Научная статья на тему 'Применение технологии проблемного обучения в преподавании основ безопасности жизнедеятельности'

Применение технологии проблемного обучения в преподавании основ безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
МЕТОД ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маткаримов Абдурахим Мухаммаджонович

В данной статье рассматривается применение проблемного метода в обучении студентов в области безопасности жизнедеятельности. Описываются отличительные черты, достоинства и недостатки этого метода, роль в современной системе образования. Выделяются особенности его применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маткаримов Абдурахим Мухаммаджонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение технологии проблемного обучения в преподавании основ безопасности жизнедеятельности»

непосредственно связаны с материалом, подлежащим усвоению, путем решения проблемы. Учебная проблема считается поставленной, если определены возможные условия для самостоятельного решения ее студентами.

Список литературы

1. Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа, 2001.

2. Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2003.

3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Педагогика, 1977.

4. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Танио, 1989.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Маткаримов А.М.

Маткаримов Абдурахим Мухаммаджонович - старший преподователь, кафедра профессионального образования, физико-математический факультет, Наманганский государственный университет, г. Наманган, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается применение проблемного метода в обучении студентов в области безопасности жизнедеятельности. Описываются отличительные черты, достоинства и недостатки этого метода, роль в современной системе образования. Выделяются особенности его применения. Ключевые слова: метод проблемного обучения, образовательный процесс, проблемная ситуация.

Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения. Проблемная ситуация — центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения у школьников заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы на уроках безопасности жизнедеятельности. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

Функции проблемного обучения в условиях преподавания курса ОБЖ: усвоение учениками системы знаний о безопасности жизнедеятельности и способов практической деятельности в ЧС, развитие интеллекта учащихся, формирование диалектического мышления школьников, формирование всесторонне развитой личности, воспитание навыков творческого усвоения знаний, воспитание навыков применения знаний и умение решать проблемы сохранения и укрепления своего здоровья, формирование и накопление опыта действий в опасных ситуациях, формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Структура проблемного урока:

1. Организационный момент - включение детей в деятельность; - выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний - воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания; - фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы - определение затруднения, его место -определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания - выдвижение гипотезы; - проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление - внешнее оформление новых алгоритмов; -фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе; -самостоятельное решение типовых заданий; - самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение - включение нового материала в систему знаний; - решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия - рефлексия деятельности на уроке; - самооценка учащимися собственной деятельности. На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности обучающихся [3].

Очень часто на уроках ОБЖ делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Именно на уроках основ безопасности жизнедеятельности складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Поэтому такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить [3].

Кроме того, создание проблемного обучения трудоёмко, так как к каждому уроку необходимо подбирать соответствующие упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе внедрения ФГОС обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, само коррекции. Таким образом, проблемное обучение отвечает новым стандартам и эффективен в развитии самообучения учащихся.

Список литературы

1. Абаскалова Н.П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М., 2008. С. 87.

2. Берсенева Т.С. Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности». М., 2007. С. 93-97.

3. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Пособие для учителя. СПб., 2003. С. 163.

4. Михайлов Л.А. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности. М., 2009. С. 35.

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ Козлова Г.В.

Козлова Галина Владимировна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2, г. Суздаль

Аннотация: в статье анализируются технологии деятельностного подхода для реализации целей современного образования.

Ключевые слова: технологии, системно-деятельностный подход, ФГОС, УУД, компетенции, система образования.

Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у детей завтра.

Джон Дьюи

Российская школа в последние годы претерпевает процесс системных преобразований, которые предназначены сформировать личность, способную к саморазвитию, самореализации и самосовершенствованию. С нововведениями меняются цели, методы и технологии образования, но, несмотря на все изменения и динамику развития, урок был и остается главной формой организации учебного процесса [2]. В связи с переходом на ФГОС поменялась и система образования. Урок становится новым, современным, а значит и учитель должен становиться «новым» и современным.

Таким образом, цели современного образования выглядят так:

- развитие современной личности, способной к самореализации; гармоничное развите личности ребенка возможно только во взаимном процессе

общения и деятельности со взрослыми (общение-сообщение);

- формирование обобщенных видов деятельности, направленных на проявление самостоятельности, оригинальности и инициативности;

- создание ситуаций активного взаимодействия человека со средой, в результате которого происходит достижение сознательно поставленной цели [1].

Для успешной реализации учебных целей современного школьного образования, педагогическая система должна быть соорганизована таким образом, чтобы происходило развитие индивидуальных способностей и социализация каждого ученика. На сегодняшний день очень важно подготовить ребенка к самостоятельности и привить умение учиться, так как требования к современному человеку, продиктованное обществом, достаточно серьезное: высокое качество образование, проявление качеств Лидера, коммуникабельность, целеустремленность, креативность, а также умение ориентироваться в огромном мире информации, выбирая главное и важное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.