo. Social'noe tvorchestvo. M.: Prosveshhenie, 2011.

3. Eremina L.I. Vlijanie gruppovoj kreativnos-ti na social'noe tvorchestvo studentov v Povolzhskom regione: monogr. Ul'janovsk: FGBOU VPO «UlGPU im. I.N. Ul'janova», 2014.

4. Eremina L.I. Social'noe proektirovanie v pro-fessional'noj podgotovke studentov // Obshhestvo: socio-logija, psihologija, pedagogika. 2015. № 3. S. 23-28.

5. Kurbatov V.I., Kurbatova O.V. Social'noe pro-ektirovanie: ucheb. posobie. Rostov n/D.: Feniks, 2001.

Formation of students' readiness for socially transformative volunteering

The article deals with the problem of formation of readiness for social creativity process in high school students of pedagogy. The author highlights cognitive, emotional and activity components of the process under study. The experience of practical implementation of each of the selected components through modern educational technologies is described.

Key words: social creativity, readiness for socially transformative volunteering, pedagogical technologies, social educational project.

(Статья поступила в редакцию 29.10.2018)

е.с. Федосеева, е.п. хвастунова

(Волгоград)

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Описываются особенности процесса повышения познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, определены компоненты и критериальные показатели уровней проявления познавательной активности младших школьников данной категории в учебном процессе. Обосновывается необходимость разработки дидактических основ применения мультимедийных презентаций при организации процесса повышения уровня познавательной активности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью младшего школьного возраста.

Ключевые слова: познавательная активность, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушение интеллекта, мультимедийные презентации, учебная деятельность, ограниченные возможности здоровья, дифференцированный подход.

В современных условиях активного развития специального образования на первый план перед педагогами выдвигается задача обеспечения качества знаний за счет повышения познавательной активности каждого учащегося, который в процессе обучения не только овладевает определенным стандартом современных знаний, но и учится их применять в реальной жизни.

В настоящее время в Российской Федерации 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Статистические данные показывают, что дети с нарушением интеллекта составляют наиболее многочисленную группу среди численного состава населения людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным исследований, в 2016 г. по Волгоградской области было зафиксировано 24,5% детей, имеющих нарушение интеллекта.

Особая структура дефекта при интеллектуальной недостаточности, своеобразие психического развития детей, компенсаторные возможности детской психики должны учи© Федосеева Е.С., Хвастунова Е.П., 2019

тываться педагогами при построении учебного процесса: выборе специальных средств, приемов и методов обучения, воспитывающей, коррекционно-развивающей и практико-ориентированной направленности содержания учебного материала, организации индивидуально-дифференцированного подхода, максимальном расширении образовательного пространства, социальной адаптации, которая обеспечивает личностный рост каждого ребенка.

С учетом данных требований федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает освоение адаптированных основных общеобразовательных программ обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в пролонгированные сроки - от 9 до 13 лет (вплоть до выхода за рамки школьного возраста) и включает овладение школьниками жизненными и академическими компетенциями, необходимыми им для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в самостоятельной жизни [8].

Важным социально значимым качеством личности, которое формируется у школьников с нарушением интеллекта в учебной деятельности, является познавательная активность. Изучением познавательной активности обучающихся с нарушением интеллекта занимались такие ученые, как Л.С. Выготский, Л.В. Занков, С.Д. Забрамная [3], А.И. Лубов-ский, М.С. Певзнер, Б.И. Пинский, Е.А. Стре-белева [5], Е.Д. Худенко.

В выполненных исследованиях представлены теоретические основы изучаемого явления, описано своеобразие его протекания у детей с нарушением интеллекта, выделены возрастные и индивидуальные показатели в зависимости от степени снижения интеллекта и определены методы диагностики и коррекции с ориентацией на зону ближайшего развития на основе дифференцированного подхода к каждой категории учащихся [4].

Анализ научных подходов к пониманию сущности познавательной активности позволил нам рассматривать ее как личностное образование, которое включает стремление к познанию, к выполнению учебных действий репродуктивного и продуктивного (мыслительного, исследовательского) характера, а также к осуществлению оценки полученных результатов собственной деятельности. На основе данного определения и ссылаясь на исследования

М.С. Когана, мы определили компоненты познавательной активности:

- мотивационно-потребностный, который характеризуется наличием внутренней и внешней мотивации обучающихся к изучению нового, интересом к процессу познания;

- содержательно-операционный, проявляющийся в совокупности действий по решению познавательных задач (структура данного компонента определяется способностью учеников к действиям репродуктивного и исследовательского характера);

- рефлексивно-оценочный, который определяется способностью младших школьников с нарушением интеллекта к оценке своих действий, соотношением своей работы с эталоном (образцом), способностью находить и исправлять ошибки.

Учащиеся с нарушением интеллекта характеризуются выраженным недоразвитием познавательной деятельности вследствие диффузного органического поражения центральной нервной системы [7]. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует со сроками, в которые возникло поражение центральной нервной системы, и определяется интенсивностью воздействия вредоносных факторов различной этиологии. Особенности высшей нервной деятельности были описаны в трудах С.Я. Рубинштейн, Л.С. Выготского, М.С. Певзнер, А.Р. Лурии, В.И. Лубовского. Ученые отмечали у данной категории детей слабость замыкательной функции коры головного мозга, проявляющуюся в затрудненном формировании новых, особенно сложных условных связей; наличие охранительного торможения, когда «работоспособность» нервных клеток снижается после небольшой нагрузки; нарушение взаимодействия первой и второй сигнальных систем с явным недоразвитием второй сигнальной системы [6]. В результате выделенных особенностей развитие познавательной активности данной группы обучающихся характеризуется снижением сроков появления нормативных показателей и качественным своеобразием протекания данного процесса в онтогенезе.

Для исследования каждого компонента познавательной активности у младших школьников с нарушением интеллекта были подобраны следующие диагностические методики:

- мотивационно-потребностный компонент («Изучение учебной мотивации» М.Р. Гинзбург, «Внутренняя позиция школьника» Т.А. Нежнова);

- содержательно-операционный компонент («Схематичное мышление» В.М. Коган, «Нелепицы» Р.С. Немов, «Треугольники-2» М.П. Кононова, «Изучение зрительной непроизвольной памяти» Л.М. Шипицына);

- рефлексивно-оценочный компонент (наблюдение с целью исследования уровня развития рефлексивно-оценочного компонента).

Исходя из анализа данных, представленных в диагностических методиках, и особенностей познавательного развития детей с на-

рушением интеллекта, мы разработали критерии и уровни проявления каждого компонента познавательной активности применительно к детям младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (см. табл. ниже).

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе образовательных организаций Волгоградской области, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (ГКОУ «Волгоградская

Соотношение компонентов, критериев и уровней познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта

Компоненты познавательной активности Критерии Уровни

Мотивационно-потребностный - отношение к школе; - наличие устойчивых внешних мотивов к учебной деятельности; - наличие внутренних мотивов к учебной деятельности Высокий уровень. Наличие положительного отношения к школе, проявление интереса к учебной деятельности, к содержанию школьных занятий, уроков. Характеризуется сочетанием ориентации на социальные и учебные аспекты школьной жизни. Преобладание познавательных мотивов, возможно наличие социальных и позиционных мотивов. Средний уровень. Присутствует нейтральное отношение к школе, ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. На первое место выдвигаются социальные мотивы, ориентация на оценку учителя. Низкий уровень. Возможно наличие негативного отношения к школе. Ориентация не на содержательные моменты школьно-учебной действительности, а на внешнюю, формальную сторону школьной деятельности. Доминирование внешних мотивов при ведущей роли игровых мотивов, возможно присутствие оценочного мотива

Содержательно-операционный - способность выполнять учебные действия; - умение совершать мыслительные операции; - способность восприятия и осмысления учебного материала Высокий уровень. Наблюдается самостоятельное выполнение учебных действий, способность к осмыслению учебного материала, установлению связей между предметами и явлениями, нахождению различий и сходств между ними. Средний уровень. Требуется помощь учителя при выполнении учебных заданий, во время действий исследовательского характера, а также при восприятии и осмыслении учебного материала. Низкий уровень. Способен работать по наглядным материалам шаблонным способом, не умеет самостоятельно осмыслить и воспроизводить изученный материал, находить различие между предметами и явлениями, устанавливать связь между ними. Требуется значительная помощь учителя

Рефлексивно-оценочный - способность обучающегося к оценке своих действий; - соотношение своей работы с эталоном (образцом); - самостоятельное исправление ошибок Высокий уровень. Способен самостоятельно осуществлять анализ своей деятельности, находить и корректировать ошибки в своей работе, адекватно оценивать свою деятельность. Средний уровень. Способен к нахождению ошибок, но при условии непосредственной помощи учителя. Ошибки замечает и находит не все, значительная часть пропускается. Испытывает затруднения при ответах на вопросы, построенные на основе пройденного содержания урока. Низкий уровень. Нахождение ошибок крайне затруднено, способность соотносить свою работу с образцом не сформирована

школа-интернат № 1», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 3», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 4», ГКОУ «Волгоградская школа-интернат 5»), среди младших школьников с нарушением интеллекта (49 чел.). В результате анализа данных было установлено, что в обследуемой группе обучающихся с нарушением интеллекта отсутствует высокий уровень познавательной активности, 20% обучающихся имеют средний уровень познавательной активности, для их учебной деятельности было характерно доминирование социальных мотивов с выраженной ориентацией на оценку учителя. Отношение к школе и желание выполнять учебные задания находятся в прямой зависимости от похвалы учителя, положительного отношения к обучающемуся, наличия школьной атрибутики. При оценке уровня развития содержательно-операционального компонента ученики, как правило, выполняли легкую часть и при усложнении задания желания продолжать исследовать данное явление, искать пути решения, опираясь на допущенные ошибки и исправляя их, доводить работу до конца не наблюдалось. Младшие школьники «соскальзывали» с учебной задачи и прекращали выполнение учебных действий либо переходили на решение легких заданий. Положительным фактором в развитии познавательной активности обучающихся с нарушением интеллекта данного уровня выступила способность детей видеть свои ошибки, опираться на помощь учителя и активно использовать ее, сравнивать результат работы с образцом.

80% младших школьников с интеллектуальной недостаточностью показали низкий уровень познавательной активности. Деятельность обучающихся характеризовалась доминированием игровой мотивации, отсутствием ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Для выполнения учебных заданий им требовался наглядный материал, который выступал в качестве визуальной подсказки и помогал ответить на поставленный вопрос. В рамках оценки рефлексивно-оценочного компонента было отмечено, что у обучающихся крайне низкий уровень способности оценивать свою работу на основе таких показателей, как нахождение и корректировка ошибок выполненной работы, сравнение результатов с образцом, ответы на вопросы учителя по содержанию урока.

С одной стороны, выявленные особенности препятствуют развитию познавательной активности, с другой - выделенные кри-

терии являются теми отправными точками, на которые необходимо опираться при выборе средств обучения. Полученные результаты поставили нас перед необходимостью выбора средств для повышения познавательной активности младших школьников с нарушением интеллекта, соответствующих современным требованиям к организации учебного процесса в школе.

Основываясь на исследованиях JI.H. Бабанина, В.В. Гузеева, О.М. Дьяченко, H.A. Леп-ской, В.В. Ляудис, H.B. Моториной, С.В. Па-нюковой и др. о роли новых информационных технологий в системе специального образования, в качестве ведущего средства мы выбрали мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций позволяет представить учебный материал как систему ярких образов, в восприятии которых задействованы различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, речедвигательный. В работе с обучающимися с нарушением интеллекта мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, доступность и понятность учебного материала, а также целостность и завершенность предоставляемой темы урока. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т. е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя [1].

Мультимедийные презентации - это информационный продукт, основанный на применении современных программ создания динамических презентаций и представляющий собой систему последовательно предъявляющихся тематических слайдов, включающих в себя текстовую, графическую, аудио- и видеоинформацию. Мультимедийная презентация как особая форма предъявления учебного материала является эффективным средством обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, способствующим деятельностному подходу к учебному процессу, позволяет вести работу на уроке дифференцированно [2].

При разработке мультимедийных презентаций, способствующих повышению познавательной активности, были подобраны следующие информационные среды: текст, иллюстрация, анимация, звуковые эффекты. В презентациях прослеживается логика предоставля-

емого материала, слайды сопровождаются анимационным переходом.

картинки, видео, музыкальное сопровождение и другие объекты презентации работали при помощи анимационных эффектов. Время, отводимое на данные презентации, составляло 10-15 минут, общее количество слайдов не превышало 20.

В мультимедийных презентациях для повышения познавательной активности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью были использованы следующие действия:

- эффекты перехода слайдов («трансформация», «блеск», «дробление», «двери», «орбита», «куб», «окно», «взмах», «плавный вход» и т. д.);

- появление объекта («появление», «масштабирование», «вылет», «увеличение», «часовая стрелка», «выскакивание», «фигура», «пульсация», «цветная пишущая машинка», «петли», «линии», «дуги», «повороты» и др.);

- параметры эффектов объектов (по горизонтали (вертикали) внутрь, по горизонтали (вертикали) наружу, сверху, снизу, справа, слева и т. д.);

- дополнительные эффекты входа (общие, простые, средние, сложные);

- начало показа слайда (по щелчку, с предыдущим, после предыдущего);

- разнообразные виды анимации;

- звуковое сопровождение (соответствующее учебному материалу);

- гиперссылка (переход от одного слайда к другому при осуществлении выбора ответа на задание).

В рамках образовательного процесса было разработано 40 мультимедийных презентаций по следующим учебным предметам: «Математика» (16 мультимедийных презентаций), «Русский язык» (16 презентаций), «Окружающий мир» (8 мультимедийных презентаций). Содержание учебного материала в презентациях соответствовало учебному плану образовательных организаций. При разработке мультимедийных презентаций на формирующем этапе эксперимента мы опирались на следующие методические пособия.

• «Программы специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В.В. Воронковой (4-е издание. М.: «Просвещение», 2006) (раздел «Математика», автор В.В. Эк). Программа включает в себя следующие разделы:

1. Первый десяток (повторение).

2. Сутки. Неделя.

3. Увеличение, уменьшение числа на несколько единиц.

4. Второй десяток.

5. Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток.

6. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

7. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Сложение.

8. Сложение и вычитание с переходом через десяток. Деление.

9. Деление на две равные части.

При составлении заданий использовались учебник Т.В. Алышевой «Математика. Адаптированные программы», методические пособия «Занятия по математике для детей 6-7 лет с трудностями в обучении» Г.В. Степановой и «Работа с геометрическим материалом в школе VIII вида» М.Е. Демидовой.

• «Программы по русскому языку» А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской, «Программы специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» под редакцией И.М. Бгажно-ковой. Программа включает в себя следующие разделы:

1. Повторение.

2. Звуки и буквы.

3. Слово.

4. Предложения.

5. Связная письменная речь.

6. Письмо и чистописание.

7. Устная речь.

При составлении заданий для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью использовались «Дидактический материал по русскому языку» Э.В. Якубовской, «Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал» Ю.С. Волковой, а также интернет-ресурсы «Социальная сеть работников образования nsportal.ru» (http://nsportal.ru), портал «Инфо-урок» (http://infourok.ru), «Учительский портал» (http://www.uchportal.ru), «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - pedsovet. su» (http://pedsovet.su).

• «Программы специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)» под редакцией И.М. Бгажноко-вой (раздел «Живой мир», автор Н.Б. Матвеева). Программа состоит из следующих разделов:

1. Сезонные изменения в неживой природе.

2. Неживая природа.

3. Живая природа.

4. Растения.

5. Животные.

6. Растения и животные в разное время года.

7. Человек.

8. Труд человека в разное время года.

Разработка заданий по данному предмету

осуществлялась на основе учебно-методических пособий: «Прогулки в природу» В.А. Шишкиной, М.Н. Дедулевич; «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет» Л.Ф. Тихомировой; «Коррекционно-развива-ющие занятия. Развитие речи (1-4 класс)» М.Ю. Гавриковой.

мультимедийные презентации выступали средством повышения каждого компонента познавательной активности.

Для формирования мотивационно-потреб-ностного компонента в мультимедийных презентациях использовался учебный материал, который вызывал интерес у детей, активизировал все познавательные процессы, включал доступные для ребенка задания, преимущественно репродуктивного характера. Слайды содержали разнообразные анимационные эффекты, графическое, звуковое и коммуникационное оформление.

При формировании содержательно-операционного компонента учитывался актуальный уровень познавательной активности обучающихся. Для младших школьников, имеющих низкий уровень, предлагались репродуктивные задания, основанные на максимальном применении наглядности. Если ребенку необходимо было ответить на вопрос или решить задачу, выполнить упражнение, заранее подготавливались подсказки в виде 2-3 вариантов ответов, один из которых правильный. Для обучающихся со средним уровнем познавательной активности материал также предоставлялся на основе максимального использования различных видов наглядности, но наглядность при этом дополняла содержание урока, а не носила характер подсказки. Содержание заданий на проверку усвоенного материала предлагалось с усложнением по сравнению с заданиями, разработанными для детей с низким уровнем. При разработке задач для школьников с высоким уровнем познавательной активности в мультимедийных презентациях предполагался текстовый вариант заданий без использования наглядности. В том случае, если ребенок не мог выполнить задание, ему предоставлялась возможность нажать на гиперссыл-

ку и получить подсказку в виде картинки, схемы, вариантов ответа.

Для формирования рефлексивно-оценочного компонента на последних слайдах презентаций использовались ребусы, задания, вопросы, направленные на самопроверку, анализ проделанной работы всех обучающихся.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К содержанию мультимедийных презентаций предлагалась инструкция для учителя по демонстрации каждого слайда, а также предоставлялись следующие рекомендации по разработке и демонстрации слайдов.

1. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.

2. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт. Ограничить использование просто текста.

3. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.

4. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.

5. Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.

6. Схемы, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле.

7. не стоит перегружать слайды зрительной информацией.

8. на просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы дети могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

9. Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

В заключение отметим, что применение мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе позволило осуществить выбор содержания обучения на индивидуальной основе, педагогу вести работу дифференцировано в зависимости от исходного уровня познавательной активности обучающихся. младшие школьники с нарушением интеллекта в рамках контрольного эксперимента показали повышение уровня познавательной активности по каждому компоненту: появился

интерес к содержанию урока, получению новых знаний в различных областях; при решении задач учащиеся стали активно пользоваться подсказками, повысилась их активность на уроке, выраженная в стремлении решать большее количество задач, младшие школьники использовали помощь учителя при оценке результатов своей работы на уроке.

Список литературы

1. Дальская A.A. Роль презентации в учебном процессе и требования к ее применению [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/ articles/605154/ (дата обращения: 29.05.2017).

2. Кукушкина О.и. информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования: моногр. М.: Полиграф-сервис, 2005.

3. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская T.A. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для высших учебных заведений. М.: Aкадемия, 2003.

4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Aкадемия, 2011.

5. Стребелева E.A. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для пе-дагога-дефектолога. М.: Владос, 2015.

6. Тимошенко E^. Особенности познавательной активности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта // инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: ст. II Междунар. интернет-симпозиума. URL: http://www.ncfu.ru/inkluz_statyi_2016.html (дата обращения: 16.10.2018).

7. Толстикова О.Н. Специфика мотивов учебной деятельности младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида // Специальное образование: науч.-метод. журн. 2011. № 3(23). С. 76-83.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599. URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 12.10.2018).

* * *

1. Dal'skaja A.A. Rol' prezentacii v uchebnom processe i trebovanija k ee primeneniju [Jelektron-nyj resurs] // Festival' pedagogicheskih idej «Otkry-tyj urok». URL: http://festival.1september.ru/arti-cles/605154/ (data obrashhenija: 29.05.2017).

2. Kukushkina O.I. Informacionnye tehnologii v kontekste otechestvennoj tradicii special'nogo obra-zovanija: monogr. M.: Poligraf-servis, 2005.

3. Levchenko I.Ju., Zabramnaja S.D., Dobro-vol'skaja T.A. Psihologo-pedagogicheskaja diagnos-tika: ucheb. posobie dlja vysshih uchebnyh zavedenij. M.: Akademija, 2003.

4. Petrova V.G., Beljakova I.V. Psihologija umst-venno otstalyh shkol'nikov: ucheb. posobie dlja stud. vuzov. M.: Akademija, 2011.

5. Strebeleva E.A. Formirovanie myshlenija u de-tej s otklonenijami v razvitii. Kniga dlja pedagoga-de-fektologa. M.: Vlados, 2015.

6. Timoshenko E.V. Osobennosti poznavatel'noj aktivnosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta // Inkljuzivnye processy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostranstve: st. II Mezhdunar. internet-simpoziuma. URL: http://www. ncfu.ru/inkluz_statyi_2016.html (data obrashhenija: 16.10.2018).

7. Tolstikova O.N. Specifika motivov uchebnoj dejatel'nosti mladshih shkol'nikov special'noj (korrek-cionnoj) shkoly VIII vida // Special'noe obrazovanie: nauch.-metod. zhurn. 2011. № 3(23). S. 76-83.

8. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart obrazovanija obuchajushhihsja s umstvennoj otstalost'ju (intellektual'nymi narushenijami) [Jelekt-ronnyj resurs]: utv. prikazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrja 2014 g. № 1599. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70760670/ (data obrashhenija: 12.10.2018).

Scientific approaches to the problem of increasing the cognitive activity in students with disabilities

The article reveals the specific features of the process of increasing the cognitive activity in younger students with intellectual disability. The authors descrbe the components and markers of the levels of manifestation of the cognitive activity in younger students in the educational process. The necessity of developing didactic foundations for the use of multimedia presentations when organizing the process of raising the level of cognitive activity of primary school students with intellectual inadequacy is substantiated.

Key words: cognitive activity, children with disabilities, impaired intelligence, multimedia presentations, educational activities, limited health, a differentiated approach.

(Статья поступила в редакцию 06.11.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.