Высшее образование
УДК 378
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ1
Е.Ф. Командышко, О.В. Стукалова, В.В. Епанешников
'Статья выполнена в рамках Государственного задания для ФГБНУ ИХоиК РАО, проект «Содержание и механизмы модернизации художественного образования», номер государственной регистрации АААА-А16-116041400061-0, руководитель - д.п.н. Алексеева Л.Л.
Аннотация. Актуальность статьи связана с потребностью психолого-педагогической науки в изучении особенностей влияния на процесс личностного развития учащейся молодежи достаточно агрессивной современной информационной среды. Авторы доказывают, что педагогическое сопровождение личностного развития учащейся молодежи требует разработки новых методологических принципов и технологий. В статье выявлена роль вовлечения обучающихся в активную социально-культурную деятельность. Определены факторы влияния активизации социально-культурной деятельности обучающихся на их личностное развитие. Раскрыты критерии определения уровня включенности обучающегося в социально-культурную деятельность и этапы этого процесса.
Ключевые слова: учащаяся молодежь, развитие личности, социально-культурная деятельность, информационная среда, педагогические принципы.
SOCIOCULTURAL ASPECTS OF THE STUDENTS' PERSONAL
DEVELOPMENT IN THE MODERN INFORMATION ENVIRONMENT
E. Komandyshko, O. Stukalova, V. Epaneshnikov
Abstract. The relevance of the article is connected with the need for psychological and pedagogical science in studying the aggressive modern information environment influence on the process of young students' personal development. The authors argue that the pedagogical support for the young students' personal development requires the development of new methodological principles and technologies. The article reveals the role of students' involvement into active social and cultural activities. The factors of influence of students' social and cultural activity on their personal development are determined. The criteria for determining the student's inclusion level in socio-cultural activities and the stages of this process are revealed.
Keywords: student youth, personality development, socio-cultural activity, information environment, pedagogical principles.
Прежде, чем рассмотреть социокультурные аспекты развития личности современного молодого человека, необходимо определить основные понятия этого исследовательского поля исследования в педагогике.
Учащаяся молодежь - это возрастная категория юношеского периода становления человека, объединяющая старших школьников и студентов от 16 до 20 лет, то есть тех, кто обучается в разных типах учебных заведений (общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, средние и высшие учебные заведения) и характеризующаяся общностью развития психических познавательных процессов, мотивационных установок и эмоциональной направленностью.
Личностное развитие обучающихся - это многомерный и многогранный процесс
взросления, неразрывно связанный с формированием мировоззрения, как взгляда на мир в целом; как системы убеждений, выражающих отношение человека к миру; его главные ценностные ориентации и системы знаний. Личностное развитие осуществляется постепенно и, в результате, приводит к профессиональному выбору, который представляет собой длительный, иногда продолжающийся более десяти лет процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных решений [1].
Для данного исследования одной из важнейших является ценностно-смысловая концепция личности, определяющая сущность развития человека через его отношение к другому человеку как самоценности.
Мы опираемся и на взгляды ученых, доказывающих, что человек проявляется как личность в пространстве «большого времени», когда «...человек преодолевает свою природно-социальную вещность и превращается в «человека в человеке» [3, с.331-333].
В настоящее время в психолого-педагогической науке существует потребность в изучении особенностей влияния на многоаспектный процесс личностного становления учащейся молодежи достаточно агрессивной современной информационной среды.
Лавинообразный поток информации, возрастающей в геометрической прогрессии, создает новые изменчивые условия для образования. Между тем известно, что одной из особенностей юношеского возраста является широта интеллектуальных интересов, которая часто сочетается с разбросанностью, отсутствием систематизированности взглядов и адекватной оценки своих возможностей. Таким образом, педагогическое сопровождение личностного развития учащейся молодежи требует разработки новых методологических принципов, учитывающих роль ситуативности, множественности; значение инновационных педагогических технологий.
Важными проблемами являются и социальная индифферентность молодежи, инфантилизм, появление большого числа безразличных, скучающих юношей и девушек, погруженных в виртуальный мир, когда учеба и социально значимая деятельность кажутся совершенно неинтересными по сравнению с воображаемой жизнью.
Очевидно, что доминирование
компетентностной парадигмы, реформы и преобразования в структуре и содержании всех ступеней образования, направленные на преодоление репрезентативных способов мышления, на снижение нагрузок на рациональную сферу и повышение значимости развития эмоциональной сферы требуют принципиально нового подхода к личностному развитию каждого обучающегося [10].
Такой подход должен учитывать не только влияние информационной среды, но и растущую значимость интеграции разных видов деятельности, что содействует раскрытию качеств личности, мобилизующих творческую активность и мотивацию на постоянное совершенствование и духовный рост.
В данном случае необходимо вспомнить гуманистические идеи В. Франкла, определившего, что подлинная личность
формируется на основе внутреннего диалога, или голоса совести, являющегося своеобразным «смысловым органом» [11].
Таким образом, развитие личности в гуманистической педагогике тесно
взаимосвязано с представлениями о жизненном самоопределении. Это понятие характеризует человека как субъекта собственной жизни и стоит на первом месте в структуре целей воспитания, выступая как этап самореализации человеком своих сил и способностей [9].
Почему при рассмотрении влияния информационной среды на личностное развитие современных обучающихся так важно учитывать именно социокультурные аспекты?
Прежде всего это связано с возрастными особенностями учащейся молодежи. Известно, что юность - возраст особой эмоциональной сензитивности [8]. В данный период интенсивно реализуются и расцветают при благоприятных условиях все те потенции эмоциональности человека, которые заложены в его натуре. В этом возрасте происходит активное формирование эмоциональной направленности личности, а также закрепление иерархизации собственной ценности. Кроме того, для эмоциональной жизни молодого человека характерно то, что в эти годы формируются чувства, которые выражают общие, более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.
Связь ярко окрашенной эмоциональности с формированием мировоззрения определяет вовлеченность обучающихся юношеского возраста в социально ориентированную деятельность, стремление быть полноправными участниками создания социокультурных явлений [2].
В контексте исследования были выделены следующие факторы влияния активизации социально-культурной деятельности
обучающихся на их личностное развитие:
- создание условий реализации творческого потенциала каждого обучающегося;
- педагогическая поддержка становления общей культуры личности;
- организация созидательной творческой работы, мотивирующей обучающихся на освоение устойчивой профессиональной ориентации.
Как показало исследование, интеграция личностного и социально-культурного развития обучающихся в условиях даже достаточно агрессивной информационной среды ориентирует их на сознательное и глубокое освоение базовых ценностей, эмоциональных констант, коммуникативных компетенций [7],
повышение самооценки, познавательного интереса, освоение такого качества как готовность к работе в команде [4].
В исследовании доказано, что вовлечение обучающихся в активную социально-культурную деятельность закладывает основы для становления общей культуры личности, которая предстает как поле продуктивной самореализации личности и полноценного раскрытия ее творческого потенциала.
Рассмотрим критерии для определения уровня включенности обучающегося в социально-культурную деятельность:
- интериоризация цели деятельности;
- осознанное участие в деятельности и понимание своей роли в достижении конечного результата;
- удовлетворение собственных интересов и потребностей в процессе;
- продуктивность межличностных отношений, возникающих в процессе деятельности;
- приобретение как общих, так и принадлежащих определенной социальной группе социальных ценностей.
Применение данных критериев позволяет выявить проблемные зоны в процессе личностного развития обучающихся и более четко построить педагогическое сопровождение их социально-культурной деятельности. В исследовании также были определены этапы вовлечения обучающихся в социально-культурную деятельность:
1. Этап развития познавательного интереса к самореализации в социально-культурной деятельности. На этом этапе особое внимание обращается на навыки работы с информацией. Преодоление негативного влияния информационной среды осуществляется прежде всего при раскрытии для обучающихся значения выстраивания определенных «фильтров» восприятия информации - иначе говоря, готовности критически подходить к ее оценке, пониманию необходимости проверки и перепроверки данных и т.д.
2. Этап исследования своих сил и устремлений, способностей и личностных особенностей. На этом этапе происходит апробация своих сил в различных видах социально-культурной деятельности [12]. Отметим, что это происходит не только в информационной среде, но и в условиях освоения способов самостоятельной жизни, включая временные подработки, т.е. ситуацию реальной трудовой деятельности, часто совмещаемой с учебой. На данном этапе важно
не только использовать «фильтры» для восприятия информации, но и выработать критерии отбора - прежде всего нравственные принципы.
3. Этап стремления к успеху, самоутверждению. Успех - это важнейший стимул личностного развития. На этом этапе очень важно создавать возможности для проявления личностных способностей каждого обучающегося в том или ином виде социально-культурной деятельности. Для восприятия информации значимо, чтобы освоенные принципы стали устойчивыми убеждениями.
4. Этап стабилизации, утверждения себя в качестве надежного и ответственного участника команды. Этот этап часто предполагает дальнейшее профессиональное образование в социально-культурной сфере и упрочение своих позиций в обществе. Обучающийся может не только воспринимать, но и самостоятельно создавать информационные поводы и освещать их в той или иной форме медиакоммуникации.
5. Этап поддержания, сохранения достигнутых позиций. Обучающийся на данном этапе стремится создать устойчивое профессиональное и социальное положение. Данный этап является также этапом рефлексии. Возможны и моменты кризиса, спада, поэтому важно создавать ситуации переключения, поддерживать уже освоенные стратегии личностного развития. Рефлексия предполагает постоянное сравнение, поэтому получаемая информация также требует сравнительного анализа.
В активной социально-культурной деятельности человеку сопутствует такое необходимое для личностного развития качество как свобода, ведь «...культура - всегда дело свободной инициативы, а последняя возможна лишь как инициатива отдельных людей, как личностная самодеятельность» [6, с.55]. Социально-культурная деятельность, таким образом, позволяет сопрягать различные направления образования и воспитания - всего того, что способствует целостному и продуктивному раскрытию потенциала личности.
Эту деятельность важно рассматривать как одну из наиболее перспективных в плане развития обучающихся, способных в будущем к установлению в обществе более благоприятных для всех граждан взаимоотношений, располагающих к совместному творческому труду, благожелательных и толерантных в своей основе [5].
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
2. Ариарский М.А. Шестьдесят лет научного осмысления социально-культурной деятельности и принципов подготовки ее специалистов // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества. Сборник научных статей. - М.: МГУКИ, 2009.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Художественная литература, 1979.
4. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. - М.: Знание, 1990.
5. Возрастные особенности формирования толерантности. Сборник научных статей / Под ред. В.С.Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2003.
6. Давыдов Ю.Н. Культура-природа-традиция. - М.: Просвещение, 1978.
7. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. - М.: Политиздат, 1988.
8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.
9. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Перевод с англ. - М.: Смысл, 1999.
10. Фельдштейн Д.И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
11. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Книга по требованию, 2012.
12. Alekseeva L.L., Savenkova L.G. Art classes at school and intellectual and creative child development // Espаcios. - Vol. 38 (N° 56). - Year 2017. - Page 3.
Сведения об авторах:
Командышко Елена Филипповна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатории интеграции искусств и культурологии имени Б.П. Юсова федерального государственного бюджетного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования».
Стукалова Ольга Вадимовна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, заместитель заведующего Лаборатории интеграции искусств и культурологии имени Б.П. Юсова федерального государственного бюджетного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Епанешников Владимир Владимирович (г. Елабуга, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики профессионального образования, инженерно-технологический факультет, Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Data about the authors:
E. Komandyshko (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, leading researcher of the Integration of Arts and Cultural studies Department named after B.P. Yusov, Federal State Budget Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education".
O. Stukalova (Moscow, Russia), doctor of pedagogical sciences, associate professor, deputy Head of the Integration of Arts and Cultural studies Department named after B.P. Yusov, Federal State Budget Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education", e-mail: [email protected]
V. Epaneshnikov (Yelabuga, Russia) candidate of pedagogical sciences, associate Professor, Department of theory and methods of professional education, engineering and technology faculty, Elabuga Institute (branch) of the Federal state Autonomous educational institution of higher education "Kazan (Volga region) Federal University".