Научная статья на тему 'Формирование учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки в общеобразовательной школе'

Формирование учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
559
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
урок музыки / мотивация к занятиям музыкой / мотивация подростков / учебная деятельность / a music lesson / motivation to music / motivation of teenagers / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскарова Ольга Борисовна

В статье рассматривается проблема формирования учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки. Определены мотивы, влияющие на популярность предмета «Музыка» в школе: познавательный интерес, потребность в новых впечатлениях, включение в творческий процесс, причастность к событию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF TEENAGERS TO OCCUPATIONS AT MUSIC LESSONS AT COMPREHENSIVE SCHOOL

In article the problem of formation of educational motivation of teenagers to occupations at music lessons is considered. The motives influencing popularity of the subject "Music" at school are defined: cognitive interest, need for new impressions, inclusion in creative process, participation in an event.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки в общеобразовательной школе»

УДК 372.8:78

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЯМ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Аскарова Ольга Борисовна

доцент, Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень) E-mail: ask-o92@yandex.ru

В статье рассматривается проблема формирования учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки. Определены мотивы, влияющие на популярность предмета «Музыка» в школе: познавательный интерес, потребность в новых впечатлениях, включение в творческий процесс, причастность к событию.

Ключевые слова: урок музыки, мотивация к занятиям музыкой, мотивация подростков, учебная деятельность.

Урок музыки в общеобразовательной школе не является профилирующим предметом. Однако, за весь период существования отечественного образования, этот предмет всегда входил в учебный план. Это объясняется тем, что содержательная сторона программы по музыке направлена на духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства. На уроках учитель использует все формы работы с классом: слушание музыки (в том числе просмотр видеозаписей), пение и музицирование (исполнительская деятельность), знакомство с творчеством композиторов и элементарной теорией музыки (музыкально-познавательная деятельность), собственная интерпретация музыкальных произведений. Младшие школьники с удовольствием принимают участие во всех видах исполнительского творчества. В этом возрасте ученики с легкостью выстраивают ассоциативно-образные цепочки, эмоционально реагируют на звучащую музыку. Происходит формирование музыкальной культуры, развивается мышление, слух, голос, музыкальное восприятие.

Ученики средних классов уже имеют определенный багаж музыкальных знаний, владеют слушательскими и исполнительскими умениями, опытом самостоятельной музыкально-творческой деятельности. И в этом возрасте, вовлечению в учебную деятельность подростков способствует наличие понятной мотивации. А преподавателю необходимо иметь четкое представление о педагогических средствах, которые можно использовать для формирования у учащихся этой мотивации к получению знаний. Подросток должен осознавать для чего он что-то делает, и какой результат в итоге получит. Следовательно, нам необходимо понять, как формируется мотивация познавательной деятельности, изучив познавательные мотивы.

Уже в подростковом возрасте человек понимает, что деятельности без мотива не бывает. С научной точки зрения — «Мотивация — это совокупность внутрен-

Вестник Бурятского государственного университета Образование. Личность. Общество

2017. Вып. 4

них и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности» [4; 2]. У подростков внешняя мотивация (в первую очередь оценка его работы) уже не актуальна и теряет свое значение. На первый план выходит внутренняя мотивация, когда ученик может выразить свою индивидуальность, самостоятельно справиться с заданием, ощутить состояние успеха, заслужить оценку окружающих (учителей, сверстников, родителей, взрослых людей), увидеть плоды своего труда. Данный повседневный мотивационный процесс должен сопровождать ученика на протяжении всего периода обучения.

Какие составляющие оказывают влияние на формирование учебной мотивации подростков к занятиям на уроках музыки? Побуждением к учебной деятельности могут служить различные мотивы. Во-первых, познавательный интерес. Возникает желание овладеть новыми знаниями, в том числе, пополнить уже имеющиеся путем знакомства с неизвестными музыкальными произведениями; подробным изучением творчества композитора; знакомство с историей создания сочинения; чтение специальной литературы и периодических изданий по вопросам музыкального исполнительства. Во-вторых, потребность в новых впечатлениях, особенно когда одноклассники обсуждают выступления музыкального коллектива, группы, солиста. Подросток посещает концерты эстрадной, симфонической, инструментальной, хоровой, вокальной музыки. Знакомится с музыкальными произведениями разных эпох, стилей и жанров. В-третьих, включение в творческий процесс. Возникает потребность изучить (послушать и сравнить) различные интерпретации одного произведения, самостоятельно исполнить музыкальное произведение на инструменте. У подростка возникает желание научиться играть на музыкальное инструменте, чтобы самостоятельно сыграть понравившееся произведение. В-четвертых, причастность к событию. Подготовка сообщений, докладов и рефератов к уроку, подбор музыкального материала по теме занятия. Подбор художественных иллюстраций, либо видеоряда для проведения занятий. Все составляющие мотивации у подростков подкреплены умением работать с книгами, справочным материалом, пользоваться Интернетом. В результате формируется аналитическое мышление, художественно-эстетический вкус, раскрываются творческие способности. Роль педагога заключается в создании благоприятных условий для развития, в том числе, саморазвитие ученика.

Таким образом, можно утверждать, что мотивация к учебной деятельности в подростковом возрасте состоит из системы мотивов, находящихся в соотношении между собой и дополняют друг друга. А задачи, которые ставятся в ходе учебной деятельности, должные быть реалистичны и направлены на получение конкретного результата, четко сформулированы, доступны для понимания и выполнения.

Литература

1. Архипова М. В. Педагогические условия активизации слушания музыки в школе // Развитие идей Д.Б. Кабалевского в современном музыкальном образовании: сб. материа-

лов науч.-практ. конф., посвящ. 105-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского. М.: Изд-во МГПУ, 2010. С. 151-156.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва, 1996. 340 с.

3. Немов, Р. С. Психология : учебник. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 146 с.

4. Торопова А. В. Мотивация к занятиям искусством // Играем с начала. 2011. Сент. (№ 9). С. 2.

FORMATION OF EDUCATIONAL MOTIVATION OF TEENAGERS TO OCCUPATIONS AT MUSIC LESSONS AT COMPREHENSIVE SCHOOL

Olga B. Askarova associate professor,

Tyumen state institute of culture (Tyumen) E-mail: ask-o92@yandex.ru

In article the problem of formation of educational motivation of teenagers to occupations at music lessons is considered. The motives influencing popularity of the subject "Music" at school are defined: cognitive interest, need for new impressions, inclusion in creative process, participation in an event.

Keywords: a music lesson, motivation to music, motivation of teenagers, educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.