ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА
Гуманитарный проект в классическом университете
Елецкий государственный университет имени И.А. Бунина особо примечателен среди российских вузов. Недавно преобразованный из педагогического института в классический университет, он коренным образом изменил жизнь Ельца, его духовную, культурную миссию. ЕГУ стал центром социокультурных перемен и в городе, и на близлежащих территориях.
Еще три года назад (Высшее образование в России. 2004. № 6) мы обратили внимание на то, что елецкая земля — одно из святых, метафизических мест России. Это своего рода онтологическая модель провинциальной России, богатой культурным наследием, дорогими сердцу каждого россиянина именами. Здесь родина Ивана Бунина, Сергея Булгакова, Николая Данилевского, Константина Паустовского, Михаила Пришвина, Василия Розанова, здесь духовные корни Тихона Задонского, Феофана Затворника и Иннокентия Херсонского. Елецкий университет не только хранит память о них, пропагандирует их наследие, но ив своей образовательной деятельности руководствуется светлыми идеалами своих выдающихся земляков, лучшими традициями российского просвещения. Исегодня он целенаправленно развивает свои исконные ресурсы. За короткое время в университете созданы и широко внедряются в образовательный процесс гуманитарные технологии. Возрастает роль ЕГУ им. И.А. Бунина в создании особой экономической зоны ту-ристско-рекреационного типа. О том, что она собой представляет, рассказывает ректор, доктор педагогических наук, профессор Валерий Петрович Кузовлев.
- Валерий Петрович, давайте вспомним такой факт: открытие факультета социального сервиса и туризма в ЕГУ им. И А. Бунина на несколько лет опередило создание особых экономических зон (ОЭЗ). Что это - случайность или дальний прицел, предвидение ситуации?
- Как ни удивительно, работу в этом направлении мы начали еще полвека назад. Ученые-краеведы нашего вуза уже в 60-е годы прошлого века осознавали, что мы, образно говоря, ходим по золоту. Здесь столько великих, известных всему миру людей оставили свой след, что эта территория стала поистине уникальной.
В январе 1987 г. - это был мой первый год в роли ректора Елецкого государственного педагогического института - мы начали готовить Всероссийскую научно-практическую конференцию «Елец - уникальная территория Липецкой области». Инициатором проведения конференции выступил А.Д. Пряхин - доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии Воронежского государственного университета. Кстати, Анатолий Дмитриевич сегодня работает у нас на кафедре истории. Так вот, на этой конференции впервые прозвучали доклады ученых Липецкой области, Москвы, Ленинграда, в которых была четко обозначена уникальность нашей территории. Причем стало ясно, что эта «особость» складывается из разных составляющих культуры. Например, говорилось о том, что на территории липецкой земли родились и проживали более пяти десятков человек, оставивших заметный след в развитии русской, советской и мировой культуры. Учитывая, что наша область всегда была одной из самых небольших по площади в России, это прозвучало как своеобразное открытие.
В последующие годы коллектив института работал над тем, чтобы найти новые подтверждения уникальности нашего края. Мы сразу определили магистральную линию исследований - изучение творчества нашего выдающегося земляка, первого русского лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина. Уже в 1989 г. силами наших преподавателей и студентов в Ельце был открыт первый в Советском Союзе музей Бунина. Экспонаты собирались разны-
ми путями. Основу составили материалы фольклорных экспедиций в Станов-лянском, Измалковском, Краснинском районах, в их сборе участвовали наши студенты во главе с преподавателями С.В. Красновой, С.А. Сионовой, Г.П. Климовой. Были среди экспонатов и такие, которые были переданы издалека из рук в руки. Так, в Лондоне были обнаружены семейные вещи Бунина. Наши преподаватели списывались с нужными людьми, даже ездили туда, чтобы найти необходимые материалы.
Велась и другая работа: изучение творческого наследия Бунина и восстановление его усадьбы в Озерках. С 1968 г. у нас раз в два года проходят Бунинские чтения. На них осуществляется своеобразная общественная экспертиза тех открытий по литературному, историческому краеведению, которые делаются нашими преподавателями и студентами.
Работу в этом направлении нужно расширять, делая ее результаты достоянием широких масс. Поэтому начиная с 1989 г. мы приступили к изданию региональных учебников по историческому, литературному, педагогическому, лингвистическому краеведению. Они и по сей день служат основой для изучения в школах регионального компонента.
Людей, занимающихся изучением творчества И.А. Бунина, немало не только в нашей стране, но и за ее пределами. Мы установили контакты с ними. У нас появились тесные связи со специалистами из США, Англии, Франции, Германии, Дании, Швеции, Польши, Китая, Болгарии.
Перед нами встал и другой вопрос: кто придет на смену нашим ныне здравствующим и активно работающим ученым? Сами понимаете, они не вечны, им со временем нужна будет замена. Причем замена адекватная. Так и получилось, что мы одни из первых в Центральном Черноземье решили открыть факультет социально-культурного сервиса и туризма. В прошлом году он сделал первый выпуск.
- Есть ли связь между созданием особой экономической зоны туристско-рекре-ационного типа в Липецкой области и университетским проектом национального парка «Бунинская Россия »? Как вообще родился этот проект?
- Со временем стало понятно, что накопленный нами материал должен стать достоянием не только отдельного района, города и даже области, - речь ведь идет о людях с мировым именем, а значит, все, что с ними связано, представляет интерес и для всей в России в целом, и за ее пределами. Осознав это, более десяти лет назад мы приступили к реализации идеи создания на территории Липецкой области национального парка «Бунинская Россия». Далеко не просто было найти сторонников этого проекта. Не раз приходилось стучаться в разные двери в самых высших эшелонах власти. При этом мы и Бунинские чтения продолжали проводить, и сборники выпускали. За последние десять лет только в нашем совете защищено около трех десятков кандидатских и докторских диссертаций по творческому наследию Бунина и других наших знаменитых писателей-земляков. Согласитесь, это очень серьезный показатель и важности, и необходимости дальнейшей работы в этом направлении.
Новейшие события показали, насколько мы попали «в десятку». Решением правительства в стране начали создаваться особые экономические зоны. Сначала промышленные, затем агропромышленные и, наконец, туристско-рекреаци-онного типа. Очень приятно сознавать, что пионером в этом направлении выступила именно наша Липецкая область и что здесь весом наш вклад. В числе прочего
успешному продвижению наших идей и привлечению союзников способствовало то обстоятельство, что представители Елецкого госуниверситета работают в областном Совете народных депутатов. Я сам уже третий созыв возглавляю там комитет, который занимается наукой и образованием. Достаточно сказать, что за последние четыре года в ЕГУ было проведено шесть выездных заседаний депутатов областного Совета. Разумеется, мы пользовались такой возможностью и не уставали говорить о своих идеях.
В итоге Липецкая область выступила инициатором принятия первого в России специального областного закона о создании особых экономических зон туристско-рекреационного типа. ЕГУ им.И.А. Бунина внес в решение этой проблемы весомую лепту. Причем, что также немаловажно, этот закон был принят еще в июне прошлого года, до выхода подобного законодательного акта федерального уровня.
Мы же попутно нарабатывали учебно-методические материалы. Наши старейшие краеведы С.А. Сионова и С.В. Краснова разработали два туристических маршрута по Липецкой области и их описание. С них можно было начинать работу. Неохваченными остались Лебедянский, Становлянский, Лев-Толстовский, Чаплыгинский, Добровский районы. Между тем с этой территорией связан целый пласт исторического наследия, к которому принадлежат такие имена, как Замятин, Толстой, князь Меньшиков, Семенов-Тяньшанский, а также целый ряд других известных деятелей культуры и науки. Все это обусловливает широкие возможности для туристической деятельности.
С нашей точки зрения, сегодня нельзя довольствоваться традиционными стратегиями охраны памятников истории, архитектуры. Ведь порой и на это не хватает ни средств, ни рук. Мы же предложили иной подход: памятники следует не только охранять, но и реставрировать и, самое главное - активно использовать. Такой комплексный подход дает возможность уже на нынешнем этапе привлекать определенные денежные средства для того, чтобы программа работала.
Исходя из этого, мы продолжаем считать, что создание туристско-рекреаци-онной зоны - путь к решению той задачи, которую мы ставили изначально: Липецкая область должна стать национальным парком. Название может быть любым, наше предложение - «Бунинская Россия».
- Наверное, приятно быть первым: Липецкая область первой в России озаботилась созданием туристско-рекреационных зон, а ЕГУ подталкивал ее к этому. Но ведь подобное лидерство ко многому обязывает.
- Знаете, наверное, в нашем лидерстве нет ничего неожиданного. Дело в том, что Елец являет собой некий культурно-образовательный феномен. Многие делегации, посещая наш город, говорят об особой местной ауре, о своего рода «метафизике елецкой земли». Это действительно так. Я хочу обратить внимание на один факт. В прошлом году я со своими аспирантами подготовил монографию «Гимназии Орловской губернии», где приведены результаты исследований, проведенных МГУ им. М.В. Ломоносова в связи с его 250-летием. Сотрудники исторического факультета МГУ пришли к любопытному выводу: среди тех, кто учился в университете с 1871 по 1916 гг., более всего выходцев из Орловской губернии, куда в то время входил наш Елец. А среди уездов наибольшее количество студентов в МГУ «поставил» именно Елецкий, причем на порядок больше, нежели другие. Кстати, и ректором МГУ в свое время, с 1938 по 1944 гг., был наш земляк Алексей Сергеевич Бутягин.
Полагаю, это не случайно. Наш университет стал наследником женской гимназии, в которой давались знания очень высокого качества. Кроме того, в Ельце сейчас работает средняя школа № 1 - в прошлом мужская гимназия, в которой учились Бунин, Пришвин, художник Жуков, работал Розанов. Были еще и частные гимназии, они тоже давали очень качественный образовательный фундамент. И еще немаловажная деталь: эти гимназии строились на средства жителей города - согласитесь, факт, о многом говорящий. В конечном счете все это и позволило появиться на свет тому самому елецкому образовательному феномену, о котором я говорил. Как же не выступить в роли лидеров в таком важном и нужном деле?
- Каковы сферы приложения творческого и научного потенциала ЕГУ им. И.А. Бунина в рамках деятельности ОЭЗ? Какие факультеты и кафедры готовы участвовать в подобных проектах?
- Большое место в этой работе занимает информационно-издательская деятельность ЕГУ. Ежегодно студенты, преподаватели, аспиранты издают десятки книг, нужных для организации туристско-рекреационной деятельности. Особая роль принадлежит университетской газете «Талисман», которая шестой год выходит тысячным тиражом три раза в месяц. Здесь мы регулярно публикуем материалы по данной тематике. Сегодня наши ученые вместе с краеведами Ельца готовят к изданию книгу «Легенды и мифы города Ельца», в этом году она выйдет в свет.
Музыкально-педагогический факультет работает над созданием музея истории елецкой рояльной гармоники. Исторический факультет включился в работу по описанию памятников истории в елецкой округе и изучению возможностей их использования в экскурсионной деятельности. Факультет дизайна занимается историей верхнего костюма в нашей области, студенты шьют такие костюмы по заказу для участников художественной самодеятельности. Сельскохозяйственный факультет взял на себя выращивание экологически чистой продукции, из которой коллектив нашей столовой будет готовить традиционные старинные блюда для питания туристов.
Проработкой экономических расчетов по туристско-рекреационной зоне будет заниматься экономический факультет. Правовые аспекты создания особых экономических зон - это предмет внимания юридического факультета. Студенты факультета журналистики вместе с преподавателями станут авторами книги-путеводителя по Ельцу, в котором, наряду с описанием туристических маршрутов, будет помещен рекламный материал о предприятиях города. Они же будут работать над созданием музея «История фотодела и природа елецкого края в фотографиях».
Студенты спортивного факультета будут инсценировать эпизоды военных сражений, проходивших у стен нашего города. Любителям экстремального туризма спортивный факультет предложит безлодочную переправу через реки Дон и Сосна, а также занятия скалолазанием - для этого у нас есть великолепные места.
- Какие из направлений деятельности ОЭЗ туристско-рекреационного типа следует считать приоритетными в настоящее время?
- Вероятнее всего, это будет прежде всего информационное обеспечение.
И здесь предстоит сделать очень большой объем работы силами администрации Ельца и Липецкой области, да и нашего университета. Мы с охотой приняли участие в конкурсе грантов на создание туристско-информационного центра. Именно благодаря усилиям преподавателей ЕГУ наш город выиграл этот грант, и в конце января этого года состоялась его презентация. Сегодня он уже стал рабочим инструментом.
Следующее направление в деятельности ОЭЗ туристско-рекреационного типа - кадровая проблема. Она, по сути, уже решена: в ЕГУ есть факультет, кафедры, мы готовы выполнить любой заказ области. Приведу такой пример. После окончания факультета социального сервиса и туризма пятеро наших выпускников уехали работать в ведущие туристические фирмы США и Германии. Некоторые наши бывшие студенты работают сегодня в «Президент-отеле» в Москве, в крупных турфирмах столицы, Санкт-Петербурга, Воронежа.
Безусловно, очень важно думать о привлечении инвестиций. Возможности области в этом плане, не говоря уже о возможностях муниципалитетов, крайне ограниченны. Посему поиск инвесторов - это стратегическая задача в деле создания ОЭЗ. Кое-какие наработки в этом направлении есть, однако вопрос стоит очень остро.
Необходима специальная программа создания ОЭЗ туристско-рекреацион-ного типа. Хочу подчеркнуть, такая программа должна создаваться не только в административных кабинетах - она реально заработает лишь после широкого обсуждения общественностью каждого конкретного региона. Если население выступит против создания такой зоны, успех маловероятен. Когда люди станут союзниками, когда эта идея станет массовой, - можно ожидать прорыва.
Вообще создание подобных зон требует перестройки традиционного стиля и типа мышления работников многих учреждений, на первый взгляд далеких от этой сферы. В частности, мне думается, должна претерпеть изменения деятельность органов образования. Мы вывозим своих студентов и учеников на экскурсии в самые различные уголки России, за рубеж - это и правильно, и необходимо. Но зачастую наши дети попросту не знают о тех достопримечательностях, которые есть в их собственном регионе. Поэтому я считаю, что программа создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа должна реализовываться в тесном контакте и по согласованию с департаментом науки и образования. Деньги на организацию туристической деятельности в той или иной мере выделяются, а коль скоро так, то по маршрутам, которые проходят по основным культурным центрам Липецкой области, нужно провезти всех школьников без исключения. Мы подобную работу уже начали, да и в масштабах города такая деятельность ведется. Например, недавно мы организовали в Ельце выставку работ студентов факультета дизайна ЕГУ, вызвавшую большой интерес у горожан. Мы приняли решение о том, чтобы все наши студенты и преподаватели побывали на этой выставке. Есть очень хорошие отзывы.
На недавнем заседании Ученого совета университета мы потребовали от всех кафедр и факультетов внести коррективы в планы научной работы в связи с созданием ОЭЗ туристско-рекреационного типа. Приглашая к нам туристов, мы должны предложить им качественную культурную программу, в которой хотелось бы показать «изюминки» нашего края. Разве это не поле деятельности для музыкально-педагогического факультета ЕГУ и его кафедр? Или тот же факультет дизайна - он вполне мог бы выполнить какие-то сувениры, костюмы разных
времен, в которых ходили местные жители. Такие экспонаты наверняка заинтересуют туристов. Кто-то, возможно, даже захочет прибрести их - пожалуйста. Такую возможность мы тоже сможем предоставить. Дело в том, что мы выиграли областной грант на создание при ЕГУ бизнес-инкубатора. Здесь вполне может работать, скажем, студенческое ателье, сувенирная мастерская.
- Валерий Петрович, как Вы думаете, не покажется ли кому-нибудь после прочтения этого интервью, что создание туристско-рекреационных зон - легкий хлеб? Наверняка в любом крае можно найти что-то любопытное, так или иначе связанное с историей. Казалось бы, что здесь сложного: находи такие «изюминки», разрабатывай маршруты - и приглашай туристов...
- Разумеется, все далеко не так просто. Для появления ОЭЗ туристско-рекре-ационного типа необходима прежде всего база историко-культурного наследия. Да, согласен, в России есть немало великолепных мест с изумительной природой - взять тот же Алтай. Конечно, там можно организовать рекреационную зону для отдыха туристов. Но вот такое сочетание, как у нас, - и прекрасная природа, и история, и богатейшее литературное наследие - встречается крайне редко. Этим, согласитесь, надо пользоваться.
В целом же Елецкий университет намерен уделять большое внимание продвижению бренда Ельца и липецкого края в целом как туристско-рекреационной зоны с тем, чтобы через два года наша область приняла участие в новом федеральном конкурсе на создание туристско-рекреационных зон и заняла в нем достойное мест°. Подготовил И. Чичинов