УДК 377
ББК 74.47
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ РОСТ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ЗАНЯТИЯХ ИСКУССТВОМ: ВОЗМОЖНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТЬ
П. Б. Беккерман, А. А. Давыдова, Т. Е. Беккерман
Аннотация. В данной статье авторы рассуждают о необходимости использовать потенциал .занятий предметами из области «Искусство» с целью профессионально-творческого роста учащейся молодежи. По их мнению, возможности для этого представляются, главным образом, в системе дополнительного художественного образования, а для успеха данной миссии важно в полной мере учитывать как особенности учебного процесса в данном образовательном секторе, так и индивидуальность молодых людей. Следуя главным принципам отечественной педагогики, а также положениям о педагогической поддержке, авторы предлагают в качестве нового подхода личностно-ориентированное педагогическое сопровождение, которое гарантирует создание соответствующей среды и условий. Все вышесказанное, по их мнению, будет способствовать профессионально-творческому развитию обучающихся всех академических ступеней - от среднего профессионального до высшего профессионального образования - через занятия музыкой и участие в конкурсных мероприятиях.
Ключевые слова: творческое развитие молодежи, дополнительное образование, педагогическая поддержка, возрастные особенности обучающихся, занятия вокалом, функции дополнительного образования, просветительство, воспитание рекреация, фестивали искусств.
PROFESSIONAL AND CREATIVE GROWTH OF STUDENTS IN ART CLASSES: POSSIBILITIES AND THE NEED
P. B. Bekkerman, A. A. Davydova, T. E. Bekkerman
Abstract. The article considers the need to use the potential of studying subjects from the field of „Art" for the purpose of professional and creative growth of young students. In the author's opinion, the opportunities for this are mainly in the system of supplementary art education, and for the success of this mission, it is important to fully consider both the characteristics of the educational process in this educational sector and the individuality of young people. Following the main principles of national pedagogy, as well as the provisions on
pedagogical support, the authors propose as a new approach personality-oriented pedagogical support, which guarantees the creation of an appropriate environment and conditions. All of the above mentioned, in their opinion, will contribute to the professional and creative development of students of all academic levels - from secondary vocational to higher vocational education - through music lessons and participation in competitive events.
Keywords: creative development of young people, additional education, pedagogical support, age characteristics of students, vocal lessons, functions of additional education, enlightenment, education of recreation, arts festivals.
Профессионально-творческий рост обучающихся - это, несомненно, одна из важнейших миссий образовательных учреждений на современном этапе. Профессиональный рост представляет собой успешное овладение общими и профессиональными компетенциями, представленными в современных образовательных стандартах как среднего профессионального образования (СПО), так и высшего (ВПО). Творческий рост предусматривает рассмотрение таких понятий, как творческое развитие, развитие творческого потенциала, творческая самореализация и т. д. Наряду с предметами социально-гуманитарного цикла, творчески развивать обучающихся в колледжах призвана система дополнительного художественного образования, где молодежь имеет возможность обогащаться ценностями культуры. Тогда как в университетах и институтах для вышеназванных целей вводятся специальные дисциплины художественной направленности по всему спектру области «Искусство» (от изобразительного искусства до музыкальных предметов).
Успех данной педагогической деятельности возможен, когда имеются в наличии оптимальные условия для просветительской деятельности педагога и развития мотивации учеников на личностный и профессиональный рост, на становление себя как специалиста в изучаемой профессии. Важно также, чтобы воспитанник обладал еще и готовностью к дополнительной творческой реализации.
Выдающиеся ученые П. П. Блонский [1], Л. С. Выготский [2] считали оптимальными такие условия, при которых в центре внимания учебной программы находятся обу-
чающиеся, студенты. Важно увлечь молодежь и поддержать появляющийся у них интерес к тому или иному творческому занятию, с учетом их поведенческих и личных особенностей и характеристик. В частности, П. П. Блонский считал ценным и центральным для творческого процесса «исследовательский метод», называя его «активным методом» [3], развивающий логическое мышление и интерес к науке. Данный метод воспитывает творческую активность и развивает вышеупомянутую познавательную самостоятельность.
Для нашего контекста актуальны слова Н. Я. Брюсовой, высказанные еще в первой четверти прошлого века: «Жизнь есть творчество. Надо научить творить» [4]. Раскрывая далее данный тезис, Надежда Яковлевна пишет: «Это не "эстетика" в том значении, в котором обычно понимают это слово, не воспитание "чувства прекрасного", не стремление "украсить" жизнь художественным творчеством. Это воспитание самого основного, самого внутренне-глубокого в жизни, самой почвы жизни - воспитание воли, чувства бытия, жизненной воли к бытию. <...> И пусть не скажет никто: "Это не наша область, это профессиональное дело работников в области искусства". Нет, ибо это не только область искусства, ибо воля к жизни нужна каждому профессиональному труду. <...> Каждый труд должен быть для ученика творческим трудом» [4]. Такое видение сути творчества и его значения для молодежи актуально в наши дни, и оно соответствует контексту данной статьи и целям исследования - через занятия искусством содействовать профессионально-творческому росту учащейся молодежи.
В этом контексте следует выделить значимость высокопрофессионального педагогического сопровождения, которое должно включать в себя и формы педагогической поддержки разного контингента обучающихся, учитывающие особенности возрастного становления обучающихся. Такое сопровождение можно представить в виде схемы (рис.).
Фундаментальные основы педагогики искусства были затронуты ранее в данной статье. Обратимся к психолого-педагогическим особенностям и поддержке обучающихся. В контексте приобщения к искусству, достижение поставленных педагогических целей невозможно без применения положений «Педагогической поддержки» по Газману [5]. Ученый в своих работах разделяет индивидуализацию и социализацию, причем последняя, по его мнению, относится к «педагогике необходимости». Так происходит при столь значительном влия-
нии на молодых людей семьи, СМИ, улицы и т. д. Однако О. С. Газман придает большее значение деятельности самого педагога и самого обучающегося по поддержке и развитию индивидуальности воспитанника. Создание таких условий взаимодействия и педагогического процесса относится к «педагогике свободы» [6, с. 28].
Из вышесказанного следует необходимость стимулирования самостоятельной творческой активности обучающихся. Это может выражаться в совместном с воспитанником поиске интересующих сфер и творческих занятий, в поощрениях и одобрениях самостоятельных его действий. Часто молодые люди приходят в творческие студии, будучи неуверенными в себе, сомневающимися, поэтому важно умение педагога оказать помощь в преодолении вышеупомянутых явлений. Нередко в таких случаях применяется скрытая педагогиче-
Функции художественного образования
просветительская
рекреативная компенсаторная воспитательная
О оо н
и
X
<
а.
О >
а. оо |=
ш ^
О ^
X <
с *
5 ч
Направления педагогической деятельности по творческому развитию молодежи на занятиях вокалом:
1. Осуществление многоуровневого взаимодействия педагогов базового и дополнительного художественного образования.
2. Педагогическая поддержка творческих проявлений учащихся и их стремления к самореализации в освоении разных видов искусства (вокала).
3. Фестивально-ко нкурсное движение
Педагогические условия реализации методики на практике
Системное
следование
фундаментальным
теоретическим
положениям,
раскрывающим
воспитательный
потенциал искусства в
процессе творческого
развития
обучающихся
Учет психолого-
педагогических
особенностей
(возрастных и
индивидуальных)
обучающихся и
студентов
Активизация
участия
молодежи в
мероприятиях
фестивально-
конкурсного
движения
О сп
■о
>
1л) О
ГО >
О т
сп Ь ^
т
Ы А С
"п
X т
^ Ы ^ >
>
го О
■о -С т
П ^
X
Рис. Создание оптимальных условий для профессионально-творческого роста молодежи
ская поддержка или, как способ, безадресное упоминание об ошибках. Для успешности педагогического процесса порой необходимо изменение задания или поручения, при этом следует намеками деликатно обсудить с учеником ту или иную проблемную ситуацию.
Для создания оптимальных условий не только в колледже СПО, но и в любом другом образовательном учреждении, в том числе высшего профессионального образования (ВПО), первостепенное значение имеет взаимодействие педагогов. Данный аспект заслуживает особого внимания не столько в свете соображений сохранности контингента, сколько в контексте содержания образования. Как обучающиеся старших курсов СПО, так и студенты первого и второго курса вузов сталкиваются с теми же сложностями и проблемами, связанными с отсутствием заботы, внимания и понимания их нужд и творческих потребностей взрослыми. Именно координация действий всего педагогического состава, задействованного в образовательном цикле того или иного студента или обучающегося, помогает максимально эффективно способствовать профессионально-творческому развитию молодежи.
Упомянутые в схеме функции художественного образования при педагогических условиях данной методики реализуются параллельно и взаимопроникают. Мы подробно не рассматриваем компенсаторную функцию, так как она относится к стадии сильного увлечения искусством, когда музицирование или пение становится любимым хобби и занимает чуть ли не центральное место жизни. Однако стоит упомянуть рекреативную функцию [7, с. 22-24], которая реализуется на начальном этапе в процессе занятий и способствует выработке олимпийского спокойствия при подготовке к конкурсам и фестивалям искусств. Нельзя не отметить и социализирующий компонент фестивально-конкурсного движения, во всех смыслах открывающего для молодежи новые горизонты.
Занятия вокалом или игрой на музыкальном инструменте часто являются не
только формальной творческой дисциплиной, которой обучаются, как и любому другому делу, но и особым любимым хобби или привычкой, берущей свое начало в глубине веков, когда гораздо чаще люди пели народные песни или музицировали на народных инструментах. В наши дни молодежь интересуется всем тем, что звучит в широком мировом медиапространстве, поэтому в свете вышесказанного важно поддержать желание, интерес и любовь к пению (музицированию), одновременно обучая молодежь основным техническим навыкам и приемам, когда параллельно реализуются просветительская [7, с. 21-22] и воспитательная [7, с. 24] функции искусства. Благодаря просвещению и воспитанию происходит формирование эстетического вкуса, и молодые люди чаще и охотней приобщаются к лучшим образцам мировой, советской и российской песенной (музыкальной) культуры.
Мы разделяем мнение ученых, которые полагают, что педагогическое наблюдение есть основной метод исследования в гуманитарной области знаний [8]. Поэтому данный метод наряду с беседами и экспертными оценками дает нам полное представление об итогах внедрения вышеописанного подхода к созданию оптимальных условий творческого роста учащейся молодежи, которые заключаются в следующем.
1. Обучающиеся иногда впервые обращаются к занятию вокалом. Это сразу влияет на их самооценку, целеполагание и устремленность к самосовершенствованию. У них открываются новые горизонты, появляются новые интересы и новые замыслы, зарождающиеся благодаря музыкальным занятиям.
2. Происходит педагогическое воздействие на индивидуальные особенности каждого студента, что оказывает влияние как на учебную активность (усидчивость и старательность), так и на общую поведенческую модель обучающихся. Это также подтверждается учеными в контексте формирования универсальных учебных действий на уроках искусства [9].
3. Увлеченность занятиями толкает молодежь к участию в конкурсах и фестивалях, когда, с методической точки зрения, более значимым и эффективным становится процесс подготовки к таким смотрам. Здесь следует указать сразу несколько важных аспектов занятости студентов:
• знакомство с требованиями конкурсов и конъюнктурой выбора конкурсного материала;
• социализация в коллективе, развитие лидерских качеств, ответственности, самостоятельности;
• оттачивание умения концентрации на деталях, когда подготовка, скажем, к вокальному конкурсу связана со сценическим выступлением, где необходимо учитывать различные факторы и элементы: внешний вид и имидж, сценическое движение, дикцию и т. д.
Все вышесказанное приводит молодых людей к определенному пониманию серьезности занятий искусством. Это выражается не только в более требовательном отношении к себе и к собственной творческой деятельности, но и проецируется на понимание миссии педагога. На начальном этапе это влияет на формирование у студентов стойкого желания продолжать занятия, а затем при оптимальном и благоприятном развитии событий молодежь обращается к сотворчеству с педагогом, что объективно является наиболее позитивным аспектом с позиций нашего исследования.
В последние десять лет заметна озабоченность международного и педагогического сообщества проблемой творческого развития молодежи. В этой связи заслуживают упоминания Всемирные конференции по образованию в области искусств (Португалия, Лиссабон, 2006; Южная Корея, Сеул, май, 2010), а также успешно реализованный проект ЮНЕСКО и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ «Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке» (2009-2014). Некоторые из материалов данного проекта были опубликованы, в частности аналитический доклад [10].
Опуская идею, процесс и итоги данного проекта, участниками которого стали представители десяти стран бывшего СССР, отметим главное. По мнению ученых, корнем проблемы является острый дефицит творческого начала у молодого поколения. У молодежи недостаточно развиты те качества, которые авторы в данной статье предлагают развивать, то есть инициативность, оригинальность, содержательная активность, своеобразие, самостоятельность, новизну в создании каких-либо «продуктов» деятельности и т. п., в том числе и в решении жизненных и профессиональных проблем. По этой причине происходит разработка, постоянное уточнение педагогических подходов и методов для творческого развития [11] и развития креативности учащихся [12], что созвучно с целями предлагаемого нами учебно-методического сопровождения.
В то же время для выполнения вышеназванных задач требуется решить ряд проблем. Так, например, для обеспечения полноценных условий и возможностей для реализации творческого потенциала обучающихся, в частности, на занятиях по вокалу или фортепиано обязательно надо учитывать индивидуально-личностные особенности каждого из них. Важно также формировать у будущих специалистов общую культуру и эстетический вкус; развивать в них активность и самостоятельность, мотивацию к творческой самореализации как в будущей профессии, так и в творческой деятельности. Всему вышесказанному способствует формирование творческой образовательной среды [13], которая обеспечит комфортные условия для интенсивного и целенаправленного творческого развития молодежи. Также следует учитывать потенциал информационно-коммуникационной среды [14], ведь именно в таких условиях происходит успешная творческая самореализация обучающихся, что является конечной целью нашей методики.
Приобщение обучающихся колледжей и студентов вузов к творческой деятельности невозможно без особого внимания к потенциалу разных видов искусства в
этом процессе. Кроме того, художественное творчество является духовным продуктом, развивает не только эмоционально-волевую сферу, но и воздействует на познавательные процессы, оказывая прямое влияние на деятельность человека. В свете вышесказанного и опираясь на воззрения выдающихся педагогов, мы считаем, что внимание к процессу профессио-
нально-творческого роста учащейся молодежи со стороны педагогического сообщества - это не только приоритетная задача, но и острая необходимость. Вместе с тем невозможно рассматривать подобные процессы в отрыве от личностного и профессионального развития, что обусловлено созданием особых условий педагогического процесса.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блонский П. П. Курс педагогики. - М., 1918. - 202 с.
2. Выготский Л. С. Психология искусства. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 572 с.
3. Данильченко М. Г. Педагогические взгляды П. П. Блонского. - М., 1974. - 323 с.
4. Брюсова Н. Я. За искусство // Новая школа. - 1918. - № 4. - С. 193-196.
5. Газман О. С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. - М.: Иннова-тор, 1995. - 58 с.
6. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддержка детей // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.
7. Беккерман П. Б. Теория и практика организации дополнительного художественного образования в колледжах: моногр. - Новый Быт: Чеховский техникум, 2019. - 112 с.
8. Кабкова Е. П., Бреславская Е. Б. Педагогическое наблюдение - основной метод исследования проблем гуманитарной области знаний // Теоретические и практические аспекты развития музыкально-эстетического образования: сб. ст. / науч. ред. О. В. Грибкова. - М., 2017. - С. 106-113.
9. Алексеева Л. Л. Современная школа и формирование универсальных учебных действий на уроках искусства // Мировоззрение в XXI веке. - 2018. - Т. 1, № 2. - С. 5-9.
10. Художественное образование в странах СНГ: развитие творческих возможностей в XXI веке: аналит. доклад = Arts Education in the Russian Fédération: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report / Л. Л. Алексеева, Е. П. Олесина, Л. В. Школяр [и др.]; отв. ред. К. Э. Разлогов. - М., 2011. - 72, 68 с., табл.
11. Алексеева Л. Л. Творческое развитие растущего поколения: к вопросу применения форм, методов и приемов // Проблемы творческого развития личности в системе образования: материалы V Всероссийского науч.-практ. семинара / сост. О. Д. Никитин. - 2018. - С. 16-24.
12. Кабкова Е. П., Кудрицкая О. О. Педагогические подходы и методы развития креативности учащихся // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования: материалы науч.-практ. конф. в рамках Дней науки МГПУ - 2018. -С. 121-131.
13. Шенцова О. М., Веремей О. М. Формирование образовательной среды вузов творческой направленности, включая предметно-пространственный компонент // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2018. - № 9. - С. 115-120.
14. Potential of information and communication environment in the process of student creative self-realization / O. V. Stukalova, M. B. Zatsepina, A. I. Prokopyev [et al.] // Astra Salvensis. - 2018. - Vol. 6. - P. 420-435.
15. Беккерман П. Б. Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогиче-
ских воззрений Д. И. Фельдштейна // Гуманитарное пространство. - 2018. - Т. 7, № 1. - С. 50-55.
16. Стукалова О. В., Закирова В. Г. Технологический аспект творческого развития современных обучающихся // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 1 (126). - С. 111-115.
REFERENCES
1. Blonskiy P. P. Kurs pedagogiki. Moscow, 1918. 202 p.
2. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. Moscow: Iskusstvo, 1986. 572 p.
3. Danilchenko M. G. Pedagogicheskie vzglyady P. P. Blonskogo. Moscow, 1974. 323 p.
4. Bryusova N. Ya. Za iskusstvo. Novaya shkola. 1918, No. 4, pp. 193-196.
5. Gazman O. S. Pedagogicheskaya podderzhka detey v obrazovanii kak innovatsionnaya problema. In: Novye tsennosti obrazovaniya: desyat kontseptsiy i esse. Moscow: Innovator, 1995. 58 p.
6. Gazman O. S. Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detey. Narodnoe obrazovanie. 1998, No. 6, pp. 108-111.
7. Bekkerman P. B. Teoriya i praktika organizatsii dopolnitelnogo khudozhestvennogo obrazovaniya v kolledzhakh: monogr. Novyy Byt: Chekhovskiy tekhnikum, 2019. 112 p.
8. Kabkova Е. P., Breslavskaya Е. B. Pedagogicheskoe nablyudenie - osnovnoy metod issledovaniya problem gumanitarnoy oblasti znaniy. In: Gribkova O. V (ed.) Teo-reticheskie i prakticheskie aspekty razvitiya muzykalno-esteticheskogo obrazovaniya. Coll. of works. Moscow, 2017. Pp. 106-113.
9. Alekseeva L. L. Sovremennaya shkola i formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy na urokakh iskusstva. Mirovozzrenie v XXI veke. 2018, Vol. 1, No. 2, pp. 5-9.
10. Alekseeva L. L., Olesina Е. P., Shkolyar L. V. (et al.) Khudozhestvennoe obrazovanie v stranakh SNG: razvitie tvorcheskikh vozmozhnostey v XXI veke: analit. doklad = Arts Education in the Russian Federation: Building Creative Capacities in the 21st Century: analytical report. Moscow, 2011. 72, 68 p., tabl.
11. Alekseeva L. L. Tvorcheskoe razvitie rastushchego pokoleniya: k voprosu primeneniya form, metodov i priemov. In: Nikitin O. D. (comp.) Problemy tvorcheskogo razvitiya li-chnosti v sisteme obrazovaniya. Proceedings of the V All-Russian scientific-practical seminar. 2018. Pp. 16-24.
12. Kabkova Е. P., Kudritskaya O. O. Pedagogicheskie podkhody i metody razvitiya kreativnosti uchashchikhsya. In: Innovatsii i traditsii v sfere kultury, iskusstva i obra-zovaniya. Proceedings of scientific-practical conference... 2018. Pp. 121-131.
13. Shentsova O. M., Veremey O. M. Formirovanie obrazovatelnoy sredy vuzov tvorcheskoy napravlennosti, vklyuchaya predmetno-prostranstvennyy component. Alma mater (Vest-nik vysshey shkoly). 2018, No. 9, pp. 115-120.
14. Stukalova O. V., Zatsepina M. B., Prokopyev A. I., Gaidamashko I. V, Kiryakov D. A., Dementieva Y. V. Potential of information and communication environment in the process of student creative self-realization. Astra Salvensis. 2018, Vol. 6, pp. 420-435.
15. Bekkerman P. B. Neobkhodimost tvorcheskogo razvitiya podrostkov v dopolnitelnom ob-razovanii: osnovnye prichiny v kontekste psikhologo-pedagogicheskikh vozzreniy D. I. Feldsteina. Gumanitarnoe prostranstvo. 2018, Vol. 7, No. 1, pp. 50-55.
16. Stukalova O. V., Zakirova V. G. Tekhnologicheskiy aspekt tvorcheskogo razvitiya sovre-mennykh obuchayushchikhsya. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2018, No. 1 (126), pp. 111-115.
Беккерман Павел Борисович, кандидат педагогических наук, магистрант Кафедры музыкального искусства Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета
e-mail: [email protected]
Bekkerman Pavel B., PhD in Education, master student, Musical art Department, Institute of culture and arts, Moscow City Pedagogical University
e-mail: [email protected]
Давыдова Анна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры искусств и художественного творчества Российского государственного социального университета
e-mail: [email protected]
Davydova Anna A., PhD in Education, Associate professor, Arts and artistic work Department, Russian State Social University
e-mail: [email protected]
Беккерман Татьяна Евгеньевна, внештатный научный сотрудник негосударственного образовательного учреждения «Московский социально-педагогический и институт»
e-mail: [email protected]
Bekkerman Tatiana E., Freelance researcher, Non-governmental Educational Institution "Moscow Social-Pedagogical Institute"
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2019 The article was received on 21.03.2019