Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности социализации современной молодежи: средовой компонент'

Психолого-педагогические особенности социализации современной молодежи: средовой компонент Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / РОЛЬ СРЕДЫ / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / САМОСОЗНАНИЕ / SOCIALIZATION / STUDYING YOUTH / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES / THE ROLE OF THE ENVIRONMENT / FACTORS OF SOCIALIZATION / SELF-AWARENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стукалова О.В., Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р.

Статья посвящена многокомпонентной проблеме социализации современной учащейся молодежи. Значимость этого процесса обусловлена особенностями возраста: обучающимся свойственна лабильность поведенческих стратегий, этот возраст связан с кризисом самосознания. В статье выделены факторы социализации учащейся молодежи, а также ее психолого-педагогические особенности. Социализация обучающихся этого возраста отражает сложные психофизиологические процессы осмысления личностью своего места в окружающем мире, что приводит к гипертрофированной самостоятельности, негативизму и агрессии. В статье рассмотрен ряд научных концепций социализации, в том числе: адаптивная модель социализации, гуманистическая модель и комплексная социализации, совмещающая обе позиции. Особое внимание авторы уделяют роли среды, в которой проходит становление личности растущего человека: образовательной, культурной, коммуникативной. Представлены направления педагогического сопровождения продуктивной социализации учащейся молодежи; раскрыт потенциал их вовлечения в социально значимую творческую деятельность. Определена поэтапная структура педагогического сопровождения социализации молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стукалова О.В., Масалимова А.Р., Шайдуллина А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE MODERN YOUTH SOCIALIZATION: THE ENVIRONMENTAL COMPONENT

The article is devoted to the multicomponent problem of studying youth socialization. The significance of this process is caused due to the characteristics of age: adolescents are characterized by lability of behavioral strategies, this age is associated with a crisis of self-awareness. The article highlights the factors of studying youth socialization, as well as its psychological and pedagogical features. The socialization of studying youth reflects the complex psychophysiological processes of a teenager's understanding of the personnel place in the world, which leads to hypertrophied independence, negativity and aggression. The article discusses a number of socialization scientific concepts, including: an adaptive model of socialization, a humanistic model and complex socialization, integrating both positions. The authors pay special attention to the role of the environment in which the teenager’s personality development takes place: educational, cultural, communicative. The directions of pedagogical support of the studying youth productive socialization are presented, the potential of their involvement in socially significant creative activity is revealed. The step-by-step structure of the youth socialization pedagogical support is defined.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности социализации современной молодежи: средовой компонент»

УДК 37.01

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: СРЕДОВОЙ КОМПОНЕНТ

О.В. Стукалова, А.Р. Масалимова, А.Р. Шайдуллина

Аннотация. Статья посвящена многокомпонентной проблеме социализации современной учащейся молодежи. Значимость этого процесса обусловлена особенностями возраста: обучающимся свойственна лабильность поведенческих стратегий, этот возраст связан с кризисом самосознания. В статье выделены факторы социализации учащейся молодежи, а также ее психолого-педагогические особенности. Социализация обучающихся этого возраста отражает сложные психофизиологические процессы осмысления личностью своего места в окружающем мире, что приводит к гипертрофированной самостоятельности, негативизму и агрессии. В статье рассмотрен ряд научных концепций социализации, в том числе: адаптивная модель социализации, гуманистическая модель и комплексная социализации, совмещающая обе позиции. Особое внимание авторы уделяют роли среды, в которой проходит становление личности растущего человека: образовательной, культурной, коммуникативной. Представлены направления педагогического сопровождения продуктивной социализации учащейся молодежи; раскрыт потенциал их вовлечения в социально значимую творческую деятельность. Определена поэтапная структура педагогического сопровождения социализации молодежи.

Ключевые слова: социализация, учащаяся молодежь, психолого-педагогические особенности, роль среды, факторы социализации, самосознание.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF THE MODERN YOUTH SOCIALIZATION: THE ENVIRONMENTAL COMPONENT

O. Stukalova, A. Masalimova, A. Shaidullina

Abstract. The article is devoted to the multicomponent problem of studying youth socialization. The significance of this process is caused due to the characteristics of age: adolescents are characterized by lability of behavioral strategies, this age is associated with a crisis of self-awareness. The article highlights the factors of studying youth socialization, as well as its psychological and pedagogical features. The socialization of studying youth reflects the complex psychophysiological processes of a teenager's understanding of the personnel place in the world, which leads to hypertrophied independence, negativity and aggression. The article discusses a number of socialization scientific concepts, including: an adaptive model of socialization, a humanistic model and complex socialization, integrating both positions. The authors pay special attention to the role of the environment in which the teenager's personality development takes place: educational, cultural, communicative. The directions of pedagogical support of the studying youth productive socialization are presented, the potential of their involvement in socially significant creative activity is revealed. The step-by-step structure of the youth socialization pedagogical support is defined.

Keywords: socialization, studying youth, psychological and pedagogical features, the role of the environment, factors of socialization, self-awareness.

Значимость педагогического сопровождения социализации современной учащейся молодежи обусловлена особенностями возраста, который, вслед за известным специалистом в этой сфере психологии и педагогики С. Холлом, может быть определен как возраст «кризиса самосознания» [11, с.125-141].

Гипертрофированное стремление

обучающихся 15 - 18 лет к самостоятельности, самоутверждению отягощается лабильностью поведенческих стратегий, когда активность может резко сменяться апатией, самоуверенность - зажимом, любознательность - равнодушием, альтруизм - эгоизмом и т.д.

Приобретая так называемое «чувство индивидуальности», подросток испытывает

острые столкновения с вызовами социальной жизни, стрессы, конфликты, все, что вызывает смятение и нестабильность. Соответственно, без квалифицированной поддержки своего становления растущий человек оказывается в ситуации одиночества, воспринимаемого как изгойство, результат собственной

несостоятельности и невозможности

полноценной самореализации. Нарастание чувства одиночества, как показывают исследования, зачастую перерастает в устойчивое негативное состояние психики подростка. Это не может не наложить сильного отпечатка на все процессы личностного становления, привести к искажениям в восприятии окружающих [2].

Педагогическое сопровождение в этой ситуации оказывается важнейшим инструментом профилактики различных девиаций,

возникающих под напором кризиса самосознания обучающихся, и преодоления уже существующих проблем.

Ученые выделяют в педагогическом сопровождении, прежде всего, деятельностный компонент, т.е. акцентируют внимание на оказании профессиональной психолого-педагогической помощи обучающимся в различных направлениях социализации, включая: а) личностное самоопределение, б) самопознание, в) саморазвитие, г) самореализацию, д) творческую активность.

Такая помощь должна быть адресной и, безусловно, требует от педагогов не только суммы определенных знаний, но и владение специальными междисциплинарными методами, позволяющими определять и разрешать проблемы подростков [8].

Наиболее эффективным является педагогическое сопровождение, которое осуществляется не в авторитарном, доминантном, инструктивном стиле, а опирается на технологии фасилитации общения, стимулирования конструктивного диалога. В этом случае педагогическое сопровождение становится комплексом целенаправленных педагогических воздействий, которые мотивируют самих подростков на включение в различные события, последующую рефлексию этого включения. Таким образом, интегрируются несколько важнейших сфер продуктивной социализации: мотивационная, деятельностная, рефлексивная.

Авторы статьи видят также необходимость активизации средового компонента

социализации, когда в образовательной организации, во временном коллективе/группе, объединяющем нескольких представителей учащейся молодежи, создаются оптимальные условия, стимулирующие развитие навыков социализации, рефлексии, творческой активности, социальной ответственности, способности личности, раскрывающие ее потенциал и готовность к полноценной самореализации, с одной стороны, а с другой -нейтрализующие факторы, негативно влияющие на процесс социализации. Среди этих факторов, в контексте изучения влияния среды на социализацию, особенно важны: молодежные субкультуры, семья и семейное воспитание, референтная группа (чаще всего - это сверстники), Значимые взрослые,

образовательные, религиозные и воспитательные организации, социокультурные условия.

Подчеркнем и возрастающее влияние массовой коммуникации - особенно социальных сетей, интернет-пространства на самоизменение личности обучающегося в процессе социализации.

Этот фактор нельзя однозначно назвать позитивным или негативным. Поток информации, воспринимаемый подростком, проходит через определенные фильтры его сознания, и одна и та же информация может вызывать отрицание или, наоборот, большой интерес. Примером является реклама. Ряд обучающихся отрицает ее, их раздражает ее навязчивость, а многие поддаются ее влиянию и становятся объектами манипуляции. Так, в последнее время актуальной стала проблема пивного алкоголизма среди учащейся молодежи [3, с.53-57].

В отечественной науке достаточно обстоятельно изучены факторы социализации молодежи. Различные аспекты этой области психолого-педагогических исследований

рассмотрены в трудах Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, И.В. Дубровиной [6], А.П. Краковского [7, с.25] и др. В настоящее время создан ряд научных концепций социализации: адаптивная социализация [9], комплексная социализация и т.д.

Адаптивная социализация основана на теоретических положениях структурного функционализма, который интерпретирует общество как стремящуюся к равновесности систему социальных институтов и норм взаимодействия, где каждый элемент отвечает за выполнение своих функции. Одним из механизмов, обеспечивающих востребованную системой стабильность, является социализация, целью которой является выработка определенных поведенческих стратегий у членов общества.

Комплексная социализация направлена на формирование «позитивно-критической

личности», т.е. в процессе социализации должно происходить не просто освоение определенных норм и поведенческих стратегий, а и личностное становление, предполагающее рост

индивидуального самосознания, определяющего способность осознанно принимать решения и конструктивно выстраивать взаимодействие с окружающим миром и людьми [1].

Понимание значимости социализации молодежи в стабильности общественного развития отражается в разработке и внедрении специальных образовательных программ, направленных на формирование компетенций, позволяющих современной молодежи более активно участвовать в социальной жизни, адаптироваться к ее вызовам, адекватно

реагировать на сложные ситуации, в том числе -финансового и юридического характера. Примером является получившее признание во всем мире финское образование [5, с.23-27].

Внимание авторов статьи сосредоточено на определении: 1) психолого-педагогических особенностей социализации современной молодежи; 2) возможностей влияния среды на повышение уровня продуктивной социализации молодежи; 3) направлений педагогического сопровождения социализации молодежи в процессе создания позитивной среды влияния на развитие навыков в этой области личностного становления.

Обобщенно результаты исследования можно представить следующим образом:

1. Среди психолого-педагогических особенностей социализации современной молодежи наиболее значимы:

- рассогласование между достаточно высоким уровнем личностных притязаний и низким социальным статусом обучающихся 15 -18 лет. Обучающиеся в описании своих представлений о будущем отмечают «хорошую зарплату», «большую квартиру», «интересную жизнь». При этом они не указывают, что готовы к обучению в вузах, освоению профессии и т.д.;

- несовпадение доминирующего в общении с обучающимися авторитарного стиля и наличия у них способностей и возможностей, заданных процессом взросления.

Непонимание, конфликты, вспышки агрессии в общении с обучающимися отмечают многие педагоги (97%), при этом готовность «встать на сторону» обучающегося высказывают лишь 46% опрошенных взрослых. Объяснение этому дается в такой форме: «я хочу хорошего, а он /она неблагодарные», «я взрослый, у меня есть опыт, в конце концов, я отвечаю за ребенка и имею право поучить» и т.д. Отсутствие принятия, довлеющее долженствование приводят к замыканию, утрате доверия к взрослым, постоянной готовности к сопротивлению. Последствиями такого поведения становятся аддикция - зависимость от психоактивных веществ, которые снижают психическое напряжение;

- зависимость от мнения и поведения референтной группы сверстников. Мнение этой группы распространяется на самые значимые для молодежи сферы социализации: от внешнего вида до выбора места обучения и профессии. Недостаток жизненного опыта вынуждает обучающихся совершать значительные ошибки в выборе референтной группы и нарушать процесс продуктивной социализации.

2. Все это определяет направленность работы педагогов на создание среды, оказывающее позитивное влияние на расширение круга познавательных интересов молодежи, появление социально ценных побуждений и переживаний, иначе говоря - социально-культурной рефлексии.

В данном контексте особенно значимо влияние мотивации молодежи на конструктивное общение, обладающее качествами глубокой эмоциональной привязанности и общности предпочтений.

Исследование показало, что включение в референтную группу обучающихся тех сверстников, чьи поведенческие стратегии основаны на осознании жизненной перспективы образования и обретения профессии, оказывает значительное позитивное влияние на социализацию. Это отражается в устойчивости ценностных ориентаций на самостоятельность в становлении, на ответственность и понимание своих возможностей.

Педагогически организованная среда оказывается источником импульсов для преодоления неуверенности, лени, внешнего локуса контроля и эскапизма, которые свойственны молодежи. Опыт показывает эффективность модели интегративных лагерей, в программе которых учтены возможности освоения навыков социализации. Программы включают тренинги, квесты, спортивные и социально-культурные мероприятия для разновозрастной группы [12].

Диагностика различных качеств личности, характеризующих уровень социализации, включая тревожность, самооценку, ценностные ориентации и др., показала, что у обучающихся, включенных в программы таких лагерей, значительно повышается стремление к самоутверждению, самореализации,

самоопределению. Они более осознанно формулируют собственные вкусы, взгляды, оценки (средние показатели - 38% завершающего среза по сравнению с 17% начального среза), отметим также развитие практического мышления, о значимости которого писал выдающийся российский ученый Л.С. Выготский, который связывал это качество с формированием самосознания [10, с. 146-161].

Приведем такую цитату, подтверждающую наш вывод: «Человек овладевает своим поведением и подчиняет его известному плану через речь и с помощью речи. Таким образом, практическая деятельность человека превращается в двояко опосредованную деятельность: с одной стороны, она опосредована орудиями в буквальном смысле слова, с другой -

опосредована орудиями в переносном смысле слова, орудиями мышления, средствами, с помощью которых совершается

интеллектуальная операция, она опосредована с помощью слов» [10, с.161].

Следовательно, усиление роли диалога в работе с молодежью, создание интенсивной среды общения в процессе создания коллективного творческого/интеллектуального продукта оказывает явное позитивное влияние на становление навыков социализации и освоение социально ориентированных стратегий поведения.

3. К направлениям педагогического сопровождения социализации молодежи в процессе создания позитивной среды влияния на развитие навыков в этой области личностного становления относятся:

- взаимодействие различных видов организации содержательного культурного досуга с различными формами образовательной деятельности. Обучающиеся отмечали, что особенно ценят, когда получают возможности «для свободного самовыражения» (74%), для «искреннего разговора» (82%), «для выбора видов деятельности» (86%);

- поддержка творческой активности молодежи. Активность корреллирует с уровнем социальной адаптивности, это объясняется выбором лидерского стиля общения, адекватностью самооценки, позитивным мировоззрением, наличием целей саморазвития [4, а50-55].

В этих условиях, как доказало исследование, нивелируются девиантные проявления личности растущего человека, поскольку он совершает особенный выбор социально одобряемого поступка.

Данные подтверждаются опросом педагогов, раскрывающих детали социализации обучающихся. Педагоги подчеркивают, что молодые люди начинают значительно изменяться после обретения условий для творческого самовыражения - это может быть увлечение, занятие в художественной студии, школьном театре и др. На занятиях, которые вызывают

неподдельный интерес у молодежи, образуется со-бытийная общность, идет педагогически организованный процесс воспитания, при котором задействуется коррекционно-развивающий пласт, развиваются умения общаться и работать в социуме.

Поэтапная структура педагогического сопровождения социализации молодежи в активной, творчески заряженной, позитивной среде может быть представлена следующим образом:

первый этап: формулирование общей проблемы, отражающей недостатки в процессе социализации. Выделение тем и форм работы, распределение функций между участниками. Создание рабочих групп. Постановка цели для каждой группы и общей цели;

второй этап: практическая проверка представленных тем и форм работы. Индивидуальные и групповые консультации. Коллективное создание творческого

продукта/исследовательского проекта и др. Диагностика навыков социализации по разным аспектам;

третий этап: супервизия. На этом этапе особенно важно определить объективность полученных данных, понять, насколько предлагаемые формы и темы смогли активизировать сознание обучающихся подростков, затронуть их мотивацию, которая является фундаментом продуктивной

социализации.

Кроме того, в этом случае возникает комплекс условий, дающих импульс к социализации, которая начинается с создания ситуации, благоприятствующей рождению у растущего человека чувства успеха или готовности к успеху. Для этого у подростка, на наш взгляд, должна быть сильно развитая мотивация к самореализации.

Следовательно, педагогически

организованная среда влияет на социализацию молодежи опосредованно, порождая потребность к постепенной переориентации с внешних оценок на внутренние, превращая социализацию в неотъемлемую часть личностного становления.

Литература:

1. Альберт М., Хедоури М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Хедоури; пер с англ. -М.: Деловая книга, 1993.

2. Атласова А.Р., Михалева А.Б. Одиночество в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / А.Р. Атласова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1. Режим доступа: http://www.eduheraЫ.ru/ш/artide/view?id=1531

3. Бабюк И.А., Побережная Н.В., Табачников А.Е. Медико-социальная проблема злоупотребления пивом лицами молодого возраста (обзор литературы) / И.А. Бабюк, Н.В. Побережная, А.Е. Табачников // Науково-практичний журнал Apxiв псиматрп. - 2010. -№ 3(62). - С. 53-57.

4. Беккерман П.Б. Необходимость творческого развития подростков в дополнительном образовании:

основные причины в контексте психолого-педагогических воззрений Д.И. Фельдштейна / П.Б. Беккерман // Гуманитарное пространство. - 2018. - Т. 7. - № 1. - С. 50-55.

5. Дерябин Ю.С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании / Ю.С. Дерябин // Педагогика. -2004. - № 4. - С. 23-27.

6. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. - М.: Академия, 1998.

7. Краковский А.П. Подростки / А.П. Краковский. - М.: Просвещение, 1970.

8. Олиференко Л.Я Социально-педагогическая поддержка детства. Муниципальная система / Л.Я. Олиференко. - М.: Народное образование, 2002.

9. Парсонс Т.О структуре социального действия. / Т. Парсонс. - М.: Академический проект, 2000.

10. Педология подростка: собр. соч. в 6-ти томах: т. 4 / Детская психология; под ред Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика 1984. - С. 146-161.

11. Холл С. История одной кучи песку / С. Холл // Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. - С. 125-141.

12. Stukalova O.V. et all. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art // Espasios, 2017, Vol. 38 (N 56). - P. 33.

Сведения об авторах:

Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», советник директора Благотворительного фонда содействия развитию социально-культурных инициатив и попечительства «Образ жизни», e-mail: сhif599@gmail.com

Масалимова Альфия Рафисовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования, Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, e-mail: alfkazan@mail.ru

Шайдуллина Альбина Рафисовна (г. Альметьевск, Россия), доктор педагогических наук, заведующий кафедрой «Иностранные языки», Альметьевский государственный нефтяной институт, e-mail: albina-plus@mail.ru

Data about the authors:

O. Stukalova (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate professor, Chief Researcher, Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education», Advisor to the Director of the Charity Fund for the Promotion of Social and Cultural Initiatives and Guardianship "Way of Life", e-mail: сhif599@gmail.com

A. Masalimova (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of Preschool and Primary Education at the Institute of Psychology and Education, Kazan (Volga region) Federal University, e-mail: alfkazan@mail.ru

A. Shaidullina (Almetyevsk, Russia), doctor of pedagogical sciences, Head of the Department "Foreign Languages", e-mail: albina-plus@mail.ru

13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI: 10.34772/KPJ.2019.137.6.004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.