80
Высшее образование в России • № 6, 2004
выявить удивительные черты русской культуры и русского образования.
Узнавание образов и смыслов триединых компонентов среды позволяет выразить надежду на разработку самодостаточной концепции (идеологии, содержания и технологии) русского образования.
Уже сегодня разумно организованное взаимодействие, взаимоотношение различных условий, компонентов позволяет создавать и развивать уникальную духовную и культурно-образовательную среду. Ибо есть люди государственно мыслящие -прежде всего учителя, руководители органов народного образования, хозяйственные работники, деятели культуры, которые понимают и делают многое для сохранения отечественного образования. Есть идеи и положения, создающие философию образования. Есть конструктивный созидательный опыт, который востребован в области. Есть уважительное отношение к истории, культуре, народным традициям. Есть преемственность между различными структурами образования и культурой, управленцами - практиками - учеными, между детским садом - школой - педагогическими учебными заведениями. Несмотря ни на что, работники образования трудятся дружно и с удовольствием, они знают, что завтра их ждет работа, радость общения, узнавание нового - одним словом, жизнь.
- Евгений Петрович, из текста Вашей статьи следует, что «культурно-образовательная среда » - это новая категория педагогики?
- Выскажу парадоксальную мысль. По моему убеждению, образование -категория не педагогическая (скорее, не педагогическая), настолько она фундаментальна и конкретна одновременно. Это категория онтологического, экзистенциального порядка. Рождается человек - и начинается его образование. Он в животе у матери уже образовывается. Это одно открытие. А второе мы совершили, наткнувшись на связь между куль-
турой и образованием. Если действительно образование - понятие фундаментальное, то оно выстраивается в ряд с таким фундаментальным понятием, как «культура». И тогда что это?
Все выучили более 250 определений «культуры». Но, во-первых, их уже больше, а во-вторых, и что? А я читаю нашего замечательного земляка Василия Васильевича Розанова - противоречивая личность, но какой мыслящий человек! Он - наш современник. Потому что современный человек - это тот, кто размышляет о времени, в котором пребывает, месте, где живет, а не тот, что живет рядом со мной сегодня. И я стараюсь сделать студентов, аспирантов современными людьми... Розанов - это махина! Его можно всю жизнь читать и не прочитать. И вот после всех этих размышлений я пришел к выводу, что прежде всего надо постараться понять земляков. Кого я имею в виду? Перечислю: Бунин, Пришвин, Розанов... А здесь еще был Сергей Николаевич Булгаков - философ отец Сергий. Все одно поколение. И вы посмотрите: Ваня Бунин сам ушел (два года в одном классе отсидел), Мишу Пришвина исключили из мужской гимназии, а они по сей день остаются наисовременнейшими и образованнейшими людьми, оставившими нам «в наследство» свое понимание среды, в которой жили, которая и помогла им стать таковыми. И тогда у меня возникает мысль: образование -это совсем не то, что происходит только в школе... Казалось бы, банальный вывод, а ведь он ломает всю традиционную педагогическую логику.
И тогда я «окунулся» в наших земляков. Придумал серию «Земляки о земляках». Начали с Тихона Задонского: «Тихон Задонский. Его педагогическая система». Вторая книга в этой серии - «Василий Васильевич Розанов о семье и школе». Ее авторы - я и двое моих аспирантов. В чем специфика на-
Университет в провинции
81
шего взгляда на Розанова? Мы его считаем философом образования и педагогом. А ведь каким он, казалось бы, был неуспешным... И тут возникает один из вопросов-загадок: как же так, неуспешный Розанов, неуспешный Пришвин, неуспешный Бунин стали гордостью нашего Отечества? В результате появляется желание посмотреть на сформировавшую их среду. При этом мы взялись за более конкретную категорию - «культурно-образовательная среда». Культурье, бескультурье, образ, безобрАзный, безОбразный. Вот это - разные оттенки среды, в которой мы живем. Мы ее решили изучать, поэтому и создали лабораторию «Культурно-образовательная среда Липецкой области». Таким образом, мы эту культурно-образовательную среду изучаем на примере, с помощью и на базе того наследия, которое нам оставили земляки. И по мере наших исследований интерес к ее изучению только усиливается, ибо в ней много таинственного и мистического. Вообще Елец - уникальная территория (кстати, знаете ли Вы, что когда-то на ней жили беглые крестьяне, то есть свободные люди?).
Тут присутствует «текст» Ельца, есть философский язык этого города, и нашими философами он замечен: это место в результате напластования всевозможных исторических и культурных событий стало особенным, само-бытным, уникальным. Кстати, наши археологи эту мысль подтверждают. Здесь культура веками накапливалась. Сама культурная история и заставила именно в Ельце создать университет - вот в чем
тайна. Рационально этого не объяснишь и не поймешь. В образовании вообще очень много мистического.
- Каковы, с Вашей точки зрения, перспективы Елецкого университета?
- Сложно ответить. Могу сказать одно: здесь происходят глубочайшие социально-психологические процессы, которые нельзя изменить в результате всевозможных управленческих решений. Нужно время, не зря Моисей сорок лет водил народ по пустыне. Раньше это был учительский, потом педагогический институт. Теперь надо перестраиваться. Конечно, это очень ответственная тема: как развивать университет. Не хотелось бы, чтобы преобладали количественные показатели (что я сегодня наблюдаю), но понятно, что и без них нельзя. Вообще в Липецкой области можно увидеть все - и плохое, и хорошее. А что должно преобладать в тенденции? Новые мысли, свежая кровь, адекватные мировым идеям. Впрочем, среди нашей молодежи есть люди очень одаренные. На одной моей кафедре порядка тридцати аспирантов, столько же соискателей и три докторанта. Как правило, около 90% - люди не случайные, яркие, талантливые. Надежда только на них.