Научная статья на тему 'Образ современного педагога в контексте развития проблемного подхода к обучению в школе'

Образ современного педагога в контексте развития проблемного подхода к обучению в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель / педагог / образование / проблемный подход / личность / технология проблемного обучения / проблемный диалог / ФГОС-2.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гапонов Алексей Сергеевич

В статье поднимается проблема образа современного учителя и тех качеств, которые необходимы ему для реализации технологии проблемного обучения в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гапонов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ современного педагога в контексте развития проблемного подхода к обучению в школе»

Литература

1. Антонова М. А. Фортепианный ансамбль в практике современного музыкально -педагогического образования. Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 75-77.

2. Белоконь И. А., Овакимян Е. Ю. К вопросу целесообразности наличия фортепиано в непрофильных образовательных учреждениях. // Вестник науки и образования, 2015. № 7 (9). С. 79-82. Адрес электронной публикации: http://scienceproblems.ru/k-voprosu-tselesoobraznosti.html

Образ современного педагога в контексте развития проблемного подхода к обучению в школе Гапонов А. С.

Гапонов Алексей Сергеевич / Gaponov Aleksei Sergeevith - кандидат исторических наук, учитель истории и обществознания, школа № 45, г. Сургут

Аннотация: в статье поднимается проблема образа современного учителя и тех качеств, которые необходимы ему для реализации технологии проблемного обучения в школе.

Ключевые слова: учитель, педагог, образование, проблемный подход, личность, технология проблемного обучения, проблемный диалог, ФГОС-2.

Одним из насущных вопросов современности остается вопрос образования и людей, которые этот процесс осуществляют. Современная педагогическая наука уделяет огромное внимание вопросу развития ребенка в современной школе. При этом считается, что учитель, работающий в школе, априори способен освоить и реализовать данные подходы. Не касаясь вопросов, связанных с сопутствующими процессу обучения обязанностями, возлагаемыми на педагога, напомним только фразу одного из педагогов, сказанную на заседании Общероссийского народного фронта в 2014 году, активно обсуждаемую в педагогическом сообществе: «На одну ставку есть нечего, а на две некогда».

Перейдем к рассмотрению тех личностных и профессиональных качеств, которыми, на наш взгляд, должен обладать учитель для реализации своей профессиональной деятельности в условиях современной школы.

Надо понимать, что педагогическое сообщество состоит из довольно разных людей, со своим уникальным личностным и профессиональным опытом, темпераментом, представлениями о том, как надо строить и организовывать педагогический процесс. Поэтому кажущийся на первый взгляд самоочевидным тезис о необходимости для учителя осваивать современные методы и технологии обучения, перестраивать в соответствии с ними свою деятельность, на практике сталкивается с существенными трудностями.

Конкретизируя данный тезис, стоит еще раз подчеркнуть, что учителя это тоже люди со своими горестями, радостями, привычками, повседневными делами и заботами, что не может не накладывать свой отпечаток на методы и приемы, которые они применяют на уроке. С наработкой опыта появляется определенная косность мышления, а иногда и прямое неприятие новшеств, внедряемых в обучение. Поэтому одним из первых качеств, на основе которых должен строиться образ современного учителя, является способность преодолеть данную косность мышления, воспринять новое.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 66 |

Следует согласиться с автором технологии проблемного диалога Е. Л. Мельниковой, традиционное обучение - это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Постановка проблемы здесь сводится к сообщению учителем темы урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Поиск решения редуцирован до изложения готового знания, т. е. объяснения материала, что не гарантирует понимания материала большинством класса [1, с. 9]. Традиционное обучение, безусловно, не дает педагогу возможности реализовать поставленные в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения задачи.

Напомним, что современный стандарт требует от ребенка только на выходе из звена основного общего образования на метапредметном уровне: умение

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией [2].

Если учесть, что все вышеописанное ребенок должен уметь осуществлять по целому ряду как гуманитарных, так и естественнонаучных предметов, для традиционной системы обучения требования стандарта начинают представлять собой непробиваемую стену.

В этом отношении, одним из наиболее интересных подходов к развитию ребенка, реализуемых сегодня в школе, являются методы/технологии проблемного обучения. Интересно проблемное обучение прежде всего тем, что дает педагогу необходимые инструменты для реализации требований, заложенных федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Речь идет об использовании целого ряда проблемных по своему характеру методов, таких как исследовательские, поисковые, дискуссионные методы, метод проектов. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления [3, с. 16].

На практике данный подход строится на стыке психологии педагогики и той предметной области, в рамках которой проводит свои уроки преподаватель. И это второй момент, который, на наш взгляд, формирует образ современного учителя.

Во-первых, современный учитель это профессионал, который должен существенно больше, чем дает ему современная система педагогического образования, знать о процессах мышления и в целом о психологии ребенка и малых групп.

Во-вторых, учитель должен не просто обладать знаниями по конкретному учебному предмету, но уметь применять их как средство достижения развития личности ребенка. Эти два момента поднимают планку требований, предъявляемых к учителю, требуют от него принципиально иной организации учебного процесса.

Под иной организацией учебного процесса, применительно к заявленной теме, понимается способность создавать в ходе урока проблемную ситуацию, что предполагает наличие у педагога творческого, диалогического типа мышления и глубокого знания предмета, без которого невозможно создание проблемных ситуаций. При этом следует понимать, что проблема, существующая в науке, и учебная проблема - это не одно и то же.

| 67 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

Необходимо учесть, что проблематизация учебного материала - это, безусловно, необходимый элемент, без которого проблемный метод обучения, в принципе, невозможен. Во время подготовки к уроку учитель должен определить, какой тип проблем будут решать на данном конкретном уроке учащиеся. Другое дело, что это лишь первый этап, на котором педагог показывает, как он выполнил «домашнюю работу» - по анализу, систематизированию, представлению учебного материала.

Проблематизация учебного материала ценна не сама по себе, а в контексте вовлечения в ее решение учащихся (то есть создание проблемной ситуации), что меняет саму роль учителя во время урока. Нет магической фразы «этот урок проблемный» или «в науке существует чрезвычайно интересная проблема», после произнесения которой урок автоматически станет проблемным, а все учащиеся начинают творческое осмысление сказанного учителем. Эти общие фразы возвращают нас к традиционной системе образования. В рамках проблемного обучения учитель перестает быть источником готового знания. Учитель не формулирует проблему, как в традиционном уроке формулирует тему. Учитель должен дать учащемуся возможность через деятельность персонифицировать сам процесс получения знания. Проблема должна существовать не снаружи (на доске, в сказанной учителем фразе), а в сознании самого ребенка как конфликт между знанием и незнанием, между обыденным опытом и не вписывающимся в эту картину фактом. При этом по собственному опыту могу отметить, количество времени, которое необходимо потратить на этом этапе, вызывает подспудное желание его пропустить, ограничиться кратким описанием. Когда начинаешь на практике применять данный подход к обучению, необходима определенная внутренняя борьба, чтобы довести этот этап до завершения и перейти к совместному решению проблемы.

Помимо умения организовать проблемную ситуацию, во главу угла, в данном случае, становится умение организовать деятельность учащихся по решению поставленной, проблемной ситуации. В образ учителя, реализующего проблемное обучение, уже не вписывается длинный и односторонний монолог, который возможен при рассмотрении учащихся как объекта педагогического воздействия. Основной инструмент учителя на уроке это - диалог на равных с учащимся, как отдельным, равноправным субъектом образовательного процесса, это умение наступить на горло «собственной песне», своему жизненному опыту, социальному статусу.

Меняется и подход учителя к средствам обучения, в традиционной системе обучения переход от одного средства к другому сопоставим с переходом от одного пункта плана урока к другому (от работы с учебником к заполнению схемы, таблицы и т. п.). В рамках проблемного обучения средства обучения превращаются в опорные сигналы, являющиеся результатом деятельности учащегося по получению нового знания и закрепляющие их. Этот этап требует от учителя дополнительных усилий, потому что результаты деятельности учащихся являются весьма разнообразными как по своему качеству, так и способу предоставления информации, и на уроке требуется значительное время для работы по обсуждению, коррекции полученных результатов. У педагога появляется желание опустить этот этап деятельности, дать учащимся знание в готовом виде, наиболее пригодном, по его мнению, для запоминания. В качестве примера могу привести пример с составлением схемы «Качества современной семьи», которую на параллели 8-х классов составляли учащиеся. Проведя урок по одной и той же теме, во всех семи классах параллели на выходе получили семь существенно отличающихся друг от друга учебных результатов, несмотря на то, что учащиеся в качестве опоры пользовались одними и теми же учебными материалами.

Учителю нужно пройти вместе с ребенком весь путь необходимых рассуждений и действий, ведущих к достижению ребенком успеха, и это предполагает наличие еще одного качества, без которого образ учителя был бы не полным - это гибкость мышления. Под гибкостью мышления в данном случае следует понимать способность

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015 | 68 |

воспринимать новое, переоценивать накопленный опыт, выходить за привычные, комфортные рамки. Именно отсутствием данного качества можно отчасти объяснить то, что нововведения так тяжело входят в практику преподавания в российской школе. Введение в жизнь нового федерального образовательного стандарта должно, по задумке его авторов, заставить продвигаться по этому пути быстрее.

Подводя итог, выделим те черты, которые должны доминировать в образе учителя, реализующего на практике федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.

Во-первых, способность преодолеть собственную косность мышления в восприятии новых подходов в образовании.

Во-вторых, глубокое знание способов мыслительной деятельности и психологии ребенка, умение использовать знания по конкретному предмету для достижения поставленных государством и обществом образовательных результатов.

В-третьих, умение вычленять из учебного материала образовательные проблемы, значимые для развития мыслительной деятельности ребенка, превратить поставленную проблему в личностно значимую проблему ребенка.

В-четвертых, умение организовать поисковую, познавательную деятельность учащихся по решению поставленной ранее проблемы.

В-пятых, необходимая для реализации проблемного подхода гибкость мышления, заставляющая отказаться от монологического стиля изложения материала и восприятия ребенка как объекта педагогического воздействия, в пользу диалогического стиля подачи материала и восприятия ребенка как равноправного субъекта образовательного процесса.

Литература

1. Мельникова Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. мат. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [Электронный ресурс]: Ы1р://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения 01.06. 2015).

3. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 247. - 368 с.

| 69 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 9(11) 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.