Научная статья на тему 'Наши интервью. Беседа с В. Кузовлевым'

Наши интервью. Беседа с В. Кузовлевым Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3762
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наши интервью. Беседа с В. Кузовлевым»

то, чтобы превратиться в образовательный центр Липецкой области.

Корреспондент журнала «Высшее образование в России» Юлия Седова встретилась с ректором Елецкого государственного университета. Валерий Петрович любезно согласился ответить на наши вопросы.

- Валерий Петрович! Жители вашего города весьма трепетно относятся к самому факту создания университета на елецкой земле. С чем это связано?

- Прежде всего, думаю, нужно рассказать о мотивах, побудивших создать в Ельце классический университет... Елец издавна, еще находясь в составе Орловской губернии, считался городом самобытным. В дореволюционные времена елецкие купцы были убеждены, и не без оснований, что город имеет право претендовать на статус «губернского». Считалось, что для признания города таковым в нем должно быть более 30 храмов, и их активно строили (к 1916 году церквей стало даже больше 30). Таким образом, формальными признаками «губернского города» Елец обладал, и в правительстве России этот вопрос ставился, но... Произошла революция, и Елец вошел в состав Орловской области. Кстати, во время Великой Отечественной войны, когда Орел оккупировали немцы, Елец выполнял функции областного центра. А уже после войны, в 1953 году, было два претендента на получение статуса «областной столицы»: Липецк и Елец. Причем в Липецке на то время проживало около 50 тысяч человек, а в Ельце - 90 тысяч, однако нашему городу снова не повезло, так как в Липецке находились металлургические заводы, потому он считался промышленным центром.

- А Елец - центром культуры?

- И образования. Например, учи-

тельский институт вначале был открыт у нас; да и вообще история просвещения в нашем городе очень интересна и своеобразна. Достаточно сказать, что две первые гимназии (женская и мужская) строились на средства, собранные жителями города. Мы в этом году отмечаем несколько юбилеев, в том числе и 130-летие женской гимназии, ее здание впоследствии являлось «главным корпусом» и учительского, и педагогического института. А сегодня это учебный корпус №1 ЕГУ (здесь размещаются филологический и физико-математический факультеты) - великолепный особняк, находящийся под охраной государства. Между прочим, и женская, и мужская елецкие гимназии давали довольно высокую подготовку, позволявшую выпускникам поступать в самые престижные вузы. В мужской гимназии преподавал Василий Васильевич Розанов, учились будущие писатели Бунин, Пришвин, композитор Тихон Хренников... На базе женской гимназии в 1919 г. был организован один из первых в России рабочих факультетов, а в 1939 г. - Елецкий учительский институт (с тремя факультетами). Первые выпускники получили дипломы в 1941 году и почти все ушли на фронт.

- Валерий Петрович, Вы сами родом из Ельца?

- Рассказываю свою историю. После третьего курса Лебедянского педучилища я был досрочно направлен на работу в 8-летнюю школу Тамбовского района. Там же преподавала иностранные языки выпускница Елецкого педа-готического института. Ее рассказы помогли и мне определиться с выбором института - в результате я окончил физико-математический факультет Елецкого педагогического института. Затем поступил в аспирантуру Ленинградского педагогического института им.Герцена на кафедру общей педагогики, написал кандидатскую дис-

сертацию и вернулся в родной вуз, где работал старшим преподавателем, заведующим кафедрой, проректором по научной работе. А с 1987 г. возглавляю это учебное заведение как ректор.

- Как удалось выстоять в те сложные времена?

- Тогда перед педагогическим институтом возник сложный организационный вопрос: что делать? Дело в том, что Министерство образования проводило политику ликвидации мелких вузов. Наш вуз относился к данной категории, и надо было «либо расширяться, либо закрываться». Чтобы выжить, мы «включились» в эксперимент по подготовке учителей сельской школы. Эти ребята оказались востребованными, конкурентоспособными. Владея двумя специальностями, они могли заменить заболевшего или уволившегося коллегу, поэтому в сельской местности при нехватке кадров на них был особый спрос. Однако необходимо было определить стратегию развития Елецкого педагогического института, имея в виду, что в Липецке также имеется свой педагогический институт, - таким образом, было два профильных вуза на сравнительно небольшой территории. Впрочем, именно усилиями наших двух вузов мы почти полностью закрыли потребность области в педагогических кадрах. А поскольку в Липецке выстроили типовое здание для педагогического института, то мы решили, что у них есть более адекватные условия для укрепления и развития педагогического образования. Надо было искать свою нишу. Проанализировав ситуацию, мы стали открывать необходимые по профилю классического университета факультеты: юридический, экономический, психологический, инженерно-физический, восстановили исторический. Таким образом, к 2000 году наш институт имел все необходимое, чтобы претендовать на звание «классического

университета». Мы взвалили на себя тяжелую ношу - ведь получить звание гораздо легче, чем его «сохранять и подтверждать». Начали открывать новые факультеты (дизайна, иностранных языков), расширили номенклатуру специальностей, изучаемых на экономическом факультете (с учетом потребностей нашего региона), два года назад по просьбе администрации открыли сельскохозяйственный факультет, на филологическом факультете открыли отделение журналистики, собираясь в дальнейшем создать на его базе факультет, заключили договора о сотрудничестве с ведущими вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Разумеется, это только часть сделанного нами за довольно короткий срок. Конкурс сейчас у нас в среднем - чуть больше двух человек на место, на юридический, экономический факультеты - 4 человека; а самый большой - на психологический факультет (6 человек).

- У вас учатся ребята из Липецкой области?

- Не только. Еще в 1987 г., только став ректором, я приступил к созданию учебного научно-методического комплекса. Вначале он объединял учебные заведения Липецкой области. Это были педагогические училища, средние школы, детские сады (у нас был дошкольный факультет) и профессиональнотехнические училища. Вскоре к ним начали присоединяться различные учебные заведения из других областей, выразившие желание войти в этот комплекс. На сегодняшний день в университетский комплекс входят около 50 учебных заведений из восьми областей (Воронежской, Белгородской, Орловской, Тульской, Московской, Смоленской и, конечно, Липецкой областей). Учиться к нам приезжают абитуриенты со всех этих территорий. Кроме того, мы вот уже почти десять лет принимаем русскоязычных ребят из Узбекистана и

Таджикистана, обеспечивая их общежитием и стипендией. Хочу отметить, что большую поддержку нам оказывает администрация города, которую возглавляет наш выпускник Виктор Алексеевич Соколов, а также городской совет депутатов и областная власть. В частности, администрация области внесла предложение о подготовке нашим вузом дипломированных журналистов для последующего их трудоустройства в районных газетах.

- А ведь у Елецкого университета есть и своя газета «Талисман », причем совершенно не похожая на стандартные вузовские издания: заметки и статьи ее корреспондентов рассказывают не только об университетских «буднях и праздниках », но и о значимых событиях городской жизни. Наверняка эту газету читают не только студенты и преподаватели ЕГУ, но и «обыкновенные» ельчане...

- Разумеется, поскольку уже сегодня Елец стал истинно «университетским городом»: с университетом напрямую связано около 10 тысяч граждан. Посу-

дите сами: 5,5 тысяч студентов дневного, около 3 тысяч - заочного, 150 человек учатся на подготовительном отделении, 150 аспирантов-докторантов, около 1,5 тысяч - сотрудники вуза. Причем основной приток преподавателей ЕГУ - наши выпускники, окончившие аспирантуру. Кроме того, хотелось бы особо отметить, что в прошлом году защищено шесть докторских диссертаций (все бывшими выпускниками). Надеюсь, в этом году их будет больше.

- То есть в будущее, простите за банальность, Вы смотрите с оптимизмом?

- Во всяком случае, стараюсь смотреть именно так. По-моему, «поддаться пессимизму» - означает обречь себя на неудачу. Поэтому, несмотря ни на что, мы стараемся в меру сил и возможностей двигаться вперед, понимая, что нельзя останавливаться ни на минуту в развитии университета. Кстати, наши студенты и с ректором, и с заведующими кафедрами, и с преподавателями имеют возможность встретиться в тот же день, когда возникает такая необходимость, а

вот у меня во время учебы такой возможности не было. Все студенты и преподаватели у нас на виду, - здесь же особая атмосфера малого города. Мы вообще стараемся быть максимально открытым учебным заведением.

- Каким Вы видите университет по прошествии 10-15 лет?

- Надеюсь, за эти годы нам удастся сохранить и развить университетский комплекс, стать центром подготовки кадров для ближайших регионов, организовать на всех факультетах научные центры. Считаю эти планы вполне реальными, тем более что уже сегодня Елецкий государственный университет

известен как в России, так и за рубежом. Свидетельством тому является награждение ЕГУ им. И.А.Бунина Золотой медалью и специальным дипломом Ассоциации содействия промышленности Франции. Все это стало возможным благодаря напряженному труду университета и помощи, которую мы получаем из администрации области, администрации нашего города. Уверен, что университет и дальше будет активно формировать культурно-образовательную среду Елецкого края и Липецкой области, совершенствовать подготовку высококвалифицированных специалистов для нашей страны.

Е. ТРОФИМОВА, доцент

Учитель находится сегодня в сложных условиях: вводятся образовательные стандарты для общеобразовательной школы, постоянно меняются учебные планы, выпускаются авторские программы преподавания различных предметов, разрабатываются компьютерные технологии обучения и т.д. Кроме того, в ряде регионов идет эксперимент по введению Единого государственного экзамена.

Преподаватели нашего университета давно осознали, что только прогностический подход к проектированию целей и содержания образования позволит с необходимым упреждением учесть новые требования к подготовленности учителя, уменьшит инерционность образовательной системы и ускорит процесс адаптации выпускников к их педагогической

Педагогические инновации в подготовке учителя

деятельности. Для этого ведущими преподавателями постоянно осуществляется отбор информации о перспективах развития общего и среднего образования с тем, чтобы вносить соответствующие коррективы в программы обучения.

Как отражаются отмеченные перемены в профессиональной деятельности учителя на содержании педагогического образования? Здесь уместно подчеркнуть: требования Государственного образовательного стандарта к будущему учителю подразумевают, что выпускник знаком с изменениями, происходящими в образовательной системе, а фактическое «наполнение» умений обусловливается содержанием их зна-ниевого компонента. Возьмем, к примеру, специальность 032200 Физика. В

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.