Научная статья на тему 'Музыкально-педагогический факультет в образовательном пространстве малого города'

Музыкально-педагогический факультет в образовательном пространстве малого города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
402
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕЛЕЦ / ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.А. БУНИНА / МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / ПОДГОТОВКА МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ / КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / I.A. BUNIN ELETS STATE UNIVERSITY / FACULTY OF MUSIC EDUCATION / MUSIC TEACHER TRAINING / ENLIGHTENMENT MISSION / PERFORMANCE PRACTICE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тулинова Ольга Вадимовна

В статье рассматривается история становления и развития музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина, обозначены основные аспекты его деятельности и роль в масштабах города, области и региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Тулинова Ольга Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACULTY OF MUSIC IN EDUCATIONAL SPACE OF A TOWN

The article traces the history and development of the Faculty of Music Education of I.A. Bunin Elets State University, dwells upon the main areas of its activity, shows its role for Elets’ social and cultural life.

Текст научной работы на тему «Музыкально-педагогический факультет в образовательном пространстве малого города»

Страницы истории

147

О.В. ТУЛИНОВА, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Музыкальнопедагогический факультет в образовательном пространстве малого города

В статье рассматривается история становления и развития музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А.Бунина, обозначены основные аспекты его деятельности и роль в масштабах города, области и региона.

Ключевые слова: Елец, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, музыкально-педагогический факультет, подготовка музыканта-педагога, просветительская миссия, концертно-исполнительская практика

Музыкальное искусство всегда было нашим национальным богатством. Народное пение и инструментальное исполнительство, обилие талантов создавали естественную тягу к профессиональному образованию. И не случайно уже в XIX в. общественные деятели В. Одоевский, Д. Стасов, Антон и Николай Рубинштейны взяли на себя историческую миссию быть инициаторами создания Русского музыкального общества и первых отечественных высших музыкальных учебных заведений - Московской и Санкт-Петербургской консерваторий. Впоследствии не только консерватории, но и областные и краевые филармонии, институты искусств, музыкальные факультеты педагогических вузов страны стали учреждениями, явившимися колыбелью лучших музыкальных, исполнительских и вокальных сил. Обращаясь к истории развития отечественного музыкального образования, отметим, что еще в тяжелые годы войны, в 1944 г., начал свою деятельность музыкально-педагогический институт им. Гнесиных в Москве, в 1959 г. - музыкальный факультет МПГУ им. В.И. Ленина, в 1960 г. - музыкально-педагогический факультет Костромского пединститута, в 1963 г. - музыкально-педагогический факультет Таганрогского пединститута, в 1988 г. - музыкальный факультет на базе Российского педуниверситета им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге.

В 1994 г. открылся музыкальный факультет Елецкого педагогического института, которому в 2014 г. исполняется 20 лет. По историческим меркам это, наверное, один из самых молодых факультетов в регионе. «Я помню, в какое непростое время для страны, в каких невероятно трудных условиях приходилось тогда решать вопрос об открытии этого факультета. И то, что он успешно начал свой старт, мы видим сегодня по итогам его работы, по успешным судьбам его выпускников», - вспоминал Т.Н. Хренников в 1999 г. на торжественном вечере, посвященном пятилетию факультета.

Надо сказать, что Елец всегда был городом богатых музыкальных традиций. Об этом свидетельствуют не только воспоминания И.А. Бунина, М.М. Пришвина, Т.Н. Хренникова, музыкальная культура православных храмов Ельца, южнорусские фольклорные традиции Орловского края, известная на весь мир елецкая рояльная гармоника, включенная в каталог ЮНЕСКО, но и музыкально-образовательные традиции. Достаточно вспомнить деятельность здешнего Народного музыкального университета в 1920-е годы, любительских кружков, частных, позже государственных музыкальных школ, музыкального училища, учреждений культуры города (музеи, театр, дома культуры, историко-культурный центр), ведущих огромную музыкаль-

148

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

но-просветительскую работу. Вспомним вехи истории музыкально-педагогического факультетаЕГУ им. И.А. Бунина.

В начале 1980-х гг. на кафедре педагогики и методики начального обучения (ПиМНО) Елецкого пединститута была создана секция (позже - кафедра) музыки, преподаватели которой осуществляли музыкальную подготовку будущих учителей начальных классов. В 1994 г. по ходатайству ректора В.П. Кузовлева Министерство народного образования РСФСР, утвердив разработанный преподавателями кафедры музыки учебный план подготовки специалистов, приняло решение об открытии в вузе специальности «Музыкальное образование» на базе факультета ПиМНО. Это было вызвано назревшей необходимостью коренных преобразований в области школьного музыкального воспитания в стране в условиях сложившейся тогда экономической ситуации, а также осознанием роли эстетического компонента в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Особое значение приобрела разработка концептуального подхода к высшему музыкально-педагогическому образованию, определяющего стратегию и тактику подготовки специалистов нового типа. Он должен был опираться, с одной стороны, на достижения прошлого, с другой - на идеи, ориентированные на перспективы XXI века. Традиционные для высшего музыкального образования музыкально-исторические и теоретические предметы корректировались в связи с педагогическим профилем подготовки специалистов для общеобразовательной школы. Профессиональная подготовка будущего специалиста предусматривала как развитие исполнительских навыков (вокальных, инструментальных, умение дирижировать хором), так и владение апробированными в педагогической практике методиками, рабочими технологиями. Эти основные составляющие концептуальной системы му-

зыкально-педагогического образования и определили структуру будущего факультета, состоящую из кафедры теории, методики музыкального воспитания и исполнительства и кафедры хорового дирижирования и народных инструментов.

Ректору вуза - Валерию Петровичу Ку-зовлеву, доктору педагогических наук, профессору, дальновидному и широко образованному человеку удалось создать не только необходимые условия для деятельности нового факультета, но и собрать замечательную команду музыкантов-едино-мышленников. В их числе были преподаватели: В.Ф. Горбенко, Т.В. Петриченко, Е.А. Пономаренко, Н.Н. Петров, В.А. Несов,

С.А. Воробьева, Ж.А. Воробьева, С.В. Горбик, Я.А. Горбик, Е.А. Шамрина, Н.П. Горюнов, Б.Н. Лазарев, Л.П. Козырева, Т.Д. Кириченко, В.А. Медных, Е.В. Комариче-ва, Л.М. Хромых, Г.В. Кузнецова, Н.А. Аипова (декан). В последующие годы в качестве преподавателей факультета работали В.А. Завальный, Л.М. Завальная, Л.А. Юсупов, П.А. Черкасов, В.Ю. Николаев, Л.П. Корнева, А.А. Соснин, Л.Ю. Лылова,

В.С. Ряснова, В.П. Сраджев, О.В. Срадже-ва, О.В. Тулинова, Л.И. Савинков, О.Н. Мирошкина, В.П. Поздняков, А.А. Конар-жевский, Я.А. Токарчук и другие. Отрадно отметить, что после окончания музыкально-педагогического факультета в разные годы ряды преподавателей пополнили его выпускники: В.В. Дубровский, Д.А. Веще-никин, О.О. Бороздина, Е.Л. Юсупова, Ю.В. Раевских, О.В. Самсонова, Т.В. Коротнева,

В.В. Макаров, Е.В. Макеева, О.Н. Голдина,

A. А. Голубкин, К.В. Каверина, Л.А. Пид-жоян, И.В. Ефремова, Л.В. Ивакина (первый выпуск специалистов был осуществлен в 1999 г.).

На протяжении многих лет с музыкально-педагогическим факультетом тесно сотрудничают известные профессора, ученые и преподаватели из других вузов России:

B. М. Щуров (МГК им. П.И. Чайковского), А.Н. Малюков, М.А. Сорокина, В.А. Родин

Страницы истории

149

(МПГУ), Л.П. Печко (ИХО РАО), А.С. Клюев (РГПУ им. А.И. Герцена) и др.

В 2003 г. на факультете было открыто отделение заочного обучения, с 2011 г. осуществляется подготовка бакалавров и магистров по специальности «Педагогическое образование», профиль «Музыка» (05010065 бакалавры, и 05010068 магистры). В настоящее время подготовку специалистов осуществляют 36 кандидатов педагогических наук и 14 докторов наук.

В связи с модернизацией отечественного образования и его вхождением в общеевропейское пространство были выдвинуты новые требования ко всем специалистам, в том числе и в области музыкального образования. Это, в свою очередь, вызвало необходимость существенного обновления всей системы подготовки музыкально-педагогических работников и активизацию соответствующих научных исследований, что нашло отражение в научно-исследовательской и научно-методической работе сотрудников музыкально-педагогического факультета. В рамках педагогических специальностей 13.00.01, 13.00.02 и 13.00.08 многие преподаватели факультета определили для себя научные направления, которые соответствуют их научным интересам и профилю подготовки.

Неотъемлемой частью научной работы факультета является организация и проведение на базе ЕГУ им. И.А. Бунина различного уровня научно-практических семинаров, конференций, круглых столов по проблемам современной музыкальной культуры и образования, а также участие преподавателей, магистрантов и аспирантов факультета в научных мероприятиях, проходящих в других городах страны и за рубежом.

На протяжении многих лет научно-методическая деятельность музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина неразрывно связана с работой учебных заведений, входящих в состав учебнометодического комплекса университета. В

него входят не только общеобразовательные школы города и Липецкой области, но и средние специальные заведения региона: Лебедянский, Усманский, Старооскольский, Валуйский педагогические колледжи, Елецкий колледж искусств им. Т.Н. Хренникова, Липецкий колледж искусств им. К.Н. Игумнова, Воронежское училище культуры, Задонское культпросветучилище и другие. На ежегодных семинарах ведущие педагоги-методисты факультета читают лекции, проводят мастер-классы для учителей музыки, преподавателей дополнительного образования.

Говоря о научной деятельности музыкально-педагогического факультета, обратим особое внимание на научно-исследовательскую деятельность студентов факультета. Цель СНО - привлечение студенческой молодежи в науку на самых ранних этапах ее обучения, активизация научного творчества, повышение научного потенциала факультета в целом. В атмосфере научного поиска происходит передача мировоззренческих, этических взглядов научного руководителя новому поколению исследователей, что представляет собой естественную форму воспитания личности. Ведь студент, попадая в особую обстановку творчества, осознает значимость достигнутых результатов, усваивает стиль научного мышления. За долгие годы своего существования СНО дало ориентиры многим выпускникам, ставшим впоследствии не только участниками и победителями студенческих научных конкурсов, но и преподавателями факультета.

Не менее существенной стороной деятельности музыкально-педагогического факультета является его музыкально-просветительская деятельность. Дело в том, что концертно-исполнительская практика занимает важное место в учебном процессе студентов. Независимо от того, в каком качестве приходится выступать студентам факультета - солиста, концертмейстера, ведущего, участника хора или оркестра (ду-

150

Высшее образование в России • № 8-9, 2014

хового или народного), - каждый из них обретает бесценный опыт сценических выступлений, опыт организации внеклассных музыкальных мероприятий, что закладывает основы для будущей творческой и профессиональной деятельности.

В числе творческих коллективов, представляющих музыкально-педагогический факультет на различных концертах, фестивалях и конкурсах, - камерный хор «Классик» (рук. Я.А. Горбик и В.Ф. Горбенко), вокальный ансамбль «Вдохновение» (рук. Г.В. Кузнецова), народный хор «Завалинка» (рук. Т.Д. Кириченко), оркестр русских народных инструментов (рук. Л.И. Савинков), оркестр духовых инструментов (рук. В.П. Поздняков), инструментальный дуэт «Крафт», фольклорный ансамбль «Донская воля »(рук. В.И. Климов), вокально-хореографический ансамбль «Любава» (рук. М. Булавина), фольклорный ансамбль «Елецкие наигрыши » (рук. В.В. Макаров). Духовную музыку русского православия представляют мужской хор «Талисман» (рук. В.Ю. Николаев), ансамбли «Истоки России» и «Лампада» (рук. Е.А. Пономаренко). У каждого из перечисленных коллективов своя история создания, и у каждого за годы работы сложился обширный репертуар, традиции. Несмотря на жанровое разнообразие, их объединяет общее: сохранение и развитие музыкальных традиций Ельца, наращивание творческого потенциала древнего города, приобщение широкого слушателя к мировому музыкальному наследию. Если говорить о формах, в которых проходит концертно-просветительская деятельность факультета в целом, то это прежде всего концерты больших коллективов (хоров, оркестров, ансамблей); сольные концерты преподавателей или отдельных студентов; концерты классов преподавателей; авторские концерты преподавателей - членов Союза композиторов России (В.А. Завального, Л.Ю. Юсупова, Е.А. Пономаренко, Н.Н. Петрова); сборные концерты факультета общегород-

ского и областного значения. К этому необходимо добавить благотворительные концерты для ветеранов войны, инвалидов, детей-сирот, военнослужащих и других социальных групп граждан. Ежегодно камерный хор «Классик» принимает участие в областных Пасхальных и Рождественских музыкальных фестивалях духовной музыки в Липецке под патронажем Липецко-Елецкой епархии. Стало доброй традицией проведение совместно с филологическим факультетом концертов, посвященных юбилейным датам писателей и поэтов («Пушкин и музыка », «Лермонтов и музыка», «Бунин и музыка», «Бунин и Рахманинов», «Есенин и музыка», «Сонеты Шекспира в музыке») и тематике международных и всероссийских филологических конференций, Бунинских, Замятинских, Сели-щевских, Лермонтовских чтений.

Следует также отметить возросшее количество мероприятий, организуемых администрацией города и университетом, на которые приглашаются творческие силы музыкального факультета. Высокий профессиональный уровень исполнителей позволяет достойно представлять свою Alma mater при встрече самых высоких гостей университета: академиков, политических деятелей, ученых, духовных деятелей православной церкви, зарубежных гостей. Коллектив музыкально-педагогического факультета сотрудничает с городским дра-матическимтеатром «Бенефис», где в рамках «театральных гостиных» на протяжении многих лет проходят тематические музыкальные программы для юношества, взрослой и детской аудитории. Интересен опыт сотрудничества камерного хора «Классик» и Липецкого муниципального симфонического оркестра.

Одной из форм музыкально-просветительской работы факультета является «Студенческая филармония», концерты которой ориентированы прежде всего на школьную аудиторию. Здесь студенты сами разрабатывают циклы программ с учетом

Страницы истории

151

разных возрастов юных слушателей, учатся проявлять себя в качестве организаторов концертных мероприятий. За последние годы такие концерты посетили десятки тысяч школьников, узнав немало интересного из истории музыкальных инструментов, жанров, познакомились с историей музыкальной культуры г. Ельца и ее яркими представителями. Идею подобных концертов горячо поддержал Т.Н. Хренников, когда был в Ельце на пятилетии музыкального факультета, - музыкальное просвещение и проблемы эстетического воспитания молодежи всегда были предметом его забот как главного музыкального политика страны (с 1948 г. по 1992 г. Т.Н. Хренников был бессменным председателем Союза композиторов СССР).

Надо сказать, что концертно-исполнительская деятельность факультета давно обрела не только просветительскую, но и научно-исследовательскую направленность. Многолетний опыт тематических концертов, прошедших в рамках «Студенческой филармонии», «Театральных гостиных», воплотился в издательский проект под общим названием «Организация музыкально-просветительской работы в школе»

(по жанру - учебно-методическое пособие в помощь учителю музыки, музыканту-про-светителю, преподавателям учреждений дополнительного образования). Каждый выпуск посвящен конкретной теме музыкального внеклассного мероприятия, снабжен ценным справочно-информационным и нотным приложением, образцами сценариев и другими материалами.

Завершая рассказ об истории становления музыкально-педагогического факультета, невольно задаешь себе вопрос: что могут значить в истории большого творческого коллектива 20 лет?

И много, и мало. Ведь многие творческие содружества, в том числе и коллективы в музыкальных учебных заведениях, так и не смогли обрести своего творческого лица, стать событием в жизни города. Но, к счастью, есть немало примеров, когда всего за несколько лет небольшие коллективы крепко становились на ноги, начинали полноценно и самобытно творить, занимая определенную культурную нишу в пространстве своего города и региона. К ним, бесспорно, относится коллектив музыкально-педагогического факультета ЕГУ им. И.А. Бунина.

Автор:

ТУЛИНОВА Ольга Вадимовна - канд. пед. наук, доцент, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, olga.tulinova@ rambler.ru

TULINOVA O.V. FACULTY OF MUSIC IN EDUCATIONAL SPACE OF A TOWN

Abstract. The article traces the history and development of the Faculty of Music Education of I.A. Bunin Elets State University, dwells upon the main areas of its activity, shows its role for Elets’ social and cultural life.

Keywords: I.A. Bunin Elets State University, Faculty of Music Education, music teacher training, enlightenment mission, performance practice

Author:

TULINOVA Olga V. - Dr. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Faculty of Music Education, Elets State University named after I.A. Bunin, Elets, Russia, olga.tulinova@ rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.