Научная статья на тему 'О некоторых аспектах организации музыкальных занятий с детьми на примере уроков фортепиано'

О некоторых аспектах организации музыкальных занятий с детьми на примере уроков фортепиано Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
117
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ЗАНЯТИЯ НА ФОРТЕПИАНО / МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / РЕКРЕАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ART EDUCATION / PEDAGOGY OF ART / CREATIVE DEVELOPMENT OF CHILDREN / PIANO LESSONS / MUSICAL ABILITIES / RECREATIONAL METHODS / GAME TECHNIQUES / CREATIVE SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беккерман Т. Е.

В данной статье автор раскрывает свое видение организации музыкальных занятий с детьми на примере фортепианной педагогики. Указываются основные моменты, которые следует учитывать для успешного овладения юным пианистом первичными навыками. Отмечается важность применения наиболее эффективных методик при обучении начальной нотной грамоте. Автор также уделяет особое внимание психолого-педагогическим особенностям занятий с детьми, что имеет определяющее значение для появления стойкой мотивации и интереса к занятиям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some aspects of organizing musical lessons with children using the example of piano lessons

In this article, the author reveals his vision of organizing music classes with children on the example of piano pedagogy. The main points that should be taken into account for the successful mastery of the young pianist primary skills are indicated. The importance of using the most effective techniques in teaching elementary music notation is noted. The author also pays special attention to the psychological and pedagogical features of classes with children, which is crucial for the emergence of persistent motivation and interest in classes.

Текст научной работы на тему «О некоторых аспектах организации музыкальных занятий с детьми на примере уроков фортепиано»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 1, 2020: 6-10

О некоторых аспектах организации музыкальных занятий с детьми на примере уроков фортепиано

Т.Е. Беккерман

Московский городской педагогический университет

129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 1

Moscow City Pedagogical University

2nd Agricultural Passage, 4, building 1, Moscow 129226 Russia e-mail: tatapa88@gmail.com

Ключевые слова: художественное образование, педагогика искусства, творческое развитие детей, занятия на фортепиано, музыкальные способности, рекреативные методы, игровые приёмы, творческая самореализация. Key words: art education, pedagogy of art, creative development of children, piano lessons, musical abilities, recreational methods, game techniques, creative self-realization.

Резюме: В данной статье автор раскрывает свое видение организации музыкальных занятий с детьми на примере фортепианной педагогики. Указываются основные моменты, которые следует учитывать для успешного овладения юным пианистом первичными навыками. Отмечается важность применения наиболее эффективных методик при обучении начальной нотной грамоте. Автор также уделяет особое внимание психолого-педагогическим особенностям занятий с детьми, что имеет определяющее значение для появления стойкой мотивации и интереса к занятиям.

Abstract: In this article, the author reveals his vision of organizing music classes with children on the example of piano pedagogy. The main points that should be taken into account for the successful mastery of the young pianist primary skills are indicated. The importance of using the most effective techniques in teaching elementary music notation is noted. The author also pays special attention to the psychological and pedagogical features of classes with children, which is crucial for the emergence of persistent motivation and interest in classes. [Bekkerman T.E. On some aspects of organizing musical lessons with children using the example of piano lessons]

Основной задачей художественного образования в наши дни является привлечение детей к занятиям искусством. Как отмечают многие ученые, музыкальное образование необходимо для формирования разносторонней личности, когда, благодаря занятиям, у детей развиваются интеллектуальные умения, формируется духовно-нравственная культура, а также особые формы эмоциональной деятельности. Когда мы говорим, в частности, об обучении игре на фортепиано, то подразумеваем

наличие у совсем юных учеников специальных музыкальных способностей. Ведь речь идет о сложнейшем двухстрочном инструменте, освоение которого сопряжено с вызовом всех специальных способностей и внутренних ресурсов ребенка; требует особой усидчивости, терпения, концентрации и координации. В данной статье речь пойдет об аспектах, которые необходимо учитывать при организации уроков фортепиано с дошкольниками и младшими школьниками, в особенности на начальных этапах обучения.

Начало обучения игре на фортепиано, обычно, начинается с вводного урока, на котором преподаватель знакомит ученика с инструментом, рассказывает занимательные истории об инструменте и обязательно иллюстрирует свой рассказ музыкальными фрагментами, тем самым завоёвывая внимание и вызывая интерес ученика. Это соответствует логике современных артподходов на развивающих музыкальных занятиях с детьми (Иваницкая, Князева, 2016). Начиная подавать как теоретический материал, так и практический, важно внимательно следить за реакцией ученика, чутко улавливать моменты эмоциональных всплесков, интереса, а также отмечать появление апатии и усталости.

Знакомство с клавиатурой происходит в виде игры «угадай-придумай название регистров»: высоко / низко, громко / тихо, и т.д. На этом этапе необходимо дать шанс ученику проявить смекалку, подогревая интерес несложными заданиями, справляясь с которыми, он получает похвалу. Необходимо, как можно раньше, на первом уроке, начать извлекать звуки и разучивать простейшие пьесы. Следует настаивать на параллельном пропевании учеником всего того, что проделывают руки. Ведь интонирование помогает более эффективному и скорому запоминанию музыкального материала, раскрепощает ученика, развивает слух, помогая, в том числе, узнавать интервалы и находить их в музыкальном тексте.

Специалисты в области фортепианной педагогики издавна советуют уделять пристальное внимание посадке и постановке рук пианиста (Болдурат, 2016; Юдовина-Гальперина, 2003). Однако современные тенденции в данном

вопросе предлагают всем концепцию, согласно которой за руками можно вообще не следить и играть как угодно, или как кажется удобным ученику, что в корне противоречит, как классической постановке рук, так и элементарным физиологическим и анатомическим особенностям растущего человека. Кроме того, зажатости рук, плечевого отдела и спины, могут в будущем дать о себе знать как в физическом плане, так и в качественно-исполнительском. При появлении технически сложных произведений возникают проблемы с руками, которые зачастую ведут к полному отказу от занятий на инструменте. Да и эстетику исполнения никто не отменял: ужасно смотрятся руки с проломами и ползущие на прямых пальцах. Поэтому неустанный контроль и поощрение правильных рук должны войти в привычку.

На этапе разучивания простейших пьес с повторяющимися нотами желательно задействовать две руки. Вначале разучивается мелодия двумя руками (как правило, в учебниках дается именно такая методика). Затем та же мелодия проигрывается одной правой рукой; а далее - то же самое левой рукой. В зависимости от концентрации внимания и реакции ученика можно усложнять чередования рук не только по нотам, но и по тактам. После того, как мелодия выучена, вводится понятие «штрихи» - non legato, legato, staccato. Педагог иллюстрирует на данной мелодии звучание каждого из штрихов, тогда как ученик должен описать услышанные различия между штрихами и попытаться воспроизвести их.

Работа над оттенками происходит, прежде всего, на примерах, показанных педагогом. Ученик должен уметь услышать в исполнении, сначала очевидные и контрастные, такие как f-форте / p-пиано, а затем найти и более сложные различия. Введение таких понятий как «замедление» (ritardante,ritenuto) «ускорение» (stringendo) лучше всего проходит при иллюстрации знакомых мелодий или произведений. Не стоит бояться вводить много терминов, со временем, они войдут в обиход и будут просты и понятны юному пианисту.

Не секрет, что современные дети быстро переутомляются, а также имеют место объективные признаки

усталости от длительной концентрации при ознакомлении с новым материалом. Поэтому педагогу важно прибегать к рекреативным методам, применение которых реализует рекреативную функцию художественного образования (Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е, 2019: 19), то есть дают ребенку «разрядку» и совершают его своеобразное «обновление». В нашем случае используются задания с элементами игры. Например, полезно играть все мелодии с аккомпанементом. Если ученик достаточно уверенно играет какое-либо произведение, то допускается изменение аккомпанемента или специальное изменение гармонии, но при этом ученик не должен путаться в своей партии; а также должен запомнить и указать место, где умышленно допущена ошибка. Такие педагогические ситуации способствуют созданию условий для творческой самореализации современного растущего человека (Лазарев, Стукалова, 2014).

На первых уроках также происходит знакомство с нотоносцем, ключами и нотами. При этом ученику демонстрируются все ноты или группы нот непосредственно в нотных текстах, а уже потом узнавание нот постепенно доводится до стойкого навыка. Говоря о методическом аспекте обучения нотной грамоте, следует обращаться к новейшим разработкам в данной области, чему способствуют курсы повышения квалификации и творческие встречи педагогов в рамках ассоциаций педагогов искусства. В данном исследовании в качестве примера предлагается следующий метод: подготовить карточки как отдельных нот на нотном стане, так и нот с различными длительностями вне его (нотного стана), а при занятиях в группах - можно ввести тест-опрос/соревнование на знание нот (звуковысотности, длительности и т.д.).

Говоря о зачатках фортепианного исполнительства, большое внимание важно уделять закреплению цельного исполнения выученных пьес: постараться через исполнение передать музыкальный образ произведения. Понятно, что на начальном этапе это сложно, но привычка слушать себя и контролировать процесс, окажет неоценимую услугу в будущем. Здесь многое зависит от педагога: от его умения донести до

юного ученика саму суть погружения живой мир искусства, который, по мнению ученых, обладает огромным потенциалом для обогащения внутреннего мира ребенка (Юсов, Кабкова, Савенкова, Сухова, 1993).

Занятия на фортепиано являются одним из видов художественного творчества, а потому, будучи духовным продуктом, развивают «не только эмоционально-волевую сферу, но и воздействуют на познавательные процессы» (Беккерман, Давыдова, Беккерман, 2019: 200) юных пианистов. Кроме того, первостепенную важность имеет созданная музыкально-эстетическая среда, в которой возникают условия для столь важной просветительской деятельности педагога. В этом случае достигаются сразу две цели: овладение пианистическими навыками и творческое развитие личности ребенка, что само по себе отвечает основным целям любых занятий искусством.

ЛИТЕРАТУРА

Беккерман П.Б., Беккерман Т.Е. 2019. О важности рекреации для профессионально-творческого роста учащейся молодёжи на занятиях искусством. - Сибирский учитель. № 2 (123): 18-22. Беккерман П.Б., Давыдова А.А., Беккерман Т.Е. 2019. Профессионально-творческий рост учащейся молодёжи на занятиях искусством: возможности и необходимость. - Наука и школа. № 3: 195-202. Болдурат А.С. 2016. Организация пианистического аппарата на

первоначальном этапе обучения. - Молодой ученый. № 5.3: 8-10. Иваницкая А.В., Князева Г.Л. 2016. Слушание классической музыки в русле артподхода на развивающих занятиях с детьми младшего школьного возраста. - В кн.: инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. М. С. 96-101. Лазарев М.А., Стукалова О.В. 2014. Педагогические условия творческой самореализации современного растущего человека на занятиях искусством. - Педагогика искусства. № 4: 377-381. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я - детский педагог. С.Петербург: Союз художников, 2002. 236 с. Юсов Б.П., Кабкова Е.П., Савенкова Л.Г., Сухова Т.И. 1993. Живой мир искусства. - Дошкольное воспитание. № 6: 35-40.

Получена /Received: 08.10.2019 Принята /Accepted: 30.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.