Научная статья на тему 'Особенности индивидуальных занятий на фортепиано в условиях заочного обучения'

Особенности индивидуальных занятий на фортепиано в условиях заочного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА / УЧЕБНЫЙ РЕПЕРТУАР / DISTANCE LEARNING / INDEPENDENT WORK / ORGANIZATION OF LESSONS / TEACHING REPERTORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Александровна, Белоконь Игорь Андреевич

В данной статье авторы уделяют внимание проблеме организации учебного процесса инструментальной подготовки студентов педвуза в условиях заочного обучения. Предложенные методические указания касаются вопросов организации и структуры урока, выбора соответствующего учебно-методического репертуара, руководства и контроля над самостоятельной работой студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Марина Александровна, Белоконь Игорь Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности индивидуальных занятий на фортепиано в условиях заочного обучения»

Characteristics of independent lessons on piano in conditions of distance studying Antonova M.1, Belokon I.2 (Russian Federation) Особенности индивидуальных занятий на фортепиано в условиях

заочного обучения Антонова М. А.1, Белоконь И. А.2 (Российская Федерация)

1Антонова Марина Александровна /Antonova Marina - кандидат педагогических наук, доцент;

2Белоконь Игорь Андреевич /Belokon Igor - доцент, кафедра музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства,

Институт культуры и искусств, Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва

Аннотация: в данной статье авторы уделяют внимание проблеме организации учебного процесса инструментальной подготовки студентов педвуза в условиях заочного обучения. Предложенные методические указания касаются вопросов организации и структуры урока, выбора соответствующего учебно-методического репертуара, руководства и контроля над самостоятельной работой студентов. Abstract: in the article the author focuses on the problem of organization of the educational process of instrumental training for pedagogical universities' students in conditions of distance studying. Proposed methodological guidelines relate to the questions of organization and structure of the lesson, selection of appropriate teaching methodological repertory, guidance and control of independent work of students.

Ключевые слова: заочное обучение, самостоятельная работа, организация урока, учебный репертуар.

Keywords: distance learning, independent work, organization of lessons, teaching repertory.

Основная задача, стоящая перед исполнительскими кафедрами педагогических вузов, - подготовка высококвалифицированных музыкантов-педагогов, готовых к самостоятельной творческой деятельности. В этой связи совершенствование содержания и методов обучения специальным дисциплинам является насущной проблемой. Решение ее в общем комплексе требований, стоящих перед высшей школой, является задачей сегодняшнего дня.

На современном этапе «традиционные представления о содержании музыкально -исполнительского обучения входят в противоречие со спецификой профессиональной подготовки учителя музыки в общеобразовательной школе, включающей готовность использовать в самостоятельной практической работе активные формы и методы, которые вовлекали бы учеников в ролевые игры, в решение задач творческого характера. А ведь именно в обучении музыкальному исполнительству заложены огромные ресурсы и возможности формирования такой готовности» [1, с. 75].

Все методические принципы фортепианной педагогики имеют равное значение как в очном, так и в заочном обучении. Однако в условиях последнего они приобретают особую остроту в силу целого ряда обстоятельств, определяемых спецификой заочного обучения. Отметим ряд трудностей, возникающих перед студентом-заочником, которые следует учитывать педагогу при разработке методики игры на фортепиано применительно к данным условиям:

1) большая загруженность обучающегося в течение года постоянной работой;

2) значительные разрывы в общении преподавателя и студента;

3) необходимость в течение ограниченных и очень напряженных дней сессии «получить» (с максимальной пользой!) положенное количество «педагогических

62

часов» и исполнить выученную программу в рамках зачетного или экзаменационного выступления.

Вместе с тем, заочное обучение не ставит (в сравнении с очным) качественно другие конечные задачи подготовки педагога-музыканта. Меняются, главным образом, привычные и удобные сроки, в которых протекает педагогический процесс; отсюда неизменность цели и требований, перенесенных обстоятельствами в иные условия лишь в смысле формы их достижения. В связи с этим встает вопрос об организации учебного процесса и гибкого применения общих методических принципов обучения игре на фортепиано к специфическим условиям заочного обучения. Это и проблема четкой и ясной постановки в ходе урока исполнительских задач, и определения точной линии самостоятельной работы студента в межсессионный период, и структура занятия, продуманного до мельчайших деталей.

Действительно, дать студенту необходимую сумму знаний, умений, навыков за весьма ограниченный срок экзаменационной сессии, проработать за это время полугодовую программу и выпустить на эстраду студента - задача трудная и очень ответственная. Любые просчеты, которые в условиях очного обучения можно было бы исправить с течением времени, в данном случае проявляются предельно очевидно.

В этом случае, по сравнению с очным обучением, должна быть определенным образом скорректирована структура урока. Обычно в первый урок на сессии студент показывает всю подготовленную за полгода программу: полифоническое произведение, сочинение крупной формы, этюд или пьесу. Нередко в первый же урок преподаватель выдвигает огромное количество задач перед обучающимся. Это в корне неверный метод. Из-за обилия проблем студент теряется, у него сразу ничего не получается. Тем более если педагог еще приглашает студента каждый день приходить на урок (ради выполнения плана). При такой системе занятий учащийся, как правило, предстает на экзамене в совершенно «растрепанном» виде, нередко даже теряя те небольшие собственные достижения, которые были первоначально.

Значительно рациональнее увеличить время каждого занятия, но проводить их реже, давая ученику один-два дня на осмысление и подготовку к очередному уроку. Само же занятие следует проводить таким образом, чтобы, сосредоточив внимание студента на серьезных проблемах исполнения одного сочинения, в остальных ограничиться только лишь детальными и легко выполнимыми указаниями. После соответствующего закрепления и самостоятельных упражнений, на следующем уроке нужно переносить центр тяжести на другие произведения. Иногда в середине учебного времени, отведенного на сессию, бывает целесообразно проходить на уроке по одному сочинению. В этом случае количество занятий можно увеличить, сделать более частыми. При таком подходе к учебному процессу в новых условиях педагог, в известной мере, застрахован от возникновения у студента панических настроений, страха перед обилием трудностей. Как видно, методические пороки могут быть устранены строгой систематизацией педагогического процесса применительно к изменению учебных обстоятельств.

Некоторые новые нюансы в условиях заочного обучения приобретают выбор педагогом программы и первоначальный этап работы над ней со студентом. Преподавателю следует запланировать несколько уроков после сдачи экзамена для того, чтобы студент мог хотя бы в общих чертах познакомиться с новой программой. При разборе намеченных произведений уместно обратить внимание учащегося на встречающиеся наиболее значительные трудности. Очень полезно поговорить о стиле данных сочинений, их содержании и характере, разобраться в форме, вникнуть в пианистические особенности и т. д. И только после такого всестороннего обсуждения всей программы работа со студентом на данный период времени может считаться законченной. Если же в ходе последних занятий возникают какие-либо предложения со стороны студента в сторону изменения репертуара, то, в случае принятия их, разрешать возникшую проблему следует точно таким же образом. К сожалению, роль

63

этих последних занятий часто недооценивается. А ведь по меньшей мере половина успеха следующего выступления студента-заочника зависит от целесообразного подбора, тщательного обсуждения и всестороннего разъяснения программы следующего семестра.

Развитие творческой самостоятельности студентов предполагает наличие необходимых предпосылок и условий, обеспечение которых входит в обязанности педагога. Иными словами, пока учащийся не овладел в должной мере технологией самостоятельной работы, контроль и управление ею должны оставаться задачей преподавателя. «Ведь педагог должен быть не репетитором, навязывающим свои решения. Он должен быть наставником, направляющим профессиональное мышление ученика, подсказывающим ему кратчайшие пути к намеченным целям, учитывая его индивидуальные особенности, уровень подготовленности и дарования» [2, стр. 94]. Совместная работа в классе должна проецироваться и на сферу домашних занятий студента, на процесс оптимизации самоподготовки, умение самостоятельно выдвигать определенные учебно-познавательные цели и задачи, находить оптимальные пути их решения.

Все высказанные в статье методические рекомендации и предложения не являются всеобъемлющими и исчерпывающими. Речь может идти лишь о некоторых вопросах, призванных методическим путем оказать помощь преподавателю в музыкальном воспитании и профессиональном развитии студентов-заочников.

Литература

1. Антонова М. А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально-педагогического образования. Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 75-77.

2. Белоконь И. А., Овакимян Е. Ю. Психолого-педагогические аспекты взаимодействия педагога со студентом на практических занятиях. // Вестник науки и образования, 2015. № 8 (10). - С. 92-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.