УДК 338.482.22, 338.467.6, 379.85
Климова Галина Павловна
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры туризма и гостиничного дела Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина klimova_galina48@mail. ru Иванова Раиса Михайловна кандидат филологических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина elrmiv@mail.ru
Скроботова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры туризма и гостиничного дела Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина skrolga48@mail.ru Galina P. Klimova
the Doctor of Philology, professor, professor of chair of tourism and hotel business of Yelets state university of I.A. Bunin klimova_galina48@mail.ru Raisa M. Ivanova
Candidate of Philology, associate professor of
tourism and hotel business
Yelets state university of I.A. Bunin
elrmiv@mail.ru
Olga V. Skrobotova
Candidate of Philology, associate professor of tourism and hotel business Yelets state university of I.A. Bunin skrolga48@mail.ru
ТВОРЧЕСТВО И.А. БУНИНА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА
ТЕРРИТОРИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
LITERARY CREATION OF I. BUNIN IN THE CONTEXT OF TOURISM DEVELOPMENT ON THE TERRITORY OF THE LIPETSK REGION
Аннотация. В статье рассматривается творческое наследие Ивана Алексеевича Бунина с точки зрения развития аттрактивности туристских программ и объектов, расположенных на территории Липецкой области. На
основе изучения произведений писателя и возможностей туристской логистики в регионе определяются объекты с высокой возможностью повышения потенциала туристской привлекательности. Обозначены пути актуализации отдельных художественных образов в условиях развития современной туристской индустрии региона.
Ключевые слова: И.А. Бунин, туризм, дестинация, аттракция, аттрак-тивность, брендинг, Липецкая область, туристские ресурсы.
Annotation. The artistic legacy of I. Bunin is described in the article with relation to the development of attractiveness of tourist programmes and tourist objects situated in the Lipetsk region. The objects with higher capacity for increasing of tourist attractiveness potential are distinguished on the basis of studying the works of the writer and possibilities of tourist logistics. The ways of updating the certain word-pictures under the conditions of development of a modern tourist industry of the region are also described in the article.
Keywords: I. Bunin, tourism, destination, attraction, attractiveness, branding, the Lipetsk region, tourist resources.
В современном туризме аттрактивность рассматривается как основная движущая сила его развития. Под аттрактивностью центра туризма или туристской дестинации понимают присутствие объектов туристского интереса, которые могут стать целью туристского путешествия. Традиционно аттрактивность ассоциируется с развлечениями, досугом, времяпрепровождением. Однако аттрактивность следует связывать и с инфраструктурными объектами, привлекающими туристов. Данная точка зрения изложена в работах С.А. Севастьяновой [2, с. 11,15].
Развитие аттрактивности локальной территории возможно и при создании объектов, существующих на условиях ко-брендинга, в то время, как брендинг целесообразно увязывать с жизнью и творчеством известных личностей.
Аттрактивность той или иной территории зачастую связана с именами выдающихся людей, значительными историческими событиями. Для Липецкой области одним из таких великих имен является имя Ивана Алексеевича Бунина. В настоящее время на рынке туризма представлены предложения экскурсий в город Елец и Становлянский район с посещением объектов, связанных с жизнью и творчеством писателя. На рынке туризма их предлагают турфирмы Ельца, Липецка и туроператор «Ванд» (Москва). В Ельце объектами посещения выступают: литературно-мемориальный музей писателя, бывшие мужская и женская гимназии, дворянский сад, памятник писателю у городских курантов, храм Михаила Архангела (входит не во все программы); в Становлянском районе: место, где стоял хутор Бутырки, музей писателя в Озёрках (частный музей, который функционирует сезонно и принимает гостей в ограниченном количестве по предварительной договоренности). Однако устойчивого туристского потока эти предложения не формируют. Также на рынке туризма представлен фестиваль «Антоновские яблоки», концептуально связанный с жизнью и творчеством писателя.
На наш взгляд, бунинское наследие должно более активно использоваться в процессе развития туризма в Липецкой области и может стать одним из основных факторов аттрактивности в регионе.
Город Елец известен всему миру как прототип художественного образа, созданного в романе «Жизнь Арсеньева» Иваном Буниным:
«Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он и впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ, ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за нее. В свое время он, конечно, не раз пережил все, что полагается: в таком-то веке его «дотла разорил» один хан, в таком-то другой, в таком-то третий, тогда-то «опустошил» его великий пожар, тогда-то голод, тогда-то мор и трус» [3, VI, с. 135].
Род Буниных был связан с Ельцом и Елецким уездом в течение нескольких веков: «У деда была земля в Орловской губернии (в Елецком уезде), в Тамбовской и Воронежской, но, кажется, понемногу» [3, IX, с. 254]. Иван Бунин родился в Воронеже, но летом 1874 г. семья возвратилась в Елецкий уезд на хутор Бутырки: «Тут в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной» [3, IX, с. 254].
Сам писатель подчеркивал, что впечатления раннего детства оказались связанными не с городом, а с деревней: «Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, с мужицкими избами, а потом с ними и с моим воспитателем» [3, IX, с. 256].
Удивительное сочетание поля, леса, крестьянского мира с классическим дворянским воспитанием дало впоследствии возможность глубочайшего проникновения в душу человека и природы, умения изобразить музыку, цвет, запах. А начиналось это в Елецком уезде, когда юный Бунин «по целым дням стерег с ними скотину» [3, IX, с. 256]. И продолжалось рядом с образованным человеком Н.О. Ромашковым, владевшим тремя языками, выучившим мальчика читать по «Одиссее» Гомера, бредившим Дон-Кихотом и рыцарями, игравшим на скрипке, рисовавшим акварелью, писавшим стихи.
Бутырки располагались далеко от основных большаков и железных дорог. Впоследствии в бунинских рассказах и стихах появляется образ затерянного в глуши хутора, полей, похожих на безграничное море. В Бутырках уже никто не живет. Но стоит на окраине памятный знак:
«За крайней избой нашей степной деревушки пропадала во ржи наша прежняя дорога к городу. И у дороги, в хлебах, при начале уходившего к горизонту моря колосьев, стояла белоствольная и плакучая береза. Глубокие колеи дороги зарастали травой с желтыми и белыми цветами, береза была искривлена степным ветром, а под ее легкой, сквозной сенью уже давным-давно возвышался ветхий, серый го-
лубец, - крест с треугольной тесовой кровелькой, под которой хранилась от непогод суздальская икона Божией Матери» [3, II, с. 194].
Несомненным является тот факт, что во многих ранних рассказах Ивана Бунина перед нами оживают Бутырки: «Кастрюк», «На хуторе», «Вести с родины», «Эпитафия», «Байбаки». Отдельные черты жизни в Бутырках вошли в рассказы «Мелкопоместные» (из жизни елецких помещиков), «Антоновские яблоки», «В деревне».
Осенью 1990 года в Бутырках был установлен первый памятник Ивану Бунину.
В романе «Жизнь Арсенъева» Бунин называет свое поместье хутором Каменка, хотя прототипом были Бутырки:
«Может быть, младенчество мое было печальным в силу некоторых частных условий? В самом деле, вот хотя бы то, что рос я в великой глуши. Пустынные поля, одинокая усадьба среди них... Зимой безграничное снежное море, летом - море хлебов, трав и цветов... И вечная тишина этих полей, их загадочное молчание» [3, VI, с. 9].
Родовое поместье Буниных по отцу называлось Каменка-Бунино-Семеновское тож. Сейчас эта деревня называется Бунино. Ее не переименовали, просто из всех Каменок осталось одно это селение. Почти все другие исчезли: Каменка-Ромашковка, Каменка-Хрипуновка, Каменка-Ремера, Ка-менка-Лонгинова... В Каменке-Бунине родился отец писателя Алексей Николаевич Бунин. Отсюда братья Бунины уходили на Крымскую войну. Бунин-ская усадьба послужила прототипом Суходола. В русском языке слово «каменка» и «суходол» одно и то же. Усадьба в Каменке отличалась от бутырской:
«Только сад был чудесный: широкая аллея в семьдесят раскидистых берез, вишенники, тонувшие в крапиве, дремучие заросли малины, акации, сирени, чуть не целая роща серебристых тополей, сливавшихся с хлебами. Дом был под соломенной крышей, толстой, темной и плотной. И глядел он на двор, по сторонам которого шли длиннейшие службы и людские в несколько связей, а над двором расстилался бесконечный зеленый выгон и широко раскидывалась барская деревня, большая, бедная и - беззаботная» [3, IV, с. 146].
Разница между небольшим хутором, затерянным в бесконечных полях, и барской деревней, основанной в XVIII веке и названной именем Семена Бунина, прапрапрадеда будущего писателя, обозначена художественно. Эта усадьба узнается и в других произведениях: «Первая любовь», «Федосевна», «Мелкопоместные».
Огромную роль в жизни и творчестве Ивана Бунина сыграла елецкая деревня Озёрки. Здесь жила прабабушка его по матери Глафира Дмитриевна Чапкина, урожденная Бунина, его бабушка Анна Ивановна Чубарова, урожденная Чапкина, в Озёрках родилась мать будущего писателя Людмила Александровна Бунина, урожденная Чубарова.
Смерть бабушки изменила судьбу Буниных. Они переехали в Озёрки. Это была довольно большая деревня, в которой было несколько мелкопоместных усадеб. Здесь жили многие представители рода Буниных, но к концу XIX века остались лишь две усадьбы Цвиленевых и Рышковых.
В Озёрках семья Буниных жила несколько лет, впервые за многие годы собрались дети и родители. Иван бросил гимназию и с рождественских каникул 1886 года стал постоянно писать: «Зато необыкновенно много исписал я бумаги за те четыре года [с зимы 1885 до весны 1889], что прожил после гимназии в елецкой деревне Озерки, в имении, перешедшем к нам от умершей бабки Чу-баровой» [3, IX, с. 259]. В это же время был выслан в Озёрки Юлий Бунин.
Озёрки послужили прототипом Батурина в романе «Жизнь Арсенъева». В рассказах «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Золотое дно», «В деревне» воссозданы конкретные детали озёрской жизни.
Поэтическое изображение Озёрок узнается и в стихотворениях «Ту звезду, что качалася в темной воде...», «Свежеют с каждым днем и молодеют сосны...», «Соловьи», многие произведения Ивана Бунина там написаны. В Орловском музее И. А. Бунина хранятся Озёрские тетради.
Осенью 1995 года (10 сентября) был освящен фундамент дома Буниных, который лег на камни XVIII века. В Озерках была восстановлена однодворческая изба XVШ-XIX веков. Разрослась сирень, когда-то окружавшая беседку в саду. К сожалению, в «лихие девяностые» эти постройки были уничтожены. В настоящее время на основании подлинного фундамента выстроен усадебный дом, в котором и располагается частный музей.
Неоднократно проезжал Иван Бунин через деревню Польское. Деревня сохранилась, но от усадеб, вдохновлявших писателя, ничего не осталось. Еще можно увидеть остатки мощеной каменной дороги, посажена новая березовая аллея, напоминающая те, о которых он писал.
Неподалеку от Польского расположена деревня Жилое, привлекавшая писателя красотой своих мест, прекрасным лесом. Это было место частых прогулок Бунина во время его жизни в селе Глотове-Васильевском. В художественном творчестве примечателен тот факт, что это название (Жилое) вошло в один из лучших рассказов Ивана Бунина «Захар Воробьев». Художественный образ, созданный в этом произведении, позволяет узнать творчески преображенный пейзаж современного Жилого.
В рассказе «Захар Воробьев» упоминается много мест бывшего Елецкого уезда: Осиновые Дворы (Осиново), Красная Пальна, Шипово, назван город Задонск, угадывается город Елец. Говорится и о большой дороге. В реальности большая дорога (большак) проходила через Озёрки и называлась Новосильской, потому что вела в город Новосиль. Ивану Бунину приходилось часто ходить по ней и ездить. К сожалению, сейчас проложены другие дороги и сохранились лишь отдельные части старой. Многие деревни, существовавшие при Бунине, уже исчезли. Нет Круглого, Овсяного брода, обезлюдели Ар-сеньевские выселки, Малое Кириллово.
Но по большаку - дороге первого путешествия Ивана Бунина - мы можем проехать и увидеть остатки каменного мощения в Овсяном броду, полюбоваться там чистой водой реки Воргол, постоять на месте, где он соединяется с шоссе.
И здесь необходимо вспомнить особые условия формирования бунин-ского мировоззрения: близость к крестьянскому быту и русской природе, соче-
тающуюся с традиционной дворянской культурой, но хранящую свои, мелкопоместные особенности. К ним добавляется особая историко-культурная среда Ельца, которую ощутил и необычайно художественно точно выразил Иван Бунин. Природа, сочетание крестьянской и дворянской культуры, ощущение истории дали ему возможность сказать, что «нет в мире разных душ и времени в нем нет». Но основанием этого было то, что ощутил сам писатель, создавая свой самый лучший роман: «Несомненно, что именно в этот вечер впервые коснулось меня сознанье, что я русский и живу в России, а не просто в Каменке, в таком-то уезде, в такой-то волости, и я вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал ее прошлое и настоящее, ее дикие, страшные и все же чем-то пленяющие особенности и свое кровное родство с ней» [3, VI, с. 576].
Представление о Бунинской России, сформулированное Константином Паустовским, вполне может и способно стать основой туристской аттрактивно-сти территории, некогда входившей в Елецкий уезд Орловской губернии. С точки зрения развития туризма, Бунинская Россия должна стать объектом ту-ристско-рекреационного проектирования в целях развития туристского потенциала территории. Как предмет проектирования в данном случае необходимо рассматривать аттракторы и аттракции.
В данной работе мы считаем необходимым сосредоточиться на туристских аттракторах в Становлянском районе Липецкой области. В настоящее время здесь есть несколько объектов, непосредственно связанных с И.А. Буниным. В селе Становом - бюст писателя на «Аллее великих земляков», у хутора Бутырки - памятный знак, и наконец, самый привлекательный объект - дом на месте усадебного дома в Озёрках. Именно этот объект мы можем рассматривать как главный аттрактор Бунинской России в Становлянском районе. Как сильные стороны объекта можно назвать соответствие места историческому размещению дома, традиционный деревянный сруб, хорошая сохранность и гармоничность природного ландшафта, в который вписан дом. А слабые стороны объекта: облик дома нарушен довольно несуразной железной крышей, на фасаде дома отчетливо видны следы разрушения (отваливаются ставни), культурный ландшафт негармоничен (отсутствуют усадебные постройки, которые должны составлять единое целое с домом), деревенские сооружения - современные, непривлекательные для туристов. Так, функциональные возможности данного объекта оцениваются как достаточно ограниченные: музей не представляет свой продукт на рынке туризма, он открыт для посещения с мая по октябрь из-за отсутствия отопления, в нем нет подлинных вещей, связанных с семьей Буниных. В таком виде музей привлекает не больше 3-4 групп организованных туристов из других регионов и небольшое число самодеятельных туристов и экскурсантов.
Привлекательность Озёрок можно существенно усилить за счет воссоздания образов, запечатленных на страницах бунинских произведений. Здесь необходимо исходить из тезиса о том, что мир бунинского детства - это «сочетание поля, леса, крестьянского мира с классическим дворянским воспитанием», и аттракторы должны активно воспроизводить этот мир. Если дворянский мир отчасти представлен усадебным домом, то крестьянский мир должен быть
представлен воссозданием классической однодворческой крестьянской усадьбы, состоящей из избы с русской печью под соломенной крышей и надворных построек [1, с. 3]. В настоящее время еще возможно использование для этих целей построек из заброшенных соседних деревень с перемещением их в Озёрки. На основе бунинского текста, местного этнографического материала и сохранившихся артефактов местного крестьянского быта должен быть создан «Музей одного героя» из рассказов Ивана Бунина, например, Захара Воробъева.
Литература:
1. Бломквист, Е.Э. Крестьянские постройки русских, украинцев, белорусов /Е.Э. Бломквист //Восточнославянский этнографический сборник: Тр. Инта этнографии АН СССР. М.: Изд-во АН СССР, 1956.
2. Севастьянова, С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А. Севастьянова. М.: КНОРУС, 2010.
3. Бунин, И.А. Собр.соч.: В 9 тт. М.: Худ. лит-ра, 1965 - 1967.
Literature:
1. Blomqvist, E.E. Russian peasant buildings, Ukrainians, Belarusians / EE Blomqvist // East Slavic ethnographic collection: Proc. The Institute of Ethnography. M.: Publishing House of the USSR Academy of Sciences, 1956.
2. Sevastianova, S.A. Regional planning for tourism and hotel industry: a tutorial /SA Sevastyanov. M.: KNORUS2010.
3. Bunin, I.A. In Sobr.soch .: 9 vols. M.: Hood. lit-ra, 1965 -1967.