Научная статья на тему 'Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе'

Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / PIANO SCHOOL / INSTRUMENT-PERFORMANCE ACTIVITY / MUSIC TEACHER TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианова О. В.

В статье раскрываются основные аспекты педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, разработанной в 2008г. на основе анализа и обобщения опыта русской фортепианной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is about the main aspects of the pedagogical technology of the instrument-performance music teacher training in the university, worked out in 2008 on the basis of the analysis and generalized experience of the Russian Piano School.

Текст научной работы на тему «Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе»

УДК -373.543.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ

О.В. Андрианова

В статье раскрываются основные аспекты педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе, разработанной в 2008г. на основе анализа и обобщения опыта русской фортепианной школы. Ключевые слова: педагогическая технология, фортепианная школа, инструментально-исполнительская деятельность, подготовка учителя музыки.

Современная школа является базовым звеном становления личности, обладающей творческими наклонностями, созидательными способностями и стремлением к преобразованию себя и окружающей действительности. Этому способствует усиление внимания к предметам художественно-эстетического цикла, в частности, урокам музыки. Одной из главных функций учителя музыки современной школы является инструментальное исполнительство, а интерпретация им произведений музыкального искусства - одной из актуальных проблем современного музыкально-педагогического образования, история которого обогащена педагогическим наследием русской фортепианной школы.

Анализ исследований, направленных на трансляцию педагогического наследия отечественных пианистов-педагогов на инструментально-исполнительскую подготовку школьного учителя музыки, показывает, что в них недостаточно отражен механизм этого процесса, соответствующий новому подходу к профессиональному образованию.

Противоречие между наличием педагогически обоснованных путей реализации опыта отечественной фортепианной школы и теоретической неразработанностью механизма названного процесса обусловили необходимость разработки педагогической технологии подготовки учителя музыки в вузе к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности, которая раскрывается на примере его фортепианной подготовки.

Практика подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству свидетельствует о том, что её осуществление будет более эффективно, если в процессе обучения будет использоваться специально разработанная педагогическая технология, которую характеризует:

• опора на дидактические принципы русской фортепианной школы как педагогическую основу данного процесса;

• соответствие критериям технологичности педагогического процесса и требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям;

• взаимосвязь педагогического замысла и этапов технологии (диагностического, процессуально-образовательного и контрольно-оценочного);

• комплекс методов и форм, адекватных педагогическим принципам русской фортепианной школы, конкретной цели и задачам каждого этапа, обеспечивающих диагностирование развития личностно-профессиональных качеств студента и исследовательский характер его инструментально-исполнительского становления;

• система оценки готовности студента к инструментальному исполнительству как компоненту его профессиональной деятельности, включающая когнитивный, личностнодеятельностный и рефлексивный критерии.

Благодаря универсальности разработанной технологии, возможно её применение в инструментально-исполнительской подготовке учителя музыки на разных музыкальных инструментах, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.

Итак, рассмотрим основные аспекты и этапы разработанной педагогической технологии. Одной из главных её характеристик является педагогический замысел, связанный с обеспечением эффективности процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки на основе дидактических принципов русской фортепианной школы. Для осуществления данного педагогического замысла весь процесс подготовки разделен на этапы (диагностический,

процессуально-образовательный и контрольно-оценочный). Каждый этап подготовки предполагает выполнение одного из условий повышения эффективности подготовки (диагностику развития личностно - профессиональных качеств студента, обеспечение исследовательского характера инструментально-исполнительского становления будущего специалиста, применение когнитивных, личностно-деятельностных и рефлексивных критериев оценки), имеет определенную конкретную цель и задачи, выявляет способы их решения в виде методов и форм, адекватных дидактическим принципам русской фортепианной школы. Из известного многообразия педагогических методов были выбраны те, которые помогают оптимизировать данный процесс благодаря их системному применению в соответствии с каждым этапом технологии. Это - методы гуманной педагогики (обмен опытом, создание ситуации успеха, создание ситуации творческого поиска), объяснительно-и наглядно-иллюстративные (беседа, рассказ, наблюдение), репродуктивные (демонстрация, прослушивание, иллюстрирование), проблемно-поисковые (дискуссия, упражнение, работа над отдельными частями произведения), исследовательские (анализ актуальных проблем музыкальнопедагогической практики, сравнение, моделирование и проектирование). Из существующих в практике форм обучения в технологии использованы: индивидуальное занятие с педагогом, самостоятельное работа, концерт классической музыки, семинар, экзамен, зачет, контрольное прослушивание.

Нельзя не отметить, что деление процесса инструментально-исполнительской подготовки на этапы весьма условно, они тесно связаны друг с другом, каждый предыдущий обусловливает последующий.

Диагностический этап

Его содержание заключается в выявлении предрасположенности обучающихся к профессии, в диагностике их музыкальных способностей и музыкальной грамотности. В связи с этим данный этап технологии имеет своей целью определение профессиональной пригодности учителя к инструментально-исполнительской деятельности, которая конкретизируется в следующих задачах: выявлении мотивации, целей обучения, в определении уровня музыкальных способностей, исходного уровня инструментально-исполнительских знаний, умений и навыков. Все это связано с определением перспективы подготовки и планированием индивидуальной работы педагога со студентом. Данный этап включает такие формы организации занятий, как индивидуальное занятие с педагогом, концерт классической музыки, экзамен. Решению задач данного этапа способствует использование методов гуманной педагогики, репродуктивных, объяснительно- и наглядноиллюстративных, проблемно-поисковых и исследовательских. Следовательно, диагностический этап нацелен на определение количественных и качественных личностно-профессиональных характеристик студента, которые выявляются на уровне входной и промежуточной диагностики (итоговая диагностика рассматривается в контексте контрольно-оценочного этапа), что обеспечивает выполнение одного из условий успешной подготовки. Поэтому диагностический этап находится в тесной связи с процессуально-образовательным этапом.

Процессуально - образовательный этап

Его цель заключается в развитии исполнительского мастерства как творческого воплощения знаний, умений и навыков. В связи с этим задачами инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки являются овладение теорией и историей инструментального исполнительства, практическое освоение основ исполнительской деятельности (художественное воплощение музыкального образа, проявление технической грамотности, ощущение авторского стиля, творческий подход к интерпретации музыкального произведения, выполнение функций пианиста-исполнителя, концертмейстера); выработка способности свободного включения инструментального исполнительства в занятия с детьми. Являясь ядром инструментально-исполнительской подготовки будущего учителя музыки, данный этап включает в себя последовательность специфических действий, отражающих её исследовательский характер, что представляет собой ещё одно из условий данной подготовки. В эту последовательность входит анализ существующей инструментально-исполнительской действительности, предположение результатов подготовки учителя музыки, постановка цели исполнения произведения и определение путей её осуществления, разработка индивидуальной учебной программы, выбор соответствующих методов и форм достижения цели, реализация их в процессе подготовки. Содержание подготовки на процессуально-образовательном

этапе разработанной педагогической технологии включает развитие инструментальноисполнительского мастерства будущего учителя музыки (исполнительских умений, двигательнотехнических навыков, передачи художественной идеи произведения) в процессе индивидуального занятия с педагогом, самостоятельной работы, участия в концертах классической музыки, конференциях и семинарах по музыкальному искусству.

П едагогический замысел технологии

Обеспечение эффективности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы

Эт алы т ех нол о гаи

Цели зтапої

Задачи эт шов

Диагностический і _

Пр оцессуально-образовательный

Определение професс ионапьной пригодности будущего учителя к инс трументально-исполнительс кой деятельности

о Выявление мотивации и целей

обучения

о Определение уровня музыкальных способностей и исходного уровня инструментально-исполнительских знаний, умений и навыков

Развитие инструментальноисполнительского мастерства

х

о Овладение теорией и историей инструментального исполнительства о Практическое освоение основ инс трументально-исполнительс нэй деятельности о Выработка свободы включения инструментального исполнительства в занятия с детьми

К онтр о льн о-оценочный

и=

Выявление результативности инструментальноисполнительской подготовки

I

о Выявление уровня историкотеоретического освоения инструментального исполнительства о Выявление уровня учебнопрактических достижений о Выявление уровня развития профессиональной рефлегсии

Способы решения задач

Методы

о Гуманной педагогики

о Репродуктивные

о Объяснительно- и наглядно-иллюстративные

О Пробле мно-поисковые

О Ис следовательские

Формы

о Индивидуальное занятие с педагогом о Концерты классической музыки (посещение) о Экзамен

Формы

о Индивидуальное занятие с педагогом о Самостоятельная работа о Концерты классической музыки (участие) о Конференции, семинары

Методы

о Гуманной педагогики о Проблемно-поисковые о Исследовательские

Формы

о Экзамен о Зачет

о Контрольное прослушивание

Рис. 1. Структура педагогической технологии инструментально-исполнительской подготовки учителя

музыки в вузе

Контрольно - оценочный этап

Цель этапа - выявление результативности инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе - достигается через решение следующих задач: выявление уровня историкотеоретического освоения инструментального исполнительства; выявление уровня учебнопрактических достижений и уровня развития профессиональной рефлексии. Оптимизации данного процесса способствует, как известно, наличие критериально-оценочной базы. В разработанной технологии она представлены в виде когнитивных, личностно-деятельностных и рефлексивных критериев оценки готовности учителя музыки к инструментально-исполнительской деятельности. Данные критерии включают в себя уровень усвоения содержания индивидуальной учебной программы, уровень сформированности инструментально-исполнительских действий и уровень сформированности самооценки индивидуального исполнительского стиля. Контроль и оценка осуществляются в процессе экзамена, зачёта и контрольного прослушивания при помощи проблемно-поисковых, исследовательских методов и методов гуманной педагогики.

Педагогическая технология инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе на основе дидактических принципов русской фортепианной школы прошла успешную апробацию, в результате которой был подтверждён факт повышения эффективности процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки в вузе. В ходе исследования развиты основные идеи подготовки учителя музыки к инструментальному исполнительству как виду художественно-творческой деятельности, расширены научные представления о возможности повышении эффективности данного процесса на основе дидактических принципов русской фортепианной школы; найден механизм их реализации благодаря разработке специальной педагогической технологии подготовки и выявлению адекватных критериев ее оценки, акцентирующих внимание на учебной деятельности будущего специалиста, на его социальноличностных и профессиональных качествах, инициативности и ответственности.

Вместе с тем, проведенное исследование продемонстрировало целесообразность продолжения научных поисков в части более детальной разработки методов, конкретизации и теоретического обоснования форм и средств организации процесса инструментально-исполнительской подготовки учителя музыки, что может стать логическим продолжением данного

исследования.

This article is about the main aspects of the pedagogical technology of the instrument-performance music teacher training in the university, worked out in 2008 on the basis of the analysis and generalized experience of the Russian Piano School.

The key words: pedagogical technology, piano school, instrument-performance activity, music teacher training.

Список литературы

1. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. М., 1984.111с.

2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969. 336с.

3. Гольденвейзер А.Б. О музыкальномискусстве. М, 1975.416с.

4. Гофман И. Фортепианная игра. М, 1961.188с.

5. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963. 200с.

6. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 1966.63с.

7. Муцмахер В.И. Совершенствование в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1990.

94с.

8. Савшинский С.И. Пианист и его работа. Л., 1961.

9. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1965.

10. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984. 236с.

Об авторе

Андрианова О.В. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.