Научная статья на тему 'Возможности и пути развития и продвижения туристского потенциала Липецкой области'

Возможности и пути развития и продвижения туристского потенциала Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3119
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / ОЦЕНКА ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПРИРОДНО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИИ / ТУРИЗМ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ / ПРОДВИЖЕНИЕ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Полякова Ирина Евгеньевна, Иванова Раиса Михайловна, Скроботова Ольга Владимировна

Статья является одним из итогов работы над исследованием туристского потенциала Липецкой области, проведенным в рамках научного проекта. Выявленный в ходе изучения туристских ресурсов территории потенциал дает возможность предположить возможности и пути его дальнейшего преобразования и продвижения, что является необходимым условием экономического развития региона. В статье отмечаются как слабые, так и сильные стороны туристского потенциала Липецкой области, видение которых позволит правильно организовать работу по формированию маркетинговой политики территории в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Полякова Ирина Евгеньевна, Иванова Раиса Михайловна, Скроботова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности и пути развития и продвижения туристского потенциала Липецкой области»

УДК 338.48

Полякова Ирина Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент Иванова Раиса Михайловна , кандидат филологических наук, Скроботова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук,

доцент,

ФГБОУ ВО "Елецкий государственный университет им. И. А.

Бунина", 399770, Липецкая область, г. Елец, ул. Коммунаров, д.28,

контактная информация: iepolakova@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ РАЗВИТИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного

проекта № 15-32-01319 Аннотация: статья является одним из итогов работы над исследованием туристского потенциала Липецкой области, проведенным в рамках научного проекта. Выявленный в ходе изучения туристских ресурсов территории потенциал дает возможность предположить возможности и пути его дальнейшего преобразования и продвижения, что является необходимым условием экономического развития региона. В статье отмечаются как слабые, так и сильные стороны туристского потенциала Липецкой области, видение которых позволит правильно организовать работу по формированию маркетинговой политики территории в сфере туризма.

Ключевые слова: региональный туризм, туристский потенциал, туристские ресурсы, оценка туристского потенциала, внутренний туризм, культурно-исторические ресурсы, природно-рекреационные ресурсы, маркетинг территории, туризм в Липецкой области, продвижение туристского продукта.

В современных условиях целесообразна переориентация российского туризма с выездного на внутренний и въездной, на что уже несколько лет

рассчитана государственная политика в области туризма. В соответствии с этим была разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» (утверждена постановлением Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644). Актуальным в данном контексте становится формирование и продвижение регионального туристского продукта [1]. Одним из перспективных регионов России, который может представить конкурентоспособный продукт на туристском рынке, является Липецкая область. На территории региона существуют и развиваются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа регионального уровня «Елец» и «Задонщина», а также туристско-рекреационный кластер (ТРК) «Елец» и автотуристский кластер (АТК) «Задонщина», с 2013 года формируется АТК «Ораниенбург» (г. Чаплыгин, Чаплыгинский район), а с 2015 года начали развитие новые туристско-рекреационные кластеры: «Шуховский» (Данковский район) и «Добрый» (Добровский район). Кроме того, каждый район области обладает уникальным туристским потенциалом, способным сформировать вполне востребованный турпродукт.

Развитие туристского потенциала осуществляется только на основе реальных ресурсов, создающих условия для развития туризма на конкретной территории. В Липецкой области такими ресурсами выступает мощный пласт природного и культурного наследия, сконцентрированный в большей части региона и генетически сохранивший русскую культуру, ее историю, прочно «законсервированную» в памятниках и традициях.

Комплексная оценка туристского потенциала региона, проведенная нами в 2015-2016 гг. в рамках научного проекта «Исследование туристского потенциала Липецкой области» (грант РГНФ № 15-32-01319), выявила сильные стороны и «проблемные места» ресурсной составляющей туризма на данной территории [4], что, в свою очередь, поможет открыть

возможности преодоления этих проблем, а также новые перспективы и пути развития и продвижения туристского потенциала.

Одной из сильнейших сторон туристского потенциала Липецкой области является возможность задействования большинства районов в дальнейшем развитии туризма на данной территории. Анализ туристского потенциала показал, что почти каждый район обладает необходимым набором культурно-исторических либо природно-рекреационных ресурсов [2], правильное использование которых сделает возможным увеличение потенциала и привлечение потока туристов. Так, из восемнадцати районов региона высокая концентрация культурно-исторических объектов, актуальных для посещения туристами (экскурсантами), отмечается в Грязинском, Данковском, Добровском, Долгоруковском, Елецком, Задонском, Лебедянском, Липецком, Становлянском, Усманском, Чаплыгинском районах, а также в городах Елец, Липецк. В свою очередь, наибольшее количество природных рекреационных ресурсов наблюдается в Елецком, Задонском, Краснинском, Липецком, Хлевенском, Чаплыгинском районах [4].

Среди слабых сторон туристского потенциала следует отметить, в частности, низкое качество культурно-исторических туристских ресурсов, обусловленное, главным образом, плохой сохранностью памятников культурного наследия в ряде районов и городов области. Соответственно, при оценке туристского потенциала данных районов и городов были снижены баллы за современное состояние культурно-исторических ресурсов. Так, в процессе анализа ресурсов было выявлено, что сравнительно большей сохранностью обладают памятники таких туристских центров, как города Липецк, Елец, Задонск, Чаплыгин, Лебедянь. И даже несмотря на это, современное состояние большинства этих памятников ниже среднего балла. Грамотный подход со стороны органов власти в распределении финансирования туристской отрасли, в том числе в области восстановления и «консервации» такого рода

ресурсов, необходимых для функционирования туристской территории, способен во многом решить эту проблему в перспективе. Финансирование возможно за счет государственных средств (в том числе средств, выделенных в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)»), а также за счет частных средств предпринимательства и средств организаций, заинтересованных в получении прибыли от развития туристской отрасли.

Другой слабой стороной потенциала является состояние туристской отрасли Липецкой области в целом, а именно, слабая обеспеченность туристской инфраструктурой мест, пригодных для посещения туристами. Нехватка социально-экономических туристских ресурсов характерна для всех районов, имеющих значимые туристкие объекты. Дело не только в недостатке объектов размещения и питания, но и в отсутствии комплексного и системного подхода в планировании и создании данных объектов, а также объектов индустрии развлечения, элементов коммуникаций, транспортной инфраструктуры, в частности, сети дорог и пр. Эта проблема также может быть успешно решена при грамотно проработанной концепции кластерной политики на туристской территории, а также туристско-рекреационных зон (главным образом, бизнес-планировании развития туризма), при эффективном взаимодействии и сотрудничестве органов местного и регионального самоуправления с предпринимательством, привлечении государственных и частных инвестиций.

Повышение туристской привлекательности Липецкой области и, соответственно, продвижение этой территории на рынке туризма может способствовать обогащение туристской отрасли новыми экскурсионными маршрутами, включающими «разнокалиберные», но исходящие из одного гуманитарно-географического образа ресурсы, а также создание полного, современного и удобного для пользователя туристского путеводителя,

учитывающего данные ресурсы и маршруты. Все это является залогом высокого качества туристских впечатлений как результата и смысла путешествия. На сегодняшний день туристам предлагается более 60 маршрутов по Липецкой области. Однако большинство из них затрагивают привычные, самые популярные места посещений. Это вполне объективно. Тем не менее, развитие и продвижение туристского потенциала региона предполагает «обогащение» маршрутов «новыми» для туристов объектами или пересечение известных, но удаленных друг от друга объектов в туре, которые концептуально вписываются в гуманитарно-географический образ территории, несмотря на то, что протяженность тура при этом может увеличиться. При этом создание маршрутов должно сочетаться с продуманной стратегией формирования и реорганизации объектов туристской инфраструктуры на их протяженности, что соответствует комплексному подходу к планированию развития туризма в регионе.

Вместе с новыми маршрутами повысить туристский потенциал Липецкой области возможно дальнейшим развитием новых и уже существующих на данной территории видов туризма, связанных с имеющимся ресурсным потенциалом: культурно-познавательного, рекреационного, сельского, этнического, спортивного, событийного и др.

Возможно создать социально-экономические ресурсы, но весьма трудно сформировать новые природные либо культурно-исторические ресурсы, которые являются константными и которые способны привлечь существенный туристский поток. Однако вполне вероятно повысить привлекательность имеющихся ресурсов, например, используя их для формирования концепции организации событийных туристских мероприятий [5]. Событийные ресурсы, прочно связанные с оригинальной культурно-географической средой местности, будут способствовать мощному притоку туристов и продвижению территории на туристском рынке. Так, на 2017 год в Липецкой области запланировано более 80 событийных мероприятий. Но только те из них задействованы в развитии

туристского потенциала, которые прочно связаны с историко-культурной спецификой территории и ее гуманитарно-географическими образами, участвующими в формировании регионального туристского имиджа. Особенно четко этим критериям соответствуют два межрегиональных туристских фестиваля, регулярно организующихся в городе Елец: «Русская закваска» и «Антоновские яблоки», которые раскрывают и воспроизводят образы Ельца - древнего, «как сама Русь», города, сохранившего автохтонные культурные традиции, а также купеческого города, города И.А. Бунина и пр. В этом же ряду следует отметить межрегиональный фестиваль православной культуры «Святые родники», ежегодно проходящий в Задонском районе (образ православного центра России), межрегиональный гастрономический фестиваль «Раненбургское застолье» (г. Чаплыгин), международные фестивали исторической реконструкции «Русборг», «Стрелец», «Ладейное поле». Характерной чертой последнего является строгая территориальная и временная локализация - связь с культурно-историческим контекстом Липецкой области.

Другие событийные мероприятия, проводимые в области, не обладают столь четкой концептуальной связью с гуманитарно-географическими и туристскими образами и/или на сегодняшний день имеют сугубо местное значение, не выходя даже на межрегиональный уровень. Поэтому дальнейшее формирование регионального событийного туризма, основанного на подобной имиджевой концепции, даст мощный толчок развитию туристского потенциала Липецкой области.

Кроме того, стратегия развития и продвижения туристского потенциала Липецкой области должна ориентироваться на «новые» целевые аудитории. Формирование и продвижение имиджа и бренда туристской территории может происходить с опорой на сегменты туристов [3]. Критерии сегментации могут быть разными (возраст, пол, доход, цель путешествия и т.д.). Основной целевой сегмент туристов в Липецкой

области, как и во многих других регионах России, - это люди старше сорока (чаще женщины), пользующиеся услугами турфирм, представители паломнического туризма, а также дети, путешествующие в составе школьных экскурсионных групп. Новым сегментом, целевой аудиторией для Липецкой области могут стать представители самодеятельного туризма - молодые люди до сорока лет, путешествующие группой или семьей (с детьми и без детей) на личном транспорте. Отличительной особенностью этого сегмента является предпочтение самостоятельного (иногда беглого) осмотра достопримечательностей (экскурсии кажутся им скучными), поэтому такая целевая группа особенно нуждается в различного рода туристской информации. Именно на таких туристов будет рассчитан интерактивный туристский путеводитель [6], отражающий гуманитарно-географический образ местности, включающий различные («разнокалиберные») маршруты.

Путеводитель, а также другая печатная и сувенирная продукция, как и рекламно-информационная кампания в целом, станет одним из важнейших средств продвижения туристского потенциала Липецкой области.

Таким образом, в качестве рекомендаций использования наиболее целесообразных форм и методов развития и продвижения туристского потенциала для Липецкой области можно предложить следующие: проектирование и реализация событийных мероприятий межрегионального и всероссийского масштаба, продуманная концепция формирования и реорганизации туристской инфраструктуры, разработка туристских маршрутов с учетом гуманитарно-географического образа места, создание туристского путеводителя, учитывающего эти маршруты и потенциал Липецкой области в целом, принятие мер по сохранению и «консервации» историко-культурного и природного наследия, а также дальнейшее развитие новых и уже существующих видов туризма,

связанных с имеющимся ресурсным потенциалом (сельского, этнического, спортивного, событийного и др.). Литература

1. Джанжугазова Е.А. Туристские и рекреационные ресурсы как основа формирования потенциала туристских территорий. Особенности их оценки // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2005. № 2.С. 53-61.

2. Климанова О.А., Тельнова Н.О. Природный и историко-культурный потенциал региона как основа формирования туристского образа территории // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 4. С. 49-55.

3. Макартова, Н. Как привлечь туристов и стать туристическим брендом в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// bookz.ru/authors/nadej da-makatrova/kak-priv_099/1-kak-priv_099.html

4. Полякова И.Е., Лутовинова А.С. Оценка туристского потенциала Липецкой области // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции (8 сентября 2016 г., г. Новосибирск). - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 170-175.

5. Chibir, E. and Shirko T., 2015. Event Tourism in Russian Region: Opportunity for Small-scale Business Growth. Procedia Economics and Finance, 26: 183-187.

6. Polyakova I, Ivanova R., Skrobotova O. The Travel Guide as a Tool for Promoting the Tourism Potential of a Region (As Exemplified by Lipetsk Oblast) // Mediterranean Journal of Social Sciences Vol. 6, No. 6, Supplement 5, December 2015, Special edition. P. 331-336. References

1. Dzhanzhugazova E.A. Tourist and recreational resources as basis of forming of potential of the tourist territories. Features of their

assessment//the Property relations in the Russian Federation. 2005. No. 2. Page 53-61.

2. Klimanova O. A., Telnova N. O. Natural and historical and cultural capacity of the region as basis of forming of a tourist image of the territory // Modern problems of service and tourism. 2008. No. 4. Page 49-55.

3. Makartova, N. How to attract tourists and to become a tourist brand in Russia [An electronic resource]. - Access mode: http://bookz.ru/authors/ nadej da-makatrova/kak-priv_09.

4. Polyakova I.E., Lutovinova of A.S. The assessment of the tourist capacity of the Lipetsk region // Theoretical and practical aspects of development of a scientific thought in the modern world: collection of articles of the International scientific and practical conference (on September 8, 2016, Novosibirsk). - Ufa: MTsII OMEGA SAYNS, 2016. - Page 170-175.

5. Chibir, E. and Shirko T., 2015. Event Tourism in Russian Region: Opportunity for Small-scale Business Growth. Procedia Economics and Finance, 26: 183-187.

6. Polyakova I, Ivanova R., Skrobotova O. The Travel Guide as a Tool for Promoting the Tourism Potential of a Region (As Exemplified by Lipetsk Oblast) // Mediterranean Journal of Social Sciences Vol. 6, No. 6, Supplement 5, December 2015, Special edition. P. 331-336.

Polyakova Irina Yevgenievna, Candidate of philological Sciences, Ivanova Raisa Mikhailovna, Candidate of philological Sciences, Skrobotova Olga Vladimirovna, Candidate of philological Sciences, Bunin Yelets State University, Kommunarov Street, 28, Yelets, Lipetsk Region, 399770

iepolakova@mail.ru THE OPPORTUNITIES AND WAYS OF DEVELOPMENT AND

ADVANCE OF TOURIST POTENTIAL OF THE LIPETSK REGION

This publication is prepared in the framework of the project #15-32-01319 supported by the Russian Foundation for Basic Research (RFBR) Abstract: the article is one of results of work on the research of tourist potential of the Lipetsk region conducted within the scientific project. The potential revealed during studying of tourist resources of the territory gives the chance to assume opportunities and ways of his further development and advance that it is a necessary condition of economic development of the region. In article are noted both weak, and strengths of tourist capacity of the Lipetsk region which vision will allow to organize correctly work on formation of marketing policy of the territory in the sphere of tourism.

Keywords: regional tourism, tourist potential, tourist resources, assessment of tourist potential, internal tourism, cultural and historical resources, natural and recreational resources, marketing of the territory, tourism in the Lipetsk region, advance of a tourist product.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.