DOI: 10.24412/2226-0773-10-2-114-119
Творческое развитие детей на уроках фортепиано в условиях дополнительного образования: актуальные проблемы и вызовы
П.Б. Беккерман1, Т.Е. Беккерман2
1Северо-Осетинский государственный педагогический институт
362003, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Карла Маркса, д. 36
North Ossetian State University
Karl Marx str., Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz 362003 Russia
e-mail: pavelbek@mail.ru
2Институт культуры и искусств, Московский городской педагогический университет
129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, к. 1
Institute of Culture and Arts, Moscow City University
2nd Agricultural passage, 4, build. 1, Moscow 129226 Russia
e-mail: tatapa88@gmail.com
Ключевые слова: дистанционный формат, рекреативная функция, цифровизация педагогики искусства, занятие на фортепиано онлайн, технический контроль занятия, психологические особенности дистанта.
Key words: distance format, recreational function, digitalization of art pedagogy, online piano lessons, technical control of the lesson, psychological features of the distance format.
Резюме: В статье авторы обращаются к рассмотрению современного состояния образовательного процесса в дополнительном художественном образовании. В качестве примера выбраны уроки фортепиано. По мнению авторов, главной целью таких занятий является творческое развитие детей, однако, в настоящее время, стремительная цифровизация общества и переход на дистанционную форму (онлайн) обучения расставляют совершенно другие
акценты в контексте психолого-педагогического обеспечения уроков, чему и посвящена данная работа.
Abstract: In the article, the authors turn to an examination of the current state of the educational process in additional art education. Piano lessons are selected as an example. According to the authors, the main goal of such classes is the creative development of children, however, at present, the rapid digitalization of society and the transition to distance (online) education set completely different accents in the context of psychological and pedagogical support of lessons, to which this work is devoted.
[Bekkerman P.B.1, Bekkerman T.E.2 Creative development of children in piano lessons in the terms of additional education: actual problems and challenges]
В современных условиях дополнительное образование, выполняя важную роль в виде обеспечения творческого и личностного, многогранного и всестороннего, развития детей и юношества, сталкивается с новыми вызовами, которые требуют пересмотра учебного процесса, даже при наличии инновационной и неформальной образовательной среды. Эпидемиологические ограничения, вошедшие в современную жизнь во всех ее сферах, коснулись не только занятий общеобразовательной школы, но сектора кружков и студий дополнительного художественного образования.
Если взять в качестве примера любые лекционные занятия или уроки, перешедшие в онлайн, то, в силу самого формата, когда преимущественно говорит и вещает преподаватель, не столько внимания уделяется качеству звука и его частотным характеристикам. Даже при небольшом увеличении числа говорящих или взаимодействующих в интерактивной форме или в чате детей, обучающихся или студентов, быстро становятся заметными напряжение и помехи в оборудовании, что следует делать в такой ситуации?
Опытные интернет пользователи договариваются о фрагментарном и попеременном выключении изображения, то есть видеотрансляции, благодаря чему начинает выправляться и улучшаться звук. К сожалению, подобное положительное изменение качества связи не всегда случается, поэтому педагоги и их воспитанники привыкают мириться с привычными техническими трудностями.
Однако, в контексте данной статьи, мы предлагаем смоделировать ситуацию, когда всё выше сказанное случается на уроке искусств, в студии дополнительного образования детей, особенно на групповом занятии. Здесь следует указать на сразу о несколько проблем.
Во-первых, незамедлительно теряется столь важный психологический контакт с детской аудиторией. Если на индивидуальном занятии возможно оперативное решение проблемы тем или иным доступным способом, то в группе - промежуток времени для устранения любой неполадки возрастает кратно количеству детей в группе.
Во-вторых, ввиду изначального ослабления при занятиях «онлайн» выше названного психологического контакта нивелируется коммуникативная составляющая педагогического воздействия, когда педагог нередко оказывается в неведении по поводу отчётливости, понятности и доходчивости его объяснений или реплик. Кроме того, педагог может совершенно не представлять и не ощущать эмоциональное состояние ребенка, уровень его мотивации, внимательности, заинтересованности или восприятия.
В-третьих, под удар попадает интерактивная сущность музыкального занятия, являющаяся, на наш взгляд, базовым принципом педагогики искусства, несмотря на все положительные и отрицательные аспекты цифровизации в этой сфере, о чём упоминалось в наших более ранних работах. При любой интенсивности занятия рушится план урока, который строится, в том числе, с учётом реализации основных функций дополнительного образования (Беккерман, 2018).
В результате выше сказанного, возможна полная потеря педагогического эффекта занятия и его результативности для детей, также значительное снижение уровня освоения всего пройденного до момента смоделированной ситуации. Так как мы останавливаемся, главным образом, на индивидуальных уроках фортепиано с детьми, то рассмотрим конкретные примеры и особенности таких занятий. Коснемся и способов выхода из кризисных ситуаций, возникающих при дистанционных занятиях с юными пианистами.
Каковы, собственно, педагогические условия урока фортепиано? При дистанционном обучении возникает первое и главное препятствие - невозможность внедрения быстрого, реального навыка (постановки кисти, посадки, извлечение звука). В реальном или очном режиме на такие моменты уходит пару секунд: «сделай так», «повтори вот так», «посмотри, как я извлекаю звук, и сделай так же!». Параллельно корректируем и объясняем - всё это не требует серьёзных временных затрат. Кроме того, ученик совершает повторы, идут исправления, либо сразу закрепление полученного навыка, в случае доходчивого объяснения и успешного повторения.
Однако в онлайн нередко случаются катастрофические непонимания в силу технических возможностей: неправильно расположена камера, неудачный, неудобный угол обзора; просто плохая видимость, плохой звук, когда изображение/звук либо плывет, либо запаздывает. То есть, отсутствует возможность тактильного объяснения, которое работает всегда, если не на 100 процентов, то на 80-90 уж точно. Плюс к этому, мы элементарно теряем время на обратную связь: сначала нужно объяснить, что хотим от ученика, потом спросить, понял ли он (услышал ли верно); затем, чтобы он повторил то, что от него хотят. Далее уже следует корректировка услышанного и закрепление материала.
Таким образом, приходит понимание и осознание того факта, что дистант в педагогике искусства, как правило, может быть успешно применен в случае, если ученик и педагог уже работали вместе и знакомы в реале.
Что же касается психологического аспекта, то есть известные психологической науке коммуникативные патерны, существуют определенные линии поведения, как ученика, так и педагога, которые результативно воспринимаются участниками учебного процесса. Есть и учебная история взаимодействия, а также общие психолого-педагогические наработки (уроки, достижения, даже опыт определённых ошибок или неудач). Всё это объединяет участников педагогического процесса и помогает найти нужное поступательное движение и мотивацию для продолжения занятий и успехов в них. К тому же, кроме технической стороны занятий, важной задачей российской фортепианной педагогики издавна считалось воспитание детей и развитие у них интереса к классической музыке (Антонова, Белоконь, 2019), на что остается минимум времени, если на дистанционном уроке царит хаос, трудности коммуникации и неопределённость по поводу выполнения плана урока.
При дистанте/онлайне также возможна «ситуация успеха», но это нередко занимает довольно большое количество учебных часов по причине того, что каждый этап обучения, даже самый незначительный, дублируется и перепроверяется. При дистанционном обучении и ученик, и педагог ограничен не только рамками и возможностями камеры. Участники процесса подсознательно чувствуют некий дискомфорт, даже при видимой свободе общения и, порой, разболтанности. Вместе с тем, дети быстрее осваиваются в эфире, натуральнее реагирует на любые изменения, чувствуют себя свободнее, нежели взрослые.
Таким образом, педагог всегда будет восприниматься в качестве некого дополнительного и двойственного контролёра и надсмотрщика. Будучи сложившейся личностью, привыкшей проводить традиционные очные занятия, преподаватель также проходит через испытание видеокамерой, то есть прямым эфиром. Здесь срабатывает синдром артиста/сцены, когда требуется быть чуточку лучше: казаться красивее/ мягче/ тверже и т.п. Это также вносит в процесс обучения некую фальшь и неестественность, когда у педагога возникает навязчивая рефлексия: «как меня видно?» - читай - «как я выгляжу?»; «как меня слышно?» - читай - «как звучит мой голос?»; «красива ли интонация?» и т.п.
Вернемся к обычному занятию. Так при разучивании нового произведения от всех участников педагогического процесса требуются повышенное внимание и максимальная сосредоточенность. В частности, руки ученика обязательно должны располагаться в хорошей видимости, так как проверка аппликатуры, в основе своей визуальная, не поддается аудио (звуковому) контролю. Ведь, как говорилось ранее, на проверку и замечания уходит значительно больше времени в силу технических возможностей и особенностей онлайн-формата.
Какой же выход из вышеописанных ситуаций? Вот основные рекомендации:
• Договориться о том, что замечания делаются так же, как на живом уроке, по ходу произведения, поэтому задача ученика - быть внимательным и чутким к любым звукам / сигналам со стороны преподавателя.
• Пометить точки установки камеры, чтобы не тратить каждый раз время на выставление картинки и верного угла обзора.
• При проигрывании задания учеником, возможно временное и краткосрочное отключение видеосвязи на компьютере педагога для улучшения качества трансляции.
• Можно создавать видео-версию занятия, а затем просматривать непонятные моменты. Это может помочь при подготовке домашнего задания.
• Следует побуждать родителей контролировать учебный процесс ребенка и поддерживать положительный и серьезный имидж занятий.
В заключении подчеркиваем, что необходимо новое отношение сообщества педагогов искусства к проблемам дистанционного образования. При всех сложностях онлайн-формата, важно недопущение излишней расхлябанности, фрустрации и отсутствия интереса к занятиям у детей. В педагогической науке рассматриваются рекреативные методы на занятиях искусством (Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е, 2019), однако в контексте ситуаций, описанных в данной статье, есть вероятность возникновения перегибов такого подхода, когда наступает обратный эффект от послаблений для юных пианистов (Беккерман, 2020), порой на самом раннем и важном этапе их занятий.
ЛИТЕРАТУРА
Антонова М.А., Белоконь И.А. 2019. Проблема развития интереса учащихся к классической музыке в отечественной фортепианной педагогике / М.А. Антонова, И.А. Белоконь. - Искусство и образование: методология, теория, практика. 1: 132-138.
Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е. 2019. О важности рекреации для профессионально-творческого роста учащейся молодёжи на занятиях искусством. - Сибирский учитель. 2 (123): 18-22.
Беккерман П.Б. 2018. О некоторых аспектах реализации рекреативной функции дополнительного художественного образования. - Alma mater (Вестник высшей школы). 1: 85-90.
Беккерман Т.Е. 2020. О некоторых перегибах рекреативного подхода к занятиям в фортепианном классе. - В сб.: Актуальные проблемы художественно-эстетического и нравственного воспитания и образования детей и молодежи: традиции и новаторство: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Липецк: ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского. С. 219-222.
Получена / Received: 17.01.2021
Принята / Accepted: 08.02.2021