Научная статья на тему 'Сохранение национальных традиций на занятиях вокалом как воспитательно-просветительский фактор творческого развития молодёжи в дополнительном художественном образовании'

Сохранение национальных традиций на занятиях вокалом как воспитательно-просветительский фактор творческого развития молодёжи в дополнительном художественном образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
107
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ / СТИЛИЗАЦИЯ В ВОКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ / ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ / СТУДИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ФУНКЦИЯ И ПАТРИОТИЗМ / УВАЖЕНИЕ К ИСТОРИИ НАРОДОВ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / NATIONAL TRADITIONS / STYLIZATION IN VOCAL ART / EDUCATION OF TOLERANCE / ADDITIONAL EDUCATION STUDIOS / EDUCATIONAL FUNCTION AND PATRIOTISM / RESPECT FOR THE HISTORY OF PEOPLES / CREATIVE DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Беккерман П.Б., Вязников А.В.

В данной статье авторы рассуждают о необходимости сохранения национальных традиций в современном песенном творчестве. Они показывает возможности для творческого развития молодёжи в условиях вокальной студии дополнительного образования в процессе воспитания толерантности и уважения к истории и культуре народов России. В качестве средства для сохранения культуры и истории народов России авторы предлагают использовать метод стилизации современных песен социальной направленности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Беккерман П.Б., Вязников А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preservation of national traditions in vocal classes as an educational and educational factor in the creative development of young people in additional art education

In this article, the authors discuss the need to preserve national traditions in modern song creation. They show the possibilities for the creative development of young people in the context of vocal studio of additional education in the process of nurturing tolerance and respect for the history and culture of the peoples of Russia. As a means to preserve the culture and history of the peoples of Russia, the authors propose to use the method of stylizing contemporary songs of a social orientation

Текст научной работы на тему «Сохранение национальных традиций на занятиях вокалом как воспитательно-просветительский фактор творческого развития молодёжи в дополнительном художественном образовании»

Сохранение национальных традиций на занятиях вокалом как воспитательно-просветительский фактор творческого развития молодёжи в дополнительном художественном образовании

П.Б. Беккерман1, А.В. Вязников2

'^Московский городской педагогический университет 129226, г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный проезд, д. 4, кор. 1 Moscow City Pedagogical University

2nd Agricultural Passage, 4, building 1, Moscow 129226 Russia 'e-mail: pavelbek@mail.ru 2e-mail: vyaznikovav@mgpu.ru

Ключевые слова: национальные традиции, стилизация в вокальном искусстве, воспитание толерантности, студии дополнительного образования, просветительская функция и патриотизм, уважение к истории народов, творческое развитие обучающихся.

Key words: national traditions, stylization in vocal art, education of tolerance, additional education studios, educational function and patriotism, respect for the history of peoples, creative development of students.

Резюме: В данной статье авторы рассуждают о необходимости сохранения национальных традиций в современном песенном творчестве. Они показывает возможности для творческого развития молодёжи в условиях вокальной студии дополнительного образования в процессе воспитания толерантности и уважения к истории и культуре народов России. В качестве средства для сохранения культуры и истории народов России авторы предлагают использовать метод стилизации современных песен социальной направленности.

Abstract: In this article, the authors discuss the need to preserve national traditions in modern song creation. They show the possibilities for the creative development of young people in the context of vocal studio of additional education in the process of nurturing tolerance and respect for the history and culture of the peoples of Russia. As a means to preserve the culture and history of the peoples of Russia, the authors propose to use the method of stylizing contemporary songs of a social orientation.. [Bekkerman P.B.1, Vyaznikov A.V.2 Preservation of national traditions in vocal classes as an educational and educational factor in the creative development of young people in additional art education]

Традиционная народная культура и культурное наследие народов России - это два базовых понятия, являющихся частью национального самоопределения и национальной идентичности каждого народа. Поэтому употребление в отношении этих понятий слова «актуальность» вызывает странные мысли о тех,

кто позволяет себе уйти от своих корней, забыть свою историю и культуру. Забота о процветании своей страны требует от каждого любви и уважения к собственной истории и культуре, а значит уважения и толерантного отношения к культуре каждого народа, населяющего нашу страну. В этой связи нам хотелось бы поговорить о национальных особенностях народов России в музыкальном песенном творчестве в контексте музыкальной стилизации, синтеза различных культур в контексте воспитания молодёжи.

В рамках многонационального российского государства под национальными традициями следует понимать давние российские традиции в сочетании с традициями всех народов и народностей, населяющих нашу страну. Каждый из народов подчеркивает свой главный элемент в своих культурных образцах. Когда мы говорим о русской песне, то подразумеваем как раздолье и мелодичность, так и удаль, Вспоминая музыку северных народов, мы подчеркиваем особые вибрации, специфическое гортанное пение и высокую энергетику. В музыке Северного Кавказа сразу же представляется зажигательный мужской танец и грациозно плывущая в танце женщина. Хотя и там есть мелодичные и лирические образцы.

В современном музыкальном пространстве можно заметить массовый интерес к народной музыкальной культуре, но это чаще явление региональное. В больших городах известны чисто общинные и узкопрофессиональные музыкальные объединения, популяризирующие данный жанр. Вместе с тем, анализ музыкальных пристрастий населения указывает на заметную популярность восточных мелодий. В этой связи не удивляют быстрые взлёты в хит-парадах исполнителей с Северного Кавказа или же их определённых песен.

Таким образом, при существующем запросе на такую музыку существует возможность эффективного использования таких тенденций в образовательно-просветительских целях. Как правило, сами исполнители в подавляющем большинстве поют не обремененные содержанием песни о любви, поэтому необходим творческий поиск и создание нового интересного музыкально-поэтического материала.

В рамках творческой и общественной деятельности

одному из авторов данной статьи представилась возможность сотрудничать с поэтами Северного Кавказа. Благодаря этому появилось много интересных песен как о городах и республиках, природе и красотах, так и об обычаях и традициях самого южного края нашей Родины. Эти песни являются примером стилизации как народной, так и эстрадной музыки, однако в музыкально-поэтическом содержании угадывается основная стилистическая принадлежность.

Целью рассмотрения специальных занятий по выше упомянутому социально направленному песенному материалу является как педагогическая самопрезентация (Кабкова, 2011) авторов статьи, так и демонстрация воспитательно-просветительского потенциала межрегионального творчества для педагогической деятельности в кружках и студиях дополнительного художественного образования в РФ. Вот краткий обзор содержания занятий.

«Горянка» (Беккерман П. 2019в) - песня смешанного стиля, написанная на стихи народного поэта Карачаево-Черкесской республики Азрета Акбаева. Тема славного образа женщины - хранительницы очага всегда остаётся актуальной в нашей стране. Проникновенная мелодия в современном электронном звучании представляется интересной для молодёжи, равно как и краткое знакомство с регионом России, о котором поется в песне. Однако обучающиеся имеют возможность услышать данное произведение в иных интерпретациях, что показывает им многообразие прочтений одного и того же стихотворения.

«Черкеска» (Беккерман, 2019б) - песня в восточном стиле на стихи Хизира Тахтамышева, которая посвящена знаменитой одежде адыгского (черкесского) народа. Носят черкеску представители разных народов Кавказа, поэтому вряд ли в России найдется, человек не видевший ее. Именно в черкесках танцуются красивые и зажигательные кавказские танцы. Интересно, что на языке черкесов название одежды звучит «Адыга-Фаша», именно такое словосочетание звучит в припеве песни. Несложно заметить похожесть слова «фаша», что значит одежда, на английское «Fashion», что переводится как фасон, стиль мода. Возможно, это совсем не случайность, ведь черкесы

- это очень древний народ.

И, наконец, песня «Речка» (Беккерман, 2019а) - пример стилизации под русский народный стиль. Это подвижная плясовая песня на стихи классика советской песни Виктора Гина - автора стихов таких хитов как «Зорька алая», «Поговори со мною, мама». В основе песни лежит традиционный русский сюжет про несчастную любовь и грустный финал, однако народная стилистика совершенно не делает песню грустной.

Знакомство с новым музыкальным материалом, а как результат получение новых сведений из разных областей знания, происходит в неформальной и творческой атмосфере, когда само по себе возникает желание культурного и эстетического обогащения. С музыкальной же точки зрения, молодёжь погружается в мир интересных ритмических решений, познаёт ладовые особенности других музыкальных культур.

Выше продемонстрированные занятия пробуждают у молодёжи интерес к собственной истории и культуре через уважение и толерантное отношение к другим народам и культурам, что очень важно в условиях глобализации и засилья гаджетов (Лазарев, Ласкин, 2016). Кроме того, знакомство с различными манерами пения и музыкальными интерпретациями расширяет кругозор молодёжи, открывает новые горизонты для собственного творческого развития. Это способствует и формированию духовных ценностей в процессе становления личности обучающихся (Уколова и др., 2016), что приводит их к пониманию того, что народные традиции замечательно сочетаются с талантливыми современными произведениями, и такой синтез традиционного с современным является культурным богатством нации и всей цивилизации.

Выше изложенные методы можно применять и в среде высшего профессионального образования при преподавании эстрадного вокала будущим профессиональным исполнителям. Данная сфера обладает своей спецификой, однако, при всех особенностях формирования профессиональных компетенций педагога музыканта (Цилинко, Трифанова, 2017), расширение кругозора, толерантность и обретение духовных ценностей никогда не может оказаться лишним в процессе становления

молодых педагогов и музыкантов.

Наиболее яркой иллюстрацией воспитательно-просветительского потенциала вышеописанных занятий является песенное представление какого-либо народа на фестивале-конкурсе «Национальные традиции». Кстати такой раздел существовал несколько лет в рамках проекта-фестиваля «Тебе отчизна, наши юные таланты» ГБОУ ДПО города Москвы «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания», находясь в перечне значимых мероприятий, рекомендованных Департаментом Образования города Москвы. Само по себе участие в конкурсе представляет собой своеобразный интерактивный метод (Шенцова, 2013) при преподавании предметов из области «Искусство». При следовании вышеназванным положениям в учебном процессе также реализуются и основные функции дополнительного образования: воспитательная и просветительская (Беккерман, 2016), когда вектор просветительства указывает, в контексте нашей статьи, песня и ее содержание.

ЛИТЕРАТУРА

Беккерман П..Б. 2016. Ресурсы для творческого развития обучающихся профессиям негуманитарного профиля в контексте реализации компенсаторной и воспитательной функций дополнительного художественного образования. С. 4051. - В кн.: Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства: коллективная монография МГПУ. М.: Перо. 281 с. Беккерман П. 2019а. Павел Беккерман, продюсерский центр. - URL: http://www.bekkerman.ru/index.php/music/153-2012-03-15-18-47-34.html (10.01.2019).

Беккерман П. 2019б. Павел Беккерман, продюсерский центр. - URL: http://www.bekkerman.ru/index.php/music/27-2012-03-13-17-17-24.html (10.01.2019).

Беккерман П. 2019в. Павел Беккерман, продюсерский центр. - URL: http://www.bekkerman.ru/index.php/music/56-2012-03-13-18-00-49.html (10.01.2019).

Кабкова Е.П. Педагогическая самопрезентация как необходимая составляющая компетенции педагога искусства. С. 139-149. - В сб.: Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития. Материалы научно-практической конференции. M.: МГПУ. 284 с. Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2016. Воспитание интереса молодежи к отечественной культуре в условиях глобализации. - Государственная

служба и кадры. 1: 109-113.

Уколова Л.И., Ушакова О.Б., Новиков С.Б. 2016. Специфика формирования духовных ценностей современной молодёжи в процессе становления личности. С. 234-243. - В кн.: Стратегия развития образовательного пространства в контексте интеграции культуры и искусства: коллективная монография МГПУ. М.: Перо. 281 с.

Цилинко А.П., Трифанова В.П. 2017. Специфика обучения эстрадному вокалу в контексте формирования профессиональных компетенций педагога-музыканта. - Ученые записки Российского государственного социального университета. Т. 16, № 4 (143): 85-93.

Шенцова О.М. 2013. Конкурсно-выставочная деятельность как интерактивный метод в архитектурно-художественном образовании. С. 218-220. - В сб.: Архитектурное интерпространство XXI века: опыт, проблемы, перспективы: Материалы междунар. науч.-метод. конф. (25-26 сентября 2013 г.). - СПб: Изд-во СПбГАСУ, 2013. 408 с.

Получена / Received: 12.02.2018 Принята/Accepted: 01.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.