Культурное. Белозерцев, профессор °браз°вательная среда
провинциального
города
Словосочетание «региональное образование» сегодня можно встретить и в профессиональной литературе, и в позитивной лексике государственных деятелей.
Оптимистические тенденции действительно проявляются особенно ярко в городах (больших и малых), в отдельных областях, в регионах. Многие стали понимать, что в сложных социально-экономических и политических условиях переходного состояния общества образование выступает фактором стабилизации и организации нормального жизнеустройства граждан именно на конкретной территории: ведь вся деятельность местных учреждений образования ориентирована на непреходящие жизненные ценности, на поддержание психического и физического здоровья детей, на формирование мировоззрения учащихся, на развитие личности и приобщение молодежи к культуре и истории своего народа.
Радуясь этой тенденции, вместе с тем выражу сомнение в точности самого словосочетания «региональное образование». Оно будто предназначено для размывания других, более «близких»: «национальное образование», «народное образование». К тому же уводит от привычного каждому из нас понятия - «провинция».
Провинция - административно-территориальная единица в составе губернии России XVIII века. Позже - губерния, область, округ, уезд - все это провинция. «Провинциальный» - к провинции относящийся. «Провинциал» - живущий не в столице, житель губернии, уезда, захолустья (В. Даль).
Вспоминаются и такие слова - «периферия», «окраина», «глубинка»... Это все то, что в отдалении от центра, где жизнь и мысль, далекие от бурных столичных потрясений, неспешны и несуетны, где люди достойно проживают свой век. Периферия - явление про-
странственное. Доктор педагогических наук, профессор Б.З. Вульфов утверждает: «Периферия - в центре». Ведь периферия - явление культурно-историческое, один из носителей и охранителей российской культуры, один из оплотов духовности народа. «Были бы нелепы любые попытки бросить тень на северную и южную столицы, но ведь и они не стали бы тем, чем стали, если бы не Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново, Фроловское и Пенаты... Для административных центров -периферия, провинция, а для нашей культуры - центры! И традиция эта живет в современных народных промыслах, фольклоре, талантах «из глубинки» (Вульфов В.З. // Мир образования. - 1996. - № 10).
Не составляет исключения и такая сфера социального воспроизводства поколений, как профессионально-педагогическая система образования - десятки, сотни городских и сельских (в том числе малочисленных) школ, лицеев, гимназий, где, не получая по полгода даже своей мизерной зарплаты, при остром дефиците учебников и оборудования, воистину самоотверженно трудятся многие и многие учителя.
Подавляющее их большинство - выпускники своего, то бишь периферийного педагогического вуза, многие из которых будто вопреки экономической ситуации, верные традициям российской культуры, принимают на себя авангардные позиции в решении сложнейших проблем профессионального воспитания будущих учителей.
В целях продук-
тивного разговора предлагаем отказаться от термина «региональное образование», вернуться к исконно русским словам - «среда образования».
Понятие «среда» древнего происхождения, пришло из глубины веков: «Вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления, когда ниспровергал города, в которых жил Лот». За время своего существования это понятие обросло различными историческими смыслами и культурными значениями. Среду отождествляют с почвой, телом, пространством, окружением, сферой, миром, системой, фактором, формой мысли, условием и др.
В культуре народа на уровне бытового сознания, стало быть, и народной педагогики, сложились и продолжают жить многочисленные пословицы, поговорки, речевые обороты, фразы, трактующие роль среды в человеческом сообществе: «вышел из среды...», «растворился в среде», «среда затянула», «продукт среды» и др.
Для нас принципиальным является утверждение о том, что среда обусловливает содержание и характер образования. Одна среда - одно образование, другая среда -другое образование. Среда создает определенные предпосылки для функционирования и развития образования. Но только осмысленные и востребованные предпосылки могут стать средством образования. Вот почему чрезвычайно важно изучать среду, в которой находится конкретное образовательное учреждение или система образовательных учреждений.
Несмотря на сложности, образование не только функционирует, но и развивается. Смею утверждать - благодаря региональным образовательным системам. Провинциальное образование есть результат если не гармонии, то во всяком случае целесообразно организованного взаимодействия среды и образования, когда особенности среды опосредованно и прямо влияют на состояние жизни каждого человека, а образованные граждане оказывают воздействие на среду, являясь одновременно ее продуктом и субъектом.
В дальнейшем под средой будем понимать средоточие природных, исторических, религиозных, культурных, социальных условий, в которых люди живут, учатся, трудятся.
Статус понятия «культурно-образовательная среда». Одну из причин обращения коллектива ученых ЕГУ им. И.А. Бунина к символическому потенциалу и эвристическому ресурсу «средового подхода» можно видеть в традиции гуманитарного научно-исследовательского направления, сложившегося в вузе, в центре внимания которого - историко-культурное наследие Ельца и его округи. В 1992 г. в Воронеже на конференции по историко-культурному наследию Центральной России представителями Елецкого государственного педагогического института были изложены основные идеи научной программы системного изучения и обоснования необходимости признания данной территории уникальной. Декларировалось стремление осмыслить ее не с позиций отдельных значимых субъектов («памятников»), а через системный взгляд на самобытность елецкой земли как целостного события, подчеркивался междисциплинарный характер предполагаемой программы исследования. Результатом реализации намеченной работы можно считать существующие сегодня в нашем университете направления по изучению историкокультурного наследия края: историко-философское, литературно-краеведческое, историко-педагогическое, философско-педагогическое, религиозно-педагогическое.
Обратите внимание, почти всегда - «педагогическое». И это не случайно. Мы извлекаем уроки, учимся, ибо в наследии заключен колоссальный поучительный и душеполезный потенциал. В этой откровенной, не скрываемой субъективности отношения к отечественному образованию и родной культуре, по-видимому, и заключается специфика изучения наследия как самостоятельного научного направления: здесь способен преуспеть лишь тот, кто сознает свое родство с ним, когда видит перед собой не абстрактный «объект», а что-то близкое, свое - «наше».
Мы считаем исключительно плодотворным использовать по отношению к Ельцу и его округе категорию «уникальная историко-культурная территория» в качестве «инструмента» изучения региональных особенностей образовательной практики, истории и современности; поразмышлять о соотношении в елецком культурно-образовательном опыте типичности и самобытности в контексте и посредством историко-педагогической реконструкции.
Метафизическими предпосылками такой постановки вопроса являются: положение о генетической связи философии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается своеобразным синтезом науки - религии - творчества как трех форм познания мира; теория этногенеза Л.Н. Гумилева; установка на понимание социального бытия как совокупности постоянно реинтерпретируемых культурных текстов; герменевтические процедуры, предусматривающие интерпретацию фактов действительности на основе предварительной смысловой схемы, которая, в свою очередь, постоянно реконструируется и корректируется под воздействием новых обстоятельств; биографо-хронологический подход к изучению персоналий, предполагающий зависимость взглядов изучаемого автора от контекста эпохи и личностно-биографических особенностей; краеведческий подход, позволяющий квалифицировать местный педагогический опыт не как исключение или даже экзотику, а как закономерное проявление историко-культурных и духовно-нравственных традиций России (см., например: Чистобаев А.И. Этнологи, опередившие время. - СПб, 2000; Усачев
А.В. Влияние ландшафта на язык философии //Aima mater. - 2003. - № 5; Замятин Д. Стратегии интерпретации историко-географических образов России // Отечественные записки. - 2002. - № 6; и, наконец, Мамардашвили М.К. К пространственновременной феноменологии событий знания // Вопросы философии. - 1994. - № 1).
Несколько фактов из истории куль-
турно-образовательной среды Ельца и его округи. Так случилось, что в мужской гимназии, созданной соборно более 130 лет тому назад, учились Иван Бунин, Михаил Пришвин, Сергей Булгаков, Николай Жуков и многие-многие другие. Среди педагогического коллектива были такие известные личности, как В.Н. Ферри, имевший свой печатный труд «Хрестоматия избранных произведений в стихах»; преподаватель географии Н.К. Казанцев, автор «Русской географии»; преподаватель природоведения В.К. Овечников, познакомивший гимназистов с дарвиновской теорией, не входившей тогда в программу. Учитель древних языков П.Д. Первов в соавторстве со ставшим впоследствии выдающимся публицистом, мыслителем и философом образования
В.В. Розановым перевел «Метафизику» Аристотеля.
Иван Бунин проучился в гимназии четыре года и добровольно покинул ее. Михаила Пришвина исключили. Кто будет возражать, что эти два несостоявшихся ученика стали впоследствии образованнейшими людьми России, наследством которых гордится не только Родина, но и весь мир. И. Бунин -первый из русских писателей лауреат Нобелевской премии. М. Пришвин - редкого дара писатель, краевед, просветитель.
В связи с этими фактами возникает ряд вопросов, ответы на которые нам предстоит искать вместе. Что происходило в судьбе каждого из названных, что позволило им стать теми, кем они стали? Как взаимодействовали между собой мужская гимназия и город Елец? Из чего складывалась та среда, в которой происходило гражданское и профессиональное становление гимназистов?
О чем идет речь? Изначально культура и образование находятся в диалектическом взаимодействии: культура соотносится с культурно-образовательной средой как общее и конкретное, часть и целое, что и подтверждает необходимость исследований, идущих к образованию как «частному» -от русской культуры. Вместе с тем и обращение историко-педагогических исследова-
ний «персональной» направленности к такому понятию, как «наследие», отнюдь не случайно: только изучая прошлое, можно «ухватить» тайну земли, объединяющей и связывающей нас сегодняшних с теми, кто на этой земле жил...
Наиболее перспективно, как представляется, рассматривать культурно-образовательную среду малого города в контексте ее духовного содержания, определяемого культурным уровнем населения; степенью развития духовных потребностей людей, их интересов; доминирующими ценностными ориентациями; наличием святынь, храмовых комплексов, культурных и образовательных учреждений и, наконец, географическими, материально-хозяйственными и социальными условиями.
В таком понимании среда предстает в виде некоей лаборатории духовного, социального, профессионального опыта человека, а алгоритм ее изучения синхронизован с процессом формирования личности.
Культурно-образовательная среда способствует становлению гражданского, национального, профессионального самосознания, воспитанию чувства родной природы, родного языка, родной истории; приобщает к триаде способов познания мира и человека: рационально-логическому (наука), эмоционально-образному (искусство) и провиденциально-аксиологическому (религия).
Педагогический потенциал культурнообразовательной среды определяется традиционными ценностями, характерными для города, деревни, усадьбы, дома, квартиры; его реализация происходит через прояснение, переживание, присвоение, интери-оризацию ценностей людьми, проживающими и развивающимися на конкретной территории.
В данном контексте Липецкая область признается уникальной средой - средоточием природных, исторических, религиозных, культурных, материальных, социальных условий, в которых протекает жизнь и деятельность ее сельского и городского населения. Среда состоит из многих сред,
например семейной, референтной, школьной (вузовской). Каждая из них имеет множество условий, которые можно так или иначе сгруппировать. Предлагаем такие триады условий.
Первая триада: древняя история, география и экология, экономика области.
Вторая триада: философия, уходящая корнями в духовную культуру, святыни и ценности региона. С.Н. Булгаков, Н.Я. Данилевский, В.В. Розанов - наши земляки, чьи идеи, примеры жизни и деятельности, узнанные, востребованные и полюбившиеся, помогают нам создать философию современного образования. Святоотеческая литература, ряд выдающихся авторов которой служил Богу и людям на орловско-елецко-липецкой земле (Тихон Задонский, Феофан Затворник, Иеромонах Нектарий, Святитель Иннокентий Херсонский, Святитель Сергий, Архиепископ Елецкий, митрополит Евгений Болховитинов и др.). Смысл и содержание образования, природа детства по прочтении И.А. Бунина, М.М. Пришвина и др.
Третья триада: Липецкий опыт 6070-х годов. Традиции, современная практика образовательных учреждений области. Разработка идеологии, содержания и технологии образования на основе принципа народности.
История. Духовный центр Липецкой области - город Елец - особенно славен своей древностью, он на один год старше Первопрестольной. Много пришлось пережить ему, расположенному на юго-восточной границе тогдашней Руси. Через него устремлялись в русские пределы несметные полчища татаро-монголов и половцев, а позднее крымчаков. За рекой Быстрой Сосной простиравшиеся владения Золотой Орды -«Дикое поле» - одним названием располагали к ужасу.
Первое летописное упоминание о Ельце относится к 1146-му году, к периоду княжеских междоусобиц. Елецкое княжество, размером с современную Голландию, с середины XV в. входит в состав Московского
княжества - князья елецкие становились московскими стольниками и служилыми людьми.
Не каждый город удостоен чести иметь икону Божией Матери. В 1395 году двинулся на Москву хан Тимур (Тамерлан), или, как его называли, «железный хромец». Много пограбил он и пожег на своем пути, все несдающееся предавалось огню, из отрубленных голов воздвигались горы. Полагали, что отправится он через землю русскую на завоевание мира, однако этого не случилось. На пути кровавого завоевателя встал Елец.
О чудесном спасении от Тамерлана сохранились следующие предания. Князь Василий Донской, сын Дмитрия Донского, вышел с войсками навстречу врагу и по совету митрополита Киприана выставил икону Владимирской Божией Матери. Тамерлан со своей дружиной повернул от русских границ и никогда более не возвращался. Икона была перевезена в Москву.
Согласно другой легенде, когда Тамерлан отошел в свой шатер для сна, перед ним предстала Елецкая Божия Матерь, и он, Ею сподвигнутый, на утро отдал приказ повернуть от русских пределов.
Духовная культура, святыни и ценности Ельца. В XIV веке после очередного пожара по благословению митрополита Московского Алексия город Елец был перенесен на берег реки Быстрая Сосна. Легенда гласит: проезжая в Золотую Орду, митрополит остановился у сгоревшего Ельца. Он уже садился в лодку, чтобы переправиться через реку, когда его спросили, где ставить новую крепость. Митрополит Алексий поднял глаза и увидел вившуюся неподалеку стаю голубей. Туда-то Алексий и указал: «Вот здесь». А потом благословил это место. Чрезвычайно живописна местность, обрамляющая этот находящийся на Восточно-Европейской равнине город крутыми скалистыми выступами, каменистыми речными склонами и полосами густых лесов. Как и в глубокой древности, они и нынче опоясывают Елец. Елецкий герб - ель и сто-
ящий под ней олень. Этот символ служил раньше эмблемой елецких войск.
Трудно установить точно, когда был построен здесь первый храм. Самые первые религиозные постройки на елецкой земле относятся ко времени христианизации -тогда был основан Елецкий собор. Предки ельчан были язычниками. Храмы ставились часто прямо на месте языческих капищ.
При подъезде к Ельцу с московского тракта или с какой бы то ни было другой дороги открывается путешественнику светило Вознесенского собора - его блестящие и переливающиеся купола. Построенный в XIX веке по проекту архитектора К.А. Тона в византийском стиле, он и теперь величественно стоит на вершине мыса над Быстрой Сосной, откуда раскинулись необыкновенные по своей живописности виды. О создании собора возвестили некогда своим звоном семнадцать елецких церквей. Расположен он на Красной площади, названной так, вероятно, из-за своей красоты.
Опыт, традиции и современная практика образовательных учреждений. Один из создателей липецкого опыта - К.А. Москаленко - возвращается к учителям и студентам педагогических учебных заведений. Задолго до перестройки российского образования липецкие учителя сформулировали и отработали ряд положений, которые могли бы лечь в основу совершенствования народного образования: доверие учителю, создание условий для его творчества - вот что важно в липецком опыте. Основа образования - взаимодействие, общение на уроке, коллективная познавательная деятельность, дискуссия, комментирование, открытость, взаимное доверие. Логика урока, его структура, а стало быть, настроение урока определяются содержанием учебного материала и теми воспитательными задачами, которые учитель ставит перед своими воспитанниками.
Липецкая область - своего рода онтологическая модель России, позволяющая
выявить удивительные черты русской культуры и русского образования.
Узнавание образов и смыслов триединых компонентов среды позволяет выразить надежду на разработку самодостаточной концепции (идеологии, содержания и технологии) русского образования.
Уже сегодня разумно организованное взаимодействие, взаимоотношение различных условий, компонентов позволяет создавать и развивать уникальную духовную и культурно-образовательную среду. Ибо есть люди государственно мыслящие -прежде всего учителя, руководители органов народного образования, хозяйственные работники, деятели культуры, которые понимают и делают многое для сохранения отечественного образования. Есть идеи и положения, создающие философию образования. Есть конструктивный созидательный опыт, который востребован в области. Есть уважительное отношение к истории, культуре, народным традициям. Есть преемственность между различными структурами образования и культурой, управленцами - практиками - учеными, между детским садом - школой - педагогическими учебными заведениями. Несмотря ни на что, работники образования трудятся дружно и с удовольствием, они знают, что завтра их ждет работа, радость общения, узнавание нового - одним словом, жизнь.
- Евгений Петрович, из текста Вашей статьи следует, что «культурнообразовательная среда » - это новая категория педагогики?
- Выскажу парадоксальную мысль. По моему убеждению, образование -категория не педагогическая (скорее, не педагогическая), настолько она фундаментальна и конкретна одновременно. Это категория онтологического, экзистенциального порядка. Рождается человек - и начинается его образование. Он в животе у матери уже образовывается. Это одно открытие. А второе мы совершили, наткнувшись на связь между куль-
турой и образованием. Если действительно образование - понятие фундаментальное, то оно выстраивается в ряд с таким фундаментальным понятием, как «культура». И тогда что это?
Все выучили более 250 определений «культуры». Но, во-первых, их уже больше, а во-вторых, и что? А я читаю нашего замечательного земляка Василия Васильевича Розанова - противоречивая личность, но какой мыслящий человек! Он - наш современник. Потому что современный человек - это тот, кто размышляет о времени, в котором пребывает, месте, где живет, а не тот, что живет рядом со мной сегодня. И я стараюсь сделать студентов, аспирантов современными людьми... Розанов
- это махина! Его можно всю жизнь читать и не прочитать. И вот после всех этих размышлений я пришел к выводу, что прежде всего надо постараться понять земляков. Кого я имею в виду? Перечислю: Бунин, Пришвин, Розанов... А здесь еще был Сергей Николаевич Булгаков - философ отец Сергий. Все одно поколение. И вы посмотрите: Ваня Бунин сам ушел (два года в одном классе отсидел), Мишу Пришвина исключили из мужской гимназии, а они по сей день остаются наисовременнейшими и образованнейшими людьми, оставившими нам «в наследство» свое понимание среды, в которой жили, которая и помогла им стать таковыми. И тогда у меня возникает мысль: образование -это совсем не то, что происходит только в школе... Казалось бы, банальный вывод, а ведь он ломает всю традиционную педагогическую логику.
И тогда я «окунулся» в наших земляков. Придумал серию «Земляки о земляках». Начали с Тихона Задонского: «Тихон Задонский. Его педагогическая система». Вторая книга в этой серии - «Василий Васильевич Розанов о семье и школе». Ее авторы - я и двое моих аспирантов. В чем специфика на-