УДК 37.036.5
СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.Е. Дробот
Аннотация. В этой статье автор обращает внимание на перспективность развития эстетического чувства подростка в процессе обучения музыке. Опираясь на характерные особенности подросткового возраста, отмечается особое положение музыки в сфере личностных интересов подростка. Автором определены специфические черты учреждений дополнительного образования и подчеркнута эффективность воздействия на музыкально-эстетическое развитие подростка.
Ключевые слова: подростковый возраст, возрастная специфика, дополнительное образование, музыкально -эстетическое развитие, творческая активность, эстетическое чувство, эстетический вкус, эстетический идеал.
THE SPECIFICITY AND THE POSSIBILITIES OF MUSICAL-
AESTHETIC DEVELOPMENT OF ADOLESCENTS
IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION
O. Drobot
Abstract. In this article the author draws attention to the prospects of development of aesthetic feelings of a teenager in the process of learning music. Based on the typical features of adolescence, there is a special provision of music in the field of personal interests of a teenager. The author defines specific features of institutions of additional education and stresses the effectiveness of influence on musical-aesthetic development of the adolescent.
Keywords: adolescence, age-specific, additional education, music, aesthetic development, creativity, aesthetic sense, aesthetic taste, aesthetic ideal.
Создание условий для максимального раскрытия способностей детей является главной целью общества, в центре внимания которого находится личность человека. Значительными возможностями в решении образовательных и воспитательных задач обладает система дополнительного образования, чей ценностный статус был определен на государственном уровне: дополнительное образование - это уникальная конкурентоспособная социальная практика наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала в обществе, где «на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности» [5, с.2].
Построенная на деятельностной основе, система дополнительного образования охватывает основные направления интересов детей, расширяет и дополняет школьные знания, помогает создать индивидуальную
образовательную среду для каждого ребёнка, развивает мотивацию к учебно-познавательной и практической деятельности, создаёт условия для развития и реализации творческих и интеллектуальных возможностей учащихся, тем самым сохраняет, насыщает, обогащает пространство детства. Можно сказать, что дополнительное образование лежит в сфере
перспективного роста, в «зоне ближайшего развития» (Л.С. Выготский).
В подростковый период дополнительные общеобразовательные программы музыкально-эстетической направленности занимают особое положение. Почему же именно они пользуются особенным спросом? В этом возрасте в становлении личности подростка снижается значение семьи и общеобразовательной школы, тогда как влияние иных форм общения (общение со сверстниками, СМИ, интернет) усиливается. Сталкиваясь со схематизированной скучной жизнью взрослых, постепенно осознавая ее запрограммированность, подростки думают, что выходят за ее рамки, когда нарушают привычные порядок и законы. Искусство помогает открыть им, что настоящая жизнь и реальность - это разные понятия. Жизнь богаче реальности, она многослойна, многоконтекстна.
Как яркое выражение эмоций и настроений музыка опережает другие виды искусства по степени воздействия на чувства и является значимой областью интересов подростков. Но музыкально-эстетическое чувство подростков формируется главным образом под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Часто это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного
художественного качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу лёгкости восприятия.
Психологически необходимая подростку и молодежи музыка отдыха и развлечений, отмеченная Д.Б. Кабалевским как «явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость» [4, с.117], низведена до малозначимого фонового шумового сопровождения быта. Учреждения дополнительного образования могут отвлечь подростка от возможных негативных влияний, приобщить к истинному искусству, воспитать эстетическое чувство и восполнить потребность новизны.
Подростковый возраст - это сложный отрезок жизни между детством и зрелостью, данный переход от «почти взрослого ребенка к почти зрелому взрослому» (И.Г. Малкина-Пых) характеризуется: физиологическими изменениями в организме, связанными с половым созреванием; формированием социальной зрелости и самосознания, внутренним тяготением к творческому воплощению, тенденцией к продуктивности [2, с.214]; важными изменениями в сфере мышления и образования понятий; развитием внимания в этом возрасте напрямую связано с формированием настойчивости, а его произвольность с проявлением волевой активности подростка; количественным и качественным ростом памяти; более глубокими, постоянными и устойчивыми эмоциональными отношениями; расширением и обогащением репродуктивного и продуктивного воображения.
Специфической чертой подросткового периода является конфликтность по отношению к взрослым, в подростке по-прежнему видят ребенка, а он воспринимает себя взрослым, и из позиции подчинения подросток пытается перейти в позицию равенства. Подростковому возрасту свойственно крушение прежде установившихся авторитетов и интересов, оппозиция к внешнему миру, его отрицание и протест. Подобно бунтарю подросток восстает против своего удела, оспаривает заданные ему извне цели. Но это не просто отрицание: бунтуя, он требует прояснения и установления нового порядка. В этом нетерпении подросток близок творцу, художнику, который «не терпит действительности» (Ф. Ницше) и «переделывает мир по своему усмотрению» (А. Камю).
Особое значение в подростковый период приобретает проблема интереса. Е. Торндайк утверждал, что как во всякой работе, физической или умственной, в учебе ребенок должен быть заинтересован. А какого рода будет этот интерес -боязнь наказания со стороны родителей,
поддержание своего авторитета в классе, сохранение уважения к самому себе - зависит не только от подростка, но и от преподавателя. «Поэтому мы можем и должны изменять интересы, заменять их направление, переключать интересы из одной области в другую, воспитывать и создавать новые интересы» [2, с.35].
Цель музыкально-эстетической деятельности подростка - познание основополагающих законов бытия (целостность, симметрия и т.д.), выраженных в законах природы и социума, доставляющее человеку духовное наслаждение, радость, удовольствие. В подростковом возрасте отношение к произведениям искусства все более определяется выраженными в них мыслями и чувствами, раскрывающими сложный внутренний мир человека [3]. А.И. Буров отмечает последовательность формирования эстетической культуры в процессе взросления ребенка: от формирования эстетического чувства к воспитанию эстетического вкуса и далее к их соединению с эстетическим идеалом у сложившейся личности [7]. Б.М. Неменский отмечает, что именно средствами искусства формируется «зоркость души» [6, с.40]. Таким образом, новообразования подросткового возраста такие как повышенная эмоциональность, стремление к идеалам, качественные изменения в интеллектуальной сфере, чувство взрослости, становление Я-концепции, выступают определяющими факторами для эффективного музыкально-эстетического развития учеников-подростков.
Дополнительное образование благодаря своей специфике: добровольность, дополнительность, содействие профессиональному
самоопределению, опосредованное социальное воспитание, связанные с основными функциями системы дополнительного образования -просветительской, рекреативной, воспитательной и компенсаторной [1], открывает для детей подросткового возраста широкие возможности для музыкально-эстетического развития. В учреждениях дополнительного образования ребенок может расширить кругозор, утолить потребность в углублении знаний в интересующей его области, получить удовлетворение от самостоятельной
деятельности, почувствовать свою значимость в окружающем мире, компенсировать недостаток общения, находясь в среде единомышленников и сверстников, открыть в себе скрытые ресурсы, отвлечься от возможных негативных влияний. Музыкальное искусство, воздействуя на психические и физические силы человека, позволяет направить подростка в нужное русло
личностного развития. В процессе музыкально-эстетического развития детей оно становится камертоном истинного смысла человеческой жизни.
Учреждения дополнительного
художественного образования формируют заинтересованную и грамотную аудиторию слушателей и зрителей, способную к адекватному и критическому восприятию произведений искусства, самостоятельному творческому проявлению; дают учащимся основы исполнительского мастерства и необходимый
объем теоретических знаний; способствуют распространению искусства в обществе. Воздействуя на все сферы жизнедеятельности человека, музыкально-эстетическое развитие формирует характер, развивает такие стороны личности, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни. «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» (В.А. Сухомлинский) [8, с.150].
Литература:
1. Беккерман П.Б. Специфика дополнительного художественного образования в контексте профессиональной подготовки в негуманитарных колледжах: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Беккерман Павел Борисович // Творческое развитие обучающихся в колледжах негуманитарного профиля (на примере дополнительного художественного образования). - М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2015. - С. 35-56.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т.; Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
3. Ганошенко Н.И. Психология развития [Электронный ресурс]: Словарь / Н.И. Ганошенко; под ред. Л.А. Венгера. - Режим доступа: http://www.insai.ru/slovar/esteticheskoe-razvitie
4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с., илл.
5. Концепция развития дополнительного образования детей 2014 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ig.ru/2014/09/08/obrazovame-site-dok.html
6. Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255с.
7. Основные направления исследований в публикациях научной школы А.И. Бурова: Информационный справочник; сост. Командышко Е.Ф. - М., 2009.
8. Чаша мудрости: Афоризмы, изречения, высказывания отечественных и зарубежных авторов / Композиция В. Воронцова. - М.: Детская литература, 1978. - 511 с.
Сведения об авторе:
Дробот Ольга Евдокимовна (г. Москва, Россия), преподаватель теоретических дисциплин, ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусства имени М.А. Балакирева», e-mail: [email protected]
Data about the author:
O. Drobot (Moscow, Russia), Teacher of theoretical disciplines, GBUDO in Moscow "Children's Art School named after M.A Balakirev", e-mail: [email protected]