Научная статья на тему 'Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д. И. Фельдштейна'

Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д. И. Фельдштейна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ / CREATIVE DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS / СТУДИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ / THE STUDIOS OF ADDITIONAL ART EDUCATION OF TECHNICAL COLLEGES / ФУНКЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / FUNCTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА / PSYCHOLOGY OF ADOLESCENCE / ТРУДЫ Д.И. ФЕЛЬДШТЕЙНА / THE WORKS OF D.I. FELDSHTEIN / ПЛОЩАДКА ДЛЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ / A PLATFORM FOR CHILDREN''S SELF-EXPRESSION / СОЦИАЛЬНАЯ ПРИОБЩЕННОСТЬ / SOCIAL INCLUSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беккерман П.Б.

Автор статьи анализирует необходимость творческого развития подростков посредством занятий в студиях дополнительного художественного образования технических колледжей. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста рассматриваются в контексте научной концепции Д.И. Фельдштейна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беккерман П.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative development of adolescents in complementary education: a possible option or necessity in the context of the psychological and pedagogical views of D.I. Feldshtein

The author analyzes the need for the creative development of adolescents through classes in the studios of additional art education of technical colleges. Psychological and pedagogical features of adolescence are considered in the context of D.I. Feldshtein scientific concept.

Текст научной работы на тему «Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д. И. Фельдштейна»

Humanity space International almanac VOL. 7, No 1, 2018: 50-55

Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании: основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д.И. Фельдштейна

П.Б. Беккерман

Политехнический колледж имени П.А. Овчинникова 127549, Москва, ул. Бибиревская, д. 6, корп. 1 Polytechnic College named after P.A. Ovchinnikov Bibirevskaya Str, 6, bld. 1 Moscow, 127549 Russia e-mail: pavelbek@mail.ru

Ключевые слова: творческое развитие подростков, студии дополнительного художественного образования технических колледжей, функции дополнительного образования, психология подросткового возраста, труды Д.И. Фельдштейна, площадка для самовыражения детей, социальная приобщенность.

Key words: the creative development of adolescents, the studios of additional art education of technical colleges, the functions of additional education, the psychology of adolescence, the works of D.I. Feldshtein, a platform for children's self-expression, social inclusion.

Резюме: Автор статьи анализирует необходимость творческого развития подростков посредством занятий в студиях дополнительного художественного образования технических колледжей. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста рассматриваются в контексте научной концепции Д.И. Фельдштейна.

Abstract: The author analyzes the need for the creative development of adolescents through classes in the studios of additional art education of technical colleges. Psychological and pedagogical features of adolescence are considered in the context of D.I. Feldshtein scientific concept.

[Bekkerman P.B. Creative development of adolescents in complementary education: a possible option or necessity in the context of the psychological and pedagogical views of D.I. Feldshtein]

Потребность современного подростка в

индивидуализации (самостоятельности, свободе и выборе) является важнейшим фактором его развития и социализации. В нынешних реалиях особенно ценятся изобретательность, инициативность, нестандартность мышления, а наличие таких качеств является показателем высокого уровня именно творческого развития, которое может успешно активизироваться в подростковом возрасте при должном внимании к данному

аспекту.

Известно, что занятия предметами из области «Искусство» реализуют и активизируют возможности для развития «творческости» в человеке, его способностей, талантов и имеющихся в наличии природных задатков. Это особенно важно, когда педагоги сталкиваются в проявлениями культурного кризиса современной молодёжи. Это выражается в «незнании» казавшихся простых вещей таких как названий литературных произведений, но и в отсутствии развития творческого воображения, в отсутствии навыков выражения своей личности в письменных текстах. Поэтому в начале XXI века востребована общеевропейская идея - образование современного молодого поколения посредством искусства, то есть приобщение детей и юношества к различным видам продуктивной творческой деятельности, обращение к потенциалу искусства, влияющего в свою очередь на творческое и профессиональное становление юношей и девушек.

Современная жизнь диктует выбор новых векторов развития художественного образования. При этом одной из важных задач является противостояние засилью низкопробной массовой культуры. Прежде всего, это касается подростков. Психология подросткового возраста подробно представлена в научных трудах Д.И. Фельдштейна, который в одной из них отметил, что подростки сталкиваются с «серьезным дефицитом позитивного воздействия на них всех институтов социализации -семьи, учреждений культуры, средств массовой информации, образовательно-воспитательных учреждений» (Фельдштейн, 1996).

На наш взгляд, это является ключевой проблемой современного социума, указывающей не необходимость поиска средств, мер, действий для преодоления и восполнения выше названного дефицита. Однако на современном этапе существуют серьёзные сложности с привлечением подросткового контингента в творческие студии, что зачастую объясняется их психологической неустойчивостью и неуверенностью в себе. Поэтому важно учитывать особенности возрастного становления молодежи, хотя, как отмечают И.С. Кон и Д.И. Фельдштейн, «грани перехода от детства к

зрелости условны, а неопределённость возрастных групп значительно старше научно-теоретической революции» (Фельдштейн, 1996: 239).

В другой своей работе «Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста» Д.И. Фельдштейн относит четырнадцати-пятнадцатилетнего подростка к уровню-стадии «утверждающе-действенной, когда у него развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя. Это ведет к осознанию своей социальной приобщённости, обостряя потребность в самоопределении, самореализации» (Фельдштейн, 1996: 254). Сказанное выше созвучно с основными целями дополнительного художественного образования, которое и призвано приобщать к искусству, а, следовательно, к ощущению подростком своей социальной приобщённости.

Именно поэтому учебные рабочие программы дополнительного художественного образования следует разрабатывать по принципу доступности для обучающихся. Успешная реализация основных функций дополнительного художественного образования (просветительской, рекреативной, компенсаторной и воспитательной) зависит, в том числе, и от соблюдения важных условий в данном образовательном секторе: дополнительности и неформальности (Беккерман, 2018). Стандартизация образования зачастую игнорирует выше названные особенности, а также, в силу преобладания компетентностного подхода, не уделяется должное внимание тем пунктам учебных программ, которые не связаны напрямую с получением и освоением конкретных общих компетенций. Возьмём в качестве примера студии дополнительного художественного образования технического колледжа среднего профессионального образования.

Отличаются друг от друга и направления музыкальной деятельности, такие как театр песни, вокально-инструментальный ансамбль, вокальная студия и т.д., но их объединяет схожее предназначение - площадка для самовыражения детей. Ещё до начала общения с музыкальным искусством, до знакомства и постижения базовых навыков

музыкальной профессии, студент, сам того не осознавая, приходит в новый мир - мир сцены. Если поступление в учреждение среднего профессионального образования является новой ступенью в процессе социализации подростка, то знакомство со сценическим миром - это отдельно взятая малая ступень данного процесса, которая зачастую имеет значение не менее важное. Новый сценический опыт является для подростка серьёзным испытанием, причём независимо от уровня мастерства, показанного подростком на сцене. Сам по себе выбор - это уже занятая и декларированная позиция, заслуживающая огромного уважения и поощрения. Поэтому интересно после небольшого периода времени в студии видеть обучающихся, в прошлом несколько зажатых, смущённых и закомплексованных, - раскрепощёнными и уверенными в себе, благодаря участию в сценической деятельности.

Здесь следует отметить, что согласно концепции Л.С. Выготского, психологические функции действуют не автоматически и не бессистемно в процессе развития подростка. Поэтому стремления и влечения, возникающие в процессе занятий в студиях дополнительного художественного образования, опираются на широкий спектр знаний из разных сфер. Они и становятся важным фактором в формировании психологических функций у молодёжи.

Известный психолог и педагог Д.И. Фельдштейн, как в своих работах, так и в работах, публиковавшихся под его редакцией, уделял много внимания вопросам формирования личности, как подростков, так и более взрослых молодых людей. Были выделены 3 основные этапа этого процесса:

1. «Возникновение самосознания как оценки себя в системе общественных отношений;

2. Формирование готовности к функционированию в обществе, которое порождает в 14-15 лет стремление проявить себя, что ведет к обострению потребности в самоопределении и самореализации;

3. Активный процесс построения жизненных планов, реальное вхождение во взрослую жизнь (от 16 до 23 лет)» (Божович, 1968; Фельдштейн, 1989).

Из содержания этапов следует, что занятия подростка в

студиях дополнительного художественного образования готовят его к реальным взрослым будням, когда высокие показатели уровня развития творческого потенциала указывают на наличие более развитой способности к осознанному жизнестроительству и самоактуализации.

И так, в наши дни сложно творчески развивать молодежь и воздействовать на ее творческий потенциал. Это происходит из-за значительного смещения духовных ценностей, искажения идеалов воспитания и подрыва нравственных устоев. Все это взаимосвязано со снижением общего уровня культуры, деформацией института семьи, дефицитом гуманности, ростом вандализма, жестокости, преступности, наркомании и алкоголизма. В то же время выполнение этой многоаспектной педагогической задачи требует решения ряда проблем, в процессе чего необходимо создавать творческую образовательную среду (Шенцова, 2016) и учитывать весь комплекс индивидуально-личностных особенностей подростков, в котором центральное место занимают основы подростковой психологии по Д.И. Фельдштейну.

ЛИТЕРАТУРА

Беккерман П.Б. 2018. О некоторых аспектах реализации рекреативной функции дополнительного художественного образования. - Alma mater (Вестник высшей школы). № 1: 85-90. Беккерман П.Б. 2018. Творческое развитие обучающихся в технических колледжах: подходы к исследованию и их ретроспектива. -Мировоззрение в XXI веке. 1(1): 5-7. Божович Л.И. 1968. Личность и её формирование в детском возрасте. М.:

Просвещение. 464 c. Божович Л.И. 1997. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Изд-во института практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК». 352 с. Выготский Л.С. 1984. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. Том 4. Фельдштейн Д.И. 1989. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика. 208 с.

Фельдштейн Д.И. 1996. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста. Д. И. Фельдштейн: Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Сост. Л.М. Семенюк; под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд., доп. М.: Институт практической психологии. 304 с.

Шенцова О.М. 2016. Творческая образовательная среда как платформа личностного роста студента. - Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. Т. 2: 477-483.

Получена /Received: 05.02.2018 Принята /Accepted: 12.02.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.