Научная статья на тему 'Организация процесса музыкально-инструментальной подготовки в педагогическом вузе'

Организация процесса музыкально-инструментальной подготовки в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фортепиано / структура урока / творческая инициатива / самостоятельная работа / коллективные занятия / репертуар

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Антонова Марина Александровна

Статья посвящена вопросам организации процесса музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки. Основное внимание автор уделяет проблеме специфических особенностей индивидуальных занятий по фортепиано в условиях педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Антонова Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса музыкально-инструментальной подготовки в педагогическом вузе»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Организация процесса музыкально-инструментальной подготовки

в педагогическом вузе Антонова М. А.

Антонова Марина Александровна /Antonova Marina Alexandrovna - кандидат педагогических

наук, доцент,

кафедра музыкального образования, музыковедения и инструментального исполнительства,

Институт культуры и искусств,

Государственное автономное образовательное учреждение Высшего образования Московский городской педагогический университет (ГАОУ ВО МГПУ), г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросам организации процесса музыкальноинструментальной подготовки будущих учителей музыки. Основное внимание автор уделяет проблеме специфических особенностей индивидуальных занятий по фортепиано в условиях педагогического образования.

Ключевые слова: фортепиано, структура урока, творческая инициатива,

самостоятельная работа, коллективные занятия, репертуар.

На современном этапе «традиционные представления о содержании музыкально -исполнительского обучения входят в противоречие со спецификой профессиональной подготовки учителя музыки в общеобразовательной школе, включающей готовность использовать в самостоятельной практической работе активные формы и методы, которые вовлекали бы учеников в ролевые игры, в решение задач творческого характера. А ведь именно в обучении музыкальному исполнительству заложены огромные ресурсы и возможности формирования такой готовности» [1, с. 75].

Процесс обучения игре на фортепиано условно можно рассмотреть как две взаимосвязанные и взаимодополняющие составные части. Первая - наглядная - это непосредственно урок. Вторая - «скрытая», но, пожалуй, наиболее ответственная фаза педагогического процесса - своеобразное руководство самостоятельной работой студента. В конечном счете, суть занятий с учеником сводится к тому, чтобы научить студента максимальной самостоятельности в разрешении многочисленных вопросов, связанных с исполнительскими проблемами, на примере программ, разучиваемых в классе под руководством педагога. Механическая постановка перед учеником лишь чисто технических задач для самостоятельной домашней работы порождает в результате музыкально-интеллектуальную беспомощность, творческую несостоятельность будущего педагога.

Важнейшая фаза педагогического процесса - урок - непосредственное общение педагога со студентом. В ходе занятий, в зависимости от исполняемой программы, от степени подготовленности ученика к уроку планы уроков могут быть скорректированы педагогом. Во всех замечаниях, предложениях и требованиях, а также в процессе показа педагогу следует помнить о том общем направлении, которое надлежит указать ученику для самостоятельного осмысливания. Весь урок, в конечном счете, должен являться наглядным примером разбора тех сложностей и путей их преодоления, которые возникнут перед учащимся дома или же при исполнении аналогичных сочинений в будущем. Система декларирования и безапелляционных утверждений здесь абсолютно неуместна. Иными словами, пробуждение, воспитание и развитие творческой инициативы студента является наипервейшим методическим требованием к содержанию и структуре урока. Именно в этом и заключена вторая составная часть педагогического процесса -самостоятельное развитие учащегося от урока к уроку, контроль и руководство которым осуществляется посредством систематических занятий с педагогом.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 64 |

Приобретенные таким образом самостоятельные навыки будут стимулировать дальнейшее творческое совершенствование музыканта.

Исключительно полезны, несмотря на общую загруженность студента, посещения занятий товарищей. Это существенно обогащает знания учащегося, расширяет его музыкальный кругозор. Пользу, полученную студентами даже от эпизодических «коллективных занятий», трудно переоценить. При такой организации урока, обучающийся как бы проходит в классе дополнительно большое количество новых произведений; столкнувшись с трудностями своего товарища, получает представление о возможностях самостоятельного разрешения аналогичных проблем в своей работе. Помимо всех положительных навыков, приобретаемых своеобразными «слушателями-участниками» урока, бесспорную пользу извлекает и студент, непосредственно сидящий за инструментом. Частое присутствие в классе «посторонних лиц» помогает ему избавиться от робости, скованности и боязни аудитории, а эти недостатки, как известно, весьма распространены.

С другой стороны, в выявлении достоинств и недостатков только что прослушанного исполнения весьма уместно прибегать к участию и обсуждению самих студентов. Как правило, студенческая критика носит если не всегда верный, но уж зато бескомпромиссный характер. При умелом и тактичном руководстве данным обсуждением со стороны педагога, точно поставленных вопросах в отношении оценки исполняющего, определенных выводах, результаты для всех присутствующих могут быть только положительными.

Дальнейшим этапом развития данной системы занятий является уже не стихийное взаимопосещение уроков студентами, а систематические занятия специальной, тщательно подобранной педагогом группы учеников. В этом случае можно руководствоваться аналогичными возможностями программы: проблемой

исполнительского и композиторского стиля; общими (необходимыми для всех!) вопросами полифонического мышления; сходными виртуозными задачам и. т. д.

Одним из наиболее ответственных моментов методики обучения игре на фортепиано является выбор программы. Конечно, самым желательным является постоянное наличие у студента в работе более обширного репертуара, нежели это диктуется экзаменационными требованиями. Это позволяет варьировать занятия. Так, например, после выступления остается одно или несколько уже разобранных сочинений, над которыми можно тут же продолжить работу. Такой метод позволяет сохранить непрерывный творческий характер во взаимоотношениях педагога с учеником. В этом случае роль последних занятий по своей содержательности не уступает остальным урокам, а добавление еще неизвестных пьес не столько пугает ученика, сколько привлекает новизной в сочетании с уже знакомым материалом.

После сданного экзамена, на последних уроках очень полезно, помимо выбора и обзора новой программы, еще раз вкратце напомнить студенту о сложных проблемах, которые были перед ним поставлены и, естественно, еще не до конца разрешены за прошедший период. Методически просто необходимо дать для последующей работы какое-либо сочинение на закрепление (теперь самостоятельное) уже приобретенных умений и навыков.

Очень важно суметь приобщить учащегося к основным моментам исполнительского творчества, развить его личную инициативу в рамках четко осмысленной крупной проблемы. Это, в свою очередь, повлечет и предопределит логически обусловленное возникновение более мелких и частных вопросов, которые разрешатся в процессе непосредственной самостоятельной работы. «Следует также сказать о важнейшей роли продолжения контактов обучающихся с музыкальным искусством, осуществляемых в стенах учебного заведения и удовлетворяющих потребности в творческом самовыражении и развитии высокодуховной личности» [2, с. 79].

| 65 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

Литература

1. Антонова М. А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально -педагогического образования. Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 75-77.

2. Белоконь И. А., Овакимян Е. Ю. К вопросу целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях. // Вестник науки и образования, 2015. № 7 (9). С. 79-82. Адрес электронной публикации: http://scienceproblems.ru/k-voprosu-tselesoobraznosti.html

Образ современного педагога в контексте развития проблемного подхода к обучению в школе Гапонов А. С.

Гапонов Алексей Сергеевич / Gaponov Aleksei Sergeevith - кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания, школа № 45, г. Сургут

Аннотация: в статье поднимается проблема образа современного учителя и тех качеств, которые необходимы ему для реализации технологии проблемного обучения в школе.

Ключевые слова: учитель, педагог, образование, проблемный подход, личность, технология проблемного обучения, проблемный диалог, ФГОС-2.

Одним из насущных вопросов современности остается вопрос образования и людей, которые этот процесс осуществляют. Современная педагогическая наука уделяет огромное внимание вопросу развития ребенка в современной школе. При этом считается, что учитель, работающий в школе, априори способен освоить и реализовать данные подходы. Не касаясь вопросов, связанных с сопутствующими процессу обучения обязанностями, возлагаемыми на педагога, напомним только фразу одного из педагогов, сказанную на заседании Общероссийского народного фронта в 2014 году, активно обсуждаемую в педагогическом сообществе: «На одну ставку есть нечего, а на две некогда».

Перейдем к рассмотрению тех личностных и профессиональных качеств, которыми, на наш взгляд, должен обладать учитель для реализации своей профессиональной деятельности в условиях современной школы.

Надо понимать, что педагогическое сообщество состоит из довольно разных людей, со своим уникальным личностным и профессиональным опытом, темпераментом, представлениями о том, как надо строить и организовывать педагогический процесс. Поэтому кажущийся на первый взгляд самоочевидным тезис о необходимости для учителя осваивать современные методы и технологии обучения, перестраивать в соответствии с ними свою деятельность, на практике сталкивается с существенными трудностями.

Конкретизируя данный тезис, стоит еще раз подчеркнуть, что учителя это тоже люди со своими горестями, радостями, привычками, повседневными делами и заботами, что не может не накладывать свой отпечаток на методы и приемы, которые они применяют на уроке. С наработкой опыта появляется определенная косность мышления, а иногда и прямое неприятие новшеств, внедряемых в обучение. Поэтому одним из первых качеств, на основе которых должен строиться образ современного учителя, является способность преодолеть данную косность мышления, воспринять новое.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 66 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.