Научная статья на тему 'Университетский комплекс на Елецкой земле'

Университетский комплекс на Елецкой земле Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университетский комплекс на Елецкой земле»

В. КУЗОВЛЕВ, ректор, профессор Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

УНИВЕРСИТЕТСКИМ КОМПЛЕКС НА ЕЛЕЦКОЙ ЗЕМЛЕ

В Национальной доктрине образования приоритетное значение отводится освоению духовного наследия поколений на основе самобытных исторических традиций различных местностей России, создающих единство и многообразие отечественной культуры.

Именно на рубежных этапах общественного развития, один из которых мы переживаем в настоящее время, крайне важно опереться на «почву», обратив особое внимание на реализацию ее познавательного и образовательного потенциала.

Культурное становление личности в образовательном пространстве и времени особенно действенно проявляется на тех территориях, которые значимы с точки зрения истории и культурный ресурс которых целенаправленно используется как фактор просвещения. Таким топологически (онтологически, метафизически) выделенным «местом» является древнерусский город Елец и его историческая округа. Вписав яркие страницы в отечественную культуру, Елец был и остается городом выше уровня административного значения. Не случайно некогда елецкие граждане ходатайствовали о присвоении ему статуса губернского города. Признание выдающихся заслуг Ельца свершилось в наши дни - в 2000 г., ког-

да был получен статус университетского города. Этот факт поистине уникальный для административного центра районного значения.

Символика историко-культурной территории Ельца и его округи задана совокупностью культурных и исторических памятников (ценность их подтверждена всеобщим признанием не только в регионе, но и в стране, а нередко и в мире), самобытностью этнографического облика, а также особой культурно-образовательной средой, в рамках которой последовательно формируется бережное, заинтересованное и даже подвижническое отношение к истории своего края, Отечества, что способствовало появлению целой плеяды крупных философов, ученых, писателей, внесших значительный вклад в развитие духовной и материальной культуры. Назову лишь несколько имен: Тихон Задонский, И. Бунин, С. Булгаков, Е. Замятин, М. Пришвин, Н. Данилевский, В. Розанов, Т. Хренников, Р. Хохлов...

Опора на историко-культурное наследие определяет стратегию развития нашего университета, которая, с одной стороны, позволяет в полной мере раскрыться специфике и творческому потенциалу каждой кафедры и факультета, а с другой -служит основой интег-

рации науки и учебно-воспитательного процесса, т.е. создает предпосылки для плодотворного сотрудничества, в том числе и на междисциплинарном уровне, профессоров и преподавателей, аспирантов, студентов, учителей школ, деятелей культуры, в частности, в рамках ряда научно-педагогических школ. Данная стратегия привела к серьезным организационным и структурным преобразованиям, реорганизации проводимых научных исследований и перестройке учебно-воспитательного процесса, что в конечном итоге и позволило получить вузу статус государственного университета.

Целенаправленное использование символического историко-культурного «капитала» способствовало тому, что Елецкий государственный университет фактически стал системообразующим центром территории. Заложены основы своего рода вертикали образовательных учреждений разного уровня и профиля. Сложилась ситуация, в которой опора на уникальность историко-культурной среды становится фактором образовательного процесса в регионе. На этом пути, таким образом, возникли предпосылки создания «университетского округа», естественными границами которого стала конкретная историко-культурная местность, а стержнем - Елецкий государственный университет.

Это обстоятельство послужило основанием для постановки вопроса о создании на территории Липецкой области государственного национального парка «Бунинская Россия» как ис-торико-архитектурного, научно-исследовательского учреждения, целью которого является восстановление, сохранение, изучение и популяризация памятников истории и культуры, достопримечательных мест, природных и антропогенных (ландшафтных) комплексов и объектов, входящих в состав

«парка»; осуществление просветительской, культурно-массовой и образовательной деятельности; сбор, хранение, изучение музейных предметов и музейных коллекций.

Статус университета предполагает радикальное обновление многих сторон деятельности вуза. Процесс реорганизации займет, конечно, не один год. Однако, чтобы такая реорганизация вообще состоялась, необходимо определить ее целевые установки (стратегические и тактические), утвердить планы предстоящей работы, выявить источники ресурсного обеспечения.

Начинать работу надо прежде всего с определения миссии университета.

По правде говоря, этим понятием в российской образовательной практике пользуются еще редко. Чаще, говоря о модернизации учебного заведения, речь ведут о задачах, которые призван решать университет. Некоторые из них укладываются в логику традиционных представлений об университетском образовании, некоторые можно решить, используя опыт других стран. Наконец, есть группа проблем, в частности, в наших условиях, которая не имеет аналогов. Пути их решения еще только придется искать. Так, практически нет опыта реализации проекта развития университета в условиях малого российского города, сориентированного на региональные проблемы.

Очевидно, что в самом общем виде миссия университета состоит в том, чтобы стать ведущим центром развития региона, обеспечив реализацию лозунга «Развитие через образование».

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы в стране, потребовала объединения усилий учебно-воспитательных учреждений различного типа для решения проблем образования.

В настоящее время разрабатывают-

ся три модели интеграции: университетский образовательный округ; ассоциация нескольких образовательных структур, сохраняющих статус юридического лица; создание УК как единого автономного учебного заведения (единого юридического лица).

Министерство образования РФ считает целесообразным рассматривать вопрос о создании университетских комплексов на основе следующих принципов:

• единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;

• непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней;

• инновационная направленность - от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе и образовательных;

• организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

Университетский комплекс как центр интеграции выполняет следующие функции.

■ УК - учебно-образовательный центр, реализующий на практике единство учебного и образовательного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и соответствующей материально-технической базы входящих в него структур.

■ УК - центр развития широкого спектра научных, производственных, коммерческих и других исследований в различных сферах социальной деятельности. В рамках университета реализуются междисциплинарные программы, объединяющие специалистов из разных областей знаний, создаются

постоянно действующие семинары, организуются совместные конференции, тренинги и проч.

■ УК - центр непрерывного образования, включающий гимназии, колледжи, школы, специализированные классы, региональные олимпиады. Преподавание в этих учебных заведениях ведется силами выпускников и сотрудников университета. Создана система спецфакультетов для переподготовки кадров и получения второго высшего образования, для разработки новых, актуальных в настоящий момент курсов различного уровня, которые можно ре-ализовывать только на базе университетского научного потенциала.

■ УК - центр культуры, где создана атмосфера духовного общения людей: организуются российские и международные конференции и симпозиумы, посвященные различным областям знаний, читаются циклы научно-популярных лекций, организуются дискуссионные клубы, концертные программы, объединяющие лучшие творческие силы. Здесь все должно содействовать воспитанию патриотов России, понимающих и знающих свою историю, достижения в науке и культуре.

■ УК - региональный центр научных исследований и подготовки специалистов для Липецкой области. Необходимо формирование междисциплинарных проектов для решения экологических, социальных и экономических проблем региона, для разработки тактических и стратегических планов его развития, для построения устойчивых прогнозов, учитывающих все многообразие факторов, которые влияют на состояние региональной экономики и социальной сферы.

■ УК - информационный центр, занимающийся изданием учебников, научной, методической и общеобразовательной литературы, пропагандирующий достижения российской науки в

естественнонаучной и гуманитарной областях; активно представительствующий в СМИ (пресса, радио, телевидение), поскольку необходимо формировать общественное мнение, направленное на поддержку и развитие всех ступеней образования и науки. Проблему финансирования современных каналов информации необходимо решать с привлечением всех заинтересованных учреждений, предприятий, служб.

■ УК - центр международного научного сотрудничества. Важно, чтобы молодежь имела возможность познакомиться с наиболее плодотворными научными школами как в России, так и за рубежом. Провести один-два семестра в зарубежном университете -очень полезно и для студента, и для аспиранта. Когда знакомишься с системой образования и культурой другой страны, начинаешь глубже понимать свои национальные культурные ценности, преимущества и недостатки национальной системы образования. Развитие международных образовательных контактов может базироваться на реализации совместных проектов российских и зарубежных ученых.

Создание университетского комплекса - это путь развития и совершенствования системы образования в условиях трансформации современного российского общества, это способ интегрированного включения в международные программы сотрудничества в области образования, это фактор, способствующий развитию непрерывного образования, созданию «предпринимательских инициатив» в области образования (на основах окупаемости, прибыльности образовательных проектов).

Интеграционные процессы, начавшиеся в системе образования, уже привели к возникновению разного рода объединений, одним из которых является учебно-научно-методический

комплекс. Такой комплекс был создан в 1989 году на базе ЕГПИ. Объединивший первоначально несколько учебных заведений города и Лебедянское педагогическое училище, УНМК ЕГУ им. И.А. Бунина сплотил сегодня вокруг себя более 40 средних и средних профессиональных учебных заведений Липецкой, Воронежской, Белгородской, Орловской, Тульской, Московской областей, городов Смоленска, Воронежа, Липецка и стал поистине региональным центром образования.

Университет реализует ступенчатую систему подготовки специалистов по учебным планам, согласованным с Лебедянским, Усманским, Старо-Ос-кольским, Алексеевским, Россошанским, Валуйским педагогическими колледжами и со Смоленским, Егорьевским музыкально-педагогическими колледжами. Непрерывная ступенчатая подготовка по ряду специальностей высшего профессионального образования по сквозным подготовительным образовательным программам позволила сократить затраты на обучение и сроки подготовки специалистов с высшим образованием.

В связи с обеспечением сельских школ педагогическими кадрами университет осуществляет целевой прием студентов по договорам с управлением образования Департамента науки и образования администрации Липецкой области.

Значительное внимание университет уделяет вопросам организации и проведения стажерской практики специалистов, обеспечению трудоустройства выпускников в соответствии с заявками образовательных учреждений и органов юстиции.

Обучение специалистов, в которых нуждаются предприятия города, университет проводит на договорной основе совместно с руководителями города и отдельными предприятиями и

осуществляет посредством переподготовки, ускоренной подготовки, различных курсов, утвержденных учебными планами. Структура образовательных программ в нашем вузе дает основание утверждать, что университет стал региональным педагогическим центром.

Из учебных заведений г. Ельца в комплекс входят 2 детских сада, 10 школ, ПУ № 13, ПУ № 30, Машиностроительный колледж, училище искусств им. Т. Хренникова. Субъекты комплекса совместно с преподавателями вуза осуществляют допрофессиональную и профессиональную подготовку по разным специальностям. Совместная деятельность позволяет обеспечить льготное поступление в университет учащимся школ и сократить срок обучения в вузе выпускников средних профессиональных учебных заведений.

Преподаватели и студенты нашего университета успешно участвуют в международных образовательных и научных проектах на основе договоров о научном сотрудничестве с высшими учебными заведениями Германии, Голландии, Италии, Эстонии, Латвии, Украины. Подписаны соглашения и ведутся совместные научные исследования в области педагогики (Рурский университет, Германия), славистики и русской литературы (Амстердамский университет, Голландия; университет г. Берга-мо, Италия; университет г. Тарту, Эстония), гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (университет г. Да-угавпилс, Латвия; Харьковский университет, Украина). Особенно активны в международных контактах кафедры русской литературы (организованы две международные конференции - «Русская провинциальная культура: текст, миф, реальность», «Духовный мир русской провинции», в которых приняли участие ученые из Голландии, Финляндии, Италии, США, Эстонии, Латвии) и историко-культурного наследия

(ежегодные Бунинские конференции с участием ученых из Франции, Англии, США; тесные связи с Обществом друзей И.А. Бунина в Париже и Русским архивом в г. Лидсе, Англия). В университете читал лекции Роберт Буи - основной переводчик произведений И.А. Бунина в США. Кафедра педагогики участвовала в международной конференции «Реформы образования в переходных государствах Центральной и Восточной Европы» (г. Бохум, Германия).

Существуют различные связи между учебными заведениями, входящими в комплекс:

■ кооперативный тип связи предусматривает их отношения на паритетных началах с сохранением юридической и финансовой самостоятельности;

■ интегрированный тип отношений предусматривает их слияние в определенную целостность; для комплексов интегрированного типа чаще всего характерно «жесткое» передвижение учащихся к высшему образованию через ступени профессиональной подготовки;

■ третий тип отношений внутри комплекса основан на условиях сочетания кооперирования и интеграции (интеграционно-кооперативные отношения).

Задачи предстоящей работы нашего вуза формируются в логике миссии университета. Определяя целевые установки и соответствующие задачи, необходимо:

• сформулировать принципы, в соответствии с которыми будет протекать реорганизация;

• конкретизировать стратегические цели с учетом основных трендов, которые ныне определяют проблемный контекст университетского образования в целом;

• проанализировать сходство и

различия практической деятельности университета и пединститута, выявив круг задач, связанных с переходом на уровень университетской практики;

• преодолеть те разрывы, которые сегодня существуют в материальной базе и организационно-структурных решениях.

По ходу всего процесса реформирования чрезвычайно важно менять устоявшиеся стереотипы мышления профессорско-преподавательского состава. Не убедив преподавательский корпус в необходимости обновления учебного заведения, не изменив их ценностные ориентиры, мотивацию, нельзя рассчитывать на реальное продвижение по пути реформирования, а тем более создать университет нового типа.

Модернизацию нужно проводить не путем революционных разрушений, а последовательно - от этапа к этапу. Каждый этап должен постоянно соотноситься со стратегическими приоритетами, служить барометром, определяющим правильность избранного курса и своевременно вносить в него необходимые коррективы. При переходе к новой модели деятельности нельзя отказываться от того, что может служить интересам дела.

В настоящее время идет интенсивный пересмотр представлений о высшей школе, формах и методах ее работы. Сложившаяся в условиях сравнительно медленных темпов социально-экономического развития, на сегодня она уже явно не отвечает требованиям времени, и в первую очередь тем весьма сложным процессам, которые произойдут в ближайшие 10-15 лет.

Если говорить о темпах происходящих перемен, то уже сегодня в течение жизни человеку придется 4-5 раз менять сферу своей профессиональной деятельности. Проделать это путем

последовательного овладения все новыми и новыми системами знаний практически невозможно, так как значительного времени потребует переподготовка в традиционном понимании, что повлечет за собой дальнейшее сокращение ресурсной базы в условиях ее дефицита. Переход к системе непрерывного образования тоже, по-видимому, задачу не решит.

В какой-то степени приблизиться к решению задачи можно с переходом к более коротким срокам обучения (уже сейчас заметное число западноевропейских университетов ведут подготовку в рамках 2-3-летних циклов обучения).

Еще один путь связан с принципиальным пересмотром содержания обучения, в котором все больший акцент делается на метод анализа конкретных ситуаций (кейс-стади).

В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения о сути университетского образования вообще и о миссии классического университета в частности.

Речь пойдет о формировании соци-окультурологической модели многовариантного образовательного процесса, целью которого является перевод учащегося из объекта педагогического произвола в субъект самообразовательной деятельности, способного ориентироваться в нестандартных и критических ситуациях.

На мой взгляд, в настоящее время в России нет подлинно классического университетского образования. По своей сути российские университеты - это те же отраслевые вузы, специализирующиеся на подготовке специалистов в области гуманитарного и естественнонаучного знания. Распространенная модель функционирования нынешних университетов полностью заимствована у технических вузов. В организационно-структурном отношении - это

конгломерат слабо связанных факультетов и институтов, выстроенных в казарменную пирамиду отношений, замыкающихся на уровне ректората. Избыточная концентрация власти и примат администрирования - одна из основных причин стагнации высшего образования в России, падения эффективности использования потенциала профессорско-преподавательского состава.

За всем этим прослеживается общая тенденция, присущая истории развития отечественной высшей школы: во все времена вузы рассматривались как своего рода подразделения государственного ведомства, а значит, и логика их функционирования задавалась бюрократической практикой государства. Целевые установки и сама задача образования решались тоже под специфическим углом зрения чиновничества - на пользу, которую институт образования может принести не столько человеку и науке, сколько государству, в первую очередь облегчив чиновникам решение их корпоративных задач.

С этой позиции осуществлялась и кадровая политика, велся подбор руководителей учебных заведений. Все сказанное создавало невыносимые условия для развития науки, академических свобод, являющих собой условие развития университетского образования. Словом, собственно задача получения образования российской высшей школой не решалась, в результате чего сама образованность стала весьма эфемерным понятием, близким по смыслу с получением профессиональной подготовки.

В результате подобного рода практики у российских вузов не сформировалась способность к саморазвитию, субъектные качества были полностью утрачены. Фактически российские вузы выродились в функциональные структуры-блоки, которые могут ис-

пользоваться для любых внешних целей, но которые лишены способности к самостоятельному функционированию. Сказанное не могло не отразиться на качестве проводимых научных исследований, их односторонности, неполноте, эклектизме. Разрыв связей между научной работой и педагогическим процессом с неминуемостью привел к падению уровня научности как важнейшей предпосылки проблемнос-ти изучаемого материала. Проблем-ность была подменена научным догматизмом, который радикальным образом деформировал содержание и смысл науки, представив сложный процесс ее развития в виде «бесконечного движения к более полному описанию процессов», протекающих в обществе и мире. Знание, культивируемое учебными заведениями, в значительной мере информационно и описательно.

В итоге, сегодня никто не возьмет на себя смелость дать определение тому, что собой представляет университет. Диверсифицированность моделей университетского образования достигла такой степени, которая исключает возможность выявления некоторого общего знаменателя или совокупности признаков, присущих университету как типу учебного заведения.

Вместе с тем многоликость современного университета не означает, что так дело обстоит повсюду. В условиях обществ, слабо развитых в социальной сфере, с доминирующим типом традиционных отношений, вполне правомерно использовать представления о традиционном университете (с естественной корректировкой на основе учета особенности миссии того или иного учебного заведения, условий его функционирования).

Ответ на вопрос, что собой представляет университет, впрочем, и здесь не прост и не столь очевиден. Так, задачи и содержание деятельности уни-

верситета в большом городе, где функционирует множество учебных заведений, существует мощная социокультурная и информационная инфраструктура, в принципе отличаются от круга задач университета небольшого города. Иными оказываются и возможные решения.

Будем исходить из того, что классический университет реализует четыре основные функции, в числе которых -культурная, социальная, научная и профессиональная. В зависимости от условий деятельности одни функции представлены в его жизни более отчетливо, другие - несколько приглушенно.

В условиях малого города, своего рода университетского кампуса все эти четыре функции входят в круг прямых задач университета. Ни одна из перечисленных задач не может рассматриваться как вторичная. В этом - первая особенность функционирования университета в условиях малого города.

Рассмотрим, что может стоять за каждой из перечисленных функций.

Культурная функция связана с возможностями университета в реализации творческого процесса. В комплекс университетского центра входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения - спортивные сооружения, театр, музеи, картинные галереи. Одновременно они создают потенциальную возможность привлечения дополнительных средств на развитие комплекса. Их же нужно рассматривать и как элементы базы учебно-воспитательного процесса, которые выступают в роли подразделений или филиалов кафедр.

Социальная функция означает, что университет принимает непосредственное участие в определении путей развития региона, изучает его социальные проблемы и на этой основе, с одной стороны, корректирует структуру содержания учебного процесса, а с

другой - осуществляет экспертизу предлагаемых к реализации проектов с точки зрения выявления их необходимости для общества.

Научная функция предполагает, что университет проводит фундаментальные исследования, главным образом сориентированные на проблемы региона. Как правило, университет малого города не может вести исследования по всем направлениям. Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с социокультурной региональной проблематикой.

Вместе с тем университет должен быть носителем и проводником всей совокупности знаний фундаментального цикла. Особое внимание следует уделить развитию, наряду с гуманитарно-педагогическим, знания математического - важнейшего с точки зрения формирования образного мышления, способности к логическому анализу. Эта задача является особо важной в условиях традиционного общества со слабо развитыми способностями к логическому мышлению и к обобщениям.

Важное преимущество университета малого города по сравнению с университетами крупных вузовских городов заключается в «чистоте» площадки, наличии предпосылок для развития трансдисциплинарных исследований и реализации полноценной, действительно образовательной модели обучения, в основе которой лежат тесные контакты между учителем и учениками на протяжении всего периода обучения, возможность междисциплинарного и межпредметного общения, т.е. реализация модели обучения не только по вертикали, но и по горизонтали.

Со сказанным тесно связана вторая особенность небольшого университета малого города: можно вернуться к разрушенной временем модели обучения, выстроенной в логике единства знания. В давно минувшие времена человек

приходил в университет не для того, чтобы стать математиком, физиком, а для того, чтобы стать учеником какого-то вполне определенного учителя, который и определял его индивидуальный учебный план, предшествовавший его поступлению в лабораторию учителя. Со временем учитель из университета был изгнан, а его место заняла «окрошка» из разного рода дисциплин и калейдоскоп лиц преподавателей, которые не могли принять на себя функции учителя, хотя бы в силу того, что курсы, которые они читают, составляют 30-40 часов.

Немаловажная черта приличных университетов Х1Х-ХХ вв. состояла в том, что в начале каждого года их студенты получали сборник всех лекционных курсов, которые они могли прослушать (помимо обязательных). Курсы представляли самые разные области знания. Например, на математическом факультете читался курс математики для филологов, а для математиков свой курс читали историки. В итоге, за время обучения человек получал представление обо всех областях фундаментальных знаний. Тем самым реали-зовывался принцип единства всех типов и форм знаний, а вероятность профессиональной ущербности снижалась. Речь шла о гармоничном и всестороннем развитии студента университета, а значит, и университетского преподавателя...

Важнейшими условиями функционирования и развития университета малого города могут стать:

□ соотнесенность теоретического понимания, происходящего на разных уровнях, с базовой опорой на живое знание, повседневный опыт людей;

□ сохранение условий существования элементов структур и отдельных работников в качестве субъектов собственной жизнедеятельности;

□ непревышение допустимых раз-

меров, которые определяются характером социокультурной практики человека данного общества данного региона в данное время.

Анализируя состояние системы образования Елецкого региона, мы исходим не только из его потребностей, но и из понимания инварианта регионального социокультурного контекста (с присущими ему характеристиками, в том числе и динамическими), с тем, чтобы выстроить учебный процесс в логике последовательной развертки линейного исходного инварианта. Поиск такого инварианта составляет ключевую задачу преподавателей всех дисциплин: он позволяет обеспечить условия единства эмпирического, «живого» знания и знания теоретического, профессионального, перейти от линейной модели описания происходящего к пониманию существенной нелинейности процессов жизнедеятельности, которая отражается во множестве моделей.

Сказанное предполагает переход от статической модели образовательной подготовки с ее линейным подходом к динамически развивающейся структуре, соотнесенной с определенным человеком и определенной социокультурной средой (своего рода принцип координации). В такой модели основной акцент делается не столько на выявлении всеобще-значимого, сколько на особенностях, на конкретной неповторимости рассматриваемого инварианта, допускающего свое многомерное развертывание.

Отсюда три основные задачи, которые на долгое время могут определить содержание деятельности нашего университета.

1. Поиск и установление отношений с потенциальными потребителями услуг университета (вхождение в региональный контекст, следствием чего может стать возникновение новых под-

разделений, перераспределение научного потенциала, привлечение к работе в университете людей, не имеющих педагогического опыта, но знающих подлинный характер востребованных регионом задач).

2. Работа по модернизации всей структуры университета в целях ее приведения в соответствие с современными требованиями (эти задачи решаются в условиях развертывания сотрудничества с другими университетами, учебными заведениями региона, а также в связи с созданием современной информационной среды).

3. Радикальный пересмотр и построение принципиально новой системы повышения квалификации профессорско-преподавательского и административного персонала в логике микроуниверситетской среды, проведение разъяснительной работы в коллективе с целью показать, что предлагаемые перемены означают рост благосостояния и сокращение непродуктивной части нагрузки преподавателей с одновременным расширением возможностей для их индивидуальной самореализации.

При этом не следует забывать два обстоятельства. Первое - стабильные вузовские структуры не допускают своей трансформации, а новые не могут быть имплантированы в старые: последние их просто отторгнут. Второе - модернизация по самой сути связана с переходом из одного устойчивого состояния в другое, а значит, этот процесс принципиально конфликтен. Конфликт и неизбежен, и желателен, поскольку его наличие знаменует возможность достижения нового состояния. Бесконфликтность означает бесплодность преобразований: отсутствие конфликтности - свидетельство того, что в реальности ничего принципиально нового не происходит. Конфликтность позволяет выйти на решение проблемы выработки новых норм и от-

ношений между взаимодействующими подразделениями и сотрудниками (правовая база модернизации). При этом сам конфликт должен стать предметом особого внимания и контроля, чтобы он не перерос из конструктивного в деструктивный.

Именно потому, что основной механизм модернизации связан с последовательным разрешением конфликтных ситуаций, в общем случае она должна реализовываться очень взвешенно. Конфликт должен носить не глобальный, а очаговый характер, который постепенно перемещается по всей площадке учебного заведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотренный вариант технологии модернизации - не единственный. Например, можно организовать новые структурные подразделения и новую практику на совершенно новой площадке (создание нового факультета, к примеру, теории образования и педагогики, функционирующего изначально на новых принципах и по новым правилам) с последующей интеграцией со старыми структурами. В этом случае процесс модернизации будет протекать медленнее, но зато степень конфликтности снизится. Однако следует иметь в виду, что организация такого факультета (лучше - центра или школы) потребует совершенно иного административного сопровождения, это должно быть автономное структурное подразделение университета.

Есть, безусловно, и другие возможности модернизации.

Древний Елец занимает особое место среди малых городов России. Современный Елец является не только культурно-историческим музеем. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в связи с обретением педагогическим институтом статуса классического университета он целеустремленно направляет усилия на

то, чтобы превратиться в образовательный центр Липецкой области.

Корреспондент журнала «Высшее образование в России» Юлия Седова встретилась с ректором Елецкого государственного университета. Валерий Петрович любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Валерий Петрович! Жители вашего города весьма трепетно относятся к самому факту создания университета на елецкой земле. С чем это связано?

- Прежде всего, думаю, нужно рассказать о мотивах, побудивших создать в Ельце классический университет... Елец издавна, еще находясь в составе Орловской губернии, считался городом самобытным. В дореволюционные времена елецкие купцы были убеждены, и не без оснований, что город имеет право претендовать на статус «губернского». Считалось, что для признания города таковым в нем должно быть более 30 храмов, и их активно строили (к 1916 году церквей стало даже больше 30). Таким образом, формальными признаками «губернского города» Елец обладал, и в правительстве России этот вопрос ставился, но... Произошла революция, и Елец вошел в состав Орловской области. Кстати, во время Великой Отечественной войны, когда Орел оккупировали немцы, Елец выполнял функции областного центра. А уже после войны, в 1953 году, было два претендента на получение статуса «областной столицы»: Липецк и Елец. Причем в Липецке на то время проживало около 50 тысяч человек, а в Ельце - 90 тысяч, однако нашему городу снова не повезло, так как в Липецке находились металлургические заводы, потому он считался промышленным центром.

- А Елец - центром культуры?

- И образования. Например, учи-

тельский институт вначале был открыт у нас; да и вообще история просвещения в нашем городе очень интересна и своеобразна. Достаточно сказать, что две первые гимназии (женская и мужская) строились на средства, собранные жителями города. Мы в этом году отмечаем несколько юбилеев, в том числе и 130-летие женской гимназии, ее здание впоследствии являлось «главным корпусом» и учительского, и педагогического института. А сегодня это учебный корпус №1 ЕГУ (здесь размещаются филологический и физико-математический факультеты) - великолепный особняк, находящийся под охраной государства. Между прочим, и женская, и мужская елецкие гимназии давали довольно высокую подготовку, позволявшую выпускникам поступать в самые престижные вузы. В мужской гимназии преподавал Василий Васильевич Розанов, учились будущие писатели Бунин, Пришвин, композитор Тихон Хренников... На базе женской гимназии в 1919 г. был организован один из первых в России рабочих факультетов, а в 1939 г. - Елецкий учительский институт (с тремя факультетами). Первые выпускники получили дипломы в 1941 году и почти все ушли на фронт.

- Валерий Петрович, Вы сами родом из Ельца?

- Рассказываю свою историю. После третьего курса Лебедянского педучилища я был досрочно направлен на работу в 8-летнюю школу Тамбовского района. Там же преподавала иностранные языки выпускница Елецкого педа-готического института. Ее рассказы помогли и мне определиться с выбором института - в результате я окончил физико-математический факультет Елецкого педагогического института. Затем поступил в аспирантуру Ленинградского педагогического института им.Герцена на кафедру общей педагогики, написал кандидатскую дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.