Научная статья на тему 'Россия Ивана Бунина: Елецкий уезд в жизни и творчестве писателя'

Россия Ивана Бунина: Елецкий уезд в жизни и творчестве писателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1957
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. БУНИН / I.A. BUNIN / ГОРОД ЕЛЕЦ / THE CITY OF YELETS / ЕЛЕЦКИЙ УЕЗД / YELETS COUNTY / РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА / RUSSIAN LITERATURE / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / HISTORICAL AND CULTURAL ENVIRONMENT / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД / CREATIVE METHOD / РЕАЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ / REALITY AND ART FICTION / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА / ART SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Климова Галина Павловна

Статья посвящена изучению влияния историко-культурной среды на художественный мир И.А. Бунина. Проводятся исследования культурно-географических реалий и особенностей их воплощения в художественном тексте. В качестве культурно-географических реалий рассматривается город Елец и Елецкий уезд (современное писателю административно-территориальное деление Орловской губернии). В статье обосновывается соотнесение художественных образов в таких прозаических произведениях, как «Жизнь Арсеньева», повести «Суходол», «Деревня», «Первая любовь», «Федосеевна», «Мелкопоместные», «Кастрюк», «На хуторе», «Байбаки», «Захар Воробьев», «Поздний час», а также в поэзии, с местами, связанными с жизнью и творчеством писателя. Что позволяет определить ряд особенностей художественного освоения действительности, характерного для бунинского творчества. В произведениях И.А. Бунина сплетаются реальность и художественный вымысел. Исследование позволяет говорить об определенной топонимической точности автора. Литературный ландшафт произведений основан на реальных впечатлениях, связанных с такими местами, как: город Елец (с точным описанием улиц), город Задонск, хутор Бутырки, деревни Озёрки, Каменка-Бунино-Семеновское тож (сейчас Бунино), Каменка-Ромашковка, Каменка-Хрипуновка, Каменка-Ремера, Каменка-Лонгинова, Жилое, Осиновые дворы, Круглое, Арсеньевские высылки, села Злобино, Петрищево, Знаменское, Польское, Шипово, Красная Пальна, Предтечево, Глотово. Практически всегда культурно-географические образы связаны с условиями формирования бунинского мировоззрения: близость к крестьянскому быту и русской природе, сочетающуюся с традиционной дворянской культурой, но хранящую свои мелкопоместные особенности. Топографическая точность маркирует особую историко-культурную среду, и это стало основанием того, что выразил писатель, создавая свои лучшие произведения. Изучение прототипов позволяет выявить своеобразие художественной системы и творческого метода писателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIA OF IVAN BUNIN: YELETS COUNTY IN THE LIFE AND WORKS OF THE WRITER

The article is devoted to studying the influence of the historical and cultural environment on the art world of I.A. Bunin. The researches of the cultural and geographical realities and the features of their embodiment in the art text are conducted. The city of Yelets and Yelets county is considered as the cultural and geographical realities (the administrative-territorial division of Oryol province which was modern to the writer). In the article the correlation of the artistic images is proved from such prosaic works as "Arsenyev's Life", the stories "Suhodol" ("Waterless Valley"), "Village", "The First Love", "Fedoseevna", "The Small Estate", "Kastryuk", "On the Farm", "Baybaki", "Zakhar Vorobyov", "Late Hour" and also in the poetry, with the places connected with the writer’s life and his works. What allows to define a number of the features of the art development of the reality which is peculiar to Bunin’s creativity. In the works of I.A. Bunin the reality and art fiction are combined. The research allows to speak about a certain toponymic accuracy of the author. The literary landscape of his works is based on the real impressions connected with such places as: the city of Yelets (with the exact description of its streets), the city of Zadonsk, the farm of Butyrka, the villages of Ozyorki, Kamenka-Bunino-Semenovskoye (now it is Bunino), Kamenka-Romashkovka, Kamenka-Hripunovka, Kamenka-Remera, Kamenka-Longinova, Zhiloye, Osinovye yards, Crugloye, Arsenyevsky dispatches, the villages of Zlobino, Petrishchevo, Znamenskoye, Polskoye, Shipovo, Red Palna, Predtechevo, Glotovo. The cultural and geographical images are always connected with the conditions of the formation of Bunin’s outlook: the proximity to the country life and the Russian nature which is combined with the traditional noble culture, but keeping the features of a small estate. The topographical accuracy marks a special historical and cultural environment, and it became the basis of what was expressed by the writer, creating his best works. Studying the prototypes allows to reveal an originality of the art system and the writer’s creative method.

Текст научной работы на тему «Россия Ивана Бунина: Елецкий уезд в жизни и творчестве писателя»

Klimova Galina Pavlovna RUSSIA OF IVAN BUNIN .

philological sciences

УДК 882

РОССИЯ ИВАНА БУНИНА: ЕЛЕЦКИЙ УЕЗД В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ

© 2017

Климова Галина Павловна, доктор филологических наук, профессор Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (399770, Россия, Елец, ул. Коммунаров, 28, e-mail: [email protected])

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния историко-культурной среды на художественный мир И.А. Бунина. Проводятся исследования культурно-географических реалий и особенностей их воплощения в художественном тексте. В качестве культурно-географических реалий рассматривается город Елец и Елецкий уезд (современное писателю административно-территориальное деление Орловской губернии). В статье обосновывается соотнесение художественных образов в таких прозаических произведениях, как «Жизнь Арсеньева», повести «Суходол», «Деревня», «Первая любовь», «Федосеевна», «Мелкопоместные», «Кастрюк», «На хуторе», «Байбаки», «Захар Воробьев», «Поздний час», а также в поэзии, с местами, связанными с жизнью и творчеством писателя. Что позволяет определить ряд особенностей художественного освоения действительности, характерного для бунинско-го творчества. В произведениях И.А. Бунина сплетаются реальность и художественный вымысел. Исследование позволяет говорить об определенной топонимической точности автора. Литературный ландшафт произведений основан на реальных впечатлениях, связанных с такими местами, как: город Елец (с точным описанием улиц), город Задонск, хутор Бутырки, деревни Озёрки, Каменка-Бунино-Семеновское тож (сейчас - Бунино), Каменка-Ромашковка, Каменка-Хрипуновка, Каменка-Ремера, Каменка-Лонгинова, Жилое, Осиновые дворы, Круглое, Арсеньевские высылки, села Злобино, Петрищево, Знаменское, Польское, Шипово, Красная Пальна, Предтечево, Глотово. Практически всегда культурно-географические образы связаны с условиями формирования бунинского мировоззрения: близость к крестьянскому быту и русской природе, сочетающуюся с традиционной дворянской культурой, но хранящую свои мелкопоместные особенности. Топографическая точность маркирует особую историко-культурную среду, и это стало основанием того, что выразил писатель, создавая свои лучшие произведения. Изучение прототипов позволяет выявить своеобразие художественной системы и творческого метода писателя.

Ключевые слова: И.А. Бунин, город Елец, Елецкий уезд, русская литература, историко-культурная среда, творческий метод, реальность и художественный вымысел, художественная система.

RUSSIA OF IVAN BUNIN: YELETS COUNTY IN THE LIFE AND WORKS OF THE WRITER

© 2017

Klimova Galina Pavlovna, doctor of philology, professor Yelets State University. IA Bunin (399770, Russia, Yelets, street of Communards, 28, e-mail: [email protected])

Abstract. The article is devoted to studying the influence of the historical and cultural environment on the art world of I.A. Bunin. The researches of the cultural and geographical realities and the features of their embodiment in the art text are conducted. The city of Yelets and Yelets county is considered as the cultural and geographical realities (the administrative-territorial division of Oryol province which was modern to the writer). In the article the correlation of the artistic images is proved from such prosaic works as "Arsenyev's Life", the stories "Suhodol" ("Waterless Valley"), "Village", "The First Love", "Fedoseevna", "The Small Estate", "Kastryuk", "On the Farm", "Baybaki", "Zakhar Vorobyov", "Late Hour" and also in the poetry, with the places connected with the writer's life and his works. What allows to define a number of the features of the art development of the reality which is peculiar to Bunin's creativity. In the works of I.A. Bunin the reality and art fiction are combined. The research allows to speak about a certain toponymic accuracy of the author. The literary landscape of his works is based on the real impressions connected with such places as: the city of Yelets (with the exact description of its streets), the city of Zadonsk, the farm of Butyrka, the villages of Ozyorki, Kamenka-Bunino-Semenovskoye (now it is Bunino), Kamenka-Romashkovka, Kamenka-Hripunovka, Kamenka-Remera, Kamenka-Longinova, Zhiloye, Osinovye yards, Crugloye, Arsenyevsky dispatches, the villages of Zlobino, Petrishchevo, Znamenskoye, Polskoye, Shipovo, Red Palna, Predtechevo, Glotovo. The cultural and geographical images are always connected with the conditions of the formation of Bunin's outlook: the proximity to the country life and the Russian nature which is combined with the traditional noble culture, but keeping the features of a small estate. The topographical accuracy marks a special historical and cultural environment, and it became the basis of what was expressed by the writer, creating his best works. Studying the prototypes allows to reveal an originality of the art system and the writer's creative method.

Keywords: I.A. Bunin, the city of Yelets, Yelets county, the Russian literature, the historical and cultural environment, a creative method, reality and art fiction, the art system.

Город Елец известен всему миру как прототип художественного образа, созданного в романе «Жизнь Арсеньева» Иваном Буниным: «Самый город тоже гордился своей древностью и имел на то полное право: он впрямь был одним из самых древних русских городов, лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за которой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», а во времена княжеств Суздальского и Рязанского принадлежал к тем важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, первые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею, первые видели зарева страшных ночных и дневных пожарищ ими запаляемых, первые давали знать Москве о грядущей беде и первые ложились костьми за нее. В свое время он, конечно, не раз пережил все, что полагается: в таком-то веке его «дотла разорил» один хан, в таком-то другой, в таком-то третий, тогда-то «опустошил» его великий пожар, тогда-то голод, тогда-то мор и трус» [1, т. 6, с. 58-59].

Род Буниных был связан с Ельцом и Елецким уез-

дом в течение нескольких веков: «У деда была земля в Орловской губернии (в Елецком уезде), в Тамбовской и Воронежской, но, кажется, понемногу» [1, т. 9, с. 254]. Иван Бунин родился в Воронеже, но летом 1874 семья возвратилась в Елецкий уезд на хутор Бутырки: «Тут в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной» [1, т. 9, с. 254].

Сам писатель подчеркивал, что впечатления раннего детства оказались связанными не с городом, а с деревней: «Лет с семи началась для меня жизнь, тесно связанная в моих воспоминаниях с полем, мужицкими избами...» [1, т. 9, с. 256].

Удивительное сочетание поля, леса, крестьянского мира с классическим дворянским воспитанием дало впоследствии возможность глубочайшего проникновения в душу человека и природы, умение изобразить музыку, цвет, запах. А начиналось это в Елецком уезде, где юный Бунин «по целым дням стерег с ними скотину» [1, т. 9, с.

филологические науки

Климова Галина Павловна РОССИЯ ИВАНА БУНИНА: ЕЛЕЦКИЙ ...

256]. И продолжалось рядом с образованным человеком Н.О. Ромашковым, владевшим тремя языками, выучившим мальчика читать по «Одиссее» Гомера, бредившим Дон-Кихотом и рыцарями, игравшим на скрипке, рисовавшим акварелью, писавшим стихи.

Бутырки располагались далеко от основных большаков и железных дорог. Впоследствии в бунинских рассказах и стихах появляется образ затерянного в глуши хутора, полей, похожих на безграничное море. В поэзии можно выделить много стихотворений, восходящих к бутырской усадьбе: «Как печально, как скоро померкла на закате заря!», «В темнеющих полях, как в безграничном море...», «И снилося мне, что осенней порой в холодную ночь я вернулся домой», «Мать», «На хуторе». Несомненным является и тот факт, что во многих ранних рассказах Ивана Бунина перед нами оживают Бутырки: «Кастрюк», «На хуторе», «Вести с родины», «Эпитафия», «Байбаки» и др. В романе «Жизнь Арсеньева» Бунин называет свое поместье хутором Каменка, хотя прототипом были Бутырки.

Родовое поместье Буниных по отцу называлось Каменка-Бунино-Семеновское тож. Сейчас эта деревня называется Бунино. Ее не переименовали, просто из всех Каменок осталось одно это селение. Почти все другие исчезли: Каменка-Ромашковка, Каменка-Хрипуновка, Каменка-Ремера, Каменка-Лонгинова... В Каменке-Бунине родился отец писателя Алексей Николаевич Бунин. Отсюда братья Бунины уходили на Крымскую войну. Бунинская усадьба послужила прототипом Суходола. В русском языке слова «каменка» и «суходол» - одно и то же. Усадьба в Каменке отличалась от бутырской: «Только сад был чудесный: широкая аллея в семьдесят раскидистых берез, вишенники, тонувшие в крапиве, дремучие заросли малины, акации, сирени, чуть не целая роща серебристых тополей, сливавшихся с хлебами. Дом был под соломенной крышей, толстой, темной и плотной. И глядел он на двор, по сторонам которого шли длиннейшие службы и людские в несколько связей, а над двором расстилался бесконечный зеленый выгон и широко раскидывалась барская деревня, большая, бедная и - беззаботная» [1, т. 3, с. 146].

Разница между небольшим хутором, затерянным в бесконечных полях, и барской деревней, основанной в

XVIII веке и названной именем Семена Бунина, деда будущего писателя, обозначена художественно. Эта усадьба узнается и в других произведениях: «Первая любовь», «Федосеевна», «Мелкопоместные».

Огромную роль в жизни и творчестве Бунина сыграла елецкая деревня Озерки. Здесь жили прабабушка его по матери Глафира Дмитриевна Чапкина, урожденная Бунина, бабушка Анна Ивановна Чубарова, урожденная Чапкина. В Озерках родилась мать будущего писателя Людмила Александровна Бунина, урожденная Чубарова.

Смерть бабушки изменила судьбу Буниных. Они переехали в Озерки. Это была довольно большая деревня, в которой было несколько мелкопоместных усадеб. Здесь жили многие представители рода Буниных, но к концу

XIX века остались лишь две усадьбы - Цвиленевых и Рышковых.

В Озерках семья Буниных жила несколько лет, впервые за много лет собрались вместе дети и родители. Иван бросил гимназию и с рождественских каникул 1886 года стал постоянно писать: «Зато необыкновенно много исписал я бумаги за те четыре года (с зимы 1885 до весны 1889), что прожил после гимназии в Елецкой деревне Озерках, в имении, перешедшем к нам от умершей бабки Чубаровой» [1, т. 9, с. 259]. В это же время был выслан в Озерки Юлий Бунин.

Озерки послужили прототипом Батурина в романе «Жизнь Арсеньева». В рассказах «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь», «Золотое дно», «В деревне» воссозданы конкретные детали озерской жизни. Поэтическое изображение Озерок узнается в стихотворениях «Ту звезду, что качалася в темной воде...». «Свежеют с каж-

дым днем и молодеют сосны.», «Соловьи».

В романе «Жизнь Арсеньева» герой вспоминает «поездки к обедне, в Рождестве» [1, т. 6, с. 23]. Здесь сплетаются реальность и художественный вымысел. Неподалеку от Бутырок расположено большое село Петрищево, которое до войны называлось Рождеством. Церковь не сохранилась. Но «все Бунины, обитавшие в северо-западном углу Елецкого уезда, знали. церковь в селе Злобин Воргол» [2, с. 151]. К приходу этой церкви относились Каменка и Бутырки.

На злобинском кладбище похоронены многие предки Бунина, здесь крестили, а потом венчали его отца. В зло-бинской церкви часто бывал сам Иван Алексеевич, она вдохновляла его на создание многих произведений: «На пруде», «Серп луны», «Высоко полный месяц стоит», «Октябрьский рассвет» и другие. Но особенно ярко образы Злобина воссозданы в стихотворениях «Пустошь» и «Могильная плита». В повести «Суходол» оно изображено под названием Черкизово. Однако не только в Злобине хоронили предков Бунина. Озерки, расположенные в полутора километрах от Каменки-Бунина, относились к другому приходу, поэтому погост предков по матери находился в селе Знаменском (Знаменке). Оно тоже пока живет, сохранилась и церковь, в которой крестили Людмилу Чубарову-Бунину, а позже венчали ее сына Евгения. В роман «Жизнь Арсеньева» Знаменье вошло как прототип с соответствующим реальности названием: «Шафером я еще не мог быть, но и положение свадебного отрока, принятое мной на себя, уже не подходило ко мне, когда я (...) ехал с ней в карете на могучей серой паре в Знаменье» [1, т. 6, с. 97]. Следует отметить, что в художественном творчестве Бунин достаточно часто то оставляет реальные названия и фамилии, то меняет их, создает собирательные образы. Однако сейчас мы говорим только о тех местах, которые узнаются с самой большой степенью вероятности и соответствуют событиям, имевшим место в жизни писателя.

Дорога в Знаменку идет через село Польское. Неоднократно проезжал через Польское Бунин. Деревня сохранилась, но от усадеб, вдохновлявших писателя, ничего не осталось. Еще можно увидеть остатки мощеной каменной дороги, вдоль которой посажена новая березовая аллея, напоминающая те, о которых он писал.

Неподалеку от Польского расположена деревня Жилое, привлекавшая писателя красотой своих мест, прекрасным лесом. В художественном творчестве примечателен тот факт, что это название вошло в один из лучших рассказов Ивана Бунина «Захар Воробьев»: «Спина его была мокра, лицо сизо от прилива крови и потно, сердце молотами било в лицо, когда, гордо глянув на мутно-малиновый шар, еще не успевший коснуться горизонта, быстро вошел он в Жилое. Было мертвенно тихо. Нигде ни единой души. Ровная бледная синева вечернего неба надо всем. Далекий лесок, темнеющий в конце лощины. Над ним полный, уже испускающий сияние месяц. Длинный, голый, зеленый выгон и ряд изб вдоль него. Три огромных зеркальных пруда, а между ними две широких навозных плотины с голыми, сухими ветлами - толстыми стволами и тонкими прутьями сучьев. На другом боку другой ряд изб». [1, т. 4, с. 40]. Этот художественный образ позволяет узнать творчески преображенный пейзаж современного Жилого.

В рассказе «Захар Воробьев» упоминается много мест бывшего Елецкого уезда: Осиновые дворы (Осиново), Красная Пальна, Шипово. Назван город Задонск, угадывается город Елец. Говорится в нем и о большой дороге. В реальности большая дорога (большак) проходила через Озерки и называлась Новосильской, потому что вела в город Новосиль. Бунину приходилось часто ходить по ней и ездить. К сожалению, сейчас проложены другие дороги и сохранились лишь отдельные части этой дороги. Многие деревни, существовавшие при Бунине, уже исчезли. Нет Круглого, Овсяного Брода, обезлюдели Арсеньевские выселки, Малое Кириллово.

Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

103

Klimova Galina Pavlovna philological

RUSSIA OF IVAN BUNIN ... sciences

Но по большаку - дороге первого путешествия Бунина - мы можем проехать и увидеть остатки каменного мощения в Овсяном Броду, полюбоваться там чистой водой реки Воргол, постоять на месте, где он соединяется с шоссе. Образ дороги стал одним из любимых в поэзии и прозе Бунина. Стихотворения «Цыганка» («Впереди большак...»), «На проселке» («полевая дорога в хлебах»), «Лесная дорога», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья... » («полевые пути меж колосьев и трав») и др.

В прозе образ дороги также раскрыт с необычайной полнотой. «Из этих событий на первом месте стоит мое первое в жизни путешествие, самое далекое и самое необыкновенное из всех моих последующих путешествий» [1, т. 6, с. 11]. Когда Алексея Арсеньева везли в гимназию, он «впервые почувствовал поэзию забытых дорог, отходящую в преданье русскую старину. Большие дороги отживали свой век» [1, т. 6, с. 56].

И здесь необходимо вспомнить особые условия формирования бунинского мировоззрения: близость к крестьянскому быту и русской природе, сочетающуюся с традиционной дворянской культурой, но хранящую свои, мелкопоместные, особенности. К ним добавляется особая историко-культурная среда Ельца, которую ощутил и необычайно художественно точно выразил Бунин. Природа, сочетание крестьянской и дворянской культуры, ощущение истории дали ему возможность сказать, что «нет в мире разных душ, и времени в нем нет». Но основанием этого было то, что ощутил сам писатель, создавая свой лучший роман: «Несомненно, что именно в этот вечер впервые коснулось меня сознанье, что я русский и живу в России, а не просто в Каменке, в таком-то уезде, в такой-то волости, и я вдруг почувствовал эту Россию, почувствовал ее прошлое и настоящее, ее дикие, страшные и все же чем-то пленяющие особенности и свое кровное родство с ней» [1, т. 6, с. 57].

В Ельце известно около ста мест, которые описаны в бунинской поэзии и прозе. Конечно, в создании образа могли участвовать и другие прототипы, но есть такие реалии Ельца, которые узнаются всеми. Остановимся лишь на местах, которые были связаны с жизнью писателя и появляются в его творчестве много раз.

Обратимся к чудесному путеводителю - роману «Жизнь Арсеньева». В «заповедной стране, которая называлась городом», самым первым сильнейшим впечатлением стало ощущение «ущелья из огромных, никогда... (мною) не виданных домов». И далее герой, подобно тому, что когда-то испытал его создатель, видевший и до сего дня сохранившийся храм Архангела Михаила, говорит: «Я висел над пропастью в узком ущелье из огромных, никогда не виданных мною домов, меня ослеплял блеск солнца, стекол, вывесок, а надо мной на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся надо всем в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса» [1, т. 6, с. 11]. Это пишет уже немолодой автор, повидавший много стран и городов, живущий во Франции. Но он помнит ощущения маленького мальчика, который впервые остановился в гостинице «Ливенские номера». А в Ельце она располагалась напротив церкви Архангела Михаила. Потом были другие впечатления, но храм Михаила Архангела помнился и в «окаянные дни»: Архангел в сияющих латах И с красным мечом из огня Стоял в клубах синеватых И дивно глядел на меня. Порой в алтаре он скрывался, Светился на двери косой -И снова народу являлся, Большой, по колена босой. Ребенок, я думал о Боге,

А видел лишь кудри до плеч,_

Да крупные бурые ноги,

Да римские латы и меч...

Дух гнева, возмездия, кары!

Я помню тебя, Михаил,

И храм этот, темный и старый,

Где ты мое сердце пленил! 3.IX. 19.

И поездка, «впервые раскрывшая (мне) радости земного бытия», завершается описанием улицы, которая стала дорогой, ведущей к храму. Ее прототипом была улица Орловская города Ельца (ул. Коммунаров). Реальные признаки этого пути - острог и мужской (Троицкий) монастырь, завершающие улицу и упоминаемые в нескольких произведениях Бунина. Эти здания и ныне заканчивают бунинскую тропу. Другим реальным признаком этой улицы стало то, что она идет с востока, где и располагался сначала Воскресенский, а потом Вознесенский собор Ельца, на запад.

Запомнились Бунину и здания мужской гимназии, где он учился, и женской, где он бывал на балах. «В гимназии я пробыл четыре года...» [1, т. 6, с. 59].

В Ельце известно несколько мест, в которых жил гимназист Бунин: дом Бякина, дом ваятеля кладбищенских памятников, дом его родственницы В.А. Орловой-Петиной, дом А.О. Ростовцевой. Документально подтверждено проживание в доме Ростовцевых и в доме В.А. Петиной. Устное предание подтверждает местонахождение дома Бякиных. Не установлен дом ваятеля. Несомненно, что жизнь в Ельце послужила основанием для создания образа Алексея Арсеньева. В Государственном архиве Липецкой области хранятся дела Елецкой (государственной) мужской гимназии (фонд 119), где говорится лишь о том, что Иван Бунин жил у мещанки А.О. Ростовцевой (Рождественская улица, Шаров переулок, дом Высотского, № 74). Именно в этом доме 4 июня 1988 года был открыт первый музей И.А. Бунина.

Будущий писатель любил бродить по городу. Спустя почти пятьдесят лет он не забыл ничего. Упоминается «Долгая улица (прототип - Орловская), ведущая вон из города, к острогу и монастырю» [1, т. 6, с. 67]. Обедня гимназистов в «табельные» дни проходила в соборе. Запомнился городской сад, чей «запах соединился (у меня) с чувством влюбленности» [1, т. 6, с. 69].

Один из самых ярких образов романа - церковка Воздвиженья, прототипом которой послужила церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. До революции это была гимназическая церковь, она известна еще и тем, что в ней молились Василий Васильевич Розанов, Михаил Михайлович Пришвин, Сергей Николаевич Булгаков, живший и похороненный в Париже.

И еще об одном доме нельзя забыть. Это дом Варвары Владимировны Пащенко, послужившей одним из главных прототипов Лики в романе «Жизнь Арсеньева» и героини рассказа «Поздний час». Этот рассказ полностью соответствует реалиям Ельца. Дом В. Пащенко расположен на улице Пушкина (бывшей Старооскольской). Бунин часто бывал там, что отразилось во многих произведениях.

Последняя жена Бунина была родственницей генерала Муромцева, имение которого располагалось в селе Предтечево. В нескольких километрах от него лежит село Глотово (Васильевское). Многие бунинские произведения созданы в Глотове, и само оно послужило прототипом многих художественных образов. Отсюда в октябре 1917 года Бунины уехали в Елец (через Скородное, Жилое, Озерки, Становое).

Родной край стал одним из главных источников формирования творческого метода И.А. Бунина.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бунин И.А. Собр. соч.: в 9 т. - М., 1965-1967.

2.Гончаров, Ю.Д. Воспоминания Паустовского. Предки Бунина. - Воронеж, 1972.

3. Бунин И.А. Несрочная весна. - М., 1994.

Статья поступила в редакцию 19.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.